Дата:
Класс: 9
Учитель:
Предмет: Русский язык
Тема: «Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи»
1. Контролируемые элементы содержания
· Сложные предложения с разными видами связи между частями
2. Контролируемые умения
· Понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования: осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи, для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей; стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие
3. Проверяемые элементы содержания
· Типы сложных предложений с разными видами связи
· Нормы постановки знаков препинания в сложных предложениях с разными видами связи
4. Предметные умения
· Распознавать типы сложных предложений с разными видами связи; понимать основные нормы построения сложных предложений с разными видами связи; употреблять сложные предложения с разными видами связи в речи
· Распознавать предложения с разными видами связи, бессоюзные и союзные предложения (сложносочинённые и сложноподчинённые); характеризовать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих отношений; особенности употребления бессоюзных сложных предложений в речи; выявлять грамматическую синонимию бессоюзных сложных предложений и союзных сложных предложений
5. Личностные результаты
· Проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России
6. Функциональная грамотность
· Понимать чувства, мотивы, характеры героев
Тип урока: Урок освоения новых знаний и умений
Библиотека ЦОК: https://m.edsoo.ru/fbaaafc0
БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
1.1 Мотивация на учебную деятельность
Величайшее богатство народа – его язык!
Тысячелетиями накапливаются и вечно живут
в слове несметные сокровища человеческой
мысли и опыта.
М. Шолохов
1.2 Актуализация опорных знаний
- Ребята, мы много уже знаем о сложном предложении. Давайте вспомним немного теории.
- Какие предложения называются “ сложными”?
- На какие 2 группы делятся сложные предложения?
- Какие вы знаете союзные предложения?
- Чем отличаются союзные предложения от бессоюзных?
- Какие предложения называются сложноподчиненными?
- Какие предложения называются сложносочиненными?
1.3 Целеполагание
Как вы думаете, чем мы сегодня займемся? Какая цель у нашего урока? Достигнем ли мы ее?
2 Освоение нового материала
2.1 Осуществление учебных действий по освоению нового материала
Слайд ССП, СПП, БСП
-Итак, какие виды сложных предложений мы с вами знаем в плане средст свзи простых в составе сложного? (союзные и бессоюзные)
-на какие 2 группы делятся созные? (ССП и СПП)
1.У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, и все они умолкали в ожидании
музыки, потому что она утешает людей, обещает им счастье и славную жизнь.
- Сочинительная и подчинительная:
[ ], и [ ], (потому что )
2. Мы услышали: по реке проплыла лодка, и на душе стало легко.
- Бессоюзная и сочинительная:
[ ] : [ ], и [ ]
3.Поставь над собой и сто учителей — они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя.
- Бессоюзная и подчинительная:
[ ] - [ ], (если )
4.После обеда, когда солнце находилось в зените, мы решили сделать остановку, но неожиданно наши планы изменились: слишком мало времени было у нас в запасе.
- Сочинительная,подчинительная, бессоюзная:
[ , ( когда... ), ], но [ ] : [ ]
3 Применение изученного материала.
3.1 Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
Перепишите текст, добавив легкость и динамичность сложным предложениям с разными видами связи, заменив подчинительные союзы на бессоюзную связь. Выберите для этого нужный знак!
1. Целый
день нас томила жара, и вдруг сразу похолодало, так как подул пронзительный
северный ветер.
2. Небо низко нависло над землей, так что вечер
настал неожиданно, и пришлось зажечь свет.
3. Вдруг где-то звучно и раскатисто пророкотал
гром, но молний еще не было видно, потому что гроза была еще далеко.
4. Если в воздухе запахло влагой, дождя не
придется долго ждать, и одно за другим закрылись окна домов.
5. Когда первые тяжелые капли застучали по
листьям, крышам и тротуарам, прохожие достали зонтики и поспешили домой, потому
что неуютно на улице в такую непогоду.
3.2 Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни
Расставить знаки препинания в предложениях, указать виды связи.
1) Под вечер идёшь через перелесок, а беляк сидит на дороге: комары выгнали из леса. (М. Пришвин)
2) Слышались голоса лесных синичек, а лес ещё не шумел, потому что было очень рано и ветер ещё только- только нарождался вдали. (В.Белов)
3) Когда миновали обгоревшую сосну и прошёл в пути какой – нибудь час, всё ночное происшествие стало казаться простым сноведением, и даже разговаривать о нём не хотелось. (И. Тургенев)
4) Народный календарь – уникальное явление русской культуры: в нём нашли своё отражение многовековой опыт наших предков и их наблюдения за всем, что было вокруг: за землёй, водой, небесными светилами и различными стихиями. (по Г. Рыженкову)
3.3 Выполнение заданий в форме ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)
1) Выдели в предложении грамматические основы и союзы (союзные слова), связывающие части предложения.
Река, вдоль которой мы пошли, то и дело круто поворачивала то вправо, то влево, так что поблескивающее зеркало её упиралось вдали то в заросли ивняка, то в песчаный обрыв.
2) Заполни пропуски необходимой информацией о предложении.
Река, вдоль которой мы пошли, то и дело круто поворачивала то вправо, то влево, так что поблескивающее зеркало ее упиралось вдали то в заросли ивняка, то в песчаный обрыв.
В предложении … грамматические основы, перед нами … предложение. 1 и 2 части связаны … связью с помощью …. 2 и 3 части связаны … связью с помощью …. Можно утверждать, что это … предложение.
3) Выдели в предложении грамматические основы и союзы (союзные слова), связывающие части предложения.
Наконец нам надоело это, и мы решили уйти от реки по первой дорожке.
4) Заполни пропуски необходимой информацией о предложении.
Наконец нам надоело это, и мы решили уйти от реки по первой дорожке.
В предложении … грамматические основы, перед нами … предложение. 1 и 2 части связаны … связью с помощью …. Можно утверждать, что это … предложение.
4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков
4.1 Диагностика/самодиагностика
Тест
1. Укажите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью.
а) Что- то тёплое коснулось Егорушкиной спины: полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой. (А. Чехов)
б) Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперёд. (И. Тургенев)
в) Со мною вот что происходит: мой старый друг ко мне не ходит, а ходят в праздной суете разнообразные не те. (Е. Евтушенко)
г) Чем шире становился Енисей, тем положе делались берега, утихало течение, река усмирялась, катила воды без шума и суеты. (В. Астафьев)
Ответ: б.
2. Определите тип предложения (знаки препинания не расставлены).
Но вот закружилась позёмка потащило ветром снег по реке и зазвенели льдины сдерживая порывы ветра.
а) сложносочинённое в) бессоюзное сложное
б) сложноподчинённое г) сложное с разными видами связи
Ответ: г.
3. Укажите сложное предложение с подчинительной и сочинительной связью (знаки препинания не расставлены).
а) Я смотрел на лодки на японские батареи нигде никакого движения.
б) Нижние паруса которые так и не успели убрать лопнули и обрывки их унесло в темноту.
в) Старшина пошёл сам потому что предводители должны идти первыми когда угрожает опасность.
г) День прошёл тихо но в сумерках они заметили человека бесшумно кравшегося к огромному дереву.
Ответ: б
5. Подведение итогов, домашнее задание
5.1 Рефлексия
· сегодня я узнал…
· было интересно…
· было трудно…
· я выполнял задания…
· я понял, что…
5.2 Домашнее задание. Найди в текстах разных стилей (научный, публицистический, художественный) сложные предложения с разными видами связи. Что они описывают? Какие виды связи там встречаются? Выдели грамматические основы, союзы, союзные слова, начерти схемы.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.