УДК 373
Горчилина Марина Олеговна, учитель истории и обществознания,
заслуженный учитель Российской Федерации,
ГБОУ МО "Одинцовский "Десятый лицей"
(г. Одинцово, Московская область)
СЛАГАЕМЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА ПЕДАГОГА
Аннотация
Каким должен быть современный педагог? Лично в моем представлении, когда я сама была ученицей, учитель – это скромный, умный человек в строгом, деловом костюме. Но времена меняются, и учитель хочет он этого или нет должен уметь гибко подстраиваться под время, в котором он работает. Итак, какое значение имеет для учителя имидж педагога? Что это – мода или необходимость? Ответить на эти вопросы я хотела в своей статье.
Ключевые слова: имидж, составляющие имиджа, педагогическая этика, профессионализм, вербальное поведение.
«Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится»
Ксенофонт
Современные дети и их родители более серьёзно относятся к имиджу педагога. Условия работы в сегодняшних образовательных организациях требуют от педагога поиска повышения его репутации и авторитета в глазах окружающих. И без сознательного построения своего профессионального имиджа не обойтись. Грамотно созданный имидж вызывает уважение у учащихся и повышает авторитет педагога.
Имидж. Это красивое загадочное слово появилось в нашем языке в конце 80-х. Имидж – образ, система внешних характеристик человека, которая создает или подчеркивает неповторимое своеобразие личности. И всегда отражает индивидуальность, являясь её внешней, обращенной на других людей, стороной.
Над созданием имиджа работают психологи, социологи, стилисты, визажисты. Когда говорят об имидже человека, то имеют в виду следующие категории имиджа:
Имидж среды (как выглядит его офис, кабинет, автомобиль);
Общественный имидж (предметы, которые он создал и которыми пользуется);
Вербальный имидж (это его манера говорить и писать);
Кинестический имидж (невербальные средства общения: жесты, мимика и телодвижения).
Габитарный имидж (включает костюм, прическу, аксессуары);
Ментальный (мировоззренческие и морально-этические установки, социальные стереотипы);
Фоновый имидж (это сведения о нас, полученные от людей, в обществе которых мы находимся).
Имидж – своеобразный человеческий инструментарий, помогающий выстраивать отношения с окружающими. „Педагогический словарь“ дает определение имиджа преподавателя, как «эмоционально- окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников , коллег, социального окружения, в массовом сознании». При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.
Педагог – профессия особая, поскольку рядом с ним всегда находится коллектив людей: учащиеся, родители, коллеги по работе. Это профессия, которая предполагает способность успешно функционировать, профессия типа «человек-человек». Это те люди, которые всегда на виду, поэтому безупречное владение своим ремеслом – это только первая ступень профессионализма. На втором месте стоит такое качество, как современный имидж.
Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему. Процесс построения имиджа зависит во многом от самого педагога.
В структуре имиджа педагога выделяет следующие компоненты: внешний, процессуальный и внутренний.
Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку. Внешний вид преподавателя может создать рабочее и нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.
Процессуальная (коммуникативная ) деятельность раскрывается через такие формы общения, как профессионализм, пластичность, выразительность. Эмоционально богатый педагог способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.
Внутренняя составляющая – это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.
Чем бы ни занимался человек, он всегда вызовет уважение людей, если он мастер своего дела. Это справедливо не только потому, что смотреть на то, как человек красиво работает, всегда приятно. Дело не в эффектности, а в эффективности труда. Если учитель, полагал Л.Н. Толстой, имеет только любовь к делу, он будет хорошими учителем. Если учитель имеет только любовь к ученикам, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам – он совершенный учитель» [2]
А знаменитый педагог А.С. Макаренко утверждал: «ученики простят своим учителям и сухость и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего они ценят в педагоге мастерство, глубокое знание предмета, ясную мысль. Учитель не, не владеющий методическим мастерством, учитель неквалифицированный – это беда всего общества» [3]
Педагогическая этика – основа личности учителя. Она изучает основные принципы педагогической морали: гражданственность и патриотизм в сочетании с интернационализмом, профессиональная самоотверженность, педагогическая солидарность и коллективизм, гуманизм, педагогический оптимизм. О категориях можно говорить много, но я хотела бы выделить следующие категории педагогической этики:
Профессиональный педагогический долг. Под ним понимают совокупность требований, которые общество предъявляет к личности учителя, независимо от того, желает ли это учитель или нет. Поэтому иногда возникает конфликт между личностью и обществом, точнее, между желанием и долгом. Чувство долга необходимо любому человеку, но учитель без него вообще не учитель.
Педагогическая справедливость. Справедливость – это одна из форм моральной оценки. Она опирается на соответствие между достоинствами людей (учеников) и их общественным признанием. Если это соответствие нарушается, возникает то, что мы называем несправедливостью. Справедливость – основа доверия учеников к учителю.
Профессиональная честь и достоинство. В понятие чести входит стремление учителя поддержать свой престиж, свою репутацию.
Педагогическая совесть. Совесть – это некий общественный представитель в сознании учителя, представитель, который контролирует выполнение учителем его профессионального долга. Совесть учителя должна быть неподкупной и незапятнанной. Иначе он потеряет право воспитывать других.
Неотъемлемой составляющей этики педагога является педагогический такт – интуитивное чувство меры, помогающее дозировать воздействие и уравновешивать одно средство другим.
Значительную часть информации мы получаем благодаря зрению. Именно поэтому визуальная привлекательность нашего образа так важна. Во все времена люди ценили гармонию и красоту. Эффект первого впечатления базируется на визуальном восприятии. По экспериментальным данным психологов внешне привлекательные люди легче добиваются симпатии окружающих. Влияние учителя на ученика зависит от расположения последнего.
Визуальная привлекательность – это не только наши физические данные, но и значительное количество внешних слагаемых, зависящих непосредственно от нас. Наша привлекательность Основной стиль учителя – это классика. Этот стиль символизирует следующие качества: уверенность в себе и самообладание, решительность и психологическая гибкость, а также авторитет. Эти качества являются, для учителя профессионально необходимыми. Классический стиль – это стиль одобренный временем, но с включением модных элементов.
Не только визуальная привлекательность, но и вербальное поведение формирует имидж педагога. Восприятие и понимание речи педагога учащимися связаны с процессом учебного слушания, на которое приходится приблизительно 25-50% учебного времени, поэтому качество усвоения учебного материала зависит от совершенства речи педагога. Учащиеся очень чутки к речевым особенностям педагога.
Владение речью сегодня – важнейшая профессиональная составляющая педагога. Она включает в себя способность ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики. Речь педагога на уроке всегда обращена к учащимся, сообщает ли учитель новый материал, комментирует ли ответ ученика, выражает или одобрение или поощрение, речь его должна отличаться внутренней силой, убежденностью, заинтересованностью в том, что он говорит.
Для восприятия педагога учащимися не меньшее значение имеет культура речи – произношение, манера говорить, дикция, грамотность.
Одна из важных задач современного педагога — формирование собственного имиджа. Успех в решении педагогических задач во многом зависит от умения понравиться ребенку и его родителю.
Постоянный самоконтроль и осознанная целенаправленная работа по формированию своего имиджа могут помочь педагогу преодолеть негативные тенденции межличностного общения. Грамотно созданный имидж, включающий внешние, внутренние и процессуальные (коммуникативные) аспекты, безусловно, помогает педагогу в решении его профессиональных задач.
Без интереса к личности учителя нет и интереса к предмету. Интерес к личности учителя - средство активизации интереса к предмету. Образ педагога должен вдохновлять ученика. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан совершенствовать свои личностные качества, свои профессиональные качества, создавая собственный имидж. От того, как педагог будет создавать свой профессиональный имидж, будет зависеть его профессиональная востребованность, профессиональная пригодность, профессиональная удовлетворенность, профессиональный успех, профессиональная компетентность.
«Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится» - это слова древнегреческого философа Ксенофонта ещё раз подтверждают то, что образ педагога должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, собственный имидж.
Литература
1.Психология как учебный предмет в школе. ПоповаМ. В-Москва: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2000-210с.
2.Педагогика Л.Н.Толстого. Газета «Первое сентября» №54,2000-5с.-с.3
3.Макаренко А. С. Сочинения / Собр. соч.: в 8 т. – М., 1986. – Т. 5. –314 с
4.Влияние имиджа педагога на психологическое здоровье школьника. Вардалян М.Р. – Москва - «Прикладная психология». №6-2006.- стр. 45-53.
5.Цели и ценности педагогического образования. Какой учитель нужен современной школе? Широких О.-Москва: « Воспитание школьника» -2005. -№4. с. 26
6.Имидж современного педагога. Капустина З. –Москва: журнал «Учитель» №3, 2009-с.15
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.