СИСТЕМА РАБОТЫ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ РЕБЕНКА- ИНВАЛИДА С РАС В РАМКАХ ФГОС ОВОЗ

  • Документация
  • docx
  • 12.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Аутист – это человек сам в себе. Он живёт своим миром. Основными проявлениями синдрома являются выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контакте с окружающими, эмоциональная холодность или безразличие к близким, страх новизны, любой перемены в окружающей обстановке. Я работаю с ребенком с расстройствами аутистического спектра с легкой умственной отсталостью. В 2016-2017 учебном году в числе 7 первоклассников 6 детей обучались по общеобразовательной программе ФГОС НОО и один ребёнок - инвалид Иван А. по АООП НОО для детей с РАС (вариант 8.3) по заключению ПМПК. Чтобы изучить специфику работы с детьми – инвалидами и детьми ОВЗ, мною было изучено много литературы на эту тему. Но ничего не поможет, пока ты сам не соприкоснёшься с этими детьми, не изучишь их.
Иконка файла материала система работы с ребенком рас.docx
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ    РЕБЕНКА­ ИНВАЛИДА  С РАС В РАМКАХ ФГОС ОВОЗ  Мартыненко Марина Владимировна, МБОУ Снежногорская СОШ,  учитель начальных классов  высшей квалификационной категории            Аутист – это человек сам в себе. Он живёт своим миром. Основными проявлениями синдрома являются выраженная недостаточность или полное отсутствие   потребности   в   контакте   с   окружающими,   эмоциональная холодность   или   безразличие   к   близким,  страх   новизны,  любой   перемены   в окружающей обстановке. Поддержание   работоспособности   и   интереса   учащихся   с   ОВЗ   к   учебной деятельности   является   одной   из   ключевых   проблем   для   педагогов   в современной   общеобразовательной     школе.   Специальный   федеральный государственный стандарт как составная часть ФГОС преследует основную цель   –   гарантировать   каждому   ребенку   с   ОВЗ   реализацию   права   на образование, соответствующую его потребностям и возможностям.  Я работаю с ребенком   с расстройствами аутистического спектра с легкой умственной отсталостью.   В 2016­2017 учебном году в числе 7 первоклассников  6 детей обучались по общеобразовательной программе ФГОС НОО и один ребёнок ­ инвалид Иван А. по АООП НОО для детей с РАС (вариант 8.3)   по заключению ПМПК. Чтобы изучить специфику работы с детьми – инвалидами и детьми ОВЗ, мною было изучено много литературы на эту тему. Но ничего не поможет, пока ты сам   не   соприкоснёшься   с   этими   детьми,   не   изучишь   их.   Я    прошла дистанционные   модульные   курсы   по   теме:   «Инклюзивное   образование: история   и   современность»,«Основные   педагогические   технологии инклюзивного урока: дидактический   и   методический   аспекты»,   «Специальные   образовательные условия инклюзивной школы»,«Адаптированная образовательная программа как условие получения образования ребёнком с ОВЗ»,«Педагог инклюзивной школы: новый тип профессионализма».      В октябре  2016 года на базе нашей образования»,«Развивающие     возможностишколы  проводился муниципальный семинар по теме: «Организация обучения и  воспитания  детей  с  ограниченными   возможностями   здоровья   в  условиях введения ФГОС с обучающимися с ОВЗ в Зейском районе» и педагогический совет по теме «Формы, методы и способы обучения обучающихся с РАС», где рассматривались       вопросы     психологических   особенностей   детей   с   РАС, формы, методы и способы обучения детей с расстройством аутистического спектра и критерии оценивания ребенка с РАС по ФГОС НОО ОВЗ. Основными   задачами   в   работе   с   обучающимися   с   расстройствами аутистического спектра,  я считаю   формирование коммуникативных навыков способствующих социализации ребенка.       До поступления в 1 класс ребенок посещал детский сад г. Зея и четыре месяца ГДО МБОУ Снежногорской СОШ. В первый класс ребенок пришел в возрасте семи лет. Придя в первый класс, Ваня не подпускал никого близко к себе,   относился   к   этому   раздраженно.   Он   не   сидел   за   партой   на   уроках, прыгал   по   классу,   смеялся,   кричал.   Поэтому   ребенок   находился   в сопровождении тьютора.         Мною   был   разработан     индивидуальный   маршрут   по   сопровождению ребёнка ­ инвалида на весь учебный год и    создана атмосфера спокойствия, доверия   и   доброжелательности.   К   этому   ребенку   нужен   был   свой   особый подход,   поэтому   старалась     наладить   тактильный   контакт,   похвалить   его, погладить по голове.  Основная трудность общения с  Иваном А., что  ребёнок практически не говорит. К   концу   первой   четверти   Ваня   спокойно   реагировал   на   мои   просьбы, воспринимал меня как учителя: в класс входил вместе со всеми детьми, играл с ними на переменах, мог целый день находиться без сопровождения тьютора.  При   организации   учебного   процесса   следует   исходить   из   возможностей ребенка   –   задание   должно   лежать   в   зоне   умеренной   трудности,   но   быть доступным. Основными принципами и правилами работы для детей с ОВЗ должны   стать:   индивидуальный   подход   к   ученику;   предотвращение наступления   переутомления,   использую   для   этого   разнообразные   средства (чередование   умственной   и   практической   деятельности,   преподнесение материалами   небольшими   дозами,   использование   интересных   и   красочных средств наглядности, включение в урок игры); проявление педагогического такта. При подготовки к урокам использую технологию индивидуального обучения, игровые технологии, подбираю игровой материал, внедряю в учебный процесс Мантессори – материал, много наглядного материала, особенно на начальномэтапе.   Наглядные средства – схемы, четкие плакаты, инструкции позволяют ребенку  с  РАС  лучше адаптироваться в окружающем пространстве, лучше ориентироваться как в помещении, так и в процессе учебной деятельности. Применяю различные методы и формы работы: такие как Мультисенсорный подход т.е. стараюсь задействовать все их органы чувств. Есть такая  фраза: «Услышал, увидел, сделал!» Вместо того, чтобы просто рассказывать ребенку о том или ином предмете, нужно включить и другие способы восприятия. Если   речь   идет   о   фруктах,   показываю  ему  фрукты,   даю   их   подержать, понюхать,  поиграть   ими   и   попробовать.  Если   нет   свежего,  то   даю   муляж. Реальный   предмет   воспринимается   гораздо   легче,   чем   картинка   в   книжке. Многие дети лучше воспринимают зрительные образы, чем слова. Поэтому недостаточно   просто   показать   или   рассказать   ребенку,  что   вы   делаете,  он должен сам попробовать выполнить то же действие (использую  метод «рука в руке» — беру руки ребенка в свои и помогаю ему).   Главная трудность обучения детей с РАС в том, что ребенок смотрит, а не видит, слышит, но не слушает. Чтобы заставить ребенка видеть, слушать, надо сделать   для   него   обучение   привлекательным.   ИГРА   –   важнейший   аспект урока в классе, где обучаются дети ­ аутисты. Использование игры позволяет снять   ряд   трудностей,  вести   изучение   и   закрепление   материала   на   уровне эмоционального   осознания,   что   способствует   появлению   у   ребенка познавательного интереса к учебе (например: приветствие любимой игрушки, помоги кукле Кате собрать цифры, дописать букву, и др.).  С Ваней я работаю уже третий год и мы добились больших успехов. По математике: называет, показывает, пишет самостоятельно цифры от 0 до 9, соотносит количество предметов с нужной цифрой, называет соседей числа, с помощью   учителя   решает   примеры   в   пределах   10,   строит   отрезки   и геометрические фигуры с помощью линейки. По чтению: называет и показывает изученные буквы, печатает их, с помощью учителя читает (повторяет слоги, слова, предложения) По письму: соотносит печатную и письменную буквы, свободно списывает с печатного текста письменными буквами, с письменного текста – печатными. Сейчас отрабатываем навык письма под диктовку. Вся   сложность   обучения   в   том,   что   ребенок   не   говорит   и   у   него   нет потребности в общении. У  Ивана А.   развиты творческие способности, поэтому ребенок успешен по предметам технология и  ИЗО. Так как ребёнок любит  рисовать и у него это хорошо   получается,   эти   способности   учитываю   на   уроках   математики,творческом   речевой практики, русского языка и других предметах. За  период обучения в школе  ребёнок научился: находится в учебном кабинете без сопровождения тьютора,   воспринимать   меня   как   учителя   адекватно,   работать   за   учебной партой,   слышать   мои   просьбы   и   выполнять   их,   выполнять   задания   в сопровождении   тьютора   или   учителя.   Вовлекаю   Ивана   А.   к   участию   в творческих конкурсах различных уровней. Результатом данной работы стало: участие в школьном   конкурсе  рисунков «Моя мама лучше всех»,   заочном Всероссийском     конкурсе   детских   рисунков   и   поделок «Новогодняя   игрушка»,     муниципальном   этапе   областного   конкурса   «В равновесии с природой».  Надо отметить, что вся работа имела бы более успешный результат, если была бы укомплектована команда не только учителями, но и специалистами.        Дети с РАС очень тонко на интуитивном уровне чувствуют отношение к себе   и   подпустив   педагога   к   себе   становятся   в   определенной   степени зависимы   от   него.   Своей   чуткой   терпеливой   работой   большой   взнос   в воспитательный   и   образовательный   процесс   вносит   учитель,   который находится с ребенком с самого утра и до завершения учебного дня.             Таким   образом,   в   основе   работы   должна   лежать   любовь   к   детям, взаимопонимание, сотрудничество, важно понимать и уважать их внутренний мир.  Ш.   А.   Амонашвили,   великий   педагог   и   психолог   нашего   времени, говорил: «Ребёнок   становится   счастливым,   как   только   ощущает   к   себе искреннюю   и   бескорыстную   любовь».   Успех   в   любых   начинаниях   может создать именно учитель, который сам переживает радость успеха. Список использованной литературы: . 1.   Обучение   детей   с   расстройствами   аутистического   спектра МЕТОДИЧЕСКИЕ   РЕКОМЕНДАЦИИ   для   педагогов   и   специалистов сопровождения   основной   школы   Авторский   коллектив:   Н.Я.   Семаго,   Т.Ю. Хотылева,   Михаленкова  2. Никольская О.C., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. 1997.  3. Никольская О.С. Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология. — 1995.  Гончаренко, Теревинф,   М.С.   Т.А. М.:           ­4. Ульянова  Р.К. Проблемы  коррекционной   работы с  аутичными   детьми // газета "Педагогический поиск" , № 9, 1999 г.