Система работы по коррекции эмоционально-волевой и поведенческой сферы обучающихся с ОВЗ
Оценка 4.9

Система работы по коррекции эмоционально-волевой и поведенческой сферы обучающихся с ОВЗ

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
технология +2
Взрослым
29.08.2018
Система работы по коррекции эмоционально-волевой и поведенческой сферы обучающихся с ОВЗ
В этой статье дается описание развитию личности в онтогенезе, всем аспектам личностной сферы у умственно отсталых детей. Как проявляются эмоции, от чего это зависит, принадлежности ребенка к определенной клинической группе. Что является побудителями такого поведения, какие трудности ипытывает ребенок при формировании правильного поведения. Затронуты особенности развития эмоционально-волевой и поведенческих сфер. указаны какие методы и приемы, учитывая уровень развития направлены на формирование умения адекватно принимать самого себя. Применяются различные методы и приемы: сказкотерапия, игротерапия, психогимнастика, дыхательная гимнастика, арттерапия, мимические и пантомимические этюды и др. Разработаны программы по адаптации детей к школьному обучению с 1 по 8 классы коррекционной школы. Коррекционно-развивающие программы направлены на формирование эмоциональной стабильности учащихся.Дано описание приемам и методам по адаптации детей к школьному обучению.
Эмоционально-волевая сфера.docx
«Система работы по коррекции эмоционально­волевой и поведенческой сферы обучающихся с ОВЗ» Подготовила : Учитель трудового обучения КГКОУ Школа 1 г.Комсомольск­на­Амуре Куликова Ольга Николаевна Развитие   личности по двум взаимодополняющим линиям: линии социализации (присвоение общественного опыта)   и линии   индивидуализации   (приобретение   самостоятельности, относительной автономности). в онтогенезе происходит       Все   аспекты   личностной   сферы   у умственно   отсталых   детей формируются   замедленно   и с большими   отклонениями.   Детям   свойственно резко   выраженное   отставание   в развитии   эмоций,   недифференцированность и нестабильность   чувств,   ограничение   диапазона   переживаний,   крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья. Проявление эмоций не зависит от качественного своеобразия структуры дефекта,   т. е.   от принадлежности   ребенка   к определенной   клинической группе.   Развитие   эмоций   умственно   отсталых   детей   в значительной   мере определяется   правильной   организацией   всей   их жизни   и наличием специального   педагогического   воздействия,   осуществляемого   педагогами. Благоприятные   условия   способствуют   сглаживанию   импульсивных проявлений   гнева,   обиды,   радости,   вырабатыванию   правильного   бытового поведения,   закреплению   необходимых   для   жизни   в семье   или   в учебном учреждении навыков  и привычек, а также позволяют детям сделать первые шаги   в направлении   контроля   за своими   эмоциональными   проявлениями. Волевая   сфера   умственно   отсталых   детей   находится   на самых   начальных этапах формирования. Побудителями   поведения   ребенка   и одним   из значимых   критериев социальной   активности   личности   являются   его   интересы.   Мотивационно­ потребностная   сфера   умственно   отсталых   детей   находится   на начальной стадии   становления.   Их интересы   тесно   связаны   с занимательностью выполняемой   деятельности,   мало   интенсивны,   неглубоки,   односторонни, ситуативны, вызываются преимущественно физиологическими потребностями. Дети руководствуются, недифференцированны   и неустойчивы, как   правило,   ближайшими   мотивами.  Многие   исследователи   отмечают   как характерную черту умственно отсталого ребенка отсутствие у него интереса к познанию. Особые   трудности   вызывает   формирование   у ребенка   правильного поведения.   Присущая   ему   интеллектуальная   недостаточность   и скудный жизненный  опыт затрудняют понимание и адекватное оценивание ситуаций, в которых   он оказывается.   Инертность   нервных   процессов   способствует стереотипности   реакций,   которые   часто   не соответствуют   создавшейся обстановке. Некоторые дети в незнакомой обстановке бегают, кричат, берут без спроса все, что попадается им на глаза, кривляются. Другие, напротив, молчат, испуганно смотрят по сторонам, не вступают в контакт со взрослым. В связи с этим они кажутся более отсталыми, чем это есть на самом деле. К числу основных компонентов личности принято относить самооценку (СО) и уровень притязаний (УП). Экспериментальное   изучение самооценки   у умственно   отсталых   детей в целом   подчеркивает   ее неадекватность   в сторону   завышения.   Можно говорить   о меньшей   зависимости   умственно   отсталых   детей   от оценочной ситуации, чем это наблюдается у их нормально развивающихся сверстников. Однако наблюдаемая тенденция не должна исключать дифференцированного подхода к использованию оценки при обучении детей данной категории, так как   у некоторых   из них   обнаруживается   пониженная   и очень   хрупкая самооценка, полностью зависящая от внешней оценки. Все эти особенности развития эмоционально­волевой и поведенческой сферы учащихся с ограниченными возможностями здоровья говорят о том, что   необходима   постоянная   глубоко   продуманная   система   работы   по коррекции данных сфер личности детей с ОВЗ. Система работы по коррекции эмоционально­волевой и поведенческих сфер   организуется   с   учетом   диагностических   данных   –   уровня психологической комфортности обучения, школьной тревожности и страхов, самооценки   и   уровня   притязаний,   межличностных   отношений   в   семье   и эмоциональное благополучие ребенка в семье. Каждому возрасту подбирались методы и приемы, в соответствии  с уровнем развития, направленные  на: ­ формирование умения адекватно принимать самого себя и других; ­   формирование   умения   осознавать   свои   чувства,   причины   поведения, последствия поступков, т.е. формирование личностной рефлексии; ­ формирование  умения  находить  в  трудных  ситуациях  силы  внутри  себя, принимать ответственность за собственную жизнь, умения делать выбор; обучению   приемам   релаксации, ­   коррекцию   проблем   в   эмоционально­волевой   сфере,   адекватное   ролевое развитие, а также формирование произвольной регуляции поведения.. Для реализации данных задач применяются следующие методы и приемы: 1. Сказкотерапия. Сказка   может   в   увлекательной   форме   и   доступными словами   показать   окружающую   жизнь,  людей,  поступки,  в   самое   короткое время   показать   к   чему   приводит   тот   или   иной   поступок.   Обязательным условием   для   детей   с   ОВЗ   является   использование   наглядной   опоры. Сказкотерапию можно использовать как для младшего школьного возраста так и для старшего. 2. Игротерапия –   используется   как   средство   самовыражения,   достижения эмоциональной устойчивости и саморегуляции. 3. Дыхательная   гимнастика –   способствует   смягчению   эмоционального дискомфорта,   развитию   навыков саморегуляции и самоконтроля поведения. 4. Психогимнастика – это метод, при котором участники проявляют себя и общаются   без   помощи   слов.   Психогимнастика   предполагает   выражение переживаний, эмоциональных состояний, эмоциональных проблем с помощью движений, мимики, пантомимики. 5.Релаксация –   способствует   расслаблению   всех   групп   мышц,   развитию воображения, восприятия, снятие эмоционального напряжения. 6. Арттерапия в сочетании с музыкой дает очень положительных эффект при работе   с   данной   категорией   детей. Участие   ребенка   с   проблемами   в умственном   развитии   в   художественной   деятельности   со   сверстниками развивает   его   социальный   опыт,   учит   его   адекватному   взаимодействию   и общению   в   совместной   деятельности,   обеспечивает   коррекцию   нарушений коммуникативной   сферы.   Арттерапевтическая   работа   на   моих   занятиях вызывает у детей положительные эмоции, расширяет социальный опыт детей, учит   адекватному   взаимодействию   и   общению   в   совместной   деятельности, помогает   регулировать   эмоциональные   проявления   в   коллективе,   семье. Общение   с   искусством   помогает   детям   очиститься   от   наслоившихся негативных   переживаний,   отрицательных   проявлений.   В   работе   использую нетрадиционные   техники   рисования,   не   требующих   кропотливых, однообразных   движений,  убивающих   все   желание   рисовать   и   творить.  Для создания   рисунков   предлагаю   использовать   детям   руки,   пальчики,   ватные палочки, губку. 7. Мимические и пантомимические этюды и др. Подобрать   методы   для   работы   с   данной   категорией   детей   очень   сложно, поэтому   многие   задания   приходится   упрощать,   переделывать,   давать инструкции на доступном языке. При рефлексии дети могут, хотя и с трудом определить, что им понравилось и запомнилось, но вычленить то, что они при этом чувствовали – очень проблематично. Работа   по   коррекции   эмоционально­волевой   и   поведенческой   сферы обучающихся начинается  с  первого  класса  и  продолжается  на  протяжении всех лет обучения. Для учащихся первого класса разработана программа по адаптации к школьному   обучению.   Адаптация   к   обучению   связана   с   внутренним напряжением,   мобилизацией   всех   резервных   возможностей   ребенка,   и   не всегда этот процесс проходит успешно. При проведении занятий по адаптации у   первоклассников   создаётся   оптимальное   настроение   и   позитивное психоэмоциональное состояние, формируется умения принимать и соблюдать правила   школьной   жизни,   взаимодействовать   со   сверстниками,   умение распознавать   свои   эмоции,   овладеть   и   управлять   ими   Различные   игровые упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, этюды позволяют глубже   осознать   свою   роль   школьника,   понимать   других   людей,  помогают формировать   коммуникативные   навыки,   расширять   запас   слов   в   области эмоций,   чувств.   Чтобы   дети   осознали   свои   эмоциональные   состояния (радость,   печаль,   гнев,   обиду   т.   д.),   необходимо   научить   их   распознавать, называть, сравнивать и видеть эти эмоции не только в себе, но и в других людях.   Т.е.   у   них   необходимо   выработать   чувство   эмпатии.   Этому способствуют применяемые на занятиях арт­терапевтические приемы. Кроме   того   для   обучающихся   начальных   классов   разработана программа коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов,   где   также   особое   внимание   уделяется   коррекции   и   развитию эмоционально­волевой и поведенческой сферы учащихся. На коррекционных занятиях   во   втором,   третьем,   четвертом   классах   проводится   анализ конкретных   ситуаций,   используются   методы   игрового   моделирования, ролевого обучения, имитационные игры. Уделяется внимание самовыражению в   рисунках   и   движениях.   Используются   элементы   тренинга,   аутогенных тренировок. В целях сопровождения адаптации к средней школе с пятиклассниками проводятся коррекционные занятия, на которых используются упражнения и игры, направленные на коррекцию эмоционально­личностной сферы, создания у   каждого   участника   чувства   принадлежности   к   группе,   привлечения внимания к правилам поведения, закрепление положительных эмоций. С воспитанниками 7­8 классов проводятся занятия по коррекции сферы общения.   На   занятиях   обучающиеся   получают   навыки   взаимодействия, позитивного   общения,   опыт   рефлексии,   самоанализа   своего   поведения   и эмоций своих и собеседника, формируют навыки культурного поведения. Для детей группы риска организуются занятия с элементами тренинга, сказкотерапии   по   коррекции   агрессивности,   профилактики   девиантного поведения. Занятия способствуют освобождению от внутреннего напряжения, снятию раздражительности и возбудимости. Эмоционально­волевая сфера наших воспитанников чрезвычайно сложна и несовершенна. В связи с этим возникают различные проблемы в их жизни: отношение   с   друзьями,   с   родителями,   ощущение   чувства   одиночества, неполноценности,   страха,   тревоги   и   др.   С   целью   коррекции   этих   проблем проводятся индивидуальные консультации. Консультации помогают развитию навыков   самоконтроля,   адекватной   самооценки,   саморегуляции,   повышали стрессоустойчивость   воспитанников.   Кроме   того   разработан   цикл коррекционных   занятий   по   духовно­нравственному   воспитанию старшеклассников. В   работе   по   коррекции проблем   эмоционально­волевой сферы невозможен быстрый показательный эффект. Однако по результатам анализа диагностических данных можно сделать вывод о том, что правильно определен круг значимых проблем у учащихся, адекватно подобраны методы психологического   сопровождения,   в   соответствии   с   возрастными   и индивидуальными   особенностями,   состоянием   соматического   и   нервно­ психического здоровья обучающихся. Все разработанные коррекционно­развивающие программы направлены на   формирование   эмоциональной   стабильности   учащихся,   т.е.   помогают обучающимся   прожить   определенное   эмоциональное   состояние,   повышают эмоциональную   устойчивость   детей.   Естественно,   что   каждая   программа может рассматриваться только как компонент системной работы с учащимися по коррекции эмоционально­волевой и поведенческой сферы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Система работы по коррекции эмоционально-волевой и поведенческой сферы обучающихся с ОВЗ

Система работы по коррекции эмоционально-волевой и поведенческой сферы обучающихся с ОВЗ

Система работы по коррекции эмоционально-волевой и поведенческой сферы обучающихся с ОВЗ

Система работы по коррекции эмоционально-волевой и поведенческой сферы обучающихся с ОВЗ

Система работы по коррекции эмоционально-волевой и поведенческой сферы обучающихся с ОВЗ

Система работы по коррекции эмоционально-волевой и поведенческой сферы обучающихся с ОВЗ

Система работы по коррекции эмоционально-волевой и поведенческой сферы обучающихся с ОВЗ

Система работы по коррекции эмоционально-волевой и поведенческой сферы обучающихся с ОВЗ

Система работы по коррекции эмоционально-волевой и поведенческой сферы обучающихся с ОВЗ

Система работы по коррекции эмоционально-волевой и поведенческой сферы обучающихся с ОВЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.08.2018
Посмотрите также: