Словообразование деепричастий. Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по УМК В.В.Бабайцевой.
Оценка 4.6

Словообразование деепричастий. Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по УМК В.В.Бабайцевой.

Оценка 4.6
Карточки-задания +3
pptx
русский язык
СCУЗ, ВУЗ
06.04.2022
Словообразование деепричастий.  Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по УМК В.В.Бабайцевой.
Данная методическая разработка представляет готовый материал для проведения урока по теме "Словообразование деепричастий" и может быть использована для УМК Бабайцевой В.В., Разумовской М.М., Ладыженской Т.А.. На основе технологической карты был проведён открытый урок для слушателей региональных курсов повышения квалификации учителей русского языка и литературы. Разработка соответствует требованиям ФГОС.
30.pptx

Шестое февраля. Классная работа

Шестое февраля. Классная работа

Шестое февраля.

Классная работа.

Верное/неверное утверждение 1)Деепричастие – особая форма глагола

Верное/неверное утверждение 1)Деепричастие – особая форма глагола

Верное/неверное утверждение
1)Деепричастие – особая форма глагола.
2)Деепричастие не изменяется
3)В предложении деепричастие является обстоятельством.
4)Деепричастие бывает настоящего и прошедшего времени.
5)Деепричастие бывает совершенного и несовершенного вида.
6)У деепричастия такие же окончания, как и у прилагательного.
7)Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами.
8)Деепричастный оборот всегда выделяется запятыми

Взаимопроверка 1 2 3 4 5 6 7 8 - + - + - +

Взаимопроверка 1 2 3 4 5 6 7 8 - + - + - +

Взаимопроверка


1

2

3

4

5

6

7

8

-

+

-

+

-

+

Макс – 4 балла(8 правильных ответов)
6 правильных ответов – 3 балла
4 правильных ответа – 2 балла
2 правильных ответа – 1 балл

Картина Н.Н.Дубовского «Море.» вызывает восхищение, поражая своей красотой

Картина Н.Н.Дубовского «Море.» вызывает восхищение, поражая своей красотой

1)Картина Н.Н.Дубовского «Море.» вызывает восхищение, поражая своей красотой. 2)Тишиной, спокойствием веет от этой картины. 3)Море еще неподвижно, но легкий ветерок уже играет парусами, надувая их и заставляя скользить по морской глади. 4)Небо, сливаясь с морем, подхватывает его оттенки и настроение. 5)Крича, носятся чайки над безбрежной водяной гладью. 5)Художник постарался передать нам свое настроение, используя не звуки, а краски.

Задание: докажите, что данные предложения являются текстом



Словообразование деепричастий. Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по УМК В.В.Бабайцевой.

Словообразование деепричастий.  Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по УМК В.В.Бабайцевой.

Словарная работа: МАРИНА (французское marine, итальянское marina, от латинского marinus — морской) - картина, изображающая морской вид; раздел пейзажного жанра

Словарная работа: МАРИНА (французское marine, итальянское marina, от латинского marinus — морской) - картина, изображающая морской вид; раздел пейзажного жанра

Словарная работа:

МАРИНА (французское marine, итальянское marina, от латинского marinus — морской) - картина, изображающая морской вид; раздел пейзажного жанра.
- А как называют художника, пишущего морские виды?
МАРИНИСТ (франц. mariniste, от лат. marinus — морской) - художник, пишущий марины

Н.Н.Дубовской «Море»

Н.Н.Дубовской «Море»

Н.Н.Дубовской «Море»

Александр Матюшкин-Герке Пылает небо, разбужая ветер,

Александр Матюшкин-Герке Пылает небо, разбужая ветер,

Александр Матюшкин-Герке

Пылает небо, разбужая ветер, Проснулся гомон птичьих голосов – Проклинывая всё на белом свете, Я вновь бегу в спасительность лесов. Шуршат зверушки, выбегнув навстречу,  Приветливыми лапками маша,  Я среди них пробуду целый вечер, Бессмертные творения пиша.

Словообразование деепричастий.

Словообразование деепричастий.

Словообразование деепричастий.

Что необходимо для того, чтобы «сконструировать» деепричастие? глагол, вопрос, суффикс деепричастия

Что необходимо для того, чтобы «сконструировать» деепричастие? глагол, вопрос, суффикс деепричастия

Что необходимо для того, чтобы «сконструировать» деепричастие?


глагол,
вопрос,
суффикс деепричастия

Проверять

Проверять

Проверять Проверить
Играть Выиграть
Понимать Понять
Принимать Принять
Кричат Закричать
Смеяться Рассмеяться
Запирать Запереть

Схема образования деепричастий несовершенного вида:

Схема образования деепричастий несовершенного вида:

Схема образования деепричастий несовершенного вида:


Глагол наст. вр., несов. в. + (Что делая?) + -а, -я, -учи
Глаголы, от которых нельзя образовать деепричастия несовершенного вида.
А) от глаголов, корни которых состоят из одних согласных: бить - бьют, рвать - рвут, шить - шьют, лгать - лгут, ждать - ждут и др. Искл. Мчаться – мчатся – мчась;
Б)от глаголов с основой настоящего времени на г, к, х: беречь - берегут, мочь - могут, течь - текут, стеречь – стерегут и др.;;
В)от большинства глаголов с основой настоящего времени на шипящую: писать - пишут, резать - режут и др.;
Г) от глаголов с суффиксом -ну-: блекнуть - блекнут, тянуть - тянут, гаснуть –гаснут и др.

Схема образования деепричастий совершенного вида:

Схема образования деепричастий совершенного вида:

Схема образования деепричастий совершенного вида:

Глагол в форме инфинитив + (Что сделав?) + -в, -вши, -ши.

Глаголы, от которых мы можем образовать сразу две формы деепричастий совершенного вида:
Просохнуть – просохнув – просохши (просох) Окрепнуть – окрепнув – окрепши (окреп) Замереть – замерев – замерши (замер)
Запереть – заперев – заперши (запер)
Высохнуть – высохнув – высохши (высох)

Учимся правильно произносить.

Учимся правильно произносить.

Учимся правильно произносить.  

Идти-идЯ,
клеветать- клевещА,
отречься-отрЁкшись,
хохотать-хохочА,
шептать-шепчА,
щебетать-щебечА,
щекотать-щекочА,
сидеть-сИдя,
ненавидеть-ненавИдя,
отнять-отнЯв

Самостоятельная работа 1 уровень

Самостоятельная работа 1 уровень

Самостоятельная работа

1 уровень

Оглядываться(деепричастие несов. в.)-____________
Распечатать (деепричастие сов. в.) - ______________
Сверкать (деепричастие несов. в.) -___________
Оторваться (деепричастие сов. в.) -_______________
Спешить (деепричастие несов. в.) -______________
Остановить (деепричастие сов. в.) -______________
Купить (деепричастие сов. в.) -____________
Стучать (деепричастие несов. в.) –_____________
 

2 уровень

Вытирать –_____________
Вытереть –_____________
Шить –____________
Давать –_____________
Дать –______________
Кричать –___________
Крикнуть –____________
Резать –______________
Плыть –______________

Самопроверка Вытирать - вытирая, вытереть - вытерев, давать - давая, дать - дав, кричать - крича, крикнуть - крикнув, резать – нельзя образовать, т

Самопроверка Вытирать - вытирая, вытереть - вытерев, давать - давая, дать - дав, кричать - крича, крикнуть - крикнув, резать – нельзя образовать, т

Самопроверка

Вытирать - вытирая, вытереть - вытерев, давать - давая, дать - дав, кричать - крича, крикнуть - крикнув,
резать – нельзя образовать, т.к. основа наст. вр. на шипящий – режут),
шить – нельзя образовать, т.к. основа наст вр. состоит только из согл. – шьют), плыть – плыву – плывя)

Словарная работа Корректор (от лат

Словарная работа Корректор (от лат

Словарная работа

Корректор (от лат. corrector – исправитель) – это специалист, который читает текст после редактора. Он исправляет орфографические и пунктуационные ошибки,правильность оформления текста и пр

Разбужая (разбудив – сов вид – от основы инф

Разбужая (разбудив – сов вид – от основы инф

Разбужая (разбудив – сов вид – от основы инф. - разбудить)

проклинывая (проклиная – от основы наст. вр.- проклинаю)

выбегнув (выбежав – от основы инф. - выбежать)

маша (нельзя – основа наст. вр. – машут – на шипящий)

пиша (нельзя - основа наст. вр. на шипящий)

Домашнее задание Развесив уши;

Домашнее задание Развесив уши;

Домашнее задание

Развесив уши;
Сломя голову;
Сложив руки;
Положа руку на сердце;
Спустя рукава;
Не покладая рук.
1.Отыщите среди фразеологизмов деепричастия: укажите их вид, выделите суффиксы, определите глаголы, от которых они образованы.
2.С двумя фразеологизмами по выбору необходимо составить предложении.
3.На оценку можно написать небольшое сочинение, используя указанные выражения.

Подведём итоги: «5» – 20—23 балла «4» - 15 – 19 баллов

Подведём итоги: «5» – 20—23 балла «4» - 15 – 19 баллов

Подведём итоги:

«5» – 20—23 балла
«4» - 15 – 19 баллов

Рефлексия - Что было трудным? -

Рефлексия - Что было трудным? -

Рефлексия

- Что было трудным?
- Что вызвало интерес?
- Стоило ли вам сегодня приходить на урок русского языка?

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2022