Система работы с детьми с ОВЗ

  • Семинары
  • docx
  • 28.10.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Работа с детьми с ДЦП, безусловно, является актуальной. Как построить процесс коррекционной помощи так, чтобы достичь реальных, актуальных для ребенка результатов, именно ответ на этот вопрос волнует как родителей, так и специалистов. В связи с тем, что при детском церебральном параличе структура дефекта разнообразна (в случае сочетанных нарушений развития), процесс психолого-педагогического сопровождения затруднен. При работе с детьми которые имеют заключение ДЦП необходимо учитывать большое количество факторов (физическое развитие, психическое развитие и многое др.).Работа с детьми с ДЦП, безусловно, является актуальной. Как построить процесс коррекционной помощи так, чтобы достичь реальных, актуальных для ребенка результатов, именно ответ на этот вопрос волнует как родителей, так и специалистов. В связи с тем, что при детском церебральном параличе структура дефекта разнообразна (в случае сочетанных нарушений развития), процесс психолого-педагогического сопровождения затруднен. При работе с детьми которые имеют заключение ДЦП необходимо учитывать большое количество факторов (физическое развитие, психическое развитие и многое др.).
Иконка файла материала Система работы с детьми ОВЗ.docx
Система логопедической работы с детьми с  ОВЗ     Работа   с   детьми   с   ДЦП,   безусловно,   является   актуальной.   Как   построить   процесс коррекционной помощи так, чтобы достичь реальных, актуальных для ребенка результатов, именно ответ на этот вопрос волнует как родителей, так и специалистов. В связи с тем, что при детском церебральном параличе структура дефекта разнообразна (в случае сочетанных нарушений   развития),   процесс   психолого­педагогического   сопровождения   затруднен.   При работе с детьми которые имеют заключение ДЦП необходимо учитывать большое количество факторов   (физическое   развитие,   психическое   развитие   и   многое   др.).   Система логопедической  работы в  первую  очередь  начинается  с  выявления  особенностей  речевого развития   воспитанника   и   включает   в   себя   работу   над   мышечным   тонусом,   дыхательной системой и моторной сферой в целом…     Детский церебральный паралич, первичные и вторичные нарушения, нарушение зрения и слуха,   мышечный   тонус,   система   логопедической   работы,   сочетанные   нарушения,   артикуляционная   гимнастика, логопедический   массаж, просодическая   сторона   речи,   мелкая   моторика,   кинетический   песок,   СуДжок   терапия,   дыхательная   гимнастика, логоритмические упражнения Термин   детский   церебральный   паралич,   объединяет   группу   хронических   не прогрессирующих симптомокомплексов двигательных нарушений, вторичных по отношению к поражениям   или   аномалиям   головного   мозга,   возникающим   в   перинатальном   периоде. Примерно у 30—50 % людей с ДЦП наблюдается нарушение интеллекта. Повреждение мозга может   повлиять  также   на   освоение   родного   языка   и   речи.   Причина   любых   церебральных параличей —   патология   в коре,   подкорковых   областях,   в   капсулах   или стволе   головного мозга.  Количество   воспитанников   имеющих   заключение   детский   церебральный   паралич (ДЦП) неумолимо растет. Статистически двое новорожденных из тысячи имеют заболевание­ детский церебральный паралич.  На данный момент практически в каждом образовательном учреждении   обучаются   дети   с   ДЦП.   Несмотря   на   то,   что   большое   количество   детей   с церебральным параличом  в дальнейшем социализируются, процесс адаптации затруднен, т. к. имеются   много   сочетанных   нарушений   развития   (нарушение   зрения,   слуха,   речи   и интеллектуальные   нарушения).     Перед   нами   стоит  важная   задача   не  только   адаптировать окружающий мир для ребенка с ДЦП, но и помочь ему как можно лучше адаптироваться к окружающему его миру.Первично у детей с ДЦП поврежден  мозг, его центральная нервная система (ЦНС), в последствие мы наблюдаем нарушения моторной сферы (общая, мелкая и артикуляционная моторика). У детей с ДЦП часто нарушены процессы жевания и глотания, поэтому процесс логопедической работы с данной категорией воспитанников начинается с формирования этих важнейших   навыков.   Система   логопедического   сопровождения,   как   правило,   не рассматривается отдельным звеном и всегда идет параллельно с медикоментозной коррекцией (различные виды лекарственной и физиотерапии). Встречаются случаи, когда речь ребенка с ДЦП   практически   не   нарушена,   но   это   скорее   исключение,   чем   правило.   Самыми распространенными речевыми нарушениями при ДЦП являются анартрия, алалия, дизартрия, последняя из которых  характеризуется нарушением иннервации мышц речевого аппарата. В нашем учреждении построена система психолого­педагогического сопровождения воспитанников с ДЦП. Ниже будет представлена система логопедической работы с данной категорией воспитанников. Любая   коррекционная   работа   начинается   с   тщательного   обследования,   наше учреждение не является исключением.  Для выявления особенностей речевого развития детей с ДЦП мы используем материалы Смирновой И.А. «Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР». При построении корректного плана коррекционной работы, важно не только верно определить речевое нарушение, но и учет формы детского церебрального паралича и индивидуальных особенностей   развития   ребенка.   После   полного   обследования   и   получения   достаточных знаний   о   развитии   ребенка   нами   составляется   план   коррекционной   работы.   Как   правило, логопедическая   работа   начинается   с  подготовительного  этапа,  а   именно   нормализации мышечного   тонуса   артикуляционного   аппарата,   формирование   сенсо­моторной   базы.   Для реализации   данного   этапа   коррекционной   помощи   в   нашем   учреждении   используются элементы   логопедического   массажа   и   самомассажа   (расслабляющий   и   активизирующий массаж).   После   подготовки   мышц   артикуляционного   аппарата   реализуется   переход   к выполнению активных, точных, скоординированных  артикуляционных движений. Не редко процесс нормализации мышечного тонуса затягивается и в конечном итоге нарушение тонуса мышц   артикуляционного   аппарата   в   полной   мере   не   устраняется.   Поэтому   элементы логопедического массажа и приемы самомассажа применимы на всех этапах логопедической работы. Также на этом этапе  проводится работа по формированию или развитию правильного физиологического дыхания. Важно сформировать у ребенка умение правильно дышать, ведь дыхание   основа   фонации.   Для   выработки   правильного   дыхания   и   целенаправленнойвоздушной   струи   используются   различные   дыхательные   упражнения   (система   упражнений подбирается индивидуально с учетом особенностей ребенка с ДЦП). Параллельно, с выше указанными направлениями логопедической работы, реализуется следующее направление: формирование или развитие импрессивной речи (понимания речи). Кроме нарушений активной речи, у детей с ДЦП отмечается нарушение восприятия речи, поэтому     важно   уделить   внимание   развитию   импрессивной   речи   (понимание   инструкций, сложных грамматических категорий, фонематическое восприятие и др.).  В работе с детьми с ДЦП   также   отдельно   выделяется   направление   по   развитию   просодической   стороны   речи (интонация, темп, ритм речи). Чаще работа над просодической стороной речи ведется уже на следующем   этапе   логопедической   работы   (в   зависимости   от  тяжести   нарушения   речи).   В нашем учреждении обучаются дети, имеющие в структуре дефекта диагноз анартрия, что характеризуется отсутствием речи, обусловленное поражением нервно­мышечного аппарата. В   таких   случаях     в   системе   логопедической   работы   и   в   психолого­педагогическом сопровождении   в   целом     используется     «Поддерживающая   заменительная   коммуникация» (компьютерные технологии, аудиозаписи, карточки, символы и другое), т.е. использование не вербальных средств коммуникации. Обобщая   выше   сказанное,   при   логопедической   работе   с   детьми,   имеющими заболевание   ДЦП,   мы   оказываем   значительное   внимание   на  нормализацию   мышечного тонуса и развитие подвижности органов артикуляционного аппарата, развитие дыхания и  целенаправленной  воздушной  струи,  развитие  просодической  стороны  речи, развитие импрессивной и экспрессивной   речи, а   в случае отсутствия речи развитие неречевых видов коммуникации. На основном этапе системы логопедической работы с детьми с ДЦП продолжается работа по развитию импрессивной речи. Развивается понимание более сложных инструкций, понимание предложно­падежных конструкций и в целом более усложненных грамматических категорий.  Не стоит забывать о том, что система логопедической работы полностью зависит от   структуры   дефекта   воспитанника,   чем   грубее   нарушение   развития   (грубо   нарушены двигательные функции, высшие психические функции, анализаторы), тем уже направления коррекционной работы и по мере их достижения корректируется индивидуальная программа работы с воспитанником.     На данном этапе начинается  или же продолжается работа по развитию   просодической   стороны   речи,   формируются   или   развиваются   произносительные навыки,   продолжается   работа   по   развитию   целенаправленной   воздушной   струи,   ведется работа по формированию или развитию активной речи (простые фразы бытового характера).Для реализации данных направлений логопедической работы, используются логоритмические упражнения,   дыхательная   гимнастика,   артикуляционная   гимнастика,   используются аудиозаписи для развития просодики и навыков подражания речи взрослого, схемы, игры с природным   материалом,   игры   с   карточками   (предметные   картинки,   сюжетные   картинки, карточки   с   буквами   и   слогами,   опорные   картинки   для   артикуляционной   и   дыхательной гимнастики), авторские пособия по развитию целенаправленной воздушной струи, авторское пособие  «Сказочная  полянка»       и  многое  другое.   Основной  этап  может  включать  разное количество направлений, их количество зависит от индивидуальных возможностей ребенка. На   заключительном  этапе  системы   логопедической   работы   с   детьми   с   ДЦП   Отрабатывается   умение, закрепляются   уже   сформированные, самостоятельно   строить   свое   высказывание,   ведется   работа   над   монологической   и   развитые   навыки. диалогической   речью.  Особое   внимание   уделяется   грамматическому,   лексическому   строю речи,   также     Ведь   у   проводится   работа   по   развитию   слоговой   структуры   слова.   воспитанников   с   ДЦП   отмечаются   трудности   при   произнесении   слов   со   стечениями согласных, малознакомых слов и слов со сложной слоговой структурой, у детей отмечаются проявления поиска артикуляционной позы, гиперкинезы и высокая спастика. При подготовке воспитанника   с   ДЦП   к   обучению   в   школе   особое   внимание   уделяется   развитию графомоторных функций, но не следует забывать, что работа по развитию мелкой моторики и развитию   зрительно­моторной   координации   ведется   на   протяжении   всех   этапов коррекционной работы.   Для развития мелкой моторики, зрительно­моторной координации и графомоторных   навыков   используются:   игры   с   кинетическим   песком,   игры   с   крупами, элементы СуДжок терапии, игры с природным материалом,  игры с водой, лепка, рисование, пальчиковая гимнастика и многое другое. На протяжении всей коррекционной работы идет сенсорное     развитие   воспитанника   в   целом.   Для   достижения   наилучших   коррекционных результатов   необходима  комплексная  и   системная  работы   всех   субъектов  образования.   В нашем учреждении специалисты сопровождения работают в одной системе и, как правило, большое   количество   направлений   коррекционной   работы   находят   свою   реализацию   в программах все специалистов.   Процесс логопедической работы с детьми с ДЦП обычно длителен и каждый этап требует   больших   временных   затрат.   Ведь   не   редки   случаи   утраты   уже   сформированных навыков. Причины этому могут быть длительные госпитализации, тяжесть структуры дефекта и   др.   причины.     Для   достижения   наибольшего   устойчивого   результата   мы   стараемся задействовать   все   анализаторные   системы,   ведь   у   детей   с   ДЦП   зачастую   ограниченопредставление об окружающем мире и длительная комплексная работа в системе приносит значительно больше результата. Таким   образом,   систему   логопедической   работы   с   детьми   с   ДЦП   невозможно рассматривать   отдельно   от   работы   других   специалистов   сопровождения.   Система логопедической   работы   в   первую   очередь   построена   на   нормализации   мышечного   тонуса, развитию   активных,   точных   артикуляционных   движений   и   стимуляция   активной   речи. Ребенок   с   ДЦП   требует   всестороннего   развития   и   нельзя   исключать   из   коррекционного процесса   родителей   воспитанника,   большое   количество   рекомендаций,   которые   родители ребенка   с   ДЦП   выполняют   дома,   закрепят   полученные   результаты.     Все   выше   сказанное сделает   процесс   адаптации   и   социализации   малыша   успешным.   Кроме   рекомендаций   для родителей, в нашем учреждении построена система работы с родителями, воспитывающих детей с церебральным параличом. Она включает в себя консультации по запросу родителей, семейные   клубы,   семинары­практикумы,   круглые   столы,   совместные   праздники   и   многое другое.