Практическая работа № 2
1. Краткие теоретические сведения.
Любое число несет какое-то количество информации о соответствующей ему величине.
Количество информации, которую несет одноразрядное двоичное число (один разряд двоичного числа), в информатике называют бит.
Бит:— это наименьшая единица информации в двоичном коде, которая может быть записана в виде последовательности только двух символов – 0 или 1.
Двоичные числа 01 и 10101 несут соответственно 2 и 5 бит информации.
Восьмиразрядное двоичное число несет 8 бит информации. Такое количество информации называется байт — это еще одна единица количества информации.
Любое запоминающее устройство современной ЭВМ состоит из ячеек, в каждой из которых можно записать не более чем 8-разрядное двоичное число, т.е. не более чем один байт информации. Такая ячейка также называется байт. В нее можно поместить натуральное число не более чем 256 (28).
Из байтов, как из кирпичиков, можно складывать более крупные ячейки, но в каждую из них записывается только одно число или текст. Так, можно создать ячейки из 2, из 4 байт — в них можно поместить и большие числа — натуральное число до 216, до 232. В ЭВМ используются ячейки, содержащие тысячи байт. При размещении текста в ячейке каждый его символ (буква, цифра, точка, пробел и пр.) занимает 1 байт.
Таким образом, байт — основная единица объема памяти ЭВМ.
1 байт = 8 бит = 1 символу.
Однако в современных ЭВМ используются, как правило, более крупные единицы измерения объема памяти:
1 килобайт (Кбайт) = 1024 байта = 210 байта;
1 мегабайт (Мбайт) = 1024 килобайта;
1 гигабайт (Гбайт) = 1024 мегабайта.
Так появились новые единицы измерения информации.
Т.е. Кбайт, Мбайт и т.д. рассматривают и как единицы измерения количества информации безотносительно к ЭВМ. Поэтому можно сказать, например, что страница книги содержит 2 Кбайта, а книга — 1,2 Гбайта информации.
Известно множество способов представления чисел. В любом случае число изображается группой символов (словом) некоторого алфавита. Будем называть такие символы цифрами, символическое изображение чисел - кодами, а правила получения кодов — системами счисления (кодирования).
Система счисления - это совокупность правил для обозначения и наименования чисел (это способ записи чисел).
Системы счисления делятся на следующие виды:
1) непозиционные системы счисления;
2) позиционные системы счисления.
Простейшая и самая древняя - так называемая унарная система счисления. В ней для записи любых чисел используется всего один символ - палочка, узелок, зарубка, камушек. Длина записи числа при таком кодировании прямо связана с его величиной, что роднит этот способ с геометрическим представлением чисел в виде отрезков.
Непозиционной называется такая система счисления, в которой количественный эквивалент каждой цифры не зависит от ее положения (места, позиции) в коде числа.
Непозиционные системы счисления возникли раньше позиционных.
Пример 1. До наших дней сохранилась римская система счисления. В римской системе счисления цифры обозначаются буквами римского алфавита:
1-1; V-5; X-10; L-50; С-100; D-500; М-1000;...
Для записи промежуточных чисел используется правило: меньшие знаки, поставленные справа от большего, прибавляются к его значению, а меньший знак, поставленный слева от большего, вычитается из него. Например, IX обозначает 9; XI обозначает 11.
Римская система счисления сегодня используется в основном для обозначения знаменательных и юбилейных дат, разделов и глав в книгах.
Пример 2. В старину на Руси широко применялись системы счисления, отдаленно напоминающие римскую. С их помощью сборщики податей заполняли квитанции об уплате подати (ясака) и делали записи в податной тетради.
Например, 1232 руб. 24 коп.
изображается так:
Употребляемые в квитанции знаки означают:
звезда - тысяча рублей.
колесо - сто рублей.
квадрат - десять рублей,
х - один рубль,
IIIIIIIIII -10 копеек,
I - копейку.
Недостатки непозиционных систем счисления:
1) Для записи больших чисел приходится вводить новые цифры. Например, пользуясь только цифрами I, V, X, число «тысяча» записать неудобно. И всегда есть числа, которые трудно изобразить даже вновь введенными цифрами.
2) Невозможно записывать дробные и отрицательные числа.
3) Сложно выполнять арифметические операции.
Система счисления называется позиционной, если количественный эквивалент (значение) каждой цифры зависит от ее места (позиции) в коде числа.
Исторически человек привык работать в десятичной системе счисления. В ней используются для записи чисел десять различных знаков (цифры 0,1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9). Из двух написанных рядом цифр (55) левая выражает число, в 10 раз большее, чем правая. Имеет значение не только сама цифра, но и ее место, позиция. Именно поэтому такую систему счисления называют позиционной (поместной).
Понадобилось много тысячелетий, чтобы люди научились называть и записывать числа так, как это делаем мы с вами сейчас. Начало этому было положено в Древнем Египте и Вавилоне и было в основном завершено индийскими математиками в V - VII в.в. н.э. Арабы, познакомившись с этой нумерацией первыми, по достоинству ее оценили. Получив название арабской, эта система в XII в. н.э. распространилась по всей Европе и, будучи проще и удобнее остальных систем счисления, быстро их вытеснила. Произошло это еще и потому, что простейший счетный прибор, работающий в десятичной системе счисления, был всегда у человека под рукой - это его 10 пальцев.
Основные достоинства любой позиционной системы счисления - простота выполнения арифметических операций и ограниченное количество символов, необходимых для записи любого числа.
Основанием (базисом) позиционной системы счисления называется количество знаков или символов, используемых для изображения числа в данной системе счисления.
Основание в любой системе записывается как 10, но в разных системах счисления имеет разное количественное значение. Оно показывает, во сколько раз изменяется количественное значение цифры при перемещении ее на соседнюю позицию.
Представление чисел в позиционной системе счисления:
Система счисления |
Основание |
Цифры |
шестнадцатеричная |
16 |
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B, C, D, E, F |
десятичная |
10 |
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
восьмеричная |
8 |
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 |
двоичная |
2 |
0, 1 |
Перевод чисел из одной системы счисления в другую
Пример 1. Перевести десятичное число 17310 в восьмеричную систему счисления:
Получаем: 17310=2558
Пример 2. Перевести десятичное число 17310 в шестнадцатеричную систему счисления:
Получаем: 17310=AD16
Пример 3. Перевести десятичное число 1110 в двоичную систему счисления.
Получаем: 1110=10112
Обратное преобразование числа из двоичной системы в десятичную производится проще.
Пример 4. Перевести двоичное число 10101102 в десятичную систему счисления.
10101102=0*20+1*21+1*22+0*23+1*24+0*25+1*26=0+2+4+0+16+0+64=8610
2. Задания.
1. Внимательно изучите теоретический материал.
2. Выполнить задания по варианту, предложенному преподавателем.
Вариант №1
1.Представьте число в двоичной системе счисления: 300 и 86
2.Представьте 101011 и 100111 в десятичной системе счисления
3.Будет ли достаточно одной дискеты ёмкостью 360Кб для хранения на ней документа, состоящего из 162 страниц печатного текста, если на каждой странице 44 строк, а в каждой строке 60 символов?
4. 5 Мб=………………Гб
785 б=………………Мб
5.Сколько информации (в байтах и битах) содержится во фразе:
«Ваш адрес? »
Вариант №2
1.Представьте число в двоичной системе счисления: 80 и 106
2.Представьте 11101 и 1011 в десятичной системе счисления
3.Четыре программы занимают объём памяти 57359б, 10Мб, 0,07Гб,7345Кб. Сколько дискет ёмкостью 360Кб понадобится, чтобы перенести эти программы с одного компьютера на другой?
4. 7354675 б=………………Мб
365 Кб=………………….б
5. Сколько информации (в байтах и битах) содержится в фразе:
«Последний звонок»
Вариант №3
1.Представьте число в двоичной системе счисления: 210 и 76
2.Представьте 1011011 и 1110 в десятичной системе счисления
3.Сколько листов бумаги достаточно, чтобы распечатать текст, занимающий 0,07Мб памяти, если каждая страница содержит 57 строк, а каждая строка – 55 символов?
4. 45Гб=………………….Кб
7543567б=……………..Гб
575Мб=………………...б
5.Сколько информации (в байтах и битах) содержится во фразе:
« Последний урок »
Вариант №4
1.Представьте число в двоичной системе счисления: 118 и 70
2.Представьте 1001001 и 101011 в десятичной системе счисления
3.Объём оперативной памяти равен 20Мб. Возможна ли одновременная работа двух программ, если они занимают 0,005Гб; 6,75Мб оперативной памяти.
4. 415738б=………………..Мб
0,05Кб=…………………б
57678Кб=……………….Гб
5.Сколько информации (в байтах и битах) содержится во фразе:
« Ура начались каникулы!»
Вариант №5
1.Представьте число в двоичной системе счисления: 210 и 49
2.Представьте 110000 и 10100 в десятичной системе счисления
3.Будет ли достаточно одной дискеты ёмкостью 1,44Мб для хранения текста, состоящего из 187 страниц, если на каждой странице 35 строк, а на каждой строке – 38 символов.
4. 75б=…………………Кб
5Гб=…………………Кб
5.Сколько информации (в байтах и битах) содержится во фразе:
«Как Вас зовут? »
Вариант №6
1.Представьте число в двоичной системе счисления: 99 и 409
2.Представьте 1101100 и 1011111 в десятичной системе счисления
3.Сколько дискет ёмкостью 1,44Мб понадобится, чтобы перенести с одного компьютера на другой текст, который содержит 457 страниц текста, если на каждой странице 37 строк, а в каждой строке- 51 символ.
4. 1,446Мб=………………б
53456789б=…………….Гб
545Кб=………………….б
5.Сколько информации (в байтах и битах) содержится во фразе:
« Рекламная пауза»
Вариант №7
1.Представьте число в двоичной системе счисления: 501 и 109
2.Представьте 1000001 и 101111 в десятичной системе счисления
3.Сколько листов бумаги достаточно, чтобы распечатать текст, занимающий 0,5Мб памяти, если каждая страница содержит 157 строк, а каждая строка- 96 символов.
4. 756б=……………………Кб
3,5Мб=…………………..б
5.Сколько информации (в байтах и битах) содержится во фразе:
« Вы решили задачу?»
Вариант №8
1.Представьте число в двоичной системе счисления: 103 и 191
2.Представьте 101110 и 11011 в десятичной системе счисления
3.Три программы занимают объём памяти 536850б; 7Мб; 345,5Кб. Сколько дискет ёмкостью 1,44Мб понадобится, чтобы перенести эти программы с одного компьютера на другой?
4. 1568900б=………………Мб
15Гб=……………………Кб
103Кб=…………………..Гб
5.Сколько информации (в байтах и битах) содержится во фразе:
« Где выход? »
Вариант №9
1.Представьте число в двоичной системе счисления: 75 и 291
2.Представьте 11110 и 10001 в десятичной системе счисления
3.Будет ли достаточно одной дискеты ёмкостью 360Кб для хранения документа, состоящего из 530 страниц текста, если на каждой странице 15 строк, а в каждой строке- 78 символов?
4. 750б=………………Мб
13Гб=………………Кб
5.Сколько информации (в байтах и битах) содержится во фразе:
« Газета Площадь свободы»
Вариант №10
1.Представьте число в двоичной системе счисления: 92 и 335
2.Представьте 11111 и 1010101 в десятичной системе счисления
3.Сколько дискет ёмкостью 1,44Мб понадобится, чтобы перенести с одного компьютера на другой текст, который содержит 675 страниц текста, если на каждой странице 65 строк, а в каждой строке – 38 символов?
4. 0,0067Гб=……………..б
576б=…………………..Мб
657Кб=…………………Гб
5.Сколько информации (в байтах и битах) содержится во фразе:
«Какая сегодня погода?»
Вариант №11
1.Представьте число в двоичной системе счисления: 51 и 402
2.Представьте 10101 и 10001 в десятичной системе счисления
3.Сколько листов бумаги достаточно, чтобы распечатать текст, занимаемый 0,003Мб памяти, если каждая страница содержит 38 строк, а каждая строка – 25 символов?
4.
13456789б=………………Мб
0,736Гб=…………………б
37,85Кб=…………………б
5.Сколько информации (в байтах и битах) содержится во фразе:
« Доброе утро! »
Вариант №12
1.Представьте число в двоичной системе счисления: 79 и 444
2.Представьте 101000 и 10101011 в десятичной системе счисления
3.Объём памяти равен 15Мб. Возможна ли одновременная работа программ, если они занимают 1578б; 0,07Мб; 0,5Гб оперативной памяти.
4. 545,6Кб=………………б
0,756Гб=………………Кб
456789б=………………Мб
5.Сколько информации (в байтах и битах) содержится во фразе:
« Музыкальный клип »
Вариант №13
1.Представьте число в двоичной системе счисления: 95 и 193
2.Представьте 1101001 и 1110111 в десятичной системе счисления
3.Будет ли достаточно одной дискеты ёмкостью 1,44Мб для хранения текста, состоящего из 235 страниц текста, в каждой странице 57 строк и 36 символов?
4. 1574б=………………Кб
57Мб=………………Гб
537Кб=………………Гб
5.Сколько информации (в байтах и битах) содержится во фразе:
« Ток-шоу »
Вариант №14
1.Представьте число в двоичной системе счисления: 180 и 87
2.Представьте 1010 и 11111 в десятичной системе счисления
3.Сколько дискет ёмкостью 1,44Мб понадобится, чтобы перенести с одного компьютера на другой текст, который содержит 575 страниц текста, если на каждой странице 45 строк, а в каждой строке – 25 символов?
4. 0,05Мб=……………..б
65б=………………….Кб
5.Сколько информации (в байтах и битах) содержится во фразе:
« Я Вас слушаю!»
Вариант №15
1.Представьте число в двоичной системе счисления: 48 и 222
2.Представьте 111101 и 100101 в десятичной системе счисления
3.Сколько листов бумаги достаточно, чтобы распечатать текст, занимаемый 0,012Мб памяти, если каждая страница содержит 47 строк, а каждая строка – 55 символов?
4. 135,5Кб=………………б
0,05Гб=………………..б
1456Мб=……………….Гб
5.Сколько информации (в байтах и битах) содержится во фразе:
«Вы будете говорить?»
Вариант №16
1.Представьте число в двоичной системе счисления: 167 и 111
2.Представьте 1000000 и 1101101 в десятичной системе счисления
3.Объём памяти 3675Кб. Возможна ли одновременная работа программ, если они занимают 0,18Гб; 56Мб оперативной памяти?
4. 0,000085Гб=……………….б
1567008б=………………….Мб
5006Мб=……………………Гб
5.Сколько информации (в байтах и битах) содержится во фразе:
« Который час? »
3. Оформление отчета:
1. Переписать основные определения из теоретической части методического пособия в тетрадь.
2. Выполнить задания по варианту в тетради.
4. Контрольные вопросы.
1. Какие единицы измерения информации вы знаете?
2. Почему двоичное представление информации входит в число основных принципов работы современных ЭВМ?
3. Укажите правильный порядок возрастания единиц измерения количества информации:
а) байт, килобайт, мегабайт, гигабайт;
б) бит, байт, гигабайт, килобайт;
в) килобайт, мегабайт, гигабайт, байт;
г) байт, мегабайт, килобайт, гигабайт.
4. Какие виды систем счисления вы знаете, и что они означают?
5. Перечислите представление чисел в позиционной системе счисления.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.