Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Радость» г. Орска»
Педагог дополнительного образования
Авдонина Ольга Юрьевна
Ситуация успеха на занятиях в художественной
школе декоративно прикладного творчества «Колорит».
Хотела бы поделится опытом работы с детьми на занятиях декоративно прикладным творчеством в подготовительной группе (Юный художник). Занятие изобразительного искусства таят в себе огромный развивающий потенциал: тренируется восприятие, мышление, зрительная, слуховая и кинестетическая память, развивается способность чувствовать прекрасное через многообразие цвета, формы, познается глубина и многомерность окружающего пространства. Все это ребенок может получить только при одном условии – если он будет желать этим овладеть.
В
своей педагогической деятельности я опираюсь на опыт педагогов прошлых лет.
Сергей Александрович Смирнов российский
ученый-философ, доктор наук, доцент, педагог. Имеет диплом PhD международного
образца. Автор более 70 научных работ, в том числе 4-х монографий и учебников.
Он уделяет большое внимание созданию доброжелательной атмосферы
и взаимопомощи при выполнении учебных и других заданий; справедливому равному
отношению ко всем учащимся и оценке успехов в учебной деятельности.
В концепции А.С. Смирнова в качестве основной цели педагогического процесса рассматривается создание условий для максимально возможного развития способностей ребенка, формированию у него внутреннего психологического покоя и уверенности в своих силах. Смирнов А.С. выделил следующие принципы организации учебной деятельности:
- отношение к ребенку как к субъекту,
- формирование личностного стиля взаимоотношений,
- создание положительного эмоционального фона.
Педагог может создать источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Педагог способен создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутренние удовлетворение; педагогу нужно помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности. А для этого нужно создавать ситуации успеха.
Использование ситуации успеха способствует повышению рабочего тонуса, увеличению производительности учебного труда, а также помогает учащимся осознать себя полноценной личностью.
Технологические приемы, которые использую на занятиях для создания ситуации успеха:
Чаще всего страх перед обучающимися возникает в начале рождения рисунка на чистом листе бумаги. Именно на этом этапе сложнее всего добиться воспитаннику состояния успешности. Часто бывает, что обучающиеся теряются и не знают с чего правильнее начать выполнять ту или иную работу, у них несовершенное восприятие на стадии формирования, значит, надо – дать им возможность поверить в себя и увидеть то, что они нигде не увидят: как рождается рисунок. И я заметила, что на тех занятиях, когда я сама рисую много и объясняю детям последовательность изображения, вместе с детьми вычленяю формы, цвет и так далее – успешных рисунков в итоге больше. Поэтому для снятия страха у детей я стараюсь показать детям процесс изображения предмета по заданной теме, по возможности, в разных техниках и разных ракурсах.
«Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться». «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения». «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».
Вовремя занятия на тему «Портрет осени» тема была новая нужно было изобразить портрет девушки в образе осени, до этого портреты мы не рисовали. Я заметила, что ребята немного растерялись я применила метод авансирования чтобы подбодрить и настроить на отличный результат. Фраза которые я использовала; «У вас обязательно получиться». «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».
На своих занятиях вовремя демонстрации образца и разбора последовательности выполнения его (рисунка или подделки) направляю обучающихся следующими фразами; «Возможно, лучше всего начать с…..». «Выполняя работу, не забудьте о…..».
Еще очень много рисую на доске мелом, особенно в те моменты, когда во время самостоятельной работы у обучающихся возникает вопрос, например, как нарисовать скамейку, – я подхожу к доске и рисую несколько видов скамеек в разном положении. Ребенок сам выберет, какую он сможет нарисовать, но в это время и другие дети смогут получить опыт наблюдения и зрительного восприятия образа.
Когда я применяю данные приемы, желающих подражать увиденному, попробовать свои силы, становится больше, и количество детей, довольных результатом своей деятельности на занятие, значительно увеличивается.
Этот метод хорошо помогает при выполнение работы на конкурс рисунков когда нужно в селить уверенность в ребенка «Только ты и мог бы….». «Только тебе я и могу доверить…». «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…»
Вовремя выполнения работы на тему «Грибная полянка» (аппликация) я заметила, что обучающие снизили темп работы (подустали) я использовала фраза: «Нам уже не терпится начать работу над листиками». «Так хочется поскорее увидеть ваши замечательные работы». Благодаря этому к концу занятия все ребята справились с поставленной задачей.
7. Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. Поэтому на моих занятиях, в первую очередь, дана четкая установка на то, что у каждого художника есть свой почерк, своя манера письма – так и у каждого, кто занимается рисованием, будет проявляться свой неповторимый стиль. Свое объяснение всегда сопровождаю доказательствами, в данном случае, репродукциями картин, которые мы анализируем вместе.
При такой позиции дети начинают по - другому относиться к рисункам своих сверстников и к своим рисункам: стараются уважительно высказываться в адрес чужих работ, учатся критиковать аргументировано. В конце каждого занятия проводим мини выставку и поощряю обучающихся при помощи наклеек за отличное выполнение работы. Использую фраза: «Тебе особенно удалось то объяснение». «Больше всего мне в твоей работе понравилось…». «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».
8. Нетрадиционные способы рисования один из действенных методов создания ситуации успеха. Занятия с элементами нетрадиционных техник, основаны на творческой фантазии, интересны тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Они предлагают ребёнку пофантазировать, вообразить, подумать, изобрести что-то своё, необычное. Такие занятия вызывают восторг, удивление, желание рисовать и быть создателем необычных картин. Где самый слабый обучающийся может показать отличный результат и поверить в себя. На занятиях происходит освоение обучающимися различных художественных материалов (краски, гуашь и акварель, карандаши, ткани, пластилин, бумага, картон,). В наше время появилось очень много новых художественных материалов для обогащения творческого процесса: разнообразные фломастеры, гелиевые ручки, бумага разного качества, разной структуры и фактуры. Овладеваем такими инструментами как кисти, стеки, ножницы и т.д. Разнообразие инструментов позволяет расширить диапазон видов творческих работ.
На занятиях я использую следующие художественные техники:
рисование акварелью (в различных видах и жанрах), рисование гуашью, монотипия, рисование воском и восковыми мелками, рисование пятном, рисование пальчиками и ладошкой, пальце-графия, оттиск поролоном, рисование природным материалом, ниткография, аппликация, мозаика, коллаж, гравюра, графика.
Алгоритм который использую для создания ситуации успеха на занятие.
Первое обязательное условие – атмосфера доброжелательности на занятие.
Второе условие – снятие страха – авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи.
Ключевой момент – высокая мотивация: во имя чего? Ради чего? Зачем?
Реальная помощь в продвижении к успеху.
Краткое экспрессивное воздействие на обучающегося – педагогическое внушение (Успехов! За дело! И т.д.)
Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы
Выбранное мною направление по созданию ситуации успеха на занятиях декоративно прикладным творчеством уже дает свои плоды:
1. я перестала слышать на занятиях высказывания учащихся подобно таким как: «я не умею», «у меня не получается» или «я не художник и никогда им не стану»;
2. качество рисунков становится лучше, что замечают даже сами дети;
3. дети учатся оценивать свой труд и результаты других детей, принимая критику адекватно, с целью улучшения своего мастерства
4. Участие в конкурсах и выставках: Всероссийский «По земле шагает осень» 3 диплома 1 степени; Международный «Надежды России» 3 диплома 1 степени, 1 диплом 2 степени, 1 диплом 3 степени; Районный «Новогодняя игрушка» 1 диплом Финалиста; Городской «Новогодний сувенир» 1 диплом 1 степени; Городской конкурс «Мастера и подмастерья» 4 диплома 1 степени, 3 диплома 2 степени, 2 диплома 3 степени; Районный «Космос глазами детей» 6 дипломов.
Известно, что успех - это горючее развития, своего рода пусковой механизм самосовершенствования, саморазвития обучающихся.
Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Обучающийся испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.