Слово о Вампилове, исследовательская работа
Оценка 4.9

Слово о Вампилове, исследовательская работа

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
история +1
Взрослым
25.02.2017
Слово о Вампилове, исследовательская работа
...Сегодня говорить об Александре Вампилове, его личности, масштабах его дарования найдется немало охотников, в числе которых окажутся и люди, способные оценить его по достоинству, не превознося сверх всякой меры, но и ничуть не умаляя его. В те годы, когда не было классика Вампилова, а был живой Саша, товарищ, со всеми его достоинствами и слабостями, — тогда и мы относились к нему без хрестоматийного пиетета, пришедшего потом, — как к другу, приятелю, коллеге, с которым связывала общая молодость, общие знакомые, общие интересы. То, что он был талантливым человеком, — бесспорно. Это видели и признавали все. Он был не бронзовым монументом, а живым человеком, — таким и помнится.
Исследовательская работа МОЕ СЛОВО О ВАМПИЛОВЕ.docx
Министерство Иркутской области и Иркутский областной фонд А.Вампилова III областной конкурс  литературно­художественного творчества  и  исследовательских работ « А.В. Вампилов  глазами ребенка в условиях сельской местности»                                                                            Выполнила: учитель начальных классов                                                                                  МБОУ Укырская СОШ                                                                             Балехаева Марина Андрияновна                                        Населенный пункт:                                                    Иркутская область  669335                                                                              Боханский район с. Укыр  у. Школьная, 26 г. Иркутск 2011 Оглавление: Введение                                                                                                         3 Глава 1. Жизнь и творчество А.В. Вампилова                                         5 1.1. Биографическая справка А.В. Вампилова 1.2. Иркутск в творчестве А.В.Вампилова                                                 7 Глава 2. Использование произведений А.В. Вампилова в урочной и  внеурочной деятельности                                                                                  11 2.1   Программа   изучения   творчества   и   произведений   А.В.   Вампилова     в начальной школе сельской местности 2.2. Ожидаемые  результаты работы                                                                   13 Заключение                                                                                                   14 Библиография                                                                                              15 Приложение                                                                                                   16 Введение …Вспоминайте меня весело, Словом, так, каким я был… Александр Вампилов ...Сегодня говорить об Александре Вампилове, его личности, масштабах  его дарования найдется немало охотников, в числе которых окажутся и  люди, способные оценить его по достоинству, не превознося сверх всякой  меры, но и ничуть не умаляя его. В те годы, когда не было классика  Вампилова, а был живой Саша, товарищ, со всеми его достоинствами и  слабостями, — тогда и мы относились к нему без хрестоматийного пиетета,  пришедшего потом, — как к другу, приятелю, коллеге, с которым связывала  общая молодость, общие знакомые, общие интересы. То, что он был  талантливым человеком, — бесспорно. Это видели и признавали все. Он был  не бронзовым монументом, а живым человеком, — таким и помнится. Александр Вампилов стал Александром, потому что в год его рождения  (1937­й) исполнилось сто лет с той поры, как Россия потеряла Пушкина, —  отец мальчика был учителем литературы, и разве мог он назвать сына  иначе?.. Цыганка (как Пушкину немка) нагадала ему короткую жизнь. Он и ушел,  немного не дотянув до пушкинских лет. Друзья с печалью и любовью  оглянулись в воспоминания и написали совершенно обыкновенную жизнь.  Кажется, это их смущало, и они все время должны были чуть "подогревать"  слишком простые события, чтобы сделать их соразмерными будущей славе  своего вчерашнего товарища. Он был подлинно как все. Но поднялся над временем, ни на минуту не  порывая с ним, так что его пьесы играются не только в совершенно других  по качеству и направлению днях, но и в иных по языку и истории обществах.  И все это без всякого напряжения, все как будто играя в счастливой  общительности студенческих, потом газетных, а там и театральных розыгрышей. Опыт и знание жизни сбегались к нему так естественно, потому что ему ничего не надо было "изучать", а только со всею любовью и  открытостью жить. И горькая тяжесть жизни словно сама собой  преображалась в свет движущейся мысли. Вампилов стремительнее и ярче остальных пережил последующий  отрезвляющий слом времени и вернее всего написал его. Именно не  отразил, не высмотрел сторонним умом художественного диагноста, а  подлинно пережил, перестрадал и оплатил сам. И уже четыре варианта  "Прощания в июне" были результатом всматривания его в мир и понимания  вовсе не ободряющих векторов устремления этого времени. В современном обществе изучение творчества и индивидуальной жизни  А.В. Вампилова носит исследовательский, проблемный характер.  Рассматривание произведений данного писателя наталкивает нас на глубокое изучение биографии и творчества драматурга  по двум причинам: 1.  Раскрытие «истинных» причин  биографии писателя; 2. Отсутствие литературы по исследуемой теме; 3. Необходимость изучения  произведений А.В.Вампилова, детьми  младшего школьного возраста,   в сельской местности. Изучая, данную проблему, мы перед собой ставим следующие цели и задачи.      Цель работы: создать  условия изучения  личной жизни и творчества   писателя для обеспечения дальнейшего развития интереса к истории родного  края в условиях сельской местности. Задачи:  1. Определить особенности жизни А.В.Вампилова; 2. Определить  роль г. Иркутска в биографии писателя; 3. Разработать  программу  развития  познавательного интереса к творчеству писателя в начальной школе в условиях сельской местности. Объект: Александр Валентинович Вампилов как  человек, писатель,  драматург… Предмет: процесс изучения  личной жизни и творчества писателя  Актуальность: процесс изучения  творчества драматурга будет  эффективным, если:  выявлены некоторые подробности жизни и смерти А.В. Вампилова;  разработана и внедрена программа изучения творчества и произведений А.В.   Вампилова   для   младшего   школьника   в   условиях   сельской местности. Методологическую основу составляют  идеи М. Распутина, Н. Рубцова,  П.Реутского и др. Этапы работы:  Анализ изученной литературы;  Апробация различных подходов, условий для повышения  познавательного интереса обучающихся в начальной школе;  Обобщение результатов. База работы: 3­4 классы  МОУ Укырской СОШ. Глава 1. Жизнь и творчество А.В. Вампилова 1.1Биографическая справка А.В. Вампилова         История семьи драматурга берет свои истоки в Кутулике — большом  поселке, районном центре, протянувшемся на несколько километров вдоль  Московского тракта, и в Алари — как кратко и обобщенно называют в целом  Аларский аймак (район) по названию одного из его селений — улуса Аларь.  Район расположен в предбайкальском краю западной Бурятии, по обеим  сторонам Транссибирской магистрали, по соседству с Черемховским угольным бассейном.     Род Вампиловых в Алари знаком многим. В историко­краеведческом музее Алари хранится фото снимок 1882 г.  семьи Вандана (Владимира) Вампилова — прадеда драматурга, среднего сына Вампила. У Вандана было девять сыновей и две дочери. Среди них Будихал  (Никита) — дед драматурга. Отец этого семейства, знакомый с восточной  культурой, в частности, монгольской, тибетской и индийской, был, как можно заключить, человеком передовых устремлений, знал смысл грамоты,  просвещения и дал почти всем детям образование.      19 августа 1937г.  в семье учителей Кутуликской средней школы Валентина  Никитича Вампилова и Анастасии Прокопьевны Копыловой­Вампиловой  родился четвертый ребенок, третий сын — Александр. Он появился на свет в  родильном доме города Черемхово. Документ о рождении выдан в пос.  Кутулик.   В 1954г  сдает экзамены в университет. Поступает на историко­ филологический факультет. В 1958г живет и учится в Иркутске.  4 апреля в газете "Иркутский университет" был опубликован первый рассказ  Вампилова "Стечение обстоятельств". В этом же году в газетах "Иркутский  университет", "Советская молодежь", "Ленинские заветы" появилось еще  десять рассказов молодого автора. Все они, кроме одного, были подписаны псевдонимом "А. Санин, студент госуниверситета". В Иркутске выходит  первая книга молодого автора — сборник юмористических рассказов  "Стечение обстоятельств" (псевдоним А. Санин).  Газетные будни отмечены пятью рассказами, двумя очерками. Продолжает  работать в газете. Опубликованы рассказ "Солнце в аистовом гнезде" и восемь  очерков о людях сибирских строек. Из сверстанного номера альманаха  "Ангара" (№2) цензурой изъята одноактная пьеса "Двадцать минут с ангелом".  Участвует в творческом семинаре в Переделкино. В начале января 1965 года   вместе с Вячеславом Шугаевым отправляется "покорять" Москву. Для этой  цели у Шугаева предназначена повесть "Бегу и возвращаюсь", у Вампилова —  пьеса "Прощание в июне" (первый вариант), с которой он обходит театры  столицы.     В сентябре на зональном совещании молодых писателей в Чите рекомендован в Союз писателей.  С октября по декабрь по заказу Иркутской студии кинохроники работает с В.  Шугаевым над сценарием документального фильма "Баргузин" (сценарий не  был окончен).  В газете "Советская молодежь" опубликованы очерк "Как там наши акации?" и  фельетон "Кое­что для известности".  В конце года, в разгар занятий, зачислен на Высшие литературные курсы. В  феврале принят в Союз писателей.     В апреле заканчивает пьесу "Предместье" ("Старший сын"), 22 июня она  зарегистрирована в литчасти театра им. М. Ермоловой.  Сразу в трех изданиях выходит пьеса "Прощание в июне": "Ангара". №1;  "Театр". №8; ВУОАП (Всесоюзное управление охраны авторских прав).  20 ноября в Клайпедском драматическом театре состоялась первая в стране  постановка "Прощания в июне".  18 ноября 1969г состоялась премьера пьесы  "Старший сын" в Иркутском драматическом театре им. Н. П. Охлопкова  (режиссер В. Симоновский). Автор принимал участие в работе над спектаклем.  "Прощание в июне" поставлено в 10 театрах страны, про шло более 300 раз.  Журнал "Театр" опубликовал рецензию М. Кон на спектакль "Прощание в  июне" в Красноярском ТЮЗе (Первое падение Колесова // Театр. №4).  Весной  1971г участвует в семинаре молодых драматургов в Дубултах.  Переработана и завершена пьеса "Валентина" ("Прошлым летом в Чулимске").  26 апреля пьеса зарегистрирована в театре им. М. Н. Ермоловой.  "Случай (в дальнейшем — "История") с метранпажем" выходит отдельным  изданием в серии "Репертуар художественной самодеятельности" (М.: "Искусство").      Зимой в Ленинграде принимает участие в репетициях спектакля "Два  анекдота" ("Провинциальные анекдоты") в БДТ.  Начинает работу над новой пьесой.  "Старший сын" поставлен в 28 театрах страны, прошел более 1000 раз, став  одним из лидеров сезона.  Появились три рецензии в центральной прессе. С самого начала 1972 года  находится в Москве. Работает с А. Г. Товстоноговым над спектаклем  "Прощание в июне" (театр им. К. С. Станиславского).  В театре им. М. Н. Ермоловой идут репетиции "Старшего сына" (режиссер Г.  Косюков).      30 марта в Ленинграде на Малой сцене БДТ состоялась премьера спектакля  "Два анекдота" ("Провинциальные анекдоты").  В эти же дни подписан договор с "Ленфильмом" на оригинальный сценарий.  Возвращается в Москву.  Договаривается с И. С. Граковой, московским редактором и другом, о том, что осенью они начнут подготовку первого сборника пьес. Говорит о своем  желании возвратиться к прозе, писать роман, начать все по­новому...  После майских праздников уезжает в Иркутск с тем, чтобы в сентябре  вернуться в Москву.  Работает над пьесой "Несравненный Наконечников", задумывает пьесу  "Квартирант".  Выходит в свет первая монографическая статья, посвященная творчеству  Вампилова (Николай Котенко. Испытание на самостоятельность // Молодая  гвардия. №5).  Пьесы Вампилова рассматриваются в обзоре Людмилы Булгак "Время в пьесах  молодых" ("Театр". №5).  Весной пьеса "Прошлым летом в Чулимске" изъята из сверстанного номера  альманаха "Сибирь".  В июне едет в Красноярск, где присутствует на сдаче спектакля "Прощание в  июне" московского Театра им. К. С. Станиславского (режиссер А. Г.  Товстоногов).  17 августа, в четверг, за два дня до своего тридцатипятилетия, погиб на озере  Байкал.  1.2Иркутск  в творчестве А.В.Вампилова В Иркутской области — в Кутулике и Иркутске прошла практически вся  жизнь Вампилова, постоянным жителем Иркутска он стал с момента  поступления в 1955 г. в университет и оставался до кончины. Иркутск — город с богатой историей, неповторимым обликом,  уникальными культурными и бытовыми традициями — в значительной мере  сформировал индивидуальность писателя, дал ему основные жизненные  впечатления и не мог не отразиться в творчестве. В текстах каждой из трех  вампиловских пьес, действие которых происходит в областном центре (по  имени он ни разу не назван), есть приметы Иркутска, упоминаются его  топографические и бытовые реалии. В одних случаях они даны прямым  текстом, в других несколько "запутаны", зашифрованы автором, но  поддаются в той или иной мере расшифровке. При этом черты Иркутска  проступают четче и явственнее в ранних редакциях пьес, по сравнению с  окончательными. В процессе работы драматург убирал чересчур легко  узнаваемые реалии, подчеркивая тем самым всеобщность смысла  произведений — хотя очевидно, что его представление о местах, где  происходило действие, при правках текста не менялось. Пьеса "Прощание в июне" в первой публикации (альманах "Ангара". 1966. №1) заканчивалась сценой прощания уезжающих выпускников университета  с остающимися на перроне вокзала. При этом в объявлениях вокзального  диктора о движении электричек звучали чуть измененные названия  прииркутских станций, а вид с перрона на центр города через Ангару —  своего рода визитная карточка Иркутска — описывался в монологе  Колесова и служил отправной точкой для серьезных, как бы подводящих  итог пьесе, размышлений героя. Завязка "Прощания в июне" (знакомство Колесова с Таней), а в  большинстве вариантов и финальная сцена (последняя их встреча)  происходят на автобусной остановке. В одной из публикаций (книжка,  изданная в Иркутске в 1972 г.) название этой остановки указано определенно: Бытовая, знакомое каждому иркутянину место въезда с моста  в центр города. В других вариантах текста название остановки не  приводится, но описание ее в ремарке остается тем же. Можно предполагать, что место действия сцены выпускного вечера в  пьесе — университетский корпус на ул. Ленина, 3, где учились в те годы  биологи и геологи. А сцена, где осужденные за мелкое хулиганство Колесов  и Золотуев работают под надзором милиционера на кладбище, подлежащем  закрытию ("Этот свет расширяется, тот сокращается"), живо напоминает о  судьбе старинного иркутского Иерусалимского кладбища, разоренного и  превращенного в ЦПКиО как раз в первые годы жизни Вампилова в  Иркутске. Название пьесы "Старший сын" родилось, как известно, только на  последнем этапе работы над ней. Дважды при жизни автора произведение на  этот сюжет публиковалось под названием "Предместье", один из спектаклей  по пьесе был с разрешения писателя назван "Свидание в предместье". Само  слово "предместье", употребленное также и в "Утиной охоте" —  несомненная примета местного колорита: оно и доныне присутствует в  официальных названиях нескольких районов Иркутска. Под пером  драматурга оно превратилось в емкий словесный образ — критик М.  Туровская, например, в статье о Вампилове уместно ввела понятие  "душевного предместья" героя — Предместье, в котором происходит  действие пьесы, именуется в тексте Ново­Мыльниково. Название  перекликается с реальным иркутским микрорайоном Ново­Мельниково; на  этом основании в 1987 г. к 50­летию Вампилова именно в Ново­Мельниково  (ныне микрорайон называется Первомайским) именем Вампилова названа  улица, на торце одного из домов помещен его портрет. Но анализ текста и  свидетельства знавших Вампилова позволяют предположить, что это  недоразумение: прототипом вымышленного Ново­Мыльниково является,  скорее, не Ново­Мельниково, а Ново­Ленино. Впрочем, описанные в ремарках пьесы облик и атмосфера предместья — соседство блочной  пятиэтажки с деревянным домиком частного сектора — характерно для  Иркутска вообще, для любого из его районов. Это обстоятельство не раз  использовали художники при оформлении книг Вампилова и спектаклей по  его пьесам. Кроме того, текст "Старшего сына" во всех вариантах содержит  еще одну подробность, накрепко привязывающую место действия пьесы к  Иркутску: герой Бусыгин, студент­медик, проживает "в общаге на Красного  Восстания". Город "Утиной охоты" в единственном известном варианте ее текста  похож и не похож на Иркутск: автор явно уходил от однозначных  соответствий с реальностью, оставляя только намеки. Так, адрес квартиры Зилова, в которой происходит большая часть  эпизодов пьесы, дан совершенно точно: "Маяковского, 37, квартира 20" с  пояснением "у моста". Этот адрес, однако, вымышлен — на улице  Маяковского, действительно начинающейся от моста, нет дома с таким  номером, у моста жилых домов нет вовсе. Но с большой долей вероятности  можно предположить, что та пятиэтажная коробка у автобусной остановки,  в которой жил Зилов, виделась автору именно в этом районе — в Глазково,  близ улицы Маяковского. Есть основания считать, что адрес ЦБТИ, "конторы" Кушака, Зилова и  Саяпина — так называемый Второй дом Советов, здание на площади Труда,  выходящее тремя сторонами на улицы Свердлова, Пролетарскую и Горького. В нем в те годы помещалось учреждение, схожее с вампиловским ЦБТИ по  названию и функциям; руководство этого учреждения после публикации  пьесы обращалось в инстанции с протестами и обвинениями драматурга в  клевете. В том же здании в числе прочих организаций находились редакции  мелких ведомственных газет — и не случайно в пьесе журналист Кузаков  запросто заходит в рабочее время к Зилову и Саяпину поболтать и сгонять в  шахматы. От людей, знавших Вампилова, доводилось слышать и о реальном  прототипе кафе "Незабудка" в Иркутске. Но это заведение и здание, в  котором оно было, не сохранилось. Наконец, очень важным смыслово и несомненно иркутским по  происхождению является в "Утиной охоте" мотив церкви­планетария. Как  известно, иркутский планетарий (ныне не существующий) в течение  нескольких десятилетий, включая годы жизни Вампилова в городе,  помещался в бывшей Троицкой церкви по ул. 5­й Армии — разоренном, но  сохранявшем следы былого величия памятнике русского зодчества середины XVIII в. И само это сооружение, и находящийся рядом с ним (ул. Чкалова,  4) одноэтажный деревянный дом окнами на церковь­планетарий (он связан с  фактами биографии Вампилова), не только многократно упоминаются в  пьесе, но как бы зримо воплощают главную ее тему. Тема эта — отлучение  целого поколения от веры (не только религиозной), от святынь и идеалов, от  духовных ценностей; острая потребность в идеалах и вере, поиск их,  судорожный, неумелый и, увы, безуспешный... Точность, конкретность изображаемых мест и реалий действия  представляется важной особенностью творческого почерка Вампилова. Но  здания и улицы, кварталы и предместья родного города он видел особым  зрением, переплавляя общеизвестные и, на первый взгляд, малозначащие  детали и подробности в факты искусства. Драматург не только остался в  Иркутске навечно (прах его покоится на Маратовском кладбище), но и  прославил его навсегда.  Глава 2. Использование произведений А.В. Вампилова в урочной и  внеурочной деятельности                                                                                     2.1   Программа   изучения   творчества   и   произведений   А.В.   Вампилова   в начальной школе сельской местности При составлении программы выделила следующие направления:  Оказание помощи ребенку в открытии творчества драматурга;  Повышение познавательного интереса к произведениям писателя Введение внеклассных и кружковых   занятий, которые создают условия для   развитие интереса   изучения   жизни   и   творчества   А.В.Вампилова, представлений о окружающем мире, родном крае. Программа «Мой писатель» Цель: создание групп по выбору:  «Жизнь писателя» «Творчество драматурга».    Работа в группах над изучением творчества и произведений А.В. Вампилова 1. Этап Подгот овительны й Задача ­ познакомить учащихся с биографией  драматурга; ­ создать условия для  положительного  восприятия работы в  коллективе, сплочение  группы. Основн 2. ой ­ реализация целей и  задач программы. 3. Диагно стический ­ получить обратную  связь от работы в  группе. Мероприятие Создание в классах группы по  темам: «Жизнь писателя»,  «Творчество»: ­ уроки по теме ­ библиотечные часы ­ видео и аудио просмотры ­ кружок «Краеведческий»  (создание и открытие) ­ экскурсии в п.Кутулик (дом  и музей) ­ выезд в ТЮЗ имени  А.В.Вампилова в г.Иркутске ­ сбор литературы ­ составление картотеки и  «уголка писателя» ­ личные впечатления детей  (рисунки, плакаты,  стихотворения и т.д.) ­ выступления групп на  конференциях, конкурсах  внутри класса, школы Сроки сентябрь 2011г – май 2012г ноябрь 2011г – март 2012г май 2012г 2.2. Ожидаемые  результаты работы  Оптимизация системы работы по умению собирать необходимый материал;   Создание в ОУ творческой атмосферы, ситуации успеха, личностного роста,  самореализации обучающихся в группах;  Развитие поиско­исследовательской  среды, способствующей развитию  познавательного интереса в начальной школе к творчеству А.В. Вампилова Заключение Он был талантлив вдвойне — и как человек, и как писатель. Талант человека  есть исходящее от него тепло, к которому тянутся, чтобы согреться. Мир  может быть лучше или хуже, но в нем всегда неуютно. И душевный дар  человека, способный дать утешение, нужно считать огромным богатством —  тем же источником, к которому припадают в жажде, теми же библейскими  малыми хлебами, которыми было накормлено множество голодных. Люди в  своем внешне нравственном устроении должны бы разделиться так, чтобы в  каждом кругу стоял такой человек. Валентин Распутин Вспоминайте меня весело,  Словом, так, каким я был.  Что ты, ива, ветви свесила,  или я недолюбил?  Не хочу, чтоб грустным помнила.  Я уйду под ветра гик.  Только песни, грусти полные,  Мне дороже всех других.  По земле ходил я в радости.  Я любил ее, как бог,  И никто мне в этой малости  Отказать уже не мог...  Все мое со мной останется,  И со мной, и на земле.  У кого­то сердце ранится  На моем родном селе.  Будут весны, будут зимы ли,  Запевайте песнь мою.  Только я, мои любимые,  С вами больше не спою.  Что ты, ива, ветви свесила,  или я недолюбил? Вспоминайте меня весело, —  Словом, так, каким я был.  Петр Реутский  Библиография 1. Вампилов А.В. Записные книжки. – Иркутск: Изд­во Иркутского университета,  1996. 2. Вампилов А.В. Дом окнами в поле: Пьесы, очерки и статьи, фельетоны, рассказы и  сцены; Вступ.ст.В.Лакшина. – Иркутск: Восточно­Сибирское книжное издательство, 1981. 3. Венок Вампилову: Сб./ Сост.Л.В.Иоффе. – Иркутск: Изд­во Иркутского ун­та,  1997. 4. Мир Александра Вампилова: Жизнь. Творчество. Судьба: Материалы к  путеводителю / Сост.Л.В.Иоффе, С.Р.Смирнов, В.В.Шерстов;  Вступ.ст.В.Я.Курбатова. – Иркутск: Изд. ГП “Икутская областная типография №  1”, 2000. 5. Тендитник Н.С. Перед лицом правды: Очерки жизни и творчества Александра  Вампилова. – Иркутск: Изд­во журнала “Сибирь”, 1997. Фотоальбом Приложение 1 А.В. Вампилова Приложение 2 Внеклассная работа "Мир Александра Вампилова" Цель: заинтересовать учащихся личностью А.В.Вампилова, пробудить интерес к  творчеству драматурга. Оборудование: портрет писателя, выставка книг, проекты с компьютерной презентацией,  фрагменты из фильмов (“Старший сын”, “Иркутские хроники”), раздаточный материал. Он был талантлив вдвойне –   и как человек, и как писатель.  В.Распутин ХОД МЕРОПРИЯТИЯ Учитель: Александр Валентинович Вампилов – потомственный сибиряк. Он родился в  небольшом поселке Кутулик в 1937 году, ровно через сто лет после гибели Александра  Сергеевича Пушкина. Отец мальчика был учителем литературы и назвал сына именем  великого поэта. Он словно чувствовал, что его судьба будет необыкновенной. Вскоре после рождения сына Валентин Никитич по ложному доносу был арестован и в 1938 году  расстрелян в Иркутске. Воспитывала четверых детей мать, Копылова Анастасия  Прокопьевна, учительница математики, человек чуткий и глубоко интеллигентный.  Сегодня имя драматурга А.Вампилова известно всему миру. ­ Каким вы видите А.Вампилова на экране? (Энергичным, живым, молодым, улыбчивым,  привлекательным) Учитель: Он ушел из жизни за 2 дня до своего 35­летия 17 августа 1972 года, утонул в  Байкале. Из воспоминаний Владимира Жемчужникова, друга А.Вампилова: “Лодка на  полном ходу натолкнулась на невидимое под водой бревно­топляк, сразу перевернулась и  стала тонуть. Вампилов поплыл к берегу, до которого было не так далеко. Но слишком  студеной оказалась вода, поднятая недавним штормом с байкальских глубин. Слишком  тяжелой стала теплая куртка, когда намокла. Саша не доплыл до каменистого берегового  откоса всего несколько метров” (на столах учащихся папки­вкладыши с портретом  А.Вампилова и стихотворением П.Реутского) ­ Что вы узнали о Вампилове из этого стихотворения? Какие строки из стихотворения  удивили, особенно запомнились, почему? Чтец:   Вспоминайте меня весело,  Словом, так, каким я был.  Что ты, ива, ветви свесила,  Или я недолюбил?  Не хочу, чтоб грустным помнила,  Я уйду под ветра гик.  Только песни, грусти полные,  Мне дороже всех других.  По земле ходил я в радости.  Я любил её, как бог,  И никто мне в этой малости  Отказать уже не мог…  Все мое со мной останется,  И со мной и на земле.  У кого­то сердце ранится  На моем родном селе.  Будут весны, будут зимы ли,  Запевайте песнь мою.  Только я, мои любимые,  С вами больше не спою.  Что ты, ива, ветви свесила,  Или я недолюбил?  Вспоминайте меня весело, –  Словом, так, каким я был (Учащиеся рассуждают, отвечая на поставленные вопросы, делают вывод: это грустные  воспоминания поэта о Вампилове как о человеке светлом, жизнелюбивом, влюбленном в  свою землю, в людей) Учитель: Духовный облик драматурга открывается уже тогда, когда вглядываешься в его  портрет. Вывод: Главные черты характера, проявляющиеся во внешнем облике писателя  А.Вампилова: естественность, открытость, бескорыстие, привлекательность,  проницательность, глубина. ­ Какие качества будущего писателя проявились в детстве? В семье Саша был младшим и, разумеется, был любимцем своих братьев и сестры. В  школьные годы много читал… Любил Пушкина, Лермонтова, Чехова, Есенина. Саша как­ то многим увлекался: и музыкой, и спортом, играл в драмкружке. Он как будто спешил все охватить, торопился… Участвовал в турпоходах: то на велосипедах, то на лодках, то с  футбольной командой или со спектаклем в соседние села. Я очень беспокоилась за его  участие в этих походах… Анастасия Копылова, мама. Сердце обливается кровью, когда  только подумаешь о нем. Милый маленький Шурик, как он был талантлив, честен и  благороден. Очень тяжело примириться с мыслью, что больше нет его с нами. Не уберегли  мы его… Да, у Саши был большой талант. Мне кажется, что в будущем его талант мог бы  заблистать ещё с большей силой … Владимир Вампилов, брат Саша рос впечатлительным мальчиком, любил сказки, не прочь  был и пошалить. Учился хорошо, но в отличники не стремился попасть. Занимался тем, что ему было интересно. Посещал драмкружок, Тюленина играл в “Молодой гвардии”. Любил  классическую музыку, играл на гитаре, балалайке – слух был абсолютный. Хорошо  рисовал. Газеты в школе выпускали ребята по своей инициативе. Помню, сочинять могли  вдвоем­ втроем тексты к газетам, рисовать ночами. Много было шума и смеха… Галина Гусева, сестра При мысли о Саше невольно встает юноша – подросток с  задумчивыми глазами и копной кудрявых волос. Уже в то, школьное время, поражала в нем способность видеть прекрасное. Саша стал драматургом, но он мог быть и прекрасным  художником, и музыкантом. Когда он рассказывал о смешном, сам не улыбался даже, что  придавало его номеру впечатляющий оттенок. Даже сейчас, спустя много лет, мы  чувствуем незримое присутствие Саши… Учитель: В годы учебы в Иркутском Государственном университете (1955 – 1960 г.г.)  студенты создали литературное объединение, выпускали газету “Иркутский университет”,  в которой печатали свои произведения. Талант будущего драматурга проявился уже в то  время.  В 1961 году в Иркутске выходит первая книга молодого автора (псевдоним Санин)  “Стечение обстоятельств” ­ сборник юмористических рассказов, в их числе рассказ  “Свидание”. ­ Какую главную мысль хочет донести автор до читателя (зрителя)? Инсценирование рассказа “Свидание” ­ Оставаться человеком надо всегда, в любых обстоятельствах. Учитель: По последующим произведениям Вампилова можно судить о важном  писательском качестве – мужественности таланта. Драматург обращается к материалу  острому, сложному, ответственному – к судьбам молодых:  “Дом окнами в поле” ­ 1964 г. “Прощание в июне” ­ 1964 г. “Старший сын” ­ 1965 г. “Утиная охота” ­ 1968 г. “Прошлым летом в Чулимске” ­ 1971 г. Он сам погрузился в среду своих сверстников. Вампилов говорил: “Среда – это мы сами, а  значит если каждый из нас станет лучше, лучше станет среда”. Учитель: Герои пьесы “Старший сын”, как и других пьес, люди обыкновенные, и слова они  произносят самые простые, а зритель смотрит с огромным вниманием. В чем секрет? В  доверии автора к зрителю. Он как будто подзадоривает зрителя. Ну­ка попробуй, пошевели мозгами, подумай, что это там за человек на сцене, чего он стоит? И зритель не найдет  готового ответа. Придется самому делать выводы. И он честно старается разобраться во  всем, становится активным соучастником спектакля.  Два студента опоздали на последнюю электричку, замерзли и решили обманом устроиться на ночлег. Какую версию они  придумают? Артисты: Васенька – В.Изотов. Бусыгин – Н.Караченцов. Сильва –  М.Боярский, Сарафанов – Е.Леонов. режиссер В.Мельников, 1976 г. Учитель: Основная мысль пьесы – показать не наглую беззастенчивость молодежи, а  духовное одиночество людей. Сила драматурга в том, что он стоит над своими героями:  хочет видеть всё резко и прямо и однако не теряет веры в людей. Главное в этом мире – быть человеком. Мир талантливого, большого писателя – драматурга А.Вампилова надо постигать через его произведения. Приложение 3 "Стечение обстоятельств" (урок внеклассного чтения по творчеству А.В. Вампилова) Цель урока:  дать представление о жизни и творчестве А.В.Вампилова; познакомить с рассказом  "Солнце в аистовом гнезде",  выявить особенности произведения; совершенствовать навыки выразительного чтения;  развивать творческие способности учащихся. Оборудование: портрет писателя, раздаточный материал (фрагменты текста и задания к  ним) Ход урока 1. Слово учителя (или выступление заранее подготовленного ученика). Р.Ролланом сказаны замечательные слова: "Сущность человека ­ творчество. Именно оно  поднимает человека над судьбой, делает его победителем. Именно в творчестве  раскрывается с наибольшей глубиной внутренний мир человека". А что мы можем назвать  творчеством? (Ответы учащихся) Творчество ­ это создание культурных, материальных  ценностей. Кто­то призван создавать картины, а кто­то ­ художественные произведения,  потому что один родился художником, другой ­ писателем, и каждый из них не мыслит  жизни без искусства, в котором выражает свои чувства, мысли, мечты, т.е. свой внутренний мир. Не является и исключением и А.В.Вампилов. Этот удивительный писатель родился в иркутских краях, в сибирском селе Кутулик в 1937 году. Несомненно, что именно здесь истоки его творчества. Родители будущего писателя  были учителями. Может быть, и назвал своего сына Александром отец, учитель­словесник,  как бы предрекая мальчику творческую судьбу, в честь великого поэта А.С.Пушкина,  ушедшего из жизни столетие назад. Неслучайно самое важное место в жизни  А.В.Вампилова уже в школьные годы занял театр.  В наши дни о Вампилове больше говорят как о драматурге, а ведь начинал он свою  деятельность как писатель и издал при жизни небольшой сборник рассказов, о которых  сегодня, к сожалению, юные читатели знают мало. В произведениях "малого жанра"  Вампилов поднимает "вечные" проблемы ­ добро и зло, жизнь и смерть, счастье и горе,  нежелание понять внутренний мир другого человека и т.д. Первый сборник рассказов А.В.Вампилова называется "Стечение обстоятельств". В  рассказе с таким же заглавием привлекают особенное внимание слова: "Случай, пустяк,  стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни  человека". Писатель погиб в 35 лет. Может быть, эта гибель ­ тоже стечение  обстоятельств? Так или иначе, но творчество А.В.Вампилова позволило подняться ему над  судьбой, стать победителем. А вот для героя рассказа "Солнце в аистовом гнезде" стечение обстоятельств оказалось  ярким, счастливым моментом в его жизни. 2. Словарная работа. Игра "Одним словом". ­ Перед тем, как обратиться к тексту рассказа, выясним значение некоторых слов.  (Реализация домашнего задания) Рабочий, обслуживающий моторы (моторист). Прибор для измерения силы электрического  тока (амперметр). Проволочная сеть для передачи тока (проводка). Керосиновый прибор с  фитилями, служащий для приготовления пищи (керосинка). Пронырливый, жуликоватый  человек (пройдоха ­ прост. неодобр.). Тяжело дышать, издавать носом свистящие звуки  (сопеть). Неправильно оценивающий, не понимающий окружающее (несознательный).  Суетливо, в волнении ходить, двигаться в разных направлениях (метаться). Быстро и  монотонно­неразборчиво говорить (бубнить ­ разговор. неодобр.). Устанавливаемое на  сцене живописное и архитектурное изображение места и обстановки театрального действия (декорация). Оттенок, тонкое различие в чём­нибудь (нюанс). Недовольство, выражаемое  негромкой речью, в неясной форме (ропот). Тайное сообщение представителю власти,  начальнику о чьей­нибудь противозаконной деятельности (донос). Быстро, наскоро писать  (строчить ­ разг. шутл.). Поставить в положение, из которого нет выхода (припереть со всех сторон ­ перен.). 3. Игра "Соавтор". Учитель читает рассказ "Солнце в аистовом гнезде" до слов "Это был час тоски и обиды  всей босоногой публики. Витька узнал, что в клуб его не пустят, отправят спать".  ­ Как, по вашему мнению, будут развиваться события? (Предположения учащихся.) Чтение рассказа учителем до конца. 4. Беседа. ­ Какова тема этого рассказа? (Ожидание чуда.)  ­ Кто является главным героем произведения? (Витька.)  ­ Возраст героя? Подтвердите текстом. ­ Какие детали внешности Витьки выделяет автор?  ­ Белобрысая голова, жёлтые пятки ­ казалось бы, обыкновенный сельский мальчишка. Так  ли это? Как автор называет Витьку в конце рассказа? (Пожиратель чудес.) Почему?  (Витька ждёт чего­то необыкновенного, не похожего на то, что он видел.) Как относятся  окружающие к его мечте? (Окружающие не понимают Витьку.) Оправдались ли ожидания  мальчика? (Ожидания героя оправдались, для Витьки театральное представление стало  осуществлением его мечты.) Найдите в тексте предложение, которое подтверждает эту  мысль. ("Солнце село в аистово гнездо".) ­ Как вы думаете, почему рассказ называется "Солнце в аистовом гнезде"? (В ходе беседы в тетрадях оформляются записи.) 5. Работа в группах. Класс делится на 4 группы, каждая из которых получает раздаточный материал ­  фрагменты текста и задания к ним. I  группа ­ фрагмент от начала рассказа до слов: "Так сидит он на крыльце в ожидании  необыкновенного, не похожего на всё, что он видел". Задание: прокомментируйте начало  рассказа; прочитайте по ролям эпизод от слов "Он сидел здесь вчера:" до слов "Понял?" II группа ­ фрагмент от слов "Когда солнце подожгло аистово жилище:" до слов "Мог ли он теперь не увидеть всего остального?" Задание: пересказ эпизода. III группа ­ фрагмент от слов "Открыли двери." до слов ":театр отживает свой век".  Задание: инсценирование эпизода "Артисты перед выходом на сцену". IV группа ­ фрагмент от слов "В половине одиннадцатого Витька сбежал со своей  постели:" до конца рассказа. Задание: словесное рисование. Задание всем группам: с помощью каких художественных средств автор добивается  выразительности рассказа? 6. Итог урока. ­ Какие выводы вы бы сделали к уроку? ­ Согласны ли вы со словами автора, что жизнь ­ это самый большой, самый прекрасный,  самый правдивый театр? ­ Как вы понимаете слова П.Павленко, записанные на доске: "Жизнь ­ не те дни, что  прошли, а те, что запомнились"? 7. Домашнее задание: нарисовать рекламу прочитанного рассказа.

Слово о Вампилове, исследовательская работа

Слово о Вампилове, исследовательская работа

Слово о Вампилове, исследовательская работа

Слово о Вампилове, исследовательская работа

Слово о Вампилове, исследовательская работа

Слово о Вампилове, исследовательская работа

Слово о Вампилове, исследовательская работа

Слово о Вампилове, исследовательская работа

Слово о Вампилове, исследовательская работа

Слово о Вампилове, исследовательская работа

Слово о Вампилове, исследовательская работа

Слово о Вампилове, исследовательская работа

Слово о Вампилове, исследовательская работа

Слово о Вампилове, исследовательская работа

Слово о Вампилове, исследовательская работа

Слово о Вампилове, исследовательская работа

Слово о Вампилове, исследовательская работа

Слово о Вампилове, исследовательская работа

Слово о Вампилове, исследовательская работа

Слово о Вампилове, исследовательская работа

Слово о Вампилове, исследовательская работа

Слово о Вампилове, исследовательская работа

Слово о Вампилове, исследовательская работа

Слово о Вампилове, исследовательская работа

Слово о Вампилове, исследовательская работа

Слово о Вампилове, исследовательская работа

Слово о Вампилове, исследовательская работа

Слово о Вампилове, исследовательская работа

Слово о Вампилове, исследовательская работа

Слово о Вампилове, исследовательская работа

Слово о Вампилове, исследовательская работа

Слово о Вампилове, исследовательская работа

Слово о Вампилове, исследовательская работа

Слово о Вампилове, исследовательская работа

Слово о Вампилове, исследовательская работа

Слово о Вампилове, исследовательская работа

Слово о Вампилове, исследовательская работа

Слово о Вампилове, исследовательская работа

Слово о Вампилове, исследовательская работа

Слово о Вампилове, исследовательская работа

Слово о Вампилове, исследовательская работа

Слово о Вампилове, исследовательская работа

Слово о Вампилове, исследовательская работа

Слово о Вампилове, исследовательская работа

Слово о Вампилове, исследовательская работа

Слово о Вампилове, исследовательская работа

Слово о Вампилове, исследовательская работа

Слово о Вампилове, исследовательская работа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2017