Склонение имен существительных

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника "Русский язык" Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Иконка файла материала Урок 89.docx
воспитывать   чувство   взаимоуважения, Дата:03.02.18 Урок  99 Тема:                                                       Склонение имен существительных Цели: создать условия для определения склонения имен существительных Задачи:  1)  закрепить   умения   определять   склонение   имен  существительных,   тренировка   в   определении   склонения   имен существительных, стоящих в косвенных падежах. 2)   развивать     устную   речь   учащихся,   фонематический   слух,   совершенствовать   культуру   речи,   развитие орфографической зоркости,  расширение кругозора; способность к  самоконтролю; развивать логическое мышление, память,   внимание,   расширение   кругозора,   способствовать     обогащению   словарного   запаса;   развивать   мелкую моторику кистей рук, развивать умение выполнять вербальные   инструкции учителя; способность к рациональной организации своего рабочего места;   3) воспитание прилежного отношения к учебе, дружелюбия, аккуратности в работе, любознательности, пытливости при   получении   новых   знаний,   взаимовыручки;   усидчивости, самостоятельности, дисциплинированности. Характеристика деятельности учащихся: Высказывать предположение о способах определения склонения. Формулировать алгоритм определения склонения имён существительных в косвенных падежах. Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом. Соотносить собственную запись с образцом. Договариваться о последовательности действий и порядке работы в группах. Фиксировать (графически обозначать) окончания. Выявлять несколько грамматических признаков одного и того же слова Универсальные учебные действия (метапредметные): Коммуникативные  (умение   принимать   ответственное   решение   при   совместной   деятельности   в   микрогруппе, построение речевых высказываний,   лидерство и согласованность действий с партнерами, планирование учебного сотрудничества),  Личностные (умение соблюдать установленные правила). Регулятивные (самоконтроль, самооценка, целеполагание, планирование, прогнозирование, умение формулировать тему и выявлять объект исследования, коррекция).  Познавательные  (умения анализировать текст,  классифицировать, ставить проблему,  работать с текстом, умение выделять   существенное,    наблюдать,   обобщать,  строить   речевые   высказывания,   делать   выводы  и   использовать полученные знания в практической деятельности). Формы   и   методы   обучения:  фронтальная,   индивидуальная,   коллективная,   групповая;   словесный,   наглядный, практический. Оборудование:   запись на доске. I. Чистописание. Х о д   у р о к а Холодный ключ, что огонь, жгуч.  II. Повторение изученного материала.  Распределите слова в столбики по склонениям. Верблюд, медведица, подруга, мешок, шапка, лягушка, стрекоза, храбрость, свиристель, жизнь, пень, фасоль, морковь, картофель, толь, лекарство, поле. 1 скл.                      2 скл.                      3 скл.   Ф и з к у л ь т м и н у т к а III. Работа над новым материалом. Работа по учебнику Рубрика   «Давай   подумаем»  ­   определение   склонения   имен   существительных   не   в   начальной   форме.   Если учащиеся не смогут догадаться, что нужно поставить такие слова в начальную форму, учитель предлагает прочитать рубрику «Тайны языка» в уроке 87. Ученики должны выяснить, что склонение определяется по роду и окончаниям в 1начальной   форме,   прийти   к   выводу:   для   определения   склонения   необходимо   поставить   существительное   в начальную форму. Рубрика   «Обрати   внимание»  обобщает   выводы,   сделанные   учащимися   в   результате   работы   с   предыдущей рубрикой, и содержит алгоритм определения склонения существительных в косвенных падежах. Упражнение  1  ­   отработка   умения   определять   склонение   имен   существительных.   Выполняется   фронтально письменно. Рубрика «Тайны языка» вводит определение склонения. Рубрика «Давай подумаем» ­ закрепление знаний о способе определения склонения имени существительного по его начальной форме ­ форме именительного падежа единственного числа. Попутно учащиеся могут сделать вывод о том.  что в форме  творительного падежа множественного  числа окончания  существительных  первого и второго склонений совпадают. Упражнение  2  ­   тренировка   в   определении   склонения   существительных,   отработка   умения   ставить существительные в нужную форму. Выполняется письменно в парах или фронтально. Рубрика «Давай подумаем» предлагает проблемную ситуацию, которая еще раз обращает внимание учащихся на алгоритм определения склонения имен существительных в формах косвенных падежей множественного числа. Образец записи:  в снегах ­ (что?) снег  (м. р., 2­е скл.), на столах ­ (что?) стол  (м. р., 2­е скл.), о мышах ­ □ □ (кто?) мышь  (ж. р., 3­е скл.)  и т. д. □ Рубрика «Обрати внимание» закрепляет алгоритм определения склонения существительных, стоящих в формах косвенных падежей множественного числа. Упражнение 3 ­  закрепление умения определить падеж и склонение существительных. Выполняется письменно фронтально. Учитель может изменить задание, предложив не списывать весь текст, а выписать только выделенное слово и слово, от которого к данному ставится вопрос. Образец выполнения:  висел (что?) фонарь    (В. п.)­что? □ тротуар   (м. р., 2­е скл.), освещал (что?) будку (В. п.) ­ что? будка (ж. р., 1­е скл.), освещал (что?) кусты (В. п.) ­ □ что? куст ли (под чем?) под колпаком (Т. п.)­ что ? колпак   (м. р., 2­е скл.), плясали (кто?) бабочки (Им. п.) ­ кто? бабочка (ж. р., 1­е скл.), мелькали (что?) снежинки (Им. п.) ­ что? снежинка (ж. р., 1­е скл.), привыкли (к чему?) к фонарю (Д. п.) ­ что? фонарь    (Им. п., м. р., 2­е скл.), освещал (что?) тротуар   (м. р., 2­е скл.), пляса   (м. р., 2­е скл.). □ □ □ □ Дополнительная работа. Найти в стихотворении существительные, определить их склонение и записать в нужный столбик таблицы. 1­е скл. 2­е скл. 3­е скл. Предлагаемое стихотворение. Разговор человека с мышкой, которая ест его книги Мой милый книжник, ты совсем  Опять изгрыз два тома. Ловок!  Не стыдно ль пользоваться тем,  Что не люблю я мышеловок! ХОТЬ бы с меня пример ты брал!  Я день­деньской читаю книжки, Но разве ты хоть раз видал,  Что я грызу их, как коврижки? Из книг мы знаем, как живут  Индейцы, негры, эскимосы;  В журналах люди задают  Друг другу умные вопросы: Где путь в Америку лежит?  2Как ближе: морем или сушей?  Ну, словом, — вот тебе бисквит,  А книг, пожалуйста, не кушай. В. Ходасевич Словарная работа. Словарный диктант. Диктуемые слова: билет, забота, комната, лимон, салют, трактор, сейчас. Дополнительное задание.  Определить, к какому склонению относится каждое из записанных слов, кроме слова сейчас, поставить над словом нужную цифру. IV. Итог урока. – Что такое склонение? – Если у слов одинаковые окончания, будут ли они относиться к одному склонению? Домашняя работа. Выбрать любое стихотворение и выписать из него существительные, распределяя их по трем столбикам в зависимости от склонения, к которому они относятся. 3

Посмотрите также