Урок русского языка на тему "Сложноподчиненное предложение" (9 класс)
Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
20.02.2018
Урок русского языка на тему "Сложноподчиненное предложение" в 9 классе носит проблемный характер. Урок разработан с учетом технологии задачного обучения. В основе данной технологии лежит метапредмет "знак". Работая с текстом, а также с примерами из литературных произведений учащиеся выясняют сложные случаи постановки и отсутствия запятой в СПП. Свои выводы подтверждают путем составления схем предложений.
СПП.docx
УРОК ПО ТЕМЕ «СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» 9 Б класс
Цель урока: 1. Образовательные:
повторение и углубление сведений о сложном предложении
введение понятия о сложноподчиненном предложении
формирование умения различать союзы и союзные слова
находить в СПП главное и придаточное предложения, видеть средства связи между частями
предложения
проверка понимания и степени усвоения материала по теме
2. Развивающие:
развитие мыслительной деятельности учащихся
развитие умения работать в группах, давать оценку ответам одноклассников
3. Воспитательные:
воспитание сознательного интереса к родному языку как средству получения знаний
воспитание дружелюбных отношений между учащимися, поощрение стремления к
совместной деятельности и взаимопомощи
Ход урока:
Здравствуйте, ребята. Я рада вас всех приветствовать на нашем уроке. Сегодня у нас необычный урок. А
начнем мы его с чтения текста под названием «Счастье»
У вас на парте лежит весь раздаточный материал, который нам сегодня понадобится. Итак, первое задание.
Задание 1. Прочитайте текст. Определите тему, идею. Выделите микротемы.
(читаем по абзацам)
Счастье
(1)Наверное, каждый из нас задумывался над тем, что же такое счастье. (2)Это вечный вопрос,
терзающий душу людей. (3)Если опросить сто человек, в чем они находят счастье, поверьте, будет сто
разных ответов. (4)Это значит, что каждый человек видит суть счастья поразному, посвоему.
(5)Сейчас попытаемся ответить на вопрос, что такое счастье.
(6)Каждый человек в этом мире счастлив. (7)Считается, что счастлив тот, у кого есть образование,
счастливая и дружная семья и хорошие связи в обществе. (8)Этот факт вывели недавно американские
ученые. (9)Но если хорошо подумать и поразмышлять наедине с собой, то оказывается, что счастье кроется в
каждой мелочи. (10)Счастье – это просыпаться в постели утром от ярких и теплых лучей солнца, которое смотрит в твое
окно. (11)Счастье – это укутаться в плед в холодный зимний вечер, достать старые фотографии и предаться
воспоминаниям. (12)Счастье – это все ваши мечты, мечты, которые может никогда не сбудутся, но зато
останутся навсегда мечтами. (13)Счастье – это любить без памяти, любить безумно и взаимно, любить и не
думать ни о чем другом. (14)Счастье – это радовать родителей, дарить подарки, навещать их, когда они
состарятся. (15)Действительно, можно перечислять все моменты жизни, вспоминая, что было, и мечтать о
том, что будет. (16)Все это и есть счастье.
Какова тема этого текста? О чем он? (О счастье)
В чем заключается идея текста? (идея в том, что счастье кроется в мелочах, счастье кроется в
каждом моменте жизни, перечислять эти моменты можно бесконечно)
Сейчас вам предстоит поработать в группах. Ваша задача на листах выписать ключевые слова из
текста, обозначающие счастье. Как только вы будете готовы, подойдите и закрепите материал на
доске.
Задание Ответьте на вопрос, в чем заключается счастье? (Составление
кластера). Как по вашему мнению, что такое счастье? (групповая работа)
образование дружная семья связи в обществе
просыпаться каждое утро мечты радовать родителей
СЧАСТЬЕ
Какой же вывод мы можем сделать? Можно ли однозначно сказать, что такое счастье?
Одной из составляющих счастье является семья.
Вот как об этом говорил Л.Н. Толстой. (предложение записано на доске)
Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья
несчастна посвоему.
Как вы понимаете данное высказывание? (фронтальная работа)
Проанализируйте данное высказывание с точки зрения структуры предложения. (БСП)
Какие типы СП вы знаете? Назовите средства связи между частями СП.
Открываем тетради, записываем число и классная работа. Оставляем место для темы урока.
Попробуйте перестроить предложение так, чтобы получилось ССП и СПП.
В чем отличие ССП от СПП? Покажите это с помощью схемы. (запись на доске и в тетради)
Все счастливые семьи похожи друг на друга, но каждая несчастливая семья несчастна посвоему.
Хотя все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна посвоему.
Вернемся к нашему тексту. Прочитайте про себя первый абзац и проанализируйте, из каких предложений
он состоит. (СПП)
Назовите СПП.
Какое место в них занимает придаточное по отношению к главному?
Прикрепляются схемы на доску
Исходя из всего выше сказанного, сформулируйте тему сегодняшнего урока.
О чем мы сегодня будем говорить?
Какие задачи поставим перед собой?
(Углубить знания о структуре СПП, о средствах связи между частями СПП)
Записываем тему урока в тетрадь.
СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Что мы на сегодняшний день уже знаем о СПП?
В СПП есть главная и придаточная часть. От главной части мы можем задать вопрос к придаточной.
Придаточное предложение может находиться после главного, перед главным или разрывать главное
предложение.
Части СПП связываются с помощью союзов или союзных слов.
Между частями СПП ставится запятая.
Перед вами ряд предложений. Ваша задача поработать в группе. Проанализировать их с точки зрения и
попытаться сделать вывод, почему в этих предложениях НЕТ запятой. (ЛОВУШКА) Задание 2. Проанализируйте предложения с точки зрения структуры.
Попытайтесь объяснить отсутствие запятой в этих предложениях. (групповая
работа)
1.Он обиделся, но не сказал почему.
2. Она хотела все объяснить, но не знала как.
3. Товарищ обещал скоро вернуться, но не уточнил когда. (придаточные предложения
неполные)
Сделаем вывод, всегда ли мы отделяем запятой придаточное предложение от главного?
В каком случае запятая не ставится?
Запятая не ставится в том случае, если придаточное предложение неполное.
Пришло время потренироваться в расстановке знаков препинания в СПП. (работа у доски)
Задание 3.
сформулировать, какая трудность может возникнуть в постановке запятой.
расставьте знаки препинания.
Спишите,
Попытайтесь
1. Не знал к какому дому направиться. (косвенный вопрос)
2. Занимаются кто чем.
3. Я сердился на Катю потому что перед отъездом из Москвы, хотел проститься с
ней. (в середине)
4. Трудно сказать почему.
5. Андрей когда переступил порог избы был ослеплен ярким светом.
6. Мне хотелось чтобы отец обнял меня посадил к себе на колени и приласкал.
ВЫВОД о постановке либо отсутствии запятой в СПП.
Ну, а теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно.
Вам предстоит выполнить небольшой тест на узнавание СПП среди других СПП а также на знание
структуры СПП.
ТЕСТ 1.Это предложение сложноподчиненное (знаки препинания не расставлены):
а) С утра был туман но к завтраку погода разгулялась.(Л. Толстой)
б) Если верить приметам жизнь моя должна быть счастливой. (И. СоколовМикитов)
в) Я не мог заснуть передо мной во мраке все вертелся мальчик с белыми глазами. (М. Лермонтов)
2. В этом сложноподчиненном предложении придаточное находится в начале:
а) Я решил укрыться за старый навес который находился за рекой. (Н. Новиков)
б) От еловых веток которыми был устлан пол шел веселый, густой запах. (Б.Полевой)
в) Когда ветер отнес темносерый дым, в окне третьего этажа можно было увидеть двух детей –
малыша лет семи и совсем маленькую девочку. (Б.Полевой)
3. В этом сложноподчиненном предложении придаточное находится в конце:
а) Всюду, где только лес был пореже, лежали на земле белые холсты лунного света. (В. Катаев)
б) Когда труд – удовольствие, жизнь хороша. (М. Горький)
в) Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. (Л.Толстой)
Проверим правильность выполнения теста. Посмотрите на слайд и исправьте ошибки, если они у вас есть.
Какие трудности возникли при выполнении теста?
Что нужно, чтобы избежать ошибок в будущем?
Сегодня на уроке мы говорили о счастье. Одной из составляющих счастья мы выделили семью.
А какую же семью мы можем назвать понастоящему счастливой? (мнения детй)
Вот как об этом писал поэт Дмитрий Эйт.
Цените тех, кто Вами дорожит,
Храните тех, кто Вас оберегает.
Печальтесь с теми, кто по Вам скучает.
Живите с теми, кто для Вас живет,
Поддерживайте тех, кто Вам опора.
Смешите тех, кто радость Вам несет И слушайте во время разговора.
Заметьте, кто заботится о Вас,
Поймите, кто Вас сердцем понимает.
Чуть нежности навстречу сонму ласк
И жизнь звездою засверкает.
Поделитесь эмоциональным состоянием от прослушанного стихотворения.
Какие предложения помогают передать это состояние?
У нас сегодня с вами был первый урок по теме СПП. Что же нового вы сегодня узнали?
Что явилось для вас открытием?
Какие трудности еще остались?
Что было непонятным?
В качестве домашнего задания предлагаю вам написать эссе на тему «Моя семья», используя разнообразные
СП.
Урок русского языка на тему "Сложноподчиненное предложение" (9 класс)
Урок русского языка на тему "Сложноподчиненное предложение" (9 класс)
Урок русского языка на тему "Сложноподчиненное предложение" (9 класс)
Урок русского языка на тему "Сложноподчиненное предложение" (9 класс)
Урок русского языка на тему "Сложноподчиненное предложение" (9 класс)
Урок русского языка на тему "Сложноподчиненное предложение" (9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.