Работа с экзаменационным текстом в 9 (коррекционном) классе
Оценка 5

Работа с экзаменационным текстом в 9 (коррекционном) классе

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
04.02.2024
Работа с экзаменационным текстом в 9 (коррекционном) классе
В материале представлен алгоритм работы в классе с текстом, по которому пишется изложение и творческое задание
Русский язык, 9 класс (коррекция). Инструктивная карта. Работа с экзаменационным текстом.docx

Инструктивная карта

Тема урока «Изложение с творческим заданием»

 

 

Алгоритм работы:

 

1.     Прочитаем внимательно текст

 

В жизни труд – всему голова. И в любом труде, даже самом незаметном, есть поэзия, но слово это слишком громкое, часто употребляемое, и поэтому я бы просто сказал: интерес – в труде. Интерес этот пробуждает в человеке любопытство, доброту и уважение к людям, для которых и делается любая работа.

Казалось бы, что интересного может быть в работе птичника. А интересно было оттого, что работавший здесь делал своё дело с любовью и этой любовью наполнялось всё вокруг. И я проникся уважением ко всему, чем жил тот добрый и хороший человек – дядя Кузя, птичник.

Всякий труд человеком красен, человеком освещён, и неразделимы они: человек и труд.

В нашем городе преподавал литературу Игнатий Дмитриевич Рождественский. Как я теперь понимаю, он заставлял нас «шевелить мозгами», писать на вольные темы. Однажды он предложил написать нам, пятиклассникам, о том, как прошло лето. А я летом заблудился в тайге, много дней провёл в ней один и об этом всём написал. Сочинение было напечатано в школьном журнале, а много лет спустя стало первым рассказом сборника для детей – «Васюткино озеро».

Эта книжка о моей родине – Сибири. Я хотел внушить людям: всё, что окружает нас, – от зелёной травинки, малой птахи, таёжного зверька, хлебного поля, солнца, согревающего нас, – всё-всё есть часть нашей жизни, то есть и нас самих, потому что человек – дитя природы и как дитя родное должен относиться к своей матери-Земле.

Земля нуждается в нашей помощи. Нам, людям, пора не только рубить, а и садить, нам не надо хвастаться тем, что мы покорители природы, нам пора называться хозяевами своей земли. В Томской области я видел школу, стоящую в кедровом бору, – откроют в перемену ребята окошки и могут рукой потрогать ласковую лапку кедра. Этот бор посажен и выращен учащимися школы: обязанность заботиться о кедрах переходила из класса в класс, из поколения в поколение.

На деньги, заработанные от сбора кедровых шишек, приобретаются для школы инвентарь, наглядные пособия, походное снаряжение. С детства ребята приучают себя к самостоятельной жизни и труду. Мне бы хотелось, чтобы возле каждой школы зазеленели боры и дубравы, чтобы дети учились не только грамоте, но и труду. Знали, как выращивается хлеб и картошка.

Берегите всегда и всюду мир наш подоблачный и живую жизнь.

(По В. Астафьеву)

Задание 1. Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту очерка В. Астафьева «Берегите». 2. Дайте аргументированный ответ на вопрос: Что значит быть «хозяевами своей земли»?

 

Пояснение к тексту: (В этом тексте речь идет о труде, как об основе всего, что есть на земле. Причем автор утверждает красоту и нужность любого труда. Но есть условие: свою работу надо делать с любовью. Это показано на примере птичника дяди Кузи, который выполнял тяжёлую физическую работу, ухаживая за курами и утками. Не менее важен труд учителя И.Д. Рождественского. Он преподавал литературу  автору текста В.П. Астафьеву. Любовь Рождественского к своему труду была примером для Астафьева, который впоследствии стал писателем. Но не только взрослые могут приносить пользу Родине своим трудом.  Учащиеся одной из сибирских школ посадили возле родной школы кедры и ухаживали за ними, с детства приучаясь к полезному труду, передавая заботу о кедрах следующим поколениям. Эти учащиеся – настоящие хозяева земли, с детсва привыкшие к труду)

 

 

2.     Разделим текст на микротемы

 

В жизни труд – всему голова. И в любом труде, даже самом незаметном, есть поэзия, но слово это слишком громкое, часто употребляемое, и поэтому я бы просто сказал: интерес – в труде. Интерес этот пробуждает в человеке любопытство, доброту и уважение к людям, для которых и делается любая работа.

Казалось бы, что интересного может быть в работе птичника. А интересно было оттого, что работавший здесь делал своё дело с любовью и этой любовью наполнялось всё вокруг. И я проникся уважением ко всему, чем жил тот добрый и хороший человек – дядя Кузя, птичник.

 

Всякий труд человеком красен, человеком освещён, и неразделимы они: человек и труд.

В нашем городе преподавал литературу Игнатий Дмитриевич Рождественский. Как я теперь понимаю, он заставлял нас «шевелить мозгами», писать на вольные темы. Однажды он предложил написать нам, пятиклассникам, о том, как прошло лето. А я летом заблудился в тайге, много дней провёл в ней один и об этом всём написал. Сочинение было напечатано в школьном журнале, а много лет спустя стало первым рассказом сборника для детей – «Васюткино озеро».

Эта книжка о моей родине – Сибири. Я хотел внушить людям: всё, что окружает нас, – от зелёной травинки, малой птахи, таёжного зверька, хлебного поля, солнца, согревающего нас, – всё-всё есть часть нашей жизни, то есть и нас самих, потому что человек – дитя природы и как дитя родное должен относиться к своей матери-Земле.

 

Земля нуждается в нашей помощи. Нам, людям, пора не только рубить, а и садить, нам не надо хвастаться тем, что мы покорители природы, нам пора называться хозяевами своей земли. В Томской области я видел школу, стоящую в кедровом бору, – откроют в перемену ребята окошки и могут рукой потрогать ласковую лапку кедра. Этот бор посажен и выращен учащимися школы: обязанность заботиться о кедрах переходила из класса в класс, из поколения в поколение.

На деньги, заработанные от сбора кедровых шишек, приобретаются для школы инвентарь, наглядные пособия, походное снаряжение. С детства ребята приучают себя к самостоятельной жизни и труду. Мне бы хотелось, чтобы возле каждой школы зазеленели боры и дубравы, чтобы дети учились не только грамоте, но и труду. Знали, как выращивается хлеб и картошка.

Берегите всегда и всюду мир наш подоблачный и живую жизнь.

 

3. Озаглавим каждую микротему:

Задание: запишем план текста в тетрадь

 

 1) Любую работу надо делать с любовью.

 2) Человек и труд не разделимы.

 3) Хозяйская забота о земле.

 

 

4. Сожмем самостоятельно и запишем в тетрадь каждый пункт плана

 

Еще раз перечитайте пояснение к тексту, посмотрите в презентации приемы сжатия. Положите исходный текст перед глазами и сжимайте. Не надо переписывать предложения. Вы должны их переделывать: из сложного предложения стройте простые, можно осложнить их оборотами или однородными членами, убирайте синонимы, излишние описания, союзы и т.д.

Еще один вариант. Можно взять пояснение к тексту, разделить его на 3 части по плану и каждую часть дополнить из текста необходимым материалом.

(В этом тексте речь идет о труде, как об основе всего, что есть на земле. Причем автор утверждает красоту и нужность любого труда. Но есть условие: свою работу надо делать с любовью. Это показано на примере птичника дяди Кузи, который выполнял тяжёлую физическую работу, ухаживая за курами и утками.

Не менее важен труд учителя И.Д. Рождественского. Он преподавал литературу  автору текста В.П. Астафьеву. Любовь Рождественского к своему труду была примером для Астафьева, который впоследствии стал писателем.

Но не только взрослые могут приносить пользу Родине своим трудом.  Учащиеся одной из сибирских школ посадили возле родной школы кедры и ухаживали за ними, с детства приучаясь к полезному труду, передавая заботу о кедрах следующим поколениям. Эти учащиеся – настоящие хозяева земли, с детства привыкшие к труду)

 

 

 

5. Выполним творческое задание № 2 по плану, дополнив недостающие части и запишем в тетрадь творческую часть работы:

 

Этих слов в сочинении быть

НЕ ДОЛЖНО

Каждую часть с красной строки пишем

 

 
 


1) Тезис

2) Источник сообщения

3) 1-ый аргумент

4) 2-ой аргумент

5) Вывод

 

Быть хозяевами своей земли – значит, ценить любой труд, с интересом выполнять любую работу, с детства привыкать к ответственному отношению к земле.

Об этом идет речь во фрагменте очерка В.П. Астафьева «Берегите».

Автор вспоминает о тех людях, которые в детстве привили ему любовь к любому труду. Мы видим, с каким уважением отзывает В.П. Астафьев о птичнике дяде Кузе, который делал своё дело с любовью и заражал этой любовью всех окружающих. А появлению его сборника рассказов для детей «Васюткино озеро» писатель обязан учителю литературы, который научил относиться к работе ответственно.

___________________________________________________________________________(напишите второй аргумент, напишите об учащихся школы, которые уже с дества являются настоящими хозяевами земли)

Таким образом, человек должен понимать, что природа нуждается в заботе. И лишь тот может стать хозяином земли, кто с детства будет приучен к любому труду и будет уважать человека, выполняющего любой труд.

 

Пишем сочинение в тетрадь

 

 


 

Инструктивная карта Тема урока «

Инструктивная карта Тема урока «

По В. Астафьеву) Задание 1

По В. Астафьеву) Задание 1

Земле. Земля нуждается в нашей помощи

Земле. Земля нуждается в нашей помощи

Но не только взрослые могут приносить пользу

Но не только взрослые могут приносить пользу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2024