Системный подход в управлении качеством образования
Оценка 4.7

Системный подход в управлении качеством образования

Оценка 4.7
Повышение квалификации
doc
классное руководство
Детсад
04.12.2017
Системный подход в управлении качеством образования
Публикация является частью публикации:
Готовое 25 05 2016.doc
Доклад на педсовет На тему: «Системный подход к управлению качеством образования»            Подготовила старший воспитатель:                                                   Кузниченко Инна Викторовна 1 2 Содержание Введение 1 Понятие системы и системный подход в образовании 2 3 Системный подход к управлению качеством Содержание системного подхода к управлению качеством Список литературы 3 5 11 17 22 3 4 Введение Качество управления  совокупность характеристик (свойств) управления обр азовательным учреждением, благодаря которым оно оказывается способным удовл етворитьустановленные или предполагаемые потребности, соответствовать опреде ленным требованиям и   в   конечном   итоге   обеспечить   определенный в конкретной ситуации уровеньфункционирования и развития образовательного учре ждения. Качество образования степень достижения поставленных образовательных це лей и задач. Управление  активная,   целеустремленная   и результативная   деятельность людей, направленная на достижение общего успеха организации, решение задач и п роблем, подготовку и принятие решений. Управление качеством образования совокупность скоординированных мероп риятий, направленных на обеспечение образовательного процесса и достижение зад анных нормобразованности. Образовательный мониторинг система организации сбора, хранения, обработ ки и распределения информации о деятельности педагогической системы, обеспеч ивающая непрерывноеслежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития. Квалиметрия наука о количественной оценке качества (теоретическая и прик  Современный   мир   стал   необычайно   динамичным:   во   всех   сферах ладная). деятельности   в   самые   короткие   отрезки   времени   происходят   кардинальные изменения.   Это   относится   и   к   образованию:   меняются   требования   к   качеству образования,  кардинально   обновляются   технологии   обучения,  быстро   меняются организационные   и   экономические   условия   деятельности   вузов,   обостряется конкурентная   борьба   на   рынке   образовательных   и   научных   услуг,   постоянно меняется позиция государства по отношению к высшей школе. В  таких  динамичных и трудно  прогнозируемых условиях  успешная работа любого   высшего   учебного   заведения   невозможна   без   постоянного 5 совершенствования   его   деятельности   по   улучшению   качества   образовательных, научных, информационных и других услуг.  6 1 Понятие системы и системный подход в образовании Понятия «система» и «системный  подход» являются  одними из наиболее часто     используемых   терминов   в   научном   лексиконе.   Системный   подход   или системный анализ в изучении явлений окружающего мира был разработан учеными еще   в   начале   XX   века.   Как   отмечает   К.С.   Гаджиев,   изначально   он   был сформулирован и использовался исследователями из области естественных наук. Именно   работа   физиолога   У.   Кэннона   «Мудрость   тела»   (1932)   способствовала внедрению системного анализа в социальные науки. В ней было введено в научный оборот понятие «гомеостазис», означающее состояние равновесия в системе. Затем появились   работы   австрийского   биолога­теоретика   Л.   Берталанфи,   создавшего теорию открытых биологических систем существенно отличающихся от закрытых систем,   изучаемых   в   физике.   Л.   Берталанфи   выдвинул   программу   построения общей теории систем, задачами которой стало следующее: формулирование общих принципов   и   законов   поведения   систем   независимо   от   их   специального   вида, природы   составляющих   их   элементов   и   отношений   между   ними;   установление точных и строгих законов в нефизических областях знания; создание основы для синтеза   научного   знания   в   результате   выявления   изоморфизма   законов, относящихся   к   различным   сферам   реальности.   Исследования   по   общей   теории систем нашли отражение в трудах Р.Л. Акофа, А.И. Берга, Л. Берталанфи, К. Боулдинга,   Н.   Винера,   У.Р.   Эшби.   Сравнительно   недавно   системный   подход, разработанный   в   естественных   науках,   стал   использоваться   в   социальных   и гуманитарных отраслях знания.  Понятие   «система»   рассматривалось   как   тождественное   понятию   целого, состоящего из частей или элементов. В 50­х годах ХХ в. Д. Истон в своей книге «The  Political  System:  An  Inquiry  info  the  State  of  Political  Science». –  N.Y., 1953 писал:   «В   самое   последнее   время   понятие   системы   стало   привлекать   особое внимание,   став   основанием   для   определенной   точки   зрения   на   вещи:   от рассмотрения мельчайшей клетки человеческого тела как системы до все более 7 крупных   и   емких   систем   –   самого   человеческого   существа   как   организма, человеческой   личности,   малых   групп   и   крупных   учреждений,   обществ   и совокупности обществ, таких как международная система».  В   отечественной   науке   под   системой   понимается   совокупность взаимодействующих   элементов,  составляющих  целостное образование,  имеющих новые свойства по отношению к ее элементам. Например, Ильина Т.А. в книге «Системно­структурный   подход   к   организации   обучения»   дает   следующее определение:   «Система   –   выделенное   на   основе   определенных   признаков упорядоченное   множество   взаимосвязанных   элементов,   объединенных   общей целью   функционирования   и   единства   управления   и   выступающих   во взаимодействии   со   средой   как   целостное   явление».   Каждый   элемент   системы может   иметь   собственное   функциональное   значение   и   на   основе   этого взаимодействовать с другими ее элементами. Способ связи элементов называют структурой и в связи с этим нередко для исследования особенностей деятельности системы используют структурно­функциональный подход.  Очень   подробная   характеристика   системы   приведена   в   работе   В.П. Симонова   «Педагогический   менеджмент»,   изданной   в   1999   году.   Он   выделяет следующие виды систем:   естественные  (подчиняются   объективным   законам   природы)   и искусственные  (подчиняются   законам,   правилам,   принципам,   установленным человеком);  закрытые  и  открытые  (обмениваются   энергией,   информацией   с окружающей средой);  абстрактные и конкретные   (хотя бы два их элемента ­ объекты);  статические  (неизменность   свойств   во   времени)   и  динамические (изменение свойств во времени);    без ведущего органа и централизованные;  биологические, технические и социальные; 8  простые (моноструктурные) и сложные (полиструктурные);   суммативные  (упорядоченность,   последовательность   чего­либо)   и деятельностные (взаимодействие как минимум двух компонентов). В   назначении   систем   В.П.   Симонов   выделяет   такие   позиции   как   цель   и целесообразный характер (то, к чему стремится); решаемые задачи и функции (что преодолевает, устраняет и для чего предназначена); функционирование, развитие и саморазвитие   (как   должна   действовать   и   изменяться).   Любая   система   имеет структуру и свойства, ее характеризующие. В.П. Симонов определяет следующую структуру   системы:   объекты   (субъекты)   –   части   или   компоненты;   атрибуты (свойства   составляющих   ее   объектов);   отношения   или   взаимодействия (объединяют систему в целое); наличие  уровней иерархии и иерархия уровней. Свойствами (качествами, основными характеристиками) систем являются:  целостность (суммативность плюс взаимообусловленность);  совместимость или несовместимость с другими системами;  стабильность (устойчивость обратной связи);  адаптация (приспособление к окружающей среде, реакция на окружающую среду и ее воздействие);  обучение, способность к самосовершенствованию. В   качестве   законов   существования   и   эволюции   систем   В.П.   Симонов выделяет:  Закон   достижения   цели  системой   как   фактор   ее   перехода   в   иное состояние или преобразования в другую (новую) систему.  Закон   отрицания   революции  как   фактора   развития   и   существования системы вообще, так как революция, как минимум, нарушает ее стабильность, как максимум, разрушает систему.  Закон эволюционного толчка (или периодического встряхивания) является условием эффективного и ускоренного развития системы.  9  Закон доминирования асимметрии в системе как условие ее стабильности и выживания в неблагоприятных условиях до перехода в иную пространственно – временную направленность.  Закон   критической   массы   органа   управления.   Система   функционирует эффективно и целесообразно до тех пор, пока масса органа управления на два порядка меньше массы управляемой системы. Системный подход отражает всеобщую связь и взаимозависимость явлений и процессов окружающей среды. Его сущность заключается в том, что относительно самостоятельные   компоненты   рассматриваются   не   изолированно,   а   в   их взаимосвязи   и   движении.   Системный   подход   позволяет   выявить   интегративные системные   свойства   и   качественные   характеристики,   которые   отсутствуют   у составляющих   систему   компонентов.   функциональный   и исторический аспекты системного подхода способствуют реализации в единстве   Предметный, таких принципов как конкретность, историзм и учет всесторонних связей. Таким образом, весь окружающий мир можно рассматривать как  явление системы.  Также   как   пространство,   время,   движение,  системность   представляет собой   всеобщее   и     неотъемлемое   свойство   материи.   Исходя   из   того,   что образование как социокультурный феномен, является частью социальной системы, то в его отношении вполне обоснованно можно использовать системный подход. Рассмотрение   такого   многомерного   феномена   как   образование   с   позиций системного   подхода   имеет   большие   эвристические   возможности.   Он   позволяет определить образование как систему, его структуру и особенности, принципы и законы   развития.   Кроме   этого,   системный   подход   дает   возможность прогнозировать   поведение   образовательной   системы   в   определенных социокультурных   условиях,   проектировать   и   реализовывать   различные   модели управления ею. Один из известных представителей российской педагогической науки В.А. Сластенин   отмечает,   что   системный   подход   в   образовании   ориентирует   на 10 выделение  в  педагогической  системе  и  развивающейся  личности  интегративных инвариантных   системообразующих   связей   и   отношений;   на   изучение   и формирование того, что в системе является устойчивым, а что переменным, что главным, а что второстепенным. Кроме того, системный подход позволяет выявить вклад   отдельных   компонентов   в   развитие   личности   как   системного   целого. Системный подход также предполагает реализацию в образовательном процессе принципа единства педагогической теории и практики.    С  точки   зрения   В.П.   Симонова   при   использовании   системного   подхода   в образовании принципиально важно разграничивать суммативную, проявляющуюся в целостной и последовательной связи всех элементов, и деятельностную системы, так   как   в   образовательном   процессе   они   присутствуют   обе.   Неспособность различать   их   друг   от   друга   ведет   к   неэффективному   решению   целей   и   задач педагогического менеджмента в учебно­воспитательных учреждениях.  Надо   отметить,   что   для   современных   педагогических   исследований характерно   использование   системного   подхода   в   образовании   с   позиций синергетики. Термин «синергетика» имеет греческое происхождение и означает   Синергетика   представляет   собой «содействие   или   сотрудничество». междисциплинарное направление научных исследований, появившееся в начале 70­ х   годов   и   ставящее   в   качестве   своей   главной   цели   изучение   общих закономерностей  и  принципов,  лежащих  в  основе  процессов  самоорганизации  в системах   различной   природы:   физических,   биологических,   технических   и социальных.   В   совместном   действии   или   когерентном   поведении   компонентов внутри   систем   и   взаимодействии   систем   заключается   та   особенность,   которая характеризует процессы самоорганизации.  Способность систем к самоорганизации и саморазвитию приобретает особое значение   в  образовании.  С  позиций   синергетического   принципа   в  воспитании   и обучении   ребенка   знания   и   личный   опыт   могут   формироваться   не   только   с целенаправленной   подачи   педагога,   но   и   спонтанно,   субъективно   и 11 непредсказуемо,   благодаря   процессам   открытия   их   самим   учеником   при поддержке   педагога.   Просчитать   «с   точностью   до   секунды»   результат педагогической деятельности невозможно, так как для педагогической системы, как любой разновидности социальной, характерны нелинейные и многочисленные связи.   Рассматривая   образовательную   систему,   как   систему   открытого   типа, способную к самоорганизации, необходимо учитывать относительность результата и избегать односторонности в выборе содержания, форм и методов организации педагогического процесса, и самое главное, в принятии управленческих решений. Использование же системного подхода как методологической основы  управления образовательной   системой   способствует   более   эффективному   и   качественному функционированию образовательного процесса. 12 2 Системный подход к управлению качеством. Управление   деятельностью   любой   организации   основано   на   применении различных   подходов,   которые   способствуют   более   быстрому   и   эффективному достижению   целей   организации.   Однако   важнейшим,   интегрирующим   является системный подход к управлению. Последняя версия стандартов ИСО:9000:2008 базируется   на   8   принципах   системного   управления   качеством,   близких   к идеологии   Всеобщего   Управления   Качеством   (TQM).   Принципы   системного управления качеством определены, прежде всего, для тех организаций, которые планируют   не   только   использовать   сертификацию   системы   качества,   но   и развивать её на пути к всеобщему управлению качеством. Сформулированные в ИСО  9000:2008  принципы   могут   стать   основой   для   формирования   политики   и целей организации в области качества:  1.   Ориентация   на   заказчика.   Заключается   в   том,   что   организациям   для эффективного осуществления деятельности важно понимать текущие и будущие нужды заказчика, выполнять его требования и стремиться превзойти его ожидания. Ожидания   потребителей   связаны   с   качеством   продукции,   ценой,   режимом   и условиями поставки, условиями обслуживания при использовании продукции и пр. Стандарты   ИСО   9000:2008   ориентированы   на   обеспечение   сбалансированного подхода   к   запросам   потребителей   и   потребностям   сторон,   заинтересованных   в результатах деятельности организации других сторон (акционеров, поставщиков, общества в целом, регионов и др.). 2. Ведущая роль руководства. Руководители высшего звена своим личным примером   должны   демонстрировать   приверженность   идеям   качества.   Также руководство   должно   постоянно   заботиться   об   обучении   сотрудников   и обеспечивать   решение   задач   качества   необходимыми   ресурсами.   Реализация данного   принципа   возможна   при   определении   руководством   компании долгосрочной   политики   в   области   качества   и   трансформация   этой   политики   в измеряемые цели и задачи. 13 3. Вовлечение сотрудников. Персонал компании является наиболее ценным и существенным   фактором   производства,   и   повышение   эффективности   его использования   (рост   производительности   труда)   способно   максимизировать прибыль   компании.   Система   качества   и   её   механизмы   должны   побуждать сотрудников   проявлять   инициативу   в   постоянном   улучшении   качества деятельности   организации,   брать   на   себя   ответственность   в   решении   проблем качества, активно повышать свои знания и передавать их коллегам. 4. Процессоориентированный подход. Любую работу можно представить в виде   процесса,   получающего   воздействие   на   входе   и   результат   на   выходе. Соответственно,   для   повышения   эффективности   работы   компании,   в   ней необходимо выявлять взаимосвязанные процессы и управлять ими. Системный подход в управлении качеством реализуется через формирование и обеспечение эффективного функционирования системы менеджмента качества, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, необходимых для направления и контроля деятельности организации в от­   ношении   качества.   Под   процессным   подходом   понимают   применение   в организации системы процессов наряду с их определением и взаимодействием, а также   управления   ими.   Следовательно,   система   менеджмента   качества представляет собой систему взаимосвязанных процессов. Версия 2008 г. имеет свой взгляд на эту проблему, который предполагает алгоритмический подход к проектированию системы качества как совокупности взаимосвязанных процессов. Каждый   процесс   рассматривается   как   система   с   вытекающими   из   этого последствиями:  ­ определяются все входы и результаты процесса;  ­ определяются потребители каждого процесса, изучаются их требования к процессу; 14 ­   устанавливается   взаимодействие   исследуемого   процесса   с   другими процессами организации;  ­   устанавливаются   полномочия,   права   и   ответственность   за   управление процессом;  ­ определяется ресурсное обеспечение каждого процесса. В   контексте   стандартов   ИСО   9000   версии   2008   процессы   становятся частями   системы   менеджмента   качества.   Их   состав   устанавливается   на   основе организационной структуры. Сформулированный   перечень   процессов   в   организации   должен   быть задокументирован.   При   документировании   обязательно   устанавливаются владельцы процессов (чаще всего – руководители высшего звена соответствующего направления). Далее   производится   ранжирование   процессов   по   степени   их   влияния   на достижение   целей   организации.   Из   множества   процессов   выделяются   бизнес­ процессы – это процессы, которые могут принести прибыль или другую выгоду. Это позволяет обоснованно подойти к распределению ресурсов при управлении деятельностью организации. Для   эффективного   управления   каждый   владелец   процесса   должен   чётко определять его входы и выходы. Являясь составной частью множества процессов организации,   он   выступает   одновременно   поставщиком   и   потребителем материальной   и   информационной   продукции.   В   информационном   плане   как потребитель   он   формирует   свои   требования   к   продукции,   а   как   поставщик   – оценивает   требования   своего   потребителя   и   документирует   свою   деятельность так,   чтобы   эти   требования   были   удовлетворены.   Задача   системы   менеджмента качества   на   предприятии   –   минимизировать   риск   появления   несоответствий   в продукции. 5.   Системный   подход   к   управлению.   Данный   принцип   тесно   связан   с предыдущим   и   с   представлением   о   системе   качества   как   о   совокупности 15 взаимосвязанных процессов. Системный подход предполагает также постоянное улучшение системы через измерение и оценку. 6.   Постоянное   улучшение.   В   стандартах   ИСО   говорится,   что   на предприятиях необходимо постоянное улучшение систем менеджмента качества и подчеркивается,   что   успешное   функционирование   организации   может   быть результатом   внедрения   системы   менеджмента   качества,   которая   разработана   с учётом   принципа   постоянного   улучшения.   Самые   важные   тезисы,   касающиеся постоянного улучшения в ИСО 9000:2008:  ­ для внедрения и улучшения процессов организация должна своевременно обеспечиваться необходимыми ресурсами;  ­   в   организации   должны   анализироваться   данные   для   определения эффективности функционирования системы качества и выявлению возможности улучшений;  ­   организация   должна   способствовать   постоянному   улучшению   путём внедрения политики в области качества, результатов аудитов качества и анализа со стороны руководства. 7.  Подход  к  принятию  решения, основанный  на  фактах.  Данный  принцип чаще всего является альтернативой применяемого на практике способа принятия решений на основе интуиции, прошлого опыта, предположений и др. Реализация этого принципа требует сбора достоверных и точных данных, относящихся   к   поставленной   задаче.   Сбор   данных   и   их   анализ   предполагают владение знаниями и применение статистических методов. 8. Взаимовыгодные отношения с клиентами. Отношения между организацией и   её   клиентам,   сформированные   на   взаимовыгодной   основе,   способствуют расширению   возможностей   обеих   организаций.   Реализация   данного   принципа требует анализа основных поставщиков, организации взаимовыгодных отношений, обмена информацией, улучшения продукции и процессов. 16 Хорошее проектирование процесса направлено на предотвращение низкого качества, гарантирует, что товары и услуги удовлетворят требования и внешних, и внутренних потребителей и что процесс способен обеспечивать заданный уровень функционирования.   Стандартизированные   процессы   обеспечивают   стабильные параметры продукции на выходе. Например, при производстве нового, пришлось разработать совершенно новые производственные процессы, поскольку ни один из применявшихся до этого не позволял повысить качество предлагаемых услуг. Однако   стандартизированные   процессы   не   всегда   могут   удовлетворять запросы разных потребительских сегментов. В настоящее время многие компании используют   стратегию   массового   выполнения   индивидуальных   заказов,   то   есть предоставляют   индивидуализированные   продукты,   спроектированные   с   учетом пожеланий потребителей и учитывающие их личные предпочтения, причем по цене, сопоставимой с товарами массового производства. Этот путь требует масштабных изменений   в   традиционных   процессах,   которые   ориентированы   либо   на индивидуальные продукты, либо стандартные продукты массового производства. Он связан с использованием гибких производственных технологий, систем «точно в  срок»  и  информационных   технологий   и  сокращением   общего  времени  цикла. Краткосрочные корректирующие действия обычно предпринимает ответственный за   процесс,   который   отвечает   за   него.   Во   многих   организациях   этот   подход реализуется   более   широко:   корректирующие   действия   может   предпринимать любой сотрудник, столкнувшийся с проблемой. В компании первый же сотрудник, столкнувшийся   с   проблемой,   может   отложить   свои   повседневные   обязанности, провести оперативное выявление причин и исправить ситуацию, задокументировав положение   дел   и   свои   действия,   после   чего   вернуться   к   выполнению   своих обязанностей. За долгосрочные корректирующие действия ответственность несут руководители.   Ответственность   за   контроль   может   быть   определена   в   ходе проверки   трех   компонентов   контрольной   системы.   Ответственный   за   процесс должен   представлять,   что   ожидается   (стандарты   или   цели),   имея   четкие 17 инструкции или спецификации; также должны выделяться средства, позволяющие определить   фактические   показатели   (обычно   это   делается   в   ходе   проверок   и измерении), и средства для коррекции ситуации, если обнаруживается отклонения от ожидаемых показателей. Если хотя бы один из критериев не удовлетворяется, процессом должны заняться не ответственные за процесс, а менеджеры компании. И Джуран и Деминг указывали на это важное различие.   Если ответственность полностью возлагается на ответственных за процесс или если от них ожидаются действия,   связанные   с   устранением   проблем,   которые   они   не   могут контролировать, у этих людей возникают дополнительные сложности, и они могут начать обманывать руководство. Джуран и Деминг утверждали, что большинство проблем, связанных с качеством, – область контроля менеджеров. Контроль за процессом   требует   наличия   хорошей   системы   измерения,   позволяющей отслеживать   качество   и   эффективность   работы.   Измерения   служат   важными индикаторами   качества   и   эффективности,   так   как   выявляют   типовые   виды, относящиеся   к   изменению   показателей   процесса.   Каждое   измерение   должно осуществляться   с   учетом   стандарта   или   цели,   заданных   потребительскими требованиями. Удовлетворение этих двух условий гарантирует, что будет собрано достаточное количество данных, позволяющих иметь полезную информацию для оценивания   и   контроля,   а   также   для   понимания   того,   что   ведет   к совершенствованию процесса. Подытоживая, необходимо заметить, что системный подход   к   управлению   качеством   должен   являться   краеугольным   камнем деятельности любой компании, ставящей своими целями максимизацию прибыли и   Принципы, наиболее   полное   удовлетворение   потребностей   клиентов. сформулированные   в   ИСО   9000:2008   могут   стать   основой   для   формирования политики и целей в области качества.[2. с 323] 18 3. Содержание системного подхода к управлению качеством Понятия   «система»   и   «системный   подход»   в   современном   мире используются достаточно широко в различных областях знаний и деятельности, хотя   до   настоящего   времени   отсутствует   строгое,   общепринятое   определение системы.   Это,   на   наш   взгляд,   объясняется   чрезвычайной   сложностью   данного понятия,   для   которого   трудно   подобрать   адекватную   формулировку.   Система (греч. systema – составленное из частей, соединение) трактуется философией как совокупность элементов,   находящихся   в   отношениях   и   связях   между   собой   и образующих определенную целостность, единство. Но это определение не имеет ограничений, так как причинно­следственными связями охвачены практически все объекты   мира.   Следовательно,   под   понятие   «система»   подходит   чрезвычайно широкий   круг   явлений:   от   вселенной   до   предметов   обихода.   По   этой   причине многочисленные дефиниции не нашли поддержки у научной общественности и до настоящего   времени   отсутствует   общепринятая   формулировка.   При   этом формально пользуются широкой трактовкой термина, а конкретизируют понятие через перечисление его свойств. Система часто определяется как совокупность взаимосвязанных элементов, объединенных   в   единое   целое   благодаря   тому,   что   ее   свойства   не   сводятся   к   Основными свойствам   составляющих   ее чертами системы являются:   наличие   разнообразных элементов,   среди   которых  элементов   70].  [4.   С. обязательно   есть  системообразующий,   связи   и   взаимодействия элементов, целостность   их   совокупности   (внешняя   и   внутренняя   среда),   сочетание   и соответствие свойств элементов и их совокупности в целом. Системе присуще свойство развиваться, адаптироваться к новым условиям путем   создания   новых   связей, и средствами их достижения.  элементов со   своими   локальными   целями Раскрывая  сущность системного подхода, обычно имеют в виду, что речь идет   не   просто   о   наборе   процедур,   операций   и   приемов,   а   о   совокупности 19 (системе) принципов, которые определяют общую цель и стратегию теоретической и   практической   деятельности.   Системный   подход   в   настоящее   время   является наиболее   важным   и   продуктивным   при   исследовании   различных   социально­ экономических явлений, в том числе управления. Системный подход к управлению базируется на совокупности принципов, которые   по   своей   сути   отражают   его   содержание   и   особенности:   целостности, совместимости элементов целого, функционально­структурного строения целого,   лабилизации   функций, развития, вероятностных оценок, вариантности [5. С. 72 ­ 75]   полифункциональности,   итеративности, Системный   подход   к   управлению   качеством   в   настоящее   время   направленное   на предусматривает   функционирование системыкачества, реализацию политики в области качества посредством осуществления основных управленческих   функций   на   различных   стадиях   жизненного   цикла объекта управления в   этой системе.   Важнейшей   составляющей   данного   подхода устойчивость функционирования системы управления качеством. является   Устойчивость   –   это   обобщающее   понятие,   которое   складывается   из   большой группы   факторов,   непосредственно   на   нее   влияющих.   Потеря   устойчивости   в общем   случае   может   произойти   из­за   изменения   параметров  системы  (в   ходе бифуркации),   из­за   наличия   не   предусмотренных   при   создании системы воздействий   внешней   среды   либо   из­за   нарушения   связей   в системе,   когда меняется ее структура. Необходимость формирования системного подхода к управлению качеством была   фактически   осознана   к   середине   60­х   годов   нашего   столетия,   когда   все явственнее   стало   ощущаться,   что   сам   по   себе   контроль   качества   даже   при всемерном  его  усилении,  расширении  масштабов,  увеличении  числа   объектов  и участников не может существенным образом изменить состояние дел в лучшую сторону. Усиление контроля не могло дать ответа на вопросы о том, как учитывать мнение   возможных   потребителей,   характер   их   запросов;   какие   требования   к 20 качеству   предъявляются   техническим   и   социальным   прогрессом;   что   должны делать   для   улучшения   качества   и   своевременного   обновления   продукции отдельные подразделения предприятий. А именно эти вопросы все чаще возникали перед теми, кто занимался качеством. Именно   в   данный   период   начинает   реализоваться   важнейшая,   по   нашему мнению,   тенденция,   связанная   со   становлением   и   все   более   широким использованием системного подхода к управлению качеством. Первой попыткой использования системного   подхода   к   управлению   качеством   в   нашей   стране считают   разработку   и   внедрение   в   1955   году   на   предприятиях   Саратовской области,   и   прежде   всего   на   Саратовском   авиационном   заводе, системы бездефектного проектирования и изготовления промышленных изделий и сдачи их ОТК   с   первого   предъявления   –  системы  БИП.   На   ее   основе   на   предприятиях Львовской области была разработана система бездефектного труда – СБТ. Вслед за   этим   появилась   горьковская система   КАНАРСПИ   (качество,   надежность, ресурс   с   первых   изделий),   получившая   дальнейшее   развитие   на   Ярославском моторном заводе (позднее объединение «Автодизель»). В 1963 году здесь была разработана и внедрена система НОРМ (научная организация работ по увеличению моторесурса).   И,   наконец,   с   1972   года   на   предприятиях   страны   начинают разрабатываться   и   внедряться   комплексные  системы   управления качеством (КСУКП).   Эта   тенденция заключается в   том,   что работы по   качеству   в   своей   естественным   образом   стали совокупности   неуклонно,   объективно, преобразовываться (на настоящий момент уже преобразовались) в специфическую функцию   организации   и управления производством.   Данное   положение,   на   наш взгляд, требует более подробного рассмотрения. Согласно   всем   вышеперечисленным   методам   и   конкретным   подходам предприятием   необходимо   управлять   целостно,   то   есть системно,   но   с   учетом конкретной   ситуации.   Системный   подход   обусловливает   создание   на   каждом предприятии   гибкой системы менеджмента,   которая   включает   определенный 21 состав   подсистем.   Используя   сложившуюся   в   отечественной   теории   и практике управления терминологию,   среди   таких   подсистем можно   выделить, например   подсистему   общего   линейного   менеджмента,   целевые,   комплексные функциональные   и   обеспечивающие   подсистемы.   При   этом   различные   ученые, занимающиеся проблемами менеджмента, предлагают свое видение их содержания. На наш взгляд, наиболее полно состав приведенных подсистем характеризует В.М. Мишин.  Модели, к комплексным функциональным подсистемам следует отнести: ­ во­первых, производственную подсистему, в которой реализуются такие функции,   как   организация   основного,   обеспечивающего   и   обслуживающего производства, оперативное управление производством; ­ во­вторых, техническую подсистему, связанную с организацией работ по   организацией   технической   подготовки унификации   и   стандартизации, производства,   технологических   процессов,   организацией   метрологического обеспечения, техническим контролем, испытанием и сертификацией продукции; ­   в­третьих,   экономическую   подсистему,   связанную   с   реализацией   таких функций, как долгосрочное, среднесрочное и оперативное технико­экономическое и социальное планирование, организация труда, заработной платы и финансовой деятельности, учет и экономический анализ; ­   в­четвертых,   внешнеэкономическую систему, материально­техническое   снабжение,   сбыт, внешнеэкономических связей;   которая   включает   организацию   и   обеспечение ­ в­пятых, подсистему капитального строительства; ­   в­шестых,   подсистему,   характеризующую   кадровую   и   творческую деятельность коллектива. Согласно   вышеприведенной   модели,   к   целевым   подсистемам   относятся такие, как качество; выполнение поставок продукции, услуг и плана производства; 22 регулирование   затрат   и   ресурсов;   развитие   производства;   совершенствование менеджмента; социальное развитие коллектива; охрана окружающей среды. И,   наконец,   к   обеспечивающим   подсистемам   в системе   менеджмента предприятия относятся подсистемы, связанные с оснащением всех перечисленных подсистем техническими средствами,   оргтехникой,   а   также   с   нормативным, правовым и информационным обеспечением. Основным   назначением   подсистемы общего   линейного   менеджмента является рациональная координация  функционирования всех подсистем в рамках общей системы менеджмента для достижения цели. 23 Список литературы. 1. Системы менеджмента качества. Общие положения: ГОСТ Р 9000­2008. ­ Введ. 2008­12­18. ­ М.: Изд­во стандартов, 2001. ­ IV, 70 с.: ил.  2. Управление качеством: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» / Джеймс Р. Эванс; пер. с англ. под ред. Э.М. Короткова; предисловие Э.М. Короткова. – М.: ЮНИТИ­ДАНА, 2007. – с. 323, с. 327 3.   Сенько Ю.   В.   Гуманитарные   основы   педагогического   образования.   М.: Изд. центр «Академия», 2000 4.   Сергеев   Н.   К.   Подготовка   учителя   к   личностно   ориентированной педагогической   деятельности   (новые   аспекты   непрерывного   педагогического образования)   //   Личностно   ориентированное   образование:   феномен,   концепция, технологии: Монография. Волгоград, 2000, с.. 37–44 5.   Кравцова   Л.А.,   Куклин   В.Ж.   Управление   качеством   в   образовании   – взгляд со стороны // Ресурсы Internet, 2004 6. Василевская С.В. TQM – основа интегральной системы менеджмента // Методы менеджмента качества,  2005 – № 1 7.   Аванесов   А.Е.,   Швец   В.Е.   Самооценка   организационного   профиля компании и СМК // Методы менеджмента качества,  2005 – № 1 24

Системный подход в управлении качеством образования

Системный подход в управлении качеством образования

Системный подход в управлении качеством образования

Системный подход в управлении качеством образования

Системный подход в управлении качеством образования

Системный подход в управлении качеством образования

Системный подход в управлении качеством образования

Системный подход в управлении качеством образования

Системный подход в управлении качеством образования

Системный подход в управлении качеством образования

Системный подход в управлении качеством образования

Системный подход в управлении качеством образования

Системный подход в управлении качеством образования

Системный подход в управлении качеством образования

Системный подход в управлении качеством образования

Системный подход в управлении качеством образования

Системный подход в управлении качеством образования

Системный подход в управлении качеством образования

Системный подход в управлении качеством образования

Системный подход в управлении качеством образования

Системный подход в управлении качеством образования

Системный подход в управлении качеством образования

Системный подход в управлении качеством образования

Системный подход в управлении качеством образования

Системный подход в управлении качеством образования

Системный подход в управлении качеством образования

Системный подход в управлении качеством образования

Системный подход в управлении качеством образования

Системный подход в управлении качеством образования

Системный подход в управлении качеством образования

Системный подход в управлении качеством образования

Системный подход в управлении качеством образования

Системный подход в управлении качеством образования

Системный подход в управлении качеством образования

Системный подход в управлении качеством образования

Системный подход в управлении качеством образования

Системный подход в управлении качеством образования

Системный подход в управлении качеством образования

Системный подход в управлении качеством образования

Системный подход в управлении качеством образования

Системный подход в управлении качеством образования

Системный подход в управлении качеством образования

Системный подход в управлении качеством образования

Системный подход в управлении качеством образования

Системный подход в управлении качеством образования

Системный подход в управлении качеством образования

Системный подход в управлении качеством образования

Системный подход в управлении качеством образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.12.2017