Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 21.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; • самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу; • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили; • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Иконка файла материала konsp_lit_4kl_ur12-korr.doc
Литературное чтение Урок 12. Тема раздела: У истоков русской детской литературы. Тема: Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки. Цели: • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; • самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу; • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили; • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.   Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация знаний. 2  3  Проверка домашнего задания. 1) Чтение текста. 2)   Знакомство   с   собранными   преданиями   и   рассказами   о   происхождении названий тех или иных мест, городов, рек, озёр и т.п. II. Развитие  умений. 2  4  2  2  3  4  1. Чтение и работа с текстом. 1. Работа с текстом до чтения. © ООО «Баласс», 2014 Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Преобразовывать  информацию из одной  формы в другую: подробно  пересказывать небольшие  тексты. 2. Делать выводы в  результате совместной  работы класса и учителя. 11) Обсуждение эпиграфа урока – слов И.А. Бунина: «…Из древней тьмы на мировом погосте Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья!» 2) Обсуждение заглавия фрагмента летописи «Изобретение славянской азбуки». – Что означают слова «изобретение азбуки»? – Как можно изобретать азбуку? – Зачем славянам нужно было изобретать азбуку? – Где можно найти ответ на эти вопросы, проверить свои предположения? 2. Работа с текстом во время чтения. 1)  Самостоятельное   чтение   про   себя   текста   (с.   38–39),   проверка   своих предположений. Выявление первичного восприятия: – Что больше всего удивило, поразило в тексте? – На все ли вопросы вы нашли ответы самостоятельно? 2) Комментированное чтение. 1­й абзац. – Что объединяло слово «грамота»? 2­й абзац. – Когда потребовалась славянам своя азбука? Зачем? – На каких языках были написаны святые книги? – Почему славяне не могли ими пользоваться? – Чего ждали славяне от иноземных учителей? 3­й абзац. – Каждый ли мог составить славянскую азбуку? –  Что   для   этого   требовалось?  (Быть   умным,  грамотным,  поэтому   Кирилл   и Мефодий, греки по происхождению, и знали славянский язык.) 3. Ориентироваться на  развороте учебника. 4. Находить ответы на  вопросы в тексте,  иллюстрациях. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение  к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией.  3. Формируем мотивацию к  обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. Регулятивные УУД 1. Определять и  формулировать цель  деятельности на уроке с  помощью учителя. 2. Проговаривать  последовательность  действий на уроке. © ООО «Баласс», 2014 24­й абзац. – Что сделали Кирилл и Мефодий, придя «в Славянскую землю»? – Что вы знаете о книгах, которые они перевели? – Для чего использовались эти книги? (И для чтения, и для ведения церковной службы.) – Зачем им потребовались хорошие скорописцы? – Много ли было книг в те времена? Можно ли сейчас все книги перевести с одного языка на другой и переписать их вручную за шесть месяцев? 3) Вопросы к тексту в целом: – Почему славянам понадобилась своя азбука? – Каково было назначение книг 1000 лет назад? 3. Работа с текстом после чтения. 1) Вопрос на понимание основного смысла текста: – В чём видите значение изобретения Кириллом и Мефодием славянской азбуки для истории России? 2) Слово о Кирилле и Мефодии. Ежегодно 24 мая Россия и другие славянские страны отмечают День славянской письменности   и   культуры.   Это   день   поминовения   Кирилла   и   Мефодия, подаривших славянам простую и удобную азбуку, открывших путь к книгам. – Рассмотрите изображение братьев на с. 39. – Какими увидел их художник? – Какими их видите вы? – Прочитайте азбуку­кириллицу, написанную на свитке. –  Почему   в  историю   Кирилл   и   Мефодий   вошли   не   как   изобретатели,  а  как просветители? 2. Выполнение заданий в тетради. (Т) Задание III.1. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе  работы с иллюстрацией  учебника. 4. Учиться работать по  предложенному учителем  плану. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать речь  других. 2. Выразительно читать и  пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в  устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и  в группах. © ООО «Баласс», 2014 3Утраченные   буквы:  зело,   омега,   червь,   ять,   (и)е,   юс   малый,   юс   большой, йотов юс малый, йотов юс большой, кси, пси, фита, ижица. Новые буквы: ё, э, й. Задание III.2. Совпадали по звучанию, например, И и иже, ферт и фита, есть и ять, зело и земля. В пословице школьников упоминаются два таких случая: фита (трудно было отличить от ферта) и ижица (или ижеи), которую путали с буквой I (И). –  Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? – Что вам показалось на уроке самым интересным? – Как бы вы оценили свою работу на уроке? 1) Выразительное чтение текста «Расселение славян». 2)  –  Расспросите   своих   родителей,   бабушек,   дедушек,   знакомых   о происхождении названий той местности, где вы живёте. Может быть, об этом существуют предания, рассказы? Запишите их. ΙΙΙ . Итог. Ι V. Домашнее  задание. © ООО «Баласс», 2014 4

Посмотрите также