Система работы над тематикой и жанровым своеобразием сочинения по русскому языку в 5-9 классах
Оценка 5
Лекции
docx
русский язык
9 кл
20.03.2018
Представлена статья на тему Система работы над тематикой и жанровым своеобразием сочинения по русскому языку в 5-9 классах
Сочинение – одна из наиболее сложных форм деятельности учащихся. За несколько лет работы в школе у меня сложиласьопределённая система работы над сочинениям. Обучение написанию сочинения начинается в 5 классе с заданий репродуктивногохарактера. В основном это написание этюдов о природе, о временах года, о животных. Чтобы детям легче было творить, им предлагается такой вид работы как сочинение по сюжетным рисункам.Работа над сочинениями различных жанров учитель воспитывает вдумчивого, грамотного читателя, развивает чуткость к языку, художественный вкус, образное мышление, творческое воображение.
статья.docx
Борискина Галина Георгиевна,
учитель русского языка и литературы
ГОУ «Забайкальский центр
специального образования и развития
«Открытый мир»
Чита, Забайкальский край
2018 г
Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио»
Система работы над тематикой и жанровым
своеобразием сочинения по русскому языку в 59 классах
Сочинение – одна из наиболее сложных форм деятельности учащихся. За неск
олько лет работы в школе у меня сложиласьопределённая система работы
над сочинениям. Обучение написанию сочинения начинается в 5 классе с задан
ий репродуктивногохарактера. В основном это написание этюдов о природе, о
временах года, о животных. Чтобы детям легче было творить,
им
предлагается такой вид работы как сочинение по сюжетным рисункам.
Оно позволяет закрепить структуру повествования и описания как типа речи,
сформировать умение логически мыслить, отбирать и систематизировать
материал в зависимости от цели высказывания, соотносить стилистические
особенности текста с типом речи. Сочинения такого жанра развивают у
учащихся наблюдательность, фантазию, расширяют их активный словарный
запас. Такой вид работы помогает ученикам легче освоить сочинения других
жанров
обучения.
В 6 классе усложняется тематика сочинений («Звёздный хоровод», «Растёт цв
еток», «Сижу на берегу», «Распускаетсячерёмуха», «Плывут облака»., «Люби
мый уголок природы»..). Ребята проявляют больше своей фантазии, выдумки.
Также пишутсясочинения — рассуждения на моральноэтические темы. Это
такой вид работы, который обучает детей выдвигать тезис, объяснять,
размышлять, доказывать, делать вывод. Ребята высказывают свою точку
зрения. Такая работа позволяет учащимся реализовать знания, умения и
навыки, полученные в области русского языка, несет в себе воспитательную,
моральнонравственную
формировании
личности («Доброта», «Честность», «Мой любимый предмет», «Нужно ли зан
иматься спортом?»...). В 6 же класседобавляются сочинения — описания пред
мета, внешности человека, интерьера, действий человека.(«Мамино печенье»,
«Моялюбимая книга», «Спортсменка», «Мой друг», «Моя комната», «Любим
последующих
функцию
этапах
на
в игрушка»...).
ая
В 7 классе темы подобраны таким образом, чтобы ребята выразили свои чувст
ва, высказали своё мнение в разныхсочинениях по жанру: зарисовка, этюд, реп
ортаж, эссе, статья, заметка в газету, сочинения по личным впечатлениям («Зв
ёздное небопрекрасно», «Моя улица зимним утром», «Сказочный лес осенью»,
«Мир, в котором мы живём», «Что же вы делаете?», «Настоящийдруг..», «Зол
отая полка»..). В сочинении — рассуждении своё мнение подтверждаетя и
доказывается аргументом из литературы(художественной, научной, публицист
ической).
Эта работа продолжается в 8 классе. Восьмиклассники раскрывают
тему сочинения, формулируют свою точку зрения, убедительно обосновывают
свои тезисы, приводят аргументы из литературы. Рассуждения проблемного
характера развивают у учащихся самостоятельное логическое мышление,
умение отстаивать свою точку зрения,
дает им возможность
продемонстрировать богатство лексического запаса и владение
разнообразными синтаксическими конструкциями, т. е. показать навыки,
необходимые каждому грамотному человеку. Сочинения на морально
этические, нравственные темы способствуют формированию ребёнка какличн
ости. («Хороший человек – это …», «Нужна ли совесть в наше время?», «Легк
о ли быть молодым?», «Как я понимаюмилосердие?», «Какие качества личнос
ти на ваш взгляд наиболее ценны?, «Человек создан для счастья, как птица дл
я полёта»,«Какого человека можно назвать настоящим другом?», «Зачем я чи
таю книги?».,
опасна
зависть?»..). Начиная с 8 класса,ребята пишут репортажи, интервью, эссе, оче
рки, психологические портреты, путевые заметки, дневники.
Таким образом, в 9 классе при подготовке к экзамену у многих ребят сформи
рован навык письменной речи. Они могутсоздавать тексты разных типов: опис
ание, повествование, рассуждение. Темы сочинений— рассуждений на финал
текста, нанравственноэтические темы «Что такое человечность?», «Что тако
е настоящая дружба?», «Что такое нравственный выбор?», «Чтотакое сила ду
ха?», «Что такое счастье.?», «Что такое драгоценные книги?» и
другие не кажутся совсем не знакомыми. Сочинениядополняются новыми чув
ствами, мыслями, аргументами из литературы. Ребята уверено и спокойно
готовятся
экзамену.
С каждым годом увеличивая и усложняя тематику и жанровое своеобразие со
чинений, учитель отрабатывает навык письменнойречи учащихся. Через собст
венное творчество ученик лучше воспринимает специфику жанра. Такие сочи
нения болеесамостоятельны и разнообразны.
Работа над сочинениями различных жанров учитель воспитывает
к
«Чем грамотного читателя,
вдумчивого,
художественный вкус, образное мышление, творческое воображение.
развивает чуткость к языку,
Литература:
1.Дубровская В.В. и др. Трудный жанр: сочинение, творческая работа, мини
исследование // Барнаул: АКИПКРО, 2005г.
2.Руссова Н.Ю. Как писать сочинение, изложение и диктант // Н. Новгород:
Издательство «ДЕКОМ», 1994г.
3.Торкунова Т.В. Как писать сочинение // М.: АЙРИС, 1997г.
Система работы над тематикой и жанровым своеобразием сочинения по русскому языку в 5-9 классах
Система работы над тематикой и жанровым своеобразием сочинения по русскому языку в 5-9 классах
Система работы над тематикой и жанровым своеобразием сочинения по русскому языку в 5-9 классах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.