Система подготовки школьников к ЕГЭ по химии
Оценка 5

Система подготовки школьников к ЕГЭ по химии

Оценка 5
Семинары
pdf
химия
11 кл
12.11.2019
Система подготовки школьников к ЕГЭ по химии
Химия занимает одно из ведущих мест в системе школьного образования как важное средство формирования химических знаний в прикладных направлениях развития общества и духовно-мировоззренческой сфере людей. Главным условием подготовки к экзаменам является тесное сотрудничество между учащимися, педагогами, родителями (законными представителями), психологами и классными руководителями.
Система работы при подготовке к ЕГЭ 2019.pdf

 

 

Актуальность темы  

 

   Химия занимает одно из ведущих мест в системе школьного образования как важное средство формирования химических знаний в прикладных направлениях развития общества и духовно-мировоззренческой сфере людей. В соответствии с этим преподавание химии должно быть направлено на овладение системой знаний о живой природе, так и на овладение обучающимися умений и практических навыков, необходимых для подготовки к жизни и продолжению образования. Единый государственный экзамен по химии выпускники сдают по выбору, его результаты востребованы абитуриентами ВУЗов, где химия считается обязательным предметом. Сдающие экзамен по биологии оказываются в особо сложном положении: от них требуется видение всей химии, как единой, целостной системы. Поэтому особенности подхода к целям, структуре и содержанию ЕГЭ по биологии во многом определяют и особенности подготовки к нему всех участников образовательного процесса. 

Главным условием подготовки к экзаменам является тесное сотрудничество  между учащимися, педагогами, родителями (законными представителями), психологами  и  классными руководителями. Но ведущая роль в подготовке к ЕГЭ отводится тандему «учитель - предметник  – ученик». Чтобы ученик успешно сдал экзамен, учитель должен вдохновить его своей неутомимостью и применением многочисленного ряда форм и методов работы по подготовке к итоговой аттестации. 


 

 

Цель: создание условий для качественной подготовки обучающихся к итоговой аттестации в формате ЕГЭ по химии, способствующей успешной аттестации и конкурентоспособности при поступлении в ВУЗы.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

1.осуществить информационное, методическое  обеспечение итоговой аттестации выпускников 11 классов;

2.   выявить        соответствие        подготовки          выпускников       требованиям

образовательных стандартов;

3.   обеспечить   психологический          комфорт     и       правовую   защищенность

выпускников 11 класса;

4.   продемонстрировать алгоритм формирования и совершенствования у обучающихся знаний и умений по биологии в ходе подготовки к экзамену по биологии

Планируемый результат

1. применение инновационных технологий в учебном процессе; 2.обновление содержания образования по предметам, 

положительные мотивационные, психологические установки на ЕГЭ всеми участниками образовательного процесса;

3.высокое качество знаний выпускников старшей школы, стабильно высокие показатели ЕГЭ и призовые места в олимпиадах и конкурсах, исследовательских конференциях;

 

Учебная деятельность по подготовке к ЕГЭ реализуется через:  

1.урочную систему;

2.внеурочную работу (индивидуальные и групповые консультации, занятия факультатива);

3. элективные курсы «Неорганика», «Решение некоторых вопросов»,  « Вопросы и ответы». 

 

 Формы  контроля:                                                                                                        

-многовариантное тематическое тестирование;                                                          - применение онлайн тестирования на уроке и дома.                                               

- самостоятельная работа учащихся на уроке и дома;      

 

Подготовка к экзамену базируется на принципах:

1.системность (подготовка ведется последовательно, функционирует команда специалистов, подготавливающая учащихся по разным направлениям) 2.гибкость (отслеживание изменений  нормативно - правовой базы, накопление научно - методических материалов по вопросам ЕГЭ, индивидуальный подход к каждому учащемуся)

 

Качественная подготовка выпускников к экзаменационным испытаниям предусматривает проведение не отдельных мероприятий, а целого комплекса последовательных и взаимосвязанных направлений работы. Поэтому для подготовки к ЕГЭ в школе сложилась определенная система, учитывающая все аспекты этой работы.

 

1.Информационная готовность (информированность о порядке проведения  государственной итоговой аттестации, о правилах заполнения бланков и т.д.)

 

2.Предметная готовность или содержательная (готовность к сдаче  предмета, успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций)

 

3.Психологическая готовность (состояние готовности – «настрой», внутренняя настроенность на определенное поведение,  ориентированность на целесообразные действия, позволяющие обучающимся успешно сдать экзамены)

 

 

 

 

1.Содержание информационной работы в процессе подготовки к ГИА с учащимися ( Информационная готовность) :

       инструктаж учащихся: процедура проведения ГИА; правила поведения на экзамене; знакомство со структурой и содержанием КИМов; правильное заполнение бланков;

       информирование o порядке проведения подготовки к экзамену;

       информирование об основных требованиях, предъявляемых к знаниям, умениям и навыкам выпускников основной и средней школы;

       информирование  о необходимых материалах для занятий (учебники, рабочие тетради , сборники тестов и т.д.);

       информирование учащихся  о сроках, формах (тесты, практические задания) и содержании контроля (периодичность, тематика);

       расписание работы кабинета (часы дополнительных индивидуально-групповых занятий, факультативов);

       оформление информационного стенда «Готовимся к экзамену» (нормативные документы, бланки, правила заполнения бланков, ресурсы сети Интернет по вопросам ГИА;

       наличие папки с Материалами по ГИА (нормативные документы, инструкции, демоверсии КИМов).

Содержание информационной работы с родителями учащихся:

1)  Родительские собрания:

       информирование родителей о процедуре ГИА, особенностях подготовки к тестовой форме сдачи выпускных экзаменов, информирование о ресурсах сети Интернет;

       ознакомление родителей с нормативными документами по подготовке к ГИА;

       информирование о посещении индивидуальных и групповых занятий и выполнении заданий;

       информирование о результатах пробных  внутришкольных экзаменов ГИА;

       о пункте проведения экзамена и о подготовке к пробным внутришкольным экзаменам ГИА в школе.

2)  Индивидуальное консультирование родителей учителем-предметником

 

Не следует забывать об информационной поддержке учащихся. На стенде «Как готовиться к ЕГЭ» в кабинете биологии я размещаю сменяемые образцы ученических решений, задания с развернутым ответом и их оценку с комментариями, тексты тестов ЕГЭ по биологии с ответами, список пособий, которыми учащиеся могут воспользоваться при подготовке к ЕГЭ, кодификатор заданий ЕГЭ по биологии и перечень проверяемых заданиями ЕГЭ умений, а также знакомлю учащихся с элементами спецификации контрольно-измерительных материалов. На стенде размещаются образцы бланков ЕГЭ, проводятся консультации по их заполнению. 2.Система работы при подготовке к ЕГЭ (Предметная готовность):

 

В ходе подготовки учащихся к итоговой аттестации у меня сложилась следующая система работы:

 

 

 

 

 

Система работы по подготовке к вступительным экзаменам ежегодно пересматривается. План действий, направления и формы работы корректируются. 

 

 I этап – Диагностический (сентябрь)

 

Реализация проекта начинается в сентябре, когда уточняется список обучающихся 10 – 11 классов, выбирающих биологию как предмет итоговой аттестации за курс средней школы, как предмет, необходимый для продолжения дальнейшего образования. 

 

После уточнения списков, формирования групп 

1 группа

2 группа

3 группа

Группа «риска » - учащиеся, которые могут не набрать

минимальное количество          баллов, подтверждающее освоение    основных

образовательных

программ   среднего (основного и полного) общего образования

Учащиеся, которые при добросовестном

отношении могут набрать          минимальное количество          баллов, подтверждающее освоение    основных

образовательных

программ среднего (основного и полного) общего образования

Учащиеся-претенденты на получение высоких баллов.

Дополнительные индивидуальные занятия

по предмету; индивидуальные планы на месяц

 

Составление индивидуальных образовательных маршрутов для самостоятельной и индивидуальной работы с учащимися в соответствии с индивидуальным уровнем подготовки (конкретная работа с каждым учеником).

 

 

и составления расписания разрабатывается система подготовки к ЕГЭ,

которая включает в себя следующие пункты:

 

1.Планирование занятий по подготовке к ЕГЭ во внеурочной деятельности

2.  Комплектование промежуточных диагностических материалов по разделам

3.  Самообразование учителя

4.  Создание и внедрение элективных курсов

5.Совершенствование методики проведения уроков через применение современных образовательных технологий 

6.  Просвещение родителей

7.  Формирование библиотеки дополнительной литературы

 

II этап – Деятельностный (содержательный) (октябрь – май) На внедренческом этапе идёт, непосредственно, реализация разработанной системы по подготовке к ЕГЭ. Рассмотрим каждый пункт действия.

 

1. Планирование внеурочных дополнительных занятий по подготовке к олимпиадам, к сдаче ЕГЭ содержит учебный материал за курс 6-9,10-11 классы по биологии, и вопросы повышенной трудности, непредусмотренные школьной программой. Занятия рекомендуется проводить с учетом возможностей и способностей каждого обучающегося. При этом необходимо использовать дифференцированный подход к обучению. 

 

Структура дополнительных занятий:

1.Обзор темы или раздела в целом

2.Детальное изучение некоторых особенностей и тонкостей темы

3.Самостоятельная работа с дополнительными источниками информации

4.Отработка материала в режиме проверочных работ, промежуточного тестирования, проговаривания основных моментов темы

5.Изучение вопросов повышенной трудности, непредусмотренных школьной программой.

6.Тренинг полученных знаний на тестах с 1по 29вопросы.

7.Итоговый контроль в виде зачетной работы (в форме ЕГЭ)

8.Рефлексия (по необходимости доработка пробелов по изучаемой теме)

 

Для выработки стратегии подготовки учащихся к ЕГЭ на первом занятии обучающиеся 10 – 11 классов знакомятся с кодификатором, спецификой предстоящего экзамена, знакомятся с памяткой самостоятельной подготовки к ЕГЭ. 

 

1.       ПОМНИТЕ! Фундамент биологических знаний закладывается на обычных уроках биологии  и при систематической подготовке к ним.

2.       Необходимо внимательно выслушивать теоретический материал, который учитель объясняет на уроках.

3.       Старайтесь не пропускать без уважительной причины уроки биологии, потому что качественно восполнить пропущенный теоретический или практический материал самостоятельно сложно.

4.       Не допускайте формального усвоения программного материала.

5.       Все биологические понятия и утверждения нужно обязательно понимать и уметь самостоятельно воспроизводить.

6.       Выполняйте все домашние задания самостоятельно, консультируйтесь с учителем.

7.       Составьте свой, личный справочник теоретического материала и старайтесь постепенно все выучить наизусть, регулярно повторяя выученное.

8.       Чем больше информации Вы запомните, тем лучше и быстрее будете выполнять как устные задания, так и задания, требующие значительных умственных усилий.

9.       Составьте свой личный план подготовки к экзамену. Покажите его учителю или другому квалифицированному специалисту для подтверждения его правильности и соответствия вашим индивидуальным способностям.

10.   Регулярно занимайтесь по личному плану, не реже 1 раза в неделю.

Помните: вся подготовка к экзамену зависит лично от каждого из вас. Как вы относитесь к учебе, какой интерес проявляете к учебе, самостоятельно ли выполняете все учебные задания, как используете при этом учебные пособия, какие мысли и чувства вызывает у вас изучение биологии, используете ли вы полученные знания и умения по биологии в своей жизненной практике, и если используете то как.


 

АЛГОРИТМ построения индивидуальной образовательной программы  (в помощь ученику)

1.  Сформулируй свою образовательную цель

Цель – это субъективный образ желаемого, предполагаемый результат деятельности. Поставить цель – значит предсказать, спрогнозировать предполагаемый результат. Цель должна быть конкретной, т. е. необходимо указать: определенный срок;  успехи, которых желаешь достичь в целом и по отдельным направлениям;  способы получаемого образования после школы. 

 

2.  Определи задачи – пути достижения цели

Задачи – план твоих действий по достижению поставленной цели, который разрабатывается:

на определенный срок; 

по конкретным видам деятельности;  по отдельным предметам. 

 

3.  Выбери формы и методы обучения

Выбери те формы и методы обучения, которые помогают тебе эффективно усваивать учебный материал, или предложи свои. 

Для меня предпочтительнее:

Формы и методы обучения: объяснение учителя, самостоятельная работа с измерительным материалом, компьютерное тестирование, другое (допиши). Ты должен:

знать, чему и каким образом тебя обучают на уроках; 

уметь сформулировать предложение для учителя по применению наиболее эффективных способов обучения;  уметь определить формы самообразования. 

 

4.  Определи формы и методы контроля.

Выбери предпочтительные для себя формы и методы контроля: письменная работа по вопросам, тест, устный ответ по вопросам, работа с измерительными материалами, пересказ по учебнику, компьютерный контроль, поиск ответа в учебнике, зачет (по теме), проект, реферат, эссе (подчеркни), другое (допиши).

как часто тебя надо проверять, чтобы ты хорошо учился: поурочный контроль, тематический контроль, четвертной контроль (подчеркни) и другое (допиши);  каким способом лучше проверять твои знания по предмету;  каким образом ты должен осуществлять самоконтроль.

 

5.  Спланируй свою учебную деятельность. Используй для этого учебный план на текущий учебный год, ресурсы школы.

 

Дата _____________                                   Подпись учащегося _______________

                                                        Подпись родителей _______________ 

 


 

Из структуры последовательности проведения внеурочных занятий по биологии, видно, что занятия начинаются не с рассматривания вариантов экзаменационных работ, а с повторения, потому как материал экзаменационных работ распределён в соответствии с их целями, а не в соответствии со структурой и программой курса школьной биологии. Именно поэтому следует придерживаться обычного оглавления действующих учебников и учебных пособий  (Приложение 1) 

 

2.  Комплектование промежуточных диагностических материалов по разделам.

 

Вовремя устранить возникающие проблемы в знаниях и определить объём изученного материала помогает комплект промежуточных диагностических материалов по разделам. 

 

Результаты тестирования фиксируются в диагностическую карту результативности, после чего идёт анализ, и организуются индивидуальные консультации для обучающихся (Приложение 2)       

3.  Самообразование учителя

Учитель должен хорошо знать спецификацию экзаменационной работы. Спецификация включает в себя назначение и структуру экзаменационной работы, распределение заданий экзаменационной работы по частям, тематическим разделам (блокам), видам деятельности и уровню сложности, систему оценивания отдельных заданий и работы в целом, условия проведения и проверки результатов экзамена. На основе спецификации формируется общий план экзаменационной работы, который является основой содержания контрольно – измерительных материалов (КИМов).

 

Кроме того, с целью самообразования, необходимо изучить кодификатор элементов содержания, в котором представлены вопросы, которые выносятся на проверку основного учебного содержания. Следует учитывать изменения в кодификаторах, которые будут внесены в текущем учебном году.  Методическую помощь мне  как  учителю при подготовке к  ЕГЭ оказывают:

   ̶ материалы сайта ФИПИ (www.fipi.ru):

   документы, определяющие структуру и содержание КИМов  ЕГЭ (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант КИМов);

   открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий;

   аналитические отчеты о результатах ЕГЭ и методические письма прошлых лет.

 4. Создание и внедрение элективных курсов

Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения, входящие в состав профиля обучения.

Элективные курсы выполняют три основных функции: 

1.                «надстройки» профильного курса, когда такой дополненный профильный курс становится в полной мере углубленным; 

2.                развивают содержание одного из базисных курсов, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по выбранному предмету на профильном уровне; 3. способствует удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека. (Приложение 3)       

 

Консультации. В школе консультации проводятся согласно общешкольному плану проведения консультаций для подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ. В

2018-2019 учебном году консультации проходят  2 раза в неделю

(понедельник, четверг).

 

 5. Совершенствование методики преподавания уроков через внедрения современных образовательных технологий и применения разнообразных форм работы.  

 

Чтобы ориентироваться в вопросах биологической направленности и успешно сдать ЕГЭ, обучающимся необходимо удержать в памяти огромный объём информации и поэтому неотъемлемой частью своей работы считаю усовершенствование методики урока и применение современных образовательных технологий (информационно-коммуникационные, проблемные, дискуссионные, зачетные).

 

1.  Методические приёмы, используемые на уроках химии  

 

а) На протяжении всего курса обучения биологии, начиная с 8 класса, вводится тестовый материал аналогичного содержания. Этот метод помогает сформировать у обучающихся такие умения, как описание, распознавание, определение, классифицирование, объяснение, сравнение, анализирование.

 

б) В методике обучения с 8 по 9 классы, особое внимание уделяется развитию информационных компетенций, школьники учатся работать с текстом учебника по алгоритму:

 

Алгоритм действий по развитию информационных компетенций

 

1   шаг. Прочесть текст

2   шаг. Разбить его на абзацы

3   шаг. В каждом абзаце выделить главную мысль

3   шаг. Рассмотреть рисунки к теме

4   шаг. Ответить на вопросы в конце изучаемого материала

5   шаг. Определить сложные зоны, требующие уточнения, разъяснения.

Конструирование учащимися текстов с биологическими ошибками по различным темам способствует усвоению ими учебного материала по данному разделу, развитию мотивации и внимательности при чтении и поиске ошибок, а также сотрудничества при работе в малых группах. Предлагаю учащимся разбиться на пары, и каждый из них составляет текст (6 предложений) по заданной теме с биологическими ошибками (3 ошибки), затем они обмениваются текстами, находят и справляют найденные ошибки, обсуждают в парах результаты. 

С целью развития логического мышления, умения анализировать, делать выводы, конструировать логически связанный текст предлагаю школьникам из предложенных предложений (8 - 10 предложений), которые записаны на отдельных карточках одинакового размера, составить текст. Это же задание один из учащихся выполняет на интерактивной доске, затем обсуждаются результаты.  

С 9 класса работа по данному алгоритму усложняется. Теперь школьникам при ответе на вопросы предлагается проявить творчество - выразить свои мысли в виде рисунков, схем, тезисов. Данная работа требует определенных усилий, т.к. далеко не все обучающиеся умеют строить схемы, таблицы.  

 

в) Методика «Опорные конспекты», автор В.И. Нахаева.

 

Опорные конспекты - эффективная методика, обеспечивающая лёгкое запоминание материала, включающая в работу все виды памяти, особенно ассоциативную, которая способствует прочному сохранению знаний. Ассоциации подкрепляют память не только на уровне подсознания, но и на уровне сознания. Опорные конспекты помогают школьникам воссоздать в памяти пройденный материал два-три года назад. Они лаконичные, и в то же время наглядные, образные и информативные. 

 

г) Работа с терминами

 

    При подготовке к ЕГЭ уделяю огромное внимание работе с терминами и основными понятиями. Это позволяет сформировать прочную теоретическую базу знаний, что очень важно при выполнении заданий первой части ЕГЭ. Кроме того, важны знания основных биологических законов. Для освоения терминов использую различные методы: словарная работа, терминологический диктант, составление  и решение кроссвордов и тестовые задания. Практикую уроки «Работа с биологическими терминами», структура которых состоит из заданий: упражнение на проговаривание терминов, объяснение значения термина, конструирование понятий, анализ и синтез. Например: Установите соответствия. А) Растения:1) ветроопыляемые (анемофилия – опыление ветром),2) насекомоопыляемые (энтомофилия – опыление насекомыми). Перечисляются признаки растениий. Вывод: Как видно на проверочной работе появляются новые термины-синонимы уже хорошо сформированным биологическим понятиям.

 

2.  Применение современных образовательных технологий  

 

Использование современных образовательных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета, а школьникам дает возможность для размышления и участия в создании элементов урока.

 

а) Технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо», ( Ч. Темпл, Д. Стил) применяется в 9-10-11 классах. На уроках отрабатываются умения выносить обоснованные суждения, решения, применяя полученных знаний, как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях, что способствует дальнейшей успешной социализации школьников.

 

б) Тестовые и творческие задания

 

Обратная связь происходит через систему тестовых и творческих заданий. Именно с них я рекомендую ребятам начать работу с текстовым материалом, потому как такой прием является хорошим целеполаганием (мотивацией). Задания: входные, текущие и итоговые.

в). Проблемное обучение. Позволяет развить и закрепить умения и навыки работы с рисунками, составления схем и таблиц, решения проблемных задач, оказания первой доврачебной помощи. Использование анимационных фильмов и текстов, в которых допущены ошибки, даёт возможность в интересной игровой форме отрабатывать навык нахождения и исправления биологических ошибок.

г). Продуктивное обучение. Для закрепления, систематизации и глубокого усвоения знаний использую видеофрагменты и 3-D анимации без звукового комментария, например, "Движение воды и органических веществ по стеблю", "Внутренняя жизнь клетки" и другие. Цель учащихся: после просмотра видеофрагмента определить и прокомментировать увиденные процессы.

Примерный учебный план мероприятий

Не секрет, что успешнее сдает экзамен тот, кто в полном объеме владеет материалом, хорошо знаком с процедурой проведения экзамена, психологически готов к экзамену и адекватно реагирует на нестандартные ситуации.

Задача учителя помочь ученику как можно лучше решить первые две проблемы, и уменьшить третью. Экзамен в новой форме не похож на обычные школьные контрольные, к которым привыкли и ученики, и учителя, и родители. Именно поэтому к нему надо начинать специально готовить даже тех, кто неплохо пишет обычные контрольные работы, а уж тем более тех, кто испытывает затруднения в математике.

Для того, что бы учитель заранее мог систематизировать и определить курс работы с учащимися, ему стоит составить примерный учебный план:

 

п/п

Мероприятие

Срок выполнения

Информационная деятельность

1

Изучение нормативных документов по организации и проведению ЕГЭ 

Сентябрь, в течение года

2

Ознакомление родителей учащихся с новым положением об итоговой аттестации, порядком проведения ЕГЭ, условиями получения аттестата о среднем общем образовании, графиком дополнительных

занятий (под роспись)

В течение года

3

Оформление наглядной информации для учащихся и родителей

Информационный стенд с

сентября

4

Оформление папки «Подготовка к ЕГЭ»

Сентябрь, в течение года

Аналитико - диагностическая деятельность

5

Диагностика затруднений учащихся 11-х классов по организации подготовки к итоговой аттестации за курс средней школы в форме ЕГЭ 

В течение года

6

Разработка       системы              проведения

Сентябрь

 

 

консультационных дополнительных занятий с обучающимися  11-х  классов, испытывающими затруднения при подготовке к итоговой аттестации за курс средней школы в форме ЕГЭ 

 

7

Проверка результативности дополнительных занятий по подготовке  к ЕГЭ слабоуспевающих учащихся (контроль по журналам, посещаемость, проверка домашнего задания по тетрадям, контроль знаний учащихся по КИМам)

В течение года

8

Корректировка плана работы по подготовке к ЕГЭ 

Сентябрь

9

Уточнение наличия детей с ограниченными возможностями здоровья среди учащихся, проведение с ними разъяснительной работы о порядке сдачи итоговой аттестации

Сентябрь

10

Осуществление контроля посещения учащимися уроков, дополнительных занятий, выполнения домашних заданий по биологии

В течение года

11

Информирование классного руководителя и родителей о посещаемости занятий учащимися уроков, дополнительных занятий, выполнения домашних заданий по биологии

В течение года

Учебная и консультационная деятельность

12

Организация        дополнительных занятий          с обучающимися,          показавшими неудовлетворительные     результаты по итогам пробных тестирований в форме ЕГЭ по биологии

С сентября, в течение года

13

Проведение собраний с учащимися и их родителями по подготовке к ЕГЭ 

В течение года

14

Использование заданий из КИМов и индивидуальных         заданий по ликвидации пробелов в знаниях слабоуспевающих на уроке. Включение в домашние задания -задания из КИМов

В течение года

15

Проведение ежеурочного контроля знаний слабоуспевающих         учащихся, проверка домашнего задания

В течение года

16

Проведение дифференцированных дополнительных  занятий по подготовке к

ЕГЭ 

В течение года

17

Индивидуальное консультирование родителей

В течение года

18

Оказание психологической помощи, консультирование учащихся и родителей

В течение года

 

3. По данному направлению должна проводиться совместная работа с психологом (Психологическая готовность).

Можно использовать:

Памятки для учащихся и родителей, помогающие снизить стрессовость экзаменационной ситуации.

Советы выпускникам и родителям (законным представителям): как подготовиться к сдаче ЕГЭ (Приложение 4)  тест «Измерение уровня тревожности при подготовке выпускников к ЕГЭ».

 

Заключение

В заключение хочу остановиться на пяти принципах, которые помогают в работе. Это немного, на то они и принципы. Зато каждый из них реализуется с помощью гаммы конкретных приёмов.

Принцип свободы выбора.

В любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием - право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор. Принцип открытости.

«Я знаю, что я ничего не знаю», - говорил мудрый грек. Печально то, что ученик не знает главного: ОН НЕ ЗНАЕТ, ЧЕГО ОН НЕ ЗНАЕТ. Весьма смутно представляет сегодня школьник границы своей информированности, границы познания наук. Поэтому необходимо показывать границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами курса.

Принцип деятельности.

Бернард Шоу утверждал: «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность».

Освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности.

Принцип обратной связи.

Регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приёмов обратной связи.

Принцип идеальности (высокого КПД).

Максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности, уменьшения затрат в процессе образования.

Как правило, каждый из вас имеет свои профессиональные хитрости, приёмы. Они поддерживают друг друга, складываясь в нечто целое, в систему у каждого из вас.

 

 

Работа в режиме «Система работы учителя при подготовке обучающихся к итоговой аттестации в формате ЕГЭ по биологии» дает положительные результаты (увеличение качества знаний, победители олимпиад, высокие баллы при сдаче ЕГЭ и, как конечный результат, успешное поступление обучающихся в высшие учебные заведения.

 

 

 

Приложение 1

 

Тематическое планирование индивидуального занятия « Биомаршрут -11»

 

Название темы/урока

 

Биология.  Живой  организм.

1.  

Биология как наука о живой природе  

2.  

Сравнительная характеристика клеток представителей разных царств живой природы. 

 

Ботаника.

3.  

Растительная клетка и ее органоиды.

4.  

Ткани растений.

5.  

Систематика растений.

6.  

Одноклеточные и многоклеточные зеленые водоросли.

7.  

Папоротники, хвощи, плауны, мох.

8.  

Органы цветковых растений. Систематика цветковых растений.

9.  

Грибы.

10.  

Подробная сравнительная характеристика клеток представителей всех царств живой природы.

 

Зоология.

11.  

Зоология. Строение животной клетки и ее органоиды.

12.  

Систематика животных. Одноклеточные животные

13.  

Систематика животных. Многоклеточные животные. Кишечнополостные, круглые, плоские черви.

14.  

Тип членистоногие, мягкотелые.

15.  

Тип хордовые.

 

Анатомия человека. 

16.  

Общий план строения человека.

17.  

Строение и функции кровеносной системы человека.

18.  

Строение и функции опорно- двигательной человека.

19.  

Строение и функции нервной системы человека.

20.  

Развитие и размножение человека.

21.  

Итоговый урок по теме «Анатомия человека». 

 

Общая биология. 

22.  

Признаки живого. Уровни организации живой материи .

23.  

Химический состав клетки. Неорганические вещества.

24.  

Химический состав клетки. Органические вещества.

25.  

Размножение организмов.

26.  

Закономерности явлений законов наследственности.

27.  

Решение задач по генетике.

28.  

Решение задач по молекулярной генетике

29.  

Генетика и селекция.

 

Эволюция органического мира. 

30.  

Механизмы эволюционного процесса.

31.  

Развитие  жизни на Земле.

 

Основы экологии. 

32.  

Экосистемы.

33.  

Биосфера.

34.  

Решение экологических задач.

35.  

Глобальные экологические проблемы.

 

 

 

 

Приложение 2

 

Маршрутный лист по подготовке к ЕГЭ по биологии 

(групповой)

 

 

Ф.И. выпускника

1 ученик

 

2 ученик

 

Кодификатор ЕГЭ

Отметка

Консультация

Отметка

Консультация

1.Биология как наука

 

 

 

 

1.1. Биология как наука

 

 

 

 

1.2. Признаки живого

 

 

 

 

1.3. Уровни организации

 

 

 

 

2. Клетка как биологическая система

 

 

 

 

2.1. Клеточная теория

 

 

 

 

2.2.                     Клетка.

Многообразие клеток.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Экосистемы и присущие им закономерности.

 

 

 

 

6.1 Среды обитания организмов. Экологические факторы.

 

 

 

 

…     6.5       Глобальные

изменения в биосфере

 

 

 

 

 

 

 

Маршрутный лист по подготовке к ЕГЭ по биологии 

( индивидуальный)

 

Ф И  учащегося  _____________________________________________ Класс ______________________________________________________

Предмет ____________________________________________________ 

Учитель ______________________________________________________

 

Разделы (темы)

Даты прове дения

индиви

дуальных занятий

Формы ликвидации пробелов

Что задано

% выпол нения

Отмет ка 

Подпись учащегося, родителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Тематическое планирование элективного курса «Молекулярная биология»

 

Название темы/урока

 

 

Введение.

1

Введение.

 

Белки.

2

 Белки- полимеры, структуры белковой молекулы, функции белков в клетке.

3

Решение задач по теме « Белки» 

4

Решение задач по теме « Белки» 

 

Нуклеиновые кислоты. 

5

Строение, свойства и функции ДНК и РНК.

6

Сравнительная характеристика ДНК и РНК.

7

Решение задач по теме  «Нуклеиновые кислоты» .

 

Биосинтез белка.

8

Код ДНК,  генетический код, транскрипция.

9

Трансляция - динамика биосинтеза белка.

10

Решение задач по теме «Биосинтез белка».

 

Энергетический обмен.

11

Этапы энергетического обмена.

12

Решение задач по теме «Энергетический обмен». 

13

Решение задач по теме «Энергетический обмен». 

14

Рубежная диагностика: контрольная работа в форме ЕГЭ.

 

Законы Г. Менделя. Моногибридное скрещивание.

15

Закономерности наследования при моногибридном скрещивании.

16

Неполное доминирование.

17

Решение задач по теме « Моногибридное скрещивание». 

 

Дигибридное скрещивание.

18

Закономерности при дигибридном скрещивании.

19

Решение задач по теме « Дигибридное скрещивание».

20

Решение задач по теме « Дигибридное скрещивание».

 

Полигибридное скрещивание.

21

Математические закономерности наследования при полигибридном скрещивании.

22

Решение задач по теме « Полигибридное скрещивание».

 

Сцепленное наследование генов  и кроссинговер.

23

Закономерности сцепленного наследования.

24

Решение задач по теме «Сцепленное наследование генов и кроссинговер» 

25

Решение задач по теме «Сцепленное наследование генов и кроссинговер» 

 

Наследование групп крови человека. 

26

Кодоминирование.

 

Наследование, сцепленное с полом.

27

Цитологические основы наследования, сцепленного с полом. 

28

Решение задач по теме «Наследование, сцепленное с полом». 

29

Решение задач по теме «Наследование, сцепленное с полом». 

 

Взаимодействие неаллельных генов.

30

Эпистаз. 

31

Комплементарность. 

32

Полимерия.

33

Решение задач по теме «Взаимодействие неаллельных генов» 

34

Обобщение тем. Пробное решение задач.

35

Обобщение тем. Решение задач.

 

 

 

Приложение 4

 

Уважаемые родители выпускников!

     Вы, вероятно, почувствовали, что этот учебный год особенный для вас и ваших детей. Особенный он тем, что вам предстоит определиться в выборе экзаменов, будущей профессии ребёнка, тем, что ваши дети сдают ЕГЭ!.  Экзамены – это испытание для личности в любом возрасте, особенно – в подростковом. Психологическая подготовка и поддержка ребенка со стороны семьи – важнейшая составляющая его успеха на экзаменах.        Примите к сведению несколько простых рекомендаций.

ü    Учитывая особенности вашего ребёнка, помогите ему выбрать наиболее оптимальную тактику подготовки к экзаменам.

ü    Помогите отрегулировать режим дня, режим сна, режим питания. В экзаменационный период ребенку нужен хороший отдых: прогулки на свежем воздухе, чередование умственной деятельности с двигательной активностью (танцы, игры, катание на велосипеде). И полноценный сон. Установлено, что одна бессонная ночь снижает интенсивность работы мозга на 9%.

ü    Чтобы снять тревожность ребенка перед экзаменом, не увлекайтесь успокоительными лекарственными средствами. Лучше предложить ребенку крепкий чай с лимоном, немного шоколада и банан, в котором содержатся вещества, успокаивающе действующие на организм. ü Психологи подчеркивают, что детям свойственно «настраиваться» на эмоциональную волну своих родителей. Они копируют не только поступки, но и чувства. Поэтому постарайтесь строже контролировать не только слова, но и свои эмоциональные «всплески». Иногда разногласия в семье порождают стрессовое состояние ребенка.

ü    Постарайтесь быть терпимыми друг к другу и сохранять мир и согласие в семье. Проявите чуть больше, чем обычно, внимания к ребенку. Дружеское похлопывание по плечу, прикосновение рукой вызывает успокаивающий эффект. Недаром в народе говорят: «Любую беду рукой разведу!» Поведение родителей

        В экзаменационную пору основная задача родителей - создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка и... не мешать ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное - спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением.        Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.Не повышайте тревожность ребёнка накануне экзаменов, это отрицательно скажется на результате тестирования.

       Очень важно скорректировать ожидания выпускника. Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы ЕГЭ. Гораздо эффективнее спокойно дать ответы на те вопросы, которые он знает наверняка, чем переживать из-за нерешенных заданий.

       Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребёнок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является показателем его возможностей.Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он (она) - самый(ая) любимый(ая), и что все у него (неё) в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны, ведь "от хорошего слова даже кактусы лучше растут".

 

Организация занятий

      Помните: главное — снизить напряжение и тревожность ребёнка и обеспечить ему необходимые условия для занятий.

      Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.       Очень важно разработать ребёнку индивидуальную стратегию деятельности при подготовке и во время экзамена. Именно индивидуальную, так как все дети разные (есть медлительные, есть очень активные, есть аудиалы, кинестетики, тревожные, есть с хорошей переключаемостью или не очень и т. д.)! И вот именно в разработке индивидуальной стратегии родители должны принять самое активное участие: помочь своим детям осознать свои сильные и слабые стороны, понять свой стиль учебной деятельности (при необходимости доработать его), развить умения использовать собственные интеллектуальные ресурсы и настроить на успех!

      Одна из главных причин предэкзаменационного стресса - ситуация неопределенности.        Заблаговременное ознакомление с правилами проведения ЕГЭ и заполнения бланков, особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию.Тренировка в решении пробных тестовых заданий также снимает чувство неизвестности

      В процессе работы с заданиями приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять.Если у ребёнка нет часов, обязательно дайте их ему на экзамен.

Помогите распределить темы подготовки по дням.

      Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам (раздел - логические приёмы изучения материала в буклете "Советы выпускникам")

 

Питание и режим дня      Позаботьтесь об организации режима дня и полноценного питания. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга. Кстати, в эту пору и "от плюшек не толстеют!"Для активной работы мозга требуется много жидкости, поэтому полезно больше пить простую или минеральную воду, зеленый чай.

      Не допускайте перегрузок ребенка. Через каждые 40-50 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10-15 минут.Меняйте умственную деятельность на двигательную (занятия спортом, прогулки на свежем воздухе),стоит увеличить время сна на час.Накануне экзамена ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться. 

      С утра перед экзаменом дайте ребёнку шоколадку... разумеется, это не баловство, а просто глюкоза стимулирует мозговую деятельность!

Чем   помочь себе  в сложный  период подготовки и сдачи экзаменов (для обучающихся)  

Во-первых, необходимо внушить себе, что легкое волнение перед экзаменом - это вполне естественное и даже необходимое состояние. Оно мобилизует, настраивает на интенсивную умственную работу. 

Во-вторых, стоит научиться никогда не думать о провале на экзамене.. 

В-третьих, за несколько дней до экзамена стоит проиграть с кем-нибудь эту ситуацию 

В-четвертых, стоит помнить о том, что взрослые, в том числе и экзаменаторы, - это тоже люди. Если ответ звучит уныло, неуверенно, невыразительно, это повлияет и на оценку .

В-пятых, надо понять: уверенность в себе приходит от сознания того, что ты хорошо подготовился и умеешь делать все, что от тебя требуется. 

 

Как повторять материал

  

Повторять материал нужно не "про себя". Такой способ самопроверки неэффективен. Лучше составить план, схему ответа, и обязательно на бумаге, а не в уме. Попробовать ответы на самые трудные вопросы рассказать дома внимательному слушателю. Тем, кому не нужно много времени

"на раскачку", начинать подготовку следует с более трудных вопросов и тем. Если же работоспособность нарастает постепенно, лучше не терять времени и сначала быстро повторить более легкий материал. Через каждые 50-60 минут занятий делать перерыв на 10 минут. После 2-3 часов работы сделать перерыв на полчаса.

  

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ПАМЯТИ:  

Упражнение «Вечерний взгляд назад» – направлено на тренировку долговременной памяти и обеспечение эмоционального равновесия. 

Инструкция: Вечером, перед сном вспомните весь прошедший день: от подъема до настоящей минуты. Этот обзор должен быть образным и протекать перед глазами, как фильм. Важно при этом оставаться наблюдателем дневных событий и самого себя. Вы видите себя читающим учебник, разговаривающим с друзьями по телефону, отвечающим на вопросы родителей и т.п. При этом воспоминания о событиях должны идти по порядку. 

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ВНИМАНИЯ: 

Упражнение «Спички» – Упражнение направлено на тренировку наблюдательности, объема внимания и зрительной памяти. 

Инструкция: Приготовьте коробок спичек и лист газеты (или платок). Возьмите из коробка несколько спичек, не пересчитывая. Бросьте их на стол перед собой. Сосчитайте до трех и накройте газетой. 

Спросите себя, сколько спичек Вы бросили? Восемь? 

Возьмите из коробки восемь спичек и на открытой части стола разложите их так, как те, что лежат под газетой (или платком).  Проверьте себя: откройте на две секунды лист, исправьте ошибки и проверьте себя снова.  

 

 

 

Актуальность темы

Актуальность темы

Цель: создание условий для качественной подготовки обучающихся к итоговой аттестации в формате

Цель: создание условий для качественной подготовки обучающихся к итоговой аттестации в формате

Качественная подготовка выпускников к экзаменационным испытаниям предусматривает проведение не отдельных мероприятий, а целого комплекса последовательных и взаимосвязанных направлений работы

Качественная подготовка выпускников к экзаменационным испытаниям предусматривает проведение не отдельных мероприятий, а целого комплекса последовательных и взаимосвязанных направлений работы

Содержание информационной работы в процессе подготовки к

Содержание информационной работы в процессе подготовки к

В ходе подготовки учащихся к итоговой аттестации у меня сложилась следующая система работы:

В ходе подготовки учащихся к итоговой аттестации у меня сложилась следующая система работы:

Группа «риска » - учащиеся, которые могут не набрать минимальное количество баллов, подтверждающее освоение основных образовательных программ среднего (основного и полного) общего образования

Группа «риска » - учащиеся, которые могут не набрать минимальное количество баллов, подтверждающее освоение основных образовательных программ среднего (основного и полного) общего образования

Изучение вопросов повышенной трудности, непредусмотренных школьной программой

Изучение вопросов повышенной трудности, непредусмотренных школьной программой

АЛГОРИТМ построения индивидуальной образовательной программы (в помощь ученику) 1

АЛГОРИТМ построения индивидуальной образовательной программы (в помощь ученику) 1

Из структуры последовательности проведения внеурочных занятий по биологии, видно, что занятия начинаются не с рассматривания вариантов экзаменационных работ, а с повторения , потому как материал…

Из структуры последовательности проведения внеурочных занятий по биологии, видно, что занятия начинаются не с рассматривания вариантов экзаменационных работ, а с повторения , потому как материал…

Приложение 3) Консультации

Приложение 3) Консультации

С целью развития логического мышления, умения анализировать, делать выводы, конструировать логически связанный текст предлагаю школьникам из предложенных предложений (8 - 10 предложений), которые записаны на…

С целью развития логического мышления, умения анализировать, делать выводы, конструировать логически связанный текст предлагаю школьникам из предложенных предложений (8 - 10 предложений), которые записаны на…

Технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» , (

Технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» , (

Ознакомление родителей учащихся с новым положением об итоговой аттестации, порядком проведения

Ознакомление родителей учащихся с новым положением об итоговой аттестации, порядком проведения

Организация дополнительных занятий с обучающимися, показавшими неудовлетворительные результаты по итогам пробных тестирований в форме

Организация дополнительных занятий с обучающимися, показавшими неудовлетворительные результаты по итогам пробных тестирований в форме

Поэтому необходимо показывать границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами курса

Поэтому необходимо показывать границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами курса

Зоология. 11.

Зоология. 11.

Клетка как биологическая система 2

Клетка как биологическая система 2

Нуклеиновые кислоты. 5

Нуклеиновые кислоты. 5

ЕГЭ!. Экзамены – это испытание для личности в любом возрасте, особенно – в подростковом

ЕГЭ!. Экзамены – это испытание для личности в любом возрасте, особенно – в подростковом

Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам (раздел - логические приёмы изучения материала в буклете "Советы выпускникам")

Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам (раздел - логические приёмы изучения материала в буклете "Советы выпускникам")

Возьмите из коробки восемь спичек и на открытой части стола разложите их так, как те, что лежат под газетой (или платком)

Возьмите из коробки восемь спичек и на открытой части стола разложите их так, как те, что лежат под газетой (или платком)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2019