скотоводы

  • Иллюстрации
  • Карточки-задания
  • Разработки уроков
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тип урока: ознакомление с новым материалом, урок-исследование. Цели: • выявить на основе практической работы свойства льда и снега; • сформировать представление о том, что снег и лёд – это замёрзшая вода; • развивать наблюдательность, умение сравнивать и делать выводы; • воспитывать культуру общения (работа в парах, в группах) в атмосфере сотрудничества и доброжелательности. Оборудование: • для учителя: компьютер с программами: Power Point, презентация «Откуда берутся снег и лёд», интерактивная доска.
Иконка файла материала СКОТОВОДЫ НА КУБАНИ.doc
________________                                                                                         ________________ СКОТОВОДЫ   НА   КУБАНИ. Цель: дать представление учащимся о кочевых племенах на территории края. Задачи: формировать представление учащихся о быте, обычаях и традициях кочевников Кубани в  каменном веке. Развивать внимание, память, монологическую речь. Прививать интерес к истории  Кубани. Ход урока: ­ орг. момент, рапорт дежурного, физминутка – папка № 1.  Опрос д/з: 1  ­ рассказать о том, когда поселились люди на территории края; ­ как выглядели древние люди, чем они отличаются от нас? ­ что такое Ледниковый период? При помощи каких изобретений люди выжили в условиях  похолодания? ­ Что отличает людей от животных? 2  ­ Что такое дольмены? Для чего их строили в древние времена? ­ Что такое курганы?                     Новая тема.  В  V  веке  до н.э. наступил последний этап каменного века. Он был связан с  дальнейшим развитием и совершенствованием технических приемов выделки каменных орудий  труда, с появлением керамического производства  ( глиняной посуды , ткачества, судоходства и  разных ремесел. Но главное изменение в жизни людей в древние времена  заключалось в том, что: в переходе  человеческого коллектива от потребляющего вида хозяйства  к производящему. Этот переход выразился в том, что древний человек от охоты и собирательства перешел к развитию земледелия и скотоводства. СОБИРАТЕЛЬСТВО­­­­­­­­­­­ЗЕМЛЕДЕЛИЕ­­­­­­­­­­­                                                                                                                                                                                           РЕМЕСЛА.  ОХОТА­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­СКОТОВОДСТВО­­­­­­­ Значит, был сделан еще один  важнейший шаг, после изобретения первого орудия, к отделению  человечества от животного мира. Развитие скотоводства повысило роль мужчины, так как  приручение диких животных и уход за ними требовали физической силы мужчин. Одновременно с  этим шел процесс утраты значения домашней работы женщин. Отныне счет руководства стал  вестись  по отцовской линии. Мужчины со второго места в обществе передвинулись на первое.  Наступил  патриархат. Кубань была одним из древнейших центров земледелия и скотоводства на территории России.  Природные богатства и ресурсы края способствовали развитию и процветанию скотоводства. Оно  давало тягловую силу, удобрения и, кроме того, шкуры, шерсть, молоко, мясо. В  пищу  употребляли мясо коров, овец, лошадей, коз. Коневодство поставляло боевых коней. Лошади были, главным образом, низкорослые, тонконогие. Присутствие в могилах на всем протяжении истории  древних кубанцев взнузданных верховых коней указывает на то, что они в известной мере служили  мерилом богатства. Чтобы  прокормить  животных, стада  приходилось  постоянно  перегонять  с  места  на  место –  туда, где был  корм. Древние  скотоводы  не  строили  домов,  жилье  им  заменяли  временные   шалаши,  у  них  не  было  поселков,  и  единственное, что  дошло  до  нас, это  их  могилы.  Эти   могилы  и  сейчас  можно  встретить  в  кубанских  степях,  насыпанные  около  пяти  тысяч  лет   назад,  они  и  сейчас  представляют  огромную  ценность  для  истории. Развитию  скотоводства способствовало: во­первых, благоприятные климатические условия и, во­ вторых, тесные связи кубанцев с Азией, где переход к скотоводству совершился раньше, чем где –  либо в мире.              Закрепление  темы по вопросам: 1. Какие изменения в развитии человека произошли на последнем этапе каменного века? 2. Что значит потребляющий вид хозяйства? 3. Что значит производящий вид хозяйства? 4. Причины возрастания роли мужчины в период развития скотоводства СЛОВАРНАЯ  работа:  потребляющий вид хозяйства, производящий вид хозяйства, скотоводство.       ЗАНЯТИЯ                                                          ТИП  ХОЗЯЙСТВА                                                                          СОБИРАТЕЛЬСТВО      ОХОТА                                                                     ПОТРЕБЛЯЮЩИЙРЫБОЛОВСТВО ЗЕМЛЕДЕЛИЕ                                                                                          ПРОИЗВОДЯЩИЙ СКОТОВОДСТВОТЕМА:      ДОЛЬМЕНЫ. Ц е л  ь : дать представления об уникальных сооружениях древности. З а д а ч и : образовательные : рассказать о предназначении каменных     сооружений на территории края;                     коррекционно­развивающие: учить видеть изменения  в жизни древних людей, развивать память, обогащать словарный запас учащихся;                     воспитательные: прививать интерес к истории своего края. Основные знания:    дольмены, дольмены­монолиты назначения  дольменов. Оборудование: карта, картинки, словарные слова. Тип урока: комбинированный. Ход урока: Организационный момент. Опрос домашнего задания:  1. Дать определение слову  « курган». 2. Рассказать о Майкопском кургане и его находках. Почему этот курган  имеет мировое значение? 3.Каково внутреннее устройство кургана, на сколько частей он делился?  Особенности этого кургана                                                           !­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­                      лошади                             !                  !   вождь !   телохранитель­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­  ­­­­­­­­­­­­­­­­­!    рабы     !              !­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­                                                                                                                                           вещи                                                                                     вождя ­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ !   рабы               повозки                              !                                                          ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ 4.Почему в древности жители Кубани приносили в жертву людей и  животных, принадлежащих умершему? 5.Какой общественный строй был в то время у жителей Кубани? ЗАКРЕПЛЕНИЕ  по вопросам.ДОЛЬМЕНЫ.  В горных районах края и по Черноморскому побережью, по хребтам, в  ущельях, на полянах, по склонам гор встречаются памятники,  получившие названия ­  д о л ь м е н ы, что в переводе с английского  означает – каменный  стол.  Сложен дольмен из  четырех каменных  плит и покрытый  пятой плитой. Иногда  их высекали в целых  глыбах или скалах.  Такие дольмены  получили название  дольмены –  монолиты.  Плиты тщательно  отесаны, пол иногда также состоял из каменной плиты, а иногда он был   земляной. В передней стенке делалось овальное или круглое отверстие,  закрывающееся каменной пробкой. Похожие на каменные домики дольмены приводили в изумление  громадными размерами и тяжестью плит, привлекали внимание всехлюдей. О них складывали легенды и сказания, которые передавали из  поколения в поколение, из уст в уста. Эти богатырские погребальные сооружения  ( погребальные ) появились  в  3 – 2 тысячелетии  до н.э. то есть имеют  3 – 5 тысячную историю.  Они  встречаются поодиночке, небольшими группами или образуют скопления до несколько сот штук.  В основном они расположены на поверхности,  изредка врытые в землю.  В редких случаях дольмены находятся под  курганными насыпями, как вблизи станицы Саратовской. При земляных  работах под курганом был обнаружен дольмен, в котором находился  человеческий скелет в скорченном положении, покрытый красной   краской, а вместе с ним личные вещи похороненного  человека.  Между  станицами Новосвободной и Абадзехской есть знаменитая  «Богатырская поляна», где находятся более 300 дольменов. Это говорит о том, что  в  3­ 2 тысячелетии до н.э. этот район был густо заселен. Тщательное сооружение  дольменов говорит о  том, что люди были  глубоко религиозные,  которые считали, что  душа умершего не  должна  выходить из  погребального  сооружения. Вес плиты  был не менее 1,5 тонн, а  верхняя плита весила   2,5 тонны.  Хоронили в  скорченном виде, густо  посыпали суриком,  клали рядом все личные вещи. Краска как бы  охраняла покойного от  нечисти, по поверью  древних людей.  ЗАКРЕПЛЕНИЕ:  1. Что такое дольмены?                                   2. Описать вид дольмена.3. Для чего строили дольмены?                                   4. Пересказать обряд захоронения людей того времени. Во что верили люди, когда совершали эти обряды?    Когда­то в горах жили карлики и великаны. У карликов не было своих  домов. Они были слишком малы для того, чтобы построить себе дома. В  непогоду они мерзли то холода и морозов и тогда великаны сжалились  над карликами. Посовещавшись между собой, великаны решили  построить  им дома из камня и построили. Только эти дома оказались  слишком большими для таких маленьких людей. Но карлики были очень  благодарны великанам за жилье. Они въезжали в свои новые дома  верхом на зайцах.                                             ВВЕДЕНИЕ. Пособие  «История и этнокультура родного края» расскажет о том, как в  кубанских степях и предгорьях, у берегов рек и морей жили люди еще на  заре человечества.  До  сих  пор  возвышаются  памятники  древности на   территории  края  ­ курганы.  Самые  известные  курганы  это   Майкопский  курган  и  курган  « Семь  братьев».  По  старинной  легенде здесь  были  похоронены  семь  родных  братьев,  погибших  в  битве.  На  местах нынешних приморских городов были когда­то поселения   местных народностей, возникали античные города­государства, а  наТамани и в Приазовье раскинулись владения рабовладельческого  Боспорского царства. На кубанских землях процветало древне­русское   Тмутараканское княжество. Пособие   расскажет о богатой событиями истории адыгейского народа, о  том, как поселились в низовьях Кубани некрасовцы – участники  большого народного восстания, полыхавшего на юге страны в начале 18  века, как переселялись и осваивали земли края бывшие запорожские  казаки. Станет известно о том,  как задолго до нашей эры здесь жили  киммерийцы, скифы, меоты, сарматы и многие другие племена.  Опустошительной волной прошли здесь в 4 веке до н.э. полчища гуннов.  В эпоху  средневековья по степям Кубани прокатились орды хазар,  печенегов, половцев, татаро­монголов, в Причерноморье и на Таманском  полуострове появляются византийские крепости. Позднее здесь  господствуют венецианские и генуэзские купцы. Войдя в конце 18 века в  состав Российского государства, Кубань стала заселяться переселенцами  из Украины, Дона, центральных областей России. И каждый из этих  народов оставил на Кубани свои памятники, исследования которых дают  нам богатейший материал об их занятиях, культуре, быте. С этими  материалами, созданными на базе трудов известных кубанских  историков и писателей, вы будете путешествовать  по прошлому нашего родного края. Все периоды  истории  нашего  края   по­своему  интересны  и  поучительны.