«Система профилактической и коррекционной работы с учащимися, демонстрирующими признаки школьной дезадаптации» (презентация и текст выступления)
Оценка 5

«Система профилактической и коррекционной работы с учащимися, демонстрирующими признаки школьной дезадаптации» (презентация и текст выступления)

Оценка 5
Семинары
docx
психологическая работа +2
Взрослым
20.01.2018
«Система профилактической и коррекционной работы с учащимися, демонстрирующими признаки школьной дезадаптации» (презентация и текст выступления)
Выступление.docx
Выступление на тему: «Система профилактической и коррекционной работы с учащимися, демонстрирующими признаки школьной дезадаптации» (в рамках ресурсного центра для школьных педагогов­психологов) Дата выступления: 08.10.2015 Подготовила: Дядищева Ю.В. Для многих детей адаптация к школе является сложным испытанием. Адаптировать ребенка к школе – значит приспособить его к развитию (наряду с функционированием). Поскольку основным социальным институтом, через который   проходят   все   дети,   является   школа,   то   соответственно   любое рассогласование ребенка с теми требованиями, которое к нему предъявляет образовательное   пространство,   и   есть   дезадаптация   в   самом   широком понимании. Прежде чем приступить к разговору о системе коррекционной   и ….. (тема) работы, я предлагаю вам вспомнить теоретические аспекты данного вопроса. Что же такое адаптация? В  условиях  образовательного учреждения  адаптация рассматривается как процесс приспособления обучающихся к требованиям и условиям учебной деятельности,   социальному   окружению.  Адаптация   ­   это   процесс активного   освоения   личностью   внешней   среды   условия   обучения   в основной школе с целью приспособления ее к своим индивидуальным интересам, склонностям, возможностям.  Физиологическая   адаптация   –   процесс   приспособления   функций организма ребёнка к условиям обучения в школе. Социально­психологическая   адаптация   –   процесс   активного приспособления   системы   «ребёнок­взрослый»,   «ребёнок­ребёнок»   к   новым 1 условиям   взаимодействия.   Социально­психологическая   адаптация   включает развитие познавательной сферы ребенка и его умение подчинять восприятие, память,   мышление,   воображение   задачам,   которые   ставят   перед   ним   в процессе учения. При нарушении адаптации можно говорить о дезадаптации. Дезадаптация – это  какое­либо нарушение адаптации, приспособления организма   к   постоянно   меняющимся   условиям   внешней   или   внутренней среды. Состояние динамического несоответствия между живым организмом и   приводящее   к   нарушению   физиологического внешней   средой, функционирования,   изменению   форм   поведения,   развитию   патологических процессов.   (Дезадаптация   –   исчезновение,   уничтожение   какой­либо сформировавшейся   функции   или   же   изначальная   невозможность   её формирования) . Можно выделить… Социальная дезадаптация – характеризуется серьезными проблемами в личностном   и   в   социальном   развитии   ребѐнка,   вызванные   нарушением социальных связей и межличностных отношений с семьѐй, сверстниками Учебная   дезадаптация   –   рассматривается   как   социально­ психологическое и социально­педагогическое явление неуспешности ребенка в   сфере   обучения,   связанное   с   субъективно   неразрешимым   для   него конфликтом   между   требованиями   образовательной   среды   и   ближайшего окружения   и   его   психофизическими   возможностями   и   способностями, соответствующими возрастному психическому развитию.  Школьная   дезадаптация   –   невозможность   обучения   и адекватного взаимодействия   ребёнка   с   окружением   в   рамках   конкретного образовательного учреждения. Дезадаптация развивается поэтапно в двух аспектах – деятельностном и в сфере отношений.  2 Факторы, влияющие на школьную дезадаптацию: Индивидуальный   фактор.  Явные   внешние   отличия   от сверстников.  Уродства,   серьёзные   двигательные   проблемы,   низкие   или, наоборот, высокие умственные способности. Нерешённость логопедических проблем: смазанная речь, заикание. Бедный словарный запас. Соматический фактор. Наличие хронических заболеваний, частые инфекционные заболевания. Снижение слуха, зрения. Психолого­педагогический   фактор.  Отсутствие   индивидуального подхода в обучении.  Невозможность  личного контакта между учеником и педагогом. Занижение оценок. Коррекционно­профилактический   фактор.  Слабость   взаимодействия специалистов   смежных   или несвоевременность   коррекционной   работы   в   школе,   нехватка   Отсутствие специальностей.   специалистов. Семейный   фактор.  Педагогическая   запущенность.  Тяжёлый эмоциональный  фон  в  семье. Недостаток общения.  Алкоголизм родителей. Гиперопека  или,   наоборот,   жестокость   в   обращении.  Противоречивость требований   взрослых   дома,   непоследовательность   в   применении   форм поощрения   и   наказания.   Неприятие   родителями   проблем   со   здоровьем ребёнка.  Выпихивание   в   школу   недолеченного   ребёнка,   не   выявление хронических заболеваний, мешающих успешному обучению. Расхождение родителей   между   словом   и   делом.   Политика   двойных   стандартов   в отношениях. Средовой   фактор.  Дурное   влияние   сверстников, привлекательность   ничегонеделания,  безнаказанность   асоциального поведения. Притягательность острых ощущений. Доступность наркотиков и лёгкого заработка. 3 Социальный фактор. Утрата прежних идеалов в обществе. Пропаганда агрессии,  увлечённость виртуальным миром  – заменителем реальности. Реклама нездорового образа жизни. Психический   фактор.   Психические   расстройства   школьника. Заболевания,   либо   невыявленные   до   школы,   либо   протекающие   в   стёртой форме.  Снижение   волевой   активности,   снижение   мотивации   к обучению и самостоятельному существованию во взрослом состоянии. Психологический фактор.  Несформированность  высших психических функций. Нарушения памяти, внимания, расстройства восприятия. Наиболее   распространенными   являются   следующие  причины дезадаптации:  1. учебной мотивации.  Несформированость   общеучебных   умений   и   навыков.   Снижение Трудности учебной деятельности и снижение учебной мотивации могут быть связаны:   с   несформированностью   основных   операций   мышления,   процессов   памяти, распределения и концентрации внимания;  со   слабой   сформированностью   организационных   умений   (умение самостоятельно   выполнять   задание   по   алгоритму,   умение   вести   тетрадь, навыки самопроверки и самооценки).  Проблемы адаптации могут быть вызваны сменой учебных предметов, их новым содержательным наполнением. Основным фактором, определяющим трудности   новых   условий   –   это   появление   предметного   обучения,   новых педагогов,   многообразие   учебных   требований.   Характерными   признаками являются   состояние   непонимания,   смысловая   неопределенность,   нервно­ психическое напряжение. Рекомендуемый диагностический инструментарий (приложение 1) 4 Целесообразно выделить ряд психолого­педагогических рекомендаций для   педагогов   по   проблемам   работы   с   учащимися   с   трудностями сформированности интеллектуальных и организационных умений и навыков.  (В   результате   диагностики   по   методике   М.Ступницкой   по   шкалам «Интеллектуальные умения и навыки», «Организационные умения и навыки» особого внимания психолога и педагогов требуют обучающиеся с низкими показателями. (см. приложение 2) 2. сверстников  Несформированность   конструктивных   форм   общения   в   группе Проявления   дезадаптации   могут   быть   связаны   с   трудностями установления и построения контактов в группе сверстников. Причинами этого являются:   Включение   в   новый   коллектив   сверстников,   необходимость   выстраивания взаимоотношений в классе (характерно для всех детей, начинающих обучение в первом классе)   Изменения   в   составе   классных   коллективов,   необходимость   установления новых   отношений   в   классе,   изменение   социометрического   статуса   ребенка (характерно для этапов адаптации в средней школе – 5 класс, к профильному обучению – 8 класс)  В   межличностных   отношениях   в   группе   среди   учащихся   может существовать   борьба   за   лидерство,   проявления   неконструктивных   форм взаимодействия.   Часто   встречаются   случаи,   когда   сверстники   «не принимают» кого­либо из одноклассников, неприятие отдельных учащихся.  Во   вновь   создаваемых   классных   коллективах   («сборные»   пятые   классы, комплектование   «профильных»   классов   –   8   класс)   возникает   проблема взаимоадаптации учащихся друг к другу.  Рекомендуемый диагностический инструментарий (приложение 3) 5 3.  Нарушение   характера   взаимоадаптации   между   учеником   и учителем  Характерными признаками является отсутствие интереса к предмету, страх перед учителем. Ученик знает материал, но боится отвечать на уроке, низкая успеваемость по предмету; негативные реакции на замечания; поиск предлога   для   привлечения   внимания   учителя;   возможны   пропуски   уроков; нарушения   состояния   здоровья,   периодически   возникающие   в   ситуации проверки знаний, контрольных работ и др.  Выявление   актуальных   проблем   взаимодействия   «педагог­учащиеся» может   проводиться   с   использованием   метода   наблюдения,   анкетирования учащихся. Это позволяет выявить «проблемное поле» в системе отношений «учитель–ученик»,   определить   стилевые   характеристики   педагогической деятельности,   отрицательно   влияющие   на   эмоциональное   отношение школьников к учебным предметам.  Рекомендуемый диагностический инструментарий (приложение 4) Любое   из   выделенных   выше   проявлений   дезадаптации   ребенка   вне зависимости от причины связано с эмоционально­личностными проблемами, выражающимися   в   виде   психоэмоциональных   реакций   (личностной   и ситуативной тревожности, защитных реакций агрессии и др.).  Возможно   углубление   соматических   проблем,   повышение   уровня заболеваемости из­за боязни ситуаций проверки знаний, трудностей адаптации к новым учебным требованиям, повышения учебной и психоэмоциональной нагрузки, социальной ситуации в классе.  Каковы   же   этапы   развития   дезадаптации   в   учебной деятельности? В   учебной   деятельности   при   неблагоприятном   развитии   школьной ситуации развитие дезадаптации проходит 5 этапов:  1этап. Первичные трудности в учебе (перерастают) 6 2 этап. Пробелы в знаниях;  3   этап.   Отставание   в   усвоении   программы   по   одному   или   нескольким предметам (переходит) 4   этап.   Неуспеваемость   частичная   или   общая;  (далее   возможен   крайний случай) 5 этап. Отказ от учебной деятельности: ребенок может перестать посещать учебные занятия.  Каковы этапы развития дезадаптации в сфере социальных отношений (с родителями и педагогами)? В  сфере   социальных   отношений   отрицательная   динамика   выражается следующим образом… 1 этап. Первично возникшее напряжение ребенка в отношениях с родителями и педагогами; (перерастают)  2 этап. Смысловые барьеры; 3 этап. Эпизодические конфликты; 4 этап. Систематические конфликты;  5 этап. Разрыв личностно­значимых отношений (как крайний случай). Педагогами,   как   правило,   причины   таких   изменений   в   поведении ребенка чаще всего не связываются с влиянием школы, им дается однозначная оценка – «не хочет учиться», «у него плохое поведение».  Неуспешность   в   учебной   деятельности,   проблемы   в   отношениях   с личностно­значимыми   людьми   негативно   сказываются   на   социально­ психологическом   благополучии   личности.   Могут   возникать   нарушения поведения,   деформации   характера,   изменения   состояния   соматического   и психического   здоровья.   В   ситуациях   хронической   неуспешности   учебная деятельность   перестает   восприниматься   ребенком   как   значимая.   Ребенок начинает искать тот вид занятий, в котором он был бы более успешен. Это может быть как различная досуговая деятельность (кружки, студии и т.п.), 7 спортивные   занятия,   так   и   вовлечение   в   различные   неформальные подростковые группы различной направленности.  Какие   три   основных   компонента   проявления   дезадаптации возможно выделить?  Когнитивный, компонент — проявляется в трудностях учебной деятельности, несформированности   познавательных   процессов,   низкой   успеваемости   в обучении   по   отдельным   учебным   предметам,   а   впоследствии  хроническая неуспеваемость,   второгодничество   и   качественные   признаки   в   виде недостаточности общеобразовательных знаний и навыков;   Эмоционально­личностный компонент—отрицательное  пассивно­безучастное, негативно­протестное,   демонстративно­пренебрежительное  эмоционально­ личностное отношение к отдельным предметам, обучению в целом, а также к педагогам;   Поведенческий компонент — нарушения учебной дисциплины, поведения в сфере   взаимодействия   с   педагогами   и   сверстниками  (отказные   реакции; стойкое   антидисциплинарное   поведение   с   активным   противопоставлением себя   соученикам,   учителям;   демонстративное   пренебрежение   правилам школьной жизни, школьный «вандализм») У   большинства   детей,   имеющих   проявления   дезадаптации, достаточно четко могут прослеживаться все три компонента.  Встречаются   скрытые   формы   проявлениями   школьной   дезадаптации, когда   при   хорошей   успеваемости   и   дисциплине   ребенок   испытывает постоянную внутреннюю тревогу и страх перед школой или учителем, у него отсутствует   желание   ходить   в   школу,   наблюдаются   трудности   в   общении, формируется неадекватная самооценка.  Наиболее     распространенные   периоды   риска   возникновения учебной и социальной дезадаптации у детей и подростков. 8 Риск возникновения дезадаптации повышается в переходные периоды обучения.  1. Этап адаптации первоклассников к школьному обучению.  2. Период адаптации к обучению в 5 классе.  3. Период кризиса личностного развития (переходный возраст) (8 класс)  4. Период адаптации к обучению в 10 классе. 5. Адаптации учащихся «группы риска». (в выступление выборочно)  Адаптация первоклассников к школе – это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма, прежде всего, потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует   максимальной   мобилизации   интеллектуальных   и   физических   сил. Огромная сложность состоит и в том, что этот период совпадает с «кризисом трех лет». Переход из начальной школы в среднюю является вторым кризисным этапом в школьной жизни. Он связан с возрастанием  нагрузки на психику ученика,   поскольку   в   пятом   классе   происходит   резкое   изменение   условий обучения.   Среднее   звено   предъявляет   повышенные   требования   к интеллектуальному   и   личностному   развитию   учащихся,   к   степени сформированности учебных умений, к способности саморегуляции, развитию коммуникативных навыков. Усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем   мире   перестраивает   сложившиеся   ранее   у   детей   житейске понятия. Дезадаптация   в   подростковом   возрасте   более   тесно   связана   с личностными   проблемами   учащихся,   в   частности   с   эмоционально­ аффективными переживаниями, проистекающими из осознания себя в новой роли. Подросток начинает серьезнее воспринимать себя и свои возможности; пытается найти свою нишу в обществе сверстников, часто игнорируя мнение 9 родителей   и   педагогов.   Личностная   нестабильность   порождает противоречивые желания и поступки, потребность в отчуждении всего, что привычно (негативизм). Дезадаптация в старших классах чаще всего связана с формированием профильных классов, задачами предстоящего профессионального выбора.  В каждом случае учащийся сталкивается с новой социальной ситуацией, с новым образовательным пространством.  Способы получения информации: Информация   о   проблеме   дезадаптации,   запрос   может   поступить   от педагогов, родителей ребенка.  Психологическая   диагностика   помогает   выявить   особенности поведенческой и личностных сфер обучающихся:       адаптация учащихся к школьной среде; актуальные проблемы учебной деятельности; отношение к самому себе (самооценка, самопознание); эмоционально­поведенческие проблемы; особенности   межличностных   взаимоотношений   ребенка   со сверстниками, определение его социального статуса; Напомнить!  Проведение   диагностики   ребенка   осуществляется   с письменного согласия родителей (законных представителей) ребенка.  Необходимо   учитывать   временные   рамки   индивидуальной диагностической работы с детьми:  ­ с детьми младшего школьного возраста диагностика может проводиться не более 30­40 минут, с детьми подросткового возраста ­ возможно проведение диагностики в 2 этапа продолжительностью не более 45 мин. каждый.  Результаты психодиагностики позволяют:   Определить   преимущества   и   проблемные   стороны   ребенка   на индивидуальном и групповом уровне;  10  Определить   возможные   пути   коррекции   образовательного   процесса (учебного и воспитательного);    Сформулировать задачи по профилактике дезадаптации; Выделить группу риска для углубленной диагностики и коррекционно ­ развивающих программ;   Провести индивидуальные и групповые консультации информационно­ рекомендательного плана с участниками образовательного процесса (детьми, родителями, педагогами).  Цели педагога­психолога при работе над проблемой адаптации:  1. Содействие адаптации – работа в русле этой цели строится со всеми детьми и носит «развивающий» характер. Задача – выявить индивидуальные особенности   развития   ребенка,   максимально   разнообразить   параметры школьной жизни, научить каждого ребенка использовать школьную среду для своего   развития   –   сформировать   у   ребенка   способность   развиваться   в условиях школы, реализовывать свои способности и потребности, не приходя с этой средой в противоречие. Результатом такой работы является то, что школа и ребенок взаимно адаптируются друг к другу.  Работа строится в двух направлениях:  Внесение изменений в параметры школьной среды для адаптации ее к  возможностям   конкретного   учащегося   (например,   обучение   ребенка   с хорошими интеллектуальными данными, но очень медлительного).   Построение   развивающей,   консультативной,   методической   работы педагогов­психологов   и   учителей   таким   образом,   чтобы   у   детей формировались навыки, умения, психические процессы, обеспечивающие им успешное   функционирование   в   школе   сегодня,   создающие   базу   для дальнейшего развития.  2. Профилактика дезадаптации – работа в русле этой цели строится индивидуально.   Педагог­психолог   анализирует   причины   дезадаптации конкретного учащегося, связанные с особенностями как психики ребенка, так 11 и с условиями окружающей среды. В своей деятельности он ориентируется на искоренение   этих   причин,   т.е.   работа   носит   коррекционный   характер, направлена она на формирование приспособительных умений у учащихся – выработка   индивидуального   стиля   обучения   и   общения,   освобождение   от страхов, обучение навыкам принятия решений.  Как   правило,   проблема   ребенка   (дезадаптация)   имеет   и   внутренние, (личностные) и внешние аспекты, поэтому работа психолога обычно включает  категории 3   основные   составляющие   или   затрагивает   следующие участников   образовательного   процесса   (с   которыми   проводится работа по профилактике дезадаптации обучающихся):  Непосредственная   (индивидуальная)   работа   с   ребенком, предполагающая психолого­педагогическую поддержку ученика.  В   условиях   общеобразовательной   школы   общение   психолога, социального   педагога   с   учащимися   носит   чаще   всего   индивидуальный   каждая   встреча   содержит   элементы   диагностики   и характер, консультирования.  Работа с педагогическим коллективом. Одним   из   направлений   реализации   программы   профилактики дезадаптации является повышение психологической грамотности и культуры педагогов и родителей по проблеме адаптации в разных возрастных группах учащихся.  Работа   с   семьей,   направленная   на   развитие   психологической компетентности родителей  Работа   с   родителями   строится   с   использованием   приемов индивидуального   консультирования   по   вопросам   учебных   и   социально­ коммуникативных проблем детей, детско­родительских отношений.  В   целом,   работа   педагога­психолога   строится   как   процесс сопровождения индивидуальных случаев дезадаптации обучающихся.  12 Направления   коррекционно­развивающей   работы   при несформированости общеучебных умений и навыков, снижении учебной мотивации:   Развитие   общеучебных   умений   и   навыков   успешного   освоения образовательной программы   Повышение учебной мотивации  Основная   цель с несфорированностью   общеучебных   умений   заключается  в   развитии  психологической   помощи   ребенку   познавательных процессов, организационных умений, произвольности и навыков   самостоятельной   работы   до   уровня,   соответствующие возрастной норме.  Консультации   для   педагогов   и   родителей  по   проблеме несформированности   общеучебных   умений   у   учащихся   ориентированы   на следующие результаты:   Снижение отрицательных эмоций, связанных с учебной неуспешностью ребенка   Создание   условий   для   формирования   у   взрослого   ответственной позиции   по   отношению   к   преодолению   учебных   трудностей,   определение совместной программы помощи ребенку;   Обучение   педагогов   способам   развития   познавательных   процессов   и организационных умений ребенка на учебном материале.  Направления   коррекционно­развивающей   и   профилактической работы   при   несформированность   конструктивных   форм   общения   в группе сверстников:   Формирование   социальной   компетентности,   общения,   навыков эффективного поведения в конфликтных ситуациях;  13  Развитие самопознания подростков в различных социальных ситуациях, определения   своей   позиции   и   способа  адекватного   поведения   в  различных ситуациях;  Развитие   навыков   эффективного   взаимодействия   и   социальной компетентности школьников включает следующие реально решаемые задачи: обучение   навыкам   анализа   ситуаций   общения,   обучение   навыкам эмоционального самоконтроля в общении, создание условий для обращения участников к собственному опыту общения, обучение навыкам эффективного взаимодействия в конфликте.  Реализация   программ   коррекционно­развивающих   занятий направлена на решение следующих задач психологической помощи:   Развитие   общеучебных   умений   и   навыков   успешного   освоения образовательной программы   Повышение учебной мотивации   Формирование социальной компетентности, общения, навыков эффективного поведения в конфликтных ситуациях   Развитие   самопознания   подростков   в   различных   социальных   ситуациях, определения   своей   позиции   и   способа  адекватного   поведения   в  различных ситуациях.  Выбор программ может определяться возможностями образовательного учреждения, спецификой запроса на сопровождение. Консультирование по проблемам дезадаптации касается изменений в системе   взаимоотношений   и   взаимодействий   ребенка.   Важно   стремиться   к тому,   чтобы   в   ситуацию   консультирования   были   вовлечены   значимые взрослые: прежде всего его родители педагоги. Дети недостаточно автономны, их   поведение   очень   тесно   связано   и   зачастую   обусловлено   определенным поведением   взрослых.   Поэтому   без   работы   с   ближайшим   социальным 14 окружением   нельзя   надеяться   на   эффективное   решение   проблемной   для ребенка ситуации.  Консультирование подростков  с трудностями в обучении, общении ориентируется на решение следующих задач:   Отреагирование   отрицательных   эмоций,   вызванных   проблемами   в   учебной деятельности, взаимоотношениях со сверстниками и педагогами;   Создание   условий   для   осознания   учащимися   структуры   ситуаций, вызывающих   учебные   проблемы   (обсуждение   конкретных   ситуаций,   анализ отношения учащихся к ним, определение способов поведения в них);   Актуализация позитивного опыта преодоления детьми проблемных ситуаций («что мне помогло», «что мне могло бы помочь»).  Консультирование   педагогов  мы   можем   рассматривать   как консультирование   группы   лиц,   так   или   иначе   вовлеченных   в   проблему ребенка.   Это   процесс,   центрированный   на   ребенке,   на   его   проблемной ситуации.  В работе с педагогами и родителями целесообразно сосредоточиться на следующих темах:   Поддержка ребенка в его обращениях за помощью   Разграничение оценки достижений и личности ребенка  Работа   по   профилактике   дезадаптации   ведется   и   в   нашей   школе. Основную   цель   психолого­педагогической   деятельности  в   период адаптации мы видим в создании педагогических и социально­психологических условий,   позволяющих   ребенку   успешно   функционировать   и   развиваться   в школьной   системе   отношений.   Итак,   отправляемся   в   первый   класс…1­е классы (проводимые мероприятия):  Предшкола «Школа будущего первоклассника»  Диагностика готовности к школьному обучению в апреле;  Раннее проведение диагностики позволяет провести просветительскую работу с родителями (индивидуальное и групповое консультирование, выступление 15 на   родительском   собрании   будущих   первоклассников)   на   предупреждении возможных сложностей в адаптационный период;  Наблюдение за первоклассниками в урочной и внеурочной деятельности;  Адаптационные часы по программе «Я в школе»;  Диагностика адаптации к школе, сформированности УУД;  Развивающие занятия «Я – первоклассник» в течение всего учебного года;  Классные   часы   «Давай   дружить…»   (по   запросам   детей,   классных руководителей, а иногда и родителей) 5­е классы (проводимые мероприятия):  Занятия по подготовке младших школьников к переходу на уровень основного общего образования;  Диагностика   готовности   к   обучению   на   среднем   уровне   основного   общего образования;  «Виртуальное знакомство с учителями». (видео­обращение, игра «Знакомство с учителем».  (видео). Кстати, просмотренные видео уроков или обращений дети с удовольствием обсуждают, что понравилось (включая манеры учителя, голос, общение  с ребятами, они находят общее и разное  в уроках). Такая форма стимулирует партнерство педагогов.  Уроки­экскурсии в кабинетах учителей­предметников. Учащиеся знакомятся не только с учителем, но и с кабинетами, их местоположением в школе, их оформлением, оборудованием.  Наблюдение за пятиклассниками в урочной и внеурочной деятельности;  Адаптационные часы по программе «Я – пятиклассник»;  Диагностика   по   определению   уровня   школьной   тревожности, сформированности УУД;  Классные   часы   «Давай   дружить…»   (по   запросам   детей,   классных руководителей, а иногда и родителей);  Психологические акции «Мысли на школьном заборе»; «Мое настроение».  Проведение   классных   часов   с   элементами   тренинга,   направленных   на сплочение   классного   коллектива,   развитие   коммуникативных   навыков, уверенности в себе, саморегуляции. Сделать игровую паузу  16 игры «Творческая жизнь», «По клеточкам» (твистер), «Кодовая фраза» Выступление Лозяновой Е.А. «Адаптация учащихся 10 класса» Выступление Кочарян Н.Е. «Система работы социально­психологической службы по профилактике дезадаптации у учащихся «группы риска» Приложение 1 Рекомендуемый диагностический инструментарий (при несформированости общеучебных умений и навыков, снижении учебной мотивации) Наименование методики Назначение    экспертной Схемы оценки адаптированности ребенка к школе  (для   учителей   и родителей) В.И.Чирковой Методика определения  школьной дезадаптации (Л.М.Ковалева, Н.Н.  Тарасенко)  ГИТ (Групповой  интеллектуальный тест)  Анализ динамики  поведенческих,  аффективных и  социально­ психологических  характеристик,  позволяющих оценить  адаптированность  школьника  (1 класс)  Определение уровня  дезадаптации младших  школьников  (1 класс)  Выявляет уровень  интеллектуального  развития детей, в том  числе 4­5 класса. Может использоваться для  оценки эффективности  школьного обучения,  изучения причин  Рекомендации по  применению  Проводится путем  заполнения педагогами  (родителями) бланков с  описанием основных  параметров.  Анализ результатов ­  психологом и учителем.      оценка Экспертная учителем с последующим   анализом психологом Проводится  фронтально, возможен  индивидуальный вариант 17 Тест интеллекта Амтхауэра структуры     уровня Диагностика сформированности общеучебных   умений   и навыков   школьников (методика М.Ступницкой) Карта Т.Стотта   наблюдений Методика   диагностики мотивации   учения   и эмоционального отношения   к   учению А.Прихожан неуспеваемости и др. (4­ 5 класс)  Выявление уровня  интеллектуального  развития обучающихся  8­9 классов.  Диагностики уровня  общих способностей в  связи с проблемами  учебной деятельности.  Выявление уровня  сформированности  общеучебных умений и  навыков школьников:  интеллектуальных,  организационных и  коммуникативных  (5 класс, 8 класс):  Блоки  «Интеллектуальные  умения и навыки»;  «Организационные  умения навыки»  Выявление особенностей поведения учащегося (с  использованием  педагогом метода  наблюдения и фиксации  отдельных проявлений).  Определение степени  выраженности признаков учебной и социальной  дезадаптации. Диагностика познавательной активности, уровня   мотивации   достижения, состояния   тревожности и   гнева,   связанных   с ситуациями обучения Проводится  фронтально, возможен  индивидуальный вариант       с Проводится учащимися   в   форме экспертного опроса педагогов.   По   балльной шкале определяется уровень сформированности навыков. С учащимися 5 класса    с Фронтально учащимися подросткового   возраста (10­15 лет) 18 Группа, баллы Статус Рекомендации учителям Приложение 2 «Слабая» группа  (9­ 15 баллов) «Слабая» группа  (6­10 баллов)  Пошаговое  предъявление учебной  информации с  пошаговым контролем  ее усвоения. При  интеллектуальной  обработке информации  необходима  значительная  обучающая,  организующая и  стимулирующая помощь учителя. Необходимо  развивать приемы  логического мышления.  Интеллектуальные умения и навыки Воспринимая учебную  информацию, практически не в  состоянии действовать  самостоятельно. Особые  трудности вызывает  информация, предъявляемая в  письменной (устной) форме.  Испытывает значительные  затруднения при выделении  нового и главного при  интеллектуальной обработке  информации. Темп  интеллектуальной  деятельности и ее  результативность выраженно  снижены. Освоение школьной  программы значительно  затруднено.  Организационные умения и навыки Затруднено осмысление  учебной задачи как цели  деятельности. Приступает к  работе, не имея плана.  Уточняющих вопросов не  задает, хотя и нуждается в  пояснениях. Действует  импульсивно, хаотично. Если  план работы предложен  педагогом, в ходе работы грубо нарушает его, не замечая этого. Завершив задание, часто  довольствуется ошибочным  результатом. При этом, даже  проверяя результат,  допущенных ошибок не видит.  Не способен обратиться за  Необходимо обучать  умению ставить цель  деятельности,  разрабатывать шаги по  ее достижению. По  завершении работы  следует побуждать  ребенка сравнивать  полученный результат с  эталоном, находить и  исправлять допущенные  ошибки и на этой основе давать самооценку.  Желательно показывать  ребенку, где можно  получить помощь и как  ею воспользоваться.  19 необходимой помощью и даже  если такая помощь оказана, не  умеет ею пользоваться.  Приложение 3 20 Рекомендуемый диагностический инструментарий (при несформированности конструктивных форм общения  в группе сверстников) наименование методики Диагностика уровня сформированности общеучебных умений   и   навыков школьников (методика М.Ступницкой) Методика диагностики социально­ психологической адаптации учащихся  К.Роджерса Р.Даймонда Методика «Человек­Человек под дождем»   и   школьной Тест тревожности Филлипса назначение       и уровня Выявление сформированности общеучебных   умений   и навыков школьников: интеллектуальных, организационных коммуникативных  (5   класс,   8   класс):   Блок «Коммуникативные   умения и навыки». Выявление уровня социально­ психологической адаптированности,   определение сферы социальной дезадаптации (подростковый возраст)   рекомендации по применению     с Проводится учащимися   в   форме экспертного опроса педагогов.   По   балльной шкале определяется уровень сформированности навыков.       результатов Анализ диагностики дает возможность   психологу выявить   подростков, имеющих   нарушения адаптации.           оценка способности противостояния   стрессовой ситуации, адаптивных возможностей личности  Анализ   рисунков   позволяет характер выявить   поведенческих стратегий ребенка различных в неблагоприятных   ситуациях, определить возможности индивидуальной помощи. Эмоционально­личностная сфера изучение   уровня   и   характера тревожности,   связанной   со школой   у   детей   младшего   и среднего   школьного   возраста (8­14   лет).   Анализируются факторы тревожности в сфере   с   детьми   старше   9   лет, учащимися подросткового юношеского возраста. и       или Индивидуально фронтально, в групповой   форме   с использованием бланков с текстом методики, или в   устной 21   форме Личностный опросник Р.Кеттелла (12F) Тест Кеттелла  (14F, подростковый вариант) Методика   Рене Жиля           личностных ситуаций, отношений, учебных социальных стрессоустойчивости Выявление личностных характеристик   детей   8­10   и 10­12 лет  Интеллектуальные способности – фактор «В»  Эмоциональная   устойчивость – фактор «С»  Социально­коммуникативные способности,   поведение   в группе, лидерские качества – факторы «Е», «J», Q2 Оценка особенностей подростков  (13­15 лет) проводится по 14 шкалам, определяющим интенсивность   выраженности полярных свойств личности.  Эмоциональная   устойчивость – фактор «С»  Социально­коммуникативные способности,   общительность, группе, поведение лидерские   – факторы «А», «Е», Q2 Изучение   межличностных отношений   ребенка   и   его восприятия   межличностных отношений  (младший школьный возраст)     качества в   Индивидуально­ типологический опросник Л.Н.Собчик (детско­ подростковый Выявление   индивидуально­ типологические   особенностей личности  (лидерство, компромиссность, конформность и т.д.). инструкции   индивидуально   либо фронтально с использованием индивидуальных тестовых   тетрадей   для каждого учащегося.   Методика дифференцирована   по полу: разработаны варианты опросника для мальчиков   и   для   девочек. Вопросы­ утверждения (142)   построены   по   типу выбора   одного   из   двух вариантов ответов.   На   основе   вербально­ визуального   восприятия картинок   выявляются особенности   поведения в разнообразных жизненных   ситуациях, важных   для   него   и затрагивающих отношения   с   другими людьми: С обучающимися подросткового   возраста (10­15 в индивидуальной   или фронтальной форме лет)       22 вариант) приложение 4 Рекомендуемый диагностический инструментарий (при нарушении характера взаимоадаптации между учеником и учителем) Наименование методики Назначение Рекомендации по применению 23 Диагностика уровня сформированности общеучебных умений   и   навыков школьников (методика М.Ступницкой)   Выявление уровня сформированности   общеучебных умений   и   навыков   школьников: интеллектуальных, организационных коммуникативных  (5   класс,   8   класс):   Блок «Коммуникативные   умения   и навыки». и       Проводится с учащимися   в   форме экспертного   опроса педагогов. По   шкале балльной определяется уровень сформированности навыков. Методике М.Ступницкой,   шкала «Коммуникативные умения и навыки»:  Приложение 5 Группа, баллы «Слабая» группа  (8­ 13 баллов) Статус Не   способен   самостоятельно донести   до   окружающих собственные   мысли   и формулировать   ответы   на Рекомендации учителям Необходимо   развивать приемы   участия   в дискуссии,   формировать способность 24 обосновывать свою позицию   в   споре,   видеть общую   цель   группы   и действовать в соответствии   с   нею, удерживать   социальную дистанцию     ходе общения   со   взрослыми   и сверстниками. в       Не   В   обращенные к нему вопросы, а   также   самостоятельно вопросы формулировать собеседнику. ходе дискуссии,   как   правило,   не корректен.   может аргументировано   отстаивать собственную   позицию   и менять   ее,   т.к.   не   понимает необходимость   этого   шага. При взаимодействии в группе не   подчиняется   общему решению группы. Не способен строить   общение   с   учетом статуса   собеседника   и особенностей ситуации общения     25 26

«Система профилактической и коррекционной работы с учащимися, демонстрирующими признаки школьной дезадаптации» (презентация и текст выступления)

«Система профилактической и коррекционной работы с учащимися, демонстрирующими признаки школьной дезадаптации» (презентация и текст выступления)

«Система профилактической и коррекционной работы с учащимися, демонстрирующими признаки школьной дезадаптации» (презентация и текст выступления)

«Система профилактической и коррекционной работы с учащимися, демонстрирующими признаки школьной дезадаптации» (презентация и текст выступления)

«Система профилактической и коррекционной работы с учащимися, демонстрирующими признаки школьной дезадаптации» (презентация и текст выступления)

«Система профилактической и коррекционной работы с учащимися, демонстрирующими признаки школьной дезадаптации» (презентация и текст выступления)

«Система профилактической и коррекционной работы с учащимися, демонстрирующими признаки школьной дезадаптации» (презентация и текст выступления)

«Система профилактической и коррекционной работы с учащимися, демонстрирующими признаки школьной дезадаптации» (презентация и текст выступления)

«Система профилактической и коррекционной работы с учащимися, демонстрирующими признаки школьной дезадаптации» (презентация и текст выступления)

«Система профилактической и коррекционной работы с учащимися, демонстрирующими признаки школьной дезадаптации» (презентация и текст выступления)

«Система профилактической и коррекционной работы с учащимися, демонстрирующими признаки школьной дезадаптации» (презентация и текст выступления)

«Система профилактической и коррекционной работы с учащимися, демонстрирующими признаки школьной дезадаптации» (презентация и текст выступления)

«Система профилактической и коррекционной работы с учащимися, демонстрирующими признаки школьной дезадаптации» (презентация и текст выступления)

«Система профилактической и коррекционной работы с учащимися, демонстрирующими признаки школьной дезадаптации» (презентация и текст выступления)

«Система профилактической и коррекционной работы с учащимися, демонстрирующими признаки школьной дезадаптации» (презентация и текст выступления)

«Система профилактической и коррекционной работы с учащимися, демонстрирующими признаки школьной дезадаптации» (презентация и текст выступления)

«Система профилактической и коррекционной работы с учащимися, демонстрирующими признаки школьной дезадаптации» (презентация и текст выступления)

«Система профилактической и коррекционной работы с учащимися, демонстрирующими признаки школьной дезадаптации» (презентация и текст выступления)

«Система профилактической и коррекционной работы с учащимися, демонстрирующими признаки школьной дезадаптации» (презентация и текст выступления)

«Система профилактической и коррекционной работы с учащимися, демонстрирующими признаки школьной дезадаптации» (презентация и текст выступления)

«Система профилактической и коррекционной работы с учащимися, демонстрирующими признаки школьной дезадаптации» (презентация и текст выступления)

«Система профилактической и коррекционной работы с учащимися, демонстрирующими признаки школьной дезадаптации» (презентация и текст выступления)

«Система профилактической и коррекционной работы с учащимися, демонстрирующими признаки школьной дезадаптации» (презентация и текст выступления)

«Система профилактической и коррекционной работы с учащимися, демонстрирующими признаки школьной дезадаптации» (презентация и текст выступления)

«Система профилактической и коррекционной работы с учащимися, демонстрирующими признаки школьной дезадаптации» (презентация и текст выступления)

«Система профилактической и коррекционной работы с учащимися, демонстрирующими признаки школьной дезадаптации» (презентация и текст выступления)

«Система профилактической и коррекционной работы с учащимися, демонстрирующими признаки школьной дезадаптации» (презентация и текст выступления)

«Система профилактической и коррекционной работы с учащимися, демонстрирующими признаки школьной дезадаптации» (презентация и текст выступления)

«Система профилактической и коррекционной работы с учащимися, демонстрирующими признаки школьной дезадаптации» (презентация и текст выступления)

«Система профилактической и коррекционной работы с учащимися, демонстрирующими признаки школьной дезадаптации» (презентация и текст выступления)

«Система профилактической и коррекционной работы с учащимися, демонстрирующими признаки школьной дезадаптации» (презентация и текст выступления)

«Система профилактической и коррекционной работы с учащимися, демонстрирующими признаки школьной дезадаптации» (презентация и текст выступления)

«Система профилактической и коррекционной работы с учащимися, демонстрирующими признаки школьной дезадаптации» (презентация и текст выступления)

«Система профилактической и коррекционной работы с учащимися, демонстрирующими признаки школьной дезадаптации» (презентация и текст выступления)

«Система профилактической и коррекционной работы с учащимися, демонстрирующими признаки школьной дезадаптации» (презентация и текст выступления)

«Система профилактической и коррекционной работы с учащимися, демонстрирующими признаки школьной дезадаптации» (презентация и текст выступления)

«Система профилактической и коррекционной работы с учащимися, демонстрирующими признаки школьной дезадаптации» (презентация и текст выступления)

«Система профилактической и коррекционной работы с учащимися, демонстрирующими признаки школьной дезадаптации» (презентация и текст выступления)

«Система профилактической и коррекционной работы с учащимися, демонстрирующими признаки школьной дезадаптации» (презентация и текст выступления)

«Система профилактической и коррекционной работы с учащимися, демонстрирующими признаки школьной дезадаптации» (презентация и текст выступления)

«Система профилактической и коррекционной работы с учащимися, демонстрирующими признаки школьной дезадаптации» (презентация и текст выступления)

«Система профилактической и коррекционной работы с учащимися, демонстрирующими признаки школьной дезадаптации» (презентация и текст выступления)

«Система профилактической и коррекционной работы с учащимися, демонстрирующими признаки школьной дезадаптации» (презентация и текст выступления)

«Система профилактической и коррекционной работы с учащимися, демонстрирующими признаки школьной дезадаптации» (презентация и текст выступления)

«Система профилактической и коррекционной работы с учащимися, демонстрирующими признаки школьной дезадаптации» (презентация и текст выступления)

«Система профилактической и коррекционной работы с учащимися, демонстрирующими признаки школьной дезадаптации» (презентация и текст выступления)

«Система профилактической и коррекционной работы с учащимися, демонстрирующими признаки школьной дезадаптации» (презентация и текст выступления)

«Система профилактической и коррекционной работы с учащимися, демонстрирующими признаки школьной дезадаптации» (презентация и текст выступления)

«Система профилактической и коррекционной работы с учащимися, демонстрирующими признаки школьной дезадаптации» (презентация и текст выступления)

«Система профилактической и коррекционной работы с учащимися, демонстрирующими признаки школьной дезадаптации» (презентация и текст выступления)

«Система профилактической и коррекционной работы с учащимися, демонстрирующими признаки школьной дезадаптации» (презентация и текст выступления)

«Система профилактической и коррекционной работы с учащимися, демонстрирующими признаки школьной дезадаптации» (презентация и текст выступления)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2018