Сложное предложение

  • Занимательные материалы
  • Интерактивная доска
  • Карточки-задания
  • Книги
  • Памятки
  • Работа в классе
  • Рабочие тетради
  • docx
  • 10.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока: - продолжить формирование и закрепление у учащихся навыков работы с текстом; - повторить основные речеведческие понятия; - отработать постановку знаков препинания в сложных предложениях - повторить знаки препинания в простом осложненном предложении - формирование нравственных понятий Оборудование : тексты на каждого ученика с пропусками букв и знаков препинания, высказывание Л.Н.Толстого «Счастлив тот, кто счастлив дома» Л.Н.Толстой (Текстоцентрический подход к обучению русскому языку)(Текстоцентрический подход к обучению русскому языку)
Иконка файла материала Сложное предложение русский язык.docx
Тема урока: «Сложное предложение» Класс: 9 Учитель: Гайнанова С.Р. (Текстоцентрический подход к обучению русскому языку) Цели урока: ­ продолжить формирование и закрепление у учащихся  навыков работы с текстом; ­ повторить основные речеведческие понятия; ­ отработать постановку знаков препинания в сложных  предложениях  ­ повторить знаки препинания в простом осложненном  предложении ­ формирование нравственных понятий Оборудование : тексты на каждого ученика с пропусками букв и  знаков препинания, высказывание Л.Н.Толстого  «Счастлив тот, кто счастлив дома» Л.Н.Толстой Вступительное слова учителя.  Сегодняшний урок мне бы хотелось начать словами Л.Н.Толстого (Знакомство с  эпиграфом урока). И это не случайно, ведь семья, пожалуй, – это самое важное в жизни  человека ­ Как вы понимаете слова писателя? (Человек не может быть счастливым, если в семье он не понят, не любим, если в  семье нет мира и согласия. Как бы ни был он востребован на работе, каким бы  успешным он не был, без семейного очага человек ­ сирота ). ­ Как вы понимаете слово «семья»? Что возникает в вашем воображении, когда вы его  произносите?(Семья – это близкие люди, связанные родственными узами. Когда произносишь это  слово, перед глазами встают самые родные люди: папа, мама, бабушка. Семья – это  улыбка мамы, доброе слово отца, ласковые руки бабушки… ) ­Что еще, кроме родственных связей, объединяет людей в семье? (Забота друг о друге, помощь друг другу, доверие, взаимоуважение, теплота и, конечно, бескорыстная любовь) ­ Почему, на ваш взгляд, в последнее время так много говорят о роли семьи в жизни  человека? (Все в человеке начинается с семьи. Именно в семье формируется личность) ­Как вы думаете, почему в последнее время часто распадаются семьи ,в чем причина?  (Называются различные причины: нежелание понять друг друга, неумение преодолеть  трудности, пойти на компромисс, неумение по­настоящему любить и т.д) Учитель подводит итог беседы Справедливо говорят: « Семья – шедевр природы» Создать хорошую семью нелегко, а сохранить еще труднее. Беды и радости бывают в  каждой семье, но достойно преодолеть конфликт удается далеко не всем; не хватает  житейской мудрости. Именно этому, то есть житейской мудрости, учат нас пословицы и  поговорки. Давайте вспомним некоторые из них: «Не нужен клад, коли в семье лад» «Согласную семью и горе не берет» ­ Скажите, а может быть человек счастлив только в семье, не взирая на то, что творится  вокруг? (Человек – это часть общества. Существовать вне общества, вне его проблем и  условностей он не может. И быть счастливым отдельно от своего народа  невозможно.) 2. Работа с текстом.  ­ А теперь обратимся к тексту А.П.Чехова (Поскольку текст с пропусками букв и знаков препинания, учитель читает его сам) Семейная идиллия. 1) Из гимназии Никитин шел на частные уроки и когда, наконец, в шестом часу он  возвращался домой, то чувствовал и радость, и тревогу, как будто не был дома целый год.  2) Он вбегал по лестнице, запыхавшись, находил Маню, обнимал ее, целовал и клялся, что  любит ее, жить без нее не может, уверял, что страшно соскучился, и со страхом спрашивал  ее, здорова ли она и отчего у нее такое невеселое лицо. 3) Потом вдвоем обедали.4) Самыми счастливыми днями у него были воскресенья и праздники, когда он с утра до  вечера оставался дома. 5)В эти дни он принимал участие в наивной, но необыкновенно  приятной жизни, напоминавшей ему идиллию. 6)Он, не переставая, наблюдал, как его  разумная и положительная Маня устраивала гнездо, и сам тоже, желая показать, что он не  лишний в доме, делал что­нибудь бесполезное, например, выкатывал из сарая шарабан и  оглядывал его со всех сторон. 7)Манюся завела от трех коров настоящее молочное хозяйство, и у нее в погребе было  много кувшинов с молоком и горшочков со сметаной. (А.П.Чехов) (Вопрос можно задать сразу после чтения заголовка) ­Как вы понимаете заглавие текста? Что такое идиллия? (Идиллия – состояние внутренней и внешней тишины, гармонии,  умиротворенности. ) ­О чем этот текст? Какова его тема? (Изображение семейной жизни Никитиных) ­Какова идея текста? (Идея созвучна с эпиграфом урока ­ Счастлив тот, кто счастлив дома) ­В каком предложении заключена основная мысль текста? (Самыми счастливыми днями у него были воскресенья и праздники, когда он с утра до  вечера оставался дома.) ­ Укажите средство связи между 1 и 2 предложениями. (Личное местоимение) ­ Укажите средство связи между 1 и 2 абзацами. (Личное местоимение ) ­­ Определите тип речи. Обоснуйте свой ответ. (Это повествование. В тексте говорится о действиях, которые сменяются одно  другим, все показано в движении) ­Каков стиль текста? Обоснуйте свой ответ. (Это художественный стиль. Писатель рисует словами конкретные образы.  Использует эпитеты: невеселое лицо, наивная. приятная жизнь ) ­А как вы думаете, Никитин действительно любит свою жену?Что помогает нам понять его нетерпение? ( использование глаголов движения – вбегал, находил, обнимал, целовал, клялся,  уверял, спрашивал. В одном предложении восемь глаголов. Так человек ведет себя,  когда он влюблен) ­Найдите в тексе синоним к слову дом. Почему автор его использует? ( Дом ­Гнездо. В смысле «уютное гнездышко») 3.Задание: Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.(Проверка: один  ученик объясняет вставленные буквы в 1 абзаце, второй – во втором)  ­ Назовите номера сложных предложений, составьте их схемы, дайте характеристику.  Сделайте по вариантам синтаксический разбор. (1, 2, 4, 6, 7) ­Назовите простое осложненное предложение. Чем оно осложнено? (5. осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом) ­ Какую роль играет обособленное обстоятельство в 6 предложении? (Добавочное действие к основному ­ делал(как?) желая показать.)  ­Чем отличаются сложноподчиненные предложения от сложносочиненных? (конкретизация знаний) ­ Можем ли мы определить по тексту, как относится А.П.Чехов к подобной идиллии? (В тексте чувствуется некая ирония.: клялся, страшно соскучился, положительная  Маня, наивная жизнь, Манюся устраивала гнездо. он делал что­нибудь бесполезное…;  автор использует гиперболу: Жить без нее не может) ­ Как вы думаете, какова роль иронии? (­ Все понимают, какова роль семьи в жизни человека. И Чехов показывает, насколько  важно быть счастливым в семье. Однако вряд ли семейная жизнь может быть  идиллией на протяжении долгого времени. Каждой семье суждено пережить и  невзгоды, и горести, и трудности, и разочарования. Ведь не зря говорится: «Жизнь  пройти – не поле перейти»)  ­Чехов иронизирует над мещанством героев, показывает мелочность их интересов.  Для полного счастья недостаточно всего этого, нужно нечто большее) ­ А как вы думаете, что необходимо человеку для полного счастья, и может ли быть  человек абсолютно счастлив? Задание: Прочтите текст4. Итог урока. Оценки. Домашнее задание: Сочинение­рассуждение: «Счастлив тот, кто счастлив дома» или: «Может ли быть счастлив человек в семье,  не взирая на то, что творится вокруг?» (использовать предложения разных видов)