Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника "Русский язык" Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
воспитывать чувство взаимоуважения,
Дата:03.02.18
Урок 99
Тема: Склонение имен существительных
Цели: создать условия для определения склонения имен существительных
Задачи:
1) закрепить умения определять склонение имен существительных, тренировка в определении склонения имен
существительных, стоящих в косвенных падежах.
2) развивать
устную речь учащихся, фонематический слух, совершенствовать культуру речи, развитие
орфографической зоркости, расширение кругозора; способность к самоконтролю; развивать логическое мышление,
память, внимание, расширение кругозора, способствовать обогащению словарного запаса; развивать мелкую
моторику кистей рук, развивать умение выполнять вербальные инструкции учителя; способность к рациональной
организации своего рабочего места;
3) воспитание прилежного отношения к учебе, дружелюбия, аккуратности в работе, любознательности, пытливости
при получении новых знаний,
взаимовыручки; усидчивости,
самостоятельности, дисциплинированности.
Характеристика деятельности учащихся:
Высказывать предположение о способах определения склонения. Формулировать алгоритм определения склонения
имён существительных в косвенных падежах. Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом.
Соотносить собственную запись с образцом. Договариваться о последовательности действий и порядке работы в
группах. Фиксировать (графически обозначать) окончания. Выявлять несколько грамматических признаков одного и
того же слова
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Коммуникативные (умение принимать ответственное решение при совместной деятельности в микрогруппе,
построение речевых высказываний, лидерство и согласованность действий с партнерами, планирование учебного
сотрудничества),
Личностные (умение соблюдать установленные правила).
Регулятивные (самоконтроль, самооценка, целеполагание, планирование, прогнозирование, умение формулировать
тему и выявлять объект исследования, коррекция).
Познавательные (умения анализировать текст, классифицировать, ставить проблему, работать с текстом, умение
выделять существенное, наблюдать, обобщать, строить речевые высказывания, делать выводы и использовать
полученные знания в практической деятельности).
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая; словесный, наглядный,
практический.
Оборудование: запись на доске.
I. Чистописание.
Х о д у р о к а
Холодный ключ, что огонь, жгуч.
II. Повторение изученного материала.
Распределите слова в столбики по склонениям.
Верблюд, медведица, подруга, мешок, шапка, лягушка, стрекоза, храбрость, свиристель, жизнь, пень, фасоль,
морковь, картофель, толь, лекарство, поле.
1 скл. 2 скл. 3 скл.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
III. Работа над новым материалом.
Работа по учебнику
Рубрика «Давай подумаем» определение склонения имен существительных не в начальной форме. Если
учащиеся не смогут догадаться, что нужно поставить такие слова в начальную форму, учитель предлагает прочитать
рубрику «Тайны языка» в уроке 87. Ученики должны выяснить, что склонение определяется по роду и окончаниям в
1начальной форме, прийти к выводу: для определения склонения необходимо поставить существительное в
начальную форму.
Рубрика «Обрати внимание» обобщает выводы, сделанные учащимися в результате работы с предыдущей
рубрикой, и содержит алгоритм определения склонения существительных в косвенных падежах.
Упражнение 1 отработка умения определять склонение имен существительных. Выполняется фронтально
письменно.
Рубрика «Тайны языка» вводит определение склонения.
Рубрика «Давай подумаем» закрепление знаний о способе определения склонения имени существительного по
его начальной форме форме именительного падежа единственного числа. Попутно учащиеся могут сделать вывод о
том. что в форме творительного падежа множественного числа окончания существительных первого и второго
склонений совпадают.
Упражнение 2 тренировка в определении склонения существительных, отработка умения ставить
существительные в нужную форму. Выполняется письменно в парах или фронтально.
Рубрика «Давай подумаем» предлагает проблемную ситуацию, которая еще раз обращает внимание учащихся на
алгоритм определения склонения имен существительных в формах косвенных падежей множественного числа.
Образец записи: в снегах (что?) снег
(м. р., 2е скл.), на столах (что?) стол
(м. р., 2е скл.), о мышах
□
□
(кто?) мышь
(ж. р., 3е скл.)
и т. д.
□
Рубрика «Обрати внимание» закрепляет алгоритм определения склонения существительных, стоящих в формах
косвенных падежей множественного числа.
Упражнение 3 закрепление умения определить падеж и склонение существительных. Выполняется письменно
фронтально. Учитель может изменить задание, предложив не списывать весь текст, а выписать только выделенное
слово и слово, от которого к данному ставится вопрос.
Образец выполнения: висел (что?) фонарь
(В. п.)что?
□
тротуар (м. р., 2е скл.), освещал (что?) будку (В. п.) что? будка (ж. р., 1е скл.), освещал (что?) кусты (В. п.)
□
что? куст
ли (под чем?) под колпаком (Т. п.) что ? колпак (м. р., 2е скл.), плясали (кто?)
бабочки (Им. п.) кто? бабочка (ж. р., 1е скл.), мелькали (что?) снежинки (Им. п.) что? снежинка (ж. р., 1е скл.),
привыкли (к чему?) к фонарю (Д. п.) что? фонарь
(Им. п., м. р., 2е скл.), освещал (что?) тротуар
(м. р., 2е скл.), пляса
(м. р., 2е скл.).
□
□
□
□
Дополнительная работа. Найти в стихотворении существительные, определить их склонение и записать в нужный
столбик таблицы.
1е скл.
2е скл.
3е скл.
Предлагаемое стихотворение.
Разговор человека с мышкой, которая ест его книги
Мой милый книжник, ты совсем
Опять изгрыз два тома. Ловок!
Не стыдно ль пользоваться тем,
Что не люблю я мышеловок!
ХОТЬ бы с меня пример ты брал!
Я деньденьской читаю книжки,
Но разве ты хоть раз видал,
Что я грызу их, как коврижки?
Из книг мы знаем, как живут
Индейцы, негры, эскимосы;
В журналах люди задают
Друг другу умные вопросы:
Где путь в Америку лежит?
2Как ближе: морем или сушей?
Ну, словом, — вот тебе бисквит,
А книг, пожалуйста, не кушай.
В. Ходасевич
Словарная работа. Словарный диктант. Диктуемые слова: билет, забота, комната, лимон, салют, трактор, сейчас.
Дополнительное задание. Определить, к какому склонению относится каждое из записанных слов, кроме слова
сейчас, поставить над словом нужную цифру.
IV. Итог урока.
– Что такое склонение?
– Если у слов одинаковые окончания, будут ли они относиться к одному склонению?
Домашняя работа. Выбрать любое стихотворение и выписать из него существительные, распределяя их по трем
столбикам в зависимости от склонения, к которому они относятся.
3