«Система пед. работы как средство повышения профессионального потенциала учителя»
Оценка 4.7

«Система пед. работы как средство повышения профессионального потенциала учителя»

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
математика
Взрослым
01.04.2017
«Система пед. работы как средство повышения профессионального потенциала учителя»
Презентация к выступлению.
Выступление на педсовете.docx

Выступление на педсовете.

«Система пед. работы как средство повышения профессионального потенциала учителя»

 

Хочется начать с того, что в математике нет царских путей. Математика - высокая винтовая лестница. Чтобы взобраться по ней к вершинам знаний, надо пройти каждую ступеньку, от первой до последней. Математика – одна из самых сложных школьных дисциплин, и вызывает трудности у многих учащихся. В то же время есть дети, которые имеют явно выраженные способности к этому предмету, и дети, для которых математика – вечная проблема. Как сделать так, чтобы каждый ребенок лучше, чем ранее, развил свой потенциал и был успешен на итоговой аттестации по математике?

 Прежде чем достичь вершины, нам вместе с учениками нужно пройти долгий путь познания. В современных условиях, в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной самостоятельности учащихся. Решить эту проблему старыми методами невозможно. Всё это побудило меня к разработке своей системы обучения, направленной на повышение качества знаний учащихся, развития их творческих способностей посредством новых информационных технологий. Конечно, идеальный вариант, к которому стремится каждый учитель - самостоятельная учебная работа ребёнка в интерактивной среде обучения, используя готовые электронные учебные курсы, обучающие, тренировочные и проверочные работы в системе Интернет.

Я стараюсь каждый свой урок превращать в урок нравственного и интеллектуального формирования школьников, пробуждать живую, самостоятельную мысль ученика, так как считаю это основой основ преподавания всех наук.

Решая, слушая, записывая на уроках математики доказательства теорем, решение сложных задач и примеров, ученики постепенно убеждаются в том, что математика – «наука всех наук».

Ведь воспитание любви к математике – неотъемлемая часть учебного процесса, связанная с самой сутью нашего предмета.

Поэтому передо мной как  учителем математики стоит целый ряд задач:

Дать учащимся определённый круг знаний о математике (её структуре, функциях, происхождении и развитии, роли в современном мире).

Научить школьников пользоваться всем богатством математических средств (способствовать постоянному пополнению их знаний, развитию и совершенствованию математических навыков).

Обеспечить усвоение учащимися алгебраических и геометрических норм.

Сформировать у учащихся умения и навыки устного счёта, а также письменного решения и правильного оформления различных математических заданий.

Вырабатывать у учащихся прочные математические навыки.

И я свою работу направляю на решение этих задач.

В моей работе основными принципами обучения школьников математике являются:

принцип доступности;

принцип наглядности;

принцип «учить на уроке»;

принцип индивидуализации и дифференциации обучения сильных и слабых учеников.

Основными методами моей работы со слабыми учениками являются методы щадящей педагогики:

устный счёт на каждом уроке;

полётное повторение ранее изученного материала;

работа у доски в парах;

решение по образцу;

заполнение пропусков в тексте;

решение задач по алгоритму;

уроки-игры.

После изучения каждой темы, провожу самостоятельную работу, чтобы выявить пробелы в знаниях по данной теме. Самостоятельные работы бывают обучающие и проверочные. Их классифицирую по уровню сложности.

Такая система работы позволяет постепенно наращивать самостоятельность учащихся.

При определении системы упражнений стараюсь учитывать, насколько при их выполнении участвуют зрение, слух и речь.

Один из путей повышения грамотности учащихся – чтение математических терминов. В учебниках «Математика 5-6» Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург есть рубрика «Говори правильно». Этот приём работы использую на уроках и считаю его эффективным.

Готовясь к каждому уроку, я продумываю способы объяснения нового материала, подбираю тренировочные упражнения для закрепления, а также дополнительный материал, пробуждающий желание знать предмет глубже, читать специальную литературу, работать с дополнительными источниками.

Обучение математике строится, прежде всего, на изучении математических правил. При этом нужно иметь в виду, что правило организует обучение решению математических задач, но оно само по себе ещё не приводит к правильному решению: решение различных математических упражнений должно быть закреплено путём длительных упражнений, чтобы оно стало навыком.

Ведь ни для кого не является секретом, что многие ученики могут без единой запинки рассказать правило, а когда начинают решать, испытывают множество затруднений. Поэтому я учу ребят в каждом решении выделить главное, основное, а затем рассказать правило своими словами, как его поняли, и только после этого предлагаю выучить правило по учебнику.

В целях закрепления того или иного математического правила использую решение упражнений различного уровня сложности.

Сразу после знакомства с некоторым математическим понятием предлагаю выполнить устные упражнения (у учащихся вырабатывается умение сосредотачивать внимание). Следующий этап – это выделение ключевых задач, которые должен решать каждый ученик класса. Также на уроках часто прибегаю к выборочному решению, когда учащимся предлагаю выполнить решение тех или иных заданий с определёнными нюансами.

Особое место на своих уроках я отвожу работе с учебником. Ведь учебник – это основной источник знаний и основное пособие для учеников.

Такая система работы позволяет постепенно наращивать самостоятельность учащихся.

При разработке методики проведения урока стараюсь идти не только от теоретического материала к упражнениям, но и от упражнений к теоретическому материалу.

Каждая новая тема на уроке – открытие. Она даёт ученикам радость познания, ощущение движения вперёд. Если же этого ощущения нет, детям может стать скучно, а скука тормозит восприятие и делает запоминание непрочным.

К.Д. Ушинский писал: «Дитя утомляется не трудностью материала, а однообразием его преподавания». При определении системы упражнений стараюсь учитывать, насколько при их выполнении участвуют зрение, слух и речь.

Смена видов деятельности – лучший отдых.

Игровые моменты, элементы занимательности прививают любовь к математике, развивают интерес к ней как к учебному предмету, расширяют, дополняют и углубляют знания, умения и навыки.

Каждый учитель знает, как трудно дети воспринимают язык математики на слух. У учащихся 5-6 классов основным является наглядно-образное мышление. Слышать и слушать учащихся надо учить. Поэтому вторая цель: научить детей слышать и понимать язык математики.

На протяжении всей работы в школе я прививаю своим ученикам вдумчивое отношение и любовь к урокам математики, придаю большое значение эстетическому воспитанию, учу детей эмоциональному восприятию всего нового и познавательного.

В.А. Сухомлинский писал: «Все наши замыслы превращаются в прах,…если нет детского желания учиться».

И я считаю своей обязанностью возбуждать и поддерживать это желание постоянно. Стараюсь никогда не забывать простую, но великую истину: чтобы быть хорошим учителем, надо, прежде всего, любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь.

Педагог  должен не просто хорошо знать свой предмет, но и искренне чувствовать его значимость. Поиск путей и методов, с помощью которых я  пытаюсь донести до учащихся свое отношение к предмету – неотъемлемая часть моей деятельности. И, безусловно, что применение одних и тех же методов в различных классах дает не одинаковый эффект, поэтому я нахожусь в постоянном поиске с каждым новым классом, пытаясь найти наиболее приемлемые формы и методы преподавания предмета. Практика постоянно меня  убеждает, что, несмотря на огромный объем информации и обилие умений и навыков, которыми овладевают учащиеся, они совершенно беспомощны в их применении в реальной жизни. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Процесс обучения – процесс двухсторонний. Для успеха обучения требуется не только высокое качество работы учителя, но и активная деятельность учащихся, желание овладеть самостоятельно знаниями, их интерес к обучению, сосредоточенная и вдумчивая работа под руководством учителя. Для этого необходимо строить процесс обучения, организацию и методику урока так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике. Урок есть основное звено процесса обучения. Это значит, что весь процесс обучения складывается из отдельных звеньев-уроков, каждый из которых связан со всеми предыдущими в единую цепь-систему. Очень важно хорошо провести урок. Но даже сам по себе хорошо проведенный урок не решает в должной мере задачи обучения; если он не является органическим звеном общей цепи данной темы, раздела, курса, цикла, всего учебно-воспитательного процесса. В своей работе стараюсь использовать такие формы проведения уроков, которые развивают чувство ответственности и справедливости, взаимоподдержки и порядочности, самокритичности и настойчивости. Мне кажется, что пока учащийся сам не осознает – насколько важны ему знания по данному предмету, он не сможет усвоить даже малую долю того, что пытается донести до него преподаватель. Научить понимать необходимость этих знаний – одна из самых сложных задач педагога. Ученик получает возможность осваивать то содержание образования, тем способом и на том уровне, который в наибольшей степени отвечает его возможностям, потребностям и интересам. В своей работе уделяю большое внимание следующим этапам:

Вычислительные навыки. Пользоваться калькулятором не рекомендую, объясняя его вред. Показываю ребятам некоторые способы быстрого умножения чисел, возведения в степень, извлечения корней др.

Обязательное знание правил и формул. Для этого после изучения теоретических вопросов темы, даю на 5 - 7 минут математический диктант, в котором часть вопросов касается теории и вторая часть - простейшие примеры не её применение.

Постоянное совершенствование учебных навыков на практике.

Проверка знаний и умений учащихся. Выполнение тренировочных и диагностических работ.

И я считаю своей обязанностью возбуждать и поддерживать это желание постоянно. Стараюсь никогда не забывать простую, но великую истину: чтобы быть хорошим учителем, надо, прежде всего, любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь.

В основе конкретных форм учебных занятий лежит применение таких общих форм, как: индивидуальная, парная, групповая и коллективная. Я считаю, что при планировании учебного занятия необходимо учитывать то, что часть учебного материала ученик должен освоить за счёт индивидуальной самостоятельной работы с текстом, часть – обучая другого, а чему-то обучиться, в том числе и у учителя. Очевидно, результативность учебно-воспитательного процесса определяется степенью активности в нём его субъектов, что в свою очередь зависит от системы отношений: ученик- ученик, учитель-ученик, ученик-источник информации, ученик-родитель, учитель-родитель.

Из всего накопленного опыта и имеющихся знаний хочу поделиться использованной мною технологией разноуровневого подхода в обучении математике.

Итак, в классе формирую три уровня учащихся: уровень 1 – учащиеся, которые имеют низкие математические способности, уровень 2 – учащиеся, которые имеют средние математические способности, уровень 3 – учащиеся, которые имеют высокие математические способности. Ребята знают, что со временем можно перейти из одной группы в другую в соответствии с результатами обучения.

На уроках  использую технологии уровневой дифференциации, что особенно помогает при подготовке к сдаче экзаменов в форме и по материалам ЕГЭ. После  изучения индивидуальных особенностей учеников в классе, работаю  в трех направлениях:

1)  провожу разноуровневые уроки,  на которых использую  разноуровневые задания (обучающие и контролирующие). Учащиеся должны уметь оценивать себя и своих товарищей, знать, что необходимо уметь на оценки «3», «4», «5».

2)  учу самостоятельной работе с учебником, с дополнительной литературой.

На разноуровневых уроках осуществляю дифференцированный подход на любом из этапов урока.

Огромное внимание уделяю устной работе. Главное условие здесь - систематичность, работа на каждом уроке. Во время устной работы половину повторяемого материала можно отработать в течение 5-7 минут. Устный счет всегда провожу так, чтобы ребята начинали с легкого, затем за выполняли более сложное. При изучении нового материала и закреплении: первый урок провожу одинаково для всех, на следующих уроках происходит разноуровневая работа. Уровень 1 – возвращается к основным моментам, повторяет снова теоретический материал и решает простейшие задания. Уровень 2 – сосредотачивается на упражнениях, которые требуют решения, старания и понимания основных положений тем и умений. Задания для уровня 3 – переходят от обязательных в творческие.

Закрепление пройденного материала проводится следующим образом: дети уровня 3 работают по карточкам индивидуально, уровня 2 - работают на месте, а учащиеся уровня 1 работают у доски с учителем.

Часто перед многими учениками стоит проблема общения ученик-учитель. Им трудно бывает задать вопрос, попросить объяснить снова из-за индивидуальных особенностей личности. У одноклассников проще спросить непонятное, получить в нужный момент помощь. Этому способствует групповая форма работы. Класс разбивается на группы по 2 человека. Дети в парах организованы с разным уровнем развития: средний – низкий, высокий – средний. Все пары получают задания. Задания выполняют парой, при этом идёт обсуждение, опрос друг друга. Затем пара должна защитить перед классом свое решение. Выслушав все пары или часть пар, учащиеся приходят к общему выводу. Таким образом, абсолютно  все ученики всё полезное время потратили на достижение главной цели урока. Я направляю  работу, частично помогаю, корректирую.

Практикую в своей работе зачёты и смотры знаний по темам, что положительно сказывается на подготовке к экзаменам. Зачеты провожу в конце темы в виде теста, который составлен из задач трех уровней.

Одной из задач повседневного учительского труда является необходимость осуществлять контроль знаний учащихся. Тестирование как эффективный способ проверки знаний находит в школе всё большее применение. Одним из основных и несомненных его достоинств является минимум временных затрат на получение надёжных итогов контроля.

Особое, важное место в обучении, конечно, занимает система домашних заданий. Домашние занятия учащихся способствуют воспитанию у них внимательности и воли, точности и аккуратности, развитию трудолюбия и настойчивости в преодолении встречающихся трудностей, самоконтроля и самооценки. Но все эти качества развиваются у учащихся лишь при правильной организации домашних заданий.

Контроль за качественным, регулярным выполнением учащимися домашних заданий полностью лежит на родителях. Я стараюсь, как можно чаще им об этом напоминать.

С сильными учащимися проще: они контролируют свою работу сами; они более добросовестны; волнуются за свои оценки и хотят знать больше; сами задают вопросы и просят дополнительные, индивидуальные задания. Для “проблемных” детей этот контроль мной осуществляется с помощью системы индивидуальных заданий.

Обязательной составляющей процесса обучения, считаю умение учащихся анализировать свои возможности. Я стараюсь учить их самостоятельно определять для себя приоритетные вопросы при изучении нового материала или при ликвидации пробелов в знаниях; видеть динамику сформированности навыков своей учебной деятельности; учу их оценивать результаты своего труда.

Проблема взаимодействия семьи и школы не нова. Время идет, мир меняется, меняются и взаимоотношения родителей и школы. Но ответственными за воспитание и образование детей остаются родители и школа. Следовательно, учитель и родители должны быть партнерами в этом вопросе. Нередко трудно бывает привлечь родителей к процессу воспитания детей, и часто родителям самим требуется помощь учителя в решении многих вопросов.

Эффективность воспитания в большей степени зависит от согласованности усилий семьи и школы, единства их требований к учащимся.

Роль учителя в школе действительно велика, но он не всемогущ, и обучить может лишь того, кто хочет учиться и кто сам учится.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Выступление на педсовете. «Система пед

Выступление на педсовете. «Система пед

Основными методами моей работы со слабыми учениками являются методы щадящей педагогики: устный счёт на каждом уроке; полётное повторение ранее изученного материала; работа у доски в…

Основными методами моей работы со слабыми учениками являются методы щадящей педагогики: устный счёт на каждом уроке; полётное повторение ранее изученного материала; работа у доски в…

Каждая новая тема на уроке – открытие

Каждая новая тема на уроке – открытие

Мне кажется, что пока учащийся сам не осознает – насколько важны ему знания по данному предмету, он не сможет усвоить даже малую долю того, что…

Мне кажется, что пока учащийся сам не осознает – насколько важны ему знания по данному предмету, он не сможет усвоить даже малую долю того, что…

Огромное внимание уделяю устной работе

Огромное внимание уделяю устной работе

Проблема взаимодействия семьи и школы не нова

Проблема взаимодействия семьи и школы не нова

«Система пед. работы как средство повышения профессионального потенциала учителя»

«Система пед. работы как средство повышения профессионального потенциала учителя»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017