Система заданий на уроках математики и информатики
Оценка 4.6

Система заданий на уроках математики и информатики

Оценка 4.6
Документация
doc
воспитательная работа +2
7 кл—11 кл
14.03.2018
Система заданий на уроках математики и информатики
В работе представлено обобщение опыта. Описывается система заданий на уроках математики и информатики, а так же во внеурочной деятельности и воспитательной работе, направленная на воспитание гражданственности, любви к своей малой Родине. Рассматриваютсятри этапа воспитания патриотизма, и черес систему заданий, их реализация.
Система заданий на уроках математики и информатики.doc
Тема: “Воспитание гражданственности через использование воспитательного потенциала уроков ” Шавкунова Светлана Владимировна Сарапул Содержание. Введение……………………………………………………………………..3 § 1. Теоретические положения……………………………………………..6 § 2. Реализация системы на уроках геометрии…………………………   10 § 3. Реализация системы на уроках информатики и информационно  коммуникационных технологий…………………………………………..14 § 4. Реализация системы во внеурочной деятельности………………….20 Заключение………………………………………………………………….24 2 Введение. Дореволюционное и советское образование было направлено не только на   фундаментальность   и   качество   знаний,   но   и   на   воспитание гражданственности и духовности. Но в последнее десятилетие снизилась роль школы и государства в воспитании этих качеств. Это, а также политические и экономические изменения, привело к тому, что наше общество постепенно утрачивает нравственные ценности. Страшно слышать, когда ребёнок или взрослый на вопрос: “Уехал бы ты из страны (из города), если бы тебе представилась такая возможность?” – не задумываясь, отвечает “Да”. А вопрос: “Какую пользу ты мог бы принести родному городу?” – вызывает насмешку. В   новом   тысячелетии   пришло   понимание   того,   что   воспитание гражданина   России,   уважающего   культурное   наследие   страны,   её   Закон, несущего ответственность за её будущее, за будущее её культуры, необходимо для   выживания   страны   в   современном   мире.   Это   привело   к   созданию государственной   программы   “Патриотическое   воспитание   граждан Российской   Федерации”,   проекта   ГИМЦа   УНО   г.   Сарапула   “Воспитание горожанина ­ гражданина”, школьной целевой комплексной воспитательной программы “Молодые граждане России”.  Таким образом, естественно возникает цель работы каждого педагога – воспитание гражданственности.   В  современной   системе   образования   приоритетную   роль   имеет обучение,   воспитание   же   отошло   на   второй   план   (хотя   при   изучении педагогики   студентам   говорят   обратное).   На   уроках   мы   обучаем,   а воспитываем   чаще   всего   во   внеурочное   время.   Общеобразовательные дисциплины играют важную роль в развитии социального и образовательного опыта учащихся. Воспитательный потенциал урока заключается не только в позитивных образах учителя в процессе учебной работы, но и в предметном 3 содержании.   Особый   вклад   курсов   истории,   литературы   и   других гуманитарных   дисциплин   состоит   в   раскрытии   исторического   пути, пройденного   российским   государством,   в   становлении   и   развитии   идей патриотизма   и   общественного   служения.   Но   наряду   с   гуманитарными предметами в воспитании патриотизма огромный потенциал имеют   и такие предметы, как математика, информатика и ИКТ. Суть идеи состоит в том, что ­ мною   на   уроках   детям   предлагаются   задания, привлекающие интерес учащихся к истории города (школы), его архитектуре,   городским   проблемам;   предлагаются   задания, вовлекающие учащихся в посильную деятельность, приносящую пользу городу; ­     во   внеурочное   время   я   собрала   разновозрастные группы   ребят,   которым   предлагается   задание:   создание мультимедийных   проектов,   направленных   на   привлечение внимания   к   городу,   школе,   проектов,   исследующих   историю города, его настоящее, проблемы и достижения его жителей. Привлекая   ребят,   увлечённых   компьютером   и   информационными технологиями, к созданию мультимедийных презентаций на темы о родном городе и о школе, прививаю им любовь к Отечеству, интерес к истории своего города, своей школы. Ведь прививать любовь к  Родине можно через любовь к малой родине, к своему городу, к своей школе. Эти работы используются на уроках   истории,   иностранного   языка   и   краеведения,   на   классных   часах   и родительских собраниях.   Мою  систему   заданий   можно   модифицировать   для   работы   в   любой школе любого города, ведь всегда найдется, чем гордится в родной школе, что любить и куда приложить свои силы.  Результаты работы по данной системе анализировались. Для сравнения были опрошены учащиеся двух десятых классов: 10б – контрольная группа (данная   система   не   использовалась   в   работе)   и   10А   –экспериментальная 4 группа   (работа   по   данной   системе   велась   три   года).   Ниже   представлены результаты анкетирования . 100% 80% 60% 40% 20% 0% Я люблю свой город Я уехал бы из страны, если бы появилась такая возможность Я буду жить и работать в родном городе 10А 10Б 5 Основная часть. § 1. Теоретические положения.   Гражданственность   ­   качество   личности,   проявляющееся   в  его готовности   и   способности   активно   участвовать   в   делах  общества   и  свободами, государства,   сознательно   пользоваться   своими   правами, выполнять   свои   обязанности,   это   также  политическое,   социально зрелым психологическое   качество   субъекта,   характеризующееся   политическим   сопричастности   к   судьбам   своей   страны. чувством   патриотизма,   Чувство сознанием,   развитым   гражданственности   сопряжено   с   чувством   гордости   за   историю  своей страны, ее традициям, нравам, обычаям, символам. Патриотизм ­ глубокое, осознанное, закрепленное веками  чувство любви   к   своей   Родине,   народу,   его   истории,   языку,  национальной   стремление   к   защите  Родины, культуре, национализмом.  несовместимое   с Таким образом, в воспитании гражданственности можно выделить два основных момента: ­ воспитание   патриотизма   –   преданности   и   любви   к своему Отечеству и народу; ­ воспитание   готовности   активно   участвовать   в  делах общества   и   государства,   потребности   в   реализации   своих возможностей и способностей на благо Родины, родного города, родной школы.  Рассмотрим первый пункт – воспитание патриотизма, т. е. любви к Родине. У каждого своя малая Родина – свой дом, свои соседи, своя школа. Из всего этого складывается большое понятие Родина. Прививать любовь к Родине можно через любовь к малой родине, своему городу, своей школе.  6 Мне   повезло   работать   в   старейшей   школе   Удмуртии   (в   2005   году школе исполняется 145 лет, в 2004 году зданию школы исполняется 100 лет). Используя   историю   и   традиции   школы,   её   архитектурную   ценность,   я прививаю   любовь   к   родной   школе,   гордость   за   неё.   Но   нельзя   не   связать историю школы с историей города и России, как нельзя рассматривать только одно   здание   школы   вне   города.   Таким   образом,  можно   рассматривать   три основных   предмета   (содержательных   составляющих)   воспитания   любви   к Отечеству: школа – город – страна.  Рассмотрим   второй   пункт   –   воспитание   активной   гражданской позиции, т.е. готовности активно участвовать в делах общества и государства, потребности   в   реализации   своих   возможностей   и   способностей   на   благо Родины.   Чувство   Родины   формируется   участием   в   жизни   своих современников, соотечественников, личным вкладом во благо Отечества. Как воспитать   желание,   потребность   участвовать   в   общественно   полезной деятельности? Я начинаю с пробуждения интереса к школе, городу, стране, их архитектуре   и   истории.   Из   интереса   возникает   желание   узнать   об интересующем предмете больше, ребята обращаются к другим источникам информации   (литература,   музеи,     Интернет,   общение   с   компетентными   в данном   вопросе   людьми).   Таким   образом,   больше   узнавая   о   богатом историческом   прошлом   школы,   города,   о   его   традициях,   о   знаменитых земляках,   у   ребёнка   возникает  гордость  за   свою   школу,   город.   Чувство гордости   за   свою   школу,   город   приводит   к   желанию   работать   на   благо родного города, школы, страны, т.е. возникает активная, деятельная любовь к Отечеству. Таким образом, можно рассматривать три последовательных этапа воспитания патриотизма и активной гражданской позиции:  интерес         гордость         любовь.  Эти   две   триады   представляют   собой   систему   и   лежат   в   основе составляемых мною заданий для уроков информатики и математики.  школа            город               страна  7 интерес            гордость              любовь Использование системы заданий на уроках базируется на следующих принципах: 1. Идея эстетизации учебно­воспитательного процесса.   Ребёнок   должен   воспитываться   через   красоту   окружающего мира, красоту   мыслей, идей и чувств. В моей системе заданий этот принцип   очень   важен,   так   как   одним   из   этапов   воспитания гражданственности   является     пробуждение   интереса   к   одному   из элементов   триады    школа   –   город   –   страна.   Это   происходит   через привлечение внимания к красоте архитектуры родного города (школы). А   так   же   очень   важен   эстетический   момент   при   создании мультимедийных проектов, так как от красоты и зрелищности зависит успешность проекта. 2. Опора на межпредметные связи. При работе с предлагаемой системой неизбежно возникновение межпредметных связей (краеведение, история, физика, химия, черчение, рисование,   Как   показывает   практика,   иностранный   язык). межпредметные   связи   в   школьном   обучении   являются   конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и   в   жизни   общества.   Эти   связи   играют   важную   роль   в   повышении практической   и   научно­теоретической   подготовки   учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. 3. Использование коллективных форм работы. Создаются небольшие группы, которым поручается выполнение небольших   проектов,   если   это   урок,   и   достаточно   серьёзных трудоёмких   заданий,     если   это   внеурочная   деятельность.   Работа   в   обеспечивает группе общения.  Психологическое своеобразие этих групп состоит в том, что школьник   многообразные   формы   8 в таком объединении, насчитывающем обычно всего несколько детей (во внеурочной   деятельности   –   это,   чаще   всего,   разновозрастные   дети), постоянно   находится   под   воздействием   общественного   мнения товарищей и не может уклониться от   принятых норм поведения.   Но главное   состоит   в   том,     что   только   в   небольших   группах   каждый ребенок может   определить   для себя такое положение в совместной работе,   при котором он способен приложить все свои знания, силы и способности,  т.е.  возникает возможность для каждого выделить свою роль   в   общей   деятельности,     в   наибольшей   степени   адекватную   его   в индивидуальным   склонностям.   К   числу     моментов     важных     разновозрастное организации   детского   коллектива   относится   построение   объединений школьников. Разновозрастный состав детских коллективов   нивелирует   обычно   существующую   в   объединении сверстников   тенденцию   замыкаться   в   кругу   групповых   интересов. Ребенок испытывает   влияние каждой такой группы и, занимая в ней определенное место, в то же время сам воздействует на  окружающих, оптимизируя  собственное развитие. 4. Социальная значимость, “полезность” заданий. Задание не должно быть никому не нужным, дети хотят участвовать  во взрослой жизни, хотят приносить пользу. Созданные детьми  работы используются в школе на классных часах, уроках  краеведения, окружающего мира, иностранного языка. Просмотр  этих работ вызывает интерес у учащихся к родной школе, к городу,  гордость за них, желание приносить пользу (деятельная любовь)  малой и большой Родине. 9 § 2. Реализация системы на уроках геометрии. Рассмотрим реализацию системы на уроках геометрии.   Ни   для   кого   не   секрет,     что   у   многих   учащихся   слабый   интерес геометрии   –   её   считают   сложным   и   сухим   предметом,   дети   не   видят   её прикладной   направленности,   задания   на   уроках   чаще   всего   носят теоретический,  далёкий   от   реальной   жизни,  характер.   Использование   моей системы   заданий   на   уроках   геометрии   позволяет   частично   решить   эти проблемы.    Казалось   бы,   геометрия   не   тот   предмет,   где   можно   говорить   о воспитании гражданских чувств, любви и заботе о городе. Но это лишь на первый  взгляд. На  уроках  можно использовать   задания, которые пробудят интерес к родному городу, помогут увидеть его красоту и незащищённость, заставят задуматься о том, что бы они могли сделать для пользы родного города. В курсе планиметрии существуют темы, позволяющие проводить уроки вне класса  ­ на улице города, на школьной площадке. Хотя при проведении такого рода занятий возникает ряд неудобств (больше затрачивается времени на   изучение   темы,   труднее   организовать   детей   и   др.),   но   польза   от   таких занятий перевешивает трудность их организации. У детей возрастает интерес к предмету. В   седьмом   классе   (в   нашей   школе   в   шестом,   так   как   изучение геометрии   начинается   на   год   раньше)   на   первых   уроках   я   провожу практическое занятие на тему: “Провешивание прямой на местности”. Погода в   начале   сентября   обычно   стоит   хорошая,   и   детей   можно   вывести   на пришкольный   участок.  Это  может  быть  посадка   живой   изгороди,  создание новой клумбы и другие работы, где необходимо провести прямую большой длины. Для урока готовится несколько двухметровых шестов. Дети делятся на несколько групп. В начале урока детям предлагается задание, например, 10 посадка живой изгороди. Для того, чтобы изгородь была ровной и красивой, необходимо   провести   прямую   на   всю   длину   предполагаемой   изгороди.   Я показываю   способ   проведения   прямой   с  помощью   провешивания  (ставятся вехи). Потом дети возвращаются в класс, и проходит теоретическая часть урока.   После   уроков   детям   предлагается   посадить   саженцы,   для   которых создавалась клумба или изгородь.  Этот урок полностью соответствует принципам, на которые опирается система:  дети создают красоту, работают в группе, они видят пользу от своей работы,   и,   естественно,   на   уроке   присутствуют   межпредметные   связи:   с окружающим   миром,   технологией.   На   уроке   идёт   обращение   к   первому элементу триады: школа – город – страна, а также к каждому из элементов цепочки: интерес ­ гордость ­  любовь (активная, деятельная).    Шестиклассникам этот урок запомнился надолго. Школьники среднего возраста склонны к восприятию конкретного и яркого в жизни, они хотят вместе с взрослыми участвовать в настоящих событиях. Привлечение их к общественно­полезной   деятельности   позволяет   им   почувствовать   себя настоящими хозяевами своего города, людьми, приносящими ему пользу. При этом   ребёнок   видит   практическое   применение   уроков   геометрии,   их прикладное значение. Так, четыре года назад, я провела урок геометрии, на котором мы спроектировали живую изгородь. Школа тогда закупила саженцы айвы   японской.   После   уроков   дети   сами   посадили   кустарник   в спроектированную   ими   клумбу.   Сейчас   айва   приносит   плоды,   а   бывшие шестиклассники   (теперь   десятый   класс)   вспоминают   и   урок,   и   субботник. Ребята   почувствовали   свою   сопричастность   с   жизнью   школы,   города,   на практике   увидели   результаты   своего   труда,   и,   конечно,   они   помнят,     как провести прямую на местности с помощью провешивания.  В первый год обучения геометрии есть несколько тем, на которых я использую такого рода задания. Во второй год обучения при изучении раздела “Подобие   фигур”,   можно   проводить   урок   “Измерительные   работы   на 11 местности”.   Рассматривается   задача:   определение   высоты   предмета. Учащимся   объявляется,   что   урок   будет   на   улице.   Дети   разбиваются   на группы. Каждая группа к уроку готовит шест метровой длины с вращающейся планкой. Задание построить чертёж фасада здания в масштабе 1:100. Но для этого нужно найти размеры здания. Если ширину здания измерить не сложно, как быть с высотой? На уроке класс  выходит из школы и учитель на примере телеграфного столба объясняет принцип измерения высоты предмета. Потом каждой группе предлагается измерить высоту и ширину фасада какого­либо здания   (школы,   поликлиники,   здание   проходной   завода.   Здания   школы   и поликлиники были построены в конце XIX – начале XX века в стиле позднего классицизма,  здание   проходной   завода  –  бетонная   безликая   коробка).  При этом   я   обращаю   внимание   детей   на   внешний   облик   зданий,   на   даты   их постройки,   архитектурный   стиль   зданий,   рассказываю   краткая   история здания. Этот экскурс в историю не займёт много времени, но пробуждает интерес   к   истории   города.   После   проведения   измерений   учащиеся возвращаются в класс, где оформляют работу, проводят вычисления и дают геометрическое   обоснование   метода.   Последняя   часть   урока   посвящена выступлению групп и обсуждению результатов работы. Нельзя опускать эту часть урока, так как это приводит к потере цели деятельности, поскольку ребёнок   не   сможет   оценить   свое   поэтапное   продвижение   к   желаемому результату, возможность его достижения, перспективы и последствия своего поведения   в   дальнейшем.   Успешность   деятельности,   возможность   ее   развитие   своих   творческих   способностей   и корректировать, самосовершенствование   в   целом   становятся   весьма   затруднительными   при отсутствии   или   невысоком   уровне   сформированности   рефлексии.   При проведении такого урока геометрии происходит развитие интереса учащихся к истории и архитектуре города, школы. Урок опирается на все принципы системы, идёт обращение  к первым двум элементам триады:  школа – город – страна, при этом задействуется первое звено цепочки:  интерес  ­  гордость  ­ 12 любовь. После такого урока можно дать следующее домашнее задание: найти исторические   здания   города,   находящиеся   в   аварийном   состоянии,   и посчитать,   сколько   краски   понадобится,   чтобы     провести   косметический ремонт фасада здания. Работа выполняется в группах. При выполнении такого задания детям придётся разбить общую задачу на подзадачи:  ­ найти здание, узнать его историю, ­ измерить   размеры   здания,   при     измерении   высоты доказывается подобие треугольников; ­ найти площадь фасада (ранее пройденная тема); ­ узнать   расход   краски   и   посчитать   необходимые затраты. Это задание обращается ко  второму элементу триады:  школа – город – страна. При этом оно опирается на каждый из вышеназванных принципов. Принцип   эстетизма   выражается   в   том,   что   детям   приходится   гулять   по старому городу, искать красивые здания, да и само задание подразумевает улучшение   внешнего   облика   зданий   (хотя   бы   в   проекте).   Межпредметные связи, при выполнении этого задания, обязательно появятся, детям придется обратиться   к   краеведению,  технологии,  использовать   элементы   экономики. Использование принципов социальной значимости и групповых форм работы очевидно.  Задания такого вида я даю на любом практическом занятии. 13 § 3. Реализация системы на уроках информатики и информационно коммуникационных технологий. Два   года   назад   я   стала   вести   новый   для   себя   предмет   ­   это информатика   и   информационные   технологии.   Мир   не   стоит   на   месте,   и компьютер “входит” в различные сферы человеческой жизни. Показать его использование в различных сферах человеческой деятельности – одна из задач информатики и информационных технологий. Информационные технологии и Интернет­технологии   ­   это   источник   дополнительной   информации   и возможность   для   самообучения   школьников   (ведь   наши   дети   очень   часто уходят   из   школы,   так   и   не   научившись   самостоятельно   добывать   и использовать информацию). Интерес к книге падает, но, с другой стороны, сейчас   очень   высок   интерес   среди   школьников   к   информационным   и коммуникационным технологиям. У многих детей есть компьютеры и доступ в   Интернет,   домашние   компьютеры   объединены   в   локальные   сети.   Дети готовы часами сидеть перед монитором, но часто это ограничивается играми, просмотром фильмов, прослушиванием музыки. Мы должны направлять этот интерес в нужное русло Рассмотрим использование системы на уроках информатики и ИКТ.     При   изучении   темы  “Создание   и   обработка   графической информации” на первом практическом занятии я даю тема: “100 лет зданию любимой школы”. Ребята должны, используя полученные знания об основах работы   с   графическим   редактором,     нарисовать   здание   школы,   любимый уголок школы. При выполнении этого задания дети стараются воспроизвести на экране архитектурный облик здания, и тут выясняется, что очень часто дети просто не помнят, как выглядит школа, в которой они проучились шесть лет. Ведь очень часто мы привычно проходим мимо старинных зданий, мимо резных   наличников,   не   замечаем   высоких   потолков,   лепнины,   старинного 14 дубового   паркета.   Всё   это   примелькалось   и   стало   привычным.   Забылся первый   восторг   при   входе   в  здание   нашей   школы,  когда   казалось,  что   ты перенёсся на сто лет назад, и сейчас из­за угла выйдет строгая классная дама или выпорхнет стайка весёлых гимназисток.    Проводится   небольшую   прогулку   по   школе   (вместо физкультминутки), я рассказываю об архитектурном стиле здания, напоминаю дату его постройки, немного рассказываю об его истории. При выполнении этого задания у детей появляется  интерес  к зданию, его истории, возникает желание   больше   узнать   о   нем,   появляется   чувство  гордости  за   то,   что довелось учиться в историческом здании. Домашним заданием может быть подготовка  к  работе  на  тему   “Мой  любимый  уголок Сарапула  (города)”. Часто выясняется, что дети не имеют любимого уголка в городе, а если и имеют, то не помнят облик любимого здания. Есть ученики, которые не знают даже   известных   зданий   города.   При     выполнении   этого   задания   дети задумываются   о   красоте   города,   его   архитектуре,   вспоминают   красивые здания города. На следующем уроке ребята выполняют задание, используя вновь   изученные   возможности   графического   редактора.   После   выполнения этого   задания   все   работы   проецируются   на   большой   экран.   Учащиеся обсуждают   работу,   оценивают,   предлагают,     пытаются   определить,     какой уголок   Сарапула   изобразил   автор.   После   обсуждения   работы   создателю дается   слово,   где   он   объясняет,   какие   возможности   и   инструменты графического   редактора   он   использует,   почему.     Наряду   с   технической частью,   ученик   объясняет,   почему   он   выбрал   именно   это   здание,   чем   оно примечательно,   где   оно   находится.   О   важности   последнего   этапа   занятия (рефлексии)   говорилось   выше.   Эти   уроки   полностью   соответствуют объявленной системе.  В   старших   классах   при   изучении   этой   темы   предлагается   создать коллаж ­ рекламу для туристического агентства, проводящего экскурсии по городу. Ученикам предлагается подобрать фотографии тех городских улиц, 15 которые   хотелось   бы   показать   гостям   города. площадей   и   зданий,   Фотографии,   представленные   не   в   цифровом   виде,   сканируются   и редактируются с помощью графического редактора. Можно использовать для работы   фотографии,   имеющиеся   в   архиве   (На   одном   из   компьютеров, существует   папка   с   общим   доступом,   с   подборкой   фотографий     города, школы, знаменитых земляков и др. Содержимое папки постоянно пополняется новыми   фотографиями).   Ребята   работают   в   парах.   Для   выполнения   этой работы детям придётся выполнить целый ряд задач: выбор самых интересных мест города,  ­ ­ фотосъёмка, ­ оцифровка   фотографий   (если   камера   не   цифровая), т.е.   работа   со   сканером,   выбор   формата   графического изображения, ­ работа по редактированию фотографий (в каком либо графическом редакторе, например Photoshop), ­ дизайн   проекта   (выбор   художественного оформления), ­ сочинение текста, выбор   приложения,   в   котором   будет   создаваться ­ работа. Следующим этапом урока является защита проекта. Работы учащихся проецируются   на   экран.   Идёт   защита   проекта.   При   оценке   проекта учитывается: a) оформление проекта, b) его   убедительность,   знание   материала,   о котором идёт речь (знание города, его архитектуры и т.д.), c) оптимизация и качество графики, d) техническое выполнение задания. 16 За   эту   работу   можно   ставить   две   оценки   –   за   технологию   и   за художественно­содержательную часть работы. При   выполнении   этого   задания   у   детей   должно   быть   достаточно хорошее   знание   города.   Чтобы   убедительно   выполнить   его,   дети   должны, прежде   всего,  любить  родной  город,   видеть   его   красоту,  гордиться  его историей   и   архитектурой   и   суметь этим   других (потенциальных клиентов). Таким образом, пройдены все элементы цепочки  заинтересовать  интерес ­ гордость ­  любовь.  При проведении такого урока используются все вышезаявленные принципы.  Рассмотрим   применение   системы   заданий   при   изучении   темы: “Обработка текстов на компьютере”. При изучении  и отработке умений использовать базовые возможности текстового   редактора   (форматирование   текста,   абзацев,   поиск   и   замена символов), в качестве заданий используются стихотворения о родном городе, отрывки книг о Сарапуле, о школе (например, “Повесть о рыжей девочке” Будогорской).   Это   позволяет   развивать  интерес  к   школе,     к   городу,  у некоторых детей возникает желание прочитать эти книги. После   изучения   темы     “Обработка   текстов   на   компьютере” используется   следующее   задания.   Детям   предлагается   создать   печатный литературный журнал, посвящённый родному городу (см. приложение 3). При этом используется метод малых групп. Дети разбиваются на пары. Каждая пара   находит   или   сочиняет   любое   литературное   произведение   о   родном городе, о природе родного края, о людях, живущих в городе (это может быть домашним заданием). Объем произведения не должен превышать один лист. Потом всей группой обсуждается название журнала (сборника стихов), его оформление. При этом можно использовать метод мозгового штурма. После выбора общего названия и дизайна ребята оформляют своё произведение в 17 виде   странички   журнала   (подбираются   иллюстрации,   набирается   и форматируется текст согласно общему стилю оформления и т.д.), странички распечатываются,  и собирается журнал. При   такой   системе   заданий,   помимо   развития  интереса  к   родному городу,  гордости  за   него,   развиваются   творческие   способности   ребёнка: вдруг выясняется, что почти все в классе поэты, дизайнеры и художники. Свои   работы   дети   с   гордостью   демонстрируют   родителям   и   друзьям. Конечно, не все станут великими поэтами, но чувство я могу, я люблю свой город останется с детьми. При   изучении   темы  “Создание   мультимедийных   презентаций” возможностей   становится   больше.   Использование   графики,   видео,   звука   и текстов     даёт   ещё   уникальные   возможности   для   создания   работ,   которые могут быть использованы (и используются) на других уроках, на внеклассных мероприятиях, на родительских собраниях.    При изучении блока “Создание мультимедийных презентаций” темы проектов могут быть такими:   Моя школа.  Моя улица.  Мой город.  Природа родного края.       Любимые уголки Сарапула. Сарапул – купеческий город. Кама зимой (летом, осенью, весной). Сарапул зимой (летом, осенью, весной). Знаменитые земляки. Наша школа – старейшая школа республики. 18  Знаменитые выпускники нашей школы. Работа по этим темам пробуждает любовь  к городу, в котором мы живём; к школе, в которой повезло учиться; к людям, которые жили и живут рядом   с   нами.   Ведь   очень   часто   мы   привычно   проходим   мимо   старинных зданий, мимо резных наличников и старинных дубовых дверей.  При работе над этими темами детям придется выполнить целый ряд задач: ­ написание сценария, ­ выбор самых интересных мест города,  ­ фотосъёмка, видеосъёмка,  ­ оцифровка фотографий и видео (если камера не цифровая), т.е. работа со сканером, выбор формата графического изображения, ­ работа   по   редактированию   фотографий   (в   каком   либо графическом редакторе, например Photoshop), ­ дизайн проекта (выбор художественного оформления), ­ ­ ­ сочинение текста, создание интерактивной мультимедийной            презентации, её показ и защита. Выполнение   каждого   из   пунктов   требует   приложения   творческих способностей, умения работать в коллективе, знания своего города. Но так как задания такого плана, давались при изучении предыдущих тем, дети уже довольно хорошо ориентируются в истории, традициях и архитектуре родного города. С помощью своей работы  они могут заинтересовать других, помочь им  гордится родным городом, любить его. Таким образом, к одиннадцатому классу   система   замыкается   и   учащиеся   сами   являются   воспитателями гражданственности у тех, кто просматривает их проекты.  На   выполнение   этой   работы   отводится   несколько   уроков, используется   метод   проектов. развиваются   в   процессе   выполнения   проектных   заданий,  Творческие   способности   школьников  это   помогает 19 активизировать деятельность учащихся, в результате которой ими создается продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной (метод проектов широко описан в литературе). 20 § 4. Реализация системы во внеурочной деятельности. Но ограничиваться коротким уроком, когда идей множество и хочется заняться многим, очень сложно. В каждом классе есть ребята, увлекающиеся   Некоторых   из   них   очень   заинтересовало   создание компьютером. мультимедийных   презентаций.   Работа   вышла   за   рамки   урока.   Возникло несколько групп   учащихся для работы над мультимедийными проектами – образовался клуб  ДОМиК  21  (ДОМ (Друзья Окружающего Мира) ­ система ученического   самоуправления.   ДОМ   ­   творческое     содружество   детей, учителей,   родителей.   ДОМ   входит   в   план   воспитательной   работы   и внеурочной деятельности школы.  К  21  – кабинет 21 – компьютерный класс). Хотя работа ведется по нескольким проектам, все группы (мы называем их студии)   работают   сообща,   обмениваются   идеями,   программами,   идёт взаимообучение   и   самообучение,   ребята   самостоятельно   осваивают   новые программы, ведут исследовательскую деятельность. Работа в разновозрастной группе  позволяет  достигать повышения уровня коммуникабельности. Дети, имеющие   единственного   “друга”   –   компьютер,   находят   друзей   с   общими интересами; старшеклассники, помогая ребятам из среднего звена, чувствуют свою полезность, значимость. Зажатые, неуверенные в себе дети становятся более раскрепощенными, появляется уверенность в себе. А как радуют детей совместные походы в музеи, прогулки по городу. При этом ребята довольно хорошо узнают свой город, хотят работать для его блага.  Рассмотрим этапы работы такого кружка (студии). В начале учебного года объявляется о наборе для желающих работать над   созданием   мультимедийных   проектов   о   городе,   школе,   знаменитых земляках, об экологии и т.д.  Проводится   учредительное   собрание,   где   происходит   знакомство участников   проекта.   Ребята   делятся   на   группы   по   четыре­восемь   человек, 21 обсуждаются и выбираются темы работ. Дальше работа идёт по следующему плану:             Этапы проекта: 1. Учредительное собрание: сбор идей по выбранной теме, принятие  решений по выбору программного обеспечения и распределению  обязанностей. 2. Сбор материалов. Работа в школьном и городском краеведческом  музеях, в доме­музее академика Мельникова. Работа с литературой.  Связь с учителями­предметниками (физики, химии, экологии и др.). 3. Выработка основной структуры шоу: главное меню, структура меню,  графическое оформление. 4. Написание сценария. 5. Поиск и запись содержания эпизодов. 6. Поиск специальных тематических материалов.  7. Видеосъёмка, подготовка фото­ и графических материалов. 8. Подготовка музыки, интервью и аудиоэффектов. 9. Выработка дизайна экрана. 10.Подготовка основной структуры на ПК. 11.Преобразование оригинальных материалов в цифровую форму. 12.Обработка материалов, преобразованных в цифровую форму,  вставка их в шоу и адаптация к дизайну экрана. 13.Взаимосогласование сценария и шоу. 14.Редактирование содержания и, возможно, дальнейший поиск. 15.Проверка всего шоу в целом и внесение последних изменений. 16.Запись шоу на носитель данных. 17.Проверка работоспособности шоу. 22 Работы   используются   на   классных   часах,   уроках   краеведения, окружающего мира. Просмотр этих работ вызывает интерес к городу, родной школе, гордость за них, желание приносить пользу (деятельная любовь) малой и большой  Родине. Таким образом, ребята, создавшие их стали своего рода воспитателями гражданственности у других. Значит, моя система работает и, я надеюсь, что мои ученики на вопрос: ”уехал бы ты из России, если бы тебе представилась такая возможность?”, твёрдо ответят: ”Я хочу жить и работать на Родине”. 23 Заключение. Конечно,   не   всё   получается   при   работе   с   такой   системой   заданий. Сложность работы в такой системе состоит в равновесии воспитательных и обучающих   целей.   Ведь   есть   вероятность   того,   что   воспитание   перевесит обучение,  и урок  информатики   превратиться  в урок   краеведения, что  при выполнении заданий ребята будут уделять больше внимание краеведению в ущерб технологиям. С другой стороны, при создании проектов очень легко скатиться   к   излишнему   увлечению   технической   частью   проекта   в   ущерб содержанию.   Одним   из   недостатков   системы   является   то,   что   её   можно использовать не на всех уроках, а лишь на уроках, подходящих по тематике.  Моя система заданий  может использоваться и учителями других школ. Хотя   мне   использовать   такие   задания   легче,   так   как   наша   школа   имеет богатое историческое прошлое, здание является памятником архитектуры, но в   любом   городе,   любой   школе   можно   найти,   чем   гордится,   везде   есть интересные   люди,   нужно   просто   заметить   всё   это   и,   исходя   из   этого, наполнить задания другим содержанием.  Работа   над   проектами   продолжается,   ведь   поле   для   краеведческих исследований   огромно.   Возникла   идея   создать     мультимедийный интерактивный  учебник по краеведению для начальной школы. Ведь разумное сочетание основных форм обучения и информационных технологий позволяет увеличить скорость восприятия материала, развить умения самообучения, а за счет   мультимедийности  ­   преподносить   интерактивные   материалы   в  новом качестве. 24

Система заданий на уроках математики и информатики

Система заданий на уроках математики и информатики

Система заданий на уроках математики и информатики

Система заданий на уроках математики и информатики

Система заданий на уроках математики и информатики

Система заданий на уроках математики и информатики

Система заданий на уроках математики и информатики

Система заданий на уроках математики и информатики

Система заданий на уроках математики и информатики

Система заданий на уроках математики и информатики

Система заданий на уроках математики и информатики

Система заданий на уроках математики и информатики

Система заданий на уроках математики и информатики

Система заданий на уроках математики и информатики

Система заданий на уроках математики и информатики

Система заданий на уроках математики и информатики

Система заданий на уроках математики и информатики

Система заданий на уроках математики и информатики

Система заданий на уроках математики и информатики

Система заданий на уроках математики и информатики

Система заданий на уроках математики и информатики

Система заданий на уроках математики и информатики

Система заданий на уроках математики и информатики

Система заданий на уроках математики и информатики

Система заданий на уроках математики и информатики

Система заданий на уроках математики и информатики

Система заданий на уроках математики и информатики

Система заданий на уроках математики и информатики

Система заданий на уроках математики и информатики

Система заданий на уроках математики и информатики

Система заданий на уроках математики и информатики

Система заданий на уроках математики и информатики

Система заданий на уроках математики и информатики

Система заданий на уроках математики и информатики

Система заданий на уроках математики и информатики

Система заданий на уроках математики и информатики

Система заданий на уроках математики и информатики

Система заданий на уроках математики и информатики

Система заданий на уроках математики и информатики

Система заданий на уроках математики и информатики

Система заданий на уроках математики и информатики

Система заданий на уроках математики и информатики

Система заданий на уроках математики и информатики

Система заданий на уроках математики и информатики

Система заданий на уроках математики и информатики

Система заданий на уроках математики и информатики

Система заданий на уроках математики и информатики

Система заданий на уроках математики и информатики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.03.2018