«Сказка как средство социально - нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
Оценка 4.6

«Сказка как средство социально - нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
социальная работа
4 кл—7 кл
31.03.2024
«Сказка как средство социально - нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
«Попасть в сказочную страну может любой, кто любит фантазировать, придумывать новых сказочных героев и героинь, смешных неудачников и чудесных искусников, кто знает сказочные слова и выражения»,- такими словами можно начать «путешествие» с ребёнком в мир сказки. Актуальность и перспективность опыта Социально-нравственное воспитание – одна из сложнейших и актуальных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Мы постоянно говорим о необходимости возрождения в нашем обществе культуры и духовности, это непосредственно связано с развитием и воспитанием дошкольника. Младший дошкольный возраст – период активного познания окружающего мира, человеческих отношений и формирования основ личности будущего гражданина. В младшем возрасте усвоение нравственных норм происходит сравнительно легко. Проблема формирования нравственности и гуманности всегда являлась актуальной. Сегодня, в связи с обесцениванием многих общечеловеческих ценностей особое значение приобретают вопросы формирования у детей гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, природе и животным.
сказка как социально-нравственное развитие.docx

«Сказка как средство социально - нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

 «Через сказку, фантазию, игру, через

неповторимое детское творчество –

верная дорога к сердцу ребенка»

В.А.Сухомлинский

«Попасть в сказочную страну может любой, кто любит фантазировать, придумывать новых сказочных героев и героинь, смешных неудачников и чудесных искусников, кто знает сказочные слова и выражения»,- такими словами можно начать «путешествие» с ребёнком в мир сказки.

Актуальность и перспективность опыта

Социально-нравственное воспитание – одна из сложнейших и актуальных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Мы постоянно говорим о необходимости возрождения в нашем обществе культуры и духовности, это непосредственно связано с развитием и воспитанием дошкольника.

Младший дошкольный возраст – период активного познания окружающего мира, человеческих отношений и формирования основ личности будущего гражданина. В младшем возрасте усвоение нравственных норм происходит сравнительно легко.

Проблема формирования нравственности и гуманности всегда являлась актуальной. Сегодня, в связи с обесцениванием многих общечеловеческих ценностей особое значение приобретают вопросы формирования у детей гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, природе и животным.

Каждое поколение имеет свои ценности, свои взгляды на жизнь. Но есть вневременные ценности и правила личного и общественного поведения, которые одно поколение передает другому.

  К сожалению, сегодня в нашем обществе упал уровень поведенческой культуры, отсутствует элементарная вежливость, доброжелательность. Дети перенимают отрицательный опыт взрослых людей, усваивают не лучшие образцы поведения и отношений. Нередко в детской среде встречаются грубость, насилие, жестокость. Поэтому проблема нравственного воспитания подрастающего поколения и становится чрезвычайно актуальной.

Проблема нравственного воспитания связана с дефицитом неустойчивых нравственных ориентиров, воспитанности, доброты, милосердия, сострадания, культуры.

Актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием подрастающего поколения бесспорна. Дети «зеркало» души нашего общества, и обществу нужно присмотреться к детям, чтобы через них понять, какое будущее мы себе готовим.

Нужно задуматься о том, как ведут себя дети с разными людьми, в разных ситуациях? Умеют ли уважать, сочувствовать, сострадать, тактично помогать? Правильно ли понимают их поведение окружающие люди?

Именно в поведении выступает сущность личности человека, особенности его характера, темперамент, его потребности, взгляды, вкусы, желания, предпочтения. Только по поступкам мы судим о внутренних побуждениях, мыслях и чувствах.

Актуальность нравственного воспитания состоит и в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (доброта, сочувствие, милосердие, долг, честь, достоинство и т.п.) стали внутренними стимулами развития формирующейся личности.

Именно поэтому, решая сегодня социально-личностные задачи воспитания, я опираюсь на разумное и нравственное в человеке и помогаю каждому воспитаннику определить ценностные основания собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества.

Это осуществимо средствами специально организованного нравственного воспитания и образования, органически вплетённого в деятельность дошкольников. И одним из ведущих видов формирования нравственного сознания я выбрала сказку.

К сожалению, в наш век новых информационных технологий, роль книги изменилась, любовь к чтению стала падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер.

Необходимость приобщения детей к сказке бесспорна. Сказка совершенствует ум ребенка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир. У ребенка младшего дошкольного возраста это первый опыт встречи с героями сказки на важном этапе развития его личности - этапе раннего детства. Русские народные сказки, сказки других народов вводят малыша в мир художественных образов, в мир прекрасного и дают первые и потому наиболее сильные впечатления о взаимоотношениях персонажей, с последующим подражанием детьми.

Для повышения интереса к сказке, любви к чтению и были мною разработаны проекты «Путешествие в сказку», «К природе с добротой», развивающие устойчивый интерес к сказке как произведению искусства, направленные на формирование нравственных качеств личности ребенка.

Как известно, детство невозможно представить без чтения сказок. С самого раннего возраста дети с одинаковым, захватывающим интересом слушают и рассказывают наряду с русскими народными сказками, сказки Шарля Перро, братьев Гримм. Со сказкой ребёнок встречается не только в книгах, но и в кино, театре, на телевизионном экране, забывая обо всём и полностью погружаясь в жизнь героев. Мир чудесного интригует ребёнка, и интерес к сказке у него не снижается.

Все мы знаем, что маленьких детей очень привлекают сказки. Именно они помогают ребёнку пройти длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм нравственного восприятия и усвоения моральных норм и правил:

- во - первых, сказка приносит истинную радость и удовольствие ребёнку;

- во ‑ вторых, сказка учит детей размышлять, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно, оценивать поступки;

- в­ - третьих, образы, созданные писателями, народом и художниками - иллюстраторами - прекрасные образцы самобытного творчества и подражания.

Вглядываясь в них, ребёнок желает быть похожим на прекрасную принцессу, богатыря, несущих добро в детские сердца.

Именно из сказки ребёнок черпает знания и представления о разных сферах действительности: о жизни и поведении взрослых и сверстниках; о животных и птицах; об их облике и повадках; о дальних странах; об удивительном мужестве и терпении героев сказок, в которых добро всегда побеждает, а зло обязательно наказывается. У ребёнка появляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением.

Разработанный проект «Путешествие в сказку» позволяет дополнить традиционную систему работы с детьми дошкольного возраста по формированию представлений о многообразии человеческих отношений, о нормах и правилах жизни в обществе.

Опыт работы имеет большое значение в совершенствовании воспитательно-образовательного процесса. Его внедрение необходимо для:

- развития этических представлений и социальной адаптации детей в социуме;

- выявления сферы предпочтительных интересов и творческого потенциала детей, оценки их эмоциональных состояний;

- развития творческих способностей, совершенствования познавательных интересов и речи детей;

- формирования знаний об искусстве человеческих отношений, адекватного поведения в различных речевых ситуациях, усвоения формул речевого этикета;

- становления и развития личности ребенка как субъекта общественных межличностных отношений;

- обновления содержания работы по формированию игровой деятельности в плане развития у детей навыков культурного общения и самостоятельности;

- развития предметно-развивающего пространства;

- роста личностных достижений всех субъектов воспитательно-образовательного процесса (детей-педагогов-родителей).

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта

Несмотря на многочисленные исследования по проблеме формирования нравственного поведения, многие аспекты данной проблемы не изучены, а в частности особенности формирования нравственных чувств и представлений у младших дошкольников в условиях ДОУ.

Это осложняет осмысление задач нравственного воспитания, осознание их значимости в личностном развитии детей дошкольного возраста.

Возникновение опыта тесно связано с процессом обновления содержания образования на основе ФГОС ДО, внедрением инновационных технологий воспитания дошкольников по образовательным областям, предусмотренным реализуемой Образовательной программой МДОУ.

Изучение запросов родителей по отношению к воспитанию детей в дошкольном учреждении, показывает, что молодые родители и старшие в семьях осознают, как никогда раньше, что именно в младшем дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения. Важной задачей считаю "научить ребенка общаться с другими детьми", приобщить их к культуре поведения в социуме.

Современная школа также требует от ребенка не только высокого уровня умственного и речевого развития, но и овладевшего нравственным сознанием.     Знание наук и не знание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие.

Анализируя свой опыт работы, я пришла к выводу, что не сформированность знаний об искусстве человеческих отношений, неадекватное поведение в различных ситуациях, незнание формул речевого этикета обуславливает низкий уровень проявления гуманных чувств у дошкольников.

В связи с этим необходима целостная система нравственного воспитания дошкольников.

Поэтому работа началась с:

- создания предметно-развивающей среды;

- диагностического этапа (то есть с выяснения того, знают ли дети об этике отношений между людьми, какое конкретное содержание вкладывают они в понятия «доброта», «милосердие», «честность», «справедливость», осознают ли они проявления жестокости, лживости, себялюбия);

- наблюдений за поведением детей в период общения (отношение воспитанников к ценностям окружающего мира, к сверстникам, к самому себе);

- анкетирования взрослых и бесед с ними.

В опыте работы:

- показано, что формирование качеств личности у детей дошкольного возраста успешно достигается в условиях специально организованной деятельности через актуализацию собственного личностного опыта в процессе понимания и усвоения знаний об окружающем мире, других людях, о себе самом в ситуациях взаимодействия и сотрудничества с педагогом и сверстниками;

- обоснована необходимость в раннем формировании личности ребенка

на этапах дошкольного развития как основы для более успешной адаптации в обществе;

- определена роль педагога как инициатора и руководителя формирования этических основ в специально организованной деятельности.

- прослеживается интеграция образовательной областей.

При организации работы опиралась на следующие принципы:

-принцип систематичности: воспитание нравственных чувств детей младшего дошкольного возраста будет успешно проходить только при систематическом усвоении знаний и умений;

- принцип активности: воспитание нравственных чувств детей младшего дошкольного возраста будет эффективно только при познавательной активности детей;

- принцип доступности: при организации педагогического процесса, направленного на воспитание нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности развития детей;

- принцип рациональности: сочетание коллективных и индивидуальных форм в работе по воспитанию нравственных чувств у детей младшего дошкольного возраста необходимо использовать разнообразные формы работы воспитания и обучения (коллективные, групповые, индивидуальные);

- принцип прочности: для углубления и закрепления полученных знаний и умений необходимо организовывать повторение, но так, чтобы уже в известном материале ребенок мог находить что-то новое.

- принцип гуманизма: коренные изменения характера взаимодействия в общении педагогов и детей, предполагающий ориентацию воспитателя на личность ребенка.

Теоретическая база опыта

Исследования психологов и педагогов, посвященные изучению особенностей художественного восприятия и творчества дошкольников, показывают, что у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности замечать и выделять языковые средства выразительности.

Необходимость приобщения детей к книге бесспорна. Книга совершенствует ум ребенка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир.

Л.Н.Толстой призывал: «Обрати свое сердце к книгам!Какое богатство мудрости и добра рассыпано по книгам всех времен и народов».

Особое значение для ребенка имеют сказки. «Сказка для ребёнка такое же серьёзно и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности» писал Д.Родари.

Так, В.Г. Белинский ценил в сказках их народность, их национальный характер. Он полагал, что в сказке за фантазией и вымыслом стоит реальная жизнь, действительные социальные отношения. В.Г. Белинский, глубоко понимавший природу ребенка, считал, что у детей сильно развито стремление ко всему фантастическому, что им нужны не абстрактные идеи, а конкретные образы, краски, звуки.

Н.А. Добролюбов считал сказки произведениями, в которых народ выявляет свое отношение к жизни, к современности. Н.А. Добролюбов стремился понять по сказкам и преданиям взгляды народа и его психологию, хотел, «чтобы по преданиям народным могла обрисоваться перед нами живая физиономия народа, сохранившего эти предания».

В исследованиях А. В. Запорожца, А. М. Виноградовой, Л. П. Стрелковой достаточно полно раскрыта роль сказки в воспитании нравственных чувств дошкольников. В тоже время разработка специальной системы методов, способствующих эмоциональному воспитанию, является важным аспектом педагогической проблемы воспитания гуманных чувств у дошкольников.

Методологией моего опыта стали труды великий русского педагога К.Д. Ушинского, который был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. «В народной сказке, - писал он, - великое и исполненное поэзии дитя - народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы».

Анализируя исследования учёных, можно сделать вывод, что теоретический аспект проблемы формирования нравственных чувств дошкольников освещён в литературе достаточно подробно, практическая же сторона требует дальнейших исследований.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения

 Цель опыта состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях. Путь решения поставленной цели – оптимизация образовательного процесса посредством использования инновационных технологий воспитания и обучения, информационно-коммуникационных технологий, деятельностный подход; метода проектов.

Ведущую роль отвожу проектной технологии и следую следующим правилам: свобода выбора, открытость, деятельность, индивидуальность.

Проектная технология способствует созданию условий для формирования и развития внутренней мотивации дошкольников к развитию самостоятельности, потребности в самосовершенствовании, ответственности за результат свой деятельности. Проектная деятельность позволяет дошкольникам ориентироваться в различных ситуациях, в дальнейшем адаптироваться в окружающем социуме.

Основными способами педагогического воздействия на детей являются: приучение, поощрение, пример для подражания.

Использовались следующие методы и приемы:

 1. Беседа. Побуждает их думать и говорить, оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. «Например «Мои добрые поступки», «Мои добрые дела», «Мы в ответе за тех, кого приручили» и т.д.

2. Чтение, рассказывание, сочинение и анализ сказок.  Литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. 3. Игра. При помощи игры можно решать самые разнообразные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством повышения самооценки; для другого - школой формирования привычек нравственного поведения и развития гуманных отношений со сверстниками в целом.

4. Проигрывание этюдов, игр-упражнений, передающих различные гуманные качества.

5. Решение проблемных ситуаций (реально-практических, имитационно-игровых и условно-вербальных).

6. Театрализованная деятельность. Театр несет в себе огромный опыт отношений человека с окружающим миром. Поэтому и является для всех нас важнейшим средством познания общечеловеческих нравственных ценностей.

Одним из главных средств решения образовательных и воспитательных задач по формированию гуманных качеств личности у дошкольников я вижу в создании среды общения через восприятие русских народных сказок, в оказании помощи правильно воспринимать сказку, в развитии личностных качеств, способствующих адаптации ребенка в социуме, в воспитании положительных взаимоотношений с взрослыми и друг с другом, в повышении интереса к семейному чтению.

Мудрые люди утверждают, что доброта и справедливость, любовь к людям приходят к детям из жизни и из книг.

Так какую же сказку выбрать для ребенка? Я считаю, что, отбирая сказки для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие народной сказки на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. Художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою. Дети могут сочувствовать, сопереживать. Моя задача – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка.

Чем меньше возраст читателя, тем проще и доступнее должно быть содержание, сюжет и язык сказки, тем значительнее в ней роль иллюстраций, картинок. И наибольший эффект, я считаю, достигается при совместном чтении и обсуждении сказок. Общие переживания, формирование общих ценностей, приобщение к литературному языку помогают найти и взрослому и ребенку — единый заряд человеческого опыта.

Данный подход, по моему мнению, способствует решению основных задач— открыть в ребенке талант читателя и слушателя. Ведь в сказках заключено особое очарование. Сказки вызывают в нас наслаждение, герои сказок разговаривают с детьми, дают им добрый совет, они становятся живыми друзьями для детей.

Сказка, во все времена имела огромную власть над детским сердцем. В них, проверенных веками, заключена мудрость народа, который их создавал, в них основы национальной культуры. В сказках добро всегда побеждает зло. Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни.

Я вижу, что, слушая сказочные истории, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.

Сказка позволяет детям пройти длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия и усвоения нравственных норм и правил (« Добро» и «Зло», «Честность» и «Справедливость», «Взаимопомощь», «Сопереживание» и «Сострадание» и т.д.) и учит детей размышлять, развивать креативность, умение думать самостоятельно, оценивать свои поступки и поступки других.

Я уверена, что дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга.Использование сказочных примеров, ситуаций, образов в повседневной деятельности дошкольников, на прогулке, в самостоятельной художественной деятельности, совместной с педагогом деятельности; организация сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игр-путешествий, праздников на материале сказок; широкое использование произведений сказочного жанра в процесс повседневной жизни и на специально организованной деятельности; включение сказочного материала в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие» в качестве художественного слова; использование отрывков из сказок в образовательной области «Познавательное развитие» в качестве иллюстрированного материала; включение сказочных образов и элементов сказочных сюжетов в утреннюю гимнастику, физкультминутки, в непосредственно образовательную деятельность «Физическое развитие», развлечения, физкультурные досуги и праздники.

Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, учат ребенка чувствовать  в себе движения к добру и различать зло, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие).

Поэтому в процессе образовательной деятельности, я упражняю детей в умении чувствовать. Чувства могут проявляться в отношении ребенка к самому себе( чувство собственного достоинства, честь, совесть, уверенность или, наоборот, чувство неуверенности, неполноценности, отчаяние и др.), и в отношении к другим людям ( симпатия, отзывчивость, сочувствие, доброта, чувства дружбы, любви, товарищества или антипатия, злоба, гнев, безразличие, чувство стыда, вины и др.), и в отношении к коллективу (чувство солидарности, коллективизма и др.).

Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать. Чувства дошкольника отличаются искренностью, непосредственностью, неустойчивостью.

Наибольший эффект, я считаю, достигается, когда используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций используются во время организации и проведении различных видов детской деятельности.

Это дает детям возможность не только улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику, речь, но и гармонично развивать личность, которая легко сможет «вписываться» в любую обстановку, находить контакт с самыми различными людьми, комфортно ощущать себя даже в незнакомой среде.

Сформированные нравственные представления служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей к тем или иным поступкам. Отсутствие этических представлений мешает детям контактировать с окружающими людьми, может явиться причиной капризов, негативного отношения к требованиям взрослых делать их более устойчивыми.

Призывая детей поступать определенным образом, я разъясняю целесообразность и правильность такого поведения. Разъяснение проводится на конкретных примерах. Это помогает детям постепенно осознавать общие моральные понятия (добрый, вежливый, справедливый, скромный, заботливый и др.), которые в силу конкретности мышления не сразу могут быть поняты ими. Я стараюсь о том, чтобы дети понимали суть моральных понятий, соотносили с ними конкретное содержание своих и чужих поступков, обстановку и ситуацию.

Поскольку разнообразные виды детской деятельности связаны с определенной сказкой, то у детей формируется целостное и разностороннее восприятие этого произведения, происходит его осмысление и эмоциональное осознание.

Мы рисуем любимых героев или отдельные сюжеты из сказок. Такие темы, как: «Моя любимая сказка», «Я герой из этой сказки» помогают исследовать внутренний мир ребенка, его отношение к себе и другим, его индивидуальность. В лепке, аппликации дети удовлетворяют свою потребность в действенном образном выражении своих впечатлений.

Не могла не отразиться на успехах детей сказкотерапия.

Ребенок почерпнет из сказки намного больше, если будет не просто пассивным слушателем, а непосредственным участником сказочного сюжета.

Он может путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» - нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями. На примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах. Ведь в сказочных ситуациях, при всей их фантастичности, много весьма жизненных, легко распознаваемых ребенком моментов.

Все эти формы работы направлены на поддержание интереса к сказке, расширения знаний об устном народном творчестве русского народа и других народов, развитие умения выражать свои чувства.

Я убеждена, что, познавая устное творчество, ребенок испытывает положительные эмоции, на которых возникают более глубокие чувства радости, восхищения, восторга, формируются образные представления, развивается мышление и воображение.

Результативность опыта

Эффективность проведённой работы была подтверждена результатами внутреннего мониторинга, в ходе которого была определена динамика повышения нравственных представлений у младших дошкольников. Количество детей с высоким уровнем увеличилось на 23%.

В конкретном случае у детей отмечается:

- появление и утверждение определенного набора личностных качеств и вечных ценностей, как: милосердие, сострадание, правдолюбие, в стремлении их к добру и неприятию зла;

- повышение уровня речевого этикета;

- умение контролировать свое эмоциональное состояние;

- осознанное поведение и общение в обществе.

Эта работа также помогла мне наладить контакт с семьями воспитанников.

При взаимодействии с родителями проявилась:

- активная позиция участия в совместной деятельности (посещение и активное участие в открытых мероприятиях, выставках, конкурсах);

-желание выполнять творческие и индивидуальные задания вместе с детьми;

-возможность правильно взаимодействовать со своими детьми и их сверстниками.

Результаты мониторинга и теоретический анализ проблемы позволил сделать вывод, что нравственные чувства детей можно развивать при систематической работе и создании развивающей среды. Полученные результаты подтверждают эффективность и необходимость проведённой работы: процесс формирования нравственных представлений посредством народных сказок у младших дошкольников будет протекать эффективно, если с детьми систематически проводить непосредственно образовательную деятельность и совместную деятельность при непосредственном участии детей, педагогов и родителей , направленную на формирование гуманных чувств и помогающую детям распознавать эмоции и управлять ими.

Данный опыт направлен на формирование нравственных качеств личности, личностно - значимых ориентиров у детей, преодоление личностной незрелости, развитие навыков эффективного взаимодействия и саморегуляции поведения в социуме.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

При организации работы с детьми я столкнулась с определенными трудностями:

- иллюстрированный материал к сказкам требует наилучшего качества;

- телевидение практически не транслирует мультфильмы, художественные фильмы по мотивам русских народных сказок;

- содержание русских народных сказок в современной литературе зачастую по содержанию не соответствуют первоисточникам.

Адресная направленность опыта

Представленный инновационный педагогический опыт работы вызывает интерес у педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Опыт работы представлен единой системой работы по внедрению проектной деятельности в образовательный процесс: мини-проектами «Путешествие в сказку», «К природе с добротой», конспектами непосредственно образовательной деятельности «В гостях у сказки», «В гостях у куклы Маши», театрализованными представлениями, развлечениями, праздниками; консультациями родителям, детскими рисунками, данными внутреннего мониторинга развития дошкольников.

Литература

1.Аникин В.П. Русская народная сказка. Москва “Просвещение”, 2011.

2.Логинова В.И. Ребенок и книга. Санкт-Петербург “Акцидент”, 2006.

3. Ушакова О.С.Гавриш Н.В., Знакомим дошкольников с литературой. Москва “ТЦ Сфера”, 2003.

4.Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. “Школьная пресса”, 2000.

5. Шорохова О.А. Играем в сказку. М, ТЦ «СФЕРА», 2010.

7. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб., 2012

8. Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников, Волгоград, «Учитель», 2013.

9.Алябьева Е.А. Дни этики в детском саду, М, ТЦ «СФЕРА», 2013..

10. Гурович Л. М. и др. Ребенок и книга/под ред. В. И. Логиновой. - М. : «Просвещение», 2012.

11. Грищенко 3. Ребенок и книга //Дошкольное воспитание, 2000, №3.

12. Гурович Л. Открыть перед ребенком мир словесного искусства. //Дошкольное воспитание, 2004, №8.

13. Интернет-ресурсы.

 


 

Сказка как средство социально - нравственного воспитания детей дошкольного возраста» «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка»

Сказка как средство социально - нравственного воспитания детей дошкольного возраста» «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка»

Поэтому проблема нравственного воспитания подрастающего поколения и становится чрезвычайно актуальной

Поэтому проблема нравственного воспитания подрастающего поколения и становится чрезвычайно актуальной

Необходимость приобщения детей к сказке бесспорна

Необходимость приобщения детей к сказке бесспорна

У ребёнка появляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением

У ребёнка появляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением

Это осложняет осмысление задач нравственного воспитания, осознание их значимости в личностном развитии детей дошкольного возраста

Это осложняет осмысление задач нравственного воспитания, осознание их значимости в личностном развитии детей дошкольного возраста

В опыте работы: - показано, что формирование качеств личности у детей дошкольного возраста успешно достигается в условиях специально организованной деятельности через актуализацию собственного личностного опыта…

В опыте работы: - показано, что формирование качеств личности у детей дошкольного возраста успешно достигается в условиях специально организованной деятельности через актуализацию собственного личностного опыта…

Теоретическая база опыта Исследования психологов и педагогов, посвященные изучению особенностей художественного восприятия и творчества дошкольников, показывают, что у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании…

Теоретическая база опыта Исследования психологов и педагогов, посвященные изучению особенностей художественного восприятия и творчества дошкольников, показывают, что у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании…

Методологией моего опыта стали труды великий русского педагога

Методологией моего опыта стали труды великий русского педагога

Например «Мои добрые поступки», «Мои добрые дела», «Мы в ответе за тех, кого приручили» и т

Например «Мои добрые поступки», «Мои добрые дела», «Мы в ответе за тех, кого приручили» и т

И наибольший эффект, я считаю, достигается при совместном чтении и обсуждении сказок

И наибольший эффект, я считаю, достигается при совместном чтении и обсуждении сказок

Физическое развитие», развлечения, физкультурные досуги и праздники

Физическое развитие», развлечения, физкультурные досуги и праздники

Я стараюсь о том, чтобы дети понимали суть моральных понятий, соотносили с ними конкретное содержание своих и чужих поступков, обстановку и ситуацию

Я стараюсь о том, чтобы дети понимали суть моральных понятий, соотносили с ними конкретное содержание своих и чужих поступков, обстановку и ситуацию

Количество детей с высоким уровнем увеличилось на 23%

Количество детей с высоким уровнем увеличилось на 23%

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Алябьева Е.А. Дни этики в детском саду,

Алябьева Е.А. Дни этики в детском саду,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2024