Сказкотерапия
Оценка 4.9

Сказкотерапия

Оценка 4.9
Занимательные материалы
docx
психологическая работа +1
Взрослым
28.02.2019
Сказкотерапия
Сказкотерапия как метод психологической помощи детям и взрослым и как эффективный способ решения жизненных задач. Типы сказок, последовательность. Как создать психокоррекционную сказку самому. Так же перечислены основные методы сказкотерапии (создание сказки вместе с клиентом, рисование сказки, изготавливание кукол для сказки).
Сказкотерапия.docx
Методика сказкотерапии: психологическая работа с детьми и взрослыми Сказки – это не только отличный способ подготовить ребенка ко сну после долгого  дня. Эти выдуманные невероятные истории позволяют общаться двум столь разным мирам – взрослым и детям – на одном, понятном всем языке. Сказкотерапия  является прекрасным способом развития творческих способностей ребенка, который  позволит расширить сознание и оптимизировать взаимодействие детей с  окружающим миром. Общая информация Если попытаться найти в информационных источниках определение сказкотерапии, то  возникнут определенные сложности. Это будет связано с тем, что в различных  контекстах, этот термин используют по­разному. Сказкотерапию используют и в  воспитании, и в образовании, и в развитии, и в тренинговом воздействии, и как  инструмент психотерапии. Давайте попробуем отделить их один от другого: Сказкотерапия, как инструмент передачи опыта «из уст в уста». Это  способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума.  Сказкотерапия — это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых  моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и  преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта. Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания,  придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для  эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы  поиска и принятия решений. Эти же механизмы работают и у взрослых, именно поэтому  многие тренера и коучи используют сказки в работе, чтобы помочь найти клиентам более  эффективный способ решения жизненных задач. Сказкотерапия как нарратив. Слушая и воспринимая сказки человек,  встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс,  особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз. В  некоторых психотерапевтических подходах (например, юнгианство, нарративная  психотерапия) этим любимым детским сказкам уделяется особое внимание. 1. 2. 3. 4. Сказкотерапия, как психотерапия. Работа со сказкой направлена  непосредственно на лечение и помощь клиенту. Сказкотерапевт создает условия, в  которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая),  находит решения своих жизненных трудностей и проблем. Возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы. Специалисты, применяющие этот способ лечения, могут избавить ребенка от множества  страхов, тиков, проявления агрессии, энуреза и многих других недугов тем, что будут  работать не с симптомами, а с причинами, по которым у ребенка возникли те или иные  проблемы. Принято выделять 6 основных видов сказок, каждые из которых имеют свое  предназначение и особое терапевтическое воздействие: Типы сказок 1. Художественная сказка. Эти сказки заключают в себе многовековую мудрость,  которую народ вкладывал в них благодаря собственному горькому опыту. Сюда же  относятся авторские истории, которые представляют собой по сути те же сказки, притчи,  мифы. Художественная сказка оказывает дидактическое, психотерапевтическое и  психокоррекционное воздействие. Изначально она создавалась вовсе не для лечения,  однако сегодня данный тип историй успешно используется огромным числом  психотерапевтов. 2. Народная сказка. Самые старые народные сказки принято называть мифами. Самой  старой основой сказок и мифов считается единство природы и человека. В древнем сознании  было принято оживлять человеческие отношения и чувства (горе, любовь, страдание и т.д.),  персонализировать их. Такой же подход используется и сегодня в методике сказкотерапии. 3. Авторская художественная сказка. Для успешной борьбы со внутренними  переживаниями лучше всего выбирать авторские сказки. Несмотря на то, что в них  находится слишком большое количество собственных проекций и переживаний автора, это  позволяет ребенку глубже проникнуться проблемой и найти способ ее решения. Например,  сказка «Две лягушки» Л. Пантелеева помогает взрослым и детям, которые потеряли  интерес к жизни, силы которых на исходе, которые теряют надежду. Эта сказка учит бороться за свое здоровье и за жизнь, до последнего бороться за цели, потому что у  каждого из нас есть хотя бы один шанс и необходимые внутренние силы, которые помогут  справиться с любыми встречающимися на нашем пути трудностями. 4. Дидактическая сказка. Нередко в форме этих сказок оформлены различные учебные  задания. Например, есть математические задания, написанные в виде дидактической  сказки. Решить пример в таком задании – значит пройти испытание, справиться с  трудностями. Если решить ряд примеров, это может привести героя к успеху и  окончательно справиться с проблемой.         5. Психокоррекционная сказка. Собственно, это сказка, помогающая скорректировать  те или иные шаблоны поведения детей. Но для того, чтобы она привела к ожидаемому  результату, необходимо придерживаться основных принципов при ее создании: В   ее   основе   должна   лежать   та   же   проблема,   что   и   у   ребенка,   но завуалированная, без прямого сходства с ней. В сказке необходимо предложить ребенку замещающий опыт, с помощью которого ребенок может выбрать тот или иной вариант действий для того, чтобы решить свою проблему. казка должна быть представлена в строгой определенной последовательности: Жили­были – символизирует начало сказки, знакомит с действующими  героями. Для ребенка 3­4 лет рекомендуется рассказывать сказки про игрушки,  маленьких человечков или зверей. С 5 лет можно рассказать сказку про принцев и  принцесс, волшебников и фей, солдат и др. Уже с 5­6 лет дети предпочитают волшебные  сказки. Для подростков подойдут бытовые сказки и притчи. И вдруг… Но вот однажды…  – происходит столкновение героя с  проблемой, которая напоминает проблему ребенка. Из­за этого… – намекает на то, какого достижения не происходит, чего  ребенок мог бы добиться без этой проблемы. Кульминация – собственно, непосредственная борьба героев с  трудностями. Развязка – обязательно положительная. Мораль сказки – герой извлекает поучительный урок из своего опыта, его  жизнь кардинально меняется. Психокоррекционные сказки предназначены для мягкого, ненавязчивого, не агрессивного  воздействия на детей. Коррекция здесь играет роль замещения непродуктивного способа  поведения продуктивным. Благодаря им взрослые могут объяснить ребенку, что вообще  происходит в его жизни, смысл событий. Использовать эти сказки рекомендуется до определенного возраста – до 11­13 лет. Также  есть некоторые ограничения по типу проблем, встречающихся у детей. Чтобы создать психокоррекционную сказку самостоятельно, необходимо  действовать согласно следующему алгоритму: a) Выбрать героя. Который будет близок к личности ребенка, но в то же время  существенно отличаться. У героя должны быть схожие черты характера, возраст, пол. b) Описать жизнь сказочного героя таким образом, чтобы ребенку удалось уловить  сходства с его собственной жизнью. c) Создать проблемную ситуацию, в которую попал сказочный герой, при этом она  обязательно должна быть схожей с проблемой ребенка, описать чувства и переживания,  которые испытывает сам ребенок. d) Описать процесс поиска героем способа решения проблемы. Здесь необходимо  усугубить ситуацию, подвести к логическому завершению поиска, что поможет  подтолкнуть героя к нахождению правильного решения и к переменам. Сказочному герою  могут попадаться второстепенные герои и существа, которые попали в ту же ситуацию.  При этом герой со стороны может наблюдать, как существа находят выход из проблем.  Здесь может появиться «мудрый наставник», который объяснит герою смысл  происходящих событий. Ваша задача – показать ребенку ситуацию и ее решение с  нескольких сторон, предоставить ребенку альтернативу, разные модели поведения,  помочь ему отыскать положительные стороны в происходящем. e) Герой сказки осознает ошибки в своем поведении и становится на правильный путь. Не обязательно обсуждать с ребенком психокоррекционную сказку, можно ее просто  прочитать, предоставив ребенку возможность самостоятельно размышлять над ее  смыслом. Таким образом ребенок находится наедине с собственными мыслями. Если у  него появятся вопросы или желание обсудить сказку, вы всегда должны быть готовы  ответить ему, а при необходимости – проиграть сюжет с помощью рисунков, кукол,  фигурок или песочницы. 6. Психотерапевтическая сказка. Этот тип сказок раскрывает для ребенка скрытый  смысл происходящих событий. Такие истории помогают ребенку увидеть происходящее  под другим углом. Они не всегда могут быть истолкованы однозначно и у них не всегда  должен быть счастливый конец, но они обладают удивительной глубиной и  проникновенностью. Это своего рода риторический вопрос, обдумывание которого будет  стимулировать личностный рост ребенка. Многие сказки этого типа освещают проблемы  жизни и смерти, пути и любви, отношение к приобретенному и потерянному. Основные методы сказкотерапии 1. Рассказывание и сочинение сказки Любой сказочный рассказ уже сам по себе обладает терапевтическими свойствами.  Причем рекомендуется именно рассказывание сказки, а не ее прочтение. Так как именно во время рассказа у взрослого есть уникальная возможность наблюдать за  переживаниями ребенка в процессе занятий с ним. Сказку можно рассказывать не только взрослому – он может подключить к этому процессу  и самого ребенка или даже предложить ему самостоятельно рассказать сказочную историю. Это поможет взрослому узнать о всех спонтанных эмоциональных проявлениях, которые  бушуют внутри ребенка и при этом могут совершенно никак не проявляться в его  поведении. Некоторые психологи говорят о том, что если ребенок неожиданно прерывает рассказ и  предлагает совершенно необычное окончание, при этом его ответы торопливы, голос  понижен, на лице появились признаки волнения (бледность или прилив крови, подергивания),  он отказывается отвечать на вопросы, он хочет начать сказку с самого начала или пытается  опередить события – все это можно отнести к патологической реакции и может быть четким  признаком невротического состояния ребенка. 2. Рисование сказки После прочтения рекомендуется нарисовать сказку, слепить ее при помощи пластилина  или глины, представить в виде аппликации. Во время работы с цветным пластилином,  картоном, бумагой ребенок сможет выразить все свои эмоции, волнения, мысли и чувства.  Так он сможет избавиться от беспокойств и тревог. Здесь совершенно не стоит обращать внимание на качество изображения. Нередко,  если детьми обуревают очень сильные чувства, на их рисунках появляются разные  чудовища, он рисует темными красками, рисует огонь. После вторичного прочтения сказки и предложения снова порисовать на эту тему, можно заметить, что ребенок будет рисовать  уже более спокойно, будут использованы более светлые краски. При рисовании сказки рекомендуется использовать цветные карандаши. Если вы собрались  рисовать с ребенком что­то конкретное – выбирайте гуашь, а для описания собственных  эмоций и ощущений – акварель. 3. Изготовление кукол Этот метод сказкотерапии требует особого внимания. При этом невероятно большую  роль играет сам процесс изготовления кукол. Многие специалисты сходятся во мнении, что любое, даже самое банальное изготовление  куклы приравнивается к процессу медитации, потому что в процессе производства  (шитья) изделия случается изменение личности. Кроме того, в ходе процесса у детей существенно возрастают способности к концентрации, развивается воображение и мелкая  моторика рук. Во время изготовления куклы у ребенка включается механизм проекции, замещения или  идентификации, а это значит, что только сам процесс помогает ребенку добиться  невероятных результатов. С точки зрения психоаналитики кукла выполняет роль предмета, на который  выплескивается вся инстинктивная энергия. Еще Фрейд говорил о том, что поведение  человека на уменьшение бессознательного напряжения. Поклонники Юнга связывают  изготовление куклы с возможностью реализации такой возможности психики, как  самоисцеление. Не только процесс изготовления куклы, но и процесс управления, манипулирования ею  позволяет осознать проблему, глубоко подумать над ней, а также найти оптимальное  решение. Создание куклы помогает снять нервное перенапряжение. При воссоздании ситуации при помощи кукол необходимо соблюдать ряд условий: Звуки и речь нужно направлять только ребенку. Голос должен быть достаточно сильным, дикция – четкой. Голос и речь должны быть адаптированы под внутреннюю характеристику героя. Движения   взрослого   должны   соответствовать   смыслу   произносимых куклой фраз и интонации. С помощью кукол можно решить целый список проблем, особенно при занятии с опытными специалистами: провести психодиагностику, достигнуть саморегуляции и эмоциональной устойчивости, приобрести необходимые социальные навыки, овладеть опытом  социального взаимодействия, развить самосознание, развить коммуникативные навыки, речь, развить мелкую и грубую моторику, разрешить внутренний конфликт, провести профилактику или коррекцию страхов, найти внутренние механизмы сопротивления болезни, откорректировать семейные отношения, способствовать становлению психосоциальной идентичности девочек и  мальчиков. 4. Мастер сказок                          Здесь работа идет при использовании архетипических карт, в основе которых лежат  Универсальные Архетипы. Автором данной методики является психолог Т. Д. Зенкевич­ Евстигнеева. Согласно этой методике, существует 10 основных архетипов, на основе которых можно  использовать 50 сюжетов сказок. Эти архетипы представлены в следующем виде: Государство, Дорога, Творец, Помощник, Доброе сердце­холодное сердце, Сезонность, Тело боли, Распутье, Авгиевы конюшни, Божественное вымя. Собственно, архетипы изображены в виде колоды 50 карт. Каждая карта обладает  своим уникальным значением. К колоде прилагается инструкция, которая помогает  истолковать общее значение выбранной карты, предлагает вопросы для размышления, дает  задания для детей и взрослых. Сказкотерапевтическая диагностика Психодиагностику состояния ребенка можно провести, например, с помощью  использования определенных кукол и сказок, которые позволяют выявить те или иные  проблемы. Для первого знакомства рекомендуется использовать «прекрасную» куклу с огромными  глазами, пушистыми и длинными ресницами, блестящими и густыми волосами. Для диагностики семейных отношений психологи рекомендуют использовать гибкие  резиновые куклы, потому что статичная кукла может фрустрировать малыша (разочаровать его). Выявить глубокие проблемы у подростков и старших детей поможет непосредственное  изготовление кукол. Для этого можно использовать обычную фольгу. После знакомства с куклой или ее изготовления нужно проводить диагностическую беседу. Она может представлять собой то же рассказывание сказки ребенком, помещением им  куклы в некую ситуацию. Во время рассказывания истории или сказки ребенок бессознательно объединяет свои  мысли с мыслями куклы, вкладывает в нее свои переживания и рассказывает тем самым  взрослым. Дело в том, что в большинстве случаев дети не идентифицируют себя с людьми – они склонны к идентификации со сказочным персонажем или животным, потому  что в них больше развит образный мир. Во время рассказа ребенка взрослый может задавать интересующие вопросы, ответы на  которые помогут взрослым понять, каково эмоциональное состояние ребенка, его фантазии насчет дальнейшего развития событий.

Сказкотерапия

Сказкотерапия

Сказкотерапия

Сказкотерапия

Сказкотерапия

Сказкотерапия

Сказкотерапия

Сказкотерапия

Сказкотерапия

Сказкотерапия

Сказкотерапия

Сказкотерапия

Сказкотерапия

Сказкотерапия

Сказкотерапия

Сказкотерапия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2019