Система подготовки к ГИА (ОГЭ). Из опыта работы.
Оценка 4.9

Система подготовки к ГИА (ОГЭ). Из опыта работы.

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
математика
9 кл—11 кл +1
15.07.2019
Система подготовки к ГИА (ОГЭ). Из опыта работы.
В материале предпринята попытка обобщить и систематизировать опыт подготовки учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ. Автор готовит ребят к экзаменам практически ежегодно и хотела бы поделиться с коллегами своими наработками. При подготовке широко используется технология разноуровневой дифференциации, дистанционные приемы обучения. всесторонняя система повторения и разнообразные Интернет-ресурсы.
Система подготовки к ГИА (из опыта работы).doc
МАТЕМАТИКА.  Миннибаева Е.Е. Система подготовки к ГИА (ОГЭ). Из опыта работы. Я   хочу   рассказать   о   системе   работы   учителей   математики   нашей   школы (МБОУ Школа №146 г. о. Самара, п. Прибрежный) по подготовке учащихся к ГИА в 9 классе. Эта система сложилась не вдруг, а формировалась в течение нескольких лет, начиная с самого начала введения государственного экзамена в   новой   форме   для   девятиклассников.   Это   ­   совокупность,   конгломерат многолетнего   опыта   всех   учителей   математики   нашего   методического объединения. Успешные результаты обеспечиваются целостной системой математического образования, сложившейся в нашей школе. Именно она создает условия для качественной подготовки девятиклассников к итоговой аттестации. Основой является “Образовательная программа школы”, в которой заложено непременное   соблюдение   преемственности   содержания,   применяемых технологий,   учебно­методических   комплектов   на   всех   ступенях   обучения. Главным   приоритетом   всей   деятельности   является   создание   условий   для максимального развития природных способностей каждого ребёнка. Модель математического   образования   в   школе   –   это   фундамент,   без   которого невозможно в полной мере подготовить выпускников к сдаче ГИА. Остановлюсь немного на структуре нашей работы. Мы обучаем наших девятиклассников по обычной 6­ти часовой программе (4+2) по учебникам А. Г. Мордковича и Л. С. Атанасяна. По нашему мнению, именно по содержанию, структуре и манере подачи материала эти учебники в наибольшей   степени   соответствуют   требованиям   федеральных образовательных стандартов, а так же  содержанию экзаменационных тестов. Кроме   урочных   6­ти   часов   каждый   математик   имеет   по   1­2   часа факультативных или внеурочных занятий. Кроме того, если в какой­то период необходимы   часы   дополнительных   групповых   или   индивидуальных консультаций,   учителя   проводят   их   по   своему   усмотрению,   записывая   о проведении   в   специальный   журнал.   И,   что   немаловажно,   администрация находит возможность нам эти дополнительные часы оплачивать. В   параллели   у   нас   обычно   по   два   класса   и,   как   правило,   работают   два математика.   Это   полезно   со   всех   сторон:   всегда   можно   посоветоваться   с напарником, увидеть, если можно так сказать, со стороны и разобрать какие­ либо западающие или спорные моменты; это так   же удобно с точки зрения подбора и подготовки методики, раздаточного материала, тестов, презентаций и др. Теперь ­ собственно о системе работы. 1.Дифференцированный подход в обучении. Хорошо известно, что задача учителя – в условиях “обучения всех”, прежде всего,   научить   каждого   на   максимально   возможном   для   него   уровне. Дифференциация   обучения   позволяет   обоснованно   и   эффективно   вести работу с учащимися, выстраивать индивидуальные траектории их обучения и развития. В основе уровневой дифференциации лежат два основных принципа. Первый – это достижение всеми учащимися уровня обязательной подготовки, второй – создание условий для усвоения материала на более высоких уровнях теми   школьниками,   которые   проявляют   интерес   к   математике   и   желание освоить больше. Это прописные истины. Получая, если можно так выразиться, новых   пятиклассников,   мы   проводим   необходимую   диагностику   еще   во втором полугодии четвертого класса, а потом на входе в сентябре и начинаем отслеживание уровня усвоения знаний учащихся. Отслеживание ведется по темам, с учетом темперамента учащихся, с учетом возможностей восприятия. 2.Система зачетов. Очень   положительно   работает   на   подготовку   к   ГИА   система   зачетов, проводимая в 7­8 классах. В   конце   каждой   четверти   в   7­8   классах   проводятся   зачетные   недели,   где учащиеся   сдают   зачеты   по   4   предметам,   которые   предположительно   они будут   сдавать   в   9   классе   в   режиме   ГИА.   Математика   же   является обязательной   к   сдаче   на   зачете.   Готовясь   к   зачету,   учащиеся   выучивают определенные   блоки   теории,   нарешивают   необходимый   минимум практических   заданий,   что   очень   плодотворно   сказывается   на   качестве обучения. 3.Сквозное знакомство с тестами и заданиями из тестов. Уже с пятого класса мы включаем в устный счет, в математические диктанты и   в   практические   работы   задания   тестов   ГИА,   обращая   на   это   внимание учащихся. Кроме того, многие срезы, проверочные и контрольные работы так же необходимо проводить в форме тестов. Учащиеся знакомы с тестами с самого начала, они их нормально воспринимают и не боятся. Система ВПР и РКР так же оказывает благотворное влияние на умение учащихся работать с тестами. К тому же, при работе с тестами есть возможность формулировать одни и те же задания по­разному, что позволяет учить детей «узнавать» эти задания в разных интерпретациях. 4.Дистанционное обучение. Естественно, что в каждой школе всегда есть часто и долго болеющие дети; дети, долго отсутствующие по той или иной причине. Очень важно, чтобы ни один   ребенок   не   был   оставлен   без   возможности   получить   консультацию   у учителя, если он болен или много пропустил, если какая­то тема «запала» ­ дистанционное обучение в этом случае просто спасение. Это очень важный момент: обратная связь с ребенком в случае его отсутствия. Но, главное, если правильно   использовать   весь   мощный   арсенал,  который  нам   предоставляет сеть   Интернет,   то   обучение,   учение,   подготовка   к   сдаче   экзаменов поднимаются на качественно новый уровень. РЭШ, ЯКласс, Сдам ГИА, Алекс Ларин,   Мат100.ру   и   многие   другие   образовательные   Интернет­ресурсы являются   просто   незаменимыми   в   современных   условиях   помощниками учителя. 5.Подготовка выпускников к ГИА. В конце 8 класса дважды пишем экзаменационные тесты: первый – такой же, какой был у девятиклассников в предыдущем году, а второй ­ в середине мая, адаптированный   для   8   класса   (без   тех   заданий,   материал   которых   еще   не пройден). Конечно, второй тест обычно дает более высокие результаты.   Тем самым, даем ребятам понять, что они уже много знают и умеют и экзамен в 9 классе просто обязан пройти успешно, если к нему подготовиться. А в 9 классе работу необходимо начать с мотивации. Прежде всего, учащихся необходимо убедить, что экзамен показывает истинную картину знаний, где не у кого списать или воспользоваться решебником, а, значит, нужно надеяться только на себя и свои знания. В начале же учебного года администрация подробно знакомит учащихся и их родителей   с   нормативными   документами   по   проведению   ГИА.   Мы   же   со своей   стороны   так   же   подробно   разбираем   с   учащимися   особенности структуры и содержания экзаменационных тестов, обязательно знакомим с критериями   оценивания   работы,   с   бланками   и   правилами   их   заполнения. Обязательно подробно разбираем каждое задание демоверсии. Следующий этап ­ повторение. Я считаю, что наиболее эффективный принцип выстраивания подготовки – по темам, и начинаю её прямо с сентября. Это база   для   решения   заданий   первой   части   экзаменационной   работы.   На повторение по тематическому планированию отведено 18 часов, и к концу первого полугодия, в целом, его можно завершить. Повторение каждой темы выстраивается по следующему алгоритму: сначала через фронтальную работу повторяем основные понятия, формулы и алгоритмы, разбираем различные типы  заданий по  теме, акцентируя внимание на те из них, где чаще  всего допускаются   ошибки.   Затем   учащимся   предлагается   выполнить тренировочный тест, работая в парах или группах (не более четырех человек). Все ученики получают один и тот же вариант из 8­9 заданий, содержащий разные типы задач по теме. При выполнении тренировочного теста возможна помощь учителя, так как целью его проведения является не проверка знаний учащихся,   а   анализ   их   собственной   деятельности,   результатом   которой должен быть ответ на вопрос: “Умею я решать задачи по этой теме или есть нерешенные проблемы, и какие именно?”. После   завершения   работы   проводится   проверка   ответов.   Далее   работа выстраивается по индивидуальным траекториям. Учащиеся, не допустившие ошибок   в   тесте,   могут   уйти   с   занятия;   с   остальными   же   необходимо выяснялись   и   отработать   возникшие   затруднения.   При   наличии   времени можно   предложить   еще   один   вариант   тренировочного   теста   по   теме,   в котором   должны   быть   выполнены   только   те   задания,   с   которыми   не справились в первый раз. Если времени на занятии не осталось, то варианты тренировочных   тестов   нужно   отдать   на   дом.  Правильность   их   выполнения ребята   могут   проверить   в   любой   день   (в   течение   недели)   до   следующего занятия, могут получить и индивидуальную консультацию. Результаты   выполнения   тематических   тестов   отражаем   в   листе   текущего контроля   в   виде   отметки.   Родители   обязательно   должны   быть проинформированы   о   подготовке   детей   к   экзамену   (на   собрании   или индивидуально). Такая тщательная проработка каждой темы позволяет достичь обязательного уровня   обучения   каждому   учащемуся   и   не   приводит   к   стандартизации мышления   и   подавлению   творческих   способностей   продвинутых   детей.   К тому же, не стоит забывать, что выработка различных автоматизированных действий – залог успеха в решении более сложных задач. Следующий этап подготовки к ГИА – это решение экзаменационных тестов. Начиная с ноября, раз в две недели, а с февраля – еженедельно, на спаренных уроках  начинаем  писать  тесты  регулярно.  Я  пишу  тесты  сначала  на  4 ­ 5 вариантов, а с конца февраля – каждый учащийся получает свой вариант. При проверке тестов заполнятся таблица с результатами выполнения работы по каждому заданию. Обязательно фиксируется вариант, который выполнял ребенок. Имея такую таблицу, легко найти задания, вызвавшие у учеников наибольшее затруднение. На следующем занятии выдаю проверенные работы, текст   теста   и   фронтально   разбираем   сначала   массовые   ошибки,   а   затем единичные   по   индивидуальным   вопросам   учащихся.  На   очередном   занятии даю   эти   же   тесты,   со   сменой   вариантов,   и   далее   проводится   аналогичная работа.   Зная,   какие   варианты   учащийся   уже   писал,   по   желанию   для дополнительной подготовки могу предложить ему те, которых у него не было. Потом в работу включаю следующий блок тестов из 4 ­ 5 вариантов и снова они «крутятся в работе». В декабре, в феврале и в апреле администрация проводит мониторинги по системе   ГИА,   на   4   часа,   на   10   вариантов,   на   весь   тест   целиком.   Работа проводится   с   жестким   ограничением   времени   и   в   условиях   близких   к экзамену.   Первый   раз   учащимся   сложно   выдержать   этот   режим,   но, привыкнув к нему, они затем чувствуют себя на экзамене намного спокойнее и собраннее.   Мониторинг   проводится   с   заполнением   бланков   –   это   тоже способствует снятию напряженности на экзамене. Результаты   мониторингов   вклеиваются   в   дневники   учащихся,   проводится тщательный анализ работ, с каждым учащимся проводится индивидуальный разбор ошибок, тест «отрабатывается». За  основу  критериев  оценивания  результатов   выполнения   тестов   берутся критерии с экзамена. Ну,   и   последний   –   завершающий   этап   подготовки   к   ГИА.   Он   начинается обычно в 4­ой четверти, в апреле. К этому времени заканчивается изучение нового программного материала, поэтому подготовка к экзамену идет уже непосредственно на каждом уроке. После отработки заданий первой части у учащихся сформирована база для более сложных заданий, и можно вплотную приступать ко второй части экзаменационной работы. Задания второй части по силам не всем учащимся, но я считаю, что 21 и 24 задания надо отрешать со всем  классом  на  уроках. А  вот 22, 23, 25  задания  лучше разбирать на консультациях с наиболее успешными учениками и желающими. 26 задание – решаем   только   с   маленькой   группой   наиболее   подготовленных   и замотивированных учащихся в отдельное время. Необходимо отметить, что и в процессе повторения, и при работе с тестами мы   постоянно   плотно   пользуемся   материалами   вышеназванных   интернет­ ресурсов. Кроме того, в четвертой четверти на каждую пятницу учащиеся получают домашнее задание в виде тестов с сайта «Решу ОГЭ» с закрытыми ответами,  а  затем  самостоятельно  выполняют  работу  над  ошибками  теста. Еще   раз   повторюсь:   Интернет­ресурсы  –  просто   волшебное   подспорье   при подготовке к государственной аттестации. Конечно же, данная система требует большого количества времени учителя на подготовку к занятиям, проверку и анализ работ, проведение индивидуальных консультаций. Но, с другой стороны, результаты говорят сами за себя, мы неплохо справляемся с задачей подготовки учеников к ГИА, двойки для нас – очень большая редкость. Кроме того, такая система подготовки в полной мере соответствует задачам математического образования согласно ФГОС. Наша цель – привести детей к успеху, и если ребенок шаг за шагом успешно добивается успеха и ощущает его, то это способствует не только овладению базовым   уровнем   знаний,   но   и   формирует   у   ребенка   интерес   к   учебе, развивает его математические способности, повышает чувство собственного достоинства и раскрывает его интеллектуально­творческий потенциал.

Система подготовки к ГИА (ОГЭ). Из опыта работы.

Система подготовки к ГИА (ОГЭ). Из опыта работы.

Система подготовки к ГИА (ОГЭ). Из опыта работы.

Система подготовки к ГИА (ОГЭ). Из опыта работы.

Система подготовки к ГИА (ОГЭ). Из опыта работы.

Система подготовки к ГИА (ОГЭ). Из опыта работы.

Система подготовки к ГИА (ОГЭ). Из опыта работы.

Система подготовки к ГИА (ОГЭ). Из опыта работы.

Система подготовки к ГИА (ОГЭ). Из опыта работы.

Система подготовки к ГИА (ОГЭ). Из опыта работы.

Система подготовки к ГИА (ОГЭ). Из опыта работы.

Система подготовки к ГИА (ОГЭ). Из опыта работы.

Система подготовки к ГИА (ОГЭ). Из опыта работы.

Система подготовки к ГИА (ОГЭ). Из опыта работы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.07.2019