Системный подход в работе с родителями по воспитаению культуры поведения у детей"

  • docx
  • 09.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Системный подход в взаимодействии организации дошкльного образования с семьёй.docx

 

 

 

 

 

 

ПРОЕКТ

 

Системный подход  во взаимодействии организации дошкольного образования  с семьёй по воспитанию культуры поведения детей дошкольного возраста

 

 

 

 

 

Выполнил:

Воспитатель-методист по приоритетному направлению деятельности ОДО,

МОУ «Бендерский детский сад №25»

Дончу Ольга Дмитриевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С СЕМЬЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Сущностные характеристики системного подхода  в организации дошкольного образования……………………………………………………… 5

1.2. Особенности организации взаимодействия организации дошкольного образования с семьей по работе, направленной на воспитание культуры поведения ……………………………………………………………..7

II. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ МОУ «БЕНДЕРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 25»

2.1. Модель организации системы взаимодействия организации дошкольного образования с семьей……………………………………………12

2.2. Организация взаимодействия организации дошкольного образования и семьи по воспитанию культуры поведения детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...25

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….26

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..


 

ВВЕДЕНИЕ

Масштабные преобразования в обществе, сложные социально-экономические и экологические условия современности диктуют необходимость поиска и разработки новых подходов к реализации задач воспитательно-образовательной работы в организации дошкольного образования.

Усиление воспитательной и образовательной функции дошкольного учреждения, а также изменения, происходящие в жизни общества, обуславливают необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. От качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

По мнению авторов, детский сад только тогда удовлетворяет в полной мере потребности семьи, когда он является открытой системой, а родители являются не объектом воспитания, а субъектами взаимодействия с дошкольной образовательной организацией. Включение семьи как партнера и активного участника в образовательную среду дошкольной образовательной организации  качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей. Социально-экономические преобразования современного общества с особой остротой ставят проблему формирования культуры поведения у дошкольников. Интерес к проблеме формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста обусловлен низким воспитательным потенциалом семьи. Перед организацией дошкольного образования  в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, нравственных качеств и культуры поведения.

В процессе формирования культуры поведения у детей дошкольного возраста участвуют одновременно и организация дошкольного образования  и семья. Воспитание культуры поведения предусматривает обязательную связь с воспитанием детей в семье, координацию усилий педагога и родителей.

Таким образом, нами выявлено противоречие между достаточной разработанностью вопроса взаимодействия организации дошкольного образования и семьи и наличием бессистемности в вопросах управления данным взаимодействием. Указанные противоречия позволили определить  тему проекта: Системный подход во  взаимодействии  организации дошкольного образования с семьей по воспитанию культуры поведения детей дошкольного возраста.

Цель проекта: разработать систему организации взаимодействия ОДО и  семьей  в вопросах воспитания культуры поведения дошкольников.

Объект проекта: процесс взаимодействия организации дошкольного образования с семьёй.

Предмет проекта:  условия взаимодействия ОДО с семьей по воспитанию культуры поведения детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

- изучить сущностные характеристики системного подхода во взаимодействии организации дошкольного образования с семьёй;

- разработать систему организации взаимодействия ОДО с семьей по вопросам культуры поведения детей дошкольного возраста.

Предполагаемый результат проекта: использование материалов проекта для привлечения родителей к совместной работе с организацией дошкольного образования по воспитанию культуры поведения дошкольников, в рамках работы клуба для родителей «Семь +Я».

I.        ТЕОРЕТИКО- МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С СЕМЬЕЙ

 

         1.1 Сущностные характеристики системного подхода к  управлению организацией дошкольного образования

Теория систем впервые была применена в точных науках и в технике. Применение теории систем в менеджменте в конце 1950  годов явилось важнейшим вкладом школы науки управления. Система - некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.

Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении.

В.Г. Афанасьев считает, что системный подход -  это: концентрация внимания на целостности структуры организации, взаимозависимость частей организации, работающих ради одной цели, ориентация на конечные результаты деятельности фирмы, в условиях быстро меняющейся внешней среды .

По мнению А.А. Миролюбова, сущность системного подхода  заключается  в понимании объекта исследования как системы, в рассмотрении процесса исследования объекта как системного по своей логике и применяемым средствам.

В.Г. Афанасьев выделил основные принципы системного подхода:

1. Принцип цели - ориентирует на то, что при исследовании объекта необходимо, прежде всего, выявить цель его функционирования. Данный принцип строится на соблюдении двух условий:

· цель должна быть сформулирована таким образом, чтобы степень её достижения можно было оценить (задать) количественно;

· в системе должен быть механизм, позволяющий оценить степень достижения заданной цели.

2. Принцип двойственности.

3. Принцип иерархичности строения.

4. Принцип целостности.

5. Принцип множественности.

6. Принцип структуризации.

7. Принцип историзма.

Т.И. Шамова отметила, что сущность системного подхода  в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. С изменением одного компонента системы изменяются и другие. Основные понятия системного подхода: «система», «структура» и «компонент».

Система - совокупность компонентов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее этим компонентам по отдельности.

Структура трактуется как порядок оформления компонентов в систему, принцип ее строения. В качестве структурных (составных) компонентов системы чаще всего выделяют: цели, задачи, стратегию, струк­туру, ресурсы, технологию и людей.

В педагогических исследованиях существует множество определений понятия «цель».

Организация образовательной организации  является единой системой. Её функции совершенно определены: деятельность всех сотрудников должна быть направлена на качественное осуществление функциональных задач детского сада.

Цель образовательной дошкольной  организации как образовательной системы – создание условий для полноценного гармоничного развития, воспитания и обучения каждого ребенка на уровне его индивидуальных возможностей.

Общая система дошкольного образовательного учреждения имеет большое количество систем, которые взаимосвязаны друг с другом.

Педагог должен рассматривать дошкольное образовательное учреждение как систему и видеть все связи между частями.

Системный подход воспринимается как совокупность принципов, определяющих цель и стратегию решения сложных проблем, как метод, основанный на представлении объекта-носителя проблемы в качестве системы, включающий с одной стороны разложение сложной проблемы на ее составляющие, анализ этих составляющих, вплоть до постановки конкретных задач, имеющих отработанные алгоритмы решения, а с другой стороны, удержание этих составляющих в их неразрывном единстве.

Таким образом, системный подход в развитии дошкольного образования является основой реализации основной образовательной программы.

 

1.2. Особенности организации взаимодействия организации дошкольного образования с семьей по работе, направленной на воспитание культуры поведения

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития дошкольников.

Организация дошкольного образования сегодня является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с родителями.

Государственный образовательный стандарт дошкольного образования на дошкольные образовательные учреждения (организации) и семьи воспитанников возлагает ответственные социальные задачи. Основное условие Государственного образовательного стандарта  дошкольного образования: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов Государственного стандарта дошкольного образования   является принцип партнерства с семьей.

Стандарт открывает широкие возможности для включения в процесс данного взаимодействия всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества. В нем говорится: «Детство обеспечивается – и это главное –  поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка».

В современных условиях введения Государственного образовательного стандарта педагогическим работникам дошкольного образования и семьям воспитанников важно понимать, что основной идеей их взаимодействия является установление партнёрских отношений. Задача детского сада признать родителей полноценными участниками образовательных отношений и оказать семье педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка, раскрытии его возможностей и способностей.

В настоящее время семья переживает противоречивое и сложное состояние: утрачены традиции семейного воспитания и его   нравственные ценности, изменился статус семьи как воспитательного института. Сокращается количество благополучных по составу и по степени воспитательного влияния семей. Растет отчуждение, непонимание родителей детей. Изменилось качество самой семьи. Разрушены нравственные представления о браке и семье. Утрачено понятие ответственности за сохранение брака. Увеличивается процент детей, растущих в неполных семьях, либо в семьях, где один из родителей родным не является. Тенденция снижения рождаемости, непопулярность отцовства и материнства создают негативный социально-психологический фон в семье. Серьезной проблемой является отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов от семьи. Семья и дошкольная образовательная организация – два важных института социализации дошкольников. Взаимодействие с дошкольной организацией помогает семье: относиться к ребенку как равному,  знать и учитывать его слабые и сильные стороны, установить доверительные отношения с ребенком,  радоваться его личным достижениям .

Совместная деятельность сотрудничающих взрослых в условиях совместного пребывания в дошкольной организации является сложным видом педагогической деятельности и имеет свои особенности.

В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.  Для успешного решения  задачи формирования у детей дошкольного возраста культуры поведения  значительная роль отводится родителям. Приучая детей здороваться со своими товарищами, педагогами  родители  используют и утренний приход в детский сад, и встречи в течение дня. Многократные упражнения помогают ребенку осознать общее правило: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые». Такая постоянная связь формирует у детей положительную привычку. Имеет значение и то, как будет сказано ребёнком  «Здравствуйте» или «Доброе утро», ведь внешняя форма вежливости выражает уважение и доброжелательное отношение к окружающим. Необходимо использовать личный пример. При воспитании культуры поведения у детей обязательно нужно контролировать выполнение ребенком правил поведения, сопровождая его оценкой, положительной либо отрицательной. Отрицательная оценка, в любом случае, должна быть тактичной. Например, «не понимаю, как ты, такой хороший мальчик, мой помощник, мог обидеть девочку». Практика показывает, что наказаниями ничего не добьешься. Наказывая, мы растим детей неискренними, так как в присутствии взрослого они не дерутся, не грубят (знают, что понесут наказание), а когда рядом нет взрослого, сразу начинаются конфликты. Хороший пример родителей  – серьезный помощник в воспитании. Ребенок по собственной воле подражает человеку, которого любит. Надо воспитывать собственной воспитанностью. Для успешного воспитания важны не только любовь к ребёнку, но и общий микроклимат семьи. Здесь уместно вспомнить высказывание Себастьяна Бранта «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители – пример ему».  Взрослые, которые ежедневно взаимодействуют с детьми, подают им пример собственным поведением и отношением к миру. Следовательно, бесполезно говорить о высоких целях, если сами взрослые им не следуют. В этом одна из ключевых проблем воспитания и причина того, что многие цели и задачи только декларируются, но не осуществляются. Поэтому необходимо создать такие условия, где взрослые (педагоги и родители) в процессе содержательно обогащённого и эмоционально комфортного взаимодействия с ребёнком сами развивались и воспитывались. Основная цель всех форм взаимодействия установление доверительных отношении между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду. Существуют традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия педагога с родителями дошкольников.. Традиционные формы подразделяются на коллективные и индивидуальные. К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. Одна из традиционных форм родительское собрание – одна из основных  форм взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Для того,  чтобы собрание прошло интересно, необходимо  организовать   предварительную работу: разработать  план; провести  анкетирование детей и родителей на тему: «Нравственные ценности»;  оформить  текстовый и наглядный материал (памятки для родителей: «Основы нравственных отношений в семье»; «Задачи формирования нравственного поведения у дошкольников»);.

Среди индивидуальных форм –  педагогическая беседа с родителями на любые темы, которые  интересуют родителей. Использование   наглядно-информационных методов  в воспитании культуры поведения у детей дошкольного возраста помогает родителям  лучше узнать работу педагогов и деятельность детей в течении дня. Это такие  метода как выпуск групповой газеты « Ежели вы вежливы». В силу занятости родителей можно предложить для ознакомления ряд буклетов по теме культуры поведения детей, а также оформить ширмы нужной тематики.  Очень интересная и действенная  нетрадиционная  форма взаимодействия с родителями  использование метода проектной деятельности.  В дошкольном возрасте можно  реализовать краткосрочный  проект  « Мы - вежливые и культурные».

Также интересны для родителей разнообразные встречи по интересам, педагогические гостиные «Культура речи», «Этикет в быту». работа клубов, на заседаниях которых решаются вопросы культуры поведения во всех её тонкостях.

Дуброва В. П. предлагает следующие этапы сотрудничества с родителями:

На первом этапе продумывается содержание и формы работы с родителями, проводятся опросы родителей. Результаты опроса являются основанием для планирования работы с родителями.

На втором этапе устанавливаются между воспитателями и родителями доброжелательные межличностные отношения.

На третьем этапе необходимо  формировать у родителей более полный образ своего ребенка и правильного его воспитания.

На четвертом этапе ознакомление воспитателей с проблемами семьи.

На пятом этапе совместное исследование и формирование личности ребенка.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал, что признание приоритета семейного воспитания требует иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

.

 

 


 

II. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ МОУ «БЕНДЕРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 25»

2.1. Модель организации системы взаимодействия организации дошкольного образования с семьей

         Одной  из основных задач, стоящих перед организацией дошкольного образования является взаимодействие с семьей. Детский сад  представляет собой открытую систему, главным «инструментом» которой, является социальное партнерство, содружество  коллектива детского сада с родителями, действующего на демократических и гуманистических принципах. Модель организации взаимодействия организации дошкольного образования и семьи можно представить как совокупность таких компонентов, как цель, содержание, формы, методы и средства взаимодействия, конкретные участники педагогического взаимодействия (представители организации образования и родители).

         Цель – создание эффективных условий для взаимодействия организации дошкольного образования и  семьи что способствует успешному развитию и реализации личности  ребенка.

         Нами была составлена модель взаимодействия организации дошкольного образования и семьи по вопросам развития ребенка, которая состоит из трех блоков: информационно-аналитического, воспитательно- развивающего, контрольно-оценочного.

 

Данная модель представлена на рисунке 1.


 

 

Модель организации взаимодействия

МОУ «Бендерский детский сад № 25» и семьи

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рисунок 1. Модель взаимодействия организации дошкольного образования и семьи.

         Первый блок – информационно-аналитический. Он исследует деятельность организации дошкольного образования и родительского сообщества. В данном блоке предполагается сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов.  Эти задачи и определяют формы и методы дальнейшей работы педагогов. К ним относятся: опрос, анкетирование, патронаж, интервьюирование, наблюдение и специальные диагностические методики, используемые в основном психологами.

         Второй блок – воспитательно-развивающий.  Этот блок способствует формированию интереса родителей к педагогической культуре и взаимодействию с организацией дошкольного образования в процессе воспитания дошкольника, а также развитию навыков семейного воспитания и общения.

         Для решения данной задачи выбираются соответствующие формы взаимодействия: игротеки, выставки выходного дня, театральная пятница, встреча с интересным человеком, праздники, издание семейных газет, журналов, защита семейных проектов, ведение домашних читательских дневников и многое другое.

         Третий блок – контрольно-оценочный. Зачастую работа с семьей оценивается по количеству мероприятий, при этом совсем не анализируются их качество, востребованность среди родителей и то, насколько усилия педагогического коллектива помогли родителям и детям.  Третий блок направлен на выявление заинтересованности родителей в совместной деятельности с организацией дошкольного образования в воспитательном процессе. Этапы внедрения модели представлены в приложении 2

Оценку эффективного взаимодействия организации дошкольного образования и семьи можно осуществить по следующим критериям и показателям, которые указаны  в таблице 1.

Таблица 1

 

Оценка эффективного взаимодействия организации дошкольного образования  и семьи

 

Критерии

Показатели

 

Изменения во взаимоотношениях между детьми и родителями

- упрочение контактов между членами семьи;

- укрепление семейных традиций;

- увеличение времени совместных дел взрослых и детей в семье

Изменения во взаимоотношениях между педагогами и родителями

- повышение готовности к взаимодействию с семьей, преодоление боязни семьи;

- изменение активности членов семьи в педагогическом процессе;

- увеличение интенсивности контактов, инициативность

Изменения в педагогическом процессе

- создание детско – взрослого сообщества;

- накопление материала из опыта работы в методическом кабинете;

- обобщение опыта работы по взаимодействию с семьей

 

         Таким образом, данная модель позволяет систематизировать деятельность педагогического коллектива организации дошкольного образования и семьи, и может явиться отправной точкой организации гармоничного взаимодействия педагоги-родители-дети.

 

2.2. Организация взаимодействия организации дошкольного образования и семьи по воспитанию культуры поведения детей дошкольного возраста

          На протяжении нескольких лет коллектив МОУ «Бендерский детский сад №25» работает над решением проблемы  повышения  эффективности  взаимодействия  детского сада и семьи по воспитанию культуры поведения детей дошкольного возраста. Основная цель данной работы – всестороннее и гармоничное развитие каждого ребенка. Приоритетными направлениями в деятельности педагогического коллектива организации дошкольного образования служат:

- повышение профессиональной компетентности педагогов организации дошкольного образования  по вопросам взаимодействия с семьей;

- приобщение родителей к участию в жизни детского сада и социализации ребенка через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;

- повышение воспитательных умений и педагогической культуры родителей.

   Родители  зачастую  испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно  свободного времени для занятий с детьми дома, а также в силу своей  занятости не всегда уделяют внимание тонкостям поведения в быту. Обязанность каждой семьи - развить культуру поведения ребенка с помощью своих поступков и действий, чтобы впоследствии он мог "измерить" свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить свое поведение нравственным нормам и приемлемым формам культуры поведения. Неумение правильно вести себя в обществе, дома создает человеку определенную репутацию, которая усложняет его отношения с людьми, мешает в жизни. Поэтому, с детства следует формировать у детей культуру поведения. Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье, конечно, нельзя отрицать, что в формировании личности ребёнка также принимают активное участие и детский сад, и сверстники, и родители. Но влияние семьи - особое, оно начинается с первых шагов ребёнка. А поэтому уровень нравственной культуры родителей, их убеждения, жизненные планы и цели, опыт социального общения, семейные традиции и нормы поведения, словом, вся атмосфера семьи имеет решающее значение в воспитании ребёнка. Культура поведения выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, с другой - усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия учащихся. Усвоенные человеком правила превращаются в воспитанность личности. Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета, она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их.

          В культуре поведения органически объединены

- культура общения,

 -культура внешности,

 - культура деятельности,

 -культура речи.

Культура поведения - характерный признак хорошего воспитания. Формируя представление о нормах и правилах поведения, необходимо влиять на отношения ребенка со сверстником, родителями, другими людьми, помогая ориентироваться в общественной жизни.

Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия организации дошкольного образования  и семьи. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания культурного и воспитанного ребёнка, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся знания, развивать креативные способности. Для оптимизации и эффективности работы  МОУ «Бендерский детский сад № 25» с родителями мы пришли к необходимости создания модели  организации системы взаимодействия  организации дошкольного образования с семьей.

         Педагогами детского сада проводится анкетирование родителей по вопросам деятельности, образования и воспитания детей дошкольного возраста.

         Анкетирование родителей позволяет выявить, что именно они ждут от детского сада и уровень готовности родителей  вступить в образовательную, воспитательную деятельность детского сада. Это помогает  выработать тактику общения с каждым родителем, лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учитывая индивидуальные особенности.

         Работа с родителями в рамках информационно-аналитического блока строилась по двум взаимосвязанным направлениям.

         Первое направление - просвещение родителей, передача им необходимой информации, в частности по вопросам воспитания культуры поведения дошкольников. Для решения вопросов использовались следующие формы.

         Анкетирование, задачей которого является сбор информации об удовлетворенности родителей качеством воспитания и обучения.

         Информационные общие стенды о программах воспитания и развития детей в детском саду; о безвозмездной материальной помощи родителей, задачей которых является ознакомление родителей с различной информацией.

         «Один день в детском саду»,  задачей которого является информация о произошедших за день мероприятиях в детском саду, в группе информация передаётся через папки-передвижки, буклеты.

         Мини библиотека, задачей которой является рекомендация психолого педагогической литературы родителям. Родителям выдается литература по воспитанию культуры поведения детей дошкольного возраста  для прочтения дома.

         Второе направление - организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е. это обмен мыслями, идеями, чувствами. С этой целью были организованы  следующие мероприятия, которые включали родителей и детей в общее интересное дело, что «вынуждало» взрослых вступить с ребенком в общение.

         «Ваши добрые дела»,  задачей которых является: поощрение участия родителей в том или  ином мероприятии, выражение  благодарности за  любую оказанную помощь. Субботники, задачей которых является сплочение родителей между собой и  сотрудниками детского сада.

         «Семейная мастерская», задачей которой является  способствовать сотрудничеству родителей и детей в совместной деятельности и культурному общению детей, родителей и педагогов.

Таким образом, появилась возможность дифференцированного подхода.

         Работа с родителями в рамках воспитательно-развивающего блока выстраивалась следующим образом.

         Задачами данного блока является формирование педагогической культуры родителей, умения анализировать свое поведение в отношении детей и контролировать свои эмоции в общении с членами семьи; формирование навыков совместной деятельности как способа гармонизации внутрисемейных отношений; повышение психолого-педагогической грамотности родителей; развитие умения культурного  общения в семье.

   Для решения поставленных задач использовались активные формы и методы работы с родителями: 

- групповые и общие родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, занятия с ребенком с участием родителей, выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями, участие родителей в подготовке праздников «Мы поссоримся и помиримся», «День матери», «Уроки общения», «Вежливый и культурный », « Что такое хорошо и что такое плохо»,  проведение акции   «Покормим птиц »,  «Добрые дела  малышей »  и др.

         Была проведена работа с родительским комитетом группы и детского сада в целом, беседы с родителями, консультации, тренинги, семинары, игровые практикумы на темы: «Этикет в жизни малыша», «Речевой этикет», «Вежливость – что это такое?», «Воспитание культуры поведения за столом» и др.

         Основной формой работы с родителями являлись родительские собрания в группах, задачей которых является  формирование  общих интересов у детей и родителей, научить родителей быть самим и научить детей культурному  поведению в общественных местах. Ведь не секрет, что не всегда слова и дела схожи. В работе с родителями важна атмосфера доверительных, дружеских отношений. Поэтому родительские собрания проводятся   нетрадиционно. Все участники изначально находятся в равном положении. Каждый высказывал свое мнение и вносил свои предложения. На каждом родительском собрании проводятся практикумы, тесты или тренинги, на которых мамы и папы действуют, а не просто говорят. Родители сами принимают решения по хозяйственным и другим вопросам.

Особое место в пропаганде педагогических знаний родителей с задачами и условиями культуры общения, содержанием и методами воспитания детей в детском саду способствует у части родителей преодоления поверхностного суждения роли детского сада в жизни дошкольников, оказывают практическую помощь семье по формированию культуры общения. В работе дошкольных учреждений используются разные средства наглядной пропаганды. Весьма эффективным, получившим в последнее время широкое распространение, является эпизодическое привлечение родителей к посещению детского сада с постановкой перед ними конкретных педагогических задач: наблюдение за общением воспитателя и детей, отношение между сверстниками, за играми, за поведением своего собственного ребенка. Естественно, что на первых порах родители охотнее всего откликаются на предложения воспитателя понаблюдать за общением своего собственного ребенка. Обязательно нужно пригласить родителей тех детей, которые имеют какие-либо отклонения в культуре общения. Чаще всего эти отклонения - результат неправильного воспитания в семье: в некоторых семьях детей чересчур балуют, потакают воли; других - держат в чрезмерной строгости, в-третьих - взрослые непоследовательны. Наблюдение за своим ребенком в условиях детского коллектива, сравнения его культуры общения с др. детьми будут способствовать повышению культуры общения родителей.

На протяжении ряда лет в МОУ «Бендерский детский сад № 25» действует клуб  для родителей «Семь + Я».

         Целью работы клуба  является  установление сотрудничества детского сада и семьи в вопросах преемственности воспитания детей дошкольного возраста и создание системы психолого-медико-педагогического сопровождения родителей в процессе образования ребенка в период дошкольного детства.

         Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:  развитие навыков сотрудничества семьи и дошкольного учреждения в вопросах улучшения детско-родительских отношений, оказание квалифицированной помощи родителям при организации совместного взаимодействия на содержательном уровне, усиление способности родителей к пониманию и чувствованию  эмоционального мира своего ребенка, изменение неадекватных родительских позиций, расширение форм и методов работы с родителями.

         Эффективность работы клуба возможна при таких  условиях, как наличие системы работы, компетентность педагогов, дифференцированный подход, взаимная активность участников процесса.

         Принципы взаимодействия с родителями включают в себя целенаправленность, систематичность, плановость. Дифференцированный подход к работе с родителями с учетом специфики каждой семьи предполагает доброжелательность, открытость.

         Основные направления работы родительского клуба:

         Просветительское - предоставление информации для повышения общей культуры родителей, обогащение опыта психологическими и педагогическими знаниями.

         Практико-направленное - повышение заинтересованности родителей в выполнении общего личностно-значимого дела, полноценное общение, обмен опытом семейного воспитания, создание условий для реализации собственных интересов.

         Заседания клуба проводятся 1 раз в квартал. Перспективный план работы родительского клуба на 2024 – 2025 учебный год предусматривает четыре заседания по различным темам для родителей детей старшего дошкольного возраста. В таблице 2 представлена тематика заседаний клуба.

Таблица 2

Основная тематика заседаний  клуба для родителей « Семь +Я»

 на 2024-2025 учебный год

Сроки проведения

Тема

План работы

Ответственные

    Заседание

№ 1

 Октябрь

«Презентация клуба «Семь+ Я» - знакомство с   педагогическим коллективом, условиями  для воспитания и развития детей.

1. Утверждение плана работы родительского клуба на год.

2 « Мы вместе»- тимбилдинг как средство формирования родительского коллектива.

3. Детский тимбилдинг: игры и упражнения во 2 младшей группе.(видеопоказ)

 Воспитатель –методист по приоритету (с/н)

Психолог

Музыкальный  руководитель

Воспитатели

 

Заседание №2

Декабрь

«Речевой этикет» - семинар-практикум

1. «Изучение правил речевого поведения во время знакомства» -  диалог с родителями

2. Интерактивная игра с родителями.

4.Мастер–класс  « Моё первое знакомство»

5.Драматизация «Мы едем, едем, едем.»

Воспитатель –методист по приоритету (с/н)

 

Психолог

Воспитатели

 

Заседание

№ 3

Март

«Этикет для детей-малышей » - круглый стол

1.Дискуссия  «Знаете ли вы правила поведения  и выполняете ли их ».

2.Викторина «Можно, нельзя»

3.Развлечение «Знай и выполняй»

Воспитатель –методист по приоритету (с/н)

Психолог

Воспитатели

 

Заседание

№ 4

Май

«Хорошо, когда мы вместе!» итоговое заседание

1. Анкетирование родителей. Итоги анкетирования

2. Игры, направленные на конструктивное взаимодействие между детьми и родителями.

3. Музыкальное ассорти (концертная программа)

Воспитатель –методист по приоритету (с/н)

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Психолог

 

Итого: 4 заседания

 

         В рамках клуба проходят семинары, деловые игры, диспуты, дискуссии,  «Круглый стол». Для коррекции детско-родительских отношений организуются тренинги, практические занятия совместно с детьми: тренинговые игры и упражнения, направленные на гармонизацию детско-родительских взаимоотношений.

          Среди семейных конкурсов и праздников наибольшей популярностью пользуются спортивные мероприятия.

         Благодаря деятельности  клуба  для родителей «Семь + Я» появилась  прочная взаимосвязь с семьями. Родители проявляют интерес к развитию и воспитанию своих детей, становятся активными участниками проводимых мероприятий.

         Контрольно-оценочный блок - это анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся специалистами дошкольного образовательного учреждения.

         В МОУ «Бендерский детский сад № 25» проводится мониторинг взаимодействия с родителями

         - проведение мониторинга компетентности родителей, педагогов по вопросам улучшения детско-родительских отношений (анкетирование родителей).

- анализ включенности родителей в работу клуба и организации дошкольного образования (отслеживание участия родителей в мероприятиях организации дошкольного образования).

         - подведение итогов работы с родителями (положительные отзывы родителей по итогам проведения мероприятий).

         - оценка педагогами качества взаимоотношений родителей с детьми (опросы, наблюдения, совместные мероприятия).

         Одним из видов контроля системы взаимодействия МОУ «Бендерский детский сад №25» и родителей стал тематический контроль по теме «Дифференцированный подход к работе с родителями», проведенный в рамках подготовки к совету педагогов. План проведения тематического контроля представлен в приложении 3.

         Цель контроля: выяснить состояние работы в организации дошкольного образования по дифференцированному подходу к работе с родителями.  Оценить профессиональное мастерство педагогов в организации взаимодействия с семьями воспитанников и определить условия, созданные  для  организации взаимодействия с семьями воспитанников.

         Как мы видим, в план контроля включены все вопросы взаимодействия педагогов с семьями воспитанников. По результатам тематического контроля были сделаны следующие выводы: во всех возрастных группах созданы условия для организации взаимодействия организации дошкольного образования и семьи: оформлены родительские уголки, есть фотовыставки, информационные стенды, ширмы, памятки для родителей, папки-передвижки. Информация для родителей актуальна.

         - при анализе профессионального мастерства воспитателей в организации взаимодействия с семьями воспитанников все педагоги чувствуют себя уверенно в общении с родителями, способны компетентно управлять данным процессом. Лишь один педагог испытывает трудности в работе с родителями – это вновь прибывший педагог без профильного образования и стажа работы.

         - во всех группах в планах отражена работа по взаимодействию с родителями. В планах отражены такие формы работы, как консультации, родительские собрания, групповые и индивидуальные беседы. Однако не планируются и не используются такие формы работы, как мастер-класс, выставки.

         - при анализе результатов самооценки уровня педагогической компетентности по организации взаимодействия с семьей выявлено, что у педагогов преобладает высокий и средний уровень. Однако есть педагоги, которые показали низкий уровень компетенции в данном вопросе (3 чел). Это вновь прибывшие педагоги, имеющие небольшой стаж.

         - в смотре-конкурсе участвовали все возрастные группы. Содержание папок-передвижек соответствует возрасту детей и компетенциям родителей. Комиссия назвала победителей.

         - в рамках тематического контроля было анкетировано 80 родителей.             По результатам анкетирования был сделан вывод, что большинство родителей  удовлетворены  работой коллектива в целом и  положительно  оценивают работу педагогов. По результатам контроля был сделан вывод о том, что работа педагогического коллектива по организации взаимодействия с семьями воспитанников  признана удовлетворительной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Взаимодействие педагогов и родителей в организации дошкольного образования должно осуществляться в разнообразных формах – как традиционных, так и нетрадиционных. В процессе разных форм используются методы активизации родителей и методы формирования педагогической рефлексии.

         Модель организации взаимодействия организации дошкольного образования с семьями воспитанников состоит из трех блоков: информационно-аналитического, воспитательно-развивающего, контрольно-оценочного. Одной из  эффективных форм работы организации дошкольного образования  с семьей является  клуб для родителей «Семь + Я». Целью клуба является установление сотрудничества детского сада и семьи в вопросах преемственности воспитания детей дошкольного возраста и создания системы психолого-медико-педагогического сопровождения родителей в процессе образования ребенка в период дошкольного детства. В плане работы клуба предусматриваются различные мероприятия – консультации, беседы, мастер-классы и др.  с целью выявления уровня работы педагогического коллектива с родителями проводился тематический контроль.

         Мы полагаем, что разработанная модель организации взаимодействия организации дошкольного образования с семьями воспитанников будет полезна педагогам организаций дошкольного образования. В заключении отметим, что цель работы достигнута, все задачи решены.

 


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Никольская О.Д. Системный подход к процессу формирования социально-педагогического партнерства в ДОУ // Образование, здравоохранение, физическая культура. – №16 – 2006.

2. Бутырина Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей. – М.: Белгородский  Государственный  ун-т, 2009. – 177 с.

3. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования - утвержден приказом Министерства образования ПМР 2018г.

4. Давыдова О.И., Богославец  Л.Г. Работа с родителями в детском саду. – М.: Сфера, 2010. – 144 с.

5. Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое. – М.: "ЛИНКА-ПРЕСС", 2011. – 100 с.

6. Закон  «Об образовании»

7. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ.

Методический аспект.  М.: ТЦ Сфера, 2005.

8. Миролюбов А.А. Системный подход в управлении ДОУ // Управление ДОУ. - 2003. - № 1. - С. 4.

9. Селезнева И.П.  Семейный клуб //Дошкольное воспитание 2010 г. - № 12

10. Семейный и родительский клубы в детском саду. Методические рекомендации. / Под ред. Н. В. Микляевой. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.


 

Скачано с www.znanio.ru