Система работы по развитию мелкой моторики рук в детском саду у детей с ОВЗ
Проблемами изучения мелкой моторики дошкольников и младших школьников в отечественной науке занимались многие исследователи (Д.Б. Эльконин, А.Р. Лурия, Л.Ф. Фомина, М.М. Кольцова, Н.М. Щелованов, Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова, М.Ю. Кистяковская и др.).
В.А. Сухомлинский отмечал: «Моторика - сфера двигательных функций организма и связанных с ними физиологических и психологических явлений. Различают мелкую моторику (движение руки и пальцев) и крупную моторику (перемещение тела, ходьба)».
Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л. В. Фомина). Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
В связи с тем, что в детском саду дефектологическое сопровождение осуществляется с детьми, имеющими трудности в развитии речи и других психических процессов, проблема развития мелкой моторики является особенно актуальной. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Поэтому очень важно организовать целенаправленную и систематическую работу по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей, что, в свою очередь, будет способствовать формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Проведя диагностику по развитию мелкой моторики рук у детей с ОВЗ выяснилось, что практически у всех недостаточно сформировано развитие мелкой моторики рук. В связи с этим я постаралась систематизировать работу.
Мною были отобраны определённые направления работы по развитию мелкой моторики рук, которые напрямую готовят руку ребёнка к письму и повышают эффективность процесса развития ребенка.
Вся система работы реализовывалась поэтапно.
Сначала, я ввела упражнения на развития тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта. Это, в основном массаж и самомассаж. Для этого я использовала различные предметы (массажные мячики «Су- джок», карандаши, , массажные коврики , лабиринты, «Чудесный мешочек», «Волшебные крышечки», «Сухой бассейн для рук» с различным наполнителем, грецкий орех, крышки «Фрутоняня» т.д.)
Затем – пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика. В этих играх активно используется игровая мотивация, значительно повышающая интерес к учебным занятиям, а также эффективность самих игр. Пальчиковые игры включаются в сказки, небольшие рассказы, стихотворные формы и напоминают своеобразные инсценировки. Включаю пальчиковый театр, проговариваем вместе, детям очень нравится .Еще я здесь использовала такую технику, как «пальцеход». Для изготовления которых, привлекла родителей воспитанников.
Третья группа – упражнения на развитие силы мышц кистей и пальцев рук. Я включаю в эту группу работу с эспандерами, упражнения с резиновыми и пластмассовыми шарами, работу со штампами, шнуровка. В эту группу входит работа по застёгиванию и расстёгиванию кнопок, пуговиц, работа с многофункциональной клавиатурой. Получая различные задания, дети с большим удовольствием нажимают на клавиши.
Четвертую группу составили кинезиологические упражнения. Это комплекс упражнений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Я разработала картотеку, в которой систематизированы упражнения «от простого к сложному».
Пятая группа – упражнения на формирование графо-моторных навыков.
Во-первых, это работа с карандашом. Сначала дети должны научиться правильно держать карандаш. Он должен быть длиной не менее 100 мм, так как карандаш должен фиксироваться в двух точках: в точке захвата карандаша щепотью и на месте соединения большого и указательного пальцев. В процессе выполнения упражнений с карандашом желательно менять его по твёрдости и мягкости и, конечно, по форме (гладкий, ребристый). Затем формируем умение чертить горизонтальные и вертикальные линии, следить за движением своей руки. Использую приём рисования по точкам и обведение по контуру. Большое внимание уделяю штриховке. Обвести и раскрасить определённые предметы и геометрические фигуры помогает работа с трафаретами. После этого по порядку учимся проводить наклонные линии, ломаные, изогнутые и волнистые, петли и спирали. После этого круги и овалы, квадраты и прямоугольники. Постепенно переходим к орнаментам и копированию букв.
И так, целенаправленное систематическое и поэтапное развитие мелкой моторики рук у детей уже на первых порах работы повышает работоспособность за счёт тонизирующего воздействия на кору больших полушарий мозга.
Учитель - дефектолог:
Шмакова Г.Г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.