Системно - деятельностный подход на уроках русского языка в начальной школе
Оценка 4.9

Системно - деятельностный подход на уроках русского языка в начальной школе

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
16.07.2022
Системно - деятельностный подход на уроках   русского языка  в начальной школе
Умение учиться всю жизнь особенно актуально для младшего школьника и обеспечивается целенаправленным формированием у него универсальных учебных действий. Необходимость целенаправленного формирования УУД нормативно закреплена в новом Стандарте, а главным условием реализации является системно-деятельностный подход. Он обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся, формирует готовность к самореализации и непрерывному образованию, организует учебное сотрудничество со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Системно - деятельностный подход на уроках русского языка в начальной школе.docx

Системно - деятельностный подход на уроках   русского языка  в начальной школе

        

Я вам предлагаю посмотреть презентацию, в которой отражены основные признаки С-Д-П. Она поможет вам вспомнить основные  моменты  построения  урока  в соответствии с С-Д-П,  чтобы вы поняли действия учителя и ученика, когда будете смотреть фрагменты урока, и послушать  выступление.

Умение учиться всю жизнь особенно актуально для младшего школьника и обеспечивается целенаправленным формированием у него универсальных учебных действий. Необходимость целенаправленного формирования УУД нормативно закреплена в новом Стандарте, а главным условием реализации является системно-деятельностный подход. Он обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся, формирует готовность к самореализации и непрерывному образованию, организует учебное сотрудничество со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Согласно новым стандартам учитель играет роль режиссёра учебного процесса. Он мотивирует школьника к самостоятельному принятию решений. Корректирует их действия. Участвует в обсуждении и ищет способы, чтобы включить в работу каждого ученика.

Изучает, значит, понимает,

понимая – моделирует,

моделируя – прогнозирует,

ставит цели, планирует,

организует, контролирует, 
а, значит, управляет, 
управляя – изучает.

Хороший современный урок – это время, когда ученик познаёт себя, делает открытия, ищет верные решения, сомневается, радуется.

Изучение системы неизбежно потребует и системной организации учебной деятельности школьников. В ней следует выделить пять основных компонентов – учебно-познавательные мотивы, т. е. осознание «для чего мне необходимо изучить этот объект», действие целеполагания («что я должен сделать…»: выбор средств и методов, планирование решения («как и в какой последовательности я должен решить задачу»), решение задач и рефлексивно-оценочные действия  («все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели»). Слайд 11. Структура учебной деятельности.

На уроке чаще звучат вопросы: что ты думаешь по этому поводу? А как бы ты вышел из этой ситуации? Большое внимание уделяется взаимодействию учеников. Индивидуальная работа сочетается с коллективной, групповой, работой в парах.

Получать знания помогает современная техника:  компьютеры, интерактивные доски. Детям становится интересно. Все хотят выйти к доске. В результате чего учебный процесс активизируется.

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. 

На уроках русского языка происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурной, информационной, коммуникативной.

На уроках выполняются логически-поисковые задания, решаются задачи  и задания  практического характера, разгадываются ребусы, загадки, шарады, кроссворды.

Особая роль в учебном процессе отводится играм, поскольку данная форма обучения является наиболее естественной для учащихся начальной школы.

·         Запиши  слово  и  слова, которые в нём спрятались.

·         Из стихотворения подбери 1-2 примера к каждой схеме.

·         Задания на исключение лишнего (игра «Третий лишний»).

·         Распредели в две группы.

·         Игры по овладению умением осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта.

·         Определение существенных признаков объекта.

·         Какая буква «спряталась»?

·         «Домино»

·         «Найди пару»

Начиная с 1 класса необходимо гармонично соче­тать учебную деятельность с деятельностью творческой, свя­занной с развитием индивидуальных задат­ков учащихся, их познавательной актив­ности.

Например: «У нас урок вопросов и ответов. Учимся задавать вопросы… Учимся подвергать сомнению любую высказанную идею. Ищем ошибки в сказанном… Делимся на критиков и  изобретателей….».

Я, считаю, что реализация новых стандартов в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Задача учителя не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое.

Используя на уроках системно – деятельностный подход, тем самым решаю следующие задачи:                                                                                                                            – помогаю эффективному накоплению каждым учеником собственного личного опыта;

– развиваю творческие способности;

– предлагаю дифференцированные учебные задания и формы работы, поощряю к самостоятельному поиску путей решения поставленных проблем;

- осуществляю личностно-ориентированную направленность;

- помогаю ученику самостоятельно планировать свою деятельность;

- развиваю творческие способности каждого учащегося;

- побуждаю детей к самооценке, анализу и исправлению ошибок.

 

Предлагаю  посмотреть   несколько примеров такой работы:

 

Видео  урока.

 

Не давать образцов,  ставить ребенка в ситуацию, где  его привычные способы действия с очевидностью непригодны, мотивировать поиск существенных особенностей новой  ситуации, в которой надо действовать, – вот   технологическая основа  системно-деятельностного  подхода.

Галина  Анатольевна Цукерман, доктор психологических наук.


 

Системно - деятельностный подход на уроках русского языка в начальной школе

Системно - деятельностный подход на уроках русского языка в начальной школе

Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова

Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова

Предлагаю посмотреть несколько примеров такой работы:

Предлагаю посмотреть несколько примеров такой работы:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.07.2022