Система работы по подготовке к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ в МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»
Оценка 4.7
Документация
docx
администрации
11 кл
19.01.2017
В документе приводится выступление заместителя директора на заседании городского методического объединения заместителей руководителей образовательных организаций. В школе были достигнуты самые высокие показатели государственной итоговой аттестации, поэтому система подготовки была рекомендована отделом образования к рассмотрению на горМО. Материал полезен заместителям директоров по УВР.
гор МО о системе подготовки к ЕГЭ.docx
Система работы по подготовке к государственной итоговой аттестации
в форме ЕГЭ в МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»
Выступление заместителя директора
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»
Мехонцевой М. Г. на городском
МО зам. директоров ОУ (октябрь 2015 г.)
Целью ЕГЭ является не только совмещение итоговой аттестации выпускников школ с
вступительными экзаменами в вуз, но и оценка качества образования для принятия
оптимальных управленческих решений.
Важнейшей задачей управления процедурой ЕГЭ является компетентное
информационное сопровождение его на всех этапах и уровнях подготовки и проведения
экзамена. Немаловажное значение для развития и внедрения в педагогическую практику
независимых форм и методов оценки уровня и качества учебных достижений обучающихся
имеет психологическая комфортность основных субъектов образовательного процесса
(учащихся, педагогов), личностные установки на достижение результата, их ценностно–
мотивационное отношение к единому государственному экзамену. Результаты
социологического исследования отношения различных субъектов образования к ЕГЭ могут
быть использованы для выявления причин низких результатов, выработки основных
направлений управления качеством образования.
Задачи для подготовки участников образовательного процесса к ГИА и ЕГЭ:
отбор наиболее эффективных критериев оценивания учащихся в соответствии с
форматом ГИА и ЕГЭ;
систематизация, накопление и анализ контрольноизмерительных материалов по
предметам;
дополнение и корректировка тематического планирования по предметам с учетом
содержания контрольноизмерительных материалов и развития универсальных
мыслительных операций;
разработка системы психологической подготовки учителей, учащихся и их родителей
(законных представителей) к сдаче ГИА и ЕГЭ и к обучению в профильной школе.
Формы работы по подготовке к итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ
Основные формы работы администрации школы по подготовке к итоговой
аттестации в форме ГИА и ЕГЭ:
Проведение тематических педагогических советов.
Проведение тематических родительских собраний.
Организация проведения индивидуальных консультаций для учащихся.
Подготовка графика консультаций с учащимися по предметам.
Организация работы методических объединений школы по подготовке учителей к ГИА и
ЕГЭ.
Организация деятельности психологической службы школы по поддержке процесса
подготовки к ГИА и ЕГЭ.
Направление учителейпредметников на курсы по подготовке к итоговой аттестации в
форме ГИА и ЕГЭ
Учителя:
Изучение и анализ КИМов итоговой аттестации в форме ГИА И ЕГЭ. Подбор материалов по подготовке учащихся к итоговой аттестации.
Проведение консультаций по предмету.
Обучение учащихся 11х классов заполнению бланков ответов ЕГЭ.
Обучение на курсах по подготовке и проведению итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Работа с интернетресурсами по подготовке к итоговой аттестации.
Формирование программы по подготовке к итоговой аттестации выпускников.
Подготовка опорных конспектов по основным вопросам курса и видам учебных умений.
Психологическая служба школы
Изучение профессиональной направленности учащихся 1011х классов, консультации
по выбору ГИА и ЕГЭ.
Выявление закономерностей, связанных с выбором предметов для прохождения
итоговой аттестации.
Психологическая диагностика учащихся 1011х классов.
Индивидуальные консультации учащихся, их родителей (законных представителей),
учителейпредметников.
Проведение аутотренингов для учащихся перед итоговой аттестацией
Классные руководители 9,11х классов
Подготовка документов для формирования региональной базы данных выпускников.
Ознакомление учащихся, их родителей (законных представителей) с нормативными
документами по организации итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Мониторинг выбора учащимися 9,11х классов предметов итоговой аттестации.
Контроль посещаемости учащимися консультаций по подготовке к итоговой аттестации.
Проведение индивидуальных консультаций с учащимися и их родителями (законными
представителями).
Взаимодействие с психологической службой школы.
Планирование работы МО по подготовке к ГИА
I. Представляется целесообразным вынести на заседания методического
объединения рассмотрение следующих вопросов:
Цели и задачи новых подходов к государственной итоговой аттестации выпускников
образовательных учреждений.
Содержание деятельности членов МО по подготовке к ГИА.
Анализ структуры и содержания КИМов по предмету.
Система оценивания результатов ГИА по предмету.
Современное учебное занятие в контексте новых требований государственной итоговой
аттестации.
Структура предметного знания как основа подготовки к ГИА.
Деятельный подход к освоению обучающимися содержания образования по предмету.
Маршрутный лист ГИА. Технология процедуры проведения ГИА (организационно
деятельностная игра).
Проблемноориентированный анализ результатов работы МО по подготовке и
проведению ГИА.
Прогностическая направленность мониторинга качества знаний по предмету.
Анализ итогов ГИА по предмету и задачи МО по совершенствованию качества
образовательного процесса. Обсуждение подобных вопросов позволит осуществить своеобразное методическое
погружение педагогов в проблему; организовать изучение педагогических, теоретических и
практических аспектов проблемы ГИА; раскрыть педагогическую целесообразность
проведения ГИА, его гуманистическую направленность по отношению к обучающемуся. В
ходе обсуждении проблемы ГИА важно организовать обмен мнениями педагогов по
наиболее сложным вопросам, возникающим в ходе подготовки и проведении процедуры
ГИА, которые имеют непосредственное отношение к содержанию деятельности каждого
учителя, т.е. осуществить своего рода проблематизацию его деятельности на разных
этапах проведения ГИА. Всесторонний анализ собственного опыта педагогической
деятельности в контексте требований ГИА, анализа за предыдущий год, опыта проведения
ГИА в других районах, результатов выполнения КИМов за предыдущий год, оценка
учебных и личностных достижений обучающихся по предмету, степени их готовности
соответствовать критериям ГИА помогут методическому объединению сформулировать
приоритеты в методической работе с учителями.
II.
В области совершенствования качества образовательного процесса:
Повышение качества выполнения требований Государственного образовательного
стандарта по предмету.
Анализ типичных ошибок, допущенных выпускниками в ходе экзамена по предмету.
Осуществление корректировки учебнотематического планирования в соответствии с
результатами ГИА по предмету.
Разработка систем мер по профилактике типичных учебных затруднений обучающихся
по темам учебных дисциплин, выносимых на ГИА.
Выполнение государственных требований к нормам оценки знаний, умений и навыков,
обучающихся по предмету.
Формирование у обучающихся личностных смыслов самостоятельной подготовки к
ГИА.
Совершенствование учебных занятий в соответствии с требованиями государственной
итоговой аттестации.
Повышения эффективности работы с базовыми понятиями учебного курса.
Развитие системного (многомерного) мышления средствами образовательной области.
Развитие логического мышления на учебных занятиях по предмету.
Развитие у обучающихся коммуникативных умений и навыков создания собственного
речевого высказывания.
Развитие навыков осмысленного чтения учебного текста, способности проводить его
смысловой, речеведческий, языковой анализ.
Развитие у обучающихся умений и навыков самоорганизации учебной деятельности.
Усилие роли рефлексивнооценочного компонента в обучении на этапе подготовки к
ГИА.
Подготовка учащихся к рациональному использованию времени на экзамене.
Формирование у обучающихся эмоциональноценностного отношения к предметным
знаниям.
Обеспечение психологопедагогической поддержки выпускников в ходе подготовки к
ГИА.
Сохранение физического, психического, нравственного здоровья ребенка в ходе
подготовки и проведения ГИА, эгопсихологическая направленность процесса обучения.
Обеспечение эмоциональнопсихологического благополучия школьников на этапе
подготовки и проведения ГИА. Организация взаимодействия учителей предметников с классными руководителями,
специалистами функциональных служб, родителями выпускников в ходе подготовки к
ГИА.
III. Проведение целевых открытых учебных занятий по заявленным
проблемам:
Модернизация структуры учебного занятия в логике требований ГИА.
Формирование общеучебных умений и навыков на учебном занятии.
Использование внутрипредметных и межпредметных связей в целях систематизации
учебного материала.
Развитие логического мышления на учебном занятии.
Формирование навыков монологического высказывания (устного и письменного).
Использование структурнологических схем в процессе изучения учебного материала по
предмету.
Технология организации самостоятельной работы обучающихся с содержанием текста
учебника.
Использование тестовой формы контроля знаний, умений и навыков по предмету.
IV. Изучение передового педагогического опыта:
Организация обмена опытом по подготовке учащихся к ГИА внутри методического
объединения; в рамках образовательного учреждения в целом.
Изучение опыта работы методических объединений других школ по подготовке к
экзамену.
Основные направления обновления содержания педагогической деятельности в
условиях введения новых форм государственной итоговой аттестации обучающихся.
Создание эффективной системы профилактики неуспеваемости обучающихся по
предмету.
V.
Инспекционноконтрольная деятельность
за
качеством
образовательного процесса:
Повышение объективности системы измерения качества общеобразовательной
подготовки обучающихся по предмету.
Соблюдение критериев оценивания учебных и личностных достижений обучающихся по
предмету.
Качество усвоения теоретической части программы.
Выполнение практической части программы.
Качество практической подготовки учащихся по предмету (например, практические
орфографические и пунктуационные навыки).
Проведение проверочных, контрольных работ, контрольных срезов знаний по предмету.
Уровень сформированности общеучебных умений и навыков.
Динамика объема учебной нагрузки обучающихся по предмету на учебном занятии и
дома.
Технология проведения зачетов и других форм контроля знаний обучающихся, их
эффективность.
Качество подготовки учащихся к новой форме итоговой аттестации. VI. Создание учебнометодического сопровождения образовательного
процесса:
Разработка контрольноизмерительных материалов различных видов для осуществления
промежуточного итогового контроля за качеством знаний.
Разработка пакетов дидактических материалов, направленных на развитие системного,
логического мышления на учебном занятии по предмету.
Создание системы средств, обеспечивающих развитие общеучебных умений и навыков.
Разработка системы заданий для самостоятельной работы по предмету.
Разработка творческих (исследовательских) заданий, проектов по предмету.
Разработка пакета разноуровневых заданий по наиболее сложным темам курса.
Разработка моделей организационнодеятельностных игр для подготовки обучающихся
к ГИА.
Разработка проблематики тематических консультаций для учащихся при подготовке к
ГИА.
VII.
Представление учителям педагогические нововведения,
новые
педагогические технологии:
Проектирование структуры и содержания контрольноизмерительных материалов по
предмету.
Современные методики диагностики учебных и личностных достижений школьников.
Использование заданий в тестовой форме в ходе различных видов контроля качества
подготовки выпускников.
Основы дидактической тестологии.
Характеристика особенностей выполнения заданий базового (повышенного, высокого)
уровня при проведении ГИА.
Использование разнообразных педагогических техник для решения задач подготовки
обучающихся к ГИА.
Технология построения «дерева» темы, учебного курса (базовые понятия, стержневые
идеи курса).
Использование технологических карт при проектировании содержания учебного занятия
в логике требований ГИА.
VIII. Тематическое консультирование членов методического объединения:
Совершенствование учебнотематического планирования по предмету с учетом
результатов ГИА.
Критерии оценивания учебных и личностных достижений обучающихся.
Технология подготовки и проведения групповых и индивидуальных консультаций для
учащихся в период подготовки к ГИА.
Разработка технологической карты учебного занятия с учетом требований ГИА.
Роль самостоятельной работы обучающегося по предмету в структуре форм
организации познавательной деятельности.
Система работы учителя по формированию у учащихся общеучебных и специальных
умений и навыков.
Способы актуализации субъектного опыта обучающихся в процессе изучения учебной
дисциплины.
Уровни обобщения и систематизации знаний.
Психологопедагогические механизмы развития (поддержания) внимания учащихся в
процессе обучения.
Психологические основы саморегуляции эмоционального состояния ребенка в процессе подготовки и проведения ГИА.
Профилактика экзаменационного стресса в ходе подготовки и проведения ГИА.
Роль учителяпредметника в подготовке и проведении психологопедагогического
консилиума.
Профилактика психологической усталости обучающихся (учителя) на этапе подготовки
к ГИА.
Психологопедагогические условия обеспечения устойчивости эмоционального
состояния участников ГИА.
Педагогическая помощь ребенку в объективизации самооценки своих учебных и
личностных достижений.
Что еще конкретно может помочь подготовить ученика к ЕГЭ? Проведение
диагностических работ по предметам, выбранным для сдачи ЕГЭ. Мы в школе проводим
много таких диагностических работ. Заключив договор с Московским институтом
открытого образования (система Статград), мы провели в этом учебном году стартовые
работы по математике в 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 классах, диагностики по русскому языку,
математике (базовый уровень и профильный уровень), химии, биологии, физике,
английскому языку, информатике, истории, обществознанию в ноябредекабре и в феврале.
Кроме того, обязательные входные, полугодовые контрольные работы по всем предметам.
Продолжая сотрудничество со Статградом, мы проведем в марте, апреле снова
диагностические работы по всем предметам в 9х и 11х классах, выбранных для итоговой
аттестации. Мы также принимаем участие во всех промежуточных контролях по
математике, русскому языку, истории, обществознанию, физике, которые проводятся в
области и городе. Таким образом, ученики 9х классов пишут диагностические работы
ежемесячно, а ученики 11х классов даже чаще.
Система анализа диагностических работ позволяет выявить у каждого ученика его
конкретные затруднения, качество изучения определенной темы, внести коррективы в
изучение и повторение, а также определить тематику для проведения консультаций по
предметам.
Таким образом, система психологопедагогической поддержки учащихся – это
комплексный и системный подход к решению проблем, возникающих при переходе на
новые формы проверки учебных достижений школьников: это интеграция усилий
классного руководителя, педагогов, психологов, социального педагога, администрации
школы, медицинских работников, родителей, самих учащихся, направленных на
обеспечение успешной адаптации в новых условиях проведения экзамена; это система
личностноориентированного обучения;
это регулярность и организованность,
продуманность и четкая организация действий всех элементов системы; это и
здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения.
Система работы по подготовке к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ в МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»
Система работы по подготовке к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ в МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»
Система работы по подготовке к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ в МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»
Система работы по подготовке к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ в МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»
Система работы по подготовке к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ в МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»
Система работы по подготовке к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ в МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.