Системно - деятельностный подход на уроках русского языка в начальной школе
Я вам предлагаю посмотреть презентацию, в которой отражены основные признаки С-Д-П. Она поможет вам вспомнить основные моменты построения урока в соответствии с С-Д-П, чтобы вы поняли действия учителя и ученика, когда будете смотреть фрагменты урока, и послушать выступление.
Умение учиться всю жизнь особенно актуально для младшего школьника и обеспечивается целенаправленным формированием у него универсальных учебных действий. Необходимость целенаправленного формирования УУД нормативно закреплена в новом Стандарте, а главным условием реализации является системно-деятельностный подход. Он обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся, формирует готовность к самореализации и непрерывному образованию, организует учебное сотрудничество со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Согласно новым стандартам учитель играет роль режиссёра учебного процесса. Он мотивирует школьника к самостоятельному принятию решений. Корректирует их действия. Участвует в обсуждении и ищет способы, чтобы включить в работу каждого ученика.
Изучает, значит, понимает,
понимая – моделирует,
моделируя – прогнозирует,
ставит цели, планирует,
организует,
контролирует,
а, значит, управляет,
управляя – изучает.
Хороший современный урок – это время, когда ученик познаёт себя, делает открытия, ищет верные решения, сомневается, радуется.
Изучение системы неизбежно потребует и системной организации учебной деятельности школьников. В ней следует выделить пять основных компонентов – учебно-познавательные мотивы, т. е. осознание «для чего мне необходимо изучить этот объект», действие целеполагания («что я должен сделать…»: выбор средств и методов, планирование решения («как и в какой последовательности я должен решить задачу»), решение задач и рефлексивно-оценочные действия («все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели»). Слайд 11. Структура учебной деятельности.
На уроке чаще звучат вопросы: что ты думаешь по этому поводу? А как бы ты вышел из этой ситуации? Большое внимание уделяется взаимодействию учеников. Индивидуальная работа сочетается с коллективной, групповой, работой в парах.
Получать знания помогает современная техника: компьютеры, интерактивные доски. Детям становится интересно. Все хотят выйти к доске. В результате чего учебный процесс активизируется.
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.
На уроках русского языка происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурной, информационной, коммуникативной.
На уроках выполняются логически-поисковые задания, решаются задачи и задания практического характера, разгадываются ребусы, загадки, шарады, кроссворды.
Особая роль в учебном процессе отводится играм, поскольку данная форма обучения является наиболее естественной для учащихся начальной школы.
· Запиши слово и слова, которые в нём спрятались.
· Из стихотворения подбери 1-2 примера к каждой схеме.
· Задания на исключение лишнего (игра «Третий лишний»).
· Распредели в две группы.
· Игры по овладению умением осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта.
· Определение существенных признаков объекта.
· Какая буква «спряталась»?
· «Домино»
· «Найди пару»
Начиная с 1 класса необходимо гармонично сочетать учебную деятельность с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности.
Например: «У нас урок вопросов и ответов. Учимся задавать вопросы… Учимся подвергать сомнению любую высказанную идею. Ищем ошибки в сказанном… Делимся на критиков и изобретателей….».
Я, считаю, что реализация новых стандартов в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Задача учителя не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое.
Используя на уроках системно – деятельностный подход, тем самым решаю следующие задачи: – помогаю эффективному накоплению каждым учеником собственного личного опыта;
– развиваю творческие способности;
– предлагаю дифференцированные учебные задания и формы работы, поощряю к самостоятельному поиску путей решения поставленных проблем;
- осуществляю личностно-ориентированную направленность;
- помогаю ученику самостоятельно планировать свою деятельность;
- развиваю творческие способности каждого учащегося;
- побуждаю детей к самооценке, анализу и исправлению ошибок.
Предлагаю посмотреть несколько примеров такой работы:
Видео урока.
Не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны, мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать, – вот технологическая основа системно-деятельностного подхода.
Галина Анатольевна Цукерман, доктор психологических наук.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.