Тип урока: ознакомление с новым материалом, урок-исследование.
Цели:
• выявить на основе практической работы свойства льда и снега;
• сформировать представление о том, что снег и лёд – это замёрзшая вода;
• развивать наблюдательность, умение сравнивать и делать выводы;
• воспитывать культуру общения (работа в парах, в группах) в атмосфере сотрудничества и доброжелательности.
Оборудование:
• для учителя: компьютер с программами: Power Point, презентация «Откуда берутся снег и лёд», интерактивная доска.
________________ ________________
СКОТОВОДЫ НА КУБАНИ.
Цель: дать представление учащимся о кочевых племенах на территории края.
Задачи: формировать представление учащихся о быте, обычаях и традициях кочевников Кубани в
каменном веке. Развивать внимание, память, монологическую речь. Прививать интерес к истории
Кубани.
Ход урока: орг. момент, рапорт дежурного, физминутка – папка № 1. Опрос д/з:
1 рассказать о том, когда поселились люди на территории края;
как выглядели древние люди, чем они отличаются от нас?
что такое Ледниковый период? При помощи каких изобретений люди выжили в условиях
похолодания? Что отличает людей от животных?
2 Что такое дольмены? Для чего их строили в древние времена? Что такое курганы?
Новая тема. В V веке до н.э. наступил последний этап каменного века. Он был связан с
дальнейшим развитием и совершенствованием технических приемов выделки каменных орудий
труда, с появлением керамического производства ( глиняной посуды , ткачества, судоходства и
разных ремесел.
Но главное изменение в жизни людей в древние времена заключалось в том, что: в переходе
человеческого коллектива от потребляющего вида хозяйства к производящему.
Этот переход выразился в том, что древний человек от охоты и собирательства перешел к развитию
земледелия и скотоводства.
СОБИРАТЕЛЬСТВОЗЕМЛЕДЕЛИЕ
РЕМЕСЛА.
ОХОТАСКОТОВОДСТВО
Значит, был сделан еще один важнейший шаг, после изобретения первого орудия, к отделению
человечества от животного мира. Развитие скотоводства повысило роль мужчины, так как
приручение диких животных и уход за ними требовали физической силы мужчин. Одновременно с
этим шел процесс утраты значения домашней работы женщин. Отныне счет руководства стал
вестись по отцовской линии. Мужчины со второго места в обществе передвинулись на первое.
Наступил патриархат.
Кубань была одним из древнейших центров земледелия и скотоводства на территории России.
Природные богатства и ресурсы края способствовали развитию и процветанию скотоводства. Оно
давало тягловую силу, удобрения и, кроме того, шкуры, шерсть, молоко, мясо. В пищу
употребляли мясо коров, овец, лошадей, коз. Коневодство поставляло боевых коней. Лошади были,
главным образом, низкорослые, тонконогие. Присутствие в могилах на всем протяжении истории
древних кубанцев взнузданных верховых коней указывает на то, что они в известной мере служили
мерилом богатства.
Чтобы прокормить животных, стада приходилось постоянно перегонять с места на место –
туда, где был корм. Древние скотоводы не строили домов, жилье им заменяли временные
шалаши, у них не было поселков, и единственное, что дошло до нас, это их могилы. Эти
могилы и сейчас можно встретить в кубанских степях, насыпанные около пяти тысяч лет
назад, они и сейчас представляют огромную ценность для истории.
Развитию скотоводства способствовало: вопервых, благоприятные климатические условия и, во
вторых, тесные связи кубанцев с Азией, где переход к скотоводству совершился раньше, чем где –
либо в мире. Закрепление темы по вопросам:
1. Какие изменения в развитии человека произошли на последнем этапе каменного века?
2. Что значит потребляющий вид хозяйства?
3. Что значит производящий вид хозяйства?
4. Причины возрастания роли мужчины в период развития скотоводства
СЛОВАРНАЯ работа: потребляющий вид хозяйства, производящий вид хозяйства, скотоводство.
ЗАНЯТИЯ ТИП ХОЗЯЙСТВА
СОБИРАТЕЛЬСТВО
ОХОТА ПОТРЕБЛЯЮЩИЙРЫБОЛОВСТВО
ЗЕМЛЕДЕЛИЕ
ПРОИЗВОДЯЩИЙ
СКОТОВОДСТВОТЕМА: ДОЛЬМЕНЫ.
Ц е л ь : дать представления об уникальных сооружениях древности.
З а д а ч и : образовательные : рассказать о предназначении каменных
сооружений на территории края;
коррекционноразвивающие: учить видеть изменения в жизни
древних людей, развивать память, обогащать словарный запас учащихся;
воспитательные: прививать интерес к истории своего края.
Основные знания: дольмены, дольменымонолиты назначения
дольменов.
Оборудование: карта, картинки, словарные слова.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
Организационный момент.
Опрос домашнего задания:
1. Дать определение слову « курган».
2. Рассказать о Майкопском кургане и его находках. Почему этот курган
имеет мировое значение?
3.Каково внутреннее устройство кургана, на сколько частей он делился?
Особенности этого кургана
!
лошади ! ! вождь !
телохранитель !
рабы ! !
вещи
вождя
! рабы
повозки !
4.Почему в древности жители Кубани приносили в жертву людей и
животных, принадлежащих умершему?
5.Какой общественный строй был в то время у жителей Кубани?
ЗАКРЕПЛЕНИЕ по вопросам.ДОЛЬМЕНЫ.
В горных районах края и по Черноморскому побережью, по хребтам, в
ущельях, на полянах, по склонам гор встречаются памятники,
получившие названия д о л ь м е н ы, что в переводе с английского
означает – каменный
стол.
Сложен дольмен из
четырех каменных
плит и покрытый
пятой плитой. Иногда
их высекали в целых
глыбах или скалах.
Такие дольмены
получили название
дольмены –
монолиты.
Плиты тщательно
отесаны, пол иногда также состоял из каменной плиты, а иногда он был
земляной. В передней стенке делалось овальное или круглое отверстие,
закрывающееся каменной пробкой.
Похожие на каменные домики дольмены приводили в изумление
громадными размерами и тяжестью плит, привлекали внимание всехлюдей. О них складывали легенды и сказания, которые передавали из
поколения в поколение, из уст в уста.
Эти богатырские погребальные сооружения ( погребальные ) появились
в 3 – 2 тысячелетии до н.э. то есть имеют 3 – 5 тысячную историю. Они
встречаются поодиночке, небольшими группами или образуют скопления
до несколько сот штук. В основном они расположены на поверхности,
изредка врытые в землю. В редких случаях дольмены находятся под
курганными насыпями, как вблизи станицы Саратовской. При земляных
работах под курганом был обнаружен дольмен, в котором находился
человеческий скелет в скорченном положении, покрытый красной
краской, а вместе с ним личные вещи похороненного человека. Между
станицами Новосвободной и Абадзехской есть знаменитая «Богатырская
поляна», где находятся более 300 дольменов. Это говорит о том, что в 3
2 тысячелетии до н.э. этот район был густо заселен.
Тщательное сооружение
дольменов говорит о
том, что люди были
глубоко религиозные,
которые считали, что
душа умершего не
должна выходить из
погребального
сооружения. Вес плиты
был не менее 1,5 тонн, а
верхняя плита весила
2,5 тонны. Хоронили в
скорченном виде, густо
посыпали суриком,
клали рядом все личные
вещи. Краска как бы
охраняла покойного от
нечисти, по поверью
древних людей.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ: 1. Что такое дольмены?
2. Описать вид дольмена.3. Для чего строили дольмены?
4. Пересказать обряд захоронения людей того времени.
Во что верили люди, когда совершали эти обряды?
Когдато в горах жили карлики и великаны. У карликов не было своих
домов. Они были слишком малы для того, чтобы построить себе дома. В
непогоду они мерзли то холода и морозов и тогда великаны сжалились
над карликами. Посовещавшись между собой, великаны решили
построить им дома из камня и построили. Только эти дома оказались
слишком большими для таких маленьких людей. Но карлики были очень
благодарны великанам за жилье. Они въезжали в свои новые дома
верхом на зайцах.
ВВЕДЕНИЕ.
Пособие «История и этнокультура родного края» расскажет о том, как в
кубанских степях и предгорьях, у берегов рек и морей жили люди еще на
заре человечества. До сих пор возвышаются памятники древности на
территории края курганы. Самые известные курганы это
Майкопский курган и курган « Семь братьев». По старинной легенде
здесь были похоронены семь родных братьев, погибших в битве. На
местах нынешних приморских городов были когдато поселения
местных народностей, возникали античные городагосударства, а наТамани и в Приазовье раскинулись владения рабовладельческого
Боспорского царства. На кубанских землях процветало древнерусское
Тмутараканское княжество.
Пособие расскажет о богатой событиями истории адыгейского народа, о
том, как поселились в низовьях Кубани некрасовцы – участники
большого народного восстания, полыхавшего на юге страны в начале 18
века, как переселялись и осваивали земли края бывшие запорожские
казаки.
Станет известно о том, как задолго до нашей эры здесь жили
киммерийцы, скифы, меоты, сарматы и многие другие племена.
Опустошительной волной прошли здесь в 4 веке до н.э. полчища гуннов.
В эпоху средневековья по степям Кубани прокатились орды хазар,
печенегов, половцев, татаромонголов, в Причерноморье и на Таманском
полуострове появляются византийские крепости. Позднее здесь
господствуют венецианские и генуэзские купцы. Войдя в конце 18 века в
состав Российского государства, Кубань стала заселяться переселенцами
из Украины, Дона, центральных областей России. И каждый из этих
народов оставил на Кубани свои памятники, исследования которых дают
нам богатейший материал об их занятиях, культуре, быте. С этими
материалами, созданными на базе трудов известных кубанских
историков и писателей, вы будете путешествовать
по прошлому нашего родного края. Все периоды истории нашего края
посвоему интересны и поучительны.