Актуальность проблемы
По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации количество больных детей (от 0 до 17 лет) ежегодно увеличивается на 4-5%, Среди нарушений в состоянии здоровья со стойкими расстройствами функций, ограничениями жизнедеятельности, нарушениями социальной адаптации и интеграции в общество наиболее многочисленную группу составляют заболевания, связанные с двигательными- 25,0% и умственными - 20,4% нарушениями.
В настоящее время в РФ происходит повсеместная ликвидация и «реорганизация» специальных коррекционных учебных заведений.
По данным Всемирной организации здравоохранения, тенденция роста детей с ООП наблюдается во всех странах, и Япония не исключение.
Специальные учебные заведения в Японии
1950 г. ( 35 тысяч детей )
1960 г. ( 70 тысяч детей)
1970 г. ( 160 тысяч детей)
1980 г. ( 180 тысяч детей)
2003 г. ( 171 540 учащихся).
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;
инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 29.12.2012 N 273-ФЗ
"ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации
5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:
1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 29.12.2012 N 273-ФЗ
"ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Нормативно-правовую базу в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации составляют документы:
Вcеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года
Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года)
Конституция РФ
Федеральный закон Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов"
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ
Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» № 761 от 01.06.2012
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
Японию принято считать передовиком инклюзивного образования.
Национальная система специального образования (ССО), обеспечивающая детям с отклонениями в развитии высокий уровень государственной помощи и социальной защиты.
Национальный институт специального образования по вопросам особых потребностей (NISE)
Национальная ассоциация по изучению проблем лиц с ограниченными возможностями, которая координирует внедрение инклюзивного образования в стране.
Национальная система специального образования (ССО) в Японии (Закон об образовании, 1948 г.)
Система специального образования | Система инклюзивного образования |
|
|
Статистические данные
Характер нарушений | Специальные классы | Количество учеников в специальных классах | Количество учеников в ресурсных комнатах |
Интеллектуальные нарушения | 18 172 | 54 895 | ------------------- |
Эмоциональные нарушения | 8859 | 23 496 | 4184 |
Двигательные нарушения | 1915 | 3341 | 1 |
Хронические заболевания | 840 | 1660 | 6 |
Нарушение слуха | 608 | 1145 | 1581 |
Нарушение зрения | 188 | 237 | 162 |
Нарушение речи | 339 | 1199 | 27 718 |
всего | 30921 | 85933 | 33 652 |
Категория детей с ОВЗ в РФ по ФГОС ОВЗ и ФГОС обучающихся с УО | Варианты программ |
Глухие дети | 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 |
Слабослышащие дети | 2.1, 2.2, 2.3 |
Слепые дети | 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 |
Слабовидящие дети | 4.1, 4.2, 4.3 |
Дети с тяжелыми нарушениями речи | 5.1, 5.2, 5.3 |
Дети с нарушениями ОДА | 6.1, 6.2, 6.3, 6.4 |
Дети с задержкой психического развития | 7.1, 7.2, 7.3 |
Дети с расстройствами аутистического спектра | 8.1, 8.2, 8.3, 8.4 |
Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) | ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – варианты 1, 2 |
Система подготовки учителей, работающих в ССО Японии
Первый (региональный) уровень | Второй уровень |
После 10 лет практической работы учителя повышают квалификацию в местных центрах специального образования | Курсы, нацеленные на подготовку педагогов к решению новых задач, поставленных государством |
Выбор родителями детей с проблемами в развитии двух путей социально-реабилитационного сопровождения:
Пространство
коррекционной школы
активизация сохранных функций ребенка и развитие его зоны ближайшего развития при участии коррекционных педагогов и специальных психологов.
Пространство
массовой школы
Активизирует социально-психологические механизмы взаимодействия проблемного ребенка со средой и только потом – коррекцию.
Остаются социально-психологические риски нетипичного ребенка.
Необходимым условием реализации инклюзивного образования является
специальная обучающая среда, включающая:
1. наличие педагогических кадров со специальным образованием, владеющих инновационными методами и информационно-коммуникационными образовательными технологиями;
2. комплекс индивидуальных учебных программ, планов, методических материалов, литературы;
2. создание адекватных внешних условий (необходимый уровень комфортности, специализированные средства передвижения и организация адаптивных учебных мест, дистанционные средства обучения) и т.д.
Существующие барьеры:
Архитектурная недоступность школ
Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми
Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классах
Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.