Сказкотерапия как эффективный метод арт-терапии в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения

  • docx
  • 21.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Сказкотерапия как один из эффективных методов обучения.docx

Сказкотерапия как один из эффективных методов арт-терапии для детей с интеллектуальными нарушениями

 

                                                                Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!

                                                                                                                          А.С. Пушкин

 

 

          Начало школьной жизни для любого ребенка, как нормотипичного так и с ограниченными возможностями здоровья, является серьезным испытанием. Однако ребенок с ограниченными возможностями здоровья нуждается в особом подходе.  Дети с интеллектуальными нарушениями характеризуются недоразвитием высших психических функций, незрелостью эмоционально-волевой сферы, несформированностью всех сфер речевой деятельности.

           Чтобы ребенку с интеллектуальными нарушениями успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режима необходима разносторонняя помощь педагога и родителей.

       Все эти задачи взаимосвязаны и успешно решаемы арт-терапией.

 

            Под арт-терапией обычно подразумевается терапия творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние ребенка. Коррекционные возможности арт-терапии предоставляют «особому» ребенку возможность для самовыражения и   саморазвития, утверждения и самопознания.

 

            Арт-терапия - явление сложное, мультидисциплинарное, гармонично включающее в себя разные модальности. При работе с детьми с ОВЗ могут быть использованы все перечисленные модальности, стимулирующие развитие психики ребенка, но в самой элементарной форме.

                                           

                                        Модальности арт-терапии:

 

            -  игротерапия

            -  изотерапия

            -  музыкотерапия

            -  сказкотерапия

            -  библиотерапия

            -  драматерапия

            -  фототерапия

            -  песочная терапия

            -  цветотерапия

            -  глинотерапия и другие

 

            Одной из новых методик коррекционного воздействия является сказкотерапия - методика, в основе которой лежит психокоррекция посредством сказок.

            Сказкотерапия – самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии и вместе с тем один из самых молодых методов в современной научной практике.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, далее идет с ним на протяжении младшего, старшего школьного возраста и сопровождает его на протяжении всей жизни. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.        

 В течение многих веков сказка открывала ребенку окружающий мир, помогала осмыслить то, что в нем происходит. Через сказку ребенок получал знания о том, что «такое хорошо и что такое плохо». Ребенок учится понимать, что ничего в жизни не дается без труда, приобретает таким образом опыт преодоления проблем и уверенность в своих силах.

            Весьма ценным в сказке является механизм трансформации, смысл которого в том, что маленький, слабый и неуспешный герой превращается в конце сказки в сильного, умного, храброго и удачливого победителя.

       Таким образом сказка – это не просто описание возможностей, но и достаточно активное, недирективное внушение моделей поведения, ценностей, убеждений, жизненных сценариев.

 

       В сказкотерапевтическом процессе на данный момент используется 5 видов сказок: (классификация Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевой):

1)   художественные

2)   дидактические

3)   медитативные

4)   психотерапевтические

5) психокоррекционные, которые конструируются в соответствии с актуальной ситуацией и подаются по-разному: анализ, имидж-терапия, рисование, куклотерапия, постановка сказок в песочнице, инсценирование и др.

 

       Художественные сказки принято делить на народные и авторские:

Существуют следующие разновидности народных сказок:

- бытовые;

- сказки-загадки (истории на сообразительность, истории хитреца);

- сказки-басни, проясняющие какую-либо ситуацию или моральную норму;

- сказки-страшилки, истории о нечистой силе;

- сказки о взаимодействии людей и животных;

- притчи (истории о мудрых людях или о занимательных ситуациях);

- сказки о животных;

- мифологические сюжеты (в том числе истории про героев);

- волшебные сказки, сказки с превращением;

 

                      Стратегии работы со сказкой:

            В практической психологии существует несколько способов работы со сказкой в зависимости от задач, которые ставит перед собой педагог:

 

1.   Рассказывание сказки. Наилучший способ оказать психокоррекционную помощь с помощью сказки – это позволить, чтобы сказка сама выполнила свою терапевтическую функцию.

 

2.   Анализ сказки. Обсуждение сказки – прекрасный повод для обсуждения ценностных представлений, эффективного/неэффективного поведения.

 

3.   Проигрывание эпизодов сказки. Постановка сказок с помощью кукол.

Работая с куклой ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет проявлять те эмоции, которым обычно ребенок по каким-либо причинам не может дать выхода.

 

4.   Сочинение сказки. Сказка, сочиненная ребенком, активизирует те бессознательные процессы, которые способствуют личностному развитию и разрешению затруднений.

 

5.   Переписывание сказок или творческая работа по мотивам сказки. Очень часто ребенок отказывается сочинять сказку, объясняя это своим неумением. В этом случае можно предложить ребенку рассказать любимую или хорошо известную ему сказку, изменив сюжет, место действия.

 

 

Специфика сказкотерапии в работе с «особыми» детьми

Работая с «особыми» детьми в контексте сказкотерапии, следует помнить о специфических моментах, четко контролировать себя, чтобы:

                 -  не повышать голос при рассказывании сказки;

                 -  не переигрывать;

                 -  не выделять негативные, плохие поступки героев;

                 -  не сосредотачивать внимание на отрицательных героях.

Игнорирование этих особенностей приводит, по мнению многих специалистов, к отрицательным изменениям в эмоциональной сфере «особых» детей: они начинают плакать, суетиться, могут проявиться эхолалии, «зацикливания» на каком-то слове, высказывании персонажа, формируется неправильное понятие о добре и зле.

 

Основные этапы работы над сказкой:

 

1.     Знакомство с персонажами сказки

Педагог вместе с детьми должен выделить и перечислить всех персонажей сказки в соответствии с очередностью их появления. Важно обратить внимание ребенка на внешний облик персонажа, его величину, окраску (цвет), форму, звукоподражание, способ передвижения. Начинать процесс знакомства с персонажами следует только после того, как дети научатся четко их выделять. Если герой сказки вызывает у ребенка неоднозначную эмоциональную реакцию (положительную или отрицательную), можно сразу сказать о нем: «Он злой» или «Он добрый» и пояснить почему.  Помощь детей в ответе на этот вопрос всемерно поощряется.

Продолжительность этапа зависит от выполнения вышеизложенных задач.

 

2.     Знакомство с главным героем сказки

Из всех героев сказки педагог совместно с детьми выделяет главного и комментирует, почему.

На этом этапе рекомендуется произвести:

§  его основную характеристику (величина, основные части, форма, цвет);

§  закрепление образа путем конструирования его из объемных и плоскостных фигур;      

 

                3.    Рассказывание сказки с акцентом на эмоциональное состояние         

Главная цель – установление эмоционального контакта с ребенком, обращение внимания ребенка на эмоции взрослого, его отношение к рассказываемому. На этом этапе можно предъявлять детям картинки, изображающие различные эмоциональные состояния героя.    

 

               4.    Рассказывание сказки с акцентом на причинно-следственные связи

Цель педагога -  научить ребенка правильно воспроизводить последовательность появления каждого  героя, осознавать события, предшествующие их появлению.

 

               5.   Анализ сказки

На этом этапе учитель задает детям вопросы по содержанию сказки, выясняет     отношение    ребенка к каждому персонажу.

 

Примерный перечень вопросов по сказке «Колобок»:

                   Как называется эта сказка?

Кто слепил Колобка?

                   Куда положили Колобка баба с дедом?

Что сделал Колобок?

                   Куда покатился Колобок?

   Кого Колобок встретил в лесу первым?

   Что ответил Колобок Зайцу?

Кого Колобок встретил в лесу вторым?

Кого Колобок встретил в лесу следом?

Кого Колобок встретил в лесу потом?

О чем попросила Колобка Лиса?

Что сделал Колобок?

                   Что после этого произошло?

                   Почему Лиса съела Колобка? Вам его жалко?

Вопросы к сказке формулируются с учетом интеллектуального и психологического уровня развития детей.

 

              6.   Совместное рассказывание сказки

На этом этапе рекомендуется использовать настольный театр, кукольный театр.

 Учитель начинает предложение – дети продолжают. 

Например:

 - Жили-были…

- Дед и баба.

- И была у них …

- Курочка Ряба.

- И кудахтала она…

- Ко-ко-ко.  и т.д.

Желательно в процессе рассказывания задавать ребенку простые короткие вопросы (Какие? - Белые. Что? Яички и т.д.). Эти вопросы являются для ребенка «стимулирующей подсказкой».

Опыт подсказывает, что данная последовательность знакомства со сказкой наиболее эффективна в работе с умственно отсталыми детьми, поскольку включает большую подготовительную работу перед первичным знакомством со сказкой, что позволяет ребенку сформировать определенный круг представлений о персонажах сказки. А это, в свою очередь, играет существенную роль в процессе усвоения им содержания сказки и причинно-следственных связей, актуализированных в ней.

 

                                  

 

 

                                              Варианты адаптированных сказок для «особых» детей

 

 

            Многие сказки сложно воспринимаются «особыми» детьми из-за перегруженности незнакомыми словами и понятиями. Опыт показывает, что для работы с данной группой детей необходима специальная адаптация используемых сказок. Ниже приводятся сказки, адаптированные для восприятия «особых» детей. У них небольшой объем, эклектический стихотворный слог, они «очищены» от неизвестных детям слов, в них привнесены дополнительные элементы, облегчающие восприятие (конкретные звуки, которые издают герои, рассказ о цвете, форме и величине, стимулирующий образное восприятие и пр.).

 

Представленные сказки предполагают параллельное использование драматизации с помощью кукол или театрализованных игр.

 


 


Сказка «Курочка Ряба»

(О. Смирнова)

Жили-были дед и баба.

Была у них Курочка Ряба

И кудахтала: ко-ко-ко.

Каждый день несла яички

 Белые, круглые.

Раз снесла она яичко,

 Не простое - белое,

А золотое – желтое.

Баба била-била – не разбила.

Дед бил-бил, не разбил.

Баба деду говорит:

«Положи яйцо на полку,

В нем нет проку, в нем нет толку».

Тут мышка пробежала,

Полочка вдруг задрожала,

Мышка хвостиком вильнула,

И яйцо она столкнула.

Тут яичко покатилось и разбилось.

Плачет баба, плачетдед:

«Что съедим мы на обед?»

Курочка их утешает:

«Не плачь, баба!

Не плачь, дед!

Будут яйца на обед.

Вам не надо золотые,

Яйца будут все простые».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Сказка «Репка»

 

Посидите тихо, дети,

Я вам сказку расскажу.

А про что – вам не скажу,

Я вам лучше покажу.

 

Дедка Репку посадил

И про Репку не забыл:

Поливал, рыхлил,

И вот Репка выросла.

 

До небес аж поднялась,

Сладким соком налилась.

Выросла большая-пребольшая.

 

Дедка Репку потянул из земли:

Тянет эдак, тянет так.

И …никак! (разводим руками)

 

Дедка бабушку позвал:

Бабка, Репку помоги

Вытянуть мне из земли.

Тянут вместе эдак, так

И …никак! (разводим руками).

 

Бабка внучку позвала:

-Внучка, Репку помоги

Вытянуть нам из земли.

Вместе за Репку взялись.

Тянут эдак, тянут так,

Тянут вместе

И…никак! (разводим руками).

 

Внучка Жучку позвала:

-Жучка, Репку помоги

Вытянуть нам из земли.

Тянут эдак, тянут так,

И никак! (разводим руками).

 

Жучка Мурку позвала:

-Мурка, Репку помоги

Вытянуть нам из земли.

 Тянут вместе эдак-так

И …никак! (разводим руками).

 

Стали плакать бабка, дед.

Внучка, Жучка с Муркой:

-Что съедим мы на обед?

Репку нам не вытянуть!

 

Мурка песенку запела:

 

 

-Мяу-мяу, вот в чем дело!

 

Нам бы мышка помогла,

Позовем ее сюда!

Мышка, мышка, помоги

 Репку вынуть из земли,

Дружно мы возьмемся,

Песенку споем,

Вытянем мы Репку

И съедим ее!

 

Мышка за Мурку,

Мурка за Жучку,

Ой, ура-ура-ура!

Запевай, детвора,

Праздник будет здесь у нас

Репку будем есть сейчас!

 

Вместе дружно запевай!

Репка – словно каравай:

Круглая, гладкая, сладкая

Выросла на грядке!

 

Жучка за внучку,

Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за Репку.

Вытянули Репку!


 

Посмотрите также