Тема: Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами.
Цель деятельности учителя: Актуализировать знания об известных учащимся правилах правописания НЕ с глаголами.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать правило написания НЕ с глаголами; уметь правильно писать глаголы с НЕ; употреблять глаголы с НЕ в речи.
Метапредметные: овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передачи информации, полученной в результате чтения или аудирования.
Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, фронтальная, групповая работа.
Оборудование: экран, проектор, компьютер.
Наглядно – демонстрационный материал: презентация по теме урока, рабочие листы, алгоритм рассуждений, сигнальные карточки, карточки для индивидуальной работы.
Цель: закрепить изученное правило о слитном и раздельном написании НЕ с глаголами.
Задачи:
1)Предметно – содержательная: формировать умение написания НЕ с глаголами.
2)Деятельностно – коммуникативная: развивать орфографическую зоркость, речь учащихся.
3)Ценностно – ориентационная: способствовать воспитанию доброжелательности, взаимопонимания через организацию работы в парах, группах.
Организационная структура урока
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Осуществляемая деятельность учащихся |
Формы организации взаимодействия |
Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
Промежуточный контроль |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Мотивация к учебной деятельности. Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне.
2.Актуализация. Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.
3.Целеполагание.
4.Выявление места и причины затруднения. Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения.
5.Построение проекта выхода из затруднения. Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации.
5.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Цель: применение нового знания в типовых заданиях.
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.
7.Рефлексия учебной деятельности. Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке.
|
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала.
Воспроизведение ранее изученного. Эвристическая беседа.
Обсуждение результатов наблюдения.
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.
Физминутка для глаз.
Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике.
Физминутка.
Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание. Заключительная беседа по вопросам.
|
За пять минут до начала урока звучит песня «Хорошее настроение» (группа «Волшебники двора»). Добрый день, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной работе. Хорошо проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь отметку… пять.
Покажите, с каким настроением вы пришли сегодня на урок. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что в течение урока оно будет только улучшаться. Сегодня мы будем работать в рабочих листах.
Посмотрите на экран. Что мы видим? Составьте предложение (я). Назовите слово, которое передаёт движение в этих предложениях (бегут, радуются). Слова какой части речи вы назвали? (глаголы) Повторим материал о глаголе, выполняя тест. Задание №1. Внимательно прочитайте тест, выберите правильный ответ к каждому пункту, впишите подходящие по смыслу слова.
Тест. 1.Глагол - это .............часть речи. а) самостоятельная; б) служебная 2. Глагол отвечает на вопросы: а) какой? чей б) кто? что? в) что делать? что сделать? 3. Глагол обозначает: а) предмет б) действие предмета или состояние в) признак предмета 4. Изменение глаголов по лицам и числам называется… а)спряжением б)склонением
5. Только в прошедшем времени глаголы изменяются: а)числам б)родам в)лицам 6. Глаголы прошедшего времени образуются с помощью суффикса… А) – л- б) – ть - в)- и- 7. В предложении чаще всего глагол бывает … и образует с подлежащим … а)
определением б)обстоятельством в)сказуемым
Расскажите о глаголе как части речи, пользуясь тестом.
Самопроверка по ключу на слайде. Оцените свою работу.
Проблемная ситуация На слайде записаны пословицы: 1) В солонку хлеб (не) макают. 2) В чужом доме (не) указывают. 3) (Не) хвали сам себя, есть лучше тебя. 4) Лодырю всегда (не)здоровится. Посмотрите на предложения, найдите глаголы, подчеркните глагол как член предложения. Посмотрите, что общего в глаголах, чем они объединены. (Все глаголы с НЕ) Сформулируйте тему урока.(Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами.) Запишите тему. Сформулируйте цель урока, о чём пойдёт разговор? (Вспомнить, как пишется НЕ с глаголом.)
А теперь вернёмся к пословицам(задание №2). Найдите признаки, по которым поговорки можно объединить между собой. (Во всех поговорках речь идёт о том, как не надо поступать, о неправильном поведении. Есть общая орфограмма: НЕ с глаголом.) Выпишите из данных предложений глаголы с НЕ в два столбика.
Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями. Сформулируйте правило написания НЕ с глаголами. Дополним табличку. Я буду называть глаголы с НЕ, а вы должны их написать в левый или правый столбик: ненавидеть, недоумевать, не посеешь, негодовать. Проверка.
Утомились? Отдохнём! Физминутку проведём.
Чтоб глаза ваши были зорче, Чтоб в очках вам не ходить, Эти лёгкие движенья Предлагаю повторить.
Вспомним алгоритм рассуждений при написании НЕ с глаголами. Работа с алгоритмом.
Перед вами пословицы. Запишите их, раскрывая скобки (задание №3). 1)Вперёд людей (не) забегай и от людей (не) отставай. 2)В чужом доме (не) будь приметлив, а будь приветлив. 3)От учтивых слов язык (не) отсохнет. 4)Зазнайство (не) возвышает, а унижает.
Взаимопроверка.
А теперь поработаем в группах (задание №4). Разгадав ребус, вы узнаете пословицу. Запишите её в рабочий лист. Выделите орфограмму. Объясните значение пословицы (устно).
Не спеши языком, торопись делом. (Сначала сделай, а потом об этом говори.)
Посмотрите внимательно на экран. Предложите своё задание.
Слова для справок: (не)истовствовать, (не)навидеть, (не)годовать, (не)доумевать, (не)домогать.
Задание: к словам и фразам левого столбика подберите подходящие по смыслу глаголы из рубрики «Слова для справок».
Проверка. Расскажите ту часть правила о написании НЕ с глаголами, которая соответствует выполненному упражнению. Какие ещё слова с НЕ пишутся слитно? Проверим себя по учебнику – стр. 212. А может ли глагол «недостаёт» писаться раздельно? От чего зависит правописание этого глагола? (От значения) Работа по учебнику – упр.597 (мальчики выписывают глаголы. Которые пишутся слитно. Девочки выписывают глаголы, которые пишутся раздельно. Индивидуальная работа по карточкам – 8 человек. Индивидуальная работа у доски – 2 ученика. А сейчас отдохнём от письма, но в то же время потренируемся в применении правила. Работаем с сигнальными карточками. Я буду читать предложения и словосочетания, в которых есть глаголы с НЕ, а вы поднимайте нужную карточку вверх (слитно – синяя карточка, раздельно – жёлтая).
Учащиеся комментируют написание НЕ с глаголами. 1)Не суди о человеке по наружности. 2)Не бросай товарища в беде. 3)Недоумевать по поводу ответа. 4)Не хочу ссориться. 5)Негодовать из – за опоздания. 6)Не могу говорить.
Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием.
Отдохнули, а теперь опять за работу.
Работа в парах. Сейчас поработаем в парах. «Один ум хорошо, а два лучше». Что мы должны сделать в данном упражнении? (Соединить пословицы стрелками, раскрывая скобки.)
Проверка. Ребята, а почему в пословицах так много глаголов с отрицанием?
Итак, какая цель стояла перед нами на уроке? (Сегодня мы должны были закрепить изученное правило о слитном и раздельном написании НЕ с глаголами.) Как вы думаете, удалось ли нам это?
Устная работа «Закончи предложение». Сегодня на уроке 1.я научился… 2.мне было трудно… 3.я не испытывал трудностей… 4.своей работой я…
Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с «улыбающимся лицом», нет – карточку с «грустным лицом».
Сегодня мы хорошо поработали. Комментированное выставление оценок.
Домашняя работа: упр. 595 (выучить слова правого столбика) + По выбору: 1)упражнение №596 (письменно); 2) напишите сочинение – миниатюра, раскрывая смысл любой пословицы, использованной на уроке.
|
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем, демонстрируют готовность к уроку.
Отвечают на вопросы. Выполняют задание. Строят понятные для партнёра высказывания.
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Выделяют главное, устанавливают причинно – следственные связи между отдельными языковыми явлениями.
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
Выполняют упражнения, отвечают на вопросы.
Отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. |
Фронтальная
Фронтальная. индивидуальная
Индивидуальная, фронтальная.
Фронтальная
Индивидуальная. Групповая.
Парная.
Индивидуальная, фронтальная.
|
Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: обмениваются мнениями.
Познавательные: выполняют учебно – познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, устанавливают причинно – следственные связи.
Личностные: понимают свои возможности в учении, способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя. Высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют необходимые действия.
Регулятивные: контролируют учебные действия; осознают правила контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность.
Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно – познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, делают обобщения и выводы.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель.
Личностные: понимают, в чём значение знаний для человека; приобретают мотивацию процесса образования; стремятся к приобретению новых знаний и умений. Регулятивные: оценивают свою работу, сравнивая с образцом.
|
Устные ответы.
Устные ответы. Письменная работа.
Задают вопросы для уточнения информации.
Устные ответы. Письменная работа.
Устная работа. Письменная работа.
Письменная работа.
Устная работа.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.