Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе
(УМК «Школа России»)
Тема: Слово как единица языка и речи. Роль слов в предложении.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока: дать представление о слове как единице языка и речи; учиться различать предметы (признаки, действия) и слова, называющие предметы (признаки, действия), ставить вопросы к словам, классифицировать слова по тематическим группам; учиться составлять текст по рисунку и опорным словам и рассказывать составленный текст.
Формирование УУД: Предметные: учащиеся получат первоначальное представление о слове как единице звучания и значения; научаться: называть предметы окружающего мира, произносить (читать) слова, называющие эти предметы.
Регулятивные: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, навыки сотрудничества в различных ситуациях.
Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью.
Оборудование: карточки со словами «понятно», «речи», «слушать», «и», «умные».
Литература: учебник «Русский язык. 1 класс» авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, методическое пособие, Интернет ресурсы.
Оформление доски
|
Число. Классная работа. |
|
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы и методы |
Формирование УУД |
1 этап. Орг. момент
2 этап. Актуализация знаний
3 этап. Целеполагание
4 этап. Работа по теме урока Организация восприятия и осмысления новой информации, т.е. усвоение исходных знаний.
5 этап. Первичная проверка понимания
Организация усвоения способов деятельности.
.
Творческое применение и добывание знаний
6 этап.. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенного материала
7 этап. Подведение итогов
Рефлексия |
- Здравствуйте, ребята! Прозвенел уже звонок. - Составьте из слов пословицу. «приятно», «речи», «слушать», «и», «умные». - Постарайтесь объяснить, как вы понимаете смысл пословицы. - Можно ли назвать пословицу предложением? Обоснуйте свой ответ. - Рассмотрите схемы предложений. Определите схему, соответствующую пословице.
│_____ _____ _____ _____ ____ !
│_____ _____ _____ _____ ____ ?
│_____ _____ _____ _____ ____ .
- Почему вы выбрали третью схему?
- Ребята, откройте учебник а странице 17 и прочитайте название раздела. - Прочитайте, что мы узнаем и чему научимся, изучая первый раздел «Слова, слова, слова…»
Определите учебную познавательную задачу урока «Что такое слово?»
- Прочитайте стихотворение про себя на с.18, упр.1. - Значение какого слова вам не понятно? - Порассуждайте, что может обозначать слово плим? - Выскажите своё мнение: можно ли сочетание букв плим назвать словом. - Прочитайте сведения о языке на страницах 18.
- Что такое слова? - Для чего они нам нужны? Комментированное письмо. Ворона, стул, воробей. - Подумайте можно ли назвать словами, то, что вы сейчас записали?
- Скажите, что называет каждое слово?
- Догадайтесь, какое слово является лишним?
- Вспомните, названия каких птиц вы еще знаете? -Назовите предметы мебели? -Постарайтесь сделать вывод: для чего нужны слова?
- Прочитайте высказывания К.Паустовского о слове. - Какова главная мысль этого высказывания? - Посмотрите вокруг себя. Назовите предметы, которые вы видите вокруг себя в нашей классной комнате. - Прочитайте стихотворение К.Паустовского и А.Шибаева. - О чём хотел рассказать каждый поэт в своём стихотворении? - Ребята, откройте учебник на с.19, упр 3. - Прочитайте слова. Попробуйте соотнести слова и образцы, названных слов. - Прочитайте слова к которым можно задать вопрос кто? - Прочитайте слова к которым можно задать вопрос что?
- А теперь, ребята, давайте с вами поиграем в игру «Засели домики» - Попробуйте из группы слов отобрать слова, которые можно объединить темой «Зима» и темой «Весна».
- Постарайтесь составить предложение со словом о весне. Задание на выбор: списать слова о весне или записать составленное ранее предложение. - Ребята, сейчас откройте учебник на с.20, упр.4. - Рассмотрите рисунок. -Дайте название стеклянному сосуду, который вы видите на рисунке? - Для чего нужен аквариум?
- На какой вопрос отвечает слово аквариум? - Кто подкрался к аквариуму? -А что делают рыбки?
- На какой вопрос отвечает слово кот? -Что пытается сделать кот?
- Подумайте, что может сделать кот с этим стеклянным аквариумом, чтобы достать рыбку?
- Проговорить название этого стеклянного сосуда по слогам. - Что можно сделать со словом аквариум?
- Слово аквариум и предмет, который называется этим словом, - это одно и то же или нет? Почему? - Ребята, сейчас, составьте текст устно по рисунку и с помощью опорных слов с.20 упр. 5. - Прочитайте опорные слова. - Постарайтесь устно составить текст по рисунку и опорным словам.
- А сейчас, ребята, я вам предлагаю выполнить тест по пройденной теме. - Вам необходимо отметить один правильный, на ваш взгляд, ответ. ТЕСТ Вариант1. 1. Укажи запись, которая не является словом. □ жолст □ солнце 2. Укажи предмет, который можно отнести к одежде □ пальто □ шапка 3. Укажи слово, которое отвечает на вопрос что? □ ворона □ радуга Вариант 2. 1. Укажи запись, которая не является словом. □ книга □ роутаи 2. Укажи предмет, который можно отнести к одежде. □ кеда □ платье 3. Укажи слово, которое отвечает на вопрос что? □ слон □ груша - Молодцы, ребята. Теперь давайте с вами подведём итоги урока. - Вспомните, когда слово является словом? - Для чего нужны слова в речи? - Что могут называть слова? - Подумайте, предмет и слово – название предмета – это одно и то же? - Постарайтесь закончит предложения. Запись на доске: Сегодня я узнал… Я понял, что… Мне было трудно… У меня получилось… - Спасибо за работу на уроке! |
Проверка рабочих мест к уроку. Настрой на внимание.
Составляют пословицу. Умные речи приятно и слушать. Высказываются несколько учащихся. Уч-ся отвечают на вопрос
Учащиеся самостоятельно выбирают соответствующую схему.
- Это третья схема. - Схема состоит из пяти слов и пословица тоже состоит из пяти слов. В конце предложения стоит точка.
Слова, слова, слова… - Мы будем знакомиться со словами русского языка: словами – названиями предметов и явлений, признаков предметов, действий предметов; знакомиться с вежливыми словами, словами однозначными и многозначными, словами, близкими и противоположными по значению. - Определяют задачу (Узнать, что такое слово, какие бывают слова.). Уч-ся самостоятельно читают стихотворение. - Плим.
Выступление нескольких учащихся. Заслушиваются ответы учащихся. - Сочетание букв только тогда является словом, когда оно имеет значение.
Ответы учащихся
- Да
- Название птиц, название мебели. - Слово стул – это название мебели, а все другие слова – названия птиц.
- Кровать, стол, диван. Слова нужны для того, чтобы называть предметы. А еще слова служат для наименования, обозначения окружающих человека предметов и явления, их признаков и действий. - В русском языке много хороших слов и названий.
Высказывания учащихся
Читает учащийся
Высказывания учащихся.
Высказывания учащихся
Скворцы, грачи. Солнце, снежинки, сосульки, сугроб, ручьи, ромашки, снегопад, ледоход, метель, подснежник, мухомор, смородина, радуга, мороз, капель. Зимние слова: снежинки, сугроб, снегопад, метель, мороз. Весенние слова: скворцы, ледоход, подснежник, грачи, капель, ручьи.
Ответы учащихся.
Выполнение задания.
- Аквариум. - В аквариуме живут рыбки - Что?
- Кот. - Опустились на дно. Испугались.
- Кто? - Кот пытается достать рыбку. Варианты ответа детей: передвинуть с места на место, перевернуть, чтобы вода вылилась, нечаянно разбить и т.д. Ак – ва- ри – ум.
Произнести, написать, определить на какой вопрос отвечает это слово, составить с этим словом предложение…
Ответы учащихся
Заслушиваются рассказы учащихся. Примерный текст: «В аквариуме плавают маленькие рыбки. За ними наблюдает любопытный кот. Хитрый плутишка хочет поймать красивую рыбку. Ну и котик – коток! Выполнение теста учащимися.
- жолст
- пальто
- радуга
- роутаи
- платье
- груша
Слово является словом, когда имеет значение. Ответы уч-ся - Словом могут называть предметы мебели, животных.
Учащиеся продолжают предложения |
Слово учителя
Работа с доской
Беседа
Работа по учебнику
Работа с учебником
Фронтальный опрос
Беседа
Работа с учебником
Работа в тетради
Работа с учебником
Работа с учебником
Самостоятельная работа учащихся
Фронтальный опрос
Беседа |
Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью.
Предметные: учащиеся получат первоначальное представление о слове как единице звучания и значения; научаться: называть предметы окружающего мира, произносить (читать) слова, называющие эти предметы.
Предметные: учатся: называть предметы окружающего мира, произносить (читать) слова, называющие эти предметы.
Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: ставить вопросы.
Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: ставить вопросы.
Предметные: учиться составлять текст по рисунку и опорным словам и рассказывать составленный текст.
Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: ставить вопросы.
\
Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные: Уметь оценивать правильность выполнения действия. |
Учитель:
Самоанализ урока.
1 класс.
1. Тема урока: Слово как единица языка и речи. Роль слов в предложении.
2. Тип урока: урок открытия нового знания.
3. Урок по данной теме является первым, он тесно связан с предыдущими уроками и работает на все последующие уроки, т.к. направлен на изучение слов в целом.
4. В ходе урока были учтены возможности данного класса. В классе 9 учеников. Из них : 0го уровня – 1 ученик, 1го ближе ко 2му уровню – 3 ученика, 2го уровня – 4 ученика, 3го уровня – 1 ученик.
5. Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы.
6. Структура урока: Соответствие урока требованиям ФГОС:
1. Ориентация на новые образовательные результаты
2. Нацеленная деятельность на формирование УУД
3. Использование современных образовательных технологий – проблемно – диалогической, технологии, ИКТ, технология здоровьесбережения, двигательные физминутки, дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся)
7. Цели урока: дать представление о слове как единице языка и речи; учиться различать предметы (признаки, действия) и слова, называющие предметы (признаки, действия), ставить вопросы к словам, классифицировать слова по тематическим группам; учиться составлять текст по рисунку и опорным словам и рассказывать составленный текст.
Планируемые результаты:
1. Предметные: учащиеся получат первоначальное представление о слове как единице звучания и значения; научаться: называть предметы окружающего мира, произносить (читать) слова, называющие эти предметы.
2. УУД: регулятивные: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, навыки сотрудничества в различных ситуациях. Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью.
3. Личностные результаты: мотивация учебной деятельности.
Содержание урока:
Каждый этап урока был нацелен на достижение определённого результата.
Считаю, что заявленной цели и поставленных задач проведённый урок достиг.
Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор заданий помог каждому ребёнку на занятии продвинутся в своём индивидуальном развитии.
Закончить свой самоанализ мне хочется высказыванием, принадлежащим древнему мыслителю, философу Конфуцию: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.