Выступление на педсовете.
«Система пед. работы как средство повышения профессионального потенциала учителя»
Хочется начать с того, что в математике нет царских путей. Математика - высокая винтовая лестница. Чтобы взобраться по ней к вершинам знаний, надо пройти каждую ступеньку, от первой до последней. Математика – одна из самых сложных школьных дисциплин, и вызывает трудности у многих учащихся. В то же время есть дети, которые имеют явно выраженные способности к этому предмету, и дети, для которых математика – вечная проблема. Как сделать так, чтобы каждый ребенок лучше, чем ранее, развил свой потенциал и был успешен на итоговой аттестации по математике?
Прежде чем достичь вершины, нам вместе с учениками нужно пройти долгий путь познания. В современных условиях, в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной самостоятельности учащихся. Решить эту проблему старыми методами невозможно. Всё это побудило меня к разработке своей системы обучения, направленной на повышение качества знаний учащихся, развития их творческих способностей посредством новых информационных технологий. Конечно, идеальный вариант, к которому стремится каждый учитель - самостоятельная учебная работа ребёнка в интерактивной среде обучения, используя готовые электронные учебные курсы, обучающие, тренировочные и проверочные работы в системе Интернет.
Я стараюсь каждый свой урок превращать в урок нравственного и интеллектуального формирования школьников, пробуждать живую, самостоятельную мысль ученика, так как считаю это основой основ преподавания всех наук.
Решая, слушая, записывая на уроках математики доказательства теорем, решение сложных задач и примеров, ученики постепенно убеждаются в том, что математика – «наука всех наук».
Ведь воспитание любви к математике – неотъемлемая часть учебного процесса, связанная с самой сутью нашего предмета.
Поэтому передо мной как учителем математики стоит целый ряд задач:
Дать учащимся определённый круг знаний о математике (её структуре, функциях, происхождении и развитии, роли в современном мире).
Научить школьников пользоваться всем богатством математических средств (способствовать постоянному пополнению их знаний, развитию и совершенствованию математических навыков).
Обеспечить усвоение учащимися алгебраических и геометрических норм.
Сформировать у учащихся умения и навыки устного счёта, а также письменного решения и правильного оформления различных математических заданий.
Вырабатывать у учащихся прочные математические навыки.
И я свою работу направляю на решение этих задач.
В моей работе основными принципами обучения школьников математике являются:
принцип доступности;
принцип наглядности;
принцип «учить на уроке»;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения сильных и слабых учеников.
Основными методами моей работы со слабыми учениками являются методы щадящей педагогики:
устный счёт на каждом уроке;
полётное повторение ранее изученного материала;
работа у доски в парах;
решение по образцу;
заполнение пропусков в тексте;
решение задач по алгоритму;
уроки-игры.
После изучения каждой темы, провожу самостоятельную работу, чтобы выявить пробелы в знаниях по данной теме. Самостоятельные работы бывают обучающие и проверочные. Их классифицирую по уровню сложности.
Такая система работы позволяет постепенно наращивать самостоятельность учащихся.
При определении системы упражнений стараюсь учитывать, насколько при их выполнении участвуют зрение, слух и речь.
Один из путей повышения грамотности учащихся – чтение математических терминов. В учебниках «Математика 5-6» Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург есть рубрика «Говори правильно». Этот приём работы использую на уроках и считаю его эффективным.
Готовясь к каждому уроку, я продумываю способы объяснения нового материала, подбираю тренировочные упражнения для закрепления, а также дополнительный материал, пробуждающий желание знать предмет глубже, читать специальную литературу, работать с дополнительными источниками.
Обучение математике строится, прежде всего, на изучении математических правил. При этом нужно иметь в виду, что правило организует обучение решению математических задач, но оно само по себе ещё не приводит к правильному решению: решение различных математических упражнений должно быть закреплено путём длительных упражнений, чтобы оно стало навыком.
Ведь ни для кого не является секретом, что многие ученики могут без единой запинки рассказать правило, а когда начинают решать, испытывают множество затруднений. Поэтому я учу ребят в каждом решении выделить главное, основное, а затем рассказать правило своими словами, как его поняли, и только после этого предлагаю выучить правило по учебнику.
В целях закрепления того или иного математического правила использую решение упражнений различного уровня сложности.
Сразу после знакомства с некоторым математическим понятием предлагаю выполнить устные упражнения (у учащихся вырабатывается умение сосредотачивать внимание). Следующий этап – это выделение ключевых задач, которые должен решать каждый ученик класса. Также на уроках часто прибегаю к выборочному решению, когда учащимся предлагаю выполнить решение тех или иных заданий с определёнными нюансами.
Особое место на своих уроках я отвожу работе с учебником. Ведь учебник – это основной источник знаний и основное пособие для учеников.
Такая система работы позволяет постепенно наращивать самостоятельность учащихся.
При разработке методики проведения урока стараюсь идти не только от теоретического материала к упражнениям, но и от упражнений к теоретическому материалу.
Каждая новая тема на уроке – открытие. Она даёт ученикам радость познания, ощущение движения вперёд. Если же этого ощущения нет, детям может стать скучно, а скука тормозит восприятие и делает запоминание непрочным.
К.Д. Ушинский писал: «Дитя утомляется не трудностью материала, а однообразием его преподавания». При определении системы упражнений стараюсь учитывать, насколько при их выполнении участвуют зрение, слух и речь.
Смена видов деятельности – лучший отдых.
Игровые моменты, элементы занимательности прививают любовь к математике, развивают интерес к ней как к учебному предмету, расширяют, дополняют и углубляют знания, умения и навыки.
Каждый учитель знает, как трудно дети воспринимают язык математики на слух. У учащихся 5-6 классов основным является наглядно-образное мышление. Слышать и слушать учащихся надо учить. Поэтому вторая цель: научить детей слышать и понимать язык математики.
На протяжении всей работы в школе я прививаю своим ученикам вдумчивое отношение и любовь к урокам математики, придаю большое значение эстетическому воспитанию, учу детей эмоциональному восприятию всего нового и познавательного.
В.А. Сухомлинский писал: «Все наши замыслы превращаются в прах,…если нет детского желания учиться».
И я считаю своей обязанностью возбуждать и поддерживать это желание постоянно. Стараюсь никогда не забывать простую, но великую истину: чтобы быть хорошим учителем, надо, прежде всего, любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь.
Педагог должен не просто хорошо знать свой предмет, но и искренне чувствовать его значимость. Поиск путей и методов, с помощью которых я пытаюсь донести до учащихся свое отношение к предмету – неотъемлемая часть моей деятельности. И, безусловно, что применение одних и тех же методов в различных классах дает не одинаковый эффект, поэтому я нахожусь в постоянном поиске с каждым новым классом, пытаясь найти наиболее приемлемые формы и методы преподавания предмета. Практика постоянно меня убеждает, что, несмотря на огромный объем информации и обилие умений и навыков, которыми овладевают учащиеся, они совершенно беспомощны в их применении в реальной жизни. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Процесс обучения – процесс двухсторонний. Для успеха обучения требуется не только высокое качество работы учителя, но и активная деятельность учащихся, желание овладеть самостоятельно знаниями, их интерес к обучению, сосредоточенная и вдумчивая работа под руководством учителя. Для этого необходимо строить процесс обучения, организацию и методику урока так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике. Урок есть основное звено процесса обучения. Это значит, что весь процесс обучения складывается из отдельных звеньев-уроков, каждый из которых связан со всеми предыдущими в единую цепь-систему. Очень важно хорошо провести урок. Но даже сам по себе хорошо проведенный урок не решает в должной мере задачи обучения; если он не является органическим звеном общей цепи данной темы, раздела, курса, цикла, всего учебно-воспитательного процесса. В своей работе стараюсь использовать такие формы проведения уроков, которые развивают чувство ответственности и справедливости, взаимоподдержки и порядочности, самокритичности и настойчивости. Мне кажется, что пока учащийся сам не осознает – насколько важны ему знания по данному предмету, он не сможет усвоить даже малую долю того, что пытается донести до него преподаватель. Научить понимать необходимость этих знаний – одна из самых сложных задач педагога. Ученик получает возможность осваивать то содержание образования, тем способом и на том уровне, который в наибольшей степени отвечает его возможностям, потребностям и интересам. В своей работе уделяю большое внимание следующим этапам:
Вычислительные навыки. Пользоваться калькулятором не рекомендую, объясняя его вред. Показываю ребятам некоторые способы быстрого умножения чисел, возведения в степень, извлечения корней др.
Обязательное знание правил и формул. Для этого после изучения теоретических вопросов темы, даю на 5 - 7 минут математический диктант, в котором часть вопросов касается теории и вторая часть - простейшие примеры не её применение.
Постоянное совершенствование учебных навыков на практике.
Проверка знаний и умений учащихся. Выполнение тренировочных и диагностических работ.
И я считаю своей обязанностью возбуждать и поддерживать это желание постоянно. Стараюсь никогда не забывать простую, но великую истину: чтобы быть хорошим учителем, надо, прежде всего, любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь.
В основе конкретных форм учебных занятий лежит применение таких общих форм, как: индивидуальная, парная, групповая и коллективная. Я считаю, что при планировании учебного занятия необходимо учитывать то, что часть учебного материала ученик должен освоить за счёт индивидуальной самостоятельной работы с текстом, часть – обучая другого, а чему-то обучиться, в том числе и у учителя. Очевидно, результативность учебно-воспитательного процесса определяется степенью активности в нём его субъектов, что в свою очередь зависит от системы отношений: ученик- ученик, учитель-ученик, ученик-источник информации, ученик-родитель, учитель-родитель.
Из всего накопленного опыта и имеющихся знаний хочу поделиться использованной мною технологией разноуровневого подхода в обучении математике.
Итак, в классе формирую три уровня учащихся: уровень 1 – учащиеся, которые имеют низкие математические способности, уровень 2 – учащиеся, которые имеют средние математические способности, уровень 3 – учащиеся, которые имеют высокие математические способности. Ребята знают, что со временем можно перейти из одной группы в другую в соответствии с результатами обучения.
На уроках использую технологии уровневой дифференциации, что особенно помогает при подготовке к сдаче экзаменов в форме и по материалам ЕГЭ. После изучения индивидуальных особенностей учеников в классе, работаю в трех направлениях:
1) провожу разноуровневые уроки, на которых использую разноуровневые задания (обучающие и контролирующие). Учащиеся должны уметь оценивать себя и своих товарищей, знать, что необходимо уметь на оценки «3», «4», «5».
2) учу самостоятельной работе с учебником, с дополнительной литературой.
На разноуровневых уроках осуществляю дифференцированный подход на любом из этапов урока.
Огромное внимание уделяю устной работе. Главное условие здесь - систематичность, работа на каждом уроке. Во время устной работы половину повторяемого материала можно отработать в течение 5-7 минут. Устный счет всегда провожу так, чтобы ребята начинали с легкого, затем за выполняли более сложное. При изучении нового материала и закреплении: первый урок провожу одинаково для всех, на следующих уроках происходит разноуровневая работа. Уровень 1 – возвращается к основным моментам, повторяет снова теоретический материал и решает простейшие задания. Уровень 2 – сосредотачивается на упражнениях, которые требуют решения, старания и понимания основных положений тем и умений. Задания для уровня 3 – переходят от обязательных в творческие.
Закрепление пройденного материала проводится следующим образом: дети уровня 3 работают по карточкам индивидуально, уровня 2 - работают на месте, а учащиеся уровня 1 работают у доски с учителем.
Часто перед многими учениками стоит проблема общения ученик-учитель. Им трудно бывает задать вопрос, попросить объяснить снова из-за индивидуальных особенностей личности. У одноклассников проще спросить непонятное, получить в нужный момент помощь. Этому способствует групповая форма работы. Класс разбивается на группы по 2 человека. Дети в парах организованы с разным уровнем развития: средний – низкий, высокий – средний. Все пары получают задания. Задания выполняют парой, при этом идёт обсуждение, опрос друг друга. Затем пара должна защитить перед классом свое решение. Выслушав все пары или часть пар, учащиеся приходят к общему выводу. Таким образом, абсолютно все ученики всё полезное время потратили на достижение главной цели урока. Я направляю работу, частично помогаю, корректирую.
Практикую в своей работе зачёты и смотры знаний по темам, что положительно сказывается на подготовке к экзаменам. Зачеты провожу в конце темы в виде теста, который составлен из задач трех уровней.
Одной из задач повседневного учительского труда является необходимость осуществлять контроль знаний учащихся. Тестирование как эффективный способ проверки знаний находит в школе всё большее применение. Одним из основных и несомненных его достоинств является минимум временных затрат на получение надёжных итогов контроля.
Особое, важное место в обучении, конечно, занимает система домашних заданий. Домашние занятия учащихся способствуют воспитанию у них внимательности и воли, точности и аккуратности, развитию трудолюбия и настойчивости в преодолении встречающихся трудностей, самоконтроля и самооценки. Но все эти качества развиваются у учащихся лишь при правильной организации домашних заданий.
Контроль за качественным, регулярным выполнением учащимися домашних заданий полностью лежит на родителях. Я стараюсь, как можно чаще им об этом напоминать.
С сильными учащимися проще: они контролируют свою работу сами; они более добросовестны; волнуются за свои оценки и хотят знать больше; сами задают вопросы и просят дополнительные, индивидуальные задания. Для “проблемных” детей этот контроль мной осуществляется с помощью системы индивидуальных заданий.
Обязательной составляющей процесса обучения, считаю умение учащихся анализировать свои возможности. Я стараюсь учить их самостоятельно определять для себя приоритетные вопросы при изучении нового материала или при ликвидации пробелов в знаниях; видеть динамику сформированности навыков своей учебной деятельности; учу их оценивать результаты своего труда.
Проблема взаимодействия семьи и школы не нова. Время идет, мир меняется, меняются и взаимоотношения родителей и школы. Но ответственными за воспитание и образование детей остаются родители и школа. Следовательно, учитель и родители должны быть партнерами в этом вопросе. Нередко трудно бывает привлечь родителей к процессу воспитания детей, и часто родителям самим требуется помощь учителя в решении многих вопросов.
Эффективность воспитания в большей степени зависит от согласованности усилий семьи и школы, единства их требований к учащимся.
Роль учителя в школе действительно велика, но он не всемогущ, и обучить может лишь того, кто хочет учиться и кто сам учится.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.