Системно - деятельностный подход в обучении математике
Оценка 5

Системно - деятельностный подход в обучении математике

Оценка 5
Повышение квалификации
doc
математика
6 кл
05.06.2017
Системно - деятельностный подход в обучении математике
В статье рассматривается применение системно-деятельностного подхода в обучении математике.Приводятся примеры формирования различных универсальных учебных действий на разных этапах урока.Приводятся приёмы по оцениванию своей деятельности и деятельности одноклассников.ЭРассматривается эффективность листах обратной связи, в которых учащиеся отмечают мнение о своей работе на уроке, удовлетворенность уроком и т.д
Статья).doc
Системно ­ деятельностный подход в обучении математике Казьменко Е.А., учитель математики            При реализации федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом     образования   становится   формирование   общеучебных   умений   и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В настоящее время все   более   актуальным   в   образовательном   процессе   становится   использование   в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые   знания,   собирать   необходимую   информацию,   выдвигать   гипотезы,   делать выводы и умозаключения.             Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего,   через   формирование   универсальных   учебных   действий,   которые   выступают основой   образовательного   и   воспитательного   процесса.   Овладение   учащимися универсальными   учебными   действиями   создают   возможность   самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться       Сегодняшний   выпускник   должен   хотеть   и   уметь   познавать   окружающий   мир, должен уже на этапе окончания школы быть проектировщиком своей собственной жизни, а это  предполагает:  ­ профессионализм в какой­либо определенной области деятельности; ­  обладание способностью увидеть проблему;  ­ умение найти пути решения этой проблемы;  ­ умение организовать вокруг себя людей для решения этой проблемы.           Таким образом, стандарты нового поколения смещают акценты в образовании на   активную   деятельность   обучающихся.     В   процессе   деятельности   обучающийся осваивает УУД, развивается как личность.  Задача учителя – организовать урок таким образом, чтобы включить детей в деятельность.                  Рассмотрим   каким   образом   на   уроках   математики     можно   использовать деятельностный подход. Обучение детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение   в   урок   проблемного   диалога,   создание   проблемной   ситуации   для определения учащимися границ знания – незнания. Для создания проблемной ситуации я использую различные методы и приёмы:     – новый учебный материал  представляю в противоречии с предыдущей темой и  предлагаю найти способ его разрешения; ­предлагаю классу рассмотреть определённые явления с позиций имеющихся знаний,  побуждая к сравнению, обобщению, сопоставлению фактов, умению делать выводы в  создавшейся ситуации; ­ставлю конкретные вопросы, требующие обобщения, логики рассуждения,  обоснования; ­даю задания с заведомо допущенными ошибками по исходным данным.            На данном этапе урока учащиеся сравнивают, классифицируют, высказывают предположения и т.д.        К регулятивным действиям можно отнести   умение учащихся  планировать свою работу   на   уроке.     По   теме   «Переместительный   закон   сложения»   в   начале   урока рассматриваем   с   ребятами   интерактивный   плакат,   материал   учебника   и   рабочей тетради и определяем последовательность нашей работы.      Чтобы научить школьников самостоятельно и творчески учиться, для этого нужно включить их в специально организованную деятельность, сделать «хозяевами» этой деятельности. Для этого нужно выработать у школьников мотивы и цели учебной деятельности   («зачем   учиться   математике»),   обучить   способам   ее   осуществления («как   учиться?)   Давно   доказано   психологами,  что   люди   лучше   усваивают   то,  что обсуждают   с   другими,   а   лучше   всего   помнят   то,   что   объясняют   другим.   И   ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке учителем групповая работа.       Групповую форму работы применяю при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, при выделении приемов и методов решения задач, при акцентировании внимания учащихся на наиболее рациональных способах выполнения заданий и  т. п. Работа в парах – форма организации деятельности учащихся на уроке, которая необходима   для   того,   чтобы   обучить   учебному   сотрудничеству.   Но,   прежде   чем вводить   её,   следует   совместно   с   учащимися   определить   основные   позиции эффективного   взаимодействия.   Уже   в   процессе   выработки   основных   правил   под руководством   учителя   ребята   будут   учиться   слушать   друг   друга,   совместно вырабатывать   общее   решение.   Через   парную   работу   можно   осуществлять   и организацию взаимопомощи.                        Перед введением в урок этих   форм организации деятельности, в начале учебного года совместно с учащимися     были сформулированы основные правила работы: говорите по очереди, не перебивайте друг друга; внимательно слушайте того, кто говорит; если то, что говорят, не совсем понятно, надо обязательно переспросить и т.д.     Для повышения мотивации к  изучению математики на уроках возможны короткие проверочные работы нетрадиционного вида. В каждой теме выделяются ключевые понятия   и   термины,   которые   могут   быть   положены   в   основу   кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин. Для ряда тем специально разрабатываются кроссворды,   содержащие   понятия   одной   определенной   темы,   есть   достаточное количество кроссвордов, включающих в себя основные понятия предмета. Решение кроссвордов ­ занятие увлекательное и полезное, позволяет тренировать память.          Важнейшей   задачей   педагога   является   обучение     учащихся   самоконтролю   и самооценке своей деятельности на уроке. На различных этапах урока   проводится работа   по   само­   и   взаимоконтролю   устных   и   письменных   ответов   (по   заранее определённым критериям, образцам).             Этап   рефлексии   на   уроке   при   правильной   его   организации   способствует формированию умения анализировать деятельности на уроке (свою, одноклассника, класса). Один из вариантов в конце урока учащиеся отвечают на различные вопросы. Эффективны в применении   листах обратной связи в которых учащиеся отмечают мнение о своей работе на уроке, удовлетворенность уроком и т.д. Работа учащихся с листами обратной связи позволяет   сразу выявить тех ребят, которым необходима помощь,   и   уже   на   следующем   уроке   оказать   её.   Также   в   листах   обратной   связи учащиеся одним из смайликов отмечают своё самочувствие до и после уроков. Это помогает  заметить ребят, которые не могут сразу включиться в работу в полную силу и учесть это при организации работы с ними, при негативном настроении (плохом самочувствии) ребёнка по окончании уроков разобраться, что могло стать причиной, оказать ему поддержку. Листы обратной связи могут видеть и родители.      При систематическом применении описанных выше приёмов по оцениванию своей деятельности   и   деятельности   одноклассников,   можно   говорить   о   формировании объективного отношения ребёнка к себе и другим, что важно, когда речь идёт и о формировании группы личностных результатов.     Ещё одним эффективным средством по достижению планируемых метапредметных результатов   становится   систематически   организуемая   на   уроке   работа   со справочными   материалами.   Частое   обращение   к   справочникам   и   дополнительной литературе   формирует   у   учащихся   информационные   познавательные   УУД. Интересную   информацию,   найденную   учащимися   можно   использовать   при выполнении различных творческих заданий                А что же с традиционными видами работы учащихся на уроке? Ведь они позволяли   формировать   устойчивые   предметные   результаты,   которые   никто   не отменял   и   в   новом   стандарте.   Многие   из   них   могут   быть   направлены   на формирование УУД. Например, рассмотрим такой вид работы на уроке математики, как арифметический диктант. Что формируется у учащихся, когда они пишут ответы на задания типа: «Вычисли сумму 67 и 9, запишите разность 56 и произведения 5 и в»? Когда   он   переводит   словесную   формулировку   в   знаково­символическую   – формируются   познавательные   знаково­символические   УУД,   а   когда   выполняет вычисления, ­ получается предметный результат.       В условиях введения ФГОС ООО учителю необходимо научиться планировать и проводить   уроки,   направленные   на   формирование   не   только   предметных,   но   и метапредметных результатов. Системно­деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает проведение уроков нового типа. Учителям ещё предстоит овладеть   технологией   проведения   таких   уроков.   Сегодня   же   учитель,   используя возможности традиционного урока, также может успешно формировать у учащихся и предметные,   и   метапредметные   результаты.   Для   этого   необходимо   пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке

Системно - деятельностный подход в обучении математике

Системно - деятельностный подход в обучении математике

Системно - деятельностный подход в обучении математике

Системно - деятельностный подход в обучении математике

Системно - деятельностный подход в обучении математике

Системно - деятельностный подход в обучении математике

Системно - деятельностный подход в обучении математике

Системно - деятельностный подход в обучении математике

Системно - деятельностный подход в обучении математике

Системно - деятельностный подход в обучении математике
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.06.2017