В материале предпринята попытка обобщить и систематизировать опыт подготовки учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ. Автор готовит ребят к экзаменам практически ежегодно и хотела бы поделиться с коллегами своими наработками. При подготовке широко используется технология разноуровневой дифференциации, дистанционные приемы обучения. всесторонняя система повторения и разнообразные Интернет-ресурсы.
Система подготовки к ГИА (из опыта работы).doc
МАТЕМАТИКА.
Миннибаева Е.Е.
Система подготовки к ГИА (ОГЭ). Из опыта работы.
Я хочу рассказать о системе работы учителей математики нашей школы
(МБОУ Школа №146 г. о. Самара, п. Прибрежный) по подготовке учащихся к
ГИА в 9 классе. Эта система сложилась не вдруг, а формировалась в течение
нескольких лет, начиная с самого начала введения государственного экзамена
в новой форме для девятиклассников. Это совокупность, конгломерат
многолетнего опыта всех учителей математики нашего методического
объединения.
Успешные результаты обеспечиваются целостной системой математического
образования, сложившейся в нашей школе. Именно она создает условия для
качественной подготовки девятиклассников к итоговой аттестации.
Основой является “Образовательная программа школы”, в которой заложено
непременное соблюдение преемственности содержания, применяемых
технологий, учебнометодических комплектов на всех ступенях обучения.
Главным приоритетом всей деятельности является создание условий для
максимального развития природных способностей каждого ребёнка. Модель
математического образования в школе – это фундамент, без которого
невозможно в полной мере подготовить выпускников к сдаче ГИА.
Остановлюсь немного на структуре нашей работы.
Мы обучаем наших девятиклассников по обычной 6ти часовой программе
(4+2) по учебникам А. Г. Мордковича и Л. С. Атанасяна. По нашему мнению,
именно по содержанию, структуре и манере подачи материала эти учебники в
наибольшей степени соответствуют требованиям федеральных
образовательных стандартов, а так же содержанию экзаменационных тестов.
Кроме урочных 6ти часов каждый математик имеет по 12 часа
факультативных или внеурочных занятий. Кроме того, если в какойто период
необходимы часы дополнительных групповых или индивидуальных
консультаций, учителя проводят их по своему усмотрению, записывая о
проведении в специальный журнал. И, что немаловажно, администрация
находит возможность нам эти дополнительные часы оплачивать. В параллели у нас обычно по два класса и, как правило, работают два
математика. Это полезно со всех сторон: всегда можно посоветоваться с
напарником, увидеть, если можно так сказать, со стороны и разобрать какие
либо западающие или спорные моменты; это так же удобно с точки зрения
подбора и подготовки методики, раздаточного материала, тестов, презентаций
и др.
Теперь собственно о системе работы.
1.Дифференцированный подход в обучении.
Хорошо известно, что задача учителя – в условиях “обучения всех”, прежде
всего, научить каждого на максимально возможном для него уровне.
Дифференциация обучения позволяет обоснованно и эффективно вести
работу с учащимися, выстраивать индивидуальные траектории их обучения и
развития. В основе уровневой дифференциации лежат два основных принципа.
Первый – это достижение всеми учащимися уровня обязательной подготовки,
второй – создание условий для усвоения материала на более высоких уровнях
теми школьниками, которые проявляют интерес к математике и желание
освоить больше. Это прописные истины. Получая, если можно так выразиться,
новых пятиклассников, мы проводим необходимую диагностику еще во
втором полугодии четвертого класса, а потом на входе в сентябре и начинаем
отслеживание уровня усвоения знаний учащихся. Отслеживание ведется по
темам, с учетом темперамента учащихся, с учетом возможностей восприятия.
2.Система зачетов.
Очень положительно работает на подготовку к ГИА система зачетов,
проводимая в 78 классах.
В конце каждой четверти в 78 классах проводятся зачетные недели, где
учащиеся сдают зачеты по 4 предметам, которые предположительно они
будут сдавать в 9 классе в режиме ГИА. Математика же является
обязательной к сдаче на зачете. Готовясь к зачету, учащиеся выучивают
определенные блоки теории,
нарешивают необходимый минимум
практических заданий, что очень плодотворно сказывается на качестве
обучения.
3.Сквозное знакомство с тестами и заданиями из тестов. Уже с пятого класса мы включаем в устный счет, в математические диктанты
и в практические работы задания тестов ГИА, обращая на это внимание
учащихся. Кроме того, многие срезы, проверочные и контрольные работы так
же необходимо проводить в форме тестов. Учащиеся знакомы с тестами с
самого начала, они их нормально воспринимают и не боятся. Система ВПР и
РКР так же оказывает благотворное влияние на умение учащихся работать с
тестами. К тому же, при работе с тестами есть возможность формулировать
одни и те же задания поразному, что позволяет учить детей «узнавать» эти
задания в разных интерпретациях.
4.Дистанционное обучение.
Естественно, что в каждой школе всегда есть часто и долго болеющие дети;
дети, долго отсутствующие по той или иной причине. Очень важно, чтобы ни
один ребенок не был оставлен без возможности получить консультацию у
учителя, если он болен или много пропустил, если какаято тема «запала»
дистанционное обучение в этом случае просто спасение. Это очень важный
момент: обратная связь с ребенком в случае его отсутствия. Но, главное, если
правильно использовать весь мощный арсенал, который нам предоставляет
сеть Интернет, то обучение, учение, подготовка к сдаче экзаменов
поднимаются на качественно новый уровень. РЭШ, ЯКласс, Сдам ГИА, Алекс
Ларин, Мат100.ру и многие другие образовательные Интернетресурсы
являются просто незаменимыми в современных условиях помощниками
учителя.
5.Подготовка выпускников к ГИА.
В конце 8 класса дважды пишем экзаменационные тесты: первый – такой же,
какой был у девятиклассников в предыдущем году, а второй в середине мая,
адаптированный для 8 класса (без тех заданий, материал которых еще не
пройден). Конечно, второй тест обычно дает более высокие результаты. Тем
самым, даем ребятам понять, что они уже много знают и умеют и экзамен в 9
классе просто обязан пройти успешно, если к нему подготовиться.
А в 9 классе работу необходимо начать с мотивации. Прежде всего, учащихся
необходимо убедить, что экзамен показывает истинную картину знаний, где не
у кого списать или воспользоваться решебником, а, значит, нужно надеяться
только на себя и свои знания. В начале же учебного года администрация подробно знакомит учащихся и их
родителей с нормативными документами по проведению ГИА. Мы же со
своей стороны так же подробно разбираем с учащимися особенности
структуры и содержания экзаменационных тестов, обязательно знакомим с
критериями оценивания работы, с бланками и правилами их заполнения.
Обязательно подробно разбираем каждое задание демоверсии.
Следующий этап повторение. Я считаю, что наиболее эффективный принцип
выстраивания подготовки – по темам, и начинаю её прямо с сентября. Это
база для решения заданий первой части экзаменационной работы. На
повторение по тематическому планированию отведено 18 часов, и к концу
первого полугодия, в целом, его можно завершить. Повторение каждой темы
выстраивается по следующему алгоритму: сначала через фронтальную работу
повторяем основные понятия, формулы и алгоритмы, разбираем различные
типы заданий по теме, акцентируя внимание на те из них, где чаще всего
допускаются ошибки.
Затем учащимся предлагается выполнить
тренировочный тест, работая в парах или группах (не более четырех человек).
Все ученики получают один и тот же вариант из 89 заданий, содержащий
разные типы задач по теме. При выполнении тренировочного теста возможна
помощь учителя, так как целью его проведения является не проверка знаний
учащихся, а анализ их собственной деятельности, результатом которой
должен быть ответ на вопрос: “Умею я решать задачи по этой теме или есть
нерешенные проблемы, и какие именно?”.
После завершения работы проводится проверка ответов. Далее работа
выстраивается по индивидуальным траекториям. Учащиеся, не допустившие
ошибок в тесте, могут уйти с занятия; с остальными же необходимо
выяснялись и отработать возникшие затруднения. При наличии времени
можно предложить еще один вариант тренировочного теста по теме, в
котором должны быть выполнены только те задания, с которыми не
справились в первый раз. Если времени на занятии не осталось, то варианты
тренировочных тестов нужно отдать на дом. Правильность их выполнения
ребята могут проверить в любой день (в течение недели) до следующего
занятия, могут получить и индивидуальную консультацию.
Результаты выполнения тематических тестов отражаем в листе текущего
контроля в виде отметки.
Родители обязательно должны быть
проинформированы о подготовке детей к экзамену (на собрании или
индивидуально). Такая тщательная проработка каждой темы позволяет достичь обязательного
уровня обучения каждому учащемуся и не приводит к стандартизации
мышления и подавлению творческих способностей продвинутых детей. К
тому же, не стоит забывать, что выработка различных автоматизированных
действий – залог успеха в решении более сложных задач.
Следующий этап подготовки к ГИА – это решение экзаменационных тестов.
Начиная с ноября, раз в две недели, а с февраля – еженедельно, на спаренных
уроках начинаем писать тесты регулярно. Я пишу тесты сначала на 4 5
вариантов, а с конца февраля – каждый учащийся получает свой вариант.
При проверке тестов заполнятся таблица с результатами выполнения работы
по каждому заданию. Обязательно фиксируется вариант, который выполнял
ребенок. Имея такую таблицу, легко найти задания, вызвавшие у учеников
наибольшее затруднение. На следующем занятии выдаю проверенные работы,
текст теста и фронтально разбираем сначала массовые ошибки, а затем
единичные по индивидуальным вопросам учащихся. На очередном занятии
даю эти же тесты, со сменой вариантов, и далее проводится аналогичная
работа. Зная, какие варианты учащийся уже писал, по желанию для
дополнительной подготовки могу предложить ему те, которых у него не было.
Потом в работу включаю следующий блок тестов из 4 5 вариантов и снова
они «крутятся в работе».
В декабре, в феврале и в апреле администрация проводит мониторинги по
системе ГИА, на 4 часа, на 10 вариантов, на весь тест целиком. Работа
проводится с жестким ограничением времени и в условиях близких к
экзамену. Первый раз учащимся сложно выдержать этот режим, но,
привыкнув к нему, они затем чувствуют себя на экзамене намного спокойнее и
собраннее. Мониторинг проводится с заполнением бланков – это тоже
способствует снятию напряженности на экзамене.
Результаты мониторингов вклеиваются в дневники учащихся, проводится
тщательный анализ работ, с каждым учащимся проводится индивидуальный
разбор ошибок, тест «отрабатывается».
За основу критериев оценивания результатов выполнения тестов берутся
критерии с экзамена.
Ну, и последний – завершающий этап подготовки к ГИА. Он начинается
обычно в 4ой четверти, в апреле. К этому времени заканчивается изучение нового программного материала, поэтому подготовка к экзамену идет уже
непосредственно на каждом уроке. После отработки заданий первой части у
учащихся сформирована база для более сложных заданий, и можно вплотную
приступать ко второй части экзаменационной работы. Задания второй части
по силам не всем учащимся, но я считаю, что 21 и 24 задания надо отрешать
со всем классом на уроках. А вот 22, 23, 25 задания лучше разбирать на
консультациях с наиболее успешными учениками и желающими. 26 задание –
решаем только с маленькой группой наиболее подготовленных и
замотивированных учащихся в отдельное время.
Необходимо отметить, что и в процессе повторения, и при работе с тестами
мы постоянно плотно пользуемся материалами вышеназванных интернет
ресурсов. Кроме того, в четвертой четверти на каждую пятницу учащиеся
получают домашнее задание в виде тестов с сайта «Решу ОГЭ» с закрытыми
ответами, а затем самостоятельно выполняют работу над ошибками теста.
Еще раз повторюсь: Интернетресурсы – просто волшебное подспорье при
подготовке к государственной аттестации.
Конечно же, данная система требует большого количества времени учителя на
подготовку к занятиям, проверку и анализ работ, проведение индивидуальных
консультаций. Но, с другой стороны, результаты говорят сами за себя, мы
неплохо справляемся с задачей подготовки учеников к ГИА, двойки для нас –
очень большая редкость. Кроме того, такая система подготовки в полной мере
соответствует задачам математического образования согласно ФГОС.
Наша цель – привести детей к успеху, и если ребенок шаг за шагом успешно
добивается успеха и ощущает его, то это способствует не только овладению
базовым уровнем знаний, но и формирует у ребенка интерес к учебе,
развивает его математические способности, повышает чувство собственного
достоинства и раскрывает его интеллектуальнотворческий потенциал.
Система подготовки к ГИА (ОГЭ). Из опыта работы.
Система подготовки к ГИА (ОГЭ). Из опыта работы.
Система подготовки к ГИА (ОГЭ). Из опыта работы.
Система подготовки к ГИА (ОГЭ). Из опыта работы.
Система подготовки к ГИА (ОГЭ). Из опыта работы.
Система подготовки к ГИА (ОГЭ). Из опыта работы.
Система подготовки к ГИА (ОГЭ). Из опыта работы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.