Ситуационные задачи, и их необходимость при подготовке финансистов
Оценка 4.7
Лекции +3
doc
администрации
Взрослым
28.01.2018
Сегодня общество нуждается в ориентации образования не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется не только способности к обучению, сколько умению перерабатывать огромные массивы информации.
На современном этапе развития нашего общества как никогда возросла социальная потребность в нестандартно мыслящих творческих личностях. Потребность в творческой активности специалиста и развитом мышлении, в умении конструировать, оценивать, рационализировать быстро растет. Решение этих проблем во многом зависит от содержания и технологии обучения будущих специалистов.
Демченко_статья_ситЗадачи.doc
Ситуационные задачи, и их необходимость при подготовке финансистов
Демченко Т.В.
преподаватель экономических спец. дисциплин
Екибастузского гуманитарнотехнического колледжа
Главный критерий успеха образовательной
реформы достижение такого уровня, когда любой
гражданин Казахстана, получив соответствующее
образование и квалификацию, сможет стать
востребованным специалистом в любой стране
мира.
Н.А. Назарбаев
Развитие личности не прекращается ни на минуту. Задача педагога заключается в том,
чтобы направить этот процесс в сторону “восхождения” ребенка к человеческой культуре,
способствовать самостоятельному освоению опыта и культуры, выработанных человечеством.
Развитие ребенка происходит тогда, когда он сам, проявляя активность, взаимодействует с
миром;
Реализация функций педагогического воздействия обеспечивается педагогической
технологией, которая научно обосновывает профессиональный выбор воздействия педагога на
ребёнка в его взаимодействии с миром, формирует у него отношение к этому миру. Сущность
педагогической технологии выявляется через систему необходимых и достаточных элементов,
связанных между собой и имеющих внутреннюю логику.
Сегодня общество нуждается в ориентации образования не столько на получение
конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и
навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое
внимание уделяется не только способности к обучению, сколько умению перерабатывать
огромные массивы информации.
На современном этапе развития нашего общества как никогда возросла социальная
потребность в нестандартно мыслящих творческих личностях. Потребность в творческой
активности специалиста и развитом мышлении, в умении конструировать, оценивать,
рационализировать быстро растет. Решение этих проблем во многом зависит от содержания и
технологии обучения будущих специалистов.
Технология – наука техники. Техника – искусство, знание, умения, приемы работы и
приложения их к делу. Под технологией обучения подразумевается определенный способ
обучения, в котором основную нагрузку по реализации функции выполняет средство обучения
под управлением человека. В технологии обучения ведущая роль отводится средствам обучения:
преподаватель не обучает учащихся, а выполняет функции стимулирования и координации их
деятельности, а также функцию управления средством обучения. Педагогическое мастерство
преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные
методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными педагогическими
задачами.
Новые требования общества к уровню образованности и развития личности, приводят к
необходимости изменения технологий обучения. Сегодня продуктивными является технологии
позволяющие организовать учебный процесс с учетом профессиональной направленности
обучения, а также ориентацией на личность студента его интересы, склонности и способности.
Метод – это способ продвижения к истине. Успех обучения зависит в основном от
направленности и внутренней активности обучаемых, характера их деятельности, степень
самостоятельности, проявление творческих способностей и должны служить важным критерием
выбора метода. Все методы обучения имеют свои сильные и слабые стороны, и поэтому в
зависимости от целей, условий, имеющегося времени необходимо их оптимально сочетать.
Основные формы и методы обучения, способствующие повышению качества обучения – это:
ролевые игры, деловые игры, семинары повторительно–обобщающие уроки, конференции,
диспуты, диалоги, проблемное обучение, самостоятельная работа, защита рефератов,
индивидуальная работа,
сообщения; тестирование,
творческие сочинения,
доклады, программированный контроль, исследовательская работа и др. Все перечисленные технологии
обучения способствуют решению проблемы качества обучения.
Методы активного обучения направлены не на сообщение готовых знаний учащимся, а на
организацию их для самостоятельного получения знаний.
Методы активного обучения побуждают учащихся к активной учебнопроизводственной
деятельности. Особенности методов активного обучения:
принудительная активизация мышления;
необходимость самостоятельной, творческой выработки решения;
постоянное взаимодействие преподавателя и обучаемых.
Существует определенная классификация форм методов активного обучения:
неимитационные формы: проблемная лекция; эвристическая беседа; поисковая
лабораторная работа; самостоятельная работа с книгой; программированное обучение.
имитационные формы: неигровые (решение проблемных ситуаций, диагностических
задач); игровые (ролевые игры, учебные).
Наибольший интерес у учащихся вызывают занятия, в процессе которых применяется
метод «мозгового штурма». «Мозговой штурм» (иначе – мозговая атака, брейнсторминг)
применяется в тех случаях, когда перед группой стоит проблема нахождения новых решений,
иных подходов к ситуации, то есть его задачей является продуцирование идей. Поиск и
продуцирование идей – сложный творческий процесс, который может очень эффективно
протекать в групповых формах, если для этого создан ряд необходимых условий,
обеспечивающих свободу высказываний участников, атмосферу доброжелательного поиска, не
критичности и высокой заинтересованности членов группы в нахождении максимально
возможного числа новых идей и подходов.
Сре
ди активных методов обучения все большее распространение приобретают ситуационные задачи.
Ситуационные задачи – это активная учебная деятельность по имитационному моделированию
изучаемых систем, явлений, процессов, а также будущей профессиональной деятельности.
Применение ситуационных задач в обучении обеспечивает высокий уровень мыслительной,
эмоциональной и поведенческой активности учащихся, способствует подключению к процессу
познания таких свойств психики, как воображение, память, эмоции, речь. Ситуационные задачи
позволяют отрабатывать практические умения и навыки, что очень важно при изучении учебных
дисциплин «Теория бухгалтерского учета», «Бухгалтерский учет». Введение ситуационных задач
в обычную учебную деятельность учащихся повышает их заинтересованность, формирует
положительные мотивы учения. Моя тема самообразования: «Формирование профессиональных компетенций учащихся на
уроках экономических спецдисциплин». Данная тема находит практическое применение в ходе
проведения уроков. Далее приведем пример урока по дисциплине «Основы бухгалтерского учета»
на тему «Изменение в балансе под влиянием хозяйственных операций», где используются
ситуационные задачи, как метод активного обучения.
Сабақтың мақсаты/ Цель урока
Білімділік/ Образовательная
Изучить влияние хозяйственных операций на изменения в
балансе
Дамытушылық /Развивающая Способствовать формированию навыков составления
баланса под влиянием хозяйственных операций
Тәрбиелік /Воспитательная Способствовать воспитанию интереса к профессии бухгалтера
Сабақтың түрлері/ Тип урока Комбинированный
Материалдар, оқуәдістемелік әдебиет, аңықтамалық әдебиет / Материалы, учебно
методическая литература, справочная литература
Теория и отраслевые особенности бухгалтерского учета Радостовец В.В., Шмидт О.И.
Алматы 2002г
Электронный кейс по дисциплине «Основы бухгалтерского учета» Демченко Т.В.
Учебное пособие по дисциплине «Основы бухгалтерского учета» Демеченко Т. В.
Құралжабдықтар, көрнекті құралдар / Оборудование, наглядные пособия
Типовой план счетов
Схема «Изменение в балансе под влиянием хозяйственных операций»
Бухгалтерский баланс
Пәнаралық байланыс / Межпредметные связи
– Бухгалтерский учет
Аудит
Анализ финансовой отчетности
Сабақ кезеңдері /
Этапы урока
1
Үйымдастыру
мақсаттық кезені /
организационно
целевой этап
2 Үй тапсырмасын
тексеру /
Этап проверки
домашнего
задания
Сабақ барысы / Ход урока
Оқытушы ісәрекеті /
деятельность
преподавателя
Оқушылар ісәрекеті / деятельность
учащихся
Мотивация деятельности
учащихся
Дети рассаживаются на 4 группы для
проверки домашнего задания
такое
Задание № 1
Задание № 2
фронтальный
1.
2.
3.
опрос:
Что
бухгалтерский баланс;
Какие разделы и
подразделы содержит
бухгалтерский баланс;
Что такое статьи
баланса, валюта баланс
1. На интерактивной доске выходит слайд с
задачей, в которой разнесены стать на
актив и пассив, учащиеся поочередно (по
группам) отвечают, верно, ли разнесены
статьи
2. Каждой группе выдается свое задание, на
основании которого они строят баланс
3. Дети активно отвечают на вопросы, с
учетом пройденного материала 3
Жаңа
білімді
меңгеру / Этап
усвоения новых
знаний
Вводное
хозяйственные
Типы бухгалтерских
балансов
1.
объяснение
преподавателем
следующих понятий:
операции
влияние операций на
бухгалтерский баланс
2.
3.
предложены ситуации,
вследствие
которых
нужно построить баланс
и отразить изменения
(Задание 4)
4. Схема 1
Задание 3
Учащимся
1.
Учащиеся активно рассуждают, как
та или иная хозяйственная операция
повлечет за собой изменения в балансе
Учащиеся составляют баланс
2.
3.
Учащиеся видят на интерактивной
доске ситуации и с каждой новой
ситуацией последовательно составляют
баланс,
какие
изменения повлекла каждая хозяйственная
операция в балансе
4.
доске
высвечивается схема, в которой отражены
все 4 типа изменения баланса.
затем делают вывод,
интерактивной
На
4
5
6
білімді
Этап
Жаңа
бекіту
закрепления
новых знаний
/
Үй тапсырмасы
бойынша мәлімет
беру кезені / Этап
информации
учащихся
домашнем
задании
о
Рефлексивті
бағалау кезеңі /
рефлексивно
оценочный этап .
1.
Учащимся выдается по две
хозяйственные операции, решение которых
они защищают своей группой
2.Каждой группе выдается задание, в
котором из предложенных статей нужно
составить баланс, а затем с предложенной
хозяйственной операцией составить новый
баланс.
1.Задание 5
2.Задание 6
Учащимся подготовиться
к практической работе
В завершении урока
подводятся результаты
работы
учащихся.
Преподаватель вместе с
учащимися выставляет
оценки за урок, с учетом
работы
каждого
учащегося в группе и
целом на уроке.
Учащиеся дают оценку проведенного
урока, что они узнали нового, понравились
ли им формы,
способы
проведенного занятия.
методы,
Применение активных методов обучения предъявляет особые требования к подготовке
преподавателя. Он должен обладать не только знаниями в области своей дисциплины и опытом
работы в группах, но и сам иметь собственный опыт участия в обучении с применением активных
методов и владеть техникой общения, а также обладать личным обаянием, остроумием, гибкостью
мышления и многими другими качествами.
Итак, активное обучение – одно из мощнейших направлений современных педагогических
исканий. Значительный интерес в профессиональном образовании представляют активные методы
обучения, которые обеспечивают интенсивное развитие познавательных мотивов учащихся, их личностный рост, социальную активность и проявление творческих способностей в процессе
обучения. ПРИЛОЖЕНИЯ
Задание 1 Классифицируйте следующие статьи на активы и обязательства:
Транспортные средства
Денежные средства в кассе
Дебиторская задолженность
Кредиторская задолженность
Задолженность покупателей
Товары
Материалы
Акции
Задолженность по налогам
Задолженность банку
Товарный знак
Доход отчетного года
Уставный капитал
Задание 2 Составьте бухгалтерский баланс.
Группа 1
Готовая продукция – 16 300
Уставный капитал – 43 000
Счета к оплате – 33 510
Налог на имущество – 3 580
Денежные средства в кассе – 1 200
Машины и оборудование – 55 500
Деньги на расчетном счете – 13 400
Лицензии – 14 200
Гудвилл – 7 940
Итоговый доход – 28 450
Группа 2
Резерв на переоценку основных средств – 45 137
Расчеты с поставщиками – 34 510
Основные средства – 1 300
Денежные средства в кассе – 1 200
Передаточные устройства – 58 300
Задолженность по отпускам – 3 500
Денежные средства на расчетном счете – 17 720
Счета к получению – 10 000
Вознаграждения к оплате – 2 133
Задолженность по социальному налогу – 3 240
заказчиков
Гудвилл
Задолженность бюджету по
налогам
54200
10580
Группа 3
Полуфабрикаты
собственного производства
Нераспределённый доход
прошлых лет
Эмиссионный доход
Расчёты с поставщиками и
подрядчиками
Краткосрочные ссуды банка
Мебель офисная
Задолженность подотчетных
лиц
Авансы выданные
Патенты
6300
5000
63000
3510
35000
56810
28600
2700
12100
Группа 4
Тара и тарные материалы
Уставный капитал
Краткосрочные ссуды банка
Нераспределённый доход
Здание цеха
Компьютеры
Наличность на расчётном счёте
Задолженность покупателей и
16300
168000
35000
25000
80500
49530
18620
19430 Задание 3 Построим баланс по имеющимся данным:
Материалы 2 500; Уставный капитал – 8 700; Денежные средства на расчетном счете –
11 000; Задолженность по заработной плате – 4 800
Задание 4
Операция №1 Поступили денежные средства в кассу с расчетного счета – 2 500
Операция №2 Удержан подоходный налог из заработной платы – 1 800
Операция № 3 Поступили основные средства от поставщиков – 7 000
Операция №4 Перечислено поставщикам за основные средства – 7000
Схема1 Влияние хозяйственных операций на структуру баланса
Актив
Пассив
Уменьшается
Увеличиваетс
Увеличиваетс
Уменьшается
()
я (+)
я (+)
()
I тип
II тип
III тип
IV тип
Задание 5 Определите тип хозяйственных операций, и как это повлияло на валюту баланса:
Выдано из кассы на хозяйственные расходы (3 000);
Группа 1
1) Перечислено с расчетного счета в погашение задолженности поставщикам (2 500);
2)
Группа 2
1) Получены деньги в кассу с расчетного счета на выдачу заработной платы (15 000);
2) Удержан индивидуальный подоходный налог из заработной платы (1 500);
Группа 3
3)
4) Приобретены материалы у поставщиков (7 200);
Группа 4
1)
Выдана из кассы заработная плата работникам предприятия (15 000);
Создан резервный капитал за счет нераспределенного дохода отчетного года (150 000); 2)
За счет кредита банка погашена задолженность перед поставщиками (4 700);
Задание 6 Составьте бухгалтерский баланс из ниже приведенных статей:
Здание – 1 230 600
Автомобиль 150 100
Денежные средства на р/счете – 374 000
Кредит банка – 95 715
Материалы 10 000
Денежные средства в кассе – 20 400
Незавершенное производство – 126 000
Задолженность поставщикам – 300 000
Задолженность работников – 3 415
Задолженность по соц. налогу – 15 000
Доход 1 503 800 Составьте новый баланс с учетом хозяйственной операции
Группа 1 Перечислен социальный налог в бюджет с расчетного счета 13 510 тенге
Группа 2 Погашена задолженность работников в кассу 3 415 тенге
Группа 3 Создан резервный капитал за счет дохода отчетного года 120 000 тенге
Группа 4 Приобретены материалы у физических лиц 25 000 тенге
Ситуационные задачи, и их необходимость при подготовке финансистов
Ситуационные задачи, и их необходимость при подготовке финансистов
Ситуационные задачи, и их необходимость при подготовке финансистов
Ситуационные задачи, и их необходимость при подготовке финансистов
Ситуационные задачи, и их необходимость при подготовке финансистов
Ситуационные задачи, и их необходимость при подготовке финансистов
Ситуационные задачи, и их необходимость при подготовке финансистов
Ситуационные задачи, и их необходимость при подготовке финансистов
Ситуационные задачи, и их необходимость при подготовке финансистов
Ситуационные задачи, и их необходимость при подготовке финансистов
Ситуационные задачи, и их необходимость при подготовке финансистов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.