Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Колосок» с. Красноармейское Красноармейского района
Чувашской Республики
Семинар
на тему:
«Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности ДОУ как основа ФГОС дошкольного образования»
Подготовила:
старший воспитатель
Т.Р. Павлова
с. Красноармейское, 2020 г.
Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является появление нового документа – Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Стандарт задаёт ориентиры развития системы дошкольного образования и вносит ряд изменений в организацию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Дошкольник – это прежде всего – деятель, стремящийся познать и преобразовать мир. Ребёнок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребёнка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом.
Системно-деятельностный подход позволяет создать условия, в которых дети выступают активными участниками образовательной деятельности, учатся самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Именно знания и умения, которые ребёнок получает не в готовом виде, а в ходе активного взаимодействия с окружающим миром, становятся для него бесценным опытом, определяющим его успешность на последующих этапах обучения.
Цель системно-деятельностного подхода – воспитание личности ребёнка как субъекта жизнедеятельности, т. е. активно участвующего в сознательной деятельности. Он предусматривает развитие умений:
1. Ставить цель.
2. Решать задачи.
3. Отвечать за результат.
При реализации системно - деятельностного подхода учитывается ряд принципов:
1. Принцип субъективности воспитания – каждый ребёнок способен планировать действия и выстраивать алгоритм деятельности, оценивать свои действия и поступки.
2. Принцип учёта ведущих видов деятельности и законов их смены в формировании личности ребёнка. В раннем возрасте – это манипуляции с предметами (катится – не катится, звенит – не звенит и т. д.), а в дошкольном возрасте – игры. Дети принимают на себя различную роль и решают возникающие проблемы.
3. Принцип преодоления зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых. Ребёнок вместе с педагогом, узнаёт новое, ещё не изведанное.
4. Принцип обязательной результативности каждого вида деятельности. Ребёнок должен видеть результаты своей деятельности, уметь применять полученные знания в повседневной жизни.
5. Принцип высокой мотивированности любых видов деятельности. У ребёнка должен быть мотив к выполнению того или иного действия, он должен знать для чего он это делает.
6. Принцип обязательной рефлексии любой деятельности. Проведение итогов рефлексии научит ребёнка анализировать – что у него получилось, а что можно было сделать по-другому. При подведении рефлексии вопросы педагога не должны быть направлены только на пересказ детьми основных этапов образовательного мероприятия: «Где мы были?», «Чем занимались?», «Кто к нам в гости приходил?», они должны быть проблемного характера, типа: «Зачем мы это делали?», «Какое задание было для вас самым трудным?», «Важно ли то, что мы сегодня узнали?», «Для чего вам это пригодится в жизни?», «Что вы расскажите родителям о нашей сегодняшней встрече?».
7. Принцип нравственного обогащения – это социально-коммуникативное развитие (умение договариваться, работать в парах и микрогруппах, не мешать друг другу, не перебивать, слушать высказывания товарищей), и воспитательного значения (оказывая кому-то помощь, мы воспитываем доброту, толерантность).
8. Принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности. Педагог должен умело, ненавязчиво организовывать и руководить деятельностью детей (находиться рядом, а не «над детьми»).
9. Принцип активности ребёнка в образовательном процессе – целенаправленное, активное восприятие детьми изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении. Вопросы для активизации детей: «А как ты думаешь?», «Что ты можешь предложить?» (обращаясь к ребёнку, отмечает конкретные заслуги каждого ребёнка).
Образовательная деятельность на основе системно-деятельностного подхода имеет определенную структуру:
1. Введение в образовательную ситуацию (организация детей).
2. Создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности.
3. Проектирование, решения проблемной ситуации.
4. Выполнение действий.
5. Подведение итогов, анализ деятельности.
1. Введение в образовательную ситуацию (организация детей) предполагает создание психологической направленности на игровую деятельность. Педагог использует те приёмы, которые соответствуют ситуации и особенностям возрастной группы (в группу вносится что-то новое, кто-то приходит в гости).
2. Создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности. Тема образовательной деятельности не должна быть навязана педагогом, он дает возможность действовать в хорошо знакомой обстановке, а затем создаёт проблемную ситуацию, которая активизирует воспитанников и вызывает у них интерес к теме.
3. Проектирование, решения проблемной ситуации.
Педагог с помощью диалога помогает воспитанникам самостоятельно выйти из проблемной ситуации и найти пути её решения. На этом этапе важно не оценивать ответы детей, а предлагать им делать что-то на выбор, опираться на их личный опыт.
4. На этапе выполнения действий составляется новый алгоритм деятельности на основе старого, происходит возвращение в проблемную ситуацию. Для решения проблемной ситуации используется дидактический материал, разные формы организации детей (обсуждение проблемы, выбор вариантов для решения проблемы). Данный этап предусматривает:
- Нахождение места «нового» знания в системе представлений ребенка (мы знаем….потому что….; можно это делать или нельзя).
- Возможность применения нового знания в повседневной жизни (узнали-сделали).
- Самопроверку и коррекцию деятельности (как вы думаете, мы справились с проблемой).
5. Этап подведения анализа деятельности включает:
(Фиксацию движения по содержанию: «Что мы с вами делали?», «Как мы это сделали?», «Зачем?»).
- Выяснение практического применения нового содержательного шага («Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего вам это может пригодиться в жизни?»)
- Эмоциональную оценку деятельности («У вас было желание
помогать….?», «Что вы почувствовали, когда узнали?»).
- Рефлексия групповой деятельности («Что вам удалось вместе сделать в команде?», «У вас всё получилось?»).
- Рефлексия собственной деятельности ребёнка («У кого что-то не получилось?», «Что именно?», «Как вы думаете, почему?»).
Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребёнка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности. В основе развития лежит не пассивное созерцание окружающей действительности, а активное и непрерывное взаимодействия с ней. Системно-деятельностный подход в образовании предполагает, что человек в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться чему-то, т.е. научиться осуществлять деятельность. На первый план здесь выходит дело, а знания играют второстепенную роль, являясь средством выполнения этого дела и средством обучения. «Хочешь накормить человека один раз - дай ему рыбку. Хочешь накормить его на всю жизнь – научи его ловить эту рыбу» – древний мыслитель и философ Конфуций. Деятельность - система действий человека, направленная на достижение определённой цели. «Слышу – не помню, вижу – помню, делаю – понимаю» – Конфуций.
РЕФЛЕКСИЯ
В заключение нашей встречи хочу провести рефлексию по методу Эдварда де Боно (британский психолог и писатель, эксперт в области творческого мышления) «Шесть шляп». Для этого предлагаю послушать притчу:
«В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам. Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, черной, синей, красной, зеленой, желтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе. Немного поспорив, братья выбрали себе шляпы. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца. Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всем происходящем, анализировать факты и события. Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, а кому-то нет. Третий начал видеть все в черном цвете, обращал внимание на недостатки во всем. И многим это даже нравилось. Брат, который взял желтую шляпу, находил во всем только хорошее, видел все в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые назвали его наивным. Все, к чему прикасался пятый брат, который выбрал зеленую шляпу, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже не подозревал. Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше». Предлагаю вам представить себя на месте братьев и «примерить» одну из шляп. Подойдите, пожалуйста, и выберите шляпу.
Красная шляпа – поделиться своими чувствами и эмоциями, когда вы слышите понятие «системно-деятельностный подход».
Синяя шляпа – если мыслить масштабно, какие изменения внесёт системно-деятельностный подход в развитие ребёнка.
Жёлтая шляпа – каковы преимущества системно-деятельностного подхода.
Белая шляпа – какие детали системно-деятельностного подхода, на ваш взгляд, наиболее важны для развития ребёнка.
Чёрная шляпа – критический взгляд на проблему системно-деятельностного подхода.
Зелёная шляпа – предложите новые идеи для внедрения системно-деятельностного подхода в образовательный процесс.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.