Слова исконные и заимствованные. Значение заимствованных слов
Оценка 4.7

Слова исконные и заимствованные. Значение заимствованных слов

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
2 кл
03.04.2017
Слова исконные и заимствованные. Значение заимствованных слов
Цели: формирование понятия «заимствованные и исконные слова» Планированные результаты: Предметные • Формирование понятия «заимствованные и исконные слова». Метапредметные Регулятивные УУД • Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом. • Принимать и сохранять учебную задачу. • Выполнять учебные действия в различных формах. • Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. • Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием словарей. • Устанавливать причинно-следственные связи. • Анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных). • Строить логическую цепь рассуждений. • На основе анализа объектов делать выводы. Коммуникативные УУД • Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. • Договариваться и приходить к общему решение в совместной деятельности. • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. • Оформлять свои мысли в устной форме. Личностные • Самоопределяться в жизненных ценностях, стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур, мировоззрений, народов и стран, на основе взаимного интереса и уважения. • Развивать умения выражать свои эмоции. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности Ход урока 1. Орг. момент Громко прозвенел звонок
Исконные и заимствованные слова 2 класс.docx

Открытый урок по русскому языку

Тема: «Слова исконные и заимствованные. Значение заимствованных слов»

Цели: формирование понятия «заимствованные и исконные слова»

Планированные результаты:

Предметные

·        Формирование понятия «заимствованные и исконные слова».

Метапредметные

Регулятивные УУД

·        Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом.

·        Принимать и сохранять учебную задачу.

·         Выполнять учебные действия в различных формах.

·        Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

·         Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

Познавательные УУД

·        Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием словарей.

·        Устанавливать причинно-следственные связи.

·        Анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

·        Строить логическую цепь рассуждений.

·         На основе анализа объектов делать выводы.

 

Коммуникативные УУД

·        Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

·        Договариваться и приходить к общему решение в совместной деятельности.

·         Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

·        Оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные

·        Самоопределяться в жизненных ценностях, стремиться  к взаимопониманию с представителями иных культур, мировоззрений, народов и стран, на основе взаимного интереса и уважения.

·         Развивать умения выражать свои эмоции.

Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

                                                               Ход урока

1.     Орг. момент

      Громко прозвенел звонок

      Начинается урок

 Наши ушки на макушке

 Глазки широко открыты

 Слушаем и запоминаем

 Ни минуты не теряем!

 

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли на урок гости, давайте поприветствуем их.

- Если человек за день не получил никаких знаний, значит день прошел зря… Давайте постараемся поработать так, чтобы сегодняшний день принес много новых знаний.

2. Проверка домашней работы

(Записать 6 предложений со словами - омонимами – гвоздики, гвоздики, замок, замок, мука, мука).

- Какие слова называются омонимами? На какие группы можно разделить  слова-омонимы? (Слайд 2)

      3. Создание проблемной ситуации

- Представьте, что в наш класс заглянет вдруг иностранец и начнет разговаривать с вами. Сможете ли вы его понять?  Почему?

- Вы еще не владеете иностранными языками. Однако я хочу предложить вам послушать чтение предложений на английском языке и попробуйте догадаться, о чем там идет речь в предложениях? (Слайд 3)

Russian like sport very much. Every weeked must of them like to play basketball, play volleyball, play table tennis, play football, play hockey.

(В предложениях  говорится о спорте и содержат слова спорт, футбол,  волейбол, баскетбол, теннис, хоккей – все слова звучат на русском и английском языках одинаково).

- Кто догадался, о чем идет речь в предложении?

- Почему вы так решили? Ведь предложения прозвучали на английском языке, незнакомым вам?

  Вывод: в русском языке есть слова, похожие по звучанию на иностранный.

- Какие слова вам показались знакомыми?  ( Слайд4)

  спорт (3)              волейбол (2)

  хоккей  (6)           баскетбол(1)

 теннис (4)           футбол (5)

- Прочитайте сначала слова глазами, теперь шепотом, теперь вслух. Постарайтесь запомнить, как слова пишутся.

- Запишите слова красиво  в тетради в алфавитном порядке. Что значит в алфавитном порядке? (смотрим на первую букву в слове)

- Эти слова попали в русский язык из английского языка. Это заимствованные слова.

   Речь состоит из слов.

   Этот закон не нов.

   Каждое слово – живое

   С особой, своей судьбою.

   Бежали столетья и годы,

   По- разному жили народы.

   Торговлю вели, воевали,

   Бранились, а после – мирились,

   Жить в добром соседстве учились.

   И вот результат их общенья,

   Волшебное слов превращенье.

   Так, в языке зародившись одном,

   Слово потом оказалось в другом,

   Немало прошло испытаний,

   То смысл поменяв, то звучанье.

   Историю слов сможем мы рассказать

   Любому, кто хочет об этом узнать.

 

   4. Определение темы урока.

- Я думаю, что вы уже давно догадались, какова тема нашего сегодняшнего урока. Слова исконные и заимствованные. Значение заимствованных слов. (Слайд 6, 7)

- Что же значит заимствовать?

-Как вы понимаете лексическое значение этого слова? Объяснить значение этого слова можно с помощью синонимов. (Слайд 8)

-Таким образом, русский язык взял, перенял и усвоил эти слова из английского языка.

 ( Слова, пришедшие в русский язык из других языков)

- Слова, которые родились в русском языке, называют исконными!

- Слова можно поделить на две группы. (Слайд 9)

- Откройте учебники стр. 72, прочитайте правило. (читают правило)

5. Мини – исследование слов

- Ребята, сейчас вы поработаете в группах. Я предлагаю вам поработать с толковым словариком у нас в учебнике и узнать некоторые из заимствованных слов.

1-я группа: выписать слова, пришедшие из французского языка. (афиша, аттракцион, велосипед, вираж, галерея, дирижер, карусель, компресс, натюрморт, оркестр, пейзаж, портрет, ракетка, сюрприз, трюк этикет)

2-я группа: выписать слова, пришедшие из итальянского языка.(концерт, маэстро,)

3-я группа: выписать слова, пришедшие из латинского языка.  (Арена, ветеран, директор, коллекция, легенда, экспозиция, экспонат).

4-я группа: выписать слова, пришедшие из греческого языка. (микроскоп, орфограмма, телеграф, фотография) (Слайд 10, 11)

6. Физминутка  

7. Первичное закрепление открытых знаний, развитие умений.

-Рассмотрите рисунки в упражнении 2, с 73.

- Как называются эти предметы? Как удобнее говорить?

- Эти слова заимствованные. Например, слово ракетка пришло к нам из французского, который попало из арабского языка, где обозначало «рука». (Велосипед из французского языка, шорты из английского языка).

- Предлагаю выполнить задание на карточках. К заимствованным словам первого столбика подбери близкие по значению слова или сочетания слов из второго столбика, соедини стрелками. (Слайд 12, 13)

Антракт

последняя часть соревнований

Атака

Перерыв

Вираж

момент начала соревнований

Финиш

Крутой поворот

Старт

нападение

(Выполняют задание на карточках. Зачитывают свои варианты)_

- Молодцы!

Вывод: новые слова часто приходят из других языков с появлением новых предметов и явлений жизни, окружающей нас. Заимствованные слова обогащают язык. С их помощью наш язык развивается.

- Вспомните и запишите  заимствованные слова, которые так и не научились изменять свою форму (неизменяемые слова). 

- На доске вывешены слова цирк, футбол, клоун. Составьте с этими словами предложения. (Слайд 14)

8. Рефлексия

- Какие слова называются заимствованными?

- Для чего они необходимы в русском языке?

-Какие заимствованные слова  вы запомнили?

- Ребята, если вам все было понятно, не было затруднений  нарисуйте солнышко на полях. Были затруднения при изучении новой темы, нарисуйте солнышко с облаком. Было совсем не понятно нарисуйте просто облако.

Д/З с 74, упр. 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К заимствованным словам первого столбика подбери близкие по значению слова или сочетания слов из второго столбика, соедини стрелками.

антракт

последняя часть соревнований

атака

перерыв

Вираж

момент начала соревнований

Финиш

Крутой поворот

старт

нападение

 

 

 

К заимствованным словам первого столбика подбери близкие по значению слова или сочетания слов из второго столбика, соедини стрелками.

антракт

последняя часть соревнований

атака

перерыв

Вираж

момент начала соревнований

Финиш

Крутой поворот

старт

нападение

 

 

К заимствованным словам первого столбика подбери близкие по значению слова или сочетания слов из второго столбика, соедини стрелками.

антракт

последняя часть соревнований

атака

перерыв

Вираж

момент начала соревнований

Финиш

Крутой поворот

старт

нападение

 

 

 

К заимствованным словам первого столбика подбери близкие по значению слова или сочетания слов из второго столбика, соедини стрелками.

антракт

последняя часть соревнований

атака

перерыв

Вираж

момент начала соревнований

Финиш

Крутой поворот

старт

нападение

 


 

Открытый урок по русскому языку

Открытый урок по русскому языку

Начинается урок Наши ушки на макушке

Начинается урок Наши ушки на макушке

Прочитайте сначала слова глазами, теперь шепотом, теперь вслух

Прочитайте сначала слова глазами, теперь шепотом, теперь вслух

Слова, пришедшие в русский язык из других языков) -

Слова, пришедшие в русский язык из других языков) -

Вспомните и запишите заимствованные слова, которые так и не научились изменять свою форму (неизменяемые слова)

Вспомните и запишите заимствованные слова, которые так и не научились изменять свою форму (неизменяемые слова)

К заимствованным словам первого столбика подбери близкие по значению слова или сочетания слов из второго столбика, соедини стрелками

К заимствованным словам первого столбика подбери близкие по значению слова или сочетания слов из второго столбика, соедини стрелками