2
класс
Тема: Знакомство со сказкой А.С.Пушкина “ Сказка о рыбаке и рыбке”.
Цели урока:
· Расширить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина;
· Выявить, насколько они знакомы со сказками великого русского поэта;
· Формировать у детей умение выразительно и вдумчиво читать отрывки из сказок;
· Работать над техникой чтения;
· Расширять кругозор детей и обогащать их словарный запас;
· Воспитывать чувство любви к творчеству А.С.Пушкина.
Задачи:
¾ выразительно и вдумчиво читать отрывки из сказок;
¾ выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;
¾ находить значение новых слов в словаре учебника
¾ сравнивать характеры героев, оценивать их поступки
Формируемые УУД
Предметные:
воспринимать на слух текст в исполнении учителя и учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами; понимать смысл заглавия произведения; анализировать характер героев.
Личностные:
уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по коллективно составленному плану в парах и группах; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
Коммуникативные:
учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; слушать и понимать речь других; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.
Познавательные:
Уметь ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре;
находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Ход урока
I. Организационный момент
СЛАЙД
1
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
На места все тихо сядем,
Не нарушив тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.
II. Мотивация учебной деятельности
В
мире много сказок -
грустных и смешных.
И прожить на свете
нам нельзя без них.
В сказке может всё случиться.
Наша сказка впереди.
Сказка в двери к нам стучится,
Скажем сказке: «Заходи!»
- Вы любите сказки?
- Ребята, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке. (Читали вступление к поэме «Руслан и Людмила»)
- Кто автор? ( А. С. Пушкин)
СЛАЙД 2
- Что вы о нём знаете? (Родился он 6 июня 1799 года в городе Москве, любил много читать)
СЛАЙД 3
¾ Сегодня встречает нас сказочная страна Лукоморье, созданная Пушкиным. Мы с вами изучали это произведение на прошлых уроках литературного чтения. Давайте вспомним, что такое "лукоморье" - это "морской залив". /ответы детей/
СЛАЙД 4
А в морском заливе нас ждут рыбки.
Эти рыбки-непростые
Постепенно возникая
Говорят они с тобой!
Числа все поставить надо
Друг за другом в четкий строй.
Ваша задача расставить карточки в порядке возрастания, чтобы узнать, что там зашифровали рыбки,
(Сказка) 15, (о) 30,(рыбаке) 36, (и) 50 ,(рыбке) 100 /ученики ставят числа в порядке возрастания./
-Дети читают: "Сказка о рыбаке и рыбке"(звучит аудиозапись «Шум моря»
) СЛАЙД 5
- А теперь сядьте поудобнее, закройте глазки и подумайте о чем сегодня мы будем говорить на уроке, что нового узнаем, чему учиться? /ответы детей/
СЛАЙД 6- ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА
- Какую сказку мы сегодня будем читать? (Сказка о рыбаке и рыбке)
- Знаете ли вы эту сказку?
III. Сообщение темы и цели урока
¾ Правильно, сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Александра Сергеевича Пушкина. Встретимся с героями «Сказки о рыбаке и рыбке», поймем, о чем она, поговорим о героях сказки
¾ Давайте найдем сказку в учебнике на стр.90
IV.Работа с текстом до чтения.
Предугадывание.
¾ А теперь давайте тихонько договоримся, кто читал уже эту сказку, подсказывать нам не будут.
¾ Прочитайте название сказки. (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
¾ Кто главные герои? (Рыбак и рыбка)
¾ Как думаете, что будет происходить между главными героями? (Рыбак поймает рыбку)
Работа с иллюстрацией.
¾ Теперь мы поработаем с иллюстрацией на стр. 90, она тоже поможет догадаться о чем сказка.
¾ О чем может быть эта сказка? ( О жизни старика и старухи)
¾ Где происходят события? (На берегу моря, в давние времена)
¾ Посмотрите внимательно, что делает старик? (Несет сеть, идя с моря)
¾ Полистайте следующие страницы, посмотрите на иллюстрации.
¾ Какие еще герои появляются? (Старуха, золотая рыбка)
¾ Кто сумел точнее всех предугадать содержание сказки?
¾ Давайте прочитаем сказку и узнаем, как развивались события.
V.Работа с текстом во время чтения.
Первичное восприятие текста
1) Чтение 1-ой части вслух ЗА ДИКТОРОМ
¾ -Ребята, сейчас я вам включу отрывок из сказки, ваша задача внимательно слушать. (после окончания 1 части)
¾ -Ребята, мы с вами прослушали отрывок из сказки какие впечатления от услышанного?
¾ Где жили старик со старухой? Найдите слова в тексте и прочитайте. (Жил старик со своей старухой у самого синего моря, они жили в ветхой землянке)
¾ Сколько лет они жили вместе?
СЛАЙД 7
¾ Ребята, а скажите, как вы понимаете: «Ветхая землянка»? (Выкопанное в земле жилище)
¾ Чем занимался старик? (Ловил неводом рыбу
СЛАЙД 8
¾ Что значит слово «Невод»? (рыболовная сеть) (словарь) с.214
¾ Чем занималась старуха? (Пряла свою пряжу)
СЛАЙД 9
¾ Что значит «Прясть пряжу»? Прясть пряжу – это крутить нить из шерсти овец, скручивать нитку с помощью веретена.
¾ С чем пришел невод в первый раз? Найдите слова и прочитайте. (Раз он в море закинул невод – пришел невод с одной тиной)
СЛАЙД 10
¾ Что значит слово тина? Тина – это скопление водорослей в воде.
¾ Кто попал в сети старика в 3-ий раз? ( золотая рыбка)
¾ СЛАЙД 11
¾ Что значит слово «Взмолится»? (Просит, умоляет)
¾ Что сделал старик с золотой рыбкой? (Отпустил)
¾ Почему старик отпустил золотую рыбку ? -Потому что, он испугался, так как рыбачил уже долго и не разу не встречал говорящей рыбы. А может,сжалился над ней?
(выключить экран).
2) Чтение 2-ой части вслух учеником.(НИКИТА)
(включить экран).
¾ Что сделала старуха, когда воротился старик? (Забранила его)
СЛАЙД 12
¾ Что значит «Забранила»? (Ругаться, выражать свое недовольствие)
¾ Что велела попросить старуха у золотой рыбки? (Новое корыто)
¾ А что случилось со старым корытом? (Раскололось
СЛАЙД 13
¾ Что значит раскололось? (Сломалось)
¾ Как вы думаете, почему у старухи было совсем другое отношение к произошедшему чуду?
¾ Как вела себя рыбка по отношению к старику? Почему?
(выключить экран).
3)Чтение 3-ей части учеником.(ЛЕРА)
(включить экран).
¾ Что стал делать старик когда пришел к морю во второй раз? (Стал он кликать золотую рыбку)
СЛАЙД 14
¾ Что значит «Кликать»? (Звать
СЛАЙД 15
¾ Прочитайте, что происходило с морем. (Видит – море слегка разыгралось)
(выключить экран).
4)Чтение 4-ой части вслух учеником.(НАСТЯ).
(включить экран).
¾ Как вела себя старуха, когда старик воротился? Найдите слова в тексте. (Еще пуще старуха бранится
СЛАЙД 16
¾ Как вы понимаете «Пуще браниться»? (Сильнее злиться, ругается)
¾ Что велела выпросить старуха старика у золотой рыбки во второй раз? (Избу)
Физминутка «Рыбки»
СЛАЙД 17
Рыбки весело резвятся (волнообразные вертикальные движения ладошками)
В чистой тепленькой воде (волнообразные горизонтальные движения ладошками)
То сожмутся, разожмутся, ( горизонтальные сходящиеся и расходящиеся движения)
То зароются в песке. (приседают с круговыми движениями ладоней)
(выключить экран).
5)Чтение 5-ой части вслух УЧИТЕЛЕМ.
(включить экран).
СЛАЙД 18
¾ Что происходит с морем? (Помутилось синее море)
¾ Найдите и прочитайте только те слова, что старик просит у золотой рыбки. («Смилуйся, государыня рыбка, еще пуще старуха бранится, не дает старику мне покою. Избу просит сварливая баба»)
СЛАЙД 19
¾ Как вы понимаете «Сварливая баба»? (Всегда чем-то недовольная)
¾ Какими словами старуха сидела под окошком и ругала мужа? Найдите слова из текста. Прочитайте.
СЛАЙД 20
¾ Что значит слово «Простофиля»? (Глупый)
¾ Какие незнакомые слова вы встретили в этой части? (Светёлкой, вороты)
¾ Кто может сказать значение этих слов?
СЛАЙД 21, СЛАЙД 22
7) Чтение 6-ой части учеником.(МИША
СЛАЙД 23
¾ Каким стало море, когда старик пришел? (Неспокойное синее море)
¾ Почему море стало неспокойным? (Старик пришел в 3-ий раз)
¾ Кем захотела быть старуха? (столбовой дворянкой)
¾ А кто такая столбовая дворянка?
СЛАЙД 24 Это дворянка старинного, богатого и знатного рода.
8)Чтение 7-ой части в полголоса учениками.(ДАША Ж и АНЯ)
¾ Что увидел старик, когда воротился к старухе? (Высокий терем. На крыльце стоит его старуха. Перед нею усердные слуги. Она бьет их, за чупрун таскает)
СЛАЙД 25
¾ Кто знает что такое терем? Терем – высокий дом.
СЛАЙД 26
¾ Что означает слово «Чупрун»? (Это чуб, хохол, прядь волос, спадающая на лоб.)
9) Чтение 8-ой части УЧИТЕЛЕМ( МОЛНИЯ).
¾ Кем захотела быть столбовая дворянка? Найдите слова в тексте. (Не хочу быть столбовою дворянкой, а хочу быть вольною царицей)
¾ Что спросил, старик, когда испугался? (Что ты, баба, белены объелась?)
СЛАЙД 27
¾ Что значит «Белены объелась»? (Обезумела, одурела)
10)Чтение 9-ой вслух учеником.(Софья В)
¾ С какой просьбой старик обратился к золотой рыбке?
¾ Найдите слова в тексте.
СЛАЙД 28
¾ Как изменилось море? (Почернело синее море)
11) Далее чтение по цепочке до конца
VI.Работа с текстом после чтения
1) Словарная работа в парах.
¾ А сейчас, ребята, давайте посмотрим, кто у нас был внимательным. Выполнять задание будем в парах. Давайте вспомним, как надо работать в парах? (Работать сообща, разговаривать шепотом, не мешать друг другу)
Возьмите карточку.
СЛАЙД 29
¾ Прочитайте слова в первом столбике.
¾ Прочитайте слова во втором столбике.
¾ В первом столбике это слова из сказки.
¾ Во втором столбике их значение.
¾ Вы должны соединить слова из первого столбика со значением слова со второго столбика.
¾ Давайте первое слово соединим вместе.
¾ Найдем первое слово в первом столбике – Невод.
¾ Что значит слово невод, найдите значение во втором столбике. (Невод – рыболовная сеть)
¾ Соедините линией.
невод землянка забранить кликать пуще прясть пряжа чупрун |
сильнее ругаться крутить нить из шерсти овец полученные нитки прядь волос, спадающая на лоб звать ветхий домик рыболовная сеть
|
¾ А какие слова мы еще не разобрали, дома найдите ответы в словарике учебника с.214
¾ Давайте проверим. (Правильные ответы на доске)
¾ Поднимите руку, кто не сделал ни одной ошибки.
¾ Поднимите руку, кто сделал одну-две ошибки.
¾ Где возникли ваши ошибки?
2)Обобщение
¾ Почему это произведение сказка? (Есть волшебство, золотая рыбка разговаривает, выполняет желания старухи)
¾ - Вспомним желания старухи. (1. Корыто; 2. Изба; 3. Столбовая дворянка)
¾ - Что было дальше? (4. Царицей; 5. Владычицей морской)
¾ - Чем закончилась сказка? (Старуха осталась у разбитого корыта)
¾ Почему старик не отказывался ходить к морю? Не загадал желание для себя?
(Он был покорный, привык подчиняться старухе, не любил спорить)
СЛАЙД 30
- Какое море было вначале? (Синее)
- Найдите на странице 92, как изменилось море? Почему? (Разыгралось)
-Найдите на странице 93, как изменилось море? (Помутилось)
- Найдите на странице 94, как изменилось море? (Не спокойно синее море)
- Что было дальше?стр. 96 (Почернело синее море)
- Почему менялось состояние моря? (У рыбки менялось отношение к новой просьбе, она огорчалась)
Физкультминутка
Море волнуется раз, море волнуется два,
Море волнуется три, морская фигура замри…
¾ Какой ряд тише сядет?
-Рассказать какой старик. (Скромный, честный, трудолюбивый, покладистый, вежливый)
- Рассказать о старухе. (Вначале она была трудолюбивая, но с каждой просьбой она менялась, становилась своенравной, своевольной)
- Рассказать про рыбку. (Говорящая, волшебная, справедливая)
- Давайте прочитаем последние две строки на странице 100.
- Сказка закончилась справедливо?
- За что наказана старуха? (За жадность, сварливость, корысть, слишком много хотела иметь, не помнила добро)
СЛАЙД 31
- Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»»
-А какой урок мы возьмем из этой сказки? Чему нас учит эта сказка?
¾ -А еще, ребята, когда человек жадничает, он добра не видит, становится злобным. Жадный человек ничего не достигнет, он останется у разбитого корыта.
VII Подведение итогов урока. Рефлексия
Наш урок подошел к завершению.
¾ Какой сказкой мы сегодня познакомились?
¾ Кто её написал?
¾ Как бы вы поступили на месте старика?
¾ Понравилась ли вам сказка? Какие чувства она у вас вызвала? О чем заставляет задуматься?
¾ Какую задачу в начале урока мы перед собой ставили? (Прочитать, познакомиться со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»)
¾ Смогли мы выполнить эту задачу?
СЛАЙД 32
Ребята, сейчас, я предлагаю вам оценить свою работу. На доске море. У вас у каждого есть сигнальная карточка. Ваша задача повернуть ко мне карточку тем цветом, как вы оцениваете свою работу.
-красную, те кто считает что отлично поработал на уроке и было все понятно
-зеленую, те, кто хорошо поработал, но недостаточно понял сказку
VIII. Выставление оценок
-Все вы – молодцы! Работали дружно, добросовестно, были внимательны друг к другу, показали свои лучшие качества. И за это будете все награждены хорошими отметками. (подсчет смайликов)
IX. Домашнее задание
Прочитать сказку до конца.
По желанию можно к любому отрывку из сказки нарисовать рисунок.
Ребята, спасибо за урок! До свидания!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.