Системно-деятельностный подход во внеурочной деятельности: взгляд отдельно взятого класса
Оценка 5

Системно-деятельностный подход во внеурочной деятельности: взгляд отдельно взятого класса

Оценка 5
Научные работы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
27.04.2017
Системно-деятельностный подход во внеурочной деятельности: взгляд отдельно взятого класса
Сегодня очень многие говорят о том, что смена веков и тысячелетий привела к пониманию неизбежности перемен в общественном жизнеустройстве. Накопление знаний, переход к новым технологиям во всех сферах жизни приводят к осознанному пониманию пересмотра не только того, чему мы учим детей, но и того, как мы это делаем. Меняющийся мир требует соответствующих изменений в образовании.
статья Исаевой.docx
Системно-деятельностный подход во внеурочной деятельности: взгляд отдельно взятого класса Исаева О.А. «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».  Сегодня очень многие говорят о том, что смена веков и тысячелетий привела к пониманию  неизбежности перемен в общественном жизнеустройстве. Накопление знаний, переход к новым  технологиям во всех сферах жизни приводят к осознанному пониманию пересмотра не только  того, чему мы учим детей, но и того, как мы это делаем. Меняющийся мир требует  соответствующих изменений в образовании. Задача системы образования состоит не в передаче  объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности  означает становление духовного развития личности. Понятие системно­деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие.  Уже тогда ученые старались снять противоречия внутри отечественной психологической науки  между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей  отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и целый ряд исследователей), и  деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков,  А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи). Системно­ деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов. Что значит "деятельность"? Сказать "деятельность" – это указать на следующие моменты.  Деятельность это всегда целеустремленная система, нацеленная на результат. Понятие  системно­деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть  достигнут только в том случае, если есть обратная связь. Умение учиться для ученика  складывается в  систему универсальных учебных действий. Что  имеют ввиду, когда говорят "учебная деятельность"? Учебная деятельность – это орган развития, саморазвития, самовоспитания личности. Познание  встраивается в этот процесс. Чему должен научиться ребенок? Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны.  Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод". Притча гласит: не надо давать рыбу, надо  научить ловить ее. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить  учиться, научить "ловить рыбу", а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями,  без которых ничего не может быть. Именно в действии порождается знание. Системно­деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в  новое поколение стандартов российского образования. Работая по Образовательной программе «Школа 2100» первый  год , я убедилась, что  деятельностный метод обучения лежит не только в основе учебной деятельности, но и особую  роль играет во внеурочной деятельности. Именно на таких занятиях мы, учителя начальных  классов, как раз и создаём условия для самореализации и самоопределения личности ученика,  где основным принципом, решающим современные образовательные задачи с учётом запросов будущего, становится принцип деятельности и целостного представления о мире. Применяя  технологию деятельностного метода на уроках и имея положительный результат, мы можем с  точность говорить, что и во внеурочной деятельности нужно продолжение этого подхода, ведь  через имеющийся личный опыт, ученик проверяет его в действии. Мы знаем, на практике, только  попробовав сам и почувствовав свои возможности, ученик может точно сказать, чего он хочет,  что может, а где ему ещё нужно узнать или сделать для себя новые открытия. Все мы знаем, как сложно ученику и его родителям адаптироваться первый год в школе, а тем  более ещё и в чём­то найти себя, проявить интерес в той или иной области. На помощь нам  пришла исследовательская и проектная деятельность. На этом этапе очень важна помощь  школьного психолога.  Тестирование, проведённое им,  позволило нам разделить класс на три  группы по интересам и характерам детей. Это решает ещё и коммуникативную задачу, общение  без конфликтов – всегда легче найти общий язык, если есть общие интересы.  Мы разработали  план работы на целый год, где главной целью было увидеть, на что способен ученик и к каким  способностям он склонен. Решив начать работу с самого трудного, с кружка «Юный Робинзон», в 1 классе, мы доказали, как важен именно деятельностный подход в такой работе. Ученики учились не только открывать для  себя новые знания, но и сами открывали в себе то, что им больше всего интересно. За время  работы над исследовательским проектом «Красная книга Урала» дети научились пользоваться  дополнительной литературой, отбирать нужную информацию, делать выводы, оценивать не  только себя, но и свою работу. Работая целый год  над проектом, сплотился не только коллектив  класса, но и коллектив родителей. Среди учеников определились группы ребят по способностям  и интересам, а также учителю представилась возможность тесно пообщаться с родителями  класса,  и узнать какую помощь могут оказать и взрослые (кто шьет, кто рисует, мастерит,  сочиняет и т. д.). Результат – защита проекта «Живая аптека». Восемь человек из класса  награждены грамотами ГДДЮТ «Лучший эколог». Посетили музей Природы, краеведческий  музей, станцию юных натуралистов.  Учащиеся являются участниками   конкурса рисунка по  проблемам защиты окружающей среды.  Раскрытие творческих способностей учащихся в области театрального и художественного и  декоративно­прикладного искусства. Кружок «Чудеса из теста», «Весёлый карандаш»,  «Ренесанс­колорит», «Галилео» позволили не только выявить талантливых детей, но и помогли  раскрыться детям замкнутым, стеснительным, а также определиться, кто на что способен.   Деятельность учеников была направлена на пробу себя в области искусства – рисование,  технология, литература, музыка. За это время класс разделился ещё на несколько групп, и  работа была направлена уже непосредственно на работу в группах. У каждого ученика была своя цель, которую он непременно должен достичь. Среди учеников появились дети, которые хорошо  рисуют, мастерят, работают с соленым тестом, сочиняют, поют, читают стихи и прозы.  Результат –дипломы победителей в городском конкурсе фитодизайна, в школьном конкурсе поделок из  природного материала, городского конкурса творческих работ, участники выставки детского  художественного творчества.Учащиеся стали участниками и победителями детских выставок  декоративно­прикладного творчества. Работая над проектом «Цветы для школьного двора», именно деятельностный подход позволил  каждому ученику попробовать себя в роли исследователя, садовода, дизайнера и просто  наблюдателя над своей деятельностью.  Ученики не только самостоятельно выращивали рассаду на подоконнике, но и сами высадили ее на школьном дворе, соблюдая всю технологию посадки и  ухода, конечно, им пришлось немало извлечь информации из дополнительной литературы,  Интернета, в которой они нашли много полезного для себя. Ведь вырастить цветок из маленького семечка, в классных условиях, сначала для ученика было невозможным. В классе развернулась  настоящая лаборатория, где ученики самостоятельно ставили опыты и наблюдали за растениями. Но только специальная литература, опыты, соблюдение всех технологий позволили ученикам  убедиться, что даже из невозможного можно добиться прекрасных результатов. Эта  деятельность позволила  ученикам работать не только самостоятельно, но и показала, что даже  ученик начальной школы может перевернуть мир к лучшему. Мы убедились, когда трудно – тогда  и интересно. Результат – клумбы цветов на пришкольном участке.  Делая вывод, можно с уверенностью сказать, что деятельностный подход во внеурочной  деятельности позволяет не только ученику начальной школы найти себя, самоопределиться и  приблизиться к эталону выпускника. Переходя впятый  класс, он будет уверен в себе, сможет  самостоятельно применять полученные знания, без помощи взрослых, что позволит ему ещё  больше преуспеть в учёбе и даст возможность  найти себя ещё и  в другой области, глубже  заняться тем, что ему больше всего интересно. Для ученика всегда важен результат, а когда за  свою деятельность он получает сертификат, диплом, грамоту, то это только подтверждение, что  его труд, деятельность имеет успех, а значит и не за горами тот день, когда у нас появятся новые технологии или произведения искусств, авторами которых будут наши ученики.     Современный ребёнок должен сегодня не только что­то делать и знать, он должен научиться  учиться, уметь применять полученные знания в школе, самостоятельно в любой жизненной  ситуации. А значит, в настоящее время, актуальным остаётся и будет, деятельностный метод  обучения не только в учебной деятельности, но и во внеурочной, т. к. этот метод предполагает  разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого ученика.  Метод хорош и тем, что он обеспечивает рост творческого потенциала ученика, создаёт основу  для самостоятельного успешного обучения. Как помочь ребёнку самоопределиться? Только с помощью действий. В учебный план введены часы внеурочной деятельности, которая является продолжением  учебных  занятий. Внеурочная деятельность выигрывает тем, что имеет конкретную  практическую направленность, конечный результат деятельности не только ученика, но и  учителя. Все занятия строятся на основе деятельностного подхода. На каждом занятие учитель  планирует активную деятельность учащегося, т. е. прописывает ожидаемый результат, который  на практике практически всегда оправдан. Деятельностный подход во внеурочной деятельности  даёт нам новые способы расширения возможностей учеников. Чем больше действий, тем больше ученик имеет возможностей раскрыть себя, найти себя, потому что различные врождённые  задатки есть у всех, но развиваются они в процессе деятельности. Один ученик делает, потому  что ему интересно, второй, потому что подражает первому, третий – уже сам умеет это делать и  т. д.  Так и выстраивается «цепочка» деятельности на занятиях внеурочной деятельности.

Системно-деятельностный подход во внеурочной деятельности: взгляд отдельно взятого класса

Системно-деятельностный подход во внеурочной деятельности: взгляд отдельно взятого класса

Системно-деятельностный подход во внеурочной деятельности: взгляд отдельно взятого класса

Системно-деятельностный подход во внеурочной деятельности: взгляд отдельно взятого класса

Системно-деятельностный подход во внеурочной деятельности: взгляд отдельно взятого класса

Системно-деятельностный подход во внеурочной деятельности: взгляд отдельно взятого класса

Системно-деятельностный подход во внеурочной деятельности: взгляд отдельно взятого класса

Системно-деятельностный подход во внеурочной деятельности: взгляд отдельно взятого класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.04.2017