«Системный подход в подготовке студентов к профессиональной деятельности в
Работа над методической темой года:
современных условиях»
преподавателя Пархоменко А.Ю.
Системный подход к работе над единой темой года помогает раскрыть личный
опыт, будет способствовать повышению профессиональной активности и личной
компетентности, пополнит банк личного педагогического опыта, поможет студентам
в профессиональной ориентации, а также самоутвердиться и стать тем, кем они
способны быть успешными не только в профессии, но и в жизни.
Таким образом, следуя этапам работы над методической темой года, а именно:
1. Изучение литературы.
2. Определение целей, задач, содержания материала.
3. Процесс работы, сбор материала.
4. Анализ полученных результатов, определение перспективы дальнейшей работы, в
том числе, с возможной корректировкой темы.
5. Оформление методического пособия (рекомендаций, разработок и т. д.),
в настоящее время, находясь на этапе сбора материалов и анализа некоторых
результатов, мной определены некоторые перспективы дальнейшей работы с целью
выработки и оформления некоторых рекомендаций (для дальнейшей работы).
(вышеуказанной) темой.
Некоторые умозаключения, собранный и частично систематизированный материал
представлен ниже.
Поэтому считаю целесообразным продолжить работу над настоящей
Методическая тема года преподавателя Пархоменко А.Ю.
«Системный подход в подготовке студентов к профессиональной деятельности
в современных условиях»
Содержание.
Значение системного подхода в подготовке студентов к профессиональной деятельности.
Педагогические средства активизации учебнопознавательной деятельности студентов в
Система обеспечения профессиональной подготовки специалиста в банковской сфере
Введение
1.
2.
процессе изучения специальных дисциплин.
3.
деятельности в современных условиях.
Заключение
ВВЕДЕНИЕ
Современные социальноэкономические условия экономического развития страны влияют на
усиление требований социального заказа с позиций формирования готовности специалиста к профессиональной деятельности в них. В то же время, нарастание процессов информатизации
всех сфер общественного производства требует от специалиста достаточно высокого уровня
сформированности информационной культуры. Как показывает практика, эффективность
экономических реформ, осуществляемых в России, в значительной степени зависит от качества
профессиональной подготовки специалиста в сфере организации коммерческой деятельности.
Такими образом, в современных условиях общество ставит как одну из первоочередных задач
перед системой непрерывного профессионального образования
подготовку
конкурентоспособного специалиста. Это, в свою очередь требует с одной стороны, разработки
методической системы подготовки специалиста к профессиональной деятельности в условиях
современной информатизации среды и общества, с другой разработки методики организации
профессиональной подготовки в процессе изучения как общеобразовательных, так и специальных
дисциплин в комплексе и в тесной взаимосвязи строго по специальностям.
Что касается первого требования и направления, то здесь все зависит от финансовых
возможностей. Но другая сторона вопроса полностью в наших руках — образовательного
учреждения. Социальная и экономическая обстановка в России, формирование рыночной
экономики объективно привели к необходимости существенного изменения отношения к
среднему профессиональному образованию.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА В СФЕРЕ БАНКОВСКИХ УСЛУГ
владение средствами современных информационных технологий, обеспечивающих
Современные социальноэкономические процессы, происходящие в России, актуализировали
проблему подготовки специалиста в области организации коммерческой деятельности в сфере
банковских услуг. Учитывая специфику организации коммерческой деятельности в данной сфере,
особую значимость, с позиций ее совершенствования, приобретают:
умение специалиста оперативно организовать процессы коммуникаций с контрагентами;
оперативность доступа к профессионально значимому информационному ресурсу;
сформированность у специалиста понимания основ формирования и удовлетворения
информационных потребностей клиентов;
владение средствами информатизации банковских процессов;
коммуникабельность, мобильность, навыки делового общения;
уровень сформированности знаний и готовности к профессиональной деятельности.
При профессиональной подготовке специалиста важно учесть особенности формирования
готовности специалиста к профессиональной деятельности в современных социально
экономических условиях банковской среды.
Однако проблемы обеспечения в сфере информационных услуг требуют дополнительного
изучения. Особую актуальность приобретают вопросы организации профессиональной подготовки
специалиста с позиций определения условий и средств, обеспечивающих качество подготовки.
Под специализацией профессиональной подготовки в исследовании понимается обеспечение
направленности подготовки на формирование готовности обучающегося к реализации
профессиональных функций и решению определенного класса задач, отражающих специфику
сферы профессиональной деятельности. Таким образом, система обеспечения специализации в
профессиональной подготовки рассматривается в работе как совокупность приемов, подходов и
способов отбора, содержания профессиональной подготовки, ее организации и оценки качества с
позиций соответствующей сферы.
Опыт практической работы позволили сформулировать противоречия между:
учебноинформационной средой, в которой осуществляется подготовка специалиста, и
профессиональной банковской средой;
содержанием и требованиями к реализации профессиональных функций в условиях современной информационной среды;
потребностью общества в подготовке мобильного, коммуникабельного, самостоятельного и
творческого специалиста и сложившейся практикой профессиональной подготовки;
потребностью личности в получении конкурентоспособных знаний и возможностью их
удовлетворить.
С учетом данных противоречий была выбрана тема исследования, проблема которого может
быть сформулирована следующим образом: каковы методические основы организации
профессиональной подготовки студентов в процессе изучения дисциплин специального,
профессионального и информационного цикла, обеспечивающие формирование готовности
специалиста сферы банковских услуг к профессиональной деятельности в условиях современной
информационной среды.
Таблица 1
Показатели поэтапного личностного и социальнопрофессионального развития студента
будущего специалиста банковского дела (по курсам)
1 курс
становление
студенческой
идентичности;
активное
самоопределение;
развитие мотивов:
познавательных,
социальных,
саморазвития,
профессиональных;
самостоятельное
формирование жизненных
целей;
социальная
адаптация,
достижения успеха;
активное
профессиональное
самоопределение;
2 курс
постановка
профессиональных,
жизненных задач и
перспектив;
личностноролевая
социализация;
осознание
требований новой
социально
профессиональной
роли;
начало развития
профессионально
значимых личностных
качеств
будущего банковского
специалиста
3 курс
осознание себя как
представителя
профессии «банкир»;
утверждение в
профессиональных
способностях и
возможностях;
интенсивное
формирование
социального
самосознания;
становление
профессионального
самосознания;
активизация
процесса
дальнейшего
личностного и
профессионального
самоопределения
4 курс
интенсивное освоение
профессии «банкир»;
становление
индивидуального стиля
деятельности;
становление социальной
позиции профессионала;
активная
профессиональная
адаптация;
переосмысление и
уточнение различных
вариантов
профессионально
творческого саморазвития,
трудоустройства и
построения
профессиональной
карьеры;
формирование новых
целей и перспектив
Таблица 2
Динамика формирования мотиваций студента колледжа на каждом этапе
1 курс
2 курс
3 курс
4 курс
профессионального обучения наблюдаются низкие
познавательные и учебные
мотивы;
продолжается развитие
мотивации к личностному
познанию;
начало развития мотивов
на освоение профессии
сохраняется пассивная
учебная мотивация;
наблюдается усиление
мотивированности к
профессиональной
деятельности;
к концу 2го курса
повышается уровень
профессиональных
мотивов
происходит активное
формирование
профессиональной мотивации;
возникают противоречия
в мотивах продолжения
образования и выбора
дальнейшей специализации;
повышается учебно
познавательная мотивация
повышается
значение познавательных
мотивов и мотивов
достижения;
мотивационная активность
к
реализации себя в
профессиональной
деятельности по
специальности
Научноисследовательская деятельность преподавателей и студентов
в учебном процессе
дополнительная образовательная
Научноисследовательская деятельность является составной частью профессиональной
деятельности студентов. Основная цель организации учебноисследовательской деятельности
студентов – создание условий для личностного и профессионального роста. Квалифицированный
специалист должен обладать современными знаниями, уметь логически мыслить и быть
способным к анализу и синтезу. Для вовлечения студентов в научноисследовательскую работу в
учебный план введена
дисциплина «Основы учебно
исследовательской деятельности», в процессе изучения которой студенты дают определение
понятию «научное исследование», устанавливают место и роль научных исследований в
практической деятельности человека, изучают методы научного познания и рассматривают
возможность их применения в будущей учебной и профессиональной деятельности, знакомятся с
применением логических законов и возможностями накопления научной информации, с
правилами оформления научных результатов. Исследовательская деятельность может выступать
как определенная форма центрообразующего стержня совместной деятельности студентов и
преподавателей на основе достижения общей цели. Так или иначе, исследовательской работой
занимаются все студенты колледжа через написание рефератов, курсовых и выпускных
квалификационных работ, но более глубокая научная работа, заниматься которой не обязывает
учебный план, охватывает лишь некоторых.
Главными чертами научноисследовательской деятельности являются:
преимущественно объективный характер получаемых знаний;
результат, материализованный в описании реальности, прогнозирование развития процессов и
последствий событий;
наличие теоретического обобщения полученных результатов исследований;
обязательное включение эксперимента в индивидуальную исследовательскую работу;
многообразие форм, представление результатов исследовательской работы.
В нашем колледже создано Научное студенческое общество, и в течение трех лет им руководит
методист Фещенко Любовь Николаевна. Научное студенческое общество – добровольное
творческое объединение молодежи, которая стремится к более глубокому познанию достижений в
различных областях науки, техники, культуры.
проведение
студентов и преподавателей в городских, региональных и всероссийских конкурсах.
На базе колледжа прошло множество уроков, научнопрактических конференций. Так
например, «Молодежь и бизнес». Основная цель конференции: «Определение перспективных
направлений в области удовлетворения максимальных потребностей социальноэкономической
жизни подростков, а так же разработка опытнометодических направлений по продолжению
Качественными результатами работы Научного студенческого общества можно считать
на базе колледжа традиционных научнопрактических конференций, участие получения образования в целях воспитания научнотрудового потенциала города и края». Работа
конференции делилась на секции:
1) социальноэкономическая (тематика докладов: «Социальная среда молодежного бизнеса»;
«Молодежный рынок труда»; «Социальные проблемы города»).
2) бизнес и право («Молодежная экономика и карманные деньги»; «Бизнес в глазах подростка»)
3) экология и безопасность жизнедеятельности («Подмосковье – экорегион»; «Как возникает
опасная страсть – страсть к наркотикам»).
4)
информационные технологии и дополнительное образование детей («Актуальность
приобретения основ экономических знаний в ОЗПЭК», «Информационные технологии в
образовательном процессе»).
5)
профессиональноэкономичекая деятельность студентов («Деньги, формы расчетов и их
роль в экономике России», “История возникновения денег”, «Процесс обращения и функции
денег” с проведением тренинга аудитории,“Современная структура денежной массы России и её
динамика в посткризисный период”, “Исследование признаков подлинности денег на примере
сравнительного анализа банкнот России и США”, “Актуальность и практический аспект
определения платежеспособности банкнот”,«Современные формы расчетов и их роль в экономике
России» и многие другие.....).
В научнопрактической конференции принимали участие и студенты 2,3,4 курсов
специальности 080108 «Банковское дело». Поэтому конференции, целью которых стали
воспитание патриотически настроенных граждан России, способных адекватно воспринимать
правовые основы жизни и общества, творчески и самостоятельно осознавать права личности и
обязанности полноценного участника современного государства на основе сформированных
правовых, профессиональных и специальных знаний, приобретают статус городской или
региональной. По итогам конференций был изданы сборники докладов и презентаций участников.
В течение 20092012 г.г. в колледже изучалась и разрабатывалась методическая тема:
«Внедрение современных образовательных технологий в обучение как необходимое условие
среднего профессионального образования». Результатом изучения темы стали организация и
проведение научнопрактических конференций.
Целью конференций являлись организация творческого процесса совместной коммуникативной
деятельности преподавателей и студентов среднего профессионального образования по поиску
альтернативных решений в ходе получения учебно–научных знаний.
Основные задачи конференций:
1. Совершенствование применения технологий обучения (альтернативное обучение), способов
интенсификации образовательного процесса и мобилизация потенциала личности.
2. Определение роли исследовательской работы в практической деятельности преподавателя по
освоению и закреплению навыков поиска и обработки информации, а также оформлению
результатов.
3. Проблема личностного развития человека в реальных условиях.
В отчетах о творческой исследовательской работе студентов как часть профессиональной
подготовки в рамках защиты отчетов о практике по профилю специальности 080108 «Банковское
дело», междисциплинарных курсовых работ преподавателя Пархоменко А.Ю. отмечалось, что
именно в творческом взаимодействии студентов и преподавателей формируется личность
будущего профессионала, развивается умение решать актуальные проблемы, анализировать свою
работу, вклад в проф.обучение и пр.... Так же в докладе на Пед.конференции подчеркивается, что
учебное заведение, готовя специалиста к будущей практической деятельности должно
выработать у студента умение осмысливать собственную деятельность с научных позиций.....
По мнению преподавателя специальных банковских дисциплин, современный подход к
понятию «исследовательская деятельность» характеризуется уменьшением факторов научной
новизны исследований и возрастанием ее содержательного аспекта, когда субъективный характер
открытий приобретает личную значимость. Давно не ставится вопрос применима ли исследовательская деятельность в системе СПО, а исследуются возможности ее использования в
практике учебных заведений. Например, создание студентами специальных стендов по
специальности 080108 «Банковское дело» «Время Сбережений» и постоянное его обновление,
творческие конкурсы газет к памятным датам, например к 150летнему Юбилею ЦБРФ, к 170
летнему Юбилею Сбербанка РФ, ежемесячное изготовление плакатов или информационных
листков с новостями в банковской сфере деятельности и экономике России. Проведение
конкурсов рефератов, смотровконкурсов профессиональных плакатов и газет также
демонстрирует активность студентов в продвижении профессиональных умений и желания к
внеклассной деятельности....
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. В основе его лежит
развитие познавательных навыков, умение самостоятельно конструировать свои знания, уметь
ориентироваться в информационном пространстве. Это одновременно и путь познания и способ
организации процесса познания. Метод проектов это именно способ достижения дидактической
цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным
осязаемым результатом.
Необходимо отметить, что метод проектов в профессиональной подготовке специалистов
подчеркивает, что формирование проектной деятельности есть психологическое новообразование.
Но оно должно осуществляться не вместо предметного системного обучения, а совместно с ним,
как компонент системы образования.
Бесспорно, что в настоящее время в образовательном процессе важным является формирование
научно социально адаптированной личности будущего специалиста. В процессе обучения
студенты должны в полном объеме овладевать учебным программным материалом, приобретать
практические навыки, постоянно повышать уровень знаний, владеть методами научного
исследования, уметь применять
полученные теоретические знания на практике, быть
конкурентоспособными специалистами, адаптированными к современным условиям.
Интересен анализ работы по воспитанию творческой активности студентов в ходе овладения
ими профессией, проделанный преподавателемклассным руководителем группы, отслеживая
путь, который прошли студенты за 4 года обучения в колледже. Данная задача решается путем
применения методики, основанной на восприятии информации, проводя урокиконференции,
творческую защиту курсовых проектов, отчетов по профессиональной практике, организации
открытых уроков и классных часов, в ходе которых практически все студенты смогли реализовать
свой творческий потенциал и приобрести неоценимый опыт для будущей деятельности.
Новая 11 группа (набор на 20112012 уч.год) как новый этап в работе над методической темой
года даёт новый материал для исследования (открытый классный час «Путешествие в страну
Денег», проведенный как конкурсигра с приглашенной аудиторией из 15 группы, День
самоуправления, Встречи с бывшими выпускниками, Беседы о профессии банкира при
организации классных часов в течение года)....
В принципе можно утверждать, что любая технология представляет собой единство
стереотипных и творческих действий, а применение новых технологий открывает возможности
для наиболее полной реализации потребности личности в развитии ее творческого и умственного
потенциала в виде презентаций, фотомонтажей и пр..
За последний учебный год преподаватели и студенты колледжа участвовали в межрегиональных
конференциях и конкурсах.........
Участвуя в городских, региональных конкурсах, конференциях исследовательскими работами
студенты раскрывают свой творческий потенциал, что впоследствии позволит им легко
ориентироваться в постоянно обновляющемся потоке информации, быстрой смене технологий.
Применение исследования в сфере образования в качестве основы при построении
образовательных технологий дает возможность развить у учащихся важнейший инструмент
оперативного освоения действительности – умения осваивать не суммы готовых знаний, а методы
приобретения новых знаний в условиях стремительного увеличения совокупных знаний человечества.
Преподаватель Пархоменко А.Ю.
Системный подход в подготовке студентов к профессиональной деятельности в современных условиях
Системный подход в подготовке студентов к профессиональной деятельности в современных условиях
Системный подход в подготовке студентов к профессиональной деятельности в современных условиях
Системный подход в подготовке студентов к профессиональной деятельности в современных условиях
Системный подход в подготовке студентов к профессиональной деятельности в современных условиях
Системный подход в подготовке студентов к профессиональной деятельности в современных условиях
Системный подход в подготовке студентов к профессиональной деятельности в современных условиях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.