Сказкотерапия как один из эффективных методов арт-терапии для детей с интеллектуальными нарушениями
Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!
А.С. Пушкин
Начало школьной жизни для любого ребенка, как нормотипичного так и с ограниченными возможностями здоровья, является серьезным испытанием. Однако ребенок с ограниченными возможностями здоровья нуждается в особом подходе. Дети с интеллектуальными нарушениями характеризуются недоразвитием высших психических функций, незрелостью эмоционально-волевой сферы, несформированностью всех сфер речевой деятельности.
Чтобы ребенку с интеллектуальными нарушениями успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режима необходима разносторонняя помощь педагога и родителей.
Все эти задачи взаимосвязаны и успешно решаемы арт-терапией.
Под арт-терапией обычно подразумевается терапия творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние ребенка. Коррекционные возможности арт-терапии предоставляют «особому» ребенку возможность для самовыражения и саморазвития, утверждения и самопознания.
Арт-терапия - явление сложное, мультидисциплинарное, гармонично включающее в себя разные модальности. При работе с детьми с ОВЗ могут быть использованы все перечисленные модальности, стимулирующие развитие психики ребенка, но в самой элементарной форме.
Модальности арт-терапии:
- игротерапия
- изотерапия
- музыкотерапия
- сказкотерапия
- библиотерапия
- драматерапия
- фототерапия
- песочная терапия
- цветотерапия
- глинотерапия и другие
Одной из новых методик коррекционного воздействия является сказкотерапия - методика, в основе которой лежит психокоррекция посредством сказок.
Сказкотерапия – самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии и вместе с тем один из самых молодых методов в современной научной практике.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, далее идет с ним на протяжении младшего, старшего школьного возраста и сопровождает его на протяжении всей жизни. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
В течение многих веков сказка открывала ребенку окружающий мир, помогала осмыслить то, что в нем происходит. Через сказку ребенок получал знания о том, что «такое хорошо и что такое плохо». Ребенок учится понимать, что ничего в жизни не дается без труда, приобретает таким образом опыт преодоления проблем и уверенность в своих силах.
Весьма ценным в сказке является механизм трансформации, смысл которого в том, что маленький, слабый и неуспешный герой превращается в конце сказки в сильного, умного, храброго и удачливого победителя.
Таким образом сказка – это не просто описание возможностей, но и достаточно активное, недирективное внушение моделей поведения, ценностей, убеждений, жизненных сценариев.
В сказкотерапевтическом процессе на данный момент используется 5 видов сказок: (классификация Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевой):
1) художественные
2) дидактические
3) медитативные
4) психотерапевтические
5) психокоррекционные, которые конструируются в соответствии с актуальной ситуацией и подаются по-разному: анализ, имидж-терапия, рисование, куклотерапия, постановка сказок в песочнице, инсценирование и др.
Художественные сказки принято делить на народные и авторские:
Существуют следующие разновидности народных сказок:
- бытовые;
- сказки-загадки (истории на сообразительность, истории хитреца);
- сказки-басни, проясняющие какую-либо ситуацию или моральную норму;
- сказки-страшилки, истории о нечистой силе;
- сказки о взаимодействии людей и животных;
- притчи (истории о мудрых людях или о занимательных ситуациях);
- сказки о животных;
- мифологические сюжеты (в том числе истории про героев);
- волшебные сказки, сказки с превращением;
Стратегии работы со сказкой:
В практической психологии существует несколько способов работы со сказкой в зависимости от задач, которые ставит перед собой педагог:
1. Рассказывание сказки. Наилучший способ оказать психокоррекционную помощь с помощью сказки – это позволить, чтобы сказка сама выполнила свою терапевтическую функцию.
2. Анализ сказки. Обсуждение сказки – прекрасный повод для обсуждения ценностных представлений, эффективного/неэффективного поведения.
3. Проигрывание эпизодов сказки. Постановка сказок с помощью кукол.
Работая с куклой ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет проявлять те эмоции, которым обычно ребенок по каким-либо причинам не может дать выхода.
4. Сочинение сказки. Сказка, сочиненная ребенком, активизирует те бессознательные процессы, которые способствуют личностному развитию и разрешению затруднений.
5. Переписывание сказок или творческая работа по мотивам сказки. Очень часто ребенок отказывается сочинять сказку, объясняя это своим неумением. В этом случае можно предложить ребенку рассказать любимую или хорошо известную ему сказку, изменив сюжет, место действия.
Специфика сказкотерапии в работе с «особыми» детьми
Работая с «особыми» детьми в контексте сказкотерапии, следует помнить о специфических моментах, четко контролировать себя, чтобы:
- не повышать голос при рассказывании сказки;
- не переигрывать;
- не выделять негативные, плохие поступки героев;
- не сосредотачивать внимание на отрицательных героях.
Игнорирование этих особенностей приводит, по мнению многих специалистов, к отрицательным изменениям в эмоциональной сфере «особых» детей: они начинают плакать, суетиться, могут проявиться эхолалии, «зацикливания» на каком-то слове, высказывании персонажа, формируется неправильное понятие о добре и зле.
Основные этапы работы над сказкой:
1. Знакомство с персонажами сказки
Педагог вместе с детьми должен выделить и перечислить всех персонажей сказки в соответствии с очередностью их появления. Важно обратить внимание ребенка на внешний облик персонажа, его величину, окраску (цвет), форму, звукоподражание, способ передвижения. Начинать процесс знакомства с персонажами следует только после того, как дети научатся четко их выделять. Если герой сказки вызывает у ребенка неоднозначную эмоциональную реакцию (положительную или отрицательную), можно сразу сказать о нем: «Он злой» или «Он добрый» и пояснить почему. Помощь детей в ответе на этот вопрос всемерно поощряется.
Продолжительность этапа зависит от выполнения вышеизложенных задач.
2. Знакомство с главным героем сказки
Из всех героев сказки педагог совместно с детьми выделяет главного и комментирует, почему.
На этом этапе рекомендуется произвести:
§ его основную характеристику (величина, основные части, форма, цвет);
§ закрепление образа путем конструирования его из объемных и плоскостных фигур;
3. Рассказывание сказки с акцентом на эмоциональное состояние
Главная цель – установление эмоционального контакта с ребенком, обращение внимания ребенка на эмоции взрослого, его отношение к рассказываемому. На этом этапе можно предъявлять детям картинки, изображающие различные эмоциональные состояния героя.
4. Рассказывание сказки с акцентом на причинно-следственные связи
Цель педагога - научить ребенка правильно воспроизводить последовательность появления каждого героя, осознавать события, предшествующие их появлению.
5. Анализ сказки
На этом этапе учитель задает детям вопросы по содержанию сказки, выясняет отношение ребенка к каждому персонажу.
Примерный перечень вопросов по сказке «Колобок»:
Как называется эта сказка?
Кто слепил Колобка?
Куда положили Колобка баба с дедом?
Что сделал Колобок?
Куда покатился Колобок?
Кого Колобок встретил в лесу первым?
Что ответил Колобок Зайцу?
Кого Колобок встретил в лесу вторым?
Кого Колобок встретил в лесу следом?
Кого Колобок встретил в лесу потом?
О чем попросила Колобка Лиса?
Что сделал Колобок?
Что после этого произошло?
Почему Лиса съела Колобка? Вам его жалко?
Вопросы к сказке формулируются с учетом интеллектуального и психологического уровня развития детей.
6. Совместное рассказывание сказки
На этом этапе рекомендуется использовать настольный театр, кукольный театр.
Учитель начинает предложение – дети продолжают.
Например:
- Жили-были…
- Дед и баба.
- И была у них …
- Курочка Ряба.
- И кудахтала она…
- Ко-ко-ко. и т.д.
Желательно в процессе рассказывания задавать ребенку простые короткие вопросы (Какие? - Белые. Что? – Яички и т.д.). Эти вопросы являются для ребенка «стимулирующей подсказкой».
Опыт подсказывает, что данная последовательность знакомства со сказкой наиболее эффективна в работе с умственно отсталыми детьми, поскольку включает большую подготовительную работу перед первичным знакомством со сказкой, что позволяет ребенку сформировать определенный круг представлений о персонажах сказки. А это, в свою очередь, играет существенную роль в процессе усвоения им содержания сказки и причинно-следственных связей, актуализированных в ней.
Варианты адаптированных сказок для «особых» детей
Многие сказки сложно воспринимаются «особыми» детьми из-за перегруженности незнакомыми словами и понятиями. Опыт показывает, что для работы с данной группой детей необходима специальная адаптация используемых сказок. Ниже приводятся сказки, адаптированные для восприятия «особых» детей. У них небольшой объем, эклектический стихотворный слог, они «очищены» от неизвестных детям слов, в них привнесены дополнительные элементы, облегчающие восприятие (конкретные звуки, которые издают герои, рассказ о цвете, форме и величине, стимулирующий образное восприятие и пр.).
Представленные сказки предполагают параллельное использование драматизации с помощью кукол или театрализованных игр.
Сказка «Курочка Ряба»
(О. Смирнова)
Жили-были дед и баба.
Была у них Курочка Ряба
И кудахтала: ко-ко-ко.
Каждый день несла яички
Белые, круглые.
Раз снесла она яичко,
Не простое - белое,
А золотое – желтое.
Баба била-била – не разбила.
Дед бил-бил, не разбил.
Баба деду говорит:
«Положи яйцо на полку,
В нем нет проку, в нем нет толку».
Тут мышка пробежала,
Полочка вдруг задрожала,
Мышка хвостиком вильнула,
И яйцо она столкнула.
Тут яичко покатилось и разбилось.
Плачет баба, плачетдед:
«Что съедим мы на обед?»
Курочка их утешает:
«Не плачь, баба!
Не плачь, дед!
Будут яйца на обед.
Вам не надо золотые,
Яйца будут все простые».
Сказка «Репка»
Посидите тихо, дети,
Я вам сказку расскажу.
А про что – вам не скажу,
Я вам лучше покажу.
Дедка Репку посадил
И про Репку не забыл:
Поливал, рыхлил,
И вот Репка выросла.
До небес аж поднялась,
Сладким соком налилась.
Выросла большая-пребольшая.
Дедка Репку потянул из земли:
Тянет эдак, тянет так.
И …никак! (разводим руками)
Дедка бабушку позвал:
Бабка, Репку помоги
Вытянуть мне из земли.
Тянут вместе эдак, так
И …никак! (разводим руками).
Бабка внучку позвала:
-Внучка, Репку помоги
Вытянуть нам из земли.
Вместе за Репку взялись.
Тянут эдак, тянут так,
Тянут вместе
И…никак! (разводим руками).
Внучка Жучку позвала:
-Жучка, Репку помоги
Вытянуть нам из земли.
Тянут эдак, тянут так,
И никак! (разводим руками).
Жучка Мурку позвала:
-Мурка, Репку помоги
Вытянуть нам из земли.
Тянут вместе эдак-так
И …никак! (разводим руками).
Стали плакать бабка, дед.
Внучка, Жучка с Муркой:
-Что съедим мы на обед?
Репку нам не вытянуть!
Мурка песенку запела:
-Мяу-мяу, вот в чем дело!
Нам бы мышка помогла,
Позовем ее сюда!
Мышка, мышка, помоги
Репку вынуть из земли,
Дружно мы возьмемся,
Песенку споем,
Вытянем мы Репку
И съедим ее!
Мышка за Мурку,
Мурка за Жучку,
Ой, ура-ура-ура!
Запевай, детвора,
Праздник будет здесь у нас
Репку будем есть сейчас!
Вместе дружно запевай!
Репка – словно каравай:
Круглая, гладкая, сладкая
Выросла на грядке!
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за Репку.
Вытянули Репку!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.