сказка о золотом петушке

  • doc
  • 31.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 22 А.С.Пушкин -Сказка о золотом петушке-.doc

 

Литературное чтение

Дата «___»_______ ____ г                                                                                               Класс 3- «Б»

                                                                                                                                          (1 четверть)

Урок 22

 

Тема урока. А. Пушкин. «Сказка о Золотом петушке»

Тип урока. Урок развития знаний и умений учащихся

Цель: Сформировать понятие о жанрах сказки, познакомить с произведением А.С.Пушкина «Сказка о золотом петушке»; закрепить навыки выразительного чтения, понимания специфики стихотворной сказки; развить умение анализировать текст сказки; воспитывать справедливость

Задачи:

Расширить представление о произведениях А. Пушкина, закрепить навыки выразительного чтения, понимания специфики стихотворной сказки

Развивать умение анализировать текст сказки

Содействовать воспитанию чувства справедливости

Оборудование: учебник,  карточки с  силуэтами  петушков.

 

ХОД УРОКА

 

Организационный момент

Если у вас на столе есть учебник поставьте руку на локоток, дневник другую руку на локоток, тетрадь, пенал опустили руку. Посмотрели друг на друга если все сидят одинаково значит все готовы к уроку.

 

2. Актуализация знаний

- сейчас я скажу несколько предложений, а вы попробуете выяснить, что объединяет эти слова, это и будет темой нашего урока:

В некотором царстве, в некотором государстве

Жили – были дед и баба

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве

Мы с вами будем работать по сказкам.

На какие группы можно разделить сказки?

Для чего создавались сказки?

 А вот про какого автора мы будем говорить, вы сейчас сами ответите.

 

1. Я предлагаю вам три автора, выберите одного и объясните, почему выбрали именно его

И.А. Крылов
А.С. Пушкин
В.А. Жуковский

Мы выбрали автора и сказку, значит целью нашего урока будет продолжать знакомство с творчеством Пушкина и его литературными сказками.

Отгадайте загадку: «всех я вовремя бужу хоть часов не завожу…»

Назовите сказку А.С. Пушкина, где героем является петух:

«Кот, петух и лиса»
«Кукушка и Петух»
«Сказка о золотом петушке»
«Петушок–золотой гребешок»

 

3. Работа по «Сказке о золотом петушке»

- Давайте вспомним начало сказки. Благодаря зачину сказки мы окунаемся в таинственный сказочный мир, знакомимся с героями, видим завязку сюжета.

Кто главные герои сказки? (Царь Дадон и петушок)

 

– Каким представил нам Пушкин в сказке царя Дадона?

задиристый
грозный
жадный
злой
глупый
жестокий
своенравный

– Докажите словами текста, что царь был задиристым.

(И соседям то и дело
Наносил обиды смело)

– т.е. право определял силой.

В каких словах выражается его грозность? (Смолоду был грозен он)


– Почему соседи стали беспокоить старого царя? (Поняли, что царь не в силах уже воевать. Дадон сам виноват, что у него много врагов, но он не хочет отвечать за свои поступки.)

– В чем проявилась его беспомощность, прочитайте.

(Инда плакал царь Дадон,
Инда забывал и сон.)

– В чем еще проявилась беспомощность Дадона?

(Вот он с просьбой о помоге
Обратился к мудрецу.)

– Почему вы считаете, что царь был жадным?

(Должен был он содержать
Многочисленную рать.)

– Если бы он не был жадным и содержал бы большое войско, то соседи побоялись нападать на царство Дадона.

–Докажите злость Дадона.

(Со злости   Инда плакал)

– А как вы думаете, почему он обратился к мудрецу? Зачем он это сделал? (Надеется на какое-то волшебное разрешение проблемы, сам «наломал дров» и обратился к мудрецу.)

– Когда проявилась глупость царя?

(Волю первую твою
Я исполню, как мою)

– В это время думал царь, что надо будет отвечать за свои слова? (Нет, он живет сегодняшним днем, а что будет завтра, то и будет)

- Действительно, царь не думал о том, что будет происходить дальше, он не думал о будущей расплате. Даже имя Дадон указывает на глупость царя.

 

Словарная работа:

Инда – иногда

Рать – войско

Звездочет,  мудрец- тот, кто предсказывал будущее

Темя – часть головы

Стан – место для остановки, передышки

Надгробного кургана – захоронения

 

– Найдите в этом отрывке образное выражение, т.е. эпитет. (Горы золота сулит)

– Обратите внимание, как поэт называет Дадона в начале сказки? (Славный)

– О ком так в жизни говорят? (О том, кто делает добрые, славные дела)

– Подходит это слово – эпитет к нашему герою?

– Как вы думаете, зачем Пушкин сделал это? (Сопоставить добро и зло)

Добро и зло – это неделимые, вечные начала.

– Где проявилась своенравность царя? (В разговоре с мудрецом в конце сказки)

–Докажите словами текста

 

(Или бес в тебя ввернулся?
Или ты с ума рехнулся?
Что ты в голову забрал?
Я, конечно, обещал,
Но всему же есть граница!
И зачем тебе девица?
Полно, знаешь ли, к тоя?)

 

– Когда Дадон показал свою жестокость и самодурство?

(Плюнул царь: «Так лих же: нет!
Ничего ты не получишь…

Убирайся, цел пока!
Оттащите старика!»

Царь хватил его его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон.)

 

– Посмотрите, какие качества царя мы выявили? (Злые)

Как вы думаете, кто в сказке является символом добра и справедливости? (Петушок)

 

Физминутка.

 

И царица хохотать

И плечами пожимать

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами

И вертеться подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

Но царица молодая

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась и расцвела»

 

4. Продолжение работы над сказкой

– Почему петушок символ справедливости и добра? Зачем это нужно? (Должна произойти расплата за зло по законам волшебной сказки).

– Какими качествами А.С. Пушкин наделил петушка?

 

Петушок

верный
справедливый

– Докажите, что петушок был верным царю. (Верный сторож как со сна)

– Сколько раз петушок выручал царя? (Три раза)

– Когда петушок проявил справедливость?

(Петушок спорхнул со спицы;
К колеснице полетел
И царю на темя сел.
Встрепенулся, клюнул в темя
И взвился…и в то же время
С колесницы пал Дадон!)

Итак, золотой петушок свершает кару. Когда угомонился Дадон? (Когда золотой петушок… клюнул в темя.)

 

5. Работа с пословицами и поговорками.

– Смысл образа петушка сведен к какой народной поговорке?

Не рой другому яму – сам туда попадешь.

Правда суда не боится.

По правде и сила.

Пока жареный петух в голову не клюнет…

– Как понимаете смысл этой поговорки? (Когда кто-нибудь перестанет самодурствовать, делать что-либо только по-своему, не считаясь со мнением других.)

 

Чему учит эта сказка? (Делать добро, не быть злыми, жестокими)

 

6. Рефлексия

(У каждого ребенка лежит вырезанный из бумаги петушок.)

- У вас у каждого лежит вырезанный из бумаги петушок. Напишите, какими положительными качествами наделён петушок в сказке, за пределами контура петушка напишите отрицательные качества царя Дадона, с которыми петушок боролся.

Вы хотели бы сделать добрые дела в своей жизни?

 

7.  Итог урока

Итог урока хочу подвести вашими мыслями.

Чему научила вас эта сказка?

Чему учат все сказки Пушкина?
– Закончить наш урок я хочу словами Пушкина:

«Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок»

 

8.  Выставление оценок, оценивание работы учащихся.

 

10. Домашнее задание:

 подобрать загадки, так чтобы отгадка были герои сказок, или же предметы их сказок Пушкина, если не получится найти,  попробуйте составить загадку сами.