Системно-деятельностный подход как средство реализации современных целей образования
Оценка 5

Системно-деятельностный подход как средство реализации современных целей образования

Оценка 5
docx
10.09.2021
Системно-деятельностный подход как средство реализации современных целей образования
Нигматуллина Г.Р. доклад.docx

   

Министерство образования и науки Республики Башкортостан

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Стерлитамакский политехнический колледж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему:

Системно-деятельностный подход как средство реализации современных целей образования

 

 

                                                                 Автор:  Г.Р.Нигматуллина

преподаватель русского языка и

                                         литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Стерлитамак, 2021г

 

        «Если хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам». Так сказал немецкий конструктор - Фердинанд Порше и создал автомобиль своей мечты. Свою мечту может воплотить каждый, только для этого нужно приложить усилия и сделать все самому.

      Начало 21 века требует от образованных людей способности самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, решать многочисленные производственные и социальные проблемы. Это значит, что ближайшее будущее потребует от каждого сегодняшнего ученика самостоятельного мышления, способности разбираться в ситуации и находить решение. 

       Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении и воспитании. 

       По моему мнению, очень важно положительно мотивировать учеников на уроке, то есть должно быть включение учащегося в разные виды деятельности, отношения сотрудничества учителя и ученика, привлечение учащихся к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Кроме того, формированию мотивации способствуют занимательность изложения, необычная форма преподавания материала, эмоциональность речи учителя; умелое применение педагогом поощрения и порицания.

     На своих уроках мы с ребятами непосредственно работаем со словом, предложением, текстом. Я учу их составлять планы, конспекты, аннотации и рецензии информационных сообщений; учу аргументировать свои высказывания; воспитываю у обучающихся бережное уважительное отношение к слову. 
      Раньше основная задача по отношению к обучающимся на уроках литературы сводилась к формуле «Прочти и перескажи». Теперь надо учить поиску информации, её использованию. Задача преподавателя – развивать у студентов такие читательские навыки, как поиск, выбор, оценка информации из текстов, используемых во внеколледжных  ситуациях. Эти читательские умения не только оттачивают умы обучающихся, но и служат базой для учебной успешности во всех учебных дисциплинах, являются необходимым условием успешного участия в большинстве сфер взрослой жизни. 

     Также я готовлю к сдаче ИГА, где нужно будет написать сжатое изложение с элементами сочинения. На уроках русского языка и литературы обучающиеся должны овладеть универсальным учебным действием – критически читать текст, сжимать его, запоминать главное, выделять его и писать по нему сочинение короткого жанра, сформулировав проблему текста. 

      Уроки литературы являются простором для творческой деятельности обучающихся. При изучении текста «Поучения Владимира Мономаха» ученики составляли свои поучения: это были поучения сестре, брату, одноклассникам и даже самому себе. 

        Я, в своей работе, практикую метод конспекта. Очень важно, чтобы у студентов выработалось умение составлять опорные конспекты в различных формах. Опорный конспект составляется преподавателем для студентов  или обучающимися  или совместными усилиями преподавателя и студентов в диалоге. Таким образом, умение составлять опорный конспект - одно из важных общеучебных умений, которое подготавливает студентов к презентации своих знаний.

       Самой популярной педагогической технологией в современном преподавании становится метод проектов с использованием ИКТ, так как он направлен на повышение эффективности урока. На таких занятиях преподаватель предъявляет студентам ту или иную проблему для самостоятельного исследования, хорошо зная ее результат, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуются в ходе ее решения. Тем самым построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность обучающихся, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой личности.

        Особую роль играет итог урока, так называемый этап рефлексии, когда традиционно преподаватель задаёт вопрос: «Понравился ли вам урок?», «Что вы узнали нового?» Это в прошлом, сейчас же мы используем различные приёмы рефлексии: пятиминутное эссе; синквейны; метод незаконченного предложения;  ; свободное высказывание; смайлики и.т.д.

        Ещё один важный момент: для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

                     Основные этапы урока-исследования:

 ■актуализация знаний;  ■мотивация;  ■создание проблемной ситуации;

 ■постановка проблемы исследования; ■определение темы исследования;

 ■формулирование цели исследования;  ■выдвижение гипотезы;

 ■проверка гипотез;  ■интерпретация полученных данных;

 ■вывод по результатам исследовательской работы;

 ■применение новых знаний в учебной деятельности;

 ■подведение итогов урока;  ■домашнее задание.

      Предлагаемый подход к преподаванию русского языка и литературы имеет ряд преимуществ: учащиеся систематически получают навыки общения, сотрудничества, саморегуляции поведения в коллективе. Происходит это в привычной обстановке микрогруппы, в которую объединяются обучающиеся. Работа в микрогруппах постепенно раскрепощает ребят, создает условия психологического комфорта, учит свободно излагать свои мысли, доказывать собственные выводы, слушать других, уважать чужую точку зрения, спорить, анализировать свои действия, давать им оценку.  Идет формирование личности, способной оценить ситуацию, увидеть проблему, принять решение, реализовать его и нести ответственность за свой выбор. Дисциплины русский язык и литература дают большие возможности для работы с использованием ИКТ, так как именно на этих уроках мы непосредственно работаем со словом, предложением, текстом; учим детей составлять планы, конспекты, аннотации и рецензии информационных сообщений; аргументировать свои высказывания; воспитываем у учащихся бережное уважительное отношение к слову.

     При изучении темы: Проблема равнодушия в стихотворение М.Ю.Лермонтова «Листок», вырываются слова, которые пишутся на доске.
«Палка лучше, чем неверный друг, зеленый лист лучше пустоцвета»(узбекская мудрость).

Первый вопрос на уроке: « Ребята, какое впечатление произвело на вас стихотворение? Какими словами вы могли бы выразить то чувство, которое вызвало это произведение?». От понимания того, что в стихотворении столкнулись две противоположных образа, олицетворяющих собой отчаяние и молодость, ученики переходят к осознанию живости этих героев. Вспоминая биографию поэта, учащиеся предполагают самого поэта на чужбине. Тема равнодушия развивается далее.

     Любая деятельность начинается с постановки цели, личностно значимой для студентов, когда эта цель «присвоена» обучающимися, он может понять и сформулировать задачу. Чтобы возник у обучающихся познавательный интерес, надо их столкнуть с «преодолимой трудностью», то есть, создать проблемную ситуацию, чтобы решить её, выполняются учебные действия, на этом этапе надо создать ситуацию успеха. Новая парадигма образования, образования 21 века – вооружение студентов умениями самостоятельно учиться: приобретать знания, умения, навыки УУД. 
       Решение проблемного вопроса или формирование проблемы на основе жизненного опыта обучающихся (заложенное противоречие между знанием и незнанием) способствует активизации мыслительной деятельности обучающихся и выход на постановку целей. Так при изучении темы "Сказуемое” перед обучающимися ставится поисковая задача: найти, чем различаются сказуемые следующих предложений: Щеки розовые – Щеки стали розоветь – Щеки стали розовыми. 

Закончить работу позволяют следующие проблемные вопросы: 

– На какие группы можно разделить сказуемые данных предложений и по какому признаку? 
- Какие сказуемые можно назвать простыми, а какие – составными и почему? 
– Чем различаются сказуемые второй группы? 
- Какое из них можно назвать глагольным, а какое – именным? Почему? 

       При изучении темы: Изъявительное наклонение глагола, на доске написан эпиграф: "Глагол - самая огнепышущая часть речи, самая живая и яркая. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!”

Студенты догадываются, что речь пойдет о глаголах, признаки которых, вследствие, мы перечисляем вслух.(Такие морфологические признаки  этой части  речи: спряжение, переходность-непереходность, время, лицо, наклонение,  вид, род).

В слайде с морфологическими признаками, ребята видят, новый для них признак –наклонение. Снова делают вывод, что речь пойдет о наклонении.

       Ну и, наблюдая слайд, на котором по очереди следуют реплики сказочных братьев-героев. Получают задание: изучить, 3 глагола, которые подчеркнуты.

-Я бы сделал, я бы смог,
если б  кто-нибудь помог!

-То возьми! Подай того!

- Слов на ветер не бросаю,

что надумал – выполняю!

      Делают вывод, что наклонений всего – три. Начнем изучать первое- изъявительное наклонение.

       Подобное задание позволяет студентам проявить как самостоятельность мышления, высказать свои точки зрения о глаголах, наклонениях глаголов, так и показывает возможные затруднения при изучении данной темы. 
       Говоря о системно-деятельностном подходе в образовании, нельзя отрывать это понятие от воспитательного процесса. Только в условиях деятельностного подхода, а не потока информации, нравоучений человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и само анализировать свои действия. Поэтому проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела – это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их жизни – это и есть системно- деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям. 

       Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность преподавателю творить, искать, становиться в содружестве с обучающимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у студентов универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.

 

 

 

 


 

Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

Если хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам»

Если хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам»

Раньше основная задача по отношению к обучающимся на уроках литературы сводилась к формуле «Прочти и перескажи»

Раньше основная задача по отношению к обучающимся на уроках литературы сводилась к формуле «Прочти и перескажи»

Тем самым построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность обучающихся, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой личности

Тем самым построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность обучающихся, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой личности

Идет формирование личности, способной оценить ситуацию, увидеть проблему, принять решение, реализовать его и нести ответственность за свой выбор

Идет формирование личности, способной оценить ситуацию, увидеть проблему, принять решение, реализовать его и нести ответственность за свой выбор

Так при изучении темы "Сказуемое” перед обучающимися ставится поисковая задача: найти, чем различаются сказуемые следующих предложений:

Так при изучении темы "Сказуемое” перед обучающимися ставится поисковая задача: найти, чем различаются сказуемые следующих предложений:

Делают вывод, что наклонений всего – три

Делают вывод, что наклонений всего – три
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.09.2021