Сложное предложение
Оценка 5

Сложное предложение

Оценка 5
Презентации учебные
pptx
русский язык
Все классы
18.01.2021
Сложное предложение
Разбор темы "Сложное предложение" и задания для отработки
Сложное предложение.pptx

Сложное предложение

Сложное предложение

Сложное предложение

Что такое сложное предложение?

Что такое сложное предложение?

Что такое сложное предложение?

Сложное предложение — это два или несколько простых предложений, объединенных по смыслу и обладающих интонационной законченностью.

Простые предложения в составе сложного связываются между собой с помощью различных союзов или только интонацией.

В зависимости от вида связи между частями сложные предложения подразделяются на
союзные
бессоюзные
С этой точки зрения рассмотрим виды сложных предложений.

Виды сложных предложений

Виды сложных предложений

Виды сложных предложений

В союзных предложениях их части связаны с помощью союзов или союзных слов, а в бессоюзных — только интонацией

В союзных предложениях их части связаны с помощью союзов или союзных слов, а в бессоюзных — только интонацией

В союзных предложениях их части связаны с помощью союзов или союзных слов, а в бессоюзных — только интонацией.

Союзные предложения разделяются на два основных вида:

Сложносочиненные

Сложноподчиненные.

Сложносочиненные предложения

Сложносочиненные предложения

Сложносочиненные предложения

Сложносочиненные предложения объединяют простые предложения, которые являются между собой синтаксически равноправными

Сложносочиненные предложения объединяют простые предложения, которые являются между собой синтаксически равноправными

Сложносочиненные предложения объединяют простые предложения, которые являются между собой синтаксически равноправными. Между ними существует сочинительная связь, которая выражается с помощью союзов:

соединительных (и, да, тоже, также, ни…ни);
противительных (а, но, да=но, зато, только, же);
разделительных (или, либо, не то…не то, то…то).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Сложносочиненное предложение — это сложное предложение, в составе которого простые равноправные предложения соединены с помощью сочинительных союзов.

Примеры сложносочиненных предложений

Примеры сложносочиненных предложений

Примеры сложносочиненных предложений

Налетел ветер, и летят с деревьев разноцветные листья, кружась в осеннем хороводе.

В поле свежий ветер румянит щёки, в лесу тоже легко дышится среди сосен.

Сверкнула ослепительная молния, а затем раздался оглушительный удар грома.

Либо она скоро сама придёт, либо только позвонит.

Не то послышался писк какой-то птицы, не то скрипнула дверь.

Сложноподчиненное предложение

Сложноподчиненное предложение

Сложноподчиненное предложение

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Сложноподчиненное предложение — это главное предложение и два или более придаточных предложений, связанных с ним по смыслу подчинительной связью

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Сложноподчиненное предложение — это главное предложение и два или более придаточных предложений, связанных с ним по смыслу подчинительной связью

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Сложноподчиненное предложение — это главное предложение и два или более придаточных предложений, связанных с ним по смыслу подчинительной связью.

Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых предложений, но связь между ними  неравноправная. Одно предложение является главным, а второе зависимым от него, то есть придаточным.

Я помню, (что?) как в детстве мы бегали босые у реки.

Придаточных предложений может быть не одно, а несколько.

В сложноподчиненном предложении неравноправная связь между простыми предложениями выражается с помощью союзных слов или подчинительных союзов, которые по значению делятся на группы: изъяснительные — что,…

В сложноподчиненном предложении неравноправная связь между простыми предложениями выражается с помощью союзных слов или подчинительных союзов, которые по значению делятся на группы: изъяснительные — что,…

В сложноподчиненном предложении неравноправная связь между простыми предложениями выражается с помощью союзных слов или подчинительных союзов, которые по значению делятся на группы:
изъяснительные — что, чтобы, как, будто и пр.;
причинные — потому что, поскольку, так как и пр;
целевые — чтобы, для того чтобы, лишь бы и пр.;
временные — когда, лишь, как только, лишь только и пр.;
условные — если, раз, ли и пр.;
сравнительные — как, как будто, словно, подобно тому как и пр.;
уступительные — хотя, несмотря на то что, пусть, пускай и пр.;
следствия — так что, вследствие чего, в силу чего.

От главного предложения или одного слова в нём к зависимому предложению можно задать синтаксический вопрос, и по смыслу определить вид придаточного предложения

От главного предложения или одного слова в нём к зависимому предложению можно задать синтаксический вопрос, и по смыслу определить вид придаточного предложения

От главного предложения или одного слова в нём к зависимому предложению можно задать синтаксический вопрос, и по смыслу определить вид придаточного предложения.

Легкие волны качали жёлтые кувшинки, (какие?) которые были похожи на маленькое солнышко, упавшее в воду (придаточное определительное предложение).

Виды придаточных
Изъяснительные (отвечают на вопросы косвенных падежей)
Определительные (отвечают на вопросы определений)
Обстоятельственные (отвечают на вопросы обстоятельств)
Присоединительные (придаточная часть относится не к одному слову, а ко всей главной части)

Виды подчинений в сложноподчинённых предложениях

Виды подчинений в сложноподчинённых предложениях

Виды подчинений в сложноподчинённых предложениях

Последовательное (каждая последующая придаточная часть подчиняется предыдущей главной): «Люди, к сожалению, мало черпают из книг «о хороших манерах» потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры» (Д.С. Лихачёв);
Однородное (придаточные части относятся к одному главному слову или главной части, отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же виду): «Я понимал, что лежу в постели, что я болен, что я только что бредил» (А.И. Куприн);
Параллельное (придаточные части относятся к одной главной, но при этом отвечают на разные вопросы и относятся к разному виду): «Когда собрались рыбаки, Иван Иванович уже по-своему как-то вывел, что к вечеру ветер погонит лёд на полдень» (М.М. Пришвин).

Бессоюзные предложения

Бессоюзные предложения

Бессоюзные предложения

Бессоюзное сложное предложение строится по смыслу из простых предложений и оформляется интонационно

Бессоюзное сложное предложение строится по смыслу из простых предложений и оформляется интонационно

Бессоюзное сложное предложение строится по смыслу из простых предложений и оформляется интонационно. Между простыми предложениями нет союзов или союзных слов, а существует только смысловая и интонационная связь.

В зависимости от смысловых отношений между простыми предложениями ставится либо запятая, либо тире, либо двоеточие.

Из-за леса встало золотое солнце, запели птицы, ожили города и посёлки.

Раздался удар грома — полил дождь как из ведра.

Существует мнение: Петербург похож на Венецию.

Сложные предложения с разными видами связи

Сложные предложения с разными видами связи

Сложные предложения с разными видами связи

В художественных текстах часто употребляются сложные предложения, в которых между простыми предложениями сочетаются все виды синтаксической связи: сочинительная подчинительная бессоюзная

В художественных текстах часто употребляются сложные предложения, в которых между простыми предложениями сочетаются все виды синтаксической связи: сочинительная подчинительная бессоюзная

В художественных текстах часто употребляются сложные предложения, в которых между простыми предложениями сочетаются все виды синтаксической связи:
сочинительная
подчинительная
бессоюзная.
Такие конструкции называются сложными предложениями с разными видами связи.

Наступила ночь, и из-за облаков вскоре показалась бледная луна, она залила окрестности бледным серебристым светом, который отразился на темной воде озера мерцающей дорожкой.

Как определить сложное предложение?

Как определить сложное предложение?

Как определить сложное предложение?

Можно понять, что предложение является сложным, если выявить в нем грамматическую основу

Можно понять, что предложение является сложным, если выявить в нем грамматическую основу

Можно понять, что предложение является сложным, если выявить в нем грамматическую основу. Если основа не одна, а их две и более, то предложение сложное.

Тип сложного предложения выясним по сочинительной, подчинительной или бессоюзной связи.

Итак, действуем по алгоритму:
подчеркнем подлежащее и сказуемое в простых предложениях;
определим, есть ли союз (союзное слово) между предложениями;
выясним, с помощью какого союза соединены предложения (сочинительного или подчинительного);
сделаем вывод:
предложение сложносочиненное;
сложноподчиненное;
бессоюзное предложение.

Образец рассуждения Маша увидела, как большая серая птица села на ветку берёзы

Образец рассуждения Маша увидела, как большая серая птица села на ветку берёзы

Образец рассуждения

Маша увидела, как большая серая птица села на ветку берёзы.

В этом предложении две грамматические основы:
Маша увидела;
птица села.

Между двумя простыми предложениями существует подчинительная связь, которая выражена союзом «как». «Маша увидела» — это главное предложение. От слова «увидела» к придаточному предложению зададим вопрос что?

Это сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.

Прочитайте текст. (1) Моё настроение все обязаны были учитывать

Прочитайте текст. (1) Моё настроение все обязаны были учитывать

Прочитайте текст.

(1) Моё настроение все обязаны были учитывать. (2) Как только родители не хотели выполнять какой-либо просьбы, состояние моего здоровья трагически ухудшалось: я начинала спотыкаться на ровном месте и невнятно произносить слова. (3) Мама и папа вперегонки уверяли, что у них и в мыслях не было наносить удар по моему душевному состоянию. (4) И только бабушка всё понимала. (5) Она жалела родителей: «Ничего страшного!» (6) Но не выдавала меня.

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) все обязаны были учитывать (предложение 1)
2) родители не хотели выполнять (предложение 2)
3) мама и папа вперегонки уверяли (предложение 3)
4) всё понимала (предложение 4)
5) не выдавала меня (предложение 6)

 ОТВЕТ 12

Прочитайте текст. (1)Сегодня грозной опасности подвергается не только биология человека, болезненную остроту приобретают и психологические проблемы

Прочитайте текст. (1)Сегодня грозной опасности подвергается не только биология человека, болезненную остроту приобретают и психологические проблемы

Прочитайте текст. (1)Сегодня грозной опасности подвергается не только биология человека, болезненную остроту приобретают и психологические проблемы. (2)С глубокой древности разрабатывались методы управления человеческим поведением. (3)В ХХ в. возникло убеждение, что возможности манипулирования человеком едва ли не безграничны: с помощью психотропных средств, массовой пропаганды можно запрограммировать человеческое поведение. (4)Вместе с тем рождается предположение, что проникнуть в ядро человеческой психики крайне трудно, а порою и просто невозможно. (5)Даже в состоянии гипноза индивид не переступает пределов ценностных предпочтений, и в глубинах своего сознания он остаётся неизменным, не поддаётся внешнему воздействию. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов. 1) Предложение 1 сложное бессоюзное. 2) Предложение 2 односоставное неопределённо-личное. 3) В первой части предложения 3 грамматическая основа – возникло убеждение. 4) Предложение 4 сложносочинённое. 5) Вторая часть предложения 5 осложнена однородными членами предложения.

 ОТВЕТ 135

Прочитайте текст. (1) Бабушка заставляла меня, как альпинистку, не интересоваться холмами, а стремиться к вершинам, которые издали кажутся недоступными

Прочитайте текст. (1) Бабушка заставляла меня, как альпинистку, не интересоваться холмами, а стремиться к вершинам, которые издали кажутся недоступными

Прочитайте текст.

(1) Бабушка заставляла меня, как альпинистку, не интересоваться холмами, а стремиться к вершинам, которые издали кажутся недоступными.
(2) Она занималась этим целыми днями, и я могла бы возненавидеть её. (3) Но бабушка сумела убедить меня, как, наверное, убеждала не раз тяжелобольных, что там, за труднодоступными хребтами, долина спасения.

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) бабушка заставляла (предложение 1)
2) она занималась целыми днями (предложение 2)
3) которые кажутся недоступными (предложение 1)
4) я могла бы возненавидеть (предложение 2)
5) бабушка сумела (предложение 3)

 ОТВЕТ 34

Прочитайте текст. (1)Кто из нас в детстве не мечтал стать отважным путешественником, чтобы, ступив на неизведанные земли, рассказать затем соотечественникам об открытых таинственных племенах и…

Прочитайте текст. (1)Кто из нас в детстве не мечтал стать отважным путешественником, чтобы, ступив на неизведанные земли, рассказать затем соотечественникам об открытых таинственных племенах и…

Прочитайте текст. (1)Кто из нас в детстве не мечтал стать отважным путешественником, чтобы, ступив на неизведанные земли, рассказать затем соотечественникам об открытых таинственных племенах и о своих удивительных, полных романтики и риска приключениях! (2)Путешественник – первооткрыватель, это своеобразный «сталкер» (если пользоваться терминологией Стругацких). (3)Популяризируя новые маршруты, под иным углом показывая старые, он прокладывает путь своим соотечественникам. (4)Это внешняя сторона. (5)Только спустя много лет я уяснил для себя совершенно определённо: путешествие – это не только романтика, но и тяжёлое испытание не столько сил, сколько духа. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов. 1) Предложение 1 содержит 3 (три) грамматические основы. 2) В предложении 2 грамматическая основа – первооткрыватель. 3) Предложение 3 осложнено однородными обособленными обстоятельствами. 4) Предложение 4 простое. 5) Предложение 5 сложное бессоюзное.

 ОТВЕТ 345

Прочитайте текст. (1)Математичка не захотела присутствовать при разборе этого «дела»

Прочитайте текст. (1)Математичка не захотела присутствовать при разборе этого «дела»

Прочитайте текст.

(1)Математичка не захотела присутствовать при разборе этого «дела». (2) Она была хорошенькой и не нуждалась в защите. (3) Кроме того, она могла бы позволить себе попасть в страшную ситуацию, но не в смешную. (4) А тут ей грозил смех.

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) математичка не захотела присутствовать (предложение 1)
2) она была хорошенькой (предложение 2)
3) она могла бы позволить (предложение 3)
4) грозил смех (предложение 4)

 ОТВЕТ 14

Прочитайте текст. (1)Хотя диалог обычно противопоставляют монологу, но в таком противопоставлении полюсы неравноправны

Прочитайте текст. (1)Хотя диалог обычно противопоставляют монологу, но в таком противопоставлении полюсы неравноправны

Прочитайте текст. (1)Хотя диалог обычно противопоставляют монологу, но в таком противопоставлении полюсы неравноправны. (2)Диалог – живая форма общения, он может длиться долго; напротив, монолог – искусственная форма речи, и обычно он длится недолго. (3)Правда, на сцене монолог звучит более естественно, чем в жизни. (4)Это объясняется тем, что, во-первых, сценический монолог предполагает фоном всю пьесу и, во-вторых, сами зрители выступают как бы в роли молчаливого собеседника актёра, произносящего монолог. (5)И всё же известная условность монолога сохраняется и на сцене, чем объясняется его постепенное вытеснение с подмостков: в пьесах нашего времени монолог занимает гораздо более скромное место, чем раньше. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов. 1) Первая часть предложения 1 – односоставное неопределённо-личное предложение. 2) Предложение 2 содержит 4 (четыре) грамматические основы. 3) В предложении 3 первая грамматическая основа – правда. 4) Две части предложения 4 осложнены вводными словами. 5) Предложение 5 сложносочинённое.

 ОТВЕТ 124

Прочитайте текст. (1)Тут и я получше рассмотрел её

Прочитайте текст. (1)Тут и я получше рассмотрел её

Прочитайте текст.

(1)Тут и я получше рассмотрел её. (2)Она и правда была близорука: очки с толстыми стёклами, казавшиеся мне мужскими, не вполне помогали ей - она прищуривала глаза. (3) Трудно было определить, сколько ей лет: лицо было бледное, утомлённое, но что-то, какая-то деталь внешности упрямо молодила её. (4) Потом уж я понял, что это была толстая тёмная коса, как бы венчавшая её голову тугим кольцом.

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) я получше рассмотрел (предложение 1)
2) она близорука (предложение 2)
3) трудно было определить (предложение 3)
4) лицо было бледное, утомлённое (предложение 3)
5) была коса (предложение 4)

 ОТВЕТ 34

Прочитайте текст. (1)Потенциал энергетических ресурсов

Прочитайте текст. (1)Потенциал энергетических ресурсов

Прочитайте текст. (1)Потенциал энергетических ресурсов Мирового океана огромен. (2)Он заключён в энергии морских волн, в суточных приливно-отливных движениях. (3)Суммарная мощность последних на нашей планете оценивается учёными от одного до шести миллиардов киловатт, причём первая из этих цифр намного превышает показатели энергетического потенциала всех рек земного шара. (4)Установлено, что возможности для сооружения крупных приливных электростанций имеются в 25–30 местах. (5)Самыми большими ресурсами приливной энергии обладают Россия, Франция, Канада, Великобритания, Австралия, Аргентина, США. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов. 1) Предложение 1 простое нераспространённое. 2) В предложении 2 составное именное сказуемое. 3) Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы. 4) Предложение 4 простое, осложнено вводным словом. 5) Предложение 5 осложнено однородными подлежащими.

 ОТВЕТ 235

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2021