Система работа с текстом на уроках окружающего мира ( 4 класс)
Оценка 4.8

Система работа с текстом на уроках окружающего мира ( 4 класс)

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
окружающий мир
4 кл
18.01.2017
Система работа с текстом на уроках окружающего мира ( 4 класс)
Для школьников текст является основой обучения. Чтение в большей степени стимулирует процесс критического осмысления. Текст - это то, с чем любой человек соприкасается ежедневно. Умение работать с текстом складывается из трех составляющих: поиск информации и понимании прочитанного, преобразование информации, оценка информации.
Система работы с текстом на уроках окружающего мира.docx
Система работы с текстом на уроках окружающего мира. Текст – это то, с чем любой человек, вынужденно или добровольно, соприкасается ежедневно. Если же говорить о школьниках, то для них текст является основой обучения. Но для того, чтобы научиться понимать текст, им необходимо   овладеть   определёнными   навыками   и   технологиями   работы   с информацией на каждом этапе её прочтения. Умение работать с текстом складывается из трех составляющих: поиск информации   и   понимание   прочитанного,   преобразование   и   интерпретация информации, оценка информации.  В   таблице   отражено,   какие   требования   предъявляет   стандарт выпускнику начальной школы в развитии умения чтения. Это не весь перечень требований,   лишь   небольшая   часть.   Это   те   требования,   на   которые   мы обращаем внимание при работе с текстом на уроках окружающего мира.  поиск   информации   и понимание прочитанного преобразование интерпретация информации   и оценка информации   определять   тему   и Выпускник научится: находить   в   тексте − сведения, конкретные факты,   заданные   в   явном виде; − главную мысль текста; − делить   тексты   на смысловые части, составлять план текста; − содержащиеся   в   тексте события   и основные устанавливать их   последовательность; − информацию   по   заданному основанию; − объекты, тексте, существенных признака; − сравнивать между собой   описанные   в   выделяя   два­три понимать   информацию, упорядочивать вычленять   − пересказывать текст   подробно   и сжато,   устно   и письменно; − соотносить   факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи,   не   высказанные в тексте напрямую; − формулировать несложные   выводы, основываясь на тексте; находить   аргументы, подтверждающие вывод; − сопоставлять обобщать содержащуюся в разных   частях   текста информацию; − составлять основании     на текста   и     − высказывать   оценочные суждения   и   свою   точку зрения   о   прочитанном тексте; − оценивать   содержание, языковые   особенности   и структуру текста; определять   место   и   роль иллюстративного   ряда   в тексте; − на   основе   имеющихся знаний,   жизненного   опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений,   пробелы   в   информации   и находить   пути   восполнения этих пробелов; − участвовать   в   учебном диалоге   при   обсуждении понимать   представленную   в   неявном виде   (например,   выделять общий   признак   группы элементов,   характеризовать явление   по   его   описанию; находить в тексте несколько примеров,   доказывающих приведенное утверждение); − понимать   информацию, представленную   разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; − текст, опираясь   не   только   на содержащуюся   в   нем информацию,   но   и   обращая   внимание   жанр, структуру,   выразительные средства; − виды ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в   соответствии   с   целью чтения; − в соответствующих   возрасту словарях и справочниках. Выпускник получит возможность научиться: − формальные элементы текста   (например, подзаголовки,   сноски)   для поиска нужной информации − работать с несколькими источниками информации; − информацию, полученную из нескольких источников; использовать   различные чтения: использовать   ориентироваться сопоставлять   на     небольшое монологическое высказывание,   отвечая на поставленный вопрос;   − делать   выписки   из прочитанных текстов с учетом   цели   их дальнейшего использования; − составлять небольшие письменные аннотации   к   тексту, отзывы о прочитанном. прочитанного прослушанного текста;   или   − сопоставлять   различные точки зрения. − соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; − в   процессе   работы   с одним   или   несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.   Обучающиеся овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно­символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы. На уроке окружающего мира по теме «Группы животных» мы вместе с детьми   преобразовали   текст   в   схему.   Данная   схема   является   опорой   для дальнейших уроков («Птичьи секреты», «Шестиногие и восьминогие», «Как разные животные готовятся к зиме»). Формирование   и   отработка   данного   навыка   происходит   на разнообразном  по форме и содержанию материалу.  Для   формирования   читательской   компетенции   необходимо использовать задания развивающего характера.  На уроке окружающего мира по теме «Как разные животные готовятся к зиме» детям был дан текст из энциклопедии. Весь класс был разделен на группы по 4 человека. Учащимся  необходимо было: познакомится с данным материалом; сравнить экстерьер  животного в разные времена года (зимой и летом).  Результат своей работы дети представляли в виде доклада о том, как же именно это животное готовится зиме. (По данному тексту: ­ у животного происходит линька, т.е смена цвета шерсти, а так же образуется подшерсток, для того, что бы пережить морозы и не стать легкой добычей для хищников). Данный   вид   работы   был   организован   на   уроке   во   время   проведения собственного мини­исследования.  Кроме   этого   на   стадии   «осмысления»   можно   использовать   прием «инсерт» – это прием маркировки текста – интерактивная система заметок для эффективного чтения и размышления. Чтение в гораздо большей степени стимулирует процесс критического осмысления,   т.   к.   это   сам   по   себе   процесс   индивидуальный,   не регламентированный по скорости восприятия новой информации. В процессе чтения   школьники   имеют   возможность   перечитать   непонятное,   отметить наиболее важные фрагменты, обратиться к дополнительным источникам.   При   работе   с   текстом   в   данном   приеме   используется   два   шага: чтение с пометками и заполнение таблицы. Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки:   Знак   «галочка»   (V)   –   отметьте   в   тексте   уже   известную   вам информацию;  Знак «плюс» (+) – отметьте новую информацию;  Знак «минус» (­) – отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у вас представлениями, то, о чем вы думали иначе;  Знак   «вопрос»   (?)   –   отмечается   то,   что   осталось   непонятным   и требует   дополнительного   изучения   и   понимания,   то,   о   чем   вы   бы   хотели узнать подробнее.  Знак   «восклицательный   знак»   (!)   –   отмечается   то,   что   вызвало интерес  и желание узнать об этом больше. Данный   прием   я   пытаюсь   сейчас   внедрить   и   отработать   на   своих уроках. Но о результатах и эффективности данного вида деятельности можно будет говорить в конце каждого учебного года.  Причем, совсем не обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным   предположениям,   вспоминают,   что   они   знали   или предполагали   по   данной   теме   раньше,   возможно,   количество   значков увеличится. Далее заполняется таблица «инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки. При чтении удобно заполнять таблицу: При первых попытках внедрить данный прием мы работали с детьми совместно и над текстом и над заполнением таблицы. Заполнение таблицы (шаг 2)   знал Узнал новое «+». Думал иначе «–». Уже «V». Не   понял. вопрос.   Есть На   примере   одного   из   заданий,   с   которым   дети   работали   на   уроке окружающего   мира,   хотелось   бы   продемонстрировать,   как   реализуются требования стандарта в развитии навыка «грамотного чтения».  поиск   информации   и понимание прочитанного и   преобразование интерпретация информации Выпускник научится: оценка информации − участвовать   в   учебном диалоге   при   обсуждении прочитанного или прослушанного текста;     на текста − составлять основании   небольшое монологическое высказывание,   отвечая на поставленный вопрос;         упорядочивать использовать   различные чтения: − находить   в   тексте конкретные сведения, факты,   заданные   в   явном виде; − информацию   по   заданному основанию; − виды ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в   соответствии   с   целью чтения; − в соответствующих   возрасту словарях и справочниках. ориентироваться   Обучающимся на примере белки необходимо было рассмотреть, как  животные приспосабливаются к окружающей среде.  Далее   используя   как   пример   описание   лисы,   детям   нужно   было описать  любое животное вашей местности. Для ответа им в помощь был дан следующий   план,  но   упущен  один  очень  важный  пункт.  Учащиеся  должны были дополнить план соответствующим пунктом и только тогда переходить к составлению  описания животного.  В ходе комплексной работы по формированию умения работать с текстом ученик получит возможность научиться: − осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели; − сопоставлять  информацию   из   разных   источников,   осуществлять выбор   дополнительных   источников   информации   для   решения исследовательских задач, включая Интернет; − обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы   в   другую   (принятую   в   словесной   форме,   переводить   в изобразительную, схематическую, табличную); − дополнять  готовые   информационные   объекты   (тексты,   таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;

Система работа с текстом на уроках окружающего мира ( 4 класс)

Система работа с текстом на уроках окружающего мира ( 4 класс)

Система работа с текстом на уроках окружающего мира ( 4 класс)

Система работа с текстом на уроках окружающего мира ( 4 класс)

Система работа с текстом на уроках окружающего мира ( 4 класс)

Система работа с текстом на уроках окружающего мира ( 4 класс)

Система работа с текстом на уроках окружающего мира ( 4 класс)

Система работа с текстом на уроках окружающего мира ( 4 класс)

Система работа с текстом на уроках окружающего мира ( 4 класс)

Система работа с текстом на уроках окружающего мира ( 4 класс)

Система работа с текстом на уроках окружающего мира ( 4 класс)

Система работа с текстом на уроках окружающего мира ( 4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2017