Сказка «Почему Сережа не боится засыпать сам?», говорится о том, что Повышаем собственную компетентность
В понимании медицинских аспектов прививки помогут профессиональные журналы и интернет. Уделите особое внимание распространенным мифам и предрассудкам. Часто они не имеют под собой никаких научных обоснований. Учитываем возрастные особенностиСказка «Почему Сережа не боится засыпать сам?», говорится о том, что Повышаем собственную компетентность
В понимании медицинских аспектов прививки помогут профессиональные журналы и интернет. Уделите особое внимание распространенным мифам и предрассудкам. Часто они не имеют под собой никаких научных обоснований. Учитываем возрастные особенности
Сказка «Почему Сережа не боится засыпать сам?»
Когда ребенок прослушает сказку, обсудите ее, поставьте следующие
вопросы:
Почему Сережа не мог заснуть?
Кто прилетел на Сережину подушку?
Чему звезда научила Сережу?
Перестал ли Сережа бояться засыпать сам?
Как мальчик преодолел свой страх?
Предложите ребенку выучить стих и вспомнить его, когда вечером выключите
свет.
Страх врачей и уколов
Существуют непростые темы для разговора с ребенком. К ним относятся
поход к врачу, профилактика простудных заболеваний, необходимость
прививок и лечебных процедур и тому подобное. Как правильно разговаривать
с ребенком об этих вопросах?
Работаем с собственными тревогой и страхом
В разговоре о профилактике инфекционных заболеваний и необходимости
прививок очень важно не заразить малыша собственными страхами. Для этого,
прежде всего, дайте себе ответ на вопрос: «Как собственно я отношусь к
прививкам? Что я знаю об этой процедуре? Что я знаю об этом заболевании?».
Если вы обнаружите, что мнения по предложенной теме вызывают тревогу,
волнение или страх, это значит, что перед разговором с ребенком вам
следует определиться с источником своих собственных страхов.
Вспомните, кто и как в детстве рассказывал вам о прививках и болезнях, с
какими заболеваниями вам пришлось столкнуться и как шел процесс лечения.
Вполне возможно, что пережитый вами в детстве страх отложился в
подсознании и продолжает вызывать чувство тревоги во взрослом возрасте.
Осознание опыта поможет удержаться от его трансляции своему ребенку.
Типичной ошибкой родителей, вызывающей страх врачей является
обман: «Укол это не больно! Ты ничего не почувствуешь!». Мы должны
сказать ребенку что он почувствует, по какой процедуре это будет проходить.
Повышаем собственную компетентность
В понимании медицинских аспектов прививки помогут профессиональные
журналы и интернет. Уделите особое внимание распространенным мифам и
предрассудкам. Часто они не имеют под собой никаких научных обоснований.
Учитываем возрастные особенности
Чем старше ребенок, тем больше у него развито понимание причинно
следственных связей. В возрасте до трех лет малыш не способен
устанавливать связь между своими дискомфортными ощущениями (насморк,
кашель, рвота, боль) и понятием «болезнь». Он понимает, что ему плохо,
однако соотнести причины, которые имели место в прошлом, с тем, что он
переживает в данный момент, пока не может.Примерно в пять лет у детей формируются навыки понимания причинно
следственных связей. В этом процессе основную роль играют объяснения,
поступающие от авторитетных взрослых.
Вкладываем в слова положительную мотивацию
Для ребенка гораздо важнее услышать о том, что он может сохранять
здоровье, чем о том, почему он заболел, тем более в обвинительной форме.
Это позволит сформировать сознательную ответственность за свое
самочувствие, а не чувство вины за совершенные ошибки и страхом перед
вирусами или болью.
Одним из важных родительских навыков является умение позитивного
общения с ребенком. Тренируемся заменять рассказы об ограничениях,
связанных с болезнью, положительными мотивирующими словами о
преимуществах, которые открываются для здорового человека.
Примеры бесед
Пример 1. Ребенок переел мороженого и застудил горло. Неудачный вариант
родительского комментирования: «Я же говорила тебе не есть столько
мороженого. Теперь будешь лежать с больным горлом». Звучит как обвинение
и последующее наказание болезнью. Удачный вариант: «Хотя это и трудно, но
попробуй в следующий раз съесть только одну порцию мороженого. Тогда
горлышко будет себя чувствовать хорошо». Разумно ограничиваем, даем
положительное подкрепление.
Пример 2. Ребенок бегает по холодным лужам. Неудачный вариант
родительского комментирования: «Ну вот, опять набегался по лужам и
замерз. Как же я устала постоянно лечить твои сопли». Способствует
развитию чувства вины за зря потраченное родителями время. Удачный
вариант: «Когда на улице холодно и мокро, очень важно сохранять ноги
сухими. Когда у тебя нет насморка, мы можем гулять гораздо чаще и
дольше». Информируем о профилактике заболевания и положительно
мотивируем.
Пример 3. Ребенок не хочет мыть руки с мылом; заходя домой, сразу берет
какуюто еду. Неудачный вариант родительского комментирования: «Если
будешь есть немытыми руками, в животе будут лазить черви!». Дает заведомо
ложную с медицинской точки зрения информацию, порождает страх и панику,
превращается в детской фантазии в ужасы. Удачный вариант: «Кошечка моет
свои лапки язычком. Она не знает, что есть волшебное мыло, которое
помогает прогнать с ручек грязь. Пошли мыть ручки с мылом!». Интересный
пример соблюдения гигиены животными и людьми мотивирует ребенка,
объясняет ему назначение мыла.
Старайтесь не орать от страха при каждом «болит». Чем спокойнее к
ситуации отнесется авторитетный для него взрослый, тем менее тревожным
ребенок будет в состоянии заболевания или при прививке.Эффективным приемом для работы с детьми является сказка. Во время
разговора с ребенком о прививках от гриппа можно использовать
сказкотерапию.