Система работы по выявлению музыкальных способностей детей
В книге Б. М. Теплова предложена концепция музыкальности, где музыкально стьпредстает как комплекс способностей. Обратимся к этой структуре музыкальных способностей по Теплову Б. М.
Это:
-эмоциональная отзывчивость
-музыкальный слух
-чувство ритма
-творческие способности
В связи с этим определяем цели и задачи.
Цель: Определить музыкальные способности детей.
Задачи:
-Выявить уровень эмоциональной отзывчивости на музыку.
-Выявить уровень музыкального слуха.
-Выявить уровень ритмического слуха.
-Выявить уровень творческих способностей в пении, движении, в игре на музыкальных инструментах.
Для работы можно использовать тесты.
Эмоциональная отзывчивость на музыку.
Эмоциональная отзывчивость на музыку – это способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, способность к сопереживанию, способность к творческому воображению.
Чтобы определить, в какой степени ребенок обладает этой способностью, достаточно предложить ему послушать музыкальное произведение и понаблюдать за ним. Если ребенок слушает без желания, отвлекается, проявляет равнодушие к тому, что слышит, то можно сказать, что у ребенка эмоциональная отзывчивость на низком уровне. Все другие музыкальные способности (в структуре по Теплову Б. М.)скорее всего будут слабо развиты.
И наоборот, если ребенок живо реагирует на музыку мимикой, движениями, подпевает – это свидетельствует о его музыкальности и, значит, все другие способности имеют хороший шанс развиться.
Музыкальный слух.
Музыкальный слух имеет две основы – ладовое чувство и музыкально-слуховые представления.
Одно из проявлений ладового чувства – ощущение тоники, способностьвоспринимать мелодию, которая завершается неустойчивым звуком, как незаконченную.
Каждый звук мелодии имеет своеобразную ладовую окраску. От ощущения детьми лада и умения опираться на устойчивые звуки во многом зависит чистота интонации, а это и есть проявление музыкального слуха.
Чтобы выявить, развит ли у ребенка ладовый слух, можно предложить такой тест - игровое упражнение из «Музыкального букваря» Н. А. Ветлугиной «Наш дом», в котором каждая фраза заканчивается на тонике – главном звуке лада. Здесь можно использовать такой прием: педагог поет вместе с ребенком всю фразу, а последний звук (тонику) не поет. Ребенок сам должен ее «найти» - точно интонационно спеть. От того, насколько точно будет спет звук, можно судить о развитии этой способности - ладового чувства.
Вторая основа музыкального слуха – музыкально-слуховые представления – тоже играет большую роль в становлении музыкального слуха. Ребенок должен различать звуки по высоте. Для этого можно нажать на инструменте последовательно две клавиши и спросить у ребенка, какой звук был выше, а какой ниже. Также можно выявить, слышит ли ребенок направление мелодии, сыграв поступенное движение мелодии вверх или вниз.
Далее – попросить повторить, спеть заданный звук. Если ребенок чисто поет заданный педагогом звук, это значит, что у него налажена координация между слухом и голосом. Спеть таким образом ряд звуков (более низких и более высоких) и определить певческий диапазон ребенка.
Попросить спеть знакомую песню. Если ребенок всю мелодию песни поет правильно, интонационно чисто, значит у него хороший музыкальный слух.
Так, в несколько этапов выявляется эта способность.
Ритмический слух.
Тест на выявление уровня ритмического слуха, как способности, можно представить из нескольких заданий (от простого к сложному):
- предложить ребенку похлопать в ладоши под ритмичную музыку, тем самым выявив уровень выполнения равномерного ритма (метра).
- предложить повторить простой ритмический рисунок (прохлопать в ладоши или простучать на любом ударном инструменте).
- повторить более сложный ритмический рисунок (с паузой и синкопой).
Для этого можно использовать музыкально-дидактические игры на развитие ритмического слуха «Игра с картинками», «Учитесь танцевать».
Чтобы выявить творческий потенциал ребенка в различных видах музыкальной деятельности, можно предложить ему ряд творческих заданий.
Выявление творческого потенциала в пении. Импровизация.
-Вопрос-ответ. Вокальный диалог взрослого и ребенка.
Педагог предлагает стать участником игры: на те вопросы, которые он будет петь, нужно дать музыкальные ответы, например:
Вопрос (поет педагог):- Что ты хочешь, Кошечка?
Ответ (поет ребенок):- Молочка немножечко.
Следующим тестом на способность импровизировать в пении могут быть задания на завершение мелодии, начатой педагогом (досочинить мелодию, например:
Педагог: Всем ребятам весело –
На лугу, на лугу,
Ребенок: Заиграла дудочка:
«Ду-ду-ду, ду-ду-ду».
Сочинение мелодии на заданный текст в определенном жанре.
Это довольно сложный тест. Ребенок должен не только различать жанры на слух, но и знать музыкально-выразительные средства каждого из них (темп, ритм, характер мелодии марша, польки, колыбельной песни).
Примерный текст колыбельной песни:
Наступает ночка,
Спи, моя ты дочка.
Педагог должен обратить внимание на оригинальность мелодии и ритма в детских импровизациях, оценивая эту творческую способность ребенка.
Выявление творческого потенциала в музыкально-творческом движении.
Предложить ребенку потанцевать под веселую знакомую музыку – придумать свой танец, пляску, комбинируя знакомые движения.
Критерии оценки:
Музыкальность. (Умеет ли передавать характер музыки в движении, изменяет ли движения с изменением частей музыки).
Эмоциональность. (Умеет ли передавать настроение музыки мимикой и жестами).
Творческие проявления. (Проявляет ли фантазию, придумывает ли свои варианты движения для передачи характера музыки).
Выявление творческого потенциала в игре на музыкальных инструментах.
Для выявления этой способности педагог может предложить ребенку следующие творческие задания:
-Выбрать нужный инструмент и показать на нем, «сыграть», придумать, как капает дождь или как шуршат листья под ногами. И в этом выборе – творчество ребенка, ведь шуршание листьев можно изобразить и погремушкой, и маракасом, и баночкой с наполнителем; прошуршать бумагой, наконец.
-Придумать на треугольнике песенку дождя, не забывая о том, что дождик бывает разный: грустный, монотонный, веселый, сильный (ливень). Обратить внимание, передает ли ребенок в своем сочинении определенный характер или однообразно стучит палочкой.
Далее творческое задание можно усложнить, предложить поиграть в игру «Композитор».
-Придумай свой марш на бубне, барабане или кубиках.
В этом задании педагогу можно подключиться – ритмично подыграть на фортепиано. Марш прозвучит интереснее, ярче (Сотворчество).
Наблюдая за деятельностью ребенка, педагог дает оценку его творческим возможностям, его творческому потенциалу. Импровизация во всех видах деятельности вызывает большую заинтересованность детей и оказывает влияние на музыкальное развитие дошкольников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.