Статья"Одарённые дети в рамках патриотического воспитания"
Оценка 4.9
Повышение квалификации +2
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
24.03.2018
"Одарённые дети в рамках патриотического воспитания "В статье нами были предложены нестандартные способы развития патриотизма у одарённых младших школьников. Статья рекомендована как родителям так и учителям школ ,психологам . В статье рассмотрен нестандартный подход к развитию патриотизма у детей младшего школьного возраста . Т. к одарённые дети - дети с нестандартным характером и мышлением .статья одарённые дети в рамках патриотического воспитания
статья одарённые дети в рамках патриотического воспитания .docx
Статья
ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ В РАМКАХ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛ.
Работу выполнили :
СмирноваЕ.А. студент ZMT-MВО-3-1 учитель начальных классов МОБУГ№2
г. Новокубанска
Эпоева К.В. кандидат педагогических наук, доцент.
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет»
Факультет технологии, экономики и дизайна
Есть такое высказывание: «Какие дети – такое и будущее».
Аннотация к статье: В данной статье затронута проблема патриотического воспитания
одарённых детей. Изучена государственная прорамма «Патриотического воспитания граждан
РФ». Выявлены черты патриотизма у даровитых школьников. Рассмотрены понятия
одарённость, одарённые дети. На основе вышеизложенного, нами был предложен
нетрадиционный способ
развития патриотизма у одарённых детей через игровую
деятельность.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, одарённость, одарённый ребёнок, игра,
особенность интеллектуальной игры, творческий компонент игры.
Начиная с Древней Руси, основой духовного единства государства был и остается
патриотизм. В настоящее время основные задачи патриотического воспитания в нашей стране
решаются на основе государственной программы «Патриотического воспитания граждан
Российской Федерации», цель которой совершенствование системы патриотического
воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного демократического государства,
формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания,
верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
Ведущим направлением программы является патриотическое воспитание подрастающего
поколения – детей и подростков. В условиях гражданского общества и правового государства
необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа
личности, способной к инновациям, к управлению делами общества, собственной жизнью и
деятельностью, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом
обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской
личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру,
ощутимый вклад должна внести современная школа. И как раз таки одарённый ребёнок
будущее, которым надо заниматься.
Одарённость сформировавшееся в течение жизни качество психики, которое даёт шанс
достигать человеку более высокие результаты в одном или нескольких видах деятельности
общественной жизни по сравнению с другими людьми.
Одарённый ребёнок – ребёнок, который отличается от других, яркими, иногда
выдающимися достижениями (имеет внутренние задатки для таких результатов) в той или
иной сфере деятельности. Мы задались вопросом, присутствуют ли патриотические чувства у наших одаренных
детей и стоит ли их развивать? Но прежде выявили патриотические черты у одарённых
детей:
патриотические чувства в равной степени имеются у одаренных детей и детей,
которые не принадлежат к этой группе детей. Тем не менее осознание чувства
патриотизма у детей двух исследуемых категорий имеют отличия по качеству и
структуре
даровитые малыши не в достаточной степени приспособлены к социуму. Более
половине одаренных детей присущ эмоциональный дискомфорт, признаки
недостаточной социальной адаптации.
понятие «Родина» связывается у большинства детей не только с такими
ценностями как семья, род, культура, но и с комфортностью и удобством жизни.
одаренные дети имеют более высокую мотивацию на участие в различных
социальных мероприятиях по сравнению со школьниками, которые не относятся к
категории одаренных.
предпочтения одарёнными детьми определенных видов деятельности в
значительной степени индивидуальны. Имеются и возрастные различия в
предпочтениях школьников. Виды деятельности несомненно должны быть
подобраны в соответствии с особенностями и интересами определённой группы
дарований.
одаренные дети, в целом, предпочитают интеллектуальный вид работы, связанный
с путешествиями, оказанием поддержки и помощи нуждающимся (ветеранам
Великой Отечественной войны, детям сиротам), исследовательскую деятельность,
продуктивную творческую деятельность и деятельность, связанную с внедрением
новых технических средств.
Из всего вышесказанного можно отметить:
Для сохранения талантливой и одаренной молодежи в Российской Федерации,
обеспечения будущей созидательной активности талантливых молодых людей на благо своей
Отчизны нужно уже сейчас создавать условия для становления у них чувств патриотизма и
формирования гражданской позиции. Традиционны способы, к примеру, классный час или
обсуждение вопроса: «Что значит Родина?» не привлекают внимание умственно одарённых
школьников. Военнопатриотические игры подходят, однозначно, не всем талантливым детям.
Условием становления патриотических чувств и формирования гражданской позиции у таких
категорий детей может быть включение их в интересную для них работу, которая отвечает
следующим запросам:
подразумевает участие семьи одаренного ребенка;
креативный характер работы;
включает внедрение передовых технических средств;
деятельность содержит познавательную составляющую, считается интеллектуально
насыщенной;
дает возможность овладеть полезными навыками;
предоставляет возможность путешествовать;
способствует эмоциональному изучению истории государства, малой родины,
знакомство с культурными ценностями, национальными традициями и обычиями;
способствует адаптации одарённых детей в социуме (в классе, школе, в своем дворе,
районе, городе);
подразумевает интеграцию различных областей знаний, направлений деятельности;
предполагает использование неожиданных, нетрадиционных форм;
считается общественно полезной, включает возможность оказания помощи
нуждающимся; способствует решению конкретных жизненных проблем (школы, двора, города);
предполагает возможность свободного безоценочного общения со сверстниками и
взрослыми, свободного выражения своей позиции, мнения;
предусматриваем индивидуальные ,возрастные особенности и интересы определённой
группы одаренных школьников;
способствует формированию целостной картины мира, личной включенности в
происходящее на уровне поступков, отношений, чувств, формирования ценностей;
На основе этого анализа, вопрос, надо ли развивать патриотические чувства,
незамедлительно перешел в вопрос, Как? И как их закреплять и поддерживать?
Мы отдавали себе отчёт в том, что младший школьный возраст считается благоприятным
периодом для формирования чувств патриотизма. Это время, когда активно развивается
самосознание, осмысление себя, собственного поведения, чувств, поиск своего места в
будущей взрослой жизни.
Патриотические чувства рассматриваются как общие, более или менее устойчивые
мировоззренческие установки личности. А само понятие патриотизм включает в себя 3
аспекта: когнитивный (знания, представления), чувственный
(отношения, чувства),
поведенческий (готовность к деянию, установка и непосредственное действие). Несомненно,
каждый из аспектов важен и нужен для формирования личности малыша.
В связи с этим нам хотелось бы отыскать такую форму работы с одаренными детьми,
которая позволяла бы активизировать все аспекты патриотизма у одаренных детей,
содействовала бы всестороннему развитию и укреплению у младших школьников
патриотических чувств.
Так и возникла идея проведения интеллектуальнотворческих игр для одаренных детей
на базе истории родного края, города, села, образовательного учреждения .
Почему интеллектуальнотворческая игра?
Игра считается самой оптимальной формой организации детского свободного времени. В
играх очень часто происходит саморазвитие личности ребёнка. Лишь только игровой нюанс
как условие самоценного удовлетворения работой независимо от утилитарного результата
создает предпосылки органического самопроявления и самореализации личности.
Довольно принципиальна и интеллектуальная составляющая, потому что необходимо
использовать высокий умственный потенциал одаренных школьников. Кроме этого любить
незнакомое фактически нельзя, чтобы испытать чувства к родной земле, нужно знать ее
прошлое и настоящее. В методической литературе под интеллектуальной игрой понимается
такая игра, где триумф достигается за счёт мыслительных возможностей человека, его ума,
сообразительности, знаний. Все это в полной мере развивается в таких играх.
Творческий компонент игры – это творческие задания, которые очень любят младшие
школьники и им дают шанс проявить свои творческие способности. Важнейшим признаком
творческой работы считается внутреннее побуждение, свободное от внешней необходимости.
Не случайно интеллектуальные игры на сегодняшний день – одна из самых популярных
форм работы с одаренными детьми.
Можно сделать предположение, что интеллектуальнотворческие игры, позволили бы
младшим школьникам не только получить знания об истории своего края и района, но и
проявить свои эмоции, чувства и отношение к событиям настоящего и прошлого, испытать
радость от коллективной интеллектуальной победы, презентации собственных познаний и
находчивости.
Особенностью интеллектуальнотворческих игр стала специфчность их проведения. Эти
игры эстафетные, то есть проводятся каждый раз в разных школах города
или
муниципалитета. Команды приезжают в определенное место, где и состязаются в знаниях,
умениях, находчивости и творчестве. Темой игры становится история и культура той
территории, где она проводится. При этом всегда соблюдается традиция: принимающая сторона передает эстафету иной команде, которая тут же презентует свою территорию и
приглашает на игру к себе. Впоследствии игры традиционным стали бы командные
совместные экскурсии в местные музеи, где возможно расширить свое представление о
данном крае.
На наш взгляд, проведение эстафетных интеллектуальнотворческих игр решает
значимые задачи становления чувств патриотизма у одаренных ребят – расширение и
углубление знаний по культуре и истории родного края, формирование чувства
сопричастности к людям, событиям и делам своей малой Отчизны. Эстафетные игры
подразумевают не проверку знаний школьников по краеведению, а несут значимую
информацию из истории района, выдающихся земляках, исторических и архитектурных
монументах.
Содержание игр предоставляем возможность прикоснуться каждому играющему к
славному минувшему и подлинному. Происходит представление у детей образа родного края
как природноархитектурного места и эмоциональносмыслового поля, развивается
мотивация к знаниям истории и культуры родного края; появляется ощущение
сопричастности к людям, событиям и делам на родной земле, складываются навыки
коллективной творческой деятельности, партнерского сотрудничества со сверстниками и
взрослыми в решении креативных и актуальножизненных ситуаций.
При организации эстафетных интеллектуальнотворческих игр применяется принцип
лёгкого состязания. Это содействует оперативному вовлечению детей в игровой процесс. При
этом мы соблюдаем следующие критерии:
соревнуются команды;
лидеры, как правило, меняются на каждой игре, так как дети, проживающие на
территории проводимой игры, имеют высокий шанс победы, потому что глубже знают родные
места (хотя могут быть и непредсказуемые результаты);
соревновательный процесс не связан с материальным вознаграждением.
Индивидуальные призы у юных дарований однообразные, а группы как правило получают
книги, отличающиеся только информационным содержанием. Ведь книга –это наш верный
друг и помощник.
Наряду с работой взрослого жюри на играх трудится и детское жюри. Кроме этого жюри,
а это, как правило, компетентные сотрудники учреждений сферы образования, искусства и
культуры, дают коментарии, объясняют верные ответы и добавляют иную познавательную
информацию. Жюри в данном случае выступает не как оценщик познаний одарённых детей, а
как компоньон на пути познания родного края.
В качестве ведущих методов командной игры при проведении интеллектуально
творческих игр можно использовать метод мозгового штурма и методы развития
дивергентного мышления. При подготовке к играм дети знакомятся с обилием исторических
воззрений и версий, а в креативных поручениях могут применять несколько нестандартные
решения и способы действий.
Таким образом всякая игра выстраивает игровую деятельность одарённых детей в рамках
патриотического воспитания учащихся, чтобы были задействованы всевозможные виды
впечатлений, а содержание игры подбирается так, чтобы у ребят возникало чувство гордости
за славные события, важные, героические поступки людей, великолепие архитектуры родного
края, города, села. В ходе участия в играх даровитые школьники получают осознание, что на
любой территории, в любом регионе есть собственные бесспорные достоинства. И небольшие
городки района– это не заброшенные и богом позабытые пространства, а кладезь
увлекательнейших людей, мест и дел.
Статья"Одарённые дети в рамках патриотического воспитания"
Статья"Одарённые дети в рамках патриотического воспитания"
Статья"Одарённые дети в рамках патриотического воспитания"
Статья"Одарённые дети в рамках патриотического воспитания"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.