Аутист – это человек сам в себе. Он живёт своим миром. Основными проявлениями синдрома являются выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контакте с окружающими, эмоциональная холодность или безразличие к близким, страх новизны, любой перемены в окружающей обстановке.
Я работаю с ребенком с расстройствами аутистического спектра с легкой умственной отсталостью.
В 2016-2017 учебном году в числе 7 первоклассников 6 детей обучались по общеобразовательной программе ФГОС НОО и один ребёнок - инвалид Иван А. по АООП НОО для детей с РАС (вариант 8.3) по заключению ПМПК. Чтобы изучить специфику работы с детьми – инвалидами и детьми ОВЗ, мною было изучено много литературы на эту тему. Но ничего не поможет, пока ты сам не соприкоснёшься с этими детьми, не изучишь их.
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ
РЕБЕНКА ИНВАЛИДА
С РАС В РАМКАХ ФГОС ОВОЗ
Мартыненко Марина Владимировна,
МБОУ Снежногорская СОШ,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Аутист – это человек сам в себе. Он живёт своим миром. Основными
проявлениями синдрома являются выраженная недостаточность или полное
отсутствие потребности в контакте с окружающими, эмоциональная
холодность или безразличие к близким, страх новизны, любой перемены в
окружающей обстановке.
Поддержание работоспособности и интереса учащихся с ОВЗ к учебной
деятельности является одной из ключевых проблем для педагогов в
современной общеобразовательной
школе. Специальный федеральный
государственный стандарт как составная часть ФГОС преследует основную
цель – гарантировать каждому ребенку с ОВЗ реализацию права на
образование, соответствующую его потребностям и возможностям.
Я работаю с ребенком с расстройствами аутистического спектра с легкой
умственной отсталостью.
В 20162017 учебном году в числе 7 первоклассников 6 детей обучались по
общеобразовательной программе ФГОС НОО и один ребёнок инвалид Иван
А. по АООП НОО для детей с РАС (вариант 8.3) по заключению ПМПК.
Чтобы изучить специфику работы с детьми – инвалидами и детьми ОВЗ, мною
было изучено много литературы на эту тему. Но ничего не поможет, пока ты
сам не соприкоснёшься с этими детьми, не изучишь их. Я прошла
дистанционные модульные курсы по теме: «Инклюзивное образование:
история и современность»,«Основные педагогические технологии
инклюзивного
урока:
дидактический и методический аспекты», «Специальные образовательные
условия инклюзивной школы»,«Адаптированная образовательная программа
как условие получения образования ребёнком с ОВЗ»,«Педагог инклюзивной
школы: новый тип профессионализма». В октябре 2016 года на базе нашей
образования»,«Развивающие
возможностишколы проводился муниципальный семинар по теме: «Организация обучения
и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях
введения ФГОС с обучающимися с ОВЗ в Зейском районе» и педагогический
совет по теме «Формы, методы и способы обучения обучающихся с РАС», где
рассматривались вопросы психологических особенностей детей с РАС,
формы, методы и способы обучения детей с расстройством аутистического
спектра и критерии оценивания ребенка с РАС по ФГОС НОО ОВЗ.
Основными задачами в работе с обучающимися с расстройствами
аутистического спектра, я считаю формирование коммуникативных навыков
способствующих социализации ребенка.
До поступления в 1 класс ребенок посещал детский сад г. Зея и четыре
месяца ГДО МБОУ Снежногорской СОШ. В первый класс ребенок пришел в
возрасте семи лет. Придя в первый класс, Ваня не подпускал никого близко к
себе, относился к этому раздраженно. Он не сидел за партой на уроках,
прыгал по классу, смеялся, кричал. Поэтому ребенок находился в
сопровождении тьютора.
Мною был разработан индивидуальный маршрут по сопровождению
ребёнка инвалида на весь учебный год и создана атмосфера спокойствия,
доверия и доброжелательности. К этому ребенку нужен был свой особый
подход, поэтому старалась наладить тактильный контакт, похвалить его,
погладить по голове. Основная трудность общения с Иваном А., что ребёнок
практически не говорит.
К концу первой четверти Ваня спокойно реагировал на мои просьбы,
воспринимал меня как учителя: в класс входил вместе со всеми детьми, играл
с ними на переменах, мог целый день находиться без сопровождения тьютора.
При организации учебного процесса следует исходить из возможностей
ребенка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть
доступным. Основными принципами и правилами работы для детей с ОВЗ
должны стать: индивидуальный подход к ученику; предотвращение
наступления переутомления, использую для этого разнообразные средства
(чередование умственной и практической деятельности, преподнесение
материалами небольшими дозами, использование интересных и красочных
средств наглядности, включение в урок игры); проявление педагогического
такта.
При подготовки к урокам использую технологию индивидуального обучения,
игровые технологии, подбираю игровой материал, внедряю в учебный процесс
Мантессори – материал, много наглядного материала, особенно на начальномэтапе. Наглядные средства – схемы, четкие плакаты, инструкции позволяют
ребенку с РАС лучше адаптироваться в окружающем пространстве, лучше
ориентироваться как в помещении, так и в процессе учебной деятельности.
Применяю различные методы и формы работы: такие как Мультисенсорный
подход т.е. стараюсь задействовать все их органы чувств. Есть такая фраза:
«Услышал, увидел, сделал!» Вместо того, чтобы просто рассказывать ребенку
о том или ином предмете, нужно включить и другие способы восприятия.
Если речь идет о фруктах, показываю ему фрукты, даю их подержать,
понюхать, поиграть ими и попробовать. Если нет свежего, то даю муляж.
Реальный предмет воспринимается гораздо легче, чем картинка в книжке.
Многие дети лучше воспринимают зрительные образы, чем слова. Поэтому
недостаточно просто показать или рассказать ребенку, что вы делаете, он
должен сам попробовать выполнить то же действие (использую метод «рука в
руке» — беру руки ребенка в свои и помогаю ему).
Главная трудность обучения детей с РАС в том, что ребенок смотрит, а не
видит, слышит, но не слушает. Чтобы заставить ребенка видеть, слушать, надо
сделать для него обучение привлекательным. ИГРА – важнейший аспект
урока в классе, где обучаются дети аутисты. Использование игры позволяет
снять ряд трудностей, вести изучение и закрепление материала на уровне
эмоционального осознания, что способствует появлению у ребенка
познавательного интереса к учебе (например: приветствие любимой игрушки,
помоги кукле Кате собрать цифры, дописать букву, и др.).
С Ваней я работаю уже третий год и мы добились больших успехов.
По математике: называет, показывает, пишет самостоятельно цифры от 0 до 9,
соотносит количество предметов с нужной цифрой, называет соседей числа, с
помощью учителя решает примеры в пределах 10, строит отрезки и
геометрические фигуры с помощью линейки.
По чтению: называет и показывает изученные буквы, печатает их, с помощью
учителя читает (повторяет слоги, слова, предложения)
По письму: соотносит печатную и письменную буквы, свободно списывает с
печатного текста письменными буквами, с письменного текста – печатными.
Сейчас отрабатываем навык письма под диктовку.
Вся сложность обучения в том, что ребенок не говорит и у него нет
потребности в общении.
У Ивана А. развиты творческие способности, поэтому ребенок успешен по
предметам технология и ИЗО. Так как ребёнок любит рисовать и у него это
хорошо получается, эти способности учитываю на уроках математики,творческом
речевой практики, русского языка и других предметах. За период обучения в
школе ребёнок научился: находится в учебном кабинете без сопровождения
тьютора, воспринимать меня как учителя адекватно, работать за учебной
партой, слышать мои просьбы и выполнять их, выполнять задания в
сопровождении тьютора или учителя. Вовлекаю Ивана А. к участию в
творческих конкурсах различных уровней. Результатом данной работы стало:
участие в школьном конкурсе рисунков «Моя мама лучше всех», заочном
Всероссийском
конкурсе детских рисунков и поделок
«Новогодняя игрушка», муниципальном этапе областного конкурса «В
равновесии с природой».
Надо отметить, что вся работа имела бы более успешный результат, если была
бы укомплектована команда не только учителями, но и специалистами.
Дети с РАС очень тонко на интуитивном уровне чувствуют отношение к
себе и подпустив педагога к себе становятся в определенной степени
зависимы от него. Своей чуткой терпеливой работой большой взнос в
воспитательный и образовательный процесс вносит учитель, который
находится с ребенком с самого утра и до завершения учебного дня.
Таким образом, в основе работы должна лежать любовь к детям,
взаимопонимание, сотрудничество, важно понимать и уважать их внутренний
мир.
Ш. А. Амонашвили, великий педагог и психолог нашего времени,
говорил: «Ребёнок становится счастливым, как только ощущает к себе
искреннюю и бескорыстную любовь». Успех в любых начинаниях может
создать именно учитель, который сам переживает радость успеха.
Список использованной литературы:
.
1.
Обучение детей с расстройствами аутистического спектра
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для педагогов и специалистов
сопровождения основной школы Авторский коллектив: Н.Я. Семаго, Т.Ю.
Хотылева,
Михаленкова
2. Никольская О.C., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути
помощи.
1997.
3. Никольская О.С. Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология. —
1995.
Гончаренко,
Теревинф,
М.С.
Т.А.
М.:
4. Ульянова Р.К. Проблемы коррекционной работы с аутичными детьми //
газета "Педагогический поиск" , № 9, 1999 г.