Конспект урока по русскому языку (письмо) для обучающихся 1 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Технологическая карта урока по русскому языку
Дата: 11.12.15
Урок 70
Дидактическое обоснование:
«Русский язык. Обучение грамоте» 1 класс, Л.Е.Журова, УМК «Начальная школа 21 века».
Тема: Слова с разделительным мягким знаком.
Цель: организовать деятельность обучающихся по изучению темы: «Слова с разделительным мягким знаком».
Задачи:
Образовательные:
1) сформировать понятие о значении мягкого знака для обозначения мягкости согласных и функции разделения; отработать навык чтения и звукового
анализа слов;
Развивающие:
2) создать условия для развития фонематического слуха, речи, памяти; способствовать закреплению навыка правильного письма, развитию речи,
образного мышления, фонематического слуха, обогащению словарного запаса детей, уметь доказывать своё мнение; расширение кругозора, научить
работать самостоятельно;
Воспитательные:
3) создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребёнка; формирование ответственности,
любознательности, аккуратности, работоспособность; воспитание усидчивости, уверенности в своих возможностях, интереса к предмету, создать условия
для развития умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность, использовать приобретённые знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Планируемые результаты обучения.
Предметные: знают этапы выполнения звукобуквенного анализа слов; разделительную функцию ь; умеют использовать слова с разделительным ь;
получат возможность отработать навык чтения и звукового анализа слов.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
П о з н а в а т е л ь н ы е : общеучебные – усвоение правописания разделительного ь после согласных перед гласными е, ё, ю, я, и; логические – усвоение
алгоритма написания разделительного ь; сопоставление согласных звуков и отражение их характеристики в модели слова; осуществление классификации
слов по заданному основанию.
Р е г у л я т и в н ы е : умеют определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различать способ и результат действия;
анализировать собственную работу; вносить необходимые коррективы.
К о м м у н и к а т и в н ы е : умеют обосновывать высказанное суждение; задавать уточняющие вопросы; формулировать простые выводы; использовать в
речи языковые средства, соответствующие целям и условиям делового общения; правильно оформлять свою мысль в устной речи.
Л и ч н о с т н ы е : ориентируются на понимание причин успеха в учебе; сравнивают разные точки зрения, считаются с мнением другого человека,
проявляют доброжелательность в споре; используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении
письменных заданий в тетради; выражают готовность к преодолению трудностей в постижении новой информации и освоении практических навыков в
письме и чтении.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Методы: словесный, наглядный, практический.
1Оборудование: схемы на доске, фишки разного цвета, запись слов, предложений, презентация.
№
Этап урока
1 Мотивирование
Садитесь ребята.
к учебной
деятельности
Х о д у р о к а
Деятельность учителя
Итак, друзья, внимание!
Вот прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнём скорей урок.
Очень весело пишется ручке:
Буквы держат друг друга за ручки!
2 Актуализация и
фиксирование
индивидуального
затруднения в
пробном
действии
3 Постановка
учебной задачи
Н а д о с к е : ль бь зь нья
мь вь сь лье
нь ть рь кью
дь пь гь пью
– Прочитаем хором сочетания букв в 1–3м столбиках. В чем их особенность?
(Мягкий знак не обозначает звука, лишь указывает на мягкость предшествующего
согласного.)
– Какую работу выполняет ь в [н’], [м’]?
– Какую роль выполняет мягкий знак в сочетаниях нья и лье? Как вы
предполагаете, чем сегодня будем заниматься на уроке? Вы правы, будем закреплять
тему: «Мягкий знак – показатель мягкости», а еще узнаем, что такое разделительный
мягкий знак.
4 Работа по теме
урока
Назовите тему урока. Цель урока.
Н а д о с к е слова с пропущенным ь.
– Какая буква пропущена в словах?
– На какие две группы можно разделить слова?
весел..е пен..ки
вороб..и морков..
– По какому признаку слова можно поставить парами? (Посмотрите на букву
перед ь.)
1. Работа по прописи. Запись предложения по образцу.
Учитель напоминает правила посадки.
2
Деятельность
учащихся
Приветствуют
учителя.
Настрой на
дальнейшую
работу.
Формируемые
УУД
Личностные,
регулятивные,
коммуникативные
Познавательные,
коммуникативные
Познавательные,
регулятивные,
коммуникативные
Познавательные,
коммуникативные
,
регулятивные,
Отвечают на
вопросы
учителя,
рассуждают,
анализируют
Отвечают на
вопросы
учителя,
формулируют
тему урока и
цель
Отвечают на
вопросы
учителя,
анализируют
букву, пишут
букву по
образцу5 Физминутка
– Прочитайте двустишие. Назовите слова с мягким знаком. Какую работу
выполняет мягкий знак в словах? Спишите предложение.
2. Подбор слов к моделям.
– Прочитайте первую пару слов. Рассмотрите модели. Найдите отличие в записи
слов и в моделях этих слов.
– Какую работу выполняет мягкий знак в словах? «Прочитайте» вторую (третью)
пару слов, запишите слова под схемами.
С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а . Проверка работы.
СЕМЬЯ
Этот пальчик – дедушка.
(Можно заменить именами родственников
в ласкательной форме.)
Этот пальчик – бабушка.
Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – папочка.
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
(Растопырить пальчики.)
6 Продолжение
работы по теме
урока
7 Самостоятельная
работа с
взаимопроверкой
по эталону
8 Включение в
систему знаний и
повторений
1. Запись слов по образцу.
2. Деление слов на группы.
– Прочитайте слова. Какую работу выполняет в них мягкий знак? Запишите слова на
данных строчках.
С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а . Проверка работы.
З а д а н и е д л я у ч а щ и х с я , которые первыми выполнили задание.
– Прочитайте предложение. Под словами с мягким знаком в скобках запишите
количество букв и звуков.
1. Дифференцированная работа по прописи.
1й у р о в е н ь .
– Запишите слова по образцу. Подчеркните буквы, обозначающие два звука.
2й у р о в е н ь .
– Составьте и запишите слова. Подчеркните буквы, обозначающие два звука.
1. Работа с предложениями.
– Прочитайте слова для справок. Прочитайте предложения, вставляя пропущенные
слова.
– Впишите слова в предложения.
– Найдите пословицу. Запишите ее на свободных строчках.
– Объясните ее значение.
– Вспомните другие пословицы о дружбе, друзьях.
(Одна из пословиц
3
коммуникативные
Познавательные,
коммуникативные
Повторяют за
учителем
движения
Составляют
слова и
записывают в
нужную строку
Работают
самостоятельно
Познавательные,
коммуникативные
Дописывают
слова в
предложения
Личностные,
коммуникативные
, регулятивныезаписывается на доске и в тетрадях.)
З а п и с ь п р е д л о ж е н и й по шаблонам.
– Прочитайте и спишите предложение.
– Составьте и запишите предложение, заменив слово «воробьи» другим словом,
обозначающим название птицы.
8 Итог урока.
Рефлексия
деятельности
– Какую работу выполняли на уроке? Какие новые слова узнали?
– Для чего нужен ь? О какой работе мягкого знака говорится в стихотворении?
Перед И, Е, Ё, Ю, Я
Я в словах стою, друзья.
– Приведите примеры таких слов.
Отвечают на
вопросы
учителя,
оценивают свою
работу
Личностные,
познавательные,
коммуникативные
Дополните фразы:
Я узнал…
Я научился …
Я умею…
Оцените себя на «Лесенке успеха»
4