Система работы по коррекции эмоционально-волевой и поведенческой сферы обучающихся с ОВЗ
Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
технология +2
Взрослым
29.08.2018
В этой статье дается описание развитию личности в онтогенезе, всем аспектам личностной сферы у умственно отсталых детей. Как проявляются эмоции, от чего это зависит, принадлежности ребенка к определенной клинической группе. Что является побудителями такого поведения, какие трудности ипытывает ребенок при формировании правильного поведения. Затронуты особенности развития эмоционально-волевой и поведенческих сфер. указаны какие методы и приемы, учитывая уровень развития направлены на формирование умения адекватно принимать самого себя. Применяются различные методы и приемы: сказкотерапия, игротерапия, психогимнастика, дыхательная гимнастика, арттерапия, мимические и пантомимические этюды и др. Разработаны программы по адаптации детей к школьному обучению с 1 по 8 классы коррекционной школы. Коррекционно-развивающие программы направлены на формирование эмоциональной стабильности учащихся.Дано описание приемам и методам по адаптации детей к школьному обучению.
Эмоционально-волевая сфера.docx
«Система работы по коррекции эмоциональноволевой и поведенческой
сферы обучающихся с ОВЗ»
Подготовила :
Учитель трудового обучения
КГКОУ Школа 1 г.КомсомольскнаАмуре
Куликова Ольга Николаевна
Развитие
личности
по двум
взаимодополняющим линиям: линии социализации (присвоение общественного
опыта) и линии индивидуализации (приобретение самостоятельности,
относительной автономности).
в онтогенезе
происходит
Все аспекты личностной сферы у умственно отсталых детей
формируются замедленно и с большими отклонениями. Детям свойственно
резко выраженное отставание в развитии эмоций, недифференцированность
и нестабильность чувств, ограничение диапазона переживаний, крайний
характер проявлений радости, огорчения, веселья.
Проявление эмоций не зависит от качественного своеобразия структуры
дефекта, т. е. от принадлежности ребенка к определенной клинической
группе. Развитие эмоций умственно отсталых детей в значительной мере
определяется правильной организацией всей их жизни и наличием
специального педагогического воздействия, осуществляемого педагогами.
Благоприятные условия способствуют сглаживанию импульсивных
проявлений гнева, обиды, радости, вырабатыванию правильного бытового
поведения, закреплению необходимых для жизни в семье или в учебном
учреждении навыков и привычек, а также позволяют детям сделать первые
шаги в направлении контроля за своими эмоциональными проявлениями.
Волевая сфера умственно отсталых детей находится на самых начальных
этапах формирования.
Побудителями поведения ребенка и одним из значимых критериев
социальной активности личности являются его интересы. Мотивационно
потребностная сфера умственно отсталых детей находится на начальной
стадии становления. Их интересы тесно связаны с занимательностью
выполняемой деятельности, мало интенсивны, неглубоки, односторонни,
ситуативны,
вызываются
преимущественно физиологическими потребностями. Дети руководствуются,
недифференцированны
и неустойчивы, как правило, ближайшими мотивами. Многие исследователи отмечают как
характерную черту умственно отсталого ребенка отсутствие у него интереса
к познанию.
Особые трудности вызывает формирование у ребенка правильного
поведения. Присущая ему интеллектуальная недостаточность и скудный
жизненный опыт затрудняют понимание и адекватное оценивание ситуаций,
в которых он оказывается. Инертность нервных процессов способствует
стереотипности реакций, которые часто не соответствуют создавшейся
обстановке. Некоторые дети в незнакомой обстановке бегают, кричат, берут
без спроса все, что попадается им на глаза, кривляются. Другие, напротив,
молчат, испуганно смотрят по сторонам, не вступают в контакт со взрослым.
В связи с этим они кажутся более отсталыми, чем это есть на самом деле.
К числу основных компонентов личности принято относить самооценку
(СО) и уровень притязаний (УП).
Экспериментальное изучение самооценки у умственно отсталых детей
в целом подчеркивает ее неадекватность в сторону завышения. Можно
говорить о меньшей зависимости умственно отсталых детей от оценочной
ситуации, чем это наблюдается у их нормально развивающихся сверстников.
Однако наблюдаемая тенденция не должна исключать дифференцированного
подхода к использованию оценки при обучении детей данной категории, так
как у некоторых из них обнаруживается пониженная и очень хрупкая
самооценка, полностью зависящая от внешней оценки.
Все эти особенности развития эмоциональноволевой и поведенческой
сферы учащихся с ограниченными возможностями здоровья говорят о том,
что необходима постоянная глубоко продуманная система работы по
коррекции данных сфер личности детей с ОВЗ.
Система работы по коррекции эмоциональноволевой и поведенческих
сфер организуется с учетом диагностических данных – уровня
психологической комфортности обучения, школьной тревожности и страхов,
самооценки и уровня притязаний, межличностных отношений в семье и
эмоциональное благополучие ребенка в семье. Каждому возрасту подбирались
методы и приемы, в соответствии с уровнем развития, направленные на:
формирование умения адекватно принимать самого себя и других;
формирование умения осознавать свои чувства, причины поведения,
последствия поступков, т.е. формирование личностной рефлексии;
формирование умения находить в трудных ситуациях силы внутри себя,
принимать ответственность за собственную жизнь, умения делать выбор; обучению приемам релаксации,
коррекцию проблем в эмоциональноволевой сфере, адекватное ролевое
развитие, а также формирование произвольной регуляции поведения..
Для реализации данных задач применяются следующие методы и приемы:
1. Сказкотерапия. Сказка может в увлекательной форме и доступными
словами показать окружающую жизнь, людей, поступки, в самое короткое
время показать к чему приводит тот или иной поступок. Обязательным
условием для детей с ОВЗ является использование наглядной опоры.
Сказкотерапию можно использовать как для младшего школьного возраста
так и для старшего.
2. Игротерапия – используется как средство самовыражения, достижения
эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
3. Дыхательная гимнастика – способствует смягчению эмоционального
дискомфорта,
развитию навыков
саморегуляции и самоконтроля поведения.
4. Психогимнастика – это метод, при котором участники проявляют себя и
общаются без помощи слов. Психогимнастика предполагает выражение
переживаний, эмоциональных состояний, эмоциональных проблем с помощью
движений, мимики, пантомимики.
5.Релаксация – способствует расслаблению всех групп мышц, развитию
воображения, восприятия, снятие эмоционального напряжения.
6. Арттерапия в сочетании с музыкой дает очень положительных эффект при
работе с данной категорией детей. Участие ребенка с проблемами в
умственном развитии в художественной деятельности со сверстниками
развивает его социальный опыт, учит его адекватному взаимодействию и
общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений
коммуникативной сферы. Арттерапевтическая работа на моих занятиях
вызывает у детей положительные эмоции, расширяет социальный опыт детей,
учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности,
помогает регулировать эмоциональные проявления в коллективе, семье.
Общение с искусством помогает детям очиститься от наслоившихся
негативных переживаний, отрицательных проявлений. В работе использую
нетрадиционные техники рисования,
не требующих кропотливых,
однообразных движений, убивающих все желание рисовать и творить. Для
создания рисунков предлагаю использовать детям руки, пальчики, ватные
палочки, губку.
7. Мимические и пантомимические этюды и др. Подобрать методы для работы с данной категорией детей очень сложно,
поэтому многие задания приходится упрощать, переделывать, давать
инструкции на доступном языке. При рефлексии дети могут, хотя и с трудом
определить, что им понравилось и запомнилось, но вычленить то, что они при
этом чувствовали – очень проблематично.
Работа по коррекции эмоциональноволевой и поведенческой сферы
обучающихся начинается с первого класса и продолжается на протяжении
всех лет обучения.
Для учащихся первого класса разработана программа по адаптации к
школьному обучению. Адаптация к обучению связана с внутренним
напряжением, мобилизацией всех резервных возможностей ребенка, и не
всегда этот процесс проходит успешно. При проведении занятий по адаптации
у первоклассников создаётся оптимальное настроение и позитивное
психоэмоциональное состояние, формируется умения принимать и соблюдать
правила школьной жизни, взаимодействовать со сверстниками, умение
распознавать свои эмоции, овладеть и управлять ими Различные игровые
упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, этюды позволяют
глубже осознать свою роль школьника, понимать других людей, помогают
формировать коммуникативные навыки, расширять запас слов в области
эмоций, чувств. Чтобы дети осознали свои эмоциональные состояния
(радость, печаль, гнев, обиду т. д.), необходимо научить их распознавать,
называть, сравнивать и видеть эти эмоции не только в себе, но и в других
людях. Т.е. у них необходимо выработать чувство эмпатии. Этому
способствуют применяемые на занятиях арттерапевтические приемы.
Кроме того для обучающихся начальных классов разработана
программа коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных
процессов, где также особое внимание уделяется коррекции и развитию
эмоциональноволевой и поведенческой сферы учащихся. На коррекционных
занятиях во втором, третьем, четвертом классах проводится анализ
конкретных ситуаций, используются методы игрового моделирования,
ролевого обучения, имитационные игры. Уделяется внимание самовыражению
в рисунках и движениях. Используются элементы тренинга, аутогенных
тренировок.
В целях сопровождения адаптации к средней школе с пятиклассниками
проводятся коррекционные занятия, на которых используются упражнения и
игры, направленные на коррекцию эмоциональноличностной сферы, создания у каждого участника чувства принадлежности к группе, привлечения
внимания к правилам поведения, закрепление положительных эмоций.
С воспитанниками 78 классов проводятся занятия по коррекции сферы
общения. На занятиях обучающиеся получают навыки взаимодействия,
позитивного общения, опыт рефлексии, самоанализа своего поведения и
эмоций своих и собеседника, формируют навыки культурного поведения.
Для детей группы риска организуются занятия с элементами тренинга,
сказкотерапии по коррекции агрессивности, профилактики девиантного
поведения. Занятия способствуют освобождению от внутреннего напряжения,
снятию раздражительности и возбудимости.
Эмоциональноволевая сфера наших воспитанников чрезвычайно сложна
и несовершенна. В связи с этим возникают различные проблемы в их жизни:
отношение с друзьями, с родителями, ощущение чувства одиночества,
неполноценности, страха, тревоги и др. С целью коррекции этих проблем
проводятся индивидуальные консультации. Консультации помогают развитию
навыков самоконтроля, адекватной самооценки, саморегуляции, повышали
стрессоустойчивость воспитанников.
Кроме того разработан цикл
коррекционных
занятий по духовнонравственному воспитанию
старшеклассников.
В работе по коррекции проблем эмоциональноволевой
сферы невозможен быстрый показательный эффект. Однако по результатам
анализа диагностических данных можно сделать вывод о том, что правильно
определен круг значимых проблем у учащихся, адекватно подобраны методы
психологического сопровождения, в соответствии с возрастными и
индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно
психического здоровья обучающихся.
Все разработанные коррекционноразвивающие программы направлены
на формирование эмоциональной стабильности учащихся, т.е. помогают
обучающимся прожить определенное эмоциональное состояние, повышают
эмоциональную устойчивость детей. Естественно, что каждая программа
может рассматриваться только как компонент системной работы с учащимися
по коррекции эмоциональноволевой и поведенческой сферы обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья.
Система работы по коррекции эмоционально-волевой и поведенческой сферы обучающихся с ОВЗ
Система работы по коррекции эмоционально-волевой и поведенческой сферы обучающихся с ОВЗ
Система работы по коррекции эмоционально-волевой и поведенческой сферы обучающихся с ОВЗ
Система работы по коррекции эмоционально-волевой и поведенческой сферы обучающихся с ОВЗ
Система работы по коррекции эмоционально-волевой и поведенческой сферы обучающихся с ОВЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.