Литературное чтение
Дата «___»_______ ____ г Класс 3- «Б»
(1 четверть)
Урок 22
Тема урока. А. Пушкин. «Сказка о Золотом петушке»
Тип урока. Урок развития знаний и умений учащихся
Цель: Сформировать понятие о жанрах сказки, познакомить с произведением А.С.Пушкина «Сказка о золотом петушке»; закрепить навыки выразительного чтения, понимания специфики стихотворной сказки; развить умение анализировать текст сказки; воспитывать справедливость
Задачи:
Расширить представление о произведениях А. Пушкина, закрепить навыки выразительного чтения, понимания специфики стихотворной сказки
Развивать умение анализировать текст сказки
Содействовать воспитанию чувства справедливости
Оборудование: учебник, карточки с силуэтами петушков.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Если у вас на столе есть учебник поставьте руку на локоток, дневник другую руку на локоток, тетрадь, пенал опустили руку. Посмотрели друг на друга если все сидят одинаково значит все готовы к уроку.
2. Актуализация знаний
- сейчас я скажу несколько предложений, а вы попробуете выяснить, что объединяет эти слова, это и будет темой нашего урока:
В некотором царстве, в некотором государстве
Жили – были дед и баба
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве
Мы с вами будем работать по сказкам.
На какие группы можно разделить сказки?
Для чего создавались сказки?
А вот про какого автора мы будем говорить, вы сейчас сами ответите.
1. Я предлагаю вам три автора, выберите одного и объясните, почему выбрали именно его
И.А. Крылов
А.С. Пушкин
В.А. Жуковский
Мы выбрали автора и сказку, значит целью нашего урока будет продолжать знакомство с творчеством Пушкина и его литературными сказками.
Отгадайте загадку: «всех я вовремя бужу хоть часов не завожу…»
Назовите сказку А.С. Пушкина, где героем является петух:
«Кот, петух и лиса»
«Кукушка и Петух»
«Сказка о золотом петушке»
«Петушок–золотой гребешок»
3. Работа по «Сказке о золотом петушке»
- Давайте вспомним начало сказки. Благодаря зачину сказки мы окунаемся в таинственный сказочный мир, знакомимся с героями, видим завязку сюжета.
Кто главные герои сказки? (Царь Дадон и петушок)
– Каким представил нам Пушкин в сказке царя Дадона?
задиристый
грозный
жадный
злой
глупый
жестокий
своенравный
– Докажите словами текста, что царь был задиристым.
(И соседям то и дело
Наносил обиды смело)
– т.е. право определял силой.
В каких словах выражается его грозность? (Смолоду был грозен он)
– Почему соседи стали беспокоить старого царя? (Поняли,
что царь не в силах уже воевать. Дадон сам виноват, что у него много врагов, но
он не хочет отвечать за свои поступки.)
– В чем проявилась его беспомощность, прочитайте.
(Инда плакал царь Дадон,
Инда забывал и сон.)
– В чем еще проявилась беспомощность Дадона?
(Вот он с просьбой о помоге
Обратился к мудрецу.)
– Почему вы считаете, что царь был жадным?
(Должен был он содержать
Многочисленную рать.)
– Если бы он не был жадным и содержал бы большое войско, то соседи побоялись нападать на царство Дадона.
–Докажите злость Дадона.
(Со злости Инда плакал)
– А как вы думаете, почему он обратился к мудрецу? Зачем он это сделал? (Надеется на какое-то волшебное разрешение проблемы, сам «наломал дров» и обратился к мудрецу.)
– Когда проявилась глупость царя?
(Волю первую твою
Я исполню, как мою)
– В это время думал царь, что надо будет отвечать за свои слова? (Нет, он живет сегодняшним днем, а что будет завтра, то и будет)
- Действительно, царь не думал о том, что будет происходить дальше, он не думал о будущей расплате. Даже имя Дадон указывает на глупость царя.
Словарная работа:
Инда – иногда
Рать – войско
Звездочет, мудрец- тот, кто предсказывал будущее
Темя – часть головы
Стан – место для остановки, передышки
Надгробного кургана – захоронения
– Найдите в этом отрывке образное выражение, т.е. эпитет. (Горы золота сулит)
– Обратите внимание, как поэт называет Дадона в начале сказки? (Славный)
– О ком так в жизни говорят? (О том, кто делает добрые, славные дела)
– Подходит это слово – эпитет к нашему герою?
– Как вы думаете, зачем Пушкин сделал это? (Сопоставить добро и зло)
– Добро и зло – это неделимые, вечные начала.
– Где проявилась своенравность царя? (В разговоре с мудрецом в конце сказки)
–Докажите словами текста
(Или бес в тебя ввернулся?
Или ты с ума рехнулся?
Что ты в голову забрал?
Я, конечно, обещал,
Но всему же есть граница!
И зачем тебе девица?
Полно, знаешь ли, к тоя?)
– Когда Дадон показал свою жестокость и самодурство?
(Плюнул царь: «Так лих же: нет!
Ничего ты не получишь…
Убирайся, цел пока!
Оттащите старика!»
Царь хватил его его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон.)
– Посмотрите, какие качества царя мы выявили? (Злые)
Как вы думаете, кто в сказке является символом добра и справедливости? (Петушок)
Физминутка.
И царица хохотать
И плечами пожимать
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
Но царица молодая
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась и расцвела»
4. Продолжение работы над сказкой
– Почему петушок символ справедливости и добра? Зачем это нужно? (Должна произойти расплата за зло по законам волшебной сказки).
– Какими качествами А.С. Пушкин наделил петушка?
Петушок
верный
справедливый
– Докажите, что петушок был верным царю. (Верный сторож как со сна)
– Сколько раз петушок выручал царя? (Три раза)
– Когда петушок проявил справедливость?
(Петушок спорхнул со спицы;
К колеснице полетел
И царю на темя сел.
Встрепенулся, клюнул в темя
И взвился…и в то же время
С колесницы пал Дадон!)
Итак, золотой петушок свершает кару. Когда угомонился Дадон? (Когда золотой петушок… клюнул в темя.)
5. Работа с пословицами и поговорками.
– Смысл образа петушка сведен к какой народной поговорке?
Не рой другому яму – сам туда попадешь.
Правда суда не боится.
По правде и сила.
Пока жареный петух в голову не клюнет…
– Как понимаете смысл этой поговорки? (Когда кто-нибудь перестанет самодурствовать, делать что-либо только по-своему, не считаясь со мнением других.)
Чему учит эта сказка? (Делать добро, не быть злыми, жестокими)
6. Рефлексия
(У каждого ребенка лежит вырезанный из бумаги петушок.)
- У вас у каждого лежит вырезанный из бумаги петушок. Напишите, какими положительными качествами наделён петушок в сказке, за пределами контура петушка напишите отрицательные качества царя Дадона, с которыми петушок боролся.
Вы хотели бы сделать добрые дела в своей жизни?
7. Итог урока
Итог урока хочу подвести вашими мыслями.
Чему научила вас эта сказка?
Чему учат все сказки Пушкина?
– Закончить наш урок я хочу словами Пушкина:
«Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок»
8. Выставление оценок, оценивание работы учащихся.
10. Домашнее задание:
подобрать загадки, так чтобы отгадка были герои сказок, или же предметы их сказок Пушкина, если не получится найти, попробуйте составить загадку сами.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.