Сложное предложение
Оценка 5

Сложное предложение

Оценка 5
Занимательные материалы +6
docx
русский язык
9 кл
10.03.2017
Сложное предложение
Цели урока: - продолжить формирование и закрепление у учащихся навыков работы с текстом; - повторить основные речеведческие понятия; - отработать постановку знаков препинания в сложных предложениях - повторить знаки препинания в простом осложненном предложении - формирование нравственных понятий Оборудование : тексты на каждого ученика с пропусками букв и знаков препинания, высказывание Л.Н.Толстого «Счастлив тот, кто счастлив дома» Л.Н.Толстой (Текстоцентрический подход к обучению русскому языку)(Текстоцентрический подход к обучению русскому языку)
Сложное предложение русский язык.docx
Тема урока: «Сложное предложение» Класс: 9 Учитель: Гайнанова С.Р. (Текстоцентрический подход к обучению русскому языку) Цели урока: ­ продолжить формирование и закрепление у учащихся  навыков работы с текстом; ­ повторить основные речеведческие понятия; ­ отработать постановку знаков препинания в сложных  предложениях  ­ повторить знаки препинания в простом осложненном  предложении ­ формирование нравственных понятий Оборудование : тексты на каждого ученика с пропусками букв и  знаков препинания, высказывание Л.Н.Толстого  «Счастлив тот, кто счастлив дома» Л.Н.Толстой Вступительное слова учителя.  Сегодняшний урок мне бы хотелось начать словами Л.Н.Толстого (Знакомство с  эпиграфом урока). И это не случайно, ведь семья, пожалуй, – это самое важное в жизни  человека ­ Как вы понимаете слова писателя? (Человек не может быть счастливым, если в семье он не понят, не любим, если в  семье нет мира и согласия. Как бы ни был он востребован на работе, каким бы  успешным он не был, без семейного очага человек ­ сирота ). ­ Как вы понимаете слово «семья»? Что возникает в вашем воображении, когда вы его  произносите? (Семья – это близкие люди, связанные родственными узами. Когда произносишь это  слово, перед глазами встают самые родные люди: папа, мама, бабушка. Семья – это  улыбка мамы, доброе слово отца, ласковые руки бабушки… ) ­Что еще, кроме родственных связей, объединяет людей в семье? (Забота друг о друге, помощь друг другу, доверие, взаимоуважение, теплота и, конечно, бескорыстная любовь) ­ Почему, на ваш взгляд, в последнее время так много говорят о роли семьи в жизни  человека? (Все в человеке начинается с семьи. Именно в семье формируется личность) ­Как вы думаете, почему в последнее время часто распадаются семьи ,в чем причина?  (Называются различные причины: нежелание понять друг друга, неумение преодолеть  трудности, пойти на компромисс, неумение по­настоящему любить и т.д) Учитель подводит итог беседы Справедливо говорят: « Семья – шедевр природы» Создать хорошую семью нелегко, а сохранить еще труднее. Беды и радости бывают в  каждой семье, но достойно преодолеть конфликт удается далеко не всем; не хватает  житейской мудрости. Именно этому, то есть житейской мудрости, учат нас пословицы и  поговорки. Давайте вспомним некоторые из них: «Не нужен клад, коли в семье лад» «Согласную семью и горе не берет» ­ Скажите, а может быть человек счастлив только в семье, не взирая на то, что творится  вокруг? (Человек – это часть общества. Существовать вне общества, вне его проблем и  условностей он не может. И быть счастливым отдельно от своего народа  невозможно.) 2. Работа с текстом.  ­ А теперь обратимся к тексту А.П.Чехова (Поскольку текст с пропусками букв и знаков препинания, учитель читает его сам) Семейная идиллия. 1) Из гимназии Никитин шел на частные уроки и когда, наконец, в шестом часу он  возвращался домой, то чувствовал и радость, и тревогу, как будто не был дома целый год.  2) Он вбегал по лестнице, запыхавшись, находил Маню, обнимал ее, целовал и клялся, что  любит ее, жить без нее не может, уверял, что страшно соскучился, и со страхом спрашивал  ее, здорова ли она и отчего у нее такое невеселое лицо. 3) Потом вдвоем обедали. 4) Самыми счастливыми днями у него были воскресенья и праздники, когда он с утра до  вечера оставался дома. 5)В эти дни он принимал участие в наивной, но необыкновенно  приятной жизни, напоминавшей ему идиллию. 6)Он, не переставая, наблюдал, как его  разумная и положительная Маня устраивала гнездо, и сам тоже, желая показать, что он не  лишний в доме, делал что­нибудь бесполезное, например, выкатывал из сарая шарабан и  оглядывал его со всех сторон. 7)Манюся завела от трех коров настоящее молочное хозяйство, и у нее в погребе было  много кувшинов с молоком и горшочков со сметаной. (А.П.Чехов) (Вопрос можно задать сразу после чтения заголовка) ­Как вы понимаете заглавие текста? Что такое идиллия? (Идиллия – состояние внутренней и внешней тишины, гармонии,  умиротворенности. ) ­О чем этот текст? Какова его тема? (Изображение семейной жизни Никитиных) ­Какова идея текста? (Идея созвучна с эпиграфом урока ­ Счастлив тот, кто счастлив дома) ­В каком предложении заключена основная мысль текста? (Самыми счастливыми днями у него были воскресенья и праздники, когда он с утра до  вечера оставался дома.) ­ Укажите средство связи между 1 и 2 предложениями. (Личное местоимение) ­ Укажите средство связи между 1 и 2 абзацами. (Личное местоимение ) ­­ Определите тип речи. Обоснуйте свой ответ. (Это повествование. В тексте говорится о действиях, которые сменяются одно  другим, все показано в движении) ­Каков стиль текста? Обоснуйте свой ответ. (Это художественный стиль. Писатель рисует словами конкретные образы.  Использует эпитеты: невеселое лицо, наивная. приятная жизнь ) ­А как вы думаете, Никитин действительно любит свою жену? Что помогает нам понять его нетерпение? ( использование глаголов движения – вбегал, находил, обнимал, целовал, клялся,  уверял, спрашивал. В одном предложении восемь глаголов. Так человек ведет себя,  когда он влюблен) ­Найдите в тексе синоним к слову дом. Почему автор его использует? ( Дом ­Гнездо. В смысле «уютное гнездышко») 3.Задание: Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.(Проверка: один  ученик объясняет вставленные буквы в 1 абзаце, второй – во втором)  ­ Назовите номера сложных предложений, составьте их схемы, дайте характеристику.  Сделайте по вариантам синтаксический разбор. (1, 2, 4, 6, 7) ­Назовите простое осложненное предложение. Чем оно осложнено? (5. осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом) ­ Какую роль играет обособленное обстоятельство в 6 предложении? (Добавочное действие к основному ­ делал(как?) желая показать.)  ­Чем отличаются сложноподчиненные предложения от сложносочиненных? (конкретизация знаний) ­ Можем ли мы определить по тексту, как относится А.П.Чехов к подобной идиллии? (В тексте чувствуется некая ирония.: клялся, страшно соскучился, положительная  Маня, наивная жизнь, Манюся устраивала гнездо. он делал что­нибудь бесполезное…;  автор использует гиперболу: Жить без нее не может) ­ Как вы думаете, какова роль иронии? (­ Все понимают, какова роль семьи в жизни человека. И Чехов показывает, насколько  важно быть счастливым в семье. Однако вряд ли семейная жизнь может быть  идиллией на протяжении долгого времени. Каждой семье суждено пережить и  невзгоды, и горести, и трудности, и разочарования. Ведь не зря говорится: «Жизнь  пройти – не поле перейти»)  ­Чехов иронизирует над мещанством героев, показывает мелочность их интересов.  Для полного счастья недостаточно всего этого, нужно нечто большее) ­ А как вы думаете, что необходимо человеку для полного счастья, и может ли быть  человек абсолютно счастлив? Задание: Прочтите текст 4. Итог урока. Оценки. Домашнее задание: Сочинение­рассуждение: «Счастлив тот, кто счастлив дома» или: «Может ли быть счастлив человек в семье,  не взирая на то, что творится вокруг?» (использовать предложения разных видов)

Сложное предложение

Сложное предложение

Сложное предложение

Сложное предложение

Сложное предложение

Сложное предложение

Сложное предложение

Сложное предложение

Сложное предложение

Сложное предложение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2017