Системно - деятельностный подход в обучении математике
Оценка 5
Повышение квалификации
doc
математика
6 кл
05.06.2017
В статье рассматривается применение системно-деятельностного подхода в обучении математике.Приводятся примеры формирования различных универсальных учебных действий на разных этапах урока.Приводятся приёмы по оцениванию своей деятельности и деятельности одноклассников.ЭРассматривается эффективность листах обратной связи, в которых учащиеся отмечают мнение о своей работе на уроке, удовлетворенность уроком и т.д
Статья).doc
Системно деятельностный подход в обучении математике
Казьменко Е.А., учитель математики
При реализации федеральных государственных стандартов второго поколения
приоритетом
образования становится формирование общеучебных умений и
навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной
мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В настоящее время
все более актуальным в образовательном процессе становится использование в
обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать
новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать
выводы и умозаключения.
Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде
всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают
основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися
универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного
успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию
усвоения, то есть умения учиться
Сегодняшний выпускник должен хотеть и уметь познавать окружающий мир,
должен уже на этапе окончания школы быть проектировщиком своей собственной
жизни, а это предполагает:
профессионализм в какойлибо определенной области деятельности;
обладание способностью увидеть проблему;
умение найти пути решения этой проблемы;
умение организовать вокруг себя людей для решения этой проблемы.
Таким образом, стандарты нового поколения смещают акценты в образовании
на активную деятельность обучающихся. В процессе деятельности обучающийся
осваивает УУД, развивается как личность. Задача учителя – организовать урок таким
образом, чтобы включить детей в деятельность.
Рассмотрим каким образом на уроках математики можно использовать
деятельностный подход. Обучение детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через
введение в урок проблемного диалога, создание проблемной ситуации для
определения учащимися границ знания – незнания.
Для создания проблемной ситуации я использую различные методы и приёмы:
– новый учебный материал представляю в противоречии с предыдущей темой и
предлагаю найти способ его разрешения;
предлагаю классу рассмотреть определённые явления с позиций имеющихся знаний,
побуждая к сравнению, обобщению, сопоставлению фактов, умению делать выводы в
создавшейся ситуации;
ставлю конкретные вопросы, требующие обобщения, логики рассуждения,
обоснования;
даю задания с заведомо допущенными ошибками по исходным данным.
На данном этапе урока учащиеся сравнивают, классифицируют, высказывают
предположения и т.д.
К регулятивным действиям можно отнести умение учащихся планировать свою
работу на уроке. По теме «Переместительный закон сложения» в начале урока
рассматриваем с ребятами интерактивный плакат, материал учебника и рабочей
тетради и определяем последовательность нашей работы.
Чтобы научить школьников самостоятельно и творчески учиться, для этого нужно
включить их в специально организованную деятельность, сделать «хозяевами» этой
деятельности. Для этого нужно выработать у школьников мотивы и цели учебной
деятельности («зачем учиться математике»), обучить способам ее осуществления
(«как учиться?) Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что
обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь
именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке учителем
групповая работа. Групповую форму работы применяю при повторении с целью
обобщения и систематизации учебного материала, при выделении приемов и методов
решения задач, при акцентировании внимания учащихся на наиболее рациональных
способах выполнения заданий и т. п. Работа в парах – форма организации деятельности учащихся на уроке, которая
необходима для того, чтобы обучить учебному сотрудничеству. Но, прежде чем
вводить её, следует совместно с учащимися определить основные позиции
эффективного взаимодействия. Уже в процессе выработки основных правил под
руководством учителя ребята будут учиться слушать друг друга, совместно
вырабатывать общее решение. Через парную работу можно осуществлять и
организацию взаимопомощи.
Перед введением в урок этих форм организации деятельности, в начале
учебного года совместно с учащимися были сформулированы основные правила
работы: говорите по очереди, не перебивайте друг друга; внимательно слушайте того,
кто говорит; если то, что говорят, не совсем понятно, надо обязательно переспросить
и т.д.
Для повышения мотивации к изучению математики на уроках возможны короткие
проверочные работы нетрадиционного вида. В каждой теме выделяются ключевые
понятия и термины, которые могут быть положены в основу кроссвордов,
головоломок, ребусов, шарад, викторин. Для ряда тем специально разрабатываются
кроссворды, содержащие понятия одной определенной темы, есть достаточное
количество кроссвордов, включающих в себя основные понятия предмета. Решение
кроссвордов занятие увлекательное и полезное, позволяет тренировать память.
Важнейшей задачей педагога является обучение учащихся самоконтролю и
самооценке своей деятельности на уроке. На различных этапах урока проводится
работа по само и взаимоконтролю устных и письменных ответов (по заранее
определённым критериям, образцам).
Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует
формированию умения анализировать деятельности на уроке (свою, одноклассника,
класса). Один из вариантов в конце урока учащиеся отвечают на различные вопросы.
Эффективны в применении листах обратной связи в которых учащиеся отмечают
мнение о своей работе на уроке, удовлетворенность уроком и т.д. Работа учащихся с
листами обратной связи позволяет сразу выявить тех ребят, которым необходима
помощь, и уже на следующем уроке оказать её. Также в листах обратной связи
учащиеся одним из смайликов отмечают своё самочувствие до и после уроков. Это помогает заметить ребят, которые не могут сразу включиться в работу в полную силу
и учесть это при организации работы с ними, при негативном настроении (плохом
самочувствии) ребёнка по окончании уроков разобраться, что могло стать причиной,
оказать ему поддержку. Листы обратной связи могут видеть и родители.
При систематическом применении описанных выше приёмов по оцениванию своей
деятельности и деятельности одноклассников, можно говорить о формировании
объективного отношения ребёнка к себе и другим, что важно, когда речь идёт и о
формировании группы личностных результатов.
Ещё одним эффективным средством по достижению планируемых метапредметных
результатов становится систематически организуемая на уроке работа со
справочными материалами. Частое обращение к справочникам и дополнительной
литературе формирует у учащихся информационные познавательные УУД.
Интересную информацию, найденную учащимися можно использовать при
выполнении различных творческих заданий
А что же с традиционными видами работы учащихся на уроке? Ведь они
позволяли формировать устойчивые предметные результаты, которые никто не
отменял и в новом стандарте. Многие из них могут быть направлены на
формирование УУД. Например, рассмотрим такой вид работы на уроке математики,
как арифметический диктант. Что формируется у учащихся, когда они пишут ответы
на задания типа: «Вычисли сумму 67 и 9, запишите разность 56 и произведения 5 и в»?
Когда он переводит словесную формулировку в знаковосимволическую –
формируются познавательные знаковосимволические УУД, а когда выполняет
вычисления, получается предметный результат.
В условиях введения ФГОС ООО учителю необходимо научиться планировать и
проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и
метапредметных результатов. Системнодеятельностный подход, лежащий в основе
стандарта, предполагает проведение уроков нового типа. Учителям ещё предстоит
овладеть технологией проведения таких уроков. Сегодня же учитель, используя
возможности традиционного урока, также может успешно формировать у учащихся и
предметные, и метапредметные результаты. Для этого необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и способов
организации учебной деятельности учащихся на уроке
Системно - деятельностный подход в обучении математике
Системно - деятельностный подход в обучении математике
Системно - деятельностный подход в обучении математике
Системно - деятельностный подход в обучении математике
Системно - деятельностный подход в обучении математике
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.