"Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами"
Оценка 4.8

"Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
25.03.2017
"Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами"
Тема: Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами. Цель деятельности учителя: Актуализировать знания об известных учащимся правилах правописания НЕ с глаголами. Планируемые образовательные результаты: Предметные: знать правило написания НЕ с глаголами; уметь правильно писать глаголы с НЕ; употреблять глаголы с НЕ в речи. Метапредметные: овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передачи информации, полученной в результате чтения или аудирования. Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования. Методы и формы обучения: наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, фронтальная, групповая работа. Оборудование: экран, проектор, компьютер. Наглядно – демонстрационный материал: презентация по теме урока, рабочие листы, алгоритм рассуждений, сигнальные карточки, карточки для индивидуальной работы. Цель: закрепить изученное правило о слитном и раздельном написании НЕ с глаголами. Задачи: 1)Предметно – содержательная: формировать умение написания НЕ с глаголами. 2)Деятельностно – коммуникативная: развивать орфографическую зоркость, речь учащихся. 3)Ценностно – ориентационная: способствовать воспитанию доброжелательности, взаимопонимания через организацию работы в парах, группах.
Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами.docx

Тема: Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами.

Цель деятельности учителя: Актуализировать знания об известных учащимся правилах правописания НЕ с глаголами.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать правило написания НЕ с глаголами; уметь правильно писать глаголы с НЕ; употреблять глаголы с НЕ в речи.

Метапредметные: овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передачи  информации, полученной в результате чтения или аудирования.

Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, фронтальная, групповая  работа.

Оборудование: экран, проектор, компьютер.

Наглядно – демонстрационный материал: презентация по теме урока, рабочие листы, алгоритм рассуждений, сигнальные карточки, карточки для индивидуальной работы.

Цель: закрепить изученное правило о слитном и раздельном написании НЕ с глаголами.

Задачи:

1)Предметно – содержательная: формировать умение написания НЕ с глаголами.

2)Деятельностно – коммуникативная: развивать орфографическую зоркость, речь учащихся.

3)Ценностно – ориентационная: способствовать воспитанию доброжелательности, взаимопонимания через организацию работы в парах, группах.

 

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1.Мотивация  к учебной деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне.

 

 

 

 

 

 

 

2.Актуализация.

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Целеполагание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Выявление места и причины затруднения.

Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения.

 

5.Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Рефлексия учебной деятельности.

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала.

 

 

 

 

 

 

 

Воспроизведение ранее изученного. Эвристическая беседа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждение результатов наблюдения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка для глаз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание.

Заключительная беседа по вопросам.

 

За пять минут до начала урока звучит песня «Хорошее настроение» (группа «Волшебники двора»).

Добрый день, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной работе.

Хорошо проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку… пять.

 

Покажите, с каким настроением вы пришли сегодня на урок.

Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что в течение урока оно будет только улучшаться.

Сегодня мы будем работать в рабочих листах.

 

 

Посмотрите на экран. Что мы видим? Составьте предложение (я).

Назовите слово, которое передаёт движение в этих предложениях (бегут, радуются).

Слова какой части речи вы назвали? (глаголы)

Повторим материал о глаголе, выполняя тест.

Задание №1.

Внимательно прочитайте тест, выберите правильный ответ к каждому пункту, впишите подходящие по смыслу слова.

 

Тест.

1.Глагол - это .............часть речи.

а) самостоятельная; б) служебная

2. Глагол отвечает на вопросы:

а) какой? чей  б) кто? что? в) что делать? что сделать?

3. Глагол обозначает:

а) предмет б) действие предмета или состояние в) признак предмета

4. Изменение глаголов по лицам и числам называется…

а)спряжением           б)склонением

 

5. Только в прошедшем времени глаголы изменяются:

а)числам    б)родам      в)лицам

6. Глаголы прошедшего времени образуются с помощью суффикса…

А) – л-       б) – ть -     в)- и-

7. В предложении чаще всего глагол бывает … и образует с подлежащим …

а) определением       б)обстоятельством       в)сказуемым
 а)словосочетание              б)грамматическую основу

 

Расскажите о глаголе как части речи, пользуясь тестом.

 

Самопроверка  по ключу на слайде. Оцените свою работу.

 

 

 

 

 

Проблемная ситуация

На слайде записаны пословицы:

1)      В солонку хлеб (не) макают.

2)      В чужом доме (не) указывают.

3)      (Не) хвали сам себя, есть лучше тебя.

4)      Лодырю всегда (не)здоровится.

Посмотрите на предложения, найдите глаголы, подчеркните глагол как член предложения. Посмотрите, что общего в глаголах, чем они объединены. (Все глаголы с НЕ)

Сформулируйте тему урока.(Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами.)

Запишите тему.

Сформулируйте цель урока, о чём пойдёт разговор? (Вспомнить, как пишется НЕ с глаголом.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А теперь вернёмся к пословицам(задание №2).

Найдите признаки, по которым поговорки можно объединить между собой. (Во всех поговорках речь идёт о том, как не надо поступать, о неправильном поведении. Есть общая орфограмма: НЕ с глаголом.)

Выпишите из данных предложений глаголы с НЕ в два столбика.

 

Раздельно

Слитно

Не макают

нездоровится

Не указывают

 

Не хвали

 

 

Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями.

Сформулируйте правило написания НЕ с глаголами.

Дополним табличку. Я буду называть глаголы с НЕ, а вы должны их написать в левый или правый столбик: ненавидеть, недоумевать, не посеешь, негодовать.

Проверка.

 

 

 

Утомились? Отдохнём!

Физминутку проведём.

 

 

Чтоб глаза ваши были зорче,

Чтоб в очках вам не ходить,

Эти лёгкие движенья

Предлагаю повторить.

 

Вспомним алгоритм рассуждений при написании НЕ с глаголами.

Работа с алгоритмом.

 

 

 

 

Перед вами пословицы. Запишите их, раскрывая скобки (задание №3).

1)Вперёд людей (не) забегай и от людей (не) отставай.

2)В чужом доме (не) будь приметлив, а будь приветлив.

3)От учтивых слов язык (не) отсохнет.

4)Зазнайство (не) возвышает, а унижает.

 

Взаимопроверка.

 

А теперь поработаем в группах (задание №4).

Разгадав ребус, вы узнаете пословицу. Запишите её в рабочий лист. Выделите орфограмму. Объясните значение пословицы (устно).

 

http://allforchildren.ru/rebus/rebus16/16-019.png

 

 

Не спеши языком, торопись делом. (Сначала сделай, а потом об этом говори.)

 

Посмотрите внимательно на экран. Предложите своё задание.

Сомневаться, удивляться

 

Возмущаться, выражать крайнее неудовольствие

 

Испытывать чувство сильной вражды, ненависти

 

Проявлять безудержную ярость, буйство

 

Болеть, плохо себя чувствовать

 

 

Слова для справок: (не)истовствовать, (не)навидеть, (не)годовать, (не)доумевать, (не)домогать.

 

Задание: к словам и фразам левого столбика подберите подходящие по смыслу глаголы из рубрики «Слова для справок».

 

Проверка.

Расскажите ту часть правила о написании НЕ с глаголами, которая соответствует выполненному упражнению.

Какие ещё слова с НЕ пишутся слитно? Проверим себя по учебнику – стр. 212.

А может ли глагол «недостаёт» писаться раздельно? От чего зависит правописание этого глагола? (От значения)

Работа по учебнику – упр.597 (мальчики выписывают глаголы. Которые пишутся слитно. Девочки выписывают глаголы, которые пишутся раздельно.

Индивидуальная работа по карточкам – 8 человек.

Индивидуальная работа у доски – 2 ученика.

А сейчас отдохнём от письма, но в то же время потренируемся в применении правила. Работаем  с сигнальными карточками. Я буду читать предложения и словосочетания, в которых есть глаголы с НЕ, а вы поднимайте нужную карточку вверх (слитно – синяя карточка, раздельно – жёлтая).

 

Учащиеся комментируют написание НЕ с глаголами.

1)Не суди о человеке по наружности.

2)Не бросай товарища в беде.

3)Недоумевать по поводу ответа.

4)Не хочу ссориться.

5)Негодовать из – за опоздания.

6)Не могу говорить.

 

Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием.

 

Отдохнули, а теперь опять за работу.

 

Работа в парах.

 Сейчас поработаем в парах. «Один ум хорошо, а два лучше».

Что мы должны сделать в данном упражнении? (Соединить пословицы стрелками, раскрывая скобки.)

 

Кто (не) работает,

(не)дружит.

С ложью правда

И рыбку из пруда.

Без труда (не)вытащишь

(не)делает.

Лень добра

Тот (не)ест.

Расстояние дружбе

(не)мешает.

Врагу (не)кланяйся

Для друга жизни (не)жалей

С добрым делом

Топором (не)разрубишь.

Крепкую дружбу и

(не)опоздаешь.

Кто кого обидит,

Тот того и (не)навидит.

 

Проверка.

Ребята, а почему в пословицах так много глаголов с отрицанием?

 

 

 

Итак, какая цель стояла перед нами на уроке? (Сегодня мы должны были закрепить изученное правило о слитном и раздельном написании НЕ с глаголами.)

Как вы думаете, удалось ли нам это?

 

Устная работа «Закончи предложение».

Сегодня на уроке

1.я  научился…

2.мне было трудно…

3.я не испытывал трудностей…

4.своей работой я…

 

Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с «улыбающимся лицом», нет – карточку с «грустным лицом».

 

Сегодня мы хорошо поработали.

Комментированное выставление оценок.

 

Домашняя работа: упр. 595 (выучить слова правого столбика) +

По выбору:

1)упражнение №596 (письменно);

2) напишите сочинение – миниатюра, раскрывая смысл любой пословицы, использованной на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем, демонстрируют готовность к уроку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы. Выполняют задание. Строят понятные для партнёра высказывания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Выделяют главное, устанавливают причинно – следственные связи между отдельными языковыми явлениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке.

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная. индивидуальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная, фронтальная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная. Групповая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Парная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная, фронтальная.

 

 

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: обмениваются мнениями.

 

 

 

 

 

 

Познавательные: выполняют учебно – познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для  решения учебных задач операции анализа, синтеза, устанавливают причинно – следственные связи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные: понимают свои возможности в учении, способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя. Высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия.

 

 

 

Регулятивные: контролируют учебные действия; осознают правила контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно – познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, делают обобщения и выводы.

 

 

 

 

 

 

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные: понимают, в чём значение знаний для человека; приобретают мотивацию процесса образования; стремятся к приобретению новых знаний и умений.

Регулятивные: оценивают свою работу, сравнивая с образцом.

 

 

 

 

Устные ответы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устные ответы. Письменная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задают вопросы для уточнения информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устные ответы. Письменная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устная работа. Письменная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Письменная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устная работа.

 

 

 

 

 

 

 


 

Тема: Слитное и раздельное написание

Тема: Слитное и раздельное написание

Актуализация. Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия

Актуализация. Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия

Целеполагание. 4

Целеполагание. 4

Выявление места и причины затруднения

Выявление места и причины затруднения

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Рефлексия учебной деятельности

Рефлексия учебной деятельности

Рефлексия учебной деятельности

Рефлексия учебной деятельности

Мотивация к учебной деятельности

Мотивация к учебной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2017