Актуальность проблемы
По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации количество больных детей (от 0 до 17 лет) ежегодно увеличивается на 4-5%, Среди нарушений в состоянии здоровья со стойкими расстройствами функций, ограничениями жизнедеятельности, нарушениями социальной адаптации и интеграции в общество наиболее многочисленную группу составляют заболевания, связанные с двигательными- 25,0% и умственными - 20,4% нарушениями.
В настоящее время в РФ происходит повсеместная ликвидация и «реорганизация» специальных коррекционных учебных заведений.
По данным Всемирной организации здравоохранения, тенденция роста детей с ООП наблюдается во всех странах, и Япония не исключение.
Специальные учебные заведения в Японии
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;
инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 29.12.2012 N 273-ФЗ
"ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации
5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:
1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 29.12.2012 N 273-ФЗ
"ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Нормативно-правовую базу в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации составляют документы:
Вcеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года
Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года)
Конституция РФ
Федеральный закон Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов"
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ
Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» № 761 от 01.06.2012
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
Конституция Японии гарантирует «Все люди имеют право на получение образования, соответствующее их способностям»
Японию принято считать передовиком инклюзивного образования.
Национальная система специального образования (ССО), обеспечивающая детям с отклонениями в развитии высокий уровень государственной помощи и социальной защиты.
Национальный институт специального образования по вопросам особых потребностей (NISE)
Национальная ассоциация по изучению проблем лиц с ограниченными возможностями, которая координирует внедрение инклюзивного образования в стране.
4 ступени обучения в Японии
От 3 до 6 лет только в специальном детском саду
От 6-12 лет в начальной школе
От 12-15 лет в неполной средней школе
От 15-18 лет в средней школе
Национальная система специального образования (ССО) в Японии (Закон об образовании, 1948 г.)
Система специального образования | Система инклюзивного образования |
|
|
Специальные образовательные учреждения Японии
Вид СОУ | Всего СОУ |
С нарушением зрения | 71 |
С нарушением слуха | 106 |
С нарушением интеллекта | 523 |
С двигательными нарушениями | 199 |
С хроническими заболеваниями | 96 |
Всего | 995 |
Статистические данные
Характер нарушений | Специальные классы | Количество учеников в специальных классах | Количество учеников в ресурсных комнатах |
Интеллектуальные нарушения | 18 172 | 54 895 | ------------------- |
Эмоциональные нарушения | 8859 | 23 496 | 4184 |
Двигательные нарушения | 1915 | 3341 | 1 |
Хронические заболевания | 840 | 1660 | 6 |
Нарушение слуха | 608 | 1145 | 1581 |
Нарушение зрения | 188 | 237 | 162 |
Нарушение речи | 339 | 1199 | 27 718 |
всего | 30921 | 85933 | 33 652 |
Категория детей с ОВЗ в РФ по ФГОС ОВЗ и ФГОС обучающихся с УО | Варианты программ |
Глухие дети | 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 |
Слабослышащие дети | 2.1, 2.2, 2.3 |
Слепые дети | 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 |
Слабовидящие дети | 4.1, 4.2, 4.3 |
Дети с тяжелыми нарушениями речи | 5.1, 5.2, 5.3 |
Дети с нарушениями ОДА | 6.1, 6.2, 6.3, 6.4 |
Дети с задержкой психического развития | 7.1, 7.2, 7.3 |
Дети с расстройствами аутистического спектра | 8.1, 8.2, 8.3, 8.4 |
Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) | ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – варианты 1, 2 |
Система подготовки учителей, работающих в ССО Японии
Первый (региональный) уровень | Второй уровень |
После 10 лет практической работы учителя повышают квалификацию в местных центрах специального образования | Курсы, нацеленные на подготовку педагогов к решению новых задач, поставленных государством |
Выбор родителями детей с проблемами в развитии двух путей социально-реабилитационного сопровождения:
Пространство
коррекционной школы
активизация сохранных функций ребенка и развитие его зоны ближайшего развития при участии коррекционных педагогов и специальных психологов.
Пространство
массовой школы
Активизирует социально-психологические механизмы взаимодействия проблемного ребенка со средой и только потом – коррекцию.
Остаются социально-психологические риски нетипичного ребенка.
Необходимым условием реализации инклюзивного образования является
специальная обучающая среда, включающая:
Существующие барьеры:
Архитектурная недоступность школ
Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми
Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классах
Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.