Система подготовки к ОГЭ по русскому языку
Оценка 4.8

Система подготовки к ОГЭ по русскому языку

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
русский язык
9 кл
28.04.2017
Система подготовки к ОГЭ по русскому языку
В статье представлен опыт работы по подготовке к экзамену по русскому языку. Предложены различные приёмы и методы работы по отдельным тестовым заданиям, а также по отработке навыка написания изложения и сочинения, рассказано, как можно организовать повторение, отражающее подготовку к экзамену.
Организация подготовки к ОГЭ по русскому языку.docx
Итоговая аттестация ­серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к итоговой аттестации – это всегда  ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит наш  результат. Задания,   предлагаемые   учащимся   на   итоговой   аттестации,     проверяют   все   виды компетенций:  лингвистическую;  языковую;  коммуникативную. У  каждого  учителя  постепенно  формируется  свой  стиль  подготовки к экзамену.  Из своего опыта я могу выделить   следующие  направления работы     предметной    подготовки учащихся к ОГЭ:  развитие мотивации;  формирование умения решать задания разного уровня;  развитие самоконтроля;  формирование уверенности и положительной самооценки; Задачи педагога:  правильно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;  организовать системную продуманную работу в 8 и   9 классе в основной школе     Необходимо   информировать   обучающихся   обучения предмету. В систему работы по подготовке к ОГЭ входят: 1.Организация информационной работы по подготовке к ОГЭ.  Информационная   работа ­   важное условие   формирования   психологической устойчивости   обучающихся.   о структуре и содержании контрольно­измерительных материалов, об изменениях в структуре КИМов,  о процедуре проведения экзамена,  критериях оценивания,  ходе подготовки к ОГЭ. В рамках информационной работы  в кабинете   оформлен стенд, отражающий  общую информацию, связанную с ОГЭ по русскому языку, также на стенде  представлены демонстрационные варианты КИМов прошлых лет, инструкции по  выполнению работы,  рекомендации для выпускников, список литературы и адреса  сайтов. 2.Создание методической базы. Приобретаем  учебно­методические пособия ФИПИ и пособия, авторами которых  являются разработчики контрольно­измерительных материалов.  Я использую в своей работе  следующие пособия: «Русский язык. ОГЭ­ 2016.Сборник экзаменационных тестов» , Егораева Г.Т.  «Экзамен»,М., «Русский  язык. ОГЭ­2017.Л.С.Степанова. 10 тренировочных вариантов .АСТ.М, Русский язык 8 кл Практикум по орфографии и пунктуации.С.В.Драбкина,Д.И.Субботин.  3.ИКТ  в системе подготовки к ОГЭ. Использую ИКТ (цифровые  образовательные  ресурсы,  а  также  Интернет ­  ресурсы. 4.Работа   с   текстом Первым заданием  ОГЭ по русскому языку является написание сжатого изложения. Работа по  формированию навыка  сжатия   текста   начинается уже в 5 классе,    программой   предусмотрено   написание   подробного   и   сжатого   изложения.   Очень важно обращать внимание на определение микротем текста (абзацное членение).  Подготовка к сдаче ОГЭ должна быть строго ориентирована на определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки. При разработке системы подготовки к ОГЭ по русскому языку необходимо охватить все  разделы языкознания: "Фонетику", "Орфоэпию", "Лексику", "Фразеологию",  "Морфемику", "Морфологию", "Пунктуацию", "Орфографию", "Культуру речи",  "Развитие речи" (подготовка к сочинению).  Кроме этого  нужно ежегодно анализировать результаты тестирования прошлогоднего  экзамена. Это помогает выявить трудности и проблемы выпускников по конкретным  темам и заданиям и целенаправленно отработать эти недостатки в работающем классе.  Вопросы тестов  всегда используется при контроле знаний учащихся практически на  каждом уроке, при тематическом контроле и итоговом контроле.  Огромную помощь сейчас оказывает Интернет. Это очень важно для сельской  школы ­ не  потеряна связь с миром. Использую материалы сайтов «По уши в ГИА и ЕГЭ»,  «Готовимся кЕГЭ» ,Сайт учителя русского языка и литературы Драгункина Виталия  Викторовича «Русский без проблем», Повторение осуществляется в 9  классе  в течение всего учебного года и поэтапно, после  изучения отдельных тем.  На уроках  контроль повторения и подготовки к экзаменам   проводится в форме тестирования,  фронтального опроса, индивидуальной работы с  учащимися. При проведении дополнительных занятий  формы работы, в основном,  индивидуализированы.  Подготовка ориентирована не просто на экзамен, а именно на сдачу ОГЭ. Подготовка начинается в 8 классе при изучении  тем, которые входят в структуру  заданий  ОГЭ: виды подчинительной связи в словосочетаниях, обособленные члены  предложения, обращения и вводные слова.  На уроках даются задания, аналогичные  экзаменационным: преобразовать  словосочетания с одним видом связи в другой. Предлагается алгоритм этой работы и  тренировочные задания, промежуточный контроль тоже в том виде, какой это задание  имеет в КИМах. Также приучаем учащихся к пониманию формулировки заданий в  КИМах.т.к они не привыкли к ним. К примеру, на уроках мы изучаем деепричастный  оборот. А в КИМах он называется обособленным обстоятельством.  Детям не всегда понятны формулировки различных орфографических правил:  правописание приставки, зависящих от глухости­звонкости последующего согласного  (прис. на з и с) или правописание отыменных и отглагольных прилагательных,  правописание приставки определяется её значением­«высокая степень действия  или  качества»( правописание пре­ , близким по значению слову  «очень») и т.д.  При отработке навыка  нахождения средств выразительности используются  художественные произведения, изучаемые в курсе литературы 9 класса. Учащимся  предлагается таблица средств выразительности и работа с текстом. Эта работа, конечно,  продолжается и на уроках русского языка. При отработке навыка выполнения заданий 4 и 5  используются сводные таблицы «Группы приставок», «Правописание н­нн в разных  частях речи», причём эти таблицы уже известны обучающимся.  Поскольку повторение по ним организовано уже в 7 классе по мере изучения  этих  орфограмм. Одним из сложных  является  задание 6, связанное с подбором синонимов из книжной речи стилистически нейтральными. И здесь предлагается такая работа на карточках.  Например: « Выберите из данного ряда стилистически нейтральный синоним: глаза­очи­ зенки, смотреть­взирать­пялиться и т.д.». Вначале выбираем из предложенных синонимов  подходящие к данному  слову, например,  «Замените просторечное слово «ходчее» в  предложении  «Пошли ходчее», ­отвечал Яшка( сильнее, быстрее, скорее,  стремительнее). Позже обучающиеся сами учатся подбирать синонимы. При выполнении задний 8 и 11, которые связаны с умением находить  грамматическую основу, обращаю внимание на то, что в КИМах редко присутствует  привычные учащимся  для большинства из них понимание, что грамматическая основа­это подлежащее и сказуемое, где подлежащее­существительное или местоимение, а  сказуемое­ глагол или краткое прилагательное(причастие), слово состояния или  безличный глагол. Поэтому на протяжении всего курса обучения 8 кл, когда изучаем типы сказуемых и типы односоставных предложений и  в 9 кл при изучении сложных  предложений мы стараемся уходить от стереотипного восприятия грамматической  основы, учась определять основу на примере практически каждого упражнения. Это  приносит определённые плоды в дальнейшем. При выполнении заданий 13 и 14 можно объяснить заранее ещё не изученные темы   «Виды подчинения придаточных» и «Предложения с разными видами связи», и учащиеся  выполняют тесты уже в начале года, включая и эти задания. Эта работа на опережение  имеет  положительное значение, ведь к моменту изучения данных тем, они в большей  степени уже проработаны. Самая сложная часть ОГЭ по русскому языку, по отзывам учеников ­ это изложение и  сочинение. Но ведь умение писать творческие работы – это умение доказательно, логично и образно излагать свои мысли. А это нужно каждому человеку. Девятиклассники не всегда умеют понять тему, главную мысль услышанного текста, не  чувствуют микротемы, которые присутствуют в нем. Отсюда вытекают и остальные  ошибки: дети не видят нужных ключевых (опорных) слов, не могут составить план,  который потом поможет восстановить услышанное в сжатом виде, пропускают  микротемы, не видят логики развития авторской мысли. Главная проблема выполнения данного творческого задания — необходимость  логично, четко, весомо аргументировать свою позицию. Общие ошибки при написании изложения и сочинения: Ученики не разбивают текст на части они не выделяют микротемы, не видят их. Не все экзаменуемые находят в тексте правильные убедительные аргументы, которых  должно быть два­три. На это тоже стоит обратить внимание при подготовке. Также сочинение и изложение демонстрируют бедность словарного запаса (иногда просто  катастрофическую), неумение правильно строить предложения и логично связывать их др При подготовке к написанию сжатого изложения, учитывается опыт предыдущих лет, но  интенсивная  работа начинается именно в 8 и 9 классах, где обучающиеся учатся  воспринимать текст, применять различные способы сжатия.  1.Восприятие текста. Особенность этого этапа заключается в подготовке учащихся к  восприятию текста. Для активизации внимания учащихся, актуализации необходимых  знаний и умений используются такие приемы работы с текстом: ­ уточнение темы и основной мысли текста, с которым предстоит познакомиться на  уроке (анализ темы урока, которая поможет выйти на тему учебного текста; анализ  названия параграфа учебника, работа с эпиграфом, знакомство с иллюстративным  материалом ­ схемами, таблицами и т.п.); ­ словарная работа,  предусматривающая уточнение значения ключевых слов текста, уже  известных по предыдущей работе, или новых терминов, которым дается объяснение в  тексте; ­ просмотровое чтение  (знакомство с текстом с целью определения его темы, основной  мысли, структуры, наличия определенной информации, графических особенностей  текста, с тем,  каким образом выделена ключевая информация – курсив, жирно, имеются  ли схемы, таблицы, рисунки и т.п.). 2. Понимание основного содержания текста. На этом этапе проводится  ознакомительное чтение текста: чтение вслух (учителем или сильным учеником) или  чтение про себя. Для активизации внимания чтение сопровождается следующими видами  заданий: ­ постановка целевого вопроса, предваряющего чтение текста (читая текст, определите,  какая информация является для вас новой, а какие сведению уже известны); ­ уточнение темы (определите, правильно ли вы предположили тему теста, его основную  мысль; какие ошибки допущены); ­ разбиение текста на смысловые части и составление плана; ­ подбор заголовка; ­ ответы на вопросы по содержанию текста. 3. Информационно­смысловая переработка текста на основе изучающего  чтения. Особенность этапа заключается в том, чтобы понять, запомнить текст и передать его содержание. Целесообразно организовать работу по частям текста, которые выделены  учениками на предыдущем этапе. Каждая структурная часть текста подвергается анализу  (выделение главной и второстепенной информации, идеи, отработка выразительного  чтения фрагмента текста, пересказ (краткий, выборочный, подробный), составление  конспекта, тезисного плана,); 4. Создание своего текста.   Учимся создавать свой текст  в устной или письменной  форме (сочинения различных жанров, конспект) 5. Самоанализ на всех этапах работы с текстом. Это самостоятельное осмысление того,  что делаю, как и зачем.  Работу по подготовке к изложению и формированию умения сжимать текст можно проводить на материале упражнений учебника (в начале подготовки), предлагаются  задания  такого типа: преобразуй сложное предложение в простое с причастным или  деепричастным оборотом, исключи из предложения однородные члены, заменив их  обобщающим словом, или оставь из однородных членов наиболее значимый. Всё время  работа усложняется и вскоре максимально приближается к экзменационной на  консультациях и факультативах, где текст нужно сжать, восприняв его на слух. Обучающимся предлагается работать по образцу, используя алгоритм сжатия текста.  В слабых классах на первых порах текст прочитывается учителем, а затем  используется аудиозапись, и условия уже максимально приближены к экзаменационным.  Дома обучающимся предлагается  выполнять работу на материале  упражнений  учебника: перепишите текст, используя различные способы сжатия. И такая работа  ведётся постоянно  с разбором всех ошибок, анализом недочётов.  Учащиеся знают критерии оценивания  изложения и сочинения, количество баллов,  которые они могут набрать за тестовую часть, а также критерии оценок  по набранным  баллам, что способствует мотивации к более тщательной подготовке. Сочинение – один из видов работ по развитию речи в школе и одна из наиболее сложных  форм деятельности ученика. Необходима обоснованная система, обеспечивающая  развитие у учащихся навыков самостоятельной работы над сочинением. Ученик должен  овладеть умением обдумывать тему, правильно располагать свои мысли и точно их  выражать. Опыт работы показывает, что многие выпускники не умеют анализировать, не  видят проблему. Самая же распространённая ошибка ­ уход от собственной мысли во  время её доказательства. Каждый учитель русского языка проводит занятия, посвящённые комплексному анализу текста. Уже младших школьников нужно научить отвечать на  вопрос: «О чём этот текст?» Так решится задача определения темы текста. Ведь  осмысление любого предложенного материала на экзамене начинается именно с этого. В ходе подготовке к ОГЭ на уроках русского языка уже в средних классах можно давать  задания, позволяющие научиться создавать свой текст сочинения­рассуждения по  определённой модели, например, такой: 1. Автор рассказывает о том, что… 2. По его мнению, ... 3. Итак, … Важный этап работы над сочинением­рассуждением ­ это выявление проблемы.  Обнаружение проблемы может происходить в несколько этапов: 1) пересказ текста; 2) выделение микротем по абзацам; 3) поиск ключевых слов; 4) формирование и запись мыслей, содержащихся в каждом абзаце, выявление главной из  них; 5) формирование проблемы ­ вопроса, который автор ставит перед читателем. В целом обучение сочинению – очень сложный и длительный процесс, во время  которого необходимо постепенно и систематически доводить до сознания учащихся весь  комплекс требований, которые предъявляются к данным работам  В части 3 даётся на выбор три вида сочинений­ рассуждений. В начале подготовки  пробуем написать все три вида, а затем выбираем то, к которому будем готовиться  всё  последующее время.  В этом году все  выбрали  сочинение 15.2, где нужно объяснить значение фрагмента  текста. И работа ведётся в направлении формирования умения определять основную  мысль текста, что для большинства обучающихся является достаточно сложным  заданием. Фразы, которые нужно объяснить, важны для понимания главного смысла  текста.  Ученикам объясняю, что раскрывается всегда смысл, основанный либо на  конфликте (противоречии, противопоставлении), либо на сопоставлении образов,  характеров, явлений, событий.   Найти это противопоставление или сопоставление  в  тексте, интерпретируя цитату,­основная задача при работе над данным видом сочинения.  А интерпретация текста­это обработка текста, состоящая в выявлении не лежащего на  поверхности смысла. Это объясняем ученикам, т.к они всё­таки пытаются объяснить  очевидные поверхностные смыслы.  Подтвердить верность понимания текста призваны  аргументы, иллюстрирующие высказанные  мысли. Напоминаем учащимся о том,  аргументом становится только такой факт, который доказывает заявленный тезис.  Учимся проверять сочинение на соответствие всех его частей: соотнесённости тезиса,  вывода. Часто бывает,что в тезисе высказана одна мысль, приведены её доказательства, а  заключение не соответствует содержанию. Затем проверяем грамотность со словарём.   Тренировочная работа ведётся и на уроках литературы ,когда учащимся предлагается  анализировать отрывок текста изучаемого произведения. Это также является  подготовительной работой для обучающихся. Таким образом, используя систему работы по подготовке к Основному государственному  экзамену, можно скорректировать уровень знаний, навыков и умений по всем разделам  языкознания, по конкретным темам, изученным в курсе основной школы.  Чтобы работа по подготовке была более эффективной и результативной, каждый  обучающийся ведёт папку с информационным и дидактическим материалом по темам,  выполненные работы, работа над ошибками, алгоритмы действий по различным  экзаменационным заданиям.

Система подготовки к ОГЭ по русскому языку

Система подготовки к ОГЭ по русскому языку

Система подготовки к ОГЭ по русскому языку

Система подготовки к ОГЭ по русскому языку

Система подготовки к ОГЭ по русскому языку

Система подготовки к ОГЭ по русскому языку

Система подготовки к ОГЭ по русскому языку

Система подготовки к ОГЭ по русскому языку

Система подготовки к ОГЭ по русскому языку

Система подготовки к ОГЭ по русскому языку

Система подготовки к ОГЭ по русскому языку

Система подготовки к ОГЭ по русскому языку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2017