Система работы над тематикой и жанровым своеобразием сочинения по русскому языку в 5-9 классах
Оценка 5

Система работы над тематикой и жанровым своеобразием сочинения по русскому языку в 5-9 классах

Оценка 5
Лекции
docx
русский язык
9 кл
20.03.2018
Система работы над тематикой и жанровым своеобразием сочинения по русскому языку в 5-9 классах
Представлена статья на тему Система работы над тематикой и жанровым своеобразием сочинения по русскому языку в 5-9 классах Сочинение – одна из наиболее сложных форм деятельности учащихся. За несколько лет работы в школе у меня сложиласьопределённая система работы над сочинениям. Обучение написанию сочинения начинается в 5 классе с заданий репродуктивногохарактера. В основном это написание этюдов о природе, о временах года, о животных. Чтобы детям легче было творить, им предлагается такой вид работы как сочинение по сюжетным рисункам.Работа над сочинениями различных жанров учитель воспитывает вдумчивого, грамотного читателя, развивает чуткость к языку, художественный вкус, образное мышление, творческое воображение.
статья.docx
Борискина Галина Георгиевна, учитель русского языка и литературы ГОУ «Забайкальский центр  специального образования и развития «Открытый мир» Чита, Забайкальский край 2018 г    Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио» Система работы над тематикой и жанровым своеобразием сочинения по русскому языку в 5­9 классах              Сочинение – одна из наиболее сложных форм деятельности учащихся. За неск олько лет работы в школе у меня сложиласьопределённая система работы над сочинениям. Обучение написанию сочинения начинается в 5 классе с задан ий репродуктивногохарактера. В основном это написание этюдов о природе, о  временах года, о животных. Чтобы   детям   легче   было   творить,   им предлагается   такой   вид   работы   как   сочинение   по   сюжетным   рисункам. Оно позволяет закрепить структуру повествования и описания как типа речи, сформировать   умение   логически   мыслить,   отбирать   и   систематизировать материал в зависимости  от цели высказывания, соотносить стилистические особенности   текста   с   типом   речи.   Сочинения   такого   жанра   развивают   у учащихся наблюдательность, фантазию, расширяют их активный словарный запас. Такой вид работы помогает ученикам легче освоить сочинения других жанров обучения.          В 6 классе усложняется тематика сочинений («Звёздный хоровод», «Растёт цв еток», «Сижу на берегу», «Распускаетсячерёмуха», «Плывут облака»., «Люби мый уголок природы»..). Ребята проявляют больше своей фантазии, выдумки.  Также пишутсясочинения — рассуждения на морально­этические темы. Это такой   вид   работы,   который   обучает   детей   выдвигать   тезис,   объяснять, размышлять,   доказывать,   делать   вывод.   Ребята   высказывают   свою   точку зрения.   Такая   работа   позволяет   учащимся   реализовать   знания,   умения   и навыки, полученные в области русского языка, несет в себе воспитательную, морально­нравственную формировании личности («Доброта», «Честность», «Мой любимый предмет», «Нужно ли зан иматься спортом?»...). В 6 же класседобавляются сочинения — описания пред мета, внешности человека, интерьера, действий человека.(«Мамино печенье»,  «Моялюбимая книга», «Спортсменка», «Мой друг», «Моя комната», «Любим последующих функцию этапах   на           в игрушка»...).  ая               В 7 классе темы подобраны таким образом, чтобы ребята выразили свои чувст ва, высказали своё мнение в разныхсочинениях по жанру: зарисовка, этюд, реп ортаж, эссе, статья, заметка в газету, сочинения по личным впечатлениям («Зв ёздное небопрекрасно», «Моя улица зимним утром», «Сказочный лес осенью»,  «Мир, в котором мы живём», «Что же вы делаете?», «Настоящийдруг..», «Зол отая полка»..). В сочинении — рассуждении своё   мнение   подтверждаетя   и доказывается аргументом из литературы(художественной, научной, публицист ической).             Эта   работа   продолжается   в   8   классе.   Восьмиклассники   раскрывают тему сочинения, формулируют свою точку зрения, убедительно обосновывают свои тезисы, приводят аргументы из литературы. Рассуждения проблемного характера   развивают   у   учащихся   самостоятельное   логическое   мышление, умение   отстаивать   свою   точку   зрения,   дает   им   возможность продемонстрировать   богатство   лексического   запаса   и   владение разнообразными   синтаксическими   конструкциями,   т.   е.   показать   навыки, необходимые   каждому   грамотному   человеку. Сочинения на морально­ этические, нравственные темы способствуют формированию ребёнка какличн ости. («Хороший человек – это …», «Нужна ли совесть в наше время?», «Легк о ли быть молодым?», «Как я понимаюмилосердие?», «Какие качества личнос ти на ваш взгляд наиболее ценны?, «Человек создан для счастья, как птица дл я полёта»,«Какого человека можно назвать настоящим другом?», «Зачем я чи таю книги?»., опасна зависть?»..). Начиная с 8 класса,ребята пишут репортажи, интервью, эссе, оче рки, психологические портреты, путевые заметки, дневники.          Таким образом, в 9 классе при подготовке к экзамену у многих ребят сформи рован навык письменной речи. Они могутсоздавать тексты разных типов: опис ание, повествование, рассуждение. Темы сочинений— рассуждений на финал  текста, нанравственно­этические темы «Что такое человечность?», «Что тако е настоящая дружба?», «Что такое нравственный выбор?», «Чтотакое сила ду ха?», «Что такое счастье.?», «Что такое драгоценные книги?» и другие не кажутся совсем не знакомыми. Сочинениядополняются новыми чув ствами, мыслями, аргументами из литературы. Ребята   уверено   и   спокойно готовятся экзамену.          С каждым годом увеличивая и усложняя тематику и жанровое своеобразие со чинений, учитель отрабатывает навык письменнойречи учащихся. Через собст венное творчество ученик лучше воспринимает специфику жанра. Такие сочи нения болеесамостоятельны и разнообразны.       Работа   над   сочинениями   различных   жанров   учитель   воспитывает к   «Чем грамотного   читателя, вдумчивого, художественный вкус, образное мышление, творческое воображение.   развивает   чуткость   к   языку, Литература: 1.Дубровская В.В. и др. Трудный жанр: сочинение, творческая работа, мини­ исследование // Барнаул: АКИПКРО, 2005г. 2.Руссова Н.Ю. Как писать сочинение, изложение и диктант // Н. Новгород: Издательство «ДЕКОМ», 1994г. 3.Торкунова Т.В. Как писать сочинение // М.: АЙРИС, 1997г.

Система работы над тематикой и жанровым своеобразием сочинения по русскому языку в 5-9 классах

Система работы над тематикой и жанровым своеобразием сочинения по русскому языку в 5-9 классах

Система работы над тематикой и жанровым своеобразием сочинения по русскому языку в 5-9 классах

Система работы над тематикой и жанровым своеобразием сочинения по русскому языку в 5-9 классах

Система работы над тематикой и жанровым своеобразием сочинения по русскому языку в 5-9 классах

Система работы над тематикой и жанровым своеобразием сочинения по русскому языку в 5-9 классах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2018