Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников с ЗПР
Оценка 4.9

Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников с ЗПР

Оценка 4.9
Особые потребности
pptx
дефектология
2 кл
10.01.2020
Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников с ЗПР
Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении. Однако в настоящий момент навык чтения у школьников вызывают серьёзную тревогу у педагогов и родителей. Подавляющее большинство трудностей, которые наблюдаются у детей во время обучения в школе, связаны с тем, что они не могут самостоятельно получать информацию из книг и учебников.
система упражнений.pptx

Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников с ЗПР

Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников с ЗПР

Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников с ЗПР

Подготовила:
Кордюкова Любовь Владимировна
учитель – дефектолог
МБОУ СОШ № 19


город Сургут -2019г.

Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников с ЗПР

Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников с ЗПР

Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении. Однако в настоящий момент навык чтения у школьников вызывают серьёзную тревогу у педагогов и родителей.
Подавляющее большинство трудностей, которые наблюдаются у детей во время обучения в школе, связаны с тем, что они не могут самостоятельно получать информацию из книг и учебников.

«Без чтения нет настоящего образования, нет, и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания», – писал А.И. Герцен

Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников с ЗПР

Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников с ЗПР

Проблемы

Тренировка быстрочтения сопряжена с некоторыми сложностями.
У неподготовленных детей слабо развито периферийное зрение, артикуляция, есть дефекты психических навыков (внимание, память).
Узкое поле зрения.
Для освоения техники быстрого чтения необходимо иметь широкий охват зрения. Глаза не должны фокусироваться на одном слове. Задача педагога по скорочтению научить школьника воспринимать текст целиком, то есть взгляд должен останавливаться не на отдельных словах, а на пробелах между ними, захватывая сразу фразу или предложение.
Регрессия глаз.
Это главный враг скорочтения. Школьник возвращается к уже прочитанному тексту, теряя время. Регрессия глаз происходит машинально. Процесс возможно контролировать, используя тренировочные упражнения.
Подавление артикуляции.
Читая в обычном темпе, дети стараются проговаривать слова четко и громко. Это помогает усваивать художественную литературу. Например, стихи воспринимать точно и чувствовать настроение автора без пауз, логических ударений невозможно. Но для динамического чтения дикция не нужна. Проговаривание снижает скорость восприятия текста.
Неразвитое внимание.
Высокий темп чтения требует повышенного внимания. Это необходимо для моментального выделения главного и второстепенного, глубокого понимания новой информации.

Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников с ЗПР

Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников с ЗПР

Таблицы Шульте Это числовые квадраты. Каждая клетка содержит цифру. Для учеников начальных классов используется диапазон от 1 до 20. Задача упражнения состоит в том, чтобы найти глазами все числа по порядку. Сначала это занимает много времени, потом 10-20 секунд. Засекать скорость выполнения задания нужно на каждом уроке, отмечая прогресс.

Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников с ЗПР

Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников с ЗПР

Красно-черные таблица Горбова-Шульте

Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников с ЗПР

Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников с ЗПР

Упражнение «Клетчатая таблица» I этап Рассмотреть таблицу и найти вcе числа чёрного цвета от 1 до 12

Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников с ЗПР

Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников с ЗПР

Словесные пирамиды Аналог клиновидных таблиц. Слова располагаются на разном расстоянии друг от друга. Начинать чтение нужно с верхнего уровня, постепенно спускаясь вниз, держа в фокусе обе стороны пирамиды. Это задание довольно сложное. Проводить тренировку нужно индивидуально, у каждого ученика на столе должна лежать карточка с таблицей, чтобы ничего не отвлекало.

Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников с ЗПР

Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников с ЗПР

На борьбу с регрессией глаз
Запретить глазам возвращаться на уже прочитанный текст силовой воли невозможно. Этот навык требует тренировки.
Отрезаем полстрочки
Действовать нужно следующим образом:
Ребенок читает предложения, например, первую строчку абзаца.
Кладет на прочитанный фрагмент лист бумаги, широкую закладку.
Продолжает чтение, двигая закладку по странице.
Возврат глаз на верхний текст невозможен — он спрятан. Закономерность движения только вперед вырабатывается автоматически.
Указка

Можно пользоваться ручкой, пальцем. Учитель или сам ученик указывают на движение чтения. Глаза следят за ручкой автоматически, но первое время школьнику придется заставлять себя не оглядываться.

Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников с ЗПР

Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников с ЗПР

На подавление артикуляции
Проговаривание слов даже губами, бесшумно мешает увеличению скорости чтения. Артикуляцию придется подавить. По тексту должны скользить только глаза. Для отработки навыка подойдут следующие упражнения.
Читаем под музыку
Включайте музыку без слов, потом в сопровождении песни. Шум мешает проговариванию. Важно, регулярно проверять понимание прочитанного. Задавайте вопросы по тексту, просите пересказать абзацы, параграф учебника.
Бормотун
Или шмель. Школьники должны жужжать или бормотать, петь мотив во время чтения. Это упражнение достаточно сложное. Но развивает оба полушария мозга, поскольку ребенок выполняет несколько действий одновременно.
Карандаш
Если губы проговаривают слова прочитанного текста бесшумно,
на автомате, то нужно зафиксировать их в одном положении,
запретить двигаться. Ребенок зажимает карандаш во рту, или
закрывает губы ладошкой.
Барабанная дробь.
Отстукивать ритм может учитель или сам ученик. Барабаньте
без ритма или в определенном темпе, наигрывая знакомую мелодию.

Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников с ЗПР

Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников с ЗПР

Артикуляция гласных, согласных, сочетаний гласных и согласных.
Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата.
АОУЫИЭ, АЫОУЭИ, ОУАЭИЫ...
(Изменяйте сами последовательность гласных, следите за четкостью произношения). 
з-с-ж, ш-ж-с, с-ч-щ...
С-Ж-З-Ш, Б-Д-П-Т, Г-Ж-К-Ш... 
Ба - бя бо - бё бу - бю бэ – бе бы - би 
За - зя зо - зё зу - зю зэ - зе зы - зи 
Фа - фя фо - фё фу - фю фы – фи фэ - фе 
Ла - ля ло - лё лу - лю лы – ли лэ - ле
Чтение скороговорок.
Секрет скороговорки в том, что в ней встречаются слова, сходные по звучанию, но разные по смыслу. В словах ритмически повторяются звуки, слоги. 
Утром присев на пригорке,
Учат сороки скороговорки.
Кар-р-р! Картошка, картонка, карета, картуз.
Кар-р-р! Карниз, карамель, карапуз. 
Вез на горку Саня за собою сани.
Ехал с горки Саня, а на Сане сани. 
Шел Егор через двор
С топором чинить забор.

Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников с ЗПР

Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников с ЗПР

Иногда беглость чтения не может быть сформирована из-за отрывистого чтения.
В таком случае надо поработать над плавностью чтения. Для работы над плавным чтением используются таблицы следующего вида:

Для развития правильного произношения, совершенствования навыка чтения используем работу со структурными слоговыми таблицами.

Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников с ЗПР

Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников с ЗПР

Упражнения на внимание
Корректировка уровня внимания необходима для усовершенствования способности быстро воспринимать текст, видеть знакомые слова, проскальзывая по ним взглядом. Проводите следующий комплекс упражнений:
Составляем слова
Напишите длинное слово на листе бумаги. Например, предпринимательство. Из него составляется лексемы из одного – двух слогов: мир, лес, стол и другие.
Найди отличия
Запишите пары слов: пар-бар, вол-кол, лак- рак, жук-сук, гроздь- гвоздь, мишка- миска,тропа-укроп. Ребенок объясняет, чем они похожи, чем отличаются.
Загадки
Вопросики с подвохом тренируют внимание.
Например, сколько яблок вырастет на березе, если их в саду 8, а на каждой в прошлом периоде выросло по 10 фруктов.
Придумывать хитрые загадки можно самим, вместе с ребенком.
Работа обоих полушарий
Пробуйте читать левым и правым глазом сразу. Этот метод используется как разминка вначале урока, в качестве домашнего задания.

Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников с ЗПР

Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников с ЗПР

Это упражнение проводится коллективно, чтобы ребёнку было с кем соревноваться.
По сигналу «Внимание» показать карточку (см. образец), но не более, чем на 2 сек. Ребёнок должен прочесть предъявляемый материал и записать его.
По мере тренировок увеличивать объём материала.
Бессмысленные слова, содержащие от 3 до 9 согласных букв, например:

Д П В
Р Б В Л
Ж К П Р Ч
К П Т Н С Д
Б М Д Р К Л Ф
С Т П Ц Г В Д К
М В П К Ш Л Ч Б С

Предложения, Содержащие от 5 до 16 букв, например:
Я бегу.
Дай мне.
Дым идёт.
Двор чист.
Что делать?
Ученье - свет.
Я плыву.
Птица поёт

Задание: Постарайся без ошибок переписать следующие строки:
Аммадама реберге ассамаса
Гесклалла ессанессас
Еналсстаде енадслат етальтаррс
Усогката лиммодорра клатимор

Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников с ЗПР

Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников с ЗПР

Развитие оперативной памяти
Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти.

Как лучше проводить зрительные диктанты?
Выписываются шесть предложений одного из наборов и закрываются листом бумаги. После того, как одно из предложений высвечено, т.е. лист бумаги подвинут вниз, ребёнок в течение определенного времени (время указано для каждого предложения) читает молча это предложение и старается запомнить. По истечении времени предложение стирается и предлагается записать его в тетради.
Затем следует экспозиция, чтение и запоминание второго предложения. После того, как оно стерто, снова следует записать его в ученических тетрадях.
На шесть предложений обычно уходит от 5 до 8 минут времени.
Итак, в среднем на один набор уходит по три дня. Восемнадцать наборов – 54 дня, около двух месяцев. За два месяца можно развить оперативную память, но при условии, что зрительные диктанты должны писаться ежедневно, если писать с перерывами – это уже ничего не дает.

Примеры наборов предложений (диктанты Федоренко)
1. На полях выращивают картофель, свеклу, морковь, лук.
2. Каждый день тысячи людей въезжают в новые квартиры
3. Занятия спортом помогают людям сохранить здоровье.
4. По лесной заросшей тропе идет группа туристов.
5. Мальчик подошел к окну и увидел за рощей строящийся дом.
6. Россия живет в мире и дружбе с другими народами.

Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников с ЗПР

Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников с ЗПР

Путаница
Выучите несколько стихотворения с ребенком. Наберите заученные строчки на ПК, но поменяйте слова местами, распечатайте. Задача школьника состоит в том, чтобы расставить их правильно.
Отмечаем главное
Читайте небольшой тест. Отмечайте карандашом главные мысли, основные тезисы.

Называем цвета
Увлекательное задание. Используйте такое поле:
Называть нужно не слова, а цвет и оттенок, которыми они напечатаны.

Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников с ЗПР

Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников с ЗПР

Ремонт слов
Элементарное восстановление пропусков в словах. Сначала будет пропущена одна буква в некоторых словах, потом можно давать текст с недостатком слогов, даже слов.

Визуальный диктант
Возьмите небольшой текст, из 5-8 предложений. Школьник читает. Затем закройте все предложения, кроме первого. Пусть ребенок запомнит его. Дайте на это 10 секунд. Уберите текст. Ученик должен записать предложение по памяти. Переработайте весь текст таким образом.

Упражнения на развитие памяти

Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников с ЗПР

Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников с ЗПР

Восстановление цепочки
Учитель, родитель читают группу слов. Они могут быть связаны друг с другом семантически или лексически.
Например: автобус- водитель- гараж- бензин-ремонт-слесарь- автошкола.
Урок, портфель, доска, каникулы, оценки, учебник, школа, парта.
Число слов зависит от способностей юного ученика и его возраста.
Ребенок повторяет слова после прослушивания. Важно сохранить порядок следования цепочки. Увеличивайте количество слов постепенно, доведите сложность до 20 единиц, желательно не связанных по смыслу.

Метод принудительного ускорения
Нужно работать в паре. Помогать отстающим ученикам могут более успешные. Ведущий читатель быстро проговаривает текст, водит пальцем или указкой по странице. Наблюдающий следит, подстраивается под темп. На следующем уроке чтение проходит в бесшумном режиме. Нужно только следить за движениями указкой или пальца. При этом скорость должна быть на хорошем уровне.

Найди лишнее слово
(Быстрое чтение и запись слов, отличающихся одной буквой)
Шляпа шляпа шляпы шляпа
Стол столб стол стол
Дом дом дом ком

Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников с ЗПР

Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников с ЗПР

Метод фиксации
Ребенок читает текст по частям с метрономом. Нужно обвести овалом начало, средину и конец строчки. Таким образом, несколько предложений поделены на три равные части. Под каждый такт метронома ученик схватывает отдельную часть взглядом, вслух читать нельзя. Занятие по метод проводите ежедневно 3-4 недели.

Метод скольжения
Способ похож на диагональное чтение. Карандашом обведите несколько первых слов каждого предложения, включите метроном. На первых ударах ученик читает обведенные слова, на втором — остальные. Скорость скольжения постепенно увеличивается.

Важно! На первых порах требовать понимания нельзя. Важно отработать навык восприятия текста фрагментарно. Осознание прочитанного придет позже.

Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников с ЗПР

Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников с ЗПР

Среди эффективных рекомендаций по проведению занятий можно выделить следующие:
Не тратьте время на чтение большого текста, лучше обработать пару маленьких отрывков в хорошем темпе.
Делайте перерывы между занятиями, если они короткие.  Например, для первоклассников выбирайте такую схему: читать 3 раза в день по 7-10 минут, через каждые 2-3 часа.
Начинайте с простых тестов.
Перед началом обучения скорочтению автоматизируйте звуки, восприятие слогов. Можно воспользоваться слоговой таблицей. Ее читают по вертикали, горизонтали, диагонали. Скачайте в интернете понравившийся вариант или воспользуйтесь этим.
Как разминку используйте артикуляционную гимнастику на каждом уроке.
Для первоклассников или дошколят пользуйтесь яркой литературой, с картинками, красочными иллюстрациями, чтобы развить интерес к урокам.
Автоматизируйте чтение частотных слов. Для этого подходят карточки Домана-Маниченко. Их можно использовать с младенческого возраста. Метод основан на фотопамяти.
Вместо строгих систем работы используйте  игры, хоровое чтение, обработку текста в парах.
Контролируйте технику чтения регулярно, записывайте в дневник.
Ведите тетрадь успехов. Хвалите малыша за малейший успех, чтобы не отбить желание заниматься.
Занимайтесь чтением вместе, покажите положительный пример.
Предоставить ребенку время читать самостоятельно, без вашего контроля. Это повысит ответственность, самооценку.
Скорочтение для детей может стать спасательным кругом. С помощью упражнений на развитие памяти, внимания, поля зрения ребенок улучшает массу психических свойств. А это помогает осваивать школьную программу, быть успешным и уважаемым среди одноклассников и учителей.
Научить малыша читать быстро кажется сложно только на первый взгляд. Успеха можно добиться даже в домашних условиях, если использовать специализированную методическую литературу, не отступать при появлении сложностей, отсутствии заметного прогресса. Через пару месяцев упорного труда вы точно заметите результат своей работы.

Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников с ЗПР

Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников с ЗПР

Представленные упражнения помогут устранить причины трудностей и совершенствовать техническую составляющую процесса чтения, а следовательно помогут вашему ребёнку-школьнику с ЗПР в обучении в целом. Знакомьтесь с разделами постепенно, занимайтесь регулярно и с интересом, а читайте увлечённо, всей семьёй.

Успехов Вам! 

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2020