Слово как единица языка и речи. Роль слов в предложении.
Оценка 4.7

Слово как единица языка и речи. Роль слов в предложении.

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
1 кл
04.02.2020
Слово как единица языка и речи. Роль слов в предложении.
конспект по русскому языку в 1 классе слово.doc

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе

(УМК «Школа России»)

 

Тема: Слово как единица языка и речи. Роль слов в предложении.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока: дать представление о слове как единице языка и речи; учиться различать предметы (признаки, действия) и слова, называющие предметы (признаки, действия), ставить вопросы к словам, классифицировать слова по тематическим группам; учиться составлять текст по рисунку и опорным словам и рассказывать составленный текст.

Формирование УУД: Предметные: учащиеся получат первоначальное представление о слове как единице звучания и значения; научаться: называть предметы окружающего мира, произносить (читать) слова, называющие эти предметы.

Регулятивные: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, навыки сотрудничества в различных ситуациях.

Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью.

Оборудование: карточки со словами «понятно», «речи», «слушать», «и», «умные».

Литература: учебник «Русский язык. 1 класс» авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, методическое пособие, Интернет ресурсы.

Оформление доски

 

                          Число.

Классная работа. 

 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и методы

Формирование УУД

1 этап.

Орг. момент

 

 

2 этап.

Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 этап.

Целеполагание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 этап.

Работа по теме урока

Организация восприятия и осмысления новой информации, т.е. усвоение исходных знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 этап. Первичная проверка понимания

 

 

 

 

 

 

 

Организация усвоения способов деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческое применение и добывание знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 этап..

Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенного материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 этап.

Подведение итогов

 

 

 

 

Рефлексия

- Здравствуйте, ребята!

Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.
Будем мы читать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.

- Составьте из слов пословицу.

«приятно», «речи», «слушать», «и», «умные».

- Постарайтесь объяснить, как вы понимаете смысл пословицы.

- Можно ли назвать пословицу предложением? Обоснуйте свой ответ.

- Рассмотрите схемы предложений. Определите схему, соответствующую пословице.

 

│_____   _____   _____ _____ ____ !

 

│_____  _____  _____ _____ ____ ?

 

│_____  _____  _____ _____ ____ .

 

 

- Почему вы выбрали третью схему?

 

 

 

 

- Ребята, откройте учебник а странице 17 и прочитайте название раздела. 

- Прочитайте, что мы узнаем и чему научимся, изучая первый раздел «Слова, слова, слова…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определите учебную познавательную задачу урока «Что такое слово?»

 

- Прочитайте стихотворение про себя на с.18, упр.1.

- Значение какого слова вам не понятно?

- Порассуждайте, что может обозначать слово плим?

- Выскажите своё мнение: можно ли сочетание букв плим назвать словом.

- Прочитайте сведения о языке на страницах 18.

 

- Что такое слова?

- Для чего они нам нужны?

Комментированное письмо.

Ворона, стул, воробей.

- Подумайте можно ли назвать словами, то, что вы сейчас записали?

 

- Скажите, что называет каждое слово?

 

- Догадайтесь, какое слово является лишним?

 

 

- Вспомните, названия каких птиц вы еще знаете?

-Назовите предметы мебели?

-Постарайтесь сделать вывод: для чего нужны слова?

 

 

 

 

 

 

- Прочитайте высказывания К.Паустовского о слове.

- Какова главная мысль этого высказывания?

- Посмотрите вокруг себя. Назовите предметы, которые вы видите вокруг себя в нашей классной комнате.

- Прочитайте стихотворение К.Паустовского и А.Шибаева.

- О чём хотел рассказать каждый поэт в своём стихотворении?

- Ребята, откройте учебник на с.19, упр 3.

- Прочитайте слова. Попробуйте соотнести слова и образцы, названных слов.

- Прочитайте слова к которым можно задать вопрос кто?

- Прочитайте слова к которым можно задать вопрос что?

 

 

 

 

 

- А теперь, ребята, давайте с вами поиграем в игру «Засели домики»

- Попробуйте из группы слов отобрать слова, которые можно объединить темой «Зима» и темой «Весна».

 

- Постарайтесь составить предложение со словом о весне.

Задание на выбор: списать слова о весне или записать составленное ранее предложение.

- Ребята, сейчас откройте учебник на  с.20, упр.4.

- Рассмотрите рисунок.

-Дайте название стеклянному сосуду, который вы видите на рисунке?

- Для чего нужен аквариум?

 

- На какой вопрос отвечает слово аквариум?

- Кто подкрался к аквариуму?

-А что делают рыбки?

 

 

- На какой вопрос отвечает слово кот?

-Что пытается сделать кот?

 

- Подумайте, что может сделать кот с этим стеклянным аквариумом, чтобы достать рыбку?

 

 

- Проговорить название этого стеклянного сосуда по слогам.

- Что можно сделать со словом аквариум?

 

 

 

- Слово аквариум и предмет, который называется этим словом, - это одно и то же или нет? Почему?

- Ребята, сейчас, составьте текст устно по рисунку и с помощью опорных слов с.20 упр. 5.

- Прочитайте опорные слова.

- Постарайтесь устно составить текст по рисунку и опорным словам.

 

 

 

 

 

 

- А сейчас, ребята, я вам предлагаю выполнить тест по пройденной теме.

- Вам необходимо отметить один правильный, на ваш взгляд, ответ.

ТЕСТ

Вариант1.

1.    Укажи запись, которая не является словом.

□ жолст       □ солнце

2. Укажи предмет, который можно отнести к одежде

□ пальто      □ шапка

3. Укажи слово, которое отвечает на вопрос что?

□ ворона       □ радуга

Вариант 2.

1.        Укажи запись, которая не является словом.

□ книга         □ роутаи

2. Укажи предмет, который можно отнести к одежде.

□ кеда        □ платье

3. Укажи слово, которое отвечает на вопрос что?

□ слон         □ груша

- Молодцы, ребята. Теперь давайте с вами подведём итоги урока.

- Вспомните, когда слово является словом?

- Для чего нужны слова в речи?

- Что могут называть слова?

- Подумайте, предмет и слово – название предмета – это одно и то же?

- Постарайтесь закончит предложения.

Запись на доске:

Сегодня я узнал…

Я понял, что…

Мне было трудно…

У меня получилось…

- Спасибо за работу на уроке!

 

 

 

Проверка  рабочих мест к уроку. Настрой на внимание.

 

 

 

 

 

 

Составляют пословицу.

Умные речи приятно и слушать.

Высказываются несколько учащихся.

Уч-ся отвечают на вопрос

 

 

Учащиеся самостоятельно выбирают соответствующую схему.

 

 

 

 

 

 

- Это третья схема.

- Схема состоит из пяти слов и пословица тоже состоит из пяти слов. В конце предложения стоит точка.

 

Слова, слова, слова…

- Мы будем знакомиться со словами русского языка: словами – названиями предметов и явлений, признаков предметов, действий предметов; знакомиться с вежливыми словами, словами однозначными и многозначными, словами, близкими и противоположными по значению.

- Определяют задачу (Узнать, что такое слово, какие бывают слова.).

Уч-ся самостоятельно читают стихотворение.

- Плим.

 

Выступление нескольких учащихся.

Заслушиваются ответы учащихся.

- Сочетание букв только тогда является словом, когда оно имеет значение.

 

Ответы учащихся

 

 

- Да

 

 

- Название птиц, название мебели.

- Слово стул – это название мебели, а все другие слова – названия птиц.

 

 

- Кровать, стол, диван.

Слова нужны для того, чтобы называть предметы. А еще слова служат для наименования, обозначения окружающих человека предметов и явления, их признаков и действий.

- В русском языке много хороших слов и названий.

 

Высказывания учащихся

 

 

 

 

Читает учащийся

 

Высказывания учащихся.

 

 

 

Высказывания учащихся

 

 

Скворцы, грачи.

Солнце, снежинки, сосульки, сугроб, ручьи, ромашки, снегопад, ледоход, метель, подснежник, мухомор, смородина, радуга, мороз, капель.

Зимние слова: снежинки, сугроб, снегопад, метель, мороз.

Весенние слова: скворцы, ледоход, подснежник, грачи, капель, ручьи.

 

Ответы учащихся.

 

Выполнение задания.

 

 

 

 

 

- Аквариум.

- В аквариуме живут рыбки

- Что?

 

- Кот.

- Опустились на дно. Испугались.

 

- Кто?

- Кот пытается достать рыбку.

Варианты ответа детей: передвинуть с места на место, перевернуть, чтобы вода вылилась, нечаянно разбить и т.д.

Ак – ва- ри – ум.

 

Произнести, написать, определить на какой вопрос отвечает это слово, составить с этим словом предложение…

 

Ответы учащихся

 

 

Заслушиваются рассказы учащихся.

Примерный текст: «В аквариуме плавают маленькие рыбки. За ними наблюдает любопытный кот. Хитрый плутишка хочет поймать красивую рыбку. Ну и котик – коток!

Выполнение теста учащимися.

 

 

 

 

 

 

- жолст

 

 

- пальто

 

 

- радуга

 

 

 

- роутаи

 

 

- платье

 

 

 

- груша

 

 

Слово является словом, когда имеет значение.

Ответы уч-ся

- Словом могут называть предметы мебели, животных.

 

Учащиеся продолжают предложения

 

 

 

Слово учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с доской

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа

 

 

 

 

 

Работа по учебнику

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с учебником

 

 

 

 

 

Фронтальный опрос

 

 

 

 

 

Беседа

 

 

 

 

 

 

 

Работа с учебником

 

 

 

 

 

Работа в тетради

 

 

 

 

 

Работа с учебником

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с учебником

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальный опрос

 

 

 

Беседа

Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

 

 

 

 

 

Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметные: учащиеся получат первоначальное представление о слове как единице звучания и значения; научаться: называть предметы окружающего мира, произносить (читать) слова, называющие эти предметы.

 

 

 

 

 

 

Предметные: учатся: называть предметы окружающего мира, произносить (читать) слова, называющие эти предметы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: ставить вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: ставить вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметные: учиться составлять текст по рисунку и опорным словам и рассказывать составленный текст.

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: ставить вопросы.

 

 

 

 

\

 

Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные:

Уметь оценивать правильность выполнения действия.

 

                                                                                                                              Учитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоанализ урока.

1        класс.

1.     Тема урока: Слово как единица языка и речи. Роль слов в предложении.

2.     Тип урока: урок открытия нового знания.

3.     Урок по данной теме является первым, он тесно связан с предыдущими уроками и работает на все последующие уроки, т.к. направлен на изучение слов в целом.

4.      В ходе урока были учтены возможности данного класса. В классе 9 учеников. Из них : 0го уровня – 1 ученик, 1го ближе ко 2му уровню – 3 ученика, 2го уровня – 4 ученика, 3го уровня – 1 ученик.

5.     Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы.

6.     Структура урока: Соответствие урока требованиям ФГОС:

1.     Ориентация на новые образовательные результаты

2. Нацеленная деятельность на формирование УУД

      3. Использование современных образовательных технологий – проблемно – диалогической, технологии, ИКТ, технология здоровьесбережения, двигательные  физминутки, дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся)

 7. Цели урока: дать представление о слове как единице языка и речи; учиться различать предметы (признаки, действия) и слова, называющие предметы (признаки, действия), ставить вопросы к словам, классифицировать слова по тематическим группам; учиться составлять текст по рисунку и опорным словам и рассказывать составленный текст.

Планируемые результаты:

1.     Предметные: учащиеся получат первоначальное представление о слове как единице звучания и значения; научаться: называть предметы окружающего мира, произносить (читать) слова, называющие эти предметы.

2.     УУД: регулятивные: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, навыки сотрудничества в различных ситуациях. Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью.

3.     Личностные результаты: мотивация учебной деятельности.

Содержание урока:

Каждый этап урока был нацелен на достижение определённого результата.

      Считаю, что заявленной цели и поставленных задач проведённый урок достиг.

     Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор заданий помог каждому ребёнку на занятии продвинутся в своём индивидуальном развитии.

     Закончить свой самоанализ мне хочется высказыванием, принадлежащим древнему мыслителю, философу  Конфуцию: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем».

 

 

 

 

 


Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе (УМК «Школа

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе (УМК «Школа

Ход урока Этапы урока

Ход урока Этапы урока

Целеполагание 4 этап

Целеполагание 4 этап

Работа по теме урока Организация восприятия и осмысления новой информации, т

Работа по теме урока Организация восприятия и осмысления новой информации, т

Первичная проверка понимания

Первичная проверка понимания

Творческое применение и добывание знаний 6 этап

Творческое применение и добывание знаний 6 этап

Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенного материала 7 этап

Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенного материала 7 этап

Орг. момент 2 этап. Актуализация знаний 3 этап

Орг. момент 2 этап. Актуализация знаний 3 этап

Самоанализ урока. 1 класс

Самоанализ урока. 1 класс

УУД: регулятивные: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, навыки сотрудничества в различных ситуациях

УУД: регулятивные: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, навыки сотрудничества в различных ситуациях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2020