Словарная работа, как средство повышения орфографической грамотности.
Оценка 5

Словарная работа, как средство повышения орфографической грамотности.

Оценка 5
Лекции
docx
русский язык +1
Взрослым
02.05.2017
Словарная работа, как средство повышения орфографической грамотности.
В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.
Словарная работа, как средство повышения орфографической грамотности..docx
Словарная работа, как средство повышения орфографической грамотности. В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено  обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется.  Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является  задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в  начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его  орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной  язык в письменной форме. Проблема непроверяемых безударных гласных, как один из важнейших  вопросов словарной работы является основным в курсе русского языка, на их  изучение отводится большая часть времени курса. В освоении написания слов, с  безударными гласными обучающиеся испытывают наибольшие трудности, о чём  можно судить по многочисленным ошибкам, встречающимся в письменных  работах школьников всех возрастов, вплоть до выпускников средней школы. В процессе запоминания каждого словарного слова выделяют три  ключевых этапа работы, так или иначе присутствующих во всех методиках.  Первый этап включает в себя лексическую работу. Толкование смысла слова  может быть произведено при помощи различных приемов, в частности, таковыми могут выступать:  ­показ предмета или его изображения,  ­работа с загадкой или ребусом,  ­подбор синонимов,  ­краткое устное толкование слова,  ­перечисление предметов, качеств или действий, общую группу которых  обозначают словом. Второй этап подразумевает орфографическую работу. На этапе  орфографической работы используется стандартная для многих методик  последовательность действий:  произнесение слова вслух и определение в нем орфограммы,  проверка написания слова в словаре,  выделение цветом непроверяемой орфограммы,  запись однокоренных  или близких по смыслу слов,  этимологическая справка,  ассоциативное запоминание слова.  Данная последовательность действий может использоваться целиком или  отдельными элементами, в зависимости от используемой методики и общей  подготовки обучающихся. Третий этап служит для закрепления в памяти словарного слова, путём  использования его в речевой практике, как устной, так и письменной. Данный  этап наиболее точно охарактеризовала  Е.К. Миронова: «Слово не может быть  усвоено вне сочетания его с другими словами, без употребления его в речи, и  главное – это учить детей правильному и точному употреблению слова».  Закреплению правильного написания словарного слова в значительной степени  способствуют такие задания, как: составление словосочетания или предложения с изучаемым словом, подбор синонимов, омонимов или антонимов к слову,  работа с поговорками или фразеологизмами, в состав которых входит слово. Вся эта работа способствует развитию орфографической грамотности. Орфографическая грамотность – способность к написанию слов в соответствии  со сложившейся системой норм правописания, формирующаяся у ученика  вследствие целенаправленного обучения. Овладение нормами письменной речи,  в частности орфографией – одна из важнейших задач изучения русского языка в  школе.  Повышение орфографической грамотности учащихся остается одной из  важнейших проблем методики преподавания русского языка в начальной школе. Для формирования орфографической зоркости учащихся важен подбор  дидактического материала, на котором раскрываются основные виды написаний, подводимых под то или иное конкретное правило орфографии.  Необходимо научить детей видеть свои ошибки, выработать у них так  называемую «орфографическую зоркость», добиться определенной  самостоятельности орфографического мышления.  Таким образом, чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее,  доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. Традиционным, но не ставшим от этого неэффективным методом  словарной работы является словарный диктант. Словарному диктанту в школе уделяют мало времени,  нередко он носит случайный, эпизодический характер, отчего и речь  учащихся формируется и выправляется медленнее, чем того хотелось бы.   Приемы словарного диктанта на уроках русского языка в начальной    школе  тесно связаны с изучением безударных гласных, непроверяемых безударных  гласных корня. Вопрос о безударных гласных, как одной из важнейших проблем  словарной работы, по всеобщему признанию, является основным в русском  правописании. На изучение безударных гласных в корнях слов, в приставках,  суффиксах и окончаниях, в соединительных гласных и т.д. затрачивается  наибольшее количество времени в школьном курсе русского языка. При  усвоении написания слов с безударными гласными учащиеся испытывают  наибольшие трудности. Об этом свидетельствуют многочисленные ошибки на  безударных гласных, встречающиеся в письменных работах учащихся всех  возрастов, вплоть  до оканчивающих среднюю школу. У большинства  школьников, допускающих такие ошибки, просьба учителя сформулировать орфограмму не вызывает особых затруднений. Однако необходимость  применить давно знакомое правило в несколько неожиданных условиях,  требующих не механического повторения привычного алгоритма, а осознанного  подхода, оказывается для многих почти неразрешимой задачей. Это объясняется самой природой гласных звуков. В отличие от согласных, которые, по образному выражению одного из грамматистов, являются берегами нашей речи, гласные  звуки вливаются в речевое русло, как вода, едва различимыми струями,  принимая разнообразные формы. В пределах одного и того же языка различные  диалекты его отличаются преимущественно гласными звуками. Даже в корнях  слов, являющихся основными элементами нашего языка, они произносятся  вполне определенно и отчетливо только под ударением, а в безударном  положении изменяют свое звучание. Поэтому в словах между гласными буквами  и звуками, которые обозначаются этими буквами, часто не наблюдается  соответствия. Поэтому перед учителем начальных классов стоит очень  серьезная задача ­ добиться, чтобы учащиеся овладели навыками правописания  безударных гласных в корнях слов. В качестве отправной точки служит, с одной  стороны, ударение, с другой ­ словоизменение и словообразование. Необходимо  научить детей видеть свои ошибки, выработать у них так называемую  «орфографическую зоркость», добиться определенной самостоятельности  орфографического мышления. Таким образом, чем богаче активный словарь  человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и  письменная речь.  На собственном опыте мы убедились, что планомерная систематическая  работа дает желаемые результаты: из 18 учащихся на конец первого класса  4  учащихся испытывали большие трудности при письме под диктовку.  Проведя  анализ, мы пришли к выводу, что необходимо  систематизировать   работу  для  повышения грамотности письма через словарную работу  и словарные диктанты.  Самым простым методом, позволяющим организовать данный процесс, является  ведение индивидуальных словариков, аналогичных тем, что ведут на уроках  иностранного языка. Эта работа воспитывает в детях внимание к слову,  языковое чутье, внимание к орфографическому образу слова, обогащает  словарь, уточняет и активизирует его, т. е. осуществляет все направления  словарной работы.  На начало второго года обучения детям были выданы  специально подготовленные таблицы их будущего словаря (рис.1  таблицу  чистого словаря и  с написанными словами рукой ребенка). В течение всего года  при изучении  словарных слов  каждое слово записывалось в словарик, также   одним из основных этапов урока был словарный диктант, после которого,  производился обмен тетрадями и  осуществлялась  взаимопроверка по словарю.  К концу учебного года их число сократилось   до 2 учащихся, а к концу   обучения в начальной школе учащихся испытывающих  трудности в   письме под диктовку  в классе уже не было. Определяющим положительный результат фактором при работе со  словарными словами в начальной школе является создание вокруг изучаемого  слова системы семантических, этимологических и ассоциативных связей и  частое использование слова в устной и письменной речи.   Данный вид работы  хорошо развивает память обучающихся, формирует волю и усидчивость, что  особенно важно в начальных классах, так как возраст детей начальной школы  таков, что они не могут в той степени, как старшие дети заставлять себя  выполнять задания. Беспроверочные написания ­ самый трудный раздел методики обучения  орфографии, так как в отношении непроверяемых слов не может быть никаких  обобщений и их правописание следует запомнить. «В запоминании правописания слов, их сочетаний действуют факторы ­  зрительный, слуховой, речедвигательный, рукодвигательный и мыслительный»  Руководствуясь этими факторами, я так же  использовала следующие виды  заданий для работы над словами с непроверяемыми написаниями: 1. Задания для работы со словарём. Выписать 5 слов, начинающихся с буквы К. Выписать слова с Ь в середине слова. . Выборочный диктант. Выборочный диктант является наиболее эффективным методом на исходном  этапе в работе над непроверяемыми написаниями, так как обучает учащихся  «умению различать, опознавать слова с такими написаниями». Методика выборочного диктанта состоит в том, учитель вслух читает текст, в  котором встречаются слова с непроверяемыми написаниями, а учащиеся,  прослушав предложение, записывают встретившиеся в нём слова с данными  орфограммами. 5. Диктант по картинке. На картинке изображены предметы, обозначаемые словами с непроверяемыми  написаниями. Задача учащихся ­ обнаружить данные слова и записать их в  тетради. 6. Диктант по памяти. Учитель предлагает учащимся запомнить слова, записанные на доске, в течение  определённого времени, после которого слова закрываются, и школьникам  нужно воспроизвести их по памяти у себя в тетрадях. . Диктант с использованием загадок. Этот метод стал особенно популярным в последнее время. Учитель зачитывает  учащимся загадки, отгадками на которые являются «трудные» слова. Такие  диктанты можно увидеть в книге О.В. Узоровой и Е.А. Нефёдовой «Словарные  слова».   Приведу примеры загадок из этой книги: Рисовал я на бумаге Ручейки, леса, овраги… Оттого что рисовал, Я поменьше ростом стал. (Карандаш). От него ­ здоровье, сила И румянец щёк всегда. Белое, а не белила, Жидкое, а не вода. (Молоко). После написания диктанта, учениками  производится  взаимопроверка. Они  обмениваются тетрадями с товарищем по парте, и по своим словарикам  осуществляют проверку, придерживаясь,  критерий оценивания, которые им  даны.        Работа над словарными словами позволяет достичь следующих  эффектов:     повышение степени обученности детей;     активизации умственной деятельность детей;     повышение интереса к овладению русским языком;     воспитание внимания к слову;     обогащение словарного запаса. В заключение следует сказать, что на протяжении всего курса изучения  русского языка в начальной школе большое значение придается словарной  работе как средству повышения степени обученности детей. Обучающиеся в начальных классах должны запомнить большое количество слов  с непроверяемыми орфограммами. Научить ребенка писать непроверяемые  слова без ошибок – это одна из сложнейших задач, стоящих перед педагогом.  Заучивание наизусть словарных слов, как правило, малоэффективно и  противоречит одному из принципов современной дидактики – принципу  сознательности и активности. Таким образом, для совершенствования обучения нужно: во­первых, включить работу со словами с непроверяемыми написаниями в  общую систему формирования орфографических умений. во­вторых, следует разнообразить работу путем использования различных  средств и способов обучения.  Особая роль при этом отводится этимологическому анализу и мнемотехнике. Опыт показал, что планомерное применение названных в работе приемов дает  возможность повысить эффективность обучения словарным словам на 35–40 %  по сравнению с обучением таким написаниям с помощью традиционных  приемов. При использовании описанных приемов работы со словами с непроверяемыми  написаниями учащиеся усваивают орфографию не только слов,  предусмотренных программой, но и многих других. А каждый учитель знает: чем больше слов усвоит учащийся, тем богаче его речь, тем легче ему учиться ,  тем глубже и прочнее его знания по всем предметам. Путь к знаниям лежит  через усвоение слов.               Список литературы: 1. Алдакаева Н.Г. Работа над ошибками // «Русский язык в школе». 1999. № 5.  2. Баранов М.Т. Методика русского языка. — М., 1990. 3. Баринова Е.А., Боженкова Л.Ф., Лебедев В.И. Методика русского языка. — М., 1974. 4. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. — М., 1983. 5.Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии: учебник. ­ М.:  Просвещение,  6.Волина В.В. Весёлая грамматика. ­ М.: Олма­Пресс, 2011,  7. Гафитулин М., Попова Т. Слово о словарном слове // Начальная школа. ­  2013. ­ № 1.  8. Гордеев Э.В., Дмитрюк М.В. Виды работ над словами с непроверяемыми  написаниями на уроках русского языка. ­  9. Ераткина В.В. Активизация самостоятельной работы по орфографии в  начальной школе. ­ Рязань: Изд­во РГПУ. Сөздікпен жұмыс­орфографиялық сауаттылықты арттыру құралы Словарная работа, как средство повышения орфографической ретінде. грамотности. В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено  обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется.  Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является  задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в  начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его  орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной  язык в письменной форме. Проблема непроверяемых безударных гласных, как один из важнейших  вопросов словарной работы является основным в курсе русского языка, на их  изучение отводится большая часть времени курса. В освоении написания слов, с  безударными гласными обучающиеся испытывают наибольшие трудности, о чём  можно судить по многочисленным ошибкам, встречающимся в письменных  работах школьников всех возрастов, вплоть до выпускников средней школы. В процессе запоминания каждого словарного слова выделяют три  ключевых этапа работы, так или иначе присутствующих во всех методиках. Вся эта работа способствует развитию орфографической грамотности. Орфографическая грамотность – способность к написанию слов в соответствии  со сложившейся системой норм правописания, формирующаяся у ученика  вследствие целенаправленного обучения. Овладение нормами письменной речи,  в частности орфографией – одна из важнейших задач изучения русского языка в  школе. Для формирования орфографической зоркости учащихся важен подбор  дидактического материала, на котором раскрываются основные виды написаний, подводимых под то или иное конкретное правило орфографии.  Необходимо научить детей видеть свои ошибки, выработать у них так  называемую «орфографическую зоркость», добиться определенной  самостоятельности орфографического мышления. Таким образом, чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее,  доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. Традиционным, но не ставшим от этого неэффективным методом  словарной работы является словарный диктант. Приемы словарного диктанта на уроках русского языка в начальной    школе  тесно связаны с изучением безударных гласных, непроверяемых безударных  гласных корня. Вопрос о безударных гласных, как одной из важнейших проблем  словарной работы, по всеобщему признанию, является основным в русском  правописании. На изучение безударных гласных в корнях слов, в приставках, суффиксах и  окончаниях, в соединительных гласных и т.д. затрачивается наибольшее  количество времени в школьном курсе русского языка.    Определяющим  положительный результат фактором при работе со словарными словами в  начальной школе является создание вокруг изучаемого слова системы  семантических, этимологических и ассоциативных связей и частое  использование слова в устной и письменной речи.        Работа над словарными словами позволяет достичь следующих  эффектов:     повышение степени обученности детей;     активизации умственной деятельность детей;     повышение интереса к овладению русским языком;     воспитание внимания к слову;     обогащение словарного запаса. В заключение следует сказать, что на протяжении всего курса изучения  русского языка в начальной школе большое значение придается словарной  работе как средству повышения степени обученности детей. Обучающиеся в начальных классах должны запомнить большое количество слов  с непроверяемыми орфограммами. Научить ребенка писать непроверяемые  слова без ошибок – это одна из сложнейших задач, стоящих перед педагогом.  Заучивание наизусть словарных слов, как правило, малоэффективно и  противоречит одному из принципов современной дидактики – принципу  сознательности и активности. Таким образом, для совершенствования обучения нужно: во­первых, включить работу со словами с непроверяемыми написаниями в  общую систему формирования орфографических умений. во­вторых, следует разнообразить работу путем использования различных  средств и способов обучения.  Особая роль при этом отводится этимологическому анализу и мнемотехнике. Опыт показал, что планомерное применение названных в работе приемов дает  возможность повысить эффективность обучения словарным словам на 35–40 %  по сравнению с обучением таким написаниям с помощью традиционных  приемов. При использовании описанных приемов работы со словами с непроверяемыми  написаниями учащиеся усваивают орфографию не только слов,  предусмотренных программой, но и многих других. А каждый учитель знает:  чем больше слов усвоит учащийся, тем богаче его речь, тем легче ему учиться ,  тем глубже и прочнее его знания по всем предметам. Путь к знаниям лежит  через усвоение слов.

Словарная работа, как средство повышения орфографической грамотности.

Словарная работа, как средство повышения орфографической грамотности.

Словарная работа, как средство повышения орфографической грамотности.

Словарная работа, как средство повышения орфографической грамотности.

Словарная работа, как средство повышения орфографической грамотности.

Словарная работа, как средство повышения орфографической грамотности.

Словарная работа, как средство повышения орфографической грамотности.

Словарная работа, как средство повышения орфографической грамотности.

Словарная работа, как средство повышения орфографической грамотности.

Словарная работа, как средство повышения орфографической грамотности.

Словарная работа, как средство повышения орфографической грамотности.

Словарная работа, как средство повышения орфографической грамотности.

Словарная работа, как средство повышения орфографической грамотности.

Словарная работа, как средство повышения орфографической грамотности.

Словарная работа, как средство повышения орфографической грамотности.

Словарная работа, как средство повышения орфографической грамотности.

Словарная работа, как средство повышения орфографической грамотности.

Словарная работа, как средство повышения орфографической грамотности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2017