"Сказка о золотой рыбке" А.С.Пушкин
Оценка 4.6

"Сказка о золотой рыбке" А.С.Пушкин

Оценка 4.6
Исследовательские работы
doc
русская литература
2 кл
18.06.2024
"Сказка о золотой рыбке" А.С.Пушкин
Методическая разработка урока по литературному чтению 2 класс"Сказка о золотой рыбке" А.С.Пушкин
конспект.doc

2 класс
Тема:  Знакомство со сказкой А.С.Пушкина “ Сказка о рыбаке и рыбке”.
Цели урока:

·       Расширить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина; 

·       Выявить, насколько они знакомы со сказками великого русского поэта; 

·       Формировать у детей умение выразительно и вдумчиво читать отрывки из сказок; 

·       Работать над техникой чтения; 

·       Расширять кругозор детей и обогащать их словарный запас; 

·       Воспитывать чувство любви к творчеству А.С.Пушкина.

Задачи:

¾  выразительно и вдумчиво читать отрывки из сказок; 

¾  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

¾  находить значение новых слов в словаре учебника

¾  сравнивать характеры героев, оценивать их поступки

Формируемые УУД

Предметные:

воспринимать на слух текст в исполнении учителя и учащихся;

 осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами; понимать смысл заглавия произведения; анализировать характер героев.

Личностные:

уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по коллективно составленному плану в парах и группах;  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

Коммуникативные:

учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; слушать и понимать речь других;  учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.

Познавательные:

Уметь ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре;

находить  ответы на вопросы в тексте и иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

I.   Организационный момент

 

 СЛАЙД 1
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
На места все тихо сядем,
Не нарушив тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.

    II.            Мотивация учебной деятельности

В мире много сказок -
грустных и смешных.
И прожить на свете
нам нельзя без них.
В сказке может всё случиться.
Наша сказка впереди.
Сказка в двери к нам стучится,
Скажем сказке: «Заходи!»

- Вы любите сказки?

- Ребята, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке. (Читали  вступление к поэме «Руслан и Людмила»)

 - Кто автор? ( А. С. Пушкин)

СЛАЙД 2

- Что вы о нём знаете?  (Родился он 6 июня 1799 года в городе Москве, любил много читать)

СЛАЙД 3

¾  Сегодня встречает нас сказочная страна Лукоморье, созданная Пушкиным. Мы с вами изучали это произведение на прошлых уроках литературного чтения. Давайте вспомним, что такое "лукоморье" - это "морской залив". /ответы детей/ 

 

СЛАЙД 4

А в морском заливе нас ждут рыбки.

Эти рыбки-непростые

Постепенно возникая

Говорят они с тобой!

Числа все поставить надо

Друг за другом в четкий строй.

Ваша задача расставить карточки в порядке возрастания, чтобы узнать, что там зашифровали рыбки,

 (Сказка) 15, (о) 30,(рыбаке) 36, (и) 50 ,(рыбке) 100 /ученики ставят числа в порядке возрастания./

-Дети читают: "Сказка о рыбаке и рыбке"(звучит аудиозапись «Шум моря»

) СЛАЙД 5

- А теперь сядьте поудобнее, закройте глазки и подумайте о чем сегодня мы будем говорить на уроке, что нового узнаем, чему учиться? /ответы детей/

СЛАЙД 6- ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА

- Какую сказку мы сегодня будем читать? (Сказка о рыбаке и рыбке)

- Знаете ли вы эту сказку?

III. Сообщение темы и цели урока

¾  Правильно, сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Александра Сергеевича Пушкина. Встретимся с героями «Сказки о рыбаке и рыбке»,  поймем, о чем она, поговорим о героях сказки

¾  Давайте найдем сказку в учебнике на стр.90

 

IV.Работа с текстом до чтения.

Предугадывание.

¾  А теперь давайте тихонько договоримся, кто читал уже эту сказку, подсказывать нам не будут.

¾  Прочитайте название сказки. (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

¾  Кто главные герои? (Рыбак и рыбка)

¾  Как думаете, что будет происходить между главными героями? (Рыбак поймает рыбку)

Работа с иллюстрацией.

¾  Теперь мы поработаем с иллюстрацией на стр. 90, она тоже поможет догадаться о чем сказка.

¾  О чем может быть эта сказка? ( О жизни старика и старухи)

¾  Где происходят события? (На берегу моря, в давние времена)

¾  Посмотрите внимательно, что делает старик? (Несет сеть, идя с моря)

¾  Полистайте следующие страницы, посмотрите на иллюстрации.

¾  Какие еще герои появляются? (Старуха, золотая рыбка)

¾  Кто сумел точнее всех предугадать содержание сказки?

¾  Давайте прочитаем сказку и узнаем, как развивались события.         

 

V.Работа с текстом во время чтения.

 Первичное восприятие текста

1) Чтение 1-ой части вслух ЗА ДИКТОРОМ

¾  -Ребята, сейчас я вам включу отрывок из сказки, ваша задача внимательно слушать.  (после окончания 1 части)

¾  -Ребята, мы с вами прослушали отрывок из сказки какие впечатления от услышанного?  

¾  Где жили старик со старухой? Найдите слова в тексте и прочитайте. (Жил старик со своей старухой  у самого синего моря, они жили в ветхой землянке)

¾  Сколько лет они жили вместе?

СЛАЙД 7

¾  Ребята, а скажите, как вы понимаете: «Ветхая землянка»? (Выкопанное  в земле жилище)

¾  Чем занимался старик? (Ловил неводом рыбу

СЛАЙД 8

¾  Что значит слово «Невод»? (рыболовная сеть) (словарь) с.214

¾  Чем занималась старуха? (Пряла свою пряжу)

            СЛАЙД 9

¾  Что значит «Прясть пряжу»? Прясть пряжу – это крутить нить из шерсти овец, скручивать нитку с помощью веретена.

¾  С чем пришел невод в первый раз? Найдите слова и прочитайте. (Раз он в море закинул невод – пришел невод с одной тиной)

СЛАЙД 10

¾  Что значит слово тина? Тина – это скопление водорослей в воде.

¾  Кто попал в сети старика в 3-ий раз? ( золотая рыбка)

¾  СЛАЙД 11

¾  Что значит слово «Взмолится»? (Просит, умоляет)

¾  Что сделал старик с золотой рыбкой? (Отпустил)

¾  Почему старик отпустил золотую рыбку ? -Потому что, он испугался, так как рыбачил уже долго и не разу не встречал говорящей рыбы. А может,сжалился над ней?

(выключить экран).

 

2) Чтение 2-ой части вслух учеником.(НИКИТА)

(включить экран).

¾  Что сделала старуха, когда воротился старик? (Забранила его)

 СЛАЙД 12

¾  Что значит «Забранила»? (Ругаться, выражать свое недовольствие)

¾  Что велела попросить старуха у золотой рыбки? (Новое корыто)

¾  А что случилось со старым корытом? (Раскололось

 СЛАЙД 13

¾  Что значит раскололось? (Сломалось)

¾  Как вы думаете, почему у старухи было совсем другое отношение к произошедшему чуду?

¾  Как вела себя рыбка по отношению к старику?  Почему?

(выключить экран).

 

3)Чтение 3-ей части учеником.(ЛЕРА)

 (включить экран).

¾  Что стал делать старик когда пришел к морю во второй раз? (Стал он кликать золотую рыбку)

СЛАЙД 14

¾  Что значит «Кликать»? (Звать

СЛАЙД 15

¾  Прочитайте, что происходило с морем.  (Видит – море слегка разыгралось)

(выключить экран).

 

4)Чтение 4-ой части вслух учеником.(НАСТЯ).

(включить экран).

¾  Как вела себя старуха, когда старик воротился? Найдите слова в тексте. (Еще пуще старуха бранится

 СЛАЙД 16

¾  Как вы понимаете «Пуще браниться»? (Сильнее злиться, ругается)

¾  Что велела выпросить старуха старика у золотой рыбки во второй раз? (Избу)

 

Физминутка «Рыбки»

 СЛАЙД 17

Рыбки весело резвятся (волнообразные вертикальные движения ладошками)

В чистой тепленькой воде (волнообразные  горизонтальные движения ладошками)

То сожмутся, разожмутся, ( горизонтальные сходящиеся и расходящиеся движения)

То зароются в песке. (приседают с  круговыми движениями ладоней)

 (выключить экран).

 

5)Чтение 5-ой части  вслух УЧИТЕЛЕМ.

(включить экран).

СЛАЙД 18

¾  Что происходит с морем? (Помутилось синее море)

¾  Найдите и прочитайте только те слова, что старик просит у золотой рыбки. («Смилуйся, государыня рыбка, еще пуще старуха бранится, не дает старику мне покою. Избу просит сварливая баба»)

СЛАЙД 19

¾  Как вы понимаете «Сварливая баба»? (Всегда чем-то недовольная)

¾  Какими словами старуха сидела под окошком и ругала мужа? Найдите слова из текста. Прочитайте.

СЛАЙД 20

¾  Что значит слово «Простофиля»? (Глупый)

¾  Какие незнакомые слова вы встретили в этой части? (Светёлкой, вороты)

¾  Кто может сказать значение этих слов?

СЛАЙД 21, СЛАЙД 22

 

 

7) Чтение 6-ой части учеником.(МИША

СЛАЙД 23

¾  Каким стало море, когда старик пришел? (Неспокойное синее море)

¾  Почему море стало неспокойным? (Старик пришел в 3-ий раз)

¾  Кем захотела быть старуха? (столбовой дворянкой)

¾  А кто такая столбовая дворянка?

СЛАЙД 24 Это дворянка  старинного, богатого  и знатного рода.

 

8)Чтение 7-ой части в полголоса учениками.(ДАША Ж и АНЯ)

 

¾  Что увидел старик, когда воротился к старухе? (Высокий терем. На крыльце стоит его старуха. Перед нею усердные слуги. Она бьет их, за чупрун таскает)

СЛАЙД 25

¾  Кто знает что такое терем?  Терем – высокий дом.

СЛАЙД 26

¾  Что означает слово «Чупрун»? (Это чуб, хохол, прядь волос, спадающая на лоб.)

 

9) Чтение 8-ой части УЧИТЕЛЕМ( МОЛНИЯ).

¾  Кем захотела быть столбовая дворянка? Найдите слова в тексте. (Не хочу быть столбовою дворянкой, а хочу быть вольною царицей)

¾  Что спросил, старик, когда испугался? (Что ты, баба, белены объелась?)

СЛАЙД 27

¾  Что значит «Белены объелась»? (Обезумела, одурела)

 

 

10)Чтение 9-ой вслух учеником.(Софья В)

¾  С какой просьбой старик обратился к золотой рыбке?

¾  Найдите слова в  тексте.

СЛАЙД 28

¾  Как изменилось море? (Почернело синее море)

11) Далее чтение по цепочке  до конца

VI.Работа с текстом после чтения

1) Словарная работа в парах.

¾  А сейчас, ребята, давайте посмотрим, кто у нас был внимательным. Выполнять задание будем в парах. Давайте вспомним, как надо работать в парах? (Работать сообща, разговаривать шепотом, не мешать друг другу)

 

Возьмите карточку.

СЛАЙД 29

¾  Прочитайте слова в первом столбике.

¾  Прочитайте слова во втором столбике.

¾  В первом столбике это слова из сказки.

¾  Во втором столбике их значение.

¾  Вы должны соединить слова из первого столбика со значением слова со второго столбика.

¾  Давайте первое слово соединим вместе.

¾  Найдем первое слово в первом столбике – Невод.

¾  Что значит слово невод, найдите значение во втором столбике. (Невод – рыболовная сеть)

¾  Соедините линией.

невод

землянка

забранить

кликать

пуще

прясть

пряжа

чупрун

сильнее

ругаться

крутить нить из шерсти овец

полученные нитки

прядь волос, спадающая на лоб

звать

ветхий домик

рыболовная сеть

 

¾  А какие слова мы еще не разобрали, дома найдите ответы в словарике учебника с.214

¾  Давайте проверим. (Правильные ответы на доске)

¾  Поднимите руку, кто не сделал ни одной ошибки.

¾  Поднимите руку, кто сделал одну-две ошибки.

¾  Где возникли ваши ошибки?

2)Обобщение

¾  Почему это произведение сказка? (Есть волшебство, золотая рыбка разговаривает, выполняет желания старухи)

¾  - Вспомним желания старухи. (1. Корыто; 2. Изба; 3. Столбовая  дворянка)

¾  - Что было дальше? (4. Царицей; 5. Владычицей морской)

¾  - Чем закончилась сказка? (Старуха осталась у разбитого корыта)

¾  Почему старик не отказывался ходить к морю? Не загадал желание для себя?

(Он был покорный, привык подчиняться старухе, не любил спорить)

СЛАЙД 30

- Какое море было вначале?  (Синее)

- Найдите на странице 92, как изменилось море? Почему?  (Разыгралось)

-Найдите на странице 93, как изменилось море? (Помутилось)

- Найдите на странице 94, как изменилось море? (Не спокойно синее море)

- Что было дальше?стр. 96 (Почернело синее море)

- Почему менялось состояние моря?  (У рыбки менялось отношение к новой просьбе, она огорчалась)

 

Физкультминутка

 Море волнуется раз, море волнуется два,

Море волнуется три, морская фигура замри…

¾  Какой ряд тише сядет?

-Рассказать какой старик.  (Скромный, честный, трудолюбивый, покладистый, вежливый)

- Рассказать о старухе. (Вначале она была трудолюбивая, но с каждой просьбой она менялась, становилась своенравной, своевольной)

- Рассказать про рыбку. (Говорящая, волшебная, справедливая)

- Давайте прочитаем последние две строки на странице 100.

- Сказка закончилась справедливо?

- За что наказана старуха?  (За жадность, сварливость, корысть, слишком много хотела иметь, не помнила добро)

 

СЛАЙД 31

- Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»»

-А какой урок мы возьмем из этой сказки? Чему нас учит эта сказка?

¾  -А еще, ребята, когда человек жадничает, он добра не видит, становится злобным. Жадный человек ничего не достигнет, он останется у разбитого корыта.

VII Подведение итогов урока. Рефлексия

Наш урок подошел к завершению.

¾  Какой сказкой мы сегодня познакомились?

¾  Кто её написал?

¾  Как бы вы поступили на месте старика?

¾  Понравилась ли вам сказка? Какие чувства она у вас вызвала? О чем заставляет задуматься?

¾  Какую задачу в начале урока мы перед собой ставили? (Прочитать, познакомиться со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»)

¾  Смогли мы выполнить эту задачу?

 

 

СЛАЙД 32

Ребята, сейчас, я предлагаю вам оценить свою работу.  На доске море. У вас у каждого есть сигнальная карточка.  Ваша задача повернуть ко мне карточку тем цветом, как вы оцениваете свою работу.

-красную, те кто считает что отлично поработал на уроке и было все понятно

-зеленую, те, кто хорошо поработал, но недостаточно понял сказку

VIII. Выставление оценок

-Все вы – молодцы! Работали дружно, добросовестно, были внимательны друг к другу, показали свои лучшие качества. И за это будете все награждены хорошими отметками. (подсчет смайликов)

IX. Домашнее задание

Прочитать сказку до конца.

По желанию можно к любому отрывку из сказки нарисовать рисунок.

 

Ребята, спасибо за урок! До свидания!

 


Тема: Знакомство со сказкой

Тема: Знакомство со сказкой

Ход урока I . Организационный момент

Ход урока I . Организационный момент

СЛАЙД 5 - А теперь сядьте поудобнее, закройте глазки и подумайте о чем сегодня мы будем говорить на уроке, что нового узнаем, чему учиться? /ответы…

СЛАЙД 5 - А теперь сядьте поудобнее, закройте глазки и подумайте о чем сегодня мы будем говорить на уроке, что нового узнаем, чему учиться? /ответы…

Ребята, а скажите, как вы понимаете: «Ветхая землянка»? (Выкопанное в земле жилище) ¾

Ребята, а скажите, как вы понимаете: «Ветхая землянка»? (Выкопанное в земле жилище) ¾

Прочитайте, что происходило с морем

Прочитайте, что происходило с морем

А кто такая столбовая дворянка?

А кто такая столбовая дворянка?

Что значит слово невод, найдите значение во втором столбике

Что значит слово невод, найдите значение во втором столбике

Рассказать о старухе. (Вначале она была трудолюбивая, но с каждой просьбой она менялась, становилась своенравной, своевольной) -

Рассказать о старухе. (Вначале она была трудолюбивая, но с каждой просьбой она менялась, становилась своенравной, своевольной) -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.06.2024