Сложноподчиненное предложение
Оценка 5

Сложноподчиненное предложение

Оценка 5
docx
02.09.2024
Сложноподчиненное предложение
Загрузить.docx

Дата:

Класс: 9

Учитель:

Предмет: Русский язык

 

Тема: «Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи»

 

1.        Контролируемые элементы содержания

 

·           Сложные предложения с разными видами связи между частями

 

2.        Контролируемые умения

 

·           Понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования: осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи, для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей; стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие

 

3.        Проверяемые элементы содержания

 

·           Типы сложных предложений с разными видами связи

·           Нормы постановки знаков препинания в сложных предложениях с разными видами связи

 

4.        Предметные умения

 

·           Распознавать типы сложных предложений с разными видами связи; понимать основные нормы построения сложных предложений с разными видами связи; употреблять сложные предложения с разными видами связи в речи

·           Распознавать предложения с разными видами связи, бессоюзные и союзные предложения (сложносочинённые и сложноподчинённые); характеризовать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих отношений; особенности употребления бессоюзных сложных предложений в речи; выявлять грамматическую синонимию бессоюзных сложных предложений и союзных сложных предложений

 

5.        Личностные результаты

 

·           Проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России

 

6.        Функциональная грамотность

 

·           Понимать чувства, мотивы, характеры героев

 

Тип урока: Урок освоения новых знаний и умений

Библиотека ЦОК: https://m.edsoo.ru/fbaaafc0

 

БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

 

1.        Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

 

1.1    Мотивация на учебную деятельность

 

Величайшее богатство народа – его язык!

Тысячелетиями накапливаются и вечно живут

в слове несметные сокровища человеческой

мысли и опыта.

М. Шолохов

1.2    Актуализация опорных знаний

- Ребята, мы много уже знаем о сложном предложении. Давайте вспомним немного теории.

- Какие предложения называются “ сложными”?

- На какие 2 группы делятся сложные предложения?

- Какие вы знаете союзные предложения?

- Чем отличаются союзные предложения от бессоюзных?

- Какие предложения называются сложноподчиненными?

- Какие предложения называются сложносочиненными?

 

1.3    Целеполагание

 

Как вы думаете, чем мы сегодня займемся? Какая цель у нашего урока? Достигнем ли мы ее?

 

 

2          Освоение нового материала

 

2.1    Осуществление учебных действий по освоению нового материала

 

Слайд ССП, СПП, БСП

-Итак, какие виды сложных предложений мы с вами знаем в плане средст свзи простых в составе сложного? (союзные и бессоюзные)

-на какие 2 группы делятся созные? (ССП и СПП)

 

1.У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, и все они умолкали в ожидании

музыки, потому что она утешает людей, обещает им счастье и славную жизнь.

- Сочинительная и подчинительная:

[ ], и [ ], (потому что )

 

2. Мы услышали: по реке проплыла лодка, и на душе стало легко.

- Бессоюзная и сочинительная:

[ ] : [ ], и [ ]

 

3.Поставь над собой и сто учителей — они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя.

- Бессоюзная и подчинительная:

[ ] - [ ], (если )

4.После обеда, когда солнце находилось в зените, мы решили сделать остановку, но неожиданно наши планы изменились: слишком мало времени было у нас в запасе.

- Сочинительная,подчинительная, бессоюзная:

[ , ( когда... ), ], но [ ] : [ ]

 

3          Применение изученного материала.

 

3.1    Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

 

Перепишите текст, добавив легкость и динамичность сложным предложениям с разными видами связи, заменив подчинительные союзы на бессоюзную связь. Выберите для этого нужный знак!

 

1.      Целый день нас томила жара, и вдруг сразу похолодало, так как подул пронзительный северный ветер.
2.      Небо низко нависло над землей, так что вечер настал неожиданно, и пришлось зажечь свет.
3.      Вдруг где-то звучно и раскатисто пророкотал гром, но молний еще не было видно, потому что гроза была еще далеко.
4.      Если в воздухе запахло влагой, дождя не придется долго ждать, и одно за другим закрылись окна домов.
5.      Когда первые тяжелые капли застучали по листьям, крышам и тротуарам, прохожие достали зонтики и поспешили домой, потому что неуютно на улице в такую непогоду.

 

3.2    Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

 

Расставить знаки препинания в предложениях, указать виды связи.

1)        Под вечер идёшь через перелесок, а беляк сидит на дороге: комары выгнали из леса. (М. Пришвин)

2)        Слышались голоса лесных синичек, а лес ещё не шумел, потому что было очень рано и ветер ещё только- только нарождался вдали. (В.Белов)

3)        Когда миновали обгоревшую сосну и прошёл в пути какой – нибудь час, всё ночное происшествие стало казаться простым сноведением, и даже разговаривать о нём не хотелось. (И. Тургенев)

4)        Народный календарь – уникальное явление русской культуры: в нём нашли своё отражение многовековой опыт наших предков и их наблюдения за всем, что было вокруг: за землёй, водой, небесными светилами и различными стихиями. (по Г. Рыженкову)

3.3    Выполнение заданий в форме ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

 

1)        Выдели в предложении грамматические основы и союзы (союзные слова), связывающие части предложения.

Река, вдоль которой мы пошли, то и дело круто поворачивала то вправо, то влево, так что поблескивающее зеркало её упиралось вдали то в заросли ивняка, то в песчаный обрыв.

 

2)        Заполни пропуски необходимой информацией о предложении.

Река, вдоль которой мы пошли, то и дело круто поворачивала то вправо, то влево, так что поблескивающее зеркало ее упиралось вдали то в заросли ивняка, то в песчаный обрыв.

В предложении … грамматические основы, перед нами … предложение. 1 и 2 части связаны … связью с помощью …. 2 и 3 части связаны … связью с помощью …. Можно утверждать, что это … предложение.

 

3)        Выдели в предложении грамматические основы и союзы (союзные слова), связывающие части предложения.

Наконец нам надоело это, и мы решили уйти от реки по первой дорожке.

4)        Заполни пропуски необходимой информацией о предложении.

 

Наконец нам надоело это, и мы решили уйти от реки по первой дорожке.

 

В предложении … грамматические основы, перед нами … предложение. 1 и 2 части связаны … связью с помощью …. Можно утверждать, что это … предложение.

 

4.        Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

4.1 Диагностика/самодиагностика

Тест

1. Укажите сложное предложение с подчинительной  и бессоюзной связью.

а) Что- то тёплое коснулось Егорушкиной спины: полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой. (А. Чехов)

б) Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперёд. (И. Тургенев)

в) Со мною вот что происходит: мой старый друг ко мне не ходит, а ходят в праздной суете разнообразные не те. (Е. Евтушенко)

г) Чем шире становился Енисей, тем положе делались берега, утихало течение, река усмирялась, катила воды без шума и суеты. (В. Астафьев)

Ответ: б.

 

2. Определите тип предложения (знаки препинания не расставлены).

Но вот закружилась позёмка потащило ветром снег по реке и зазвенели льдины сдерживая порывы ветра.

а) сложносочинённое                                          в) бессоюзное сложное

б) сложноподчинённое                                        г) сложное с разными видами связи

Ответ: г.

 

3Укажите сложное предложение с подчинительной и сочинительной связью (знаки препинания не расставлены).

а) Я смотрел на лодки на японские батареи нигде никакого движения.

б) Нижние паруса которые так и не успели убрать лопнули и обрывки их унесло в темноту.

в) Старшина пошёл сам потому что предводители должны идти первыми когда угрожает опасность.

г) День прошёл тихо но в сумерках они заметили человека бесшумно кравшегося к огромному дереву.

Ответ: б

 

5.        Подведение итогов, домашнее задание

 

5.1    Рефлексия

·           сегодня я узнал…

·           было интересно…

·           было трудно…

·           я выполнял задания…

·           я понял, что…

5.2    Домашнее задание. Найди в текстах разных стилей (научный, публицистический, художественный) сложные предложения с разными видами связи. Что они описывают? Какие виды связи там встречаются? Выдели грамматические основы, союзы, союзные слова, начерти схемы.


 

Скачано с www.znanio.ru

Дата: Класс: 9 Учитель:

Дата: Класс: 9 Учитель:

БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА 1

БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА 1

После обеда, когда солнце находилось в зените, мы решили сделать остановку, но неожиданно наши планы изменились: слишком мало времени было у нас в запасе

После обеда, когда солнце находилось в зените, мы решили сделать остановку, но неожиданно наши планы изменились: слишком мало времени было у нас в запасе

Наконец нам надоело это, и мы решили уйти от реки по первой дорожке

Наконец нам надоело это, и мы решили уйти от реки по первой дорожке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.09.2024